Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сигнальная и регулирующая функция чувствЧеловеческие эмоции, преобразованные социальными условиями существования, выполняют важнейшие функции — сигнальную и регулирующую. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют поведение человека, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды. То, как относится человек к объекту своего чувства, какое именно личное отношение выражено в данном случае, представляет собой количественное содержание этого чувства. Основные качества чувств — необходимый и своеобразный признак эмоционального отношения личности к объекту. Положительное эмоциональное отношение человека к фактам его жизни вызывают те объекты и явления, которые способны удовлетворить пробудившуюся потребность или дать надежду на ее удовлетворение. Отрицательное эмоциональное отношение вызывает те факторы, которые мешают, препятствуют удовлетворению потребности. Кроме того, в отношении отдельных объектов и явлений может возникнуть двойственное отношение, представляющее собой единство противоречивых чувств (например, мучимый жаждой человек пьет воду, пахнущую нефтью). Высшие чувства Круг потребностей человека широк и разнообразен, что, в свою очередь, вызывает многообразие его чувств. В зависимости от направленности чувства делятся на: · моральные (переживания человеком его отношений к другим людям, обществу); · интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью); · эстетические (чувства красоты); · праксические (чувства, связанные с деятельностью человека). Чувства подвержены динамике. Чем более содержательным является переживаемое личностью чувство, тем богаче становятся те реальные связи и отношения, которые находят в нем отражение и тем больше основания рассчитывать, что чувство будет усиливаться, приобретать все большую глубину. И, наоборот, в ряде случаев может наступать эмоциональная адаптация и эмоциональное пресыщение. Выразительность чувств Выражение чувств, проявляющееся в той или иной форме, называют экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообразен. Прежде всего, это — слово. Причем важно не только значение слова, но и то, как оно сказано: интонация, тембр голоса и т. д. У человека, испытывающего то или иное эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, — происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике (мимике, пантомимике, голосовой мимике). Выразительные движения и переживания проникают друг в друга, образуя подлинное единство. Выразительные движения и выразительные действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии. Проявление эмоциональных переживаний В жизни наблюдаются самые разнообразные проявления эмоциональных переживаний. Некоторые из них отличаются особым своеобразием, протекая и влияния на поведение и деятельность человека. Это — настроения, аффекты, страсти. Настроение — устойчивое переживание каких-либо эмоций. Настроение отражается на поведении, определяя ожидания, организуя или дезорганизуя деятельность. Настроения отличаются разной степенью продолжительности и бывают преходящими и устойчивыми. Они всегда имеют причину, которая зачастую не осознается. Аффект — психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание. Аффект быстро овладевает человеком, бурно протекает и характеризуется изменением сознания, нарушением волевого контроля. Страсть — устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направленность мыслей и поступков человека. Страсть определяет особенности восприятия человеком волнующего его предмета, переживания им сменяющих друг друга эмоций, аффектов, настроений. Переживание чувства выступает как особое психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо, выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному и неизвестному. Литература 1. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 2. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 3. Симонов П. В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. 4. