Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика официально-делового стиля речиОфициально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых, служебных и производственных отношений. Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации – реализуется в таких официальных документах, как законы, постановления, указы, заявления и др. Основные черты официально-делового стиля: - точность формулировок; - неличный характер; - стандартизованность, стереотипность построения текста; - долженствующе-предписывающий характер. Точность формулировок проявляется в употреблении специальной терминологии (юридическое лицо, установить должностной оклад и др.), в однозначности нетерминологической лексики (вынести порицание, принять условия вашего предложения и др.). Типичная особенность деловой речи – ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов. Неличный характер выражается в том, что в деловой речи отсутствуют формы глаголов 1 и 2-го лица (приглашаю, приглашаешь и др.) и личные местоимения 1 и 2-го лица единственного числа (я, ты). Формы глаголов и местоимений часто используются в неопределенно-личном значении (мы хотели бы пригласить вашего представителя и др.). Употребляются собирательные и отглагольные существительные (выборы, граждане, оружие, предварительное рассмотрение, обеспечение контроля и др.), а также отыменные предлоги (в целях, по линии и др.). Стандартизованность характеризуется обилием устойчивых оборотов деловой речи (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу и др.). Такие конструкции, необходимые для выражений типовых ситуаций, упрощают составление документов. Предписывающий характер побуждает к использованию глаголов со значением долженствования и взаимосвязанных инфинитивов (вменяется, надлежит, запретить использовать, обязан выполнять и др.), кратких форм прилагательных (должен, ответствен идр.). Синтаксис официально-делового стиля отражает безличный характер речи. В предложениях используется строго определенный порядок слов, преобладают безличные и инфинитивные конструкции, сложные предложения. Важнейшее требование к языку документа – объективность и "беспристрастность" изложения фактов, поэтому все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, в них нет изобразительных средств языка. Общие сведения о документе Документ–деловая бумага, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо. Документы классифицируют по следующим параметрам: по выполняемым функциям, по содержанию и назначению, по степени конфиденциальности. Среди многочисленного разнообразия документов важное место в жизнедеятельности человека занимают как личностные документы(заявление, характеристика, резюме, автобиография, расписка, соглашение и др.),так ислужебные: организационные(уставы, положения, правила, инструкции и др.);распорядительные(приказы, распоряжения, постановления, решения и др.);информационно-справочные(акты, протоколы, отчеты, письма, телеграммы, факсы, докладные и служебные записки и др.) Составление разнообразных документов требует определенных знаний, умений и навыков. Многие из них создаются на основе существующих ГОСТов, которые регламентируют общие нормы оформления, т.е. представляют техническую сторону документа. Содержательная сторона – это авторская деятельность, так как имеющиеся в делопроизводстве образцы не всегда соответствуют конкретной ситуации и конкретным целям. Основные признаки документации Тип и стиль создаваемого документа обусловлен конкретными задачами делового общения. Каждому жанру документа соответствует определенная форма с набором реквизитов, располагающихся в строгой последовательности. Реквизиты – это обязательные признаки, установленные законом или распорядительными положениями для отдельных видов документов. Именно реквизиты обеспечивают фактологическую достоверность и узнаваемость официальных бумаг. Наиболее частотные реквизиты – адресат, адресант, название жанра документа, заглавие к тексту документа, список приложений, подпись, дата. В служебной документации используется типовой состав реквизитов, которые наносят на бланк документа в соответствии с приложениями к ГОСТу. Языковая культура официально-деловой речи включает в себя владение текстовымии языковыми нормами. Текстовые нормы – нормы, регулирующие схему документа, закономерности его построения. Языковые нормы – нормы, регулирующие закономерности отбора языкового материала, который обеспечивает языковое наполнение определенной схемы документа. Важным признаком современной документации является унификация, то есть приведение документов к единообразию форм, структуры и языковых конструкций. Особенность унификации языка деловых бумаг заключается в формировании системы стандартных языковых моделей, отражающих типовые ситуации делового общения. Стандартизация письменной деловой речи – одна из главных черт официально-делового стиля. Процесс стандартизации заключается, с одной стороны, в использовании готовых словесных формул, стандартных синтаксических моделей (на основании принятого решения, по линии сотрудничества и взаимной помощи и др.), с другой – в повторяемости одних и тех же слов, оборотов, конструкций, в отказе от использования выразительных средств языка. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |