Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические механизмы психики

Содержание

Раздел 1

Введение в психологию…………………………………………………………….4

Тема 1. Предмет психологии………………………………………………...4

Тема 2. Методы исследований в современной психологии……………….9

Раздел 2

Личность в деятельности и общении…………………………………………….13

 

Тема 3. Деятельность…………………………………………………………13

Тема 4. Общение……………………………………………………………..18

Тема 5. Личность……………………………………………………………..23

 

Раздел 3

Психические процессы.…………………………………………………………….30

Тема 6. Внимание…………………………………………………………….30

Тема 7. Ощущения……………………………………………………………33

Тема 8. Восприятие…………………………………………………………..37

Тема 9. Память………………………………………………………………..40

Тема 10. Мышление………………………………………………………….46

Тема 11. Воображение………………………………………………………..52

 

Раздел 4

Эмоционально-волевая сфера………………………………………………………56

 

Тема 12. Чувства и эмоции…………………………………………………….56

Тема 13. Воля……………………………………………………………………61

 

Раздел 5

Индивидуально-психологические особенности личности……………………….65

 

Тема 14. Темперамент………………………………………………………….65

Тема 15. Характер………………………………………………………………71

Тема 16. Способности………………………………………………………….76

 


 

Раздел 1Введение в психологию

 

Тема 1Предмет психологии

Общая характеристика

Психология — область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты, закономерности и механизмы психики. Психологию можно также определить как науку, изучающую процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний. Объяснение природы психических явлений всегда было предметом острой борьбы между материализмом и идеализмом. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалисты утверждали, что психику следует рассматривать как явление вторичное, производное от материи.

Согласно теории отражения:

1) психика — свойство мозга, его специфическая функция;

2) психика — отражение объективной действительности;

3) правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение:

· дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

· совершается в процессе активной деятельности личности;

· углубляется и совершенствуется;

· преломляется через индивидуальность;

· носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

Физиологические механизмы психики

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется множеством физиологических механизмов. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи — придают поведению энергию и стремительность, четвертые — приводят в действие мышцы и т. д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и выполнение им жизненно важных функций.

Нервная система функционирует как единое целое. Однако определенные функции приурочены к деятельности определенных её областей: управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений — стволовой частью мозга и мозжечком, сложная психическая деятельность — корой больших полушарий.

Вопрос о взаимоотношениях психических и нервно-физиологических процессов достаточно сложен. Психические свойства, конечно, предполагают нервно-физиологическую деятельность, поскольку являются ее результатом. Однако сами нервно-физиологические процессы не представлены в психическом явлении: психические процессы содержат в себе характеристики внешних объектов (форму, величину, взаимодействие предметов), а не внутренних, физиологических процессов, при помощи которых эта специфическая черта возникает и обнаруживается.

Психика играет реальную, активную, регулирующую роль в рефлекторном акте. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

· прием внешних воздействий;

· преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передачу в мозг;

· декодирование и переработку принятой информации, выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам;

· прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);

· коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи.

Одной из функций головного мозга, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы. Эту работу выполняет механизм анализаторов.

Каждый анализатор состоит из трех основных частей: 1) рецептор — концевой аппарат; 2) проводниковый нервный путь; 3) центральное звено, расположенное в соответствующей зоне коры.

Что такое сознание

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Важнейшими психологическими характеристиками сознания являются:

· включение в сознание совокупности знаний об окружающем мире (в структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания);

· закрепленное в сознании различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»;

· обеспечение целеполагающей деятельности человека;

· включение в состав сознания определенного отношения, к которым относятся прежде всего эмоции и чувства.

Обязательным условием формирования и проявления указанных качеств сознания является язык.

Более низким уровнем психики считают бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; автоматизированные движения; некоторые побуждения к деятельности и т. д.

 

Развитие психики

Важнейшие закономерности психики и существенные психологические факты могут быть поняты только на основе изучения изменений психического отражения на разных ступенях эволюционной лестницы, а также в процессе индивидуальной жизни человека.

Проблема развития психики включает в себя три аспекта изучения:

· возникновение и развитие психики в животном мире;

· возникновение и развитие человеческого сознания;

· развитие психики в онтогенезе человека, то есть от рождения и до конца жизни.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т. д. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Ключевыми понятиями являются понятия раздражимости и чувствительности. Раздражимость — свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей. Чувствительность — способность живых организмов воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них каким-либо образом Чувствительность возникает на базе раздражимости. Она является показателем возникновения психики и свидетельствует о ее первом проявлении.

Наряду с развитием нервной системы важную роль играет характер взаимоотношений животного с окружающей средой. Эти взаимоотношения включают в себя следующие этапы: 1) элементарной чувствительности; 2) предметного восприятия; 3) отражения межпредметных связей (стадии: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная).

Различные формы поведения в онтогенезе также принято обозначать как этапы: 1) инстинкты; 2) навыки; 3) интеллектуальное поведение. Инстинкты — это врожденные формы реагирования на определенные условия среды. Навыки — формы поведения, приобретаемые в результате индивидуального опыта животных. Интеллектуальное поведение — сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков. Интеллектуальное поведение характеризуется “приобретением” новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапного нахождения решения) и т. д.

Развитие психики животных обусловлено исключительно биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает их психику, даже в высших её проявлениях, качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер. Основой перехода к сознанию явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности произошло развитие руки, совершенствовались органы чувств человека, а это, в свою очередь, вело к дальнейшему развитию мозга. Средством общения стала речь, произошли изменения в общественной жизни людей, изменилось их сознание.

 

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1986.

2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.

3. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

4. Общая психология / Под ред. А. В. Петровсого. М.: Педагогика, 1986.

5. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

6. Ярошевский М. Г. Категориальный аппарат психологии // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.

Тема 2

Общая характеристика

Сложность психологических явлений обусловливает своеобразие методов их познания. Выделяют четыре группы методов (по Б. Г.Ананьеву).

Организационные методы:

· сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т. д.);

· лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени);

· комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, которые с помощью разных средств изучают один и тот же объект).

Эмпирические методы:

· наблюдение и самонаблюдение;

· экспериментальные методы;

· психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);

· анализ продуктов деятельности;

· биографические методы.

Методы обработки данных:

· количественный (статистический);

· качественный (дифференциация материала по группам, анализ).

Интерпретационные методы:

· генетический метод (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов);

· структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).

Основные методы психологии

Наблюдение — научный метод исследования, не ограничивающийся простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления.

Основное достоинство этого метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации, не изменяя обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Использование этого метода предполагает наличие программы наблюдения, в которой перечислены все ожидаемые действия и реакции наблюдаемых. Исследователь фиксирует частоту появления этих действий и реакций. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость.

Главным методом психологического исследования является эксперимент. Эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией. Естественный эксперимент протекает в обычных условиях, применяемых при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах.

Основное достоинство эксперимента состоит в том, что исследователь может специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психических явлений от изменяемых внешних условий. Необходим строгий учет условий проведения эксперимента. Участие в эксперименте большого количества испытуемых позволяет установить общие закономерности развития психических процессов. В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент может быть констатирующим (выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества) и обучающим, или формирующим (осуществляется целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств). Эксперимент может быть применен не ко всякой исследовательской задаче, и в этом заключается его существенный недостаток.

К методам психологии можно отнести и метод опроса.Существует несколько методов опроса, среди которых:

· метод беседы (применяется как для первичной ориентировки в проблеме, так и для уточнения выводов, полученных другими методами);

· анкетирование, интервьюирование (предполагают специальное построение опроса по типу социологических анкет с целью получения типичных ответов по большому количеству вопросов);

· метод экспертных оценок (широко применяется в психологии личности и предполагает фиксацию экспертами выраженности более или менее дробных, частных элементов поведения, понятных и однозначных);

· Метод тестов (стандартизованное психологическое испытание, в результате которого предпринимается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом).

Поговорим подробнее о последнем методе. Достоинство тестирования состоит в возможности проведения работы с большим количеством испытуемых. Трудность использования тестов заключается в том, что не всегда удается выявить, как и за счет чего достигнут полученный в процессе тестирования результат.

По качеству тесты делятся на стандартизованные и нестандартизованные. Первые — метрологически обоснованы, надежны. По сути, только их правомерно считать тестами.

По назначению тесты принято делить на общедиагностические, тесты профессиональной пригодности, тесты специальных способностей, тесты достижений. По материалу оперирования — на бланковые, предметные, аппаратурные. В соответствии с количеством одновременно обследуемых людей тесты делятся на индивидуальные и групповые. По комплексности тесты делятся на изолированные тесты и тестовые наборы. По характеру ответов тесты подразделяют на тесты с предписанными ответами и тесты со свободными ответами. По области охвата психического тесты разделяют на тесты личности и интеллектуальные тесты. Тесты личности, в свою очередь, делятся на тесты свободных ассоциаций, тесты самоотчета, или вопросники, астуативные тесты и проективные тесты.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

3. Методы психологических исследований // Курс общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1982.

