Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние различных видов музыки на организм человека.

Георгий Никишов

Русская музыка как зеркало русского самосознания

Проблема национального самосознания стала особенно актуальной сейчас, на исходе ХХ столетия, когда усилилась тенденция всемирного масштаба по нивелированию специфических культурных особенностей регионов земного шара, вплоть до уничтожения культурных отличий наций, народов и народностей, живущих в этих регионах. А поскольку национальная специфика, прежде всего, есть категория духовной культуры (материальная сторона культуры детерминирована духовной первоосновой), то разрушению подвергнутся глубинные основы культуры и, в первую очередь, национальное самосознание.

Таким образом, в случае реализации данной тенденции последствия будут катастрофическими по следующей причине. Всемирная история вплоть до настоящего времени представляется как история развития широкого спектра различных культур. На раннем этапе истории это были разнообразные родоплеменные культуры. Затем, по мере объединения племён, начали развиваться культуры народностей, народов, а в Новое время – наций и в Новейшее время – регионов (европейская, африканская, латино-американская на Западе, русская, китайская, индийская и др. на Востоке). Развитие происходило благодаря взаимодействию культур: их борьбе и взаимовлиянию. Не будет различий – не станет борьбы и взаимовлияния – остановится развитие. Наступит конец Истории.

Естественным ответом на искусственно усиливаемую тенденцию разрушения культур становится сопротивление обрекаемых на уничтожение культур. Стержень сопротивления – национальное самосознание.

По нашему мнению, национальное самосознание складывается из самосознания отдельных людей данной национальности и формируется, в свою очередь, соответствующей национальной средой. Самосознание отдельного человека несуть продукт ума, а суть продукт чувства. Что это означает? Это означает, что самосознание формируется не рационально-логически, не с помощью ума (в коре больших полушарий мозга), а в глубинах сознания и даже подсознания (в подкорковых областях мозга), оно эмоционально и на его становление влияет множество факторов интуитивного и чувственного восприятия. В русском языке это обозначается очень ёмким словом душа. Сущность самосознания с трудом поддается словесной формализации (то есть человек чувствует, но точно выразить не может). Человек может называть себя русским, французом, греком. Но определить истинную национальную принадлежность возможно только после наблюдения за чертами характера, манерой (стереотипом) поведения, мышления и множества других признаков.

В связи с описанным механизмом большая роль в формировании самосознания принадлежит музыке как одному из наиболее информационно ёмких видов духовной культуры. Музыка, обладая специфическим языком информации (музыкальным, внепонятийным), способна выразить такие черты национально характера и, следовательно, наиболее обобщённые, не поддающиеся понятийной формализации (выявленные лишь на уровне интуитивного восприятия) черты национального самосознания, которые недоступны другим видам духовной деятельности. В этом смысле музыка действительно становится зеркалом национального самосознания. И чем выше уровень духовного начала в той или иной национальной культуре, тем более объёмным и неискажающим становится это зеркало. Последнее в полной мере относится к русской музыке, отражающей самобытную русскую культуру, выражаемую в русском национальном самосознании.

Изучение русской музыкальной культуры, её становления и развития на протяжении двух с половиной тысячелетий помогает выявить такие существенные нюансы исторического процесса, которые подчас ускользают из поля зрения исторической науки и вспомогательных исторических дисциплин. А самое главное – более полно осознать специфические особенности национального характера, обнаружить его корни (генезис) и более целостно сформулировать основные черты русской культуры.

На основании вышеизложенной позиции кратко рассмотрим древний период исторического пути русской музыки, которая в диалектическом единстве была и есть одновременно продуктом и двигателем русской культуры (наряду с другими элементами культуры). Наше пристальное внимание к музыке в данном контексте обусловлено тем, что именно в музыкальной культуре, которая формируется на уровне чувства ( в подсознании) наиболее стойко сохраняются наиболее характерные национальные особенности.

Обратимся к истокам, когда около трех тысяч лет тому назад наши предки стали заселять лесостепь междуречья Днепра и Дона, а затем осваивать Среднерусскую равнину. Этот процесс способствовал укреплению родоплеменной общины в экстремальных условиях жизнедеятельности и хозяйствования, а в дальнейшем закреплению общинных принципов в союзах племен и государственности. Вырабатывались и будущие национальные черты характера: приспособляемость к сложным природным условиям, смекалка, взаимовыручка (товарищество), нестяжательство, ответственность, искренность и душевность в общении, жертвенность, стойкость, терпимость и др. Именно в этот древнейший период складываются характерные особенности русской музыкальной культуры, её ладовые, жанровые и метро-ритмические структуры (несимметричный ритм). В древнейший период истории нашего народа, как установили историки материальной культуры, было три момента взлёта культуры наших предков:

1. VI – IV в.в. до н.э., когда строились крепости и процветала торговля хлебом с греческой колонией Ольвия (Геродот называет наших предков сколотами); память об этом периоде сохранилась только в русско-украинско-белорусских сказках как фрагменты древнего эпоса о трёх царствах (они отмечены и Геродотом): на этой основе позднее возник былинный эпитет киевского князя – Владимир Красное Солнышко.

1. II – IV в.в. н.э., когда благодаря подъёму экспортного земледелия стала быстро развиваться социальная структура. Подъём этого периода отражают киевские клады римских монет, римская хлебная мера – в русской транскрипции “четверик”, сохранившаяся до 1924 года, “века Трояни” в “Слове о полку Игореве” и др.

1. VI – IX в.в. н.э. – образование Киевского государства.

В рамках этих трёх моментов закладывались основы будущей культурной неповторимости русского народа. Наиболее фундаментальными для развития всей культуры в этом процессе были элементы музыкального творчества.

Музыкальная культура (в том числе и культовая) Древней Руси развивалась исключительно в рамках народного творчества, была синкретической (сочетающей творца и исполнителя в одном лице) и преимущественно вокальной. Инструментальная музыка использовалась большей частью как прикладная для сопровождения танцев и танцевальных обрядов. Передача мелодий и наигрышей была исключительно изустной. А поскольку сохранялся синкретический принцип музицирования, оставался простор для импровизации, то и не было потребности для изобретения нотописи. Греческие инструменты (флейты, кифары) хотя и были сначала заимствованы, но не привились и вскоре были заменены на свои национальные (свирель, гусли, гудок, роги из рогов дикого тура и др).

Судя по отечественным, европейским, арабским и другим документальным источникам, Древняя Русь (название распространилось с VI века н.э., до этого русы назывались полянами, которые известны с I тысячелетия до н.э.; читаем у Нестора: “Поляне, якоже ныне зовомая Русь”) уже обладала устойчивыми культурными традициями, и союз прарусских племён был настолько могущественным, что единственный в этом ареале устоял в VI в н.э. под натиском аварских племён. Большую роль в сохранении “нравственной крепости” сыграло сформировавшаяся музыкальная культура, без которой не мыслился ни быт, ни обрядовые действа. Именно в этот период закрепилось основополагающее качество русской культуры ( и её зеркала – музыки): открытость для сторонних культурных ценностей, переработка их своим могучим духовным потенциалом и создание нового более высокого качества такого уровня, при котором первоисточник становится бледной тенью. При этом – тщательный отбор: то, что подходит для русской культуры, перерабатывается и духовно обогащается, то, что не подходит – не воспринимается и отбрасывается.

В прозападной историографии бытует устойчивый миф о культурной отсталости языческой Руси (наряду с мифами о культурной отсталости Православной Руси, допетровского русского государства и т.п. вплоть до нашего времени. Такое антирусское мифотворчество охватывает все стороны русской жизни; о лжи об России в военно-политических вопросах – см. статью В. Балаева в настоящем номере). Если это так, то чем можно объяснить то обстоятельство, что, находясь под сильным греческим влиянием во времена Геродота, наши предки не огречились, а оседавшие на днепровском торгу ( в будущем Киеве) греки обрусевали (равно как и позднее прибывшие из Византии церковные иерархи, монахи, художники)? Почему не помнят нынешние греки свои мифы и легенды, а мы их знаем по пересказам историков? У нас же до сих пор поют песни тех языческих времён: “А мы просо сеяли”, “Во поле берёзонька стояла” и др. Потому что русская культура более высокой духовности, болееустойчивая и задушевная!

