Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Найдите речевые ошибки (нарушения лексических норм) в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде, объяснив тип ошибки.

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Филиал РГУПС в г.Туапсе

 

Кафедра «Гуманитарные и экономические дисциплины»

Контрольная работа

по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

вариант № ___

уч. шифр 12-КПБ-1256

группа КПБ-1-005

Ф.И.О. Иваненко М.Е.

Преподаватель: канд. филол. наук, доцент Е. А. Белоусова

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Вариант 1

Найдите речевые ошибки (нарушения лексических норм) в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде, объяснив тип ошибки.

1. Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, шапочки.

2. Подавляющее количество заданий было выполнено.

3. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.

4. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

5. Учитель литературы поведал о жизни и творчестве писателя.

6. После тяжелого приступа больной начал отходить.

7. На школьном собрании остро стоял вопрос о дисциплине старшеклассников.

8. Ночь, наступившая среди бела дня, не могла не навести ужаса на суеверных людей XII века.

9. Прятаться чужие широкие спины – дело недостойное.

 

2. Просклоняйте числительное:1234.

 

3. Подберите определения, правильно согласовав их в роде с приведенными ниже словами (пользуйтесь словарем).

Рояль, фамилия, бра, мышь, картофель, кофе, рельс, тюль, какаду.

Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа (пользуйтесь словарем).

Апельсин, баржа, ботинок, валенок, ампер, головня, грамм, башкир, бурят, грузин.

5. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. Объясните свой вариант ответа.

1. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

2. Учитывая возрастающее количество въезжающих в страну туристов, было решено упростить порядок оформления виз.

3. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

4. По окончанию школы я могу идти на второй курс института.

5. Потерпевшего Юрия соседи утверждают, что около полудня в квартире был слышен шум.

Составьте и напишите объяснительную записку по поводу вашего опоздания на работу.

Объясните значения следующих иноязычных по происхождению слов, поставьте в этих словах ударение (пользуйтесь словарем).

Абстракция, амплуа, дилемма, клише, кулуары, меморандум, мораторий, прецедент.

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

Владимир Варламович а для меня дядя Володя зан...мал квартиру рядом с нашей. (По)видимому от бе(з,с)детности он и жена его меня бал...вали и я часто бывал у них дома. Мне нравилась его внушительная атл...тич...ская фигура а так(же) когда он разг...варивая со взрослыми пер...ходил на могучее оперное похохатывание озн...чавшее смех...творность того или иного утверждения собеседн...ка. Я тогда не знал что это оперное похохатывание и думал что он сам его из...брел.

Так мы жили д...статочно друж...ски и мирно пока (не)задолго до их переезда на новую квартиру (не)случилось событие заставившее меня ст...ронит(?)ся наших соседей.

Определите стилистическую принадлежность текста. Дайте анализ всех признаков этого стиля в данном тексте.

В произведениях художественной литературы может встретиться лексика жаргонная и арготическая. Жаргонные и арготические слова являются вторым наименованием явлений, уже имеющих общепринятое литературное название, например: буза вместо беспорядок, шамать вместо есть. Жаргонные и арготические слова находятся за пределами литературного языка. Они используются в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания нужного колорита. Жаргонные и арготические слова составляют ничтожный процент по отношению к лексике общенародного языка. Они засоряют язык.

 

Вариант 2

Найдите речевые ошибки (нарушения лексических норм) в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде, объяснив тип ошибки.

1. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.

2. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей.

3. Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании».

4. Она пришла в цветистом платье.

5. Я мыслю, что сдам экзамены.

6. Проблемам словообразования посвящена настоящая статья.

7. Необходимо довести до сведения всех учеников о проведении общего собрания.

8. Нельзя всех мерить под одну гребенку.

9. Получить фиаско может каждый спортсмен.

 

2. Просклоняйте числительное: 2345.

 

3. Подберите определения, правильно согласовав их в роде с приведенными ниже словами (пользуйтесь словарем).

Кафе, туфля, шимпанзе, пальто, метро, мозоль, табель, купе, фойе.

 

Составьте и напишите доверенность на получение вашей зарплаты на имя коллеги.

Объясните значения следующих иноязычных по происхождению слов, поставьте в этих словах ударение (пользуйтесь словарем).

Ландшафт, лейтмотив, маринист, приоритет, ратификация, эксцентричный, фимиам, щепетильный.

Вариант 3

Составьте и напишите расписку о том, что вы получили некую сумму денег в долг.

Объясните значения следующих иноязычных по происхождению слов, поставьте в этих словах ударение (пользуйтесь словарем).

Апофеоз, кардинальный, геноцид, экслибрис, эфемерный, антагонизм, элегичный, интервенция.

Вариант 4

Вариант 5

Федеральный закон

«Об актах гражданского состояния»

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий федеральный закон определяет:

- органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;

- порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;

- порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг);

- порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния;

- порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг).

Статья 2. Законодательство об актах гражданского состояния

1. Законодательство об актах гражданского состояния состоит из настоящего Федерального закона, основывающегося на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при регистрации актов гражданского состояния учитываются нормы, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: Данный текст относится к официально-деловому стилю, поскольку представляет собой статью Федерального закона, а официально-деловой стиль функционирует как раз в сфере законодательства и делопроизводства. В тексте неоднократно используется канцелярская лексика и речевые обороты — регистрация актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения, в случаях предусмотренных... и др. Все слова данного текста употреблены в прямых значениях, что является неотъемлемым признаком официально-делового стиля. Вместе с тем в тексте отсутствуют образные, эмоционально-оценочные лексические средства. Наблюдается большое количество сложных предложений и предложений с обособленными конструкциями (например, последнее предложение). Ряды однородных членов предложения (перечисления) в данном тексте также встречаются довольно часто.

 

Текст 2.

А. И. Солженицын

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ РОССИЮ

Посильные соображения

БЛИЖАЙШЕЕ

Часы коммунизма – свое отбили,

Но бетонная постройка его еще не рухнула,

И как бы нам, вместо освобождения, не рас-

плющиться под его развалинами.

МЫ - НА ПОСЛЕДНЕМ ДОКАТЕ

Кто из нас теперь не знает наших бед, хотя и покрытых лживой статистикой? Семьдесят лет, влачась за слепородной и злокачественноймарксоволенинской утопией, мы положили на плахи или спустили под откос бездарно проведенной, даже самоистребительной, «Отечественной» войны – треть своего населения. Мы лишились своего былого изобилия, уничтожили класс крестьянства и его селения, мы отшибли самый смысл выращивать хлеб, а землю отучили давать урожай, да еще заливали ее морями-болотами. Отходами первобытной промышленности мы испакостили окружности городов, отравили реки, озера, рыбу, сегодня уже доконечно губим последнюю воду, воздух и землю, еще и с добавкой атомной смерти, еще и прикупая на хранения радиоактивные отходы с Запада. Разоряя себя для будущих великих захватов под обезумелым руководством, мы вырубили свои богатые леса, выграбили свои несравненные недра, невосполнимое достояние наших правнуков, безжалостно распродали их заграницу. Изнурили наших женщин на ломовых неподымных работах, оторвали их от детей, самих детей пустили в болезни, в дикость и в подделку образования. В полной запущи у нас здоровье, и нет лекарств, да даже еду здоровую мы уже забыли, и миллионы без жилья, и беспомощное личное бесправие разлито по всем глубинам страны, - а мы за одно только держимся: чтоб не лишили нас безуемного пьянства.

Но так устроен человек, что всю эту бессмыслицу и губление нам посильно сносить хоть и всю нашу жизнь насквозь – а только бы кто не посягнул обидеть, затронуть нашу н а ц и ю! Тут – уже нас ничто не удержит в извечном смирении, тут мы с гневной смелостью хватаем палки, камни, пики, ружья и кидаемся на соседей поджигать их дома и убивать. Таков человек: ничто нас не убедит, что наш голод, нищета, ранние смерти, вырождение детей – что какая-то из этих бед первей нашей национальной гордости.

И вот почему, берясь предположить какие-то шаги по нашему выздоровлению и устройству, мы вынуждены начинать не со сверлящих язв, не с изводящих страданий – но с ответа: а как будем с нациями? В каких географических границах мы будем лечиться или умирать? А уже потом – о лечении.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. Приведенный текст можно с уверенностью отнести к публицистическому стилю, поскольку он представляет собой обращение к широкому кругу читателей с целью привлечь их внимание к решению общественно важной проблемы — безжалостное уничтожение в годы советской власти человеческих и природных ресурсов нашей страны. Автор текста часто использует такой прием публицистики, как риторические вопросы и восклицания (А как будем с нациями? ….Только бы кто не посягнул обидеть, затронуть нашу нацию! ) Употребляемая в статье лексика разных стилей также указывает на принадлежность текста к публицистическому стилю: влачась, недра, бесправие — книжная лексика; испакостили, отшибли — разговорная. Солженицын для передачи своих идей использует образные средства языка — метафоры (беспомощное личное бесправие разлито по всем глубинам страны) и эпитеты (лживая статистика, слепородная и злокачественная утопия). При помощи указанных речевых средств автору удается воздействовать на слушателей и формировать общественное мнение.

 

Текст 3.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ

Что такое манипулирование?

Наибольшую опасность для граждан и демократического устройства представляет использование СМИ для политического манипулирования – скрытого управления политическим сознанием и поведением людей целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это – не «ложь во спасение», а корыстные действия. Манипулирование, без должной борьбы с ним, может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.

Манипулирование как способ социального управления, с точки зрения тех, кто его осуществляет, имеет ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами управления сознанием и поведением людей. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения политических противников.

ОРАТОРЫ

….Самая лучшая торжественная речь, которую я когда-либо слышала, была произнесена скромным бородатым человеком, инспектором уездного училища, по случаю открытия физического кабинета.

Кабинет был оборудован на славу: на стене висело изображение уха в разрезе, на полке стояла змея в спирту и лейденская банка.

Оратор встал на фоне уха, под самой змеей, и окинул толпу орлиным взором. Толпа – два учителя, батюшка, городской голова, человек двенадцать мальчишек и я.

- Господа, - начал оратор. – Еще с незапамятных времен, когда дикие кочевья скифов оживляли унылые степи спаленного солнцем ковыля и осокоря… вернее, даже несколько позже … гм… Всеволод Большое Гнездо… оставим Всеволода, скажу просто: когда татары, тяжким игом своим надавившие на святую Русь, и в тысячу сто одиннадцатом году в битве при Калке… да и не в битве при Калке это было, а значительно позже. В юность Иоанна Грозного, вот когда. Когда Сильвестр и Адашев мудрыми советами своими направляли будущего свирепого царя на… да и вовсе не во времена Иоанна Грозного это было, а вернее, что при Петре Великом, при великом нашем реформаторе, зажегшем свой фонарь от европейской свечи, и который, как поется в народной песне:

Сам с ружьем, с солдацким братом,

Сам и пушку заряжал…

Труден был путь молодого царя, но Петр не унывал, Петр… но при чем тут Петр? Тут, скорее, Екатерина, мудрая правительница, матушка Екатерина, одним взмахом пера уничтожившая взятки. Окруженная блестящей плеядой сотрудников, преимущественного из высшего общества, Екатерина великая… да и не при Екатерине все это было, господа, не при Екатерине, а вернее, что при императоре Павле Первом… да позвольте, - вдруг совсем простым бытовым тоном обратился оратор в сторону учителей и батюшки, - позвольте: когда к нам в последний раз попечитель приезжал?

- Два года тому назад, - отвечали учителя. – Как раз два года.

- Ну так вот, - радостно продолжал оратор. – Вот уже, значит когда! Еще два года тому назад возник вопрос о том, что нашему училищу необходим физический кабинет. Вот теперь, после долголетних трудов и хлопот, мы его и открыли.

С какой завистью жала я его руку!

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. Рассказ Н. А. Теффи — образец художественной литературы, значит текст относится к стилю художественной литературы. Выразительность текста создается множеством художественных приемов. Это эпитеты (скромный бородатый человек, великий реформатор, мудрая правительница), передача речи героев, описание места события и даже ирония (Кабинет был оборудован на славу: на стене висело изображение уха в разрезе, на полке стояла змея в спирту и лейденская банка. Оратор встал на фоне уха, под самой змеей, и окинул толпу орлиным взором. Толпа – два учителя, батюшка, городской голова, человек двенадцать мальчишек и я.) Писателю удается при помощи этого текста воздействовать на читателя через создание целостного художественного образа.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Филиал РГУПС в г.Туапсе

 

Кафедра «Гуманитарные и экономические дисциплины»

Контрольная работа

по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

вариант № ___

уч. шифр 12-КПБ-1256

группа КПБ-1-005

Ф.И.О. Иваненко М.Е.

Преподаватель: канд. филол. наук, доцент Е. А. Белоусова

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Вариант 1

Найдите речевые ошибки (нарушения лексических норм) в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде, объяснив тип ошибки.

1. Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, шапочки.

2. Подавляющее количество заданий было выполнено.

3. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.

4. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

5. Учитель литературы поведал о жизни и творчестве писателя.

6. После тяжелого приступа больной начал отходить.

7. На школьном собрании остро стоял вопрос о дисциплине старшеклассников.

8. Ночь, наступившая среди бела дня, не могла не навести ужаса на суеверных людей XII века.

9. Прятаться чужие широкие спины – дело недостойное.

 

2. Просклоняйте числительное:1234.

 

3. Подберите определения, правильно согласовав их в роде с приведенными ниже словами (пользуйтесь словарем).

Рояль, фамилия, бра, мышь, картофель, кофе, рельс, тюль, какаду.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...