Тема 3 Деятельность

Общая характеристика

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер: она не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Деятельность — это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Она может быть связана как с созданием материальных ценностей, так и с управленческой, организационной работой, воспитанием и обучением, научным исследованием и т. д.

Анализ структур деятельности показывает, что она осуществляется при сознательном психическом отражении окружающего мира. В любой деятельности человек в той или иной степени осознает цель своих действий, воображает ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, прилагает волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности, переживает успех и неудачи. Таким образом, психика ориентирует человека на ту или иную деятельность и выступает в качестве регулятора. Деятельность порождается потребностью и направляется сознаваемой целью.

Литература

1. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

3. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

4. Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.

Тема 4Общение

Общая характеристика

Общение — одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Это — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

В результате общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства. Из всего обилия трактовок общения можно выделить главные:

· общение — вид самостоятельной человеческой деятельности;

· общение — атрибут других видов человеческой деятельности;

· общение — взаимодействие субъектов.

Структурные компоненты общения

Основными структурными компонентами общения (по Г.М. Андреевой) являются:

· коммуникативная структура (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);

· интерактивная структура (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);

· перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).

Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева, выделяют следующие компоненты коммуникативной деятельности:

· предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект;

· потребность в общении — стремление человека к познанию и оценке других людей, к самопознанию;

· действия общения — единицы коммуникативной деятельности, целостные акты, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия);

· задачи общения — цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

· средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

· продукты общения — образования материального и духовного характера, получаемые в итоге общения.

Интерактивная сторона общения выражается во взаимодействии партнеров при организации и осуществлении совместной деятельности. При этом следует иметь в виду, что интерактивная сторона не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия. Имеют значение мотивы и цели общения каждой из сторон, их взаимодействие. Исследователями установлены следующие виды взаимодействия — содружество, конкуренция, конфликт.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии партнерами друг друга. Основными механизмами взаимопонимания являются:

· идентификация — способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;

· стереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, категориям, стереотипам;

· рефлексия — осмысление субъектом того впечатления, которое он произвел на партнера по общению;

· обратная связь — получение адресатом информации о том, какое взаимодействие он оказал на партнера, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Виды общения

Каждая личность выполняет множество функций — служебные, семейные, бытовые, — что и обусловливает различные виды общения.

Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме, называется формальным. Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом и определено личностными отношениями между партнерами. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего склада личности. Способность к неформальному общению зависит от черт характера личности и владения «техникой общения» (умения устанавливать контакт, видеть и понимать другого и т. д.).

В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие виды общения:

· социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (доклад, лекция и т.п.)

· групповое предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью (общение в процессе труда, обучения и т. п.)

· личностно ориентированное общение, то есть общение одного человека с другим.

Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Однако наряду с речью широко используются и неречевые средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.). В качестве средств общения могут быть использованы знаковые системы (символы математики, нотная запись и т. д.). Таким образом, существуют два вида коммуникации:

· вербальная (в качестве знаковой системы используеся речь);

· невербальная (используются различные неречевые знаковые системы — жесты, мимика, пантомимика).

(А куда девать символы математики, нотную запись и т. д. – см. выше. Ред)

Уровни общения

В психологии принято рассматривать уровни общения. Б. Ф. Ломов предлагает выделить три уровня:

· макроуровень — общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями;

· мезауровень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;

· микроуровень — акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие, мимический акт и др.).

Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает А. Б. Добрович. Он выделяет конвенциальный, примитивный, манипуляционный, стандартизованный, деловой, игровой, духовный уровни общения.

Понятие о языке и речи

Речевая деятельность теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь — могучий фактор психического развития человека, становления его как личности. Под влиянием личности формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируются воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь — процесс общения людей посредством языка. Через слово обозначается предмет, действие, состояние. Со словом связано и представление о предмете или явлении. Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово что-то обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению.

Коммуникация (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым воздействии друг на друга. Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выражения с помощью ограниченного количества речевых знаков — элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) — безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности, правое — влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.

В восприятии речи можно выделить два уровня или две стороны:

· анализ и синтез звуков;

· анализ и синтез смысловых характеристик речи (понимание речи).

Фонема — звук речи в языковой системе. Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3–4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений.

Слово как звуковой сигнал не является простой суммой фонем. За счет разнообразного соединения звуков и акустических переходов между ними слово всегда представляет собой целостный звуковой комплекс. Сигнальная функция речи (понимание ее) реализуется лишь при условии образования в предшествующем опыте соответствующих сигнальных нервных связей. Каждый вид речи отличается от других по направленности и функции, структуре, мере произвольности, анатомо-физиологическим механизмам организации и регулирования, использования вспомогательных неязыковых средств.

Различают следующие виды речи:

· внутренняя — особый вид беззвучной речи, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления;

· внешняя — общение между людьми при помощи разговора или технических устройств;

· письменная — имеет четкий замысел, сложную смысловую программу;

· устная речь (диалогическая и монологическая) протекает в меняющихся условиях и является основным видов вербальной коммуникации.

Основные направления развития речи индивида:

· развитие речи идет от ситуативной к контекстной;

· от речи для других (социализированной) — к речи для себя (эгоцентрической);

· от функции коммуникации — к функциям планирования и регулирования действий;

· осознание речи происходит лишь в школьный период в процессе обучения.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.

2. Добрович А. Общение: наука и искусство. М.: Знание, 1978.

3. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958

4. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. СПб.: ИГУП,1999.

5. Руденский Е. В. Социальная психология. М.: Изд-во ИНФРАМ, 1998.

Тема 5Личность

Общая характеристика

Человек, развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, постепенно становится личностью — субъектом познания и активного преобразования мира, общества и самого себя. В психологии существует множество определений личности:

· «Личность — субъект и объект общественных отношений» (А. Г. Ковалев)

· «Личность — субъект деятельности» (А. Н. Леонтьев)

· «Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (К. К. Платонов)

· «Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» (С. Л. Рубинштейн)

В отечественной психологии традиционно разделяют понятия индивид, личность, индивидуальность.

Индивид — отдельное живое существо, представить биологического вида. Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью. Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, качествах познавательных процессов, способностях и т. д.

Структура личности

Отечественные психологи считают, что личность — это не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.

Основу личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности. Структура личности по С. Л. Рубинштейну включает в себя три блока:

· направленность, проявляющаяся в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении;

· знания, умения, навыки, приобретаемые в процессе жизни и познавательной деятельности;

· индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в характере, темпераменте, способностях.

Структура личности по К. К. Платонову состоит из четырех подструктур:

· подструктура направленности, объединяющая моральные черты личности;

· подструктура социального опыта, включающая в себя знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения;

· подструктура форм отражения (психологическая), охватывающая индивидуальные особенности отдельных психологических процессов, которые формируются в социальной жизни;

· подструктура биологически обусловленная, объединяющая типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Структура личности по К. К Ковалеву включает в себя:

· направленность (определяет отношение человека к действительности);

· возможность (систему способностей);

· характер (определяет стиль поведения личности в социальной сфере);

· систему упражнений (обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков жизни и деятельности).

А. В. Петровский разделяет структуру личности на следующие подсистемы:

· внутрииндивидуальную (интраиндивидную), в которую входит системная организация ее индивидуальности;

· интериндивидную, в которой личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, а групповое выступает в конкретной форме проявлений личности;

· метаиндивидуальную (надиндивидуальную), суть которой составляют «вклады» в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности.

Самосознание личности

Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов. В результате такого развития формируется образ собственного «Я».

Образ «Я» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ «Я» включает в себя:

· когнитивный компонент — представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.;

· эмоционально-оценочный компонент — переживание отношения к себе (самокритичность, самоуважение, себялюбие и т. д.);

· поведенческий (волевой) компонент — стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус и т. д.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это — наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности, поскольку личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек начинает переоценивать себя в определенных ситуациях, не имея на то достаточных оснований. Чрезмерно низкая самооценка может стать причиной развития так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения, тревожности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой — попытку снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе, соответственно, — снижается.

Исследования уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по их содержанию, позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.

Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах:

· развитие личности, его процесс и результат;

· целенаправленное воспитание личности.

Единство психологического и педагогического подходов образуют нерасторжимое единство.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.

3. Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

5. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

6. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

7.Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

Раздел 3 Психические процессы

Тема 6 Внимание

Общая характеристика

Среди психических явлений особое место занимает внимание: оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. Внимание является неотъемлемой частью психических процессов, характеризует динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности (теория установки Д. И. Узиадзе).

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях. Это — организация форм психического отражения, включающая в себя их регулирование и контроль.

Направленность пси<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...