Да и позднее, римляне, завоевав Дакию, упёрлись в Траяновы Валы и дальше не продвинулись. Это с их-то цивилизованной военной организацией! И высококультурный Константинополь неоднократно брали “на щит” русские “варвары”. Но не сравнивали его с землёй, не разоряли, а “честно и тихо“ забирали компенсацию за военные расходы, заключали торговый договор и уходили обратно на Русь, говоря: “Вашего нам не надо и мы к вам не придём, если не будете обижать наших гостей (купцов)”.

Подобные коллизии встречаются на протяжении всей нашей истории, но всегда реально побеждает более высокий и нравственно более человечный уровень нашей культуры. Потому что в основании её заложены и устойчиво сохраняются общинные принципы, то есть соборность. На этих принципах и сформировано русское национальное сознание, а также его зеркало – русская музыка, главный принцип которой: не себя в музыке показать, а дать другим благо и душевную крепость.

Уже в языческую пору музыкальная культура Руси занимает главенствующее место в быту и культовых обрядах. Для пахарей – земледельцев, боровшихся в сложнейших природных условиях за выживание рода-племени, эмоциональный настрой давала именно музицирование. И вот что знаменательно: формы музицирования, ладовая, тематическая и жанровая организация музыки оказались настолько совершенными, что сохранились до нашего времени и помогают (наряду с археологическими памятниками) восстанавливать характер жизнедеятельности наших предков того времени. Основная тематика песен связана с природой и обрядами. Это лирические песни (сольные и хоровые), календарные песни, пляски, сопровождаемые пением, колыбельные, плачи, причитания и др. Общинное начало отразилось в природе исполнения: пение большей частью было хоровым, характерны длительные распевы слогов в лирических песнях. Для них же характерна несимметричность структуры, которая наряду с нечётным метром придавала исполнению свободу и простор для импровизации (благодаря свободному, на нечётных долях распределению акцентов). Разнообразны были и приёмы вокализации, что отразилось в более поздней, уже профессиональной терминологии (см. Г. А. Никишов. Христофор. Ключ знаменной. 1604.- М.: Музыка, 1983; раздел Исследование).

Народные песни (как и пляски) исполнялись на лоне природы, так как сама природа боготворилась и обожествлялась. Это естественно, ибо после великих трудов русский человек всегда искал единения с природой, с землёй, которая родит всё. Подобное боготворение природы редко встречается у народов мира.Пожалуй, ещё у индусов и некоторых других народов. Но у древних русичей, да и позднее, у нас, русских, отношение к природе наиболее трепетное и душевное. Отсюда, вероятно, и обострённое чувство понятия Родина (место рождения), а не термина отечество, который пришёл к нам с Запада в XVIII в.

В лирических песнях спустя тысячелетия сохранились для нас былые места поклонения матушке-природе: Горы Воробьёвские, Бел-Горюч камень, Конь-камень и др. И отзвуки тогдашних верований: “Не одна, да, во поле дороженька”(к священному месту), “Во поле берёзонька стояла” (с описанием обряда заклинания), “Ой, во поле липенька”, “Ой, на горе дуб”, “Ой, да ты, калинушка” (священные деревья); “Ты взойди, солнце красное” (отголосок поклонения Яриле, Световиду, ибо тепло – это пища, урожай)…

Многие из лирических песен пелись хором. Но больше всего хоровое пение характерно для обрядовых песен. Вероятно, именно в языческий период в народном песенном творчестве развилось многоголосие уникального характера – так называемое подголосочное многоголосие (полифония) в отличие от европейской полифонии имитационного склада, развившейся позже, в период позднего средневековья. Суть русского многоголосия заключается в следующем : средний голос (как правило, баритон или альт) поёт основную мелодию, а более высокие и низкие голоса подпевают, т.е. исполняют свободные, часто импровизированные варианты главной мелодии. Поэтому, как правило, всякое новое исполнение хором данной песни отличается от предыдущего характером подголосков. Это очень существенный момент, характерный только для русской народной песни…

Хоровое пение использовалось и в ритуальных обрядах, особенно во время, непосредственно предшествовавшее принятию христианства на Руси. Особое воздействие хоровое пение оказывало на молящихся в языческих храмах. Вот как описывает арабский путешественник Аль Масуди службу в языческом храме за 60 лет до принятия христианства (вероятно, в северных районах Руси): ”Были в земле славянской священные здания. Одно находилось на высокой горе. Это здание славно по архитектуре – положению камней разного рода и цветов, – и по звукам, раздающимся сверху здания, наконец, по тому, что бывает с людьми, когда эти звуки поражают их слух”. Подобного эффекта можно достичь именно при хоровом исполнении. И.И. Срезневский полагал, что пели на хорах. Восторженные отзывы о высоком культурном уровне Древней Руси имеются во многих памятниках того времени. Относятся они в первую очередь к указанным выше трём периодам расцвета государственности на территории будущей Киевской Руси, когда военные (как сухопутные, так и морские) успехи наших предков сделали их равными с самой могущественной державой той эпохи – Византией. Понятие культуры здесь употреблено в широком смысле, включая земледельческую культуру, позволившую в сложнейших условиях выращивать такой урожай, который позволял его излишками подкармливать древние Грецию и Рим, а позднее и Византию. Всё это опровергает миф о культурной отсталости языческой Руси. Наоборот, культура Руси этого периода уже оформилась, обрела устойчивость и неповторимость. Воздействие её на окружающий мир было неотразимым, а крепость и устойчивость обеспечивались общинным характером самосознания. Поэтому так называемое “классовое расслоение”, которое уже началось в языческой Руси, приняло иные формы и характер, нежели в Европе. Зеркало этих процессов – музыкальная культура – создала такие образы, которые дожили до нашего времени и не потеряли своей духовной ценности.

После Х в. начался новый период развития Древней Руси. Поворотным моментом стало принятие христианства. Вокруг этого эпохального для нашей Родины события до сих пор бытует немало спекулятивных политизированных версий. Но одна из версий стойко пропагандируется: хоть и приняли наши предки христианство, но культурную отсталость сохранили. Потому де, и христианство у них не такое как у всех, искажена де сущность учения Христа, невежами второсортными эти русские остались во всём. Неграмотные были – спасибо грекам, просветили. Жили в безвластии – спасибо варягам, помогли создать государственность И живопись, архитектуру, и музыку взяли от Византии. Тёмный де народ, ничего сами не могут… Несмотря на то, что все эти версии многократно и аргументировано опровергаются настоящими учёными, исказители истории не унимаются.

К моменту принятия Православия русская культура, как было показано выше, уже обрела национальную самобытность, а по уровню духовности превосходила культуры окружающих народов. Процесс принятия Православия имел довольно продолжительный подготовительный период, а выбор государственной религии был сделан руководством страны осознанно. Многобожие стало в определённой степени тормозом в укреплении государственности. Как показала дальнейшая история России, принятие Православия само по себе ещё не решило проблемы государственной стабилизации. Тем не менее, в некоторые судьбоносные периоды нашей истории монотеизм сыграл позитивную роль (XIV, XVII века).

Вместе с новой религией пришла на Русь и новая музыка. Причём музыка, которая потребовала профессионального исполнения. Задача церкви как посредника между Богом и людьми – одухотворять Слово Божие, поэтому музыка в служебном ритуале играет ведущую роль. Даже обычное чтение во время службы Евангелия или Псалтыриомузыкалено. Это оказалось близким по духу русской музыкальной культуре (см. выше). Однако было два “но”.

Первое – чужой язык. Второе – чуждая музыкальная интонация. Более того, крещение начало проводиться силой (традиция, сохранившаяся у наших властей до настоящего времени). Важное государственное дело забуксовало. Письменные памятники отразили трагические коллизии этого мучительного процесса. На начальном этапе крещения, отчасти из-за чуждости языка, отчасти из-за командных способов его внедрения, русским самосознанием не было воспринято. И пришлось греческим иерархам осваивать русскую речь, готовить национальные кадры, переводить Евангелие, кондаки, стихиры, тропари, ирмосы и пр. на русский язык.

С первым “но” справились. А второе “но” преодолела музыкальная культура Руси, русское национальное самосознание. В результате внешние формы были сохранены, но переработаны и наполнены новым, уже русским содержанием. Так, византийский (греческий) унциал, положенный в основу древнерусского алфавита, образовывал иные по смыслу слова. Поэтому при подстрочном переводе (а иного не может быть при переводе канонических текстов) изменялось количество слогов, менялось ритмическое содержание строфы, метрика. Мелодия греческого текста не подходила для русского перевода, и её пришлось изменить. А менялась она как раз на традиционной базе русской народной музыки. После этого дело воцерковления народа пошло успешней.

Более того, вскоре возникло многоголосие, не известное в то время византийской церковной практике. И оно, несомненно, было подголосочного склада. В церкви появилась русская профессиональная музыка, достигшая наивысшего расцвета к XVI веку. И она была русской национальной. Да и Православие греческого толка в итоге стало Русским Православием. А использованные для записи византийские нотные знаки, сохранившие внешнюю схожесть с греческим прототипом, превратились в самобытную русскую систему певческой музыкальной записи. Но это уже тема особой статьи.

Таким образом, исследование русской музыкальной культуры позволяет подходить к исследованию нашего национального самосознания с близких позиций, поскольку и музыка, и самосознание суть не продукт ума, а продукт чувства.

Георгий Никишов

Влияние различных видов музыки на организм человека.

Что такое звук? Звук представляет собой определенную вибрацию, волнуили энергиюв пространстве.
Вся Вселенная была создана Звуком. Согласно Библии: «Вначале было Слово», при помощи которого Бог творил нашу Вселенную. В индийской философии высшее мировое начало – Нада Брахман – воплощено в звуке, это зародыш всего сущего. Иудаизм подчеркивает «Словом Бога сотворены небеса». Согласно теории физиков Вселенная возникла приблизительно 14 млрд. лет назад в результате грандиозного большого Взрыва, т.е. посредством Звука и Света!
Вся Вселенная пронизана звуком, светом, ритмическими пульсациями Солнца, Луны, планет, звезд, галактик. И все это воздействует на воздух, воду, землю, все живые организмы, в том числе и на человека. И сам человек производит различные звуки, которые оказывают полярное воздействиена него и окружающую среду.

Швейцарский ученый Ханс Йенни изучал воздействие звукана неорганическую материю, в том числе и на воду Под воздействиемзвука капелькаводы, вибрируя, принимала форму трёхмерной звезды или двойного четырехгранника в кругах. Чем выше была частота вибрации, тем сложнее были формы. Но как только звук стихал, красивейшие образования снова становились по форме капелькой воды.

Японский учёный профессор Эмото Масару проводил эксперименты по воздействиюна воду различной музыки, молитв, нецензурных выражений, положительных и негативных высказываний.

Опыты Эмото Масару показали, что результатом воздействия духовной иклассической музыки, молитв и слов несущих положительную энергетику, является образование в обычной воде снежинок поразительной красоты. Напротив, при воздействии рок музыки, нецензурных выражений, слов, несущих отрицательную энергетику, в обычной воде кристаллическая структура не образовывалась вовсе, а предварительно хорошо сформированная кристаллическая структура воды разрушалась. Структура воды копирует энерго-информационное поле, в котором она находится, а мы на 90 % состоим из воды.

Положительная или отрицательная энергетика звуков речи или музыкального произведения воздействует на весь организм целиком, вплоть до структуры клеток. Российские ученые под руководством П.П. Гаряева с сотрудниками Института общей генетики доказали, что ДНК воспринимает человеческую речь. Если человек в своей речи использует нецензурные выражения, его хромосомы начинают менять свою структуру, в молекулах ДНК начинает вырабатываться своего рода отрицательная программа, которую можно назвать «программой самоликвидации», и это передается потомкам человека. Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному излучению мощностью в тысячу рентген!
И наоборот: под воздействием молитв и слов, несущих положительную энергетику ускоряется рост растений и восстанавливается геном семян пшеницы и ячменя после радиационного разрушения. Причем, на положительный, высокодуховный смысл речи растительные геномы реагировали адекватно, независимо от того, какой язык использовался – английский или русский.
Параметры звука
По характеру колебательных движений звуки делятся на две группы –тоны и шумы. Если колебание совершается ритмично, то есть через определенные промежутки времени повторяются одинаковые фазы звуковой волны, то образующийся при этом звук воспринимается как музыкальный тон.
Любой звук имеет физические параметры: силу, частотность и тембр. Чередования звуков в определенной последовательности имеют и еще один параметр - ритм
Сила звука. Зависит от величины амплитуды колебаний. Чем больше амплитуда, тем звук сильнее, и, наоборот, чем меньше размах колебаний, тем меньше сила звука.

Таблица дает конкретное представление об уровне силы звука.

Уровень интенсивности разных звуков в децибелах
Звук дб
Едва слышимый звук (порог слышимости) 0
Шепот около уха 25-30
Речь средней громкости 60-70
Очень громкая речь (крик) 90
Рёв взлетающего авиалайнера 120
На концертах рок и поп музыки в центре зала 106-108
На концертах рок и поп музыки у сцены 120

За увлечение громкой музыкой, особенно модной в наше время, многие тысячи подростков расплачиваются приобретенной тугоухостью. В середине XX века во многих странах были установлены санитарные и охранные нормы, ограничивающие громкость музыки, предел допустимой громкости составил 85-90 дб. Однако нет в нашей стране закона, который бы защищал посетителей дискотек и рок-концертов, где сила звука часто превышает 85 децибел. Человек, который ежедневно в течение 15 минут подвергается оглушению звуком в 110 децибел, повредит свой слуховой аппарат всего за несколько лет. В среднем фанаты рок-музыки за год бывают на 18 концертах и просиживают по 400 часов перед мощными звуковыми динамиками. Для такого потока звуков волосяные клетки во внутреннем ухе не приспособлены и, при отсутствии пауз для отдыха, они отмирают. Воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков разрушительно - подобную музыкуспециалисты называют "музыкой-убийцей", "звуковым ядом".
Доктор Дэвид Липскомб из звуковой лаборатории университета Теннеси ещё в 1982 г. сообщал, что 60% студентов, поступающих в университет, имеют существенные расстройства слуха в высокочастотной области, то есть обладают слухом пожилых людей. Ухудшение слуха из-за шума относится к неизлечимым заболеваниям. Восстановить поврежденный нерв хирургическим путем практически невозможно.
Громкость звука - не физический параметр - это интенсивность слухового ощущения. Громкость, как и всякое другое ощущение, нарастает и падает значительно слабее, чем интенсивность звука. Установлено, что увеличение интенсивности звука на 10 дб, то есть в 10 раз, сопровождается увеличением громкости всего лишь в 2 раза. Однако к чересчур громкому звуку невозможно привыкнуть. Утверждения тех, кто живёт рядом с аэродромом, будто они привыкли к реву реактивных моторов, в действительности — заблуждение. Со временем грохот как бы “исключается” из сознания, однако слуховой аппарат, тем не менее, реагирует на каждый поднимающийся в воздух самолет. Регулярное и длительное воздействие производственного шума в 85-90 децибел приводит к появлению тугоухости.
Ткачихи, кузнецы, водители поездов в метро и обслуживающий персонал аэродромов — постоянные пациенты врачей, занимающихсявосстановлением слуха— это издержки профессии. Сейчас к этим пациентам активно присоединяются школьники и студенты. Это уже издержки моды: мальчики и девочки с наушниками от плейера или сотового телефона. Постоянно слушая плейер можно заболеть. Поэтому, если вдруг у ученика пропадает сон, он становится вялым и апатичным, или у него даже появляются рвота, — нужно отобрать у него наушники и отвести к отоларингологу.
Что же помогает повысить остроту слуха? Во-первых, сознательное ограничение громкости источников шума (телевизора, музыкального центра, радио). При особо шумных соседях или наличии рядом с домом постоянного источника шума (аэродрома, производства, бара или кафе) надо как можно больше давать отдых ушам и для этого подойдут самые простые наушники, только не включенные, без звука. Во-вторых, чаще бывайте на природе (но не в шумной компании с шашлыками!) - напряженное вслушивание в тишину повышает остроту слуха.
Частотность. Зависит от частоты колебаний звучащего тела и измеряется количеством полных колебаний в секунду. Воспринимаемый человеком диапазон: от 15-16 Гц до 20000-22000 Гц. Выше 22000 Гц – ультразвук – человеческое ухо не воспринимает, но влияние ультразвука человек ощущает. Ниже – инфразвук. Он так же не воспринимается ухом, но происходит воздействие на весь организм. Лучший для восприятия диапазон 800-2000 Гц. Собственная частота барабанной перепонки – 1000 Гц.
Бесконтрольное воздействие ультразвука опасно – происходит повреждение внутренних органов, кровоизлияния, отеки, воспаления, артриты. Даже обычные акустические гитары, несмотря уже на электрические, при длительной игре могут издавать ультразвуки. При воздействии ультразвука в мозгу происходят биохимические реакции, аналогичные уколу морфия.
Инфразвук действует на центральную нервную систему. Частота «работы» головного мозга примерно 8 Гц. Инфразвуки такой же частоты рано или поздно вызывают в нервных клетках резонанс. «Игра» частотами ускоряет сердечный пульс, увеличивает количество адреналина в крови, вызывает искусственное возбуждение. Воздействие низких частот в сочетании со световыми вспышками с частотой 6 –8 Гц лишает человека глубины восприятия. При частоте 25 Гц вспышки света совпадают с частотой биотоков мозга, и человек может терять контроль над своим поведением.
Современная музыка стилей рок, хип-хоп, металл, «коммерческая музыка – попса и другие пишутся на низких частотах. Исследования показали, что звуки низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие на человека. они вызывают упадок сил, депрессию или воспринимаются как угрожающие, например грохот землетрясения, сход лавины, гром, разрушение здания. Повторяющийся ритм и низкочастотные звуки бас-гитары оказывают огромное влияние на состояние спинномозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показателя самоконтроля резко ослабевают или полностью нейтрализуются.

Напротив, звуки высокой частоты в благоприятном для человека диапазоне влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, вызывают радость и хорошее настроение. Высокочастотные звуки активизируют мозговую деятельность, улучшают память, стимулируют процессы мышления, в то же время снимая мышечное напряжение и производя различную балансировку вашего тела.
Послеисследования музыки, написанной различными композиторами, французский отоларинголог Альфред Томатис выяснил, что музыка Моцарта в наибольшей степени содержит в себе высокочастотные звуки, подзаряжающие и активизирующие мозг. Очень полезно слушать голоса птиц, звуки природы. Также важен расширенный речевой диапазон (от 60 до 6000 Гц) потому, что речь представляет собой сложные сигналы, которые помимо основных тонов содержат еще много кратных им по частоте гармоник. Наш родной русский язык в этом смысле очень перспективный, потому что включает как очень низкие, так и очень высокие частоты. Область американского и английского гораздо уже.

Тембр. Тембром, или окраской звука, называют то его свойство, благодаря которому можно отличить друг от друга звуки одной высоты и силы, но издаваемые разными источниками. Если взять одну и туже ноту на трубе, скрипке и рояле, в каждом случае получается свой характерный звук, отличающийся своей окраской, неповторимостью звучания.
В природе чистые тоны почти не встречаются. Все звуки, в том числе и музыкальные, состоят из ряда простых звуков. В музыкальных звукахразличают основной тон и ряд добавочных тонов, или обертонов, обертоны и придают звукам тембровую окраску.
Количество и сила обертонов зависят в основном от величины и формы резонаторов, которые участвуют в образовании данного звука. Именно поэтому мы различаем звуки, издаваемые различными музыкальными инструментами, голосами людей, животных и птиц.
Ритм. Самое универсальное определение этого слова принадлежит Платону: "Ритм - это порядок в движении". Мы живём учитывая самые различные ритмические системы: смена дня и ночи, циклы времен года, приливы и отливы, лунные циклы – месяцы, биение сердца и многое другое.
О положительном и отрицательном воздействии ритма знали в древности. В прошлом веке смертная казнь осуществлялась на площадях под громкий, жесткий, однообразный ритм барабанов с целью вызвать страх. Мистерии в честь фригийской богини Кибелы проходили под оглушающие удары барабанов, приводившие жрецов к самооскоплению и другим видам самоистязания. Барабанным грохотом доводили себя до исступления и вакханки на празднествах в честь Диониса.
При ритме кратном 1,5 удара в секунду в сопровождении мощных сверхчастот (15-30 герц), человек испытывает экстаз; в 2 удара в секунду при тех же частотах входит в наркотическое состояние.
В середине 60-х годов в Америке появляютсяпоп-группы, причисляющие себя к разряду «Acid-Rock» - /кислота/. Для написания и исполнения данного вида было необходимо употребление наркотиков. С 90-х годов «кислота» или «драйв» (drive) предназначается для танцев. Основой данного направления является ритм с тремя темповыми делениями: 120; 150 и 300 ударов в минуту.
Американские нейрохирурги уже несколько лет изучают так называемыйритмический токсикоз — болезнь, которой страдают белые подростки, активно слушающиерок и поп-музыку. При этом, афроамериканцы не испытывают практически никакого дискомфорта, поскольку ритмы этой музыки у них в крови. Что же до белых, то, как показывают исследования, более органичной для них является музыка классическая, учитывающая естественные биологические ритмы. Большинство произведений Моцарта, Вивальди, Баха имеют идеальный ритм – 60 ударов в минуту, что соответствует естественному, здоровому биению сердца.

При сочетании большой силы звука, низкой частотности и жесткого ускоренного ритма со световыми вспышками частотой 6-25 Гц в организме происходят необратимые процессы:
- происходит выделение в организме стрессгормонов, которые уничтожают в мозгу часть информации, в результате чего происходит деградация личности;
Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?» и «Какой теперь год?» И ни один из опрошенных не ответил на них.
- вызывается резонанс клеточных структур организма, в результате чего возникает состояние, аналогичное приему наркотиков или алкоголя;
- происходит перебивание пульса человеческого сердца и рассогласование работы нервной системы и эндокринных желез;
- вызывается эффект кавитации (молекулы воды в тканях разогреваются, вода начинает разрывать окружающую живую материю);
- происходит повреждение внутренних органов, кровоизлияния, отеки, артриты;
- оказывается отрицательное воздействие на центральную нервную систему.
Зафиксированы факты суицидов после рок концертов, а драки и агрессивное поведение давно уже никого не удивляют. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Громкость, частота и ритм достигли разрушительной силы настолько, что в 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции рухнул деревянный мост, а группа “Пинк Флойд” сумела разрушить мост в Шотландии. А концерт этой группы на открытом воздухе привёл к тому, что в соседнем озере всплыла оглушённая рыба.
Однообразные, пульсации басов в ритме «Дельта», совпадающей с частотой "дельта-волн" головного мозга, которые бывают в состоянии сна, глубокого транса и комы, присущие клубной, дискотечной техно-музыке, изменяют ритмы мозговой деятельности. Итальянские ученые пришли к заключению, что музыка в стиле «Хаус» способствует временному возникновению импотенции.

У поклонников хэви-метал выявлена меньшая выраженность познавательных потребностей, склонность к суициду, а также положительное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, беспорядочному, или извращенному сексу и антисоциальным поступкам. Жанр "heavy metal"с сексуально-агре

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...