Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные мифы как основа манипулирования

В современном мире теория и практика политического манипулирования получила достаточно глубокую научную разработку и практическое применение.Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.

Мифы составляют фундамент всей иллюзорной картины миры, создаваемой манипуляторами. Так, основой коммунистической системы манипулирования выступали мифы о частной собственности как о главном источнике социального зла, о неизбежности краха капитализма и торжества коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии, о единственно верном социальном учении – марксизме – ленинизме.

В США, по мнению американского профессора Герберта Шиллера, главными идеями, утверждающими господство правящей элиты, выступают пять социальных мифов: об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; о нейтралитете важнейших политических институтов (конгресса, суда и президентской власти), а также СМИ; о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству и потребительству; об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; о плюрализме СМИ, которые в действительности, несмотря на их обилие, контролируются крупными рекламодателями и правительством и представляют собой единую индустрию иллюзорного сознания.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. На то, что текст написан в научном стиле указывает в первую очередь большое количество содержащихся в нем терминов (манипулирование, индивидуальная свобода, политический институт), а также преобладание существительных в именительном и родительном падежах. В тексте много сложных предложений и обособлений различных видов (первые два абзаца текста), предложений с вводными конструкциями (начало последнего абзаца). К признакам научного стиля можно отнести строгость, четкость, лаконичность и логичность изложения материала, использование слов в прямых значениях и отсутствие образных эмоционально-оценочных средств.

Текст 4.

 

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

В. Рымарь

ВЫПЕЙ ЯД И УМРИ!

Доктор Мыльников уже ложился спать, как вдруг раздался звонок в дверь. Доктор вздрогнул от неожиданности и замер. На крыльце стоял мужчина в длинном темном плаще и шляпе.

- Кто вы такой, и что вам нужно? – спросил хозяин. Он явно не спешил открывать дверь.

- Прошу прощения, мне нужен доктор Юрий Мыльников. У меня к нему дело.

- Но почему в такой поздний час? – снова спросил хозяин. – Кто-нибудь умирает?

- Пока нет. Но именно в этом все дело, - ответил неизвестный.

- Хм…интересно…подождите одну минуту.

Доктор подошел к маленькому шкафу в стене и включил какой-то прибор, стоящий в нем. Затем он вернулся к входной двери, щелкнул замком и быстро отошел назад.

Дверь открылась, и посетитель вошел в дом.

- Вы один в доме? – спросил вошедший.

- Да. Я один.

- Ну что ж, думаю мы с Вами сможем быстро…- начал пришелец и вдруг замолчал: он увидел в руке доктора пистолет, направленный прямо на него.

- Может быть, мы с вами и сможем быстро…- уверенно произнес доктор, - но я вас предупреждаю: у меня хорошая реакция, и я неплохо стреляю.

- Ну что Вы, что Вы! – незнакомец слегка побледнел.- У меня мирные цели… Я к вам по делу.

- Хорошо, проходите, говорите, какое у Вас ко мне дело.

- Я бизнесмен. Во всем остальном я хочу оставаться инкогнито. Если Вы отвергните мою просьбу, я сразу уйду.

- Хорошо, я Вас слушаю, - ответил хозяин.

-Короче говоря, мне нужен яд. Яд, который нельзя обнаружить в организме человека обычным способом. И я Вас прошу продать мне немного такого яду. ..

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. Приведенный фрагмент рассказа представляет собой диалог, а в форме диалога чаще всего реализуется разговорный стиль речи. Содержание беседы — частный разговор с целью наладить общение в неофициальной обстановке. Реплики диалога — это короткие, простые, часто неполные предложения (Да. Я один...), среди которых много вопросительных и восклицательных (Кто вы такой и что вам нужно?). В тексте встречаются междометия и эмоциональные возгласы — хм; ну что вы! Можно наблюдать также свободный порядок слов в предложениях и наличие в них вводных конструкций (короче говоря).

Текст 5.

Н. А. Тэффи

ОРАТОРЫ

….Самая лучшая торжественная речь, которую я когда-либо слышала, была произнесена скромным бородатым человеком, инспектором уездного училища, по случаю открытия физического кабинета.

Кабинет был оборудован на славу: на стене висело изображение уха в разрезе, на полке стояла змея в спирту и лейденская банка.

Оратор встал на фоне уха, под самой змеей, и окинул толпу орлиным взором. Толпа – два учителя, батюшка, городской голова, человек двенадцать мальчишек и я.

- Господа, - начал оратор. – Еще с незапамятных времен, когда дикие кочевья скифов оживляли унылые степи спаленного солнцем ковыля и осокоря… вернее, даже несколько позже … гм… Всеволод Большое Гнездо… оставим Всеволода, скажу просто: когда татары, тяжким игом своим надавившие на святую Русь, и в тысячу сто одиннадцатом году в битве при Калке… да и не в битве при Калке это было, а значительно позже. В юность Иоанна Грозного, вот когда. Когда Сильвестр и Адашев мудрыми советами своими направляли будущего свирепого царя на… да и вовсе не во времена Иоанна Грозного это было, а вернее, что при Петре Великом, при великом нашем реформаторе, зажегшем свой фонарь от европейской свечи, и который, как поется в народной песне:

Сам с ружьем, с солдацким братом,

Сам и пушку заряжал…

Труден был путь молодого царя, но Петр не унывал, Петр… но при чем тут Петр? Тут, скорее, Екатерина, мудрая правительница, матушка Екатерина, одним взмахом пера уничтожившая взятки. Окруженная блестящей плеядой сотрудников, преимущественного из высшего общества, Екатерина великая… да и не при Екатерине все это было, господа, не при Екатерине, а вернее, что при императоре Павле Первом… да позвольте, - вдруг совсем простым бытовым тоном обратился оратор в сторону учителей и батюшки, - позвольте: когда к нам в последний раз попечитель приезжал?

- Два года тому назад, - отвечали учителя. – Как раз два года.

- Ну так вот, - радостно продолжал оратор. – Вот уже, значит когда! Еще два года тому назад возник вопрос о том, что нашему училищу необходим физический кабинет. Вот теперь, после долголетних трудов и хлопот, мы его и открыли.

С какой завистью жала я его руку!

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. Рассказ Н. А. Теффи — образец художественной литературы, значит текст относится к стилю художественной литературы. Выразительность текста создается множеством художественных приемов. Это эпитеты (скромный бородатый человек, великий реформатор, мудрая правительница), передача речи героев, описание места события и даже ирония (Кабинет был оборудован на славу: на стене висело изображение уха в разрезе, на полке стояла змея в спирту и лейденская банка. Оратор встал на фоне уха, под самой змеей, и окинул толпу орлиным взором. Толпа – два учителя, батюшка, городской голова, человек двенадцать мальчишек и я.) Писателю удается при помощи этого текста воздействовать на читателя через создание целостного художественного образа.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...