Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление как деятельность и решение мыслительных задач

Решение мыслительной задачи обычно проходит четыре этапа: возникновение проблемы, построение различных гипотез возможного решения и его проверка. В активный мыслительный процесс личность вовлекается ав результате появления той или иной проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, что он должен достигнуть.

Под проблемой обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики:

· цель (ориентировочную основу для решения задач);

· условия, в которых задается данная цель;

· потребность в достижении цели;

· недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.

Нет проблем там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для одного человека, не составляет проблемы для другого.

От осознания проблемы человек переходит к принятию решения. Само решение выступает как поиск недостающего звена. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача. Задача — это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее удалось хотя бы предварительно и приблизительно выделить известное и неизвестное (искомое).

Большое значение для решения задач имеет подсказка или промежуточная задача. Причем особенно важно, на каком этапе решения дается такая задача.

Выделяют два типа мыслительных действий, характерных для решения задач:

· ориентировочные действия (анализ условий, возникновение гипотезы);

· исполнительные действия (выбор приемов решения задач);

· нахождение ответа (сверка решения с исходным условием).

Мыслительная деятельность, связанная с внезапным решением проблемы, называется эвристикой. Эвристика — наука, изучающая продуктивное творческое мышление.

Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно (по П. Я. Гальперину):

1. Ориентация в задании.

2. Получение полной системы указаний и системы внешних признаков, на которые следует ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.

3. Действие формируется в громкой речи. Большое значение приобретает не только знание условий, но и понимание их.

4. Этап формирования действий во внешней речи про себя.

5. Формирование действий во внутренней речи. Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интерполяцию действий. Это переход "извне внутрь».

Мыслительные операции

Мышление включает в себя ряд операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи:

· сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;

· анализ связан с расчленением сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

· синтез неотделим от анализа: они, как правило, осуществляются одновременно;

· абстракция (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, искусственных;

· обобщение проявляется в мысленном объединении предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Логические формы мышления

К формам мышления относятся понятие, суждение, умозаключение:

· понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов (понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными);

· суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо (суждения бывают истинными и ложными);

· умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии:

индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему;

дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Виды мышления

Существует несколько видов мышления:

наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления;

наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представление и образы;

абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета. Оно выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

Взрослый человек не пользуется каким-то одним видом мышления: все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой задачи требует словесных обобщений.

Качества ума

Среди многих качеств личности, составляющих ее своеобразие, существенное значение имеют качества ума. Они выражаются в своеобразии умственных способностей человека и влияют на особенности его умственной деятельности.

Умственные способности — совокупность тех качеств, которыми отличается мышление данного человека:

глубина ума — умение устанавливать самые основные, существенные связи;

гибкость и подвижность ума — привлечение к решению конкретного вопроса многообразных знаний, умение легко образовать новые сочетания, новые отношения;

логичность — способность устанавливать отношения анализа-синтеза, последовательно анализировать ход событий;

доказательность и критичность — умение обосновывать решения, регулировать сам процесс мышления во всех его звеньях.

 

 

Литература

1. Выготский Л. С. Мышление и речь: В 2 т. М.: Педагогика, 1982.

2. Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шорохой. М.: Наука, 1966.

3. Мышление: процесс, деятельность, обучение / Под. ред. А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1982.

4. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.

5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981.

Тема 11 Воображение

Общая характеристика

Человек может представить себе не только те предметы и явления, которые он ранее воспринимал, но и те, с которыми он никогда не сталкивался. Иначе говоря, человек может воспринимать ранее пережитое и воображать нечто неизведанное.

Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации. Воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Человек может также создавать образы объектов реально существующих, но не встречающихся в его личном опыте. Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мысленный отход за пределы воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» прошлое. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая система деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. Участие воображения в процессе труда тем значительнее, чем больше творчества в этом труде.

Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. Особое значение в создании образов имеет мировоззрение личности. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности. Воображение, как и восприятие, память, мышление — познавательный процесс. Специфика его состоит в переработке прошлого опыта, и в этом отношении оно неразрывно связано с памятью. Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия. Воображение тесно связано с мышлением. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, а основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Виды воображения

В психологии принято различать два вида воображения: пассивное (непроизвольное, произвольное) и активное (воссоздающее и творческое):

непроизвольное пассивное воображение характеризуется тем, что человек создает образы без всякого намерения со своей стороны (сновидения, грезы);

произвольное пассивное воображение характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель представить что-либо и сознательно направляет работу своего воображения исходя из имеющегося у него замысла;

воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа. В этом случае человек наполняет исходный материал имеющимися в его распоряжении образами;

творческое воображение предполагает создание образов, вещей, признаков, не имеющих аналогов.

Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, то это объективно новое и для данного человека и для других людей. Если же образы, идеи повторяют ранее созданные, то являются субъективно новыми, оригинальными для данного лица (он не знал о существовании аналогичных результатов).

Деление воображения на творческое и воссоздающее в некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Особым видом творческого воображения является мечта, связанная с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения:

· возникновение творческой идеи;

· «вынашивание» замысла;

· реализация замысла.

Образы воображения

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений;

гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей.

схематизация — соединение отдельных представлений, при котором различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче, а также в процессе непреднамеренного воображения. Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению с действительностью. Выделяют реалистическое воображение, которое отражает действительность, предвосхищает события, и фантастическое воображение, не совпадающее с действительностью.

Литература

1. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. // Собр. соч.: В т. 2. М.: Педагогика, 1982.

2. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецниереба, 1972.

3. Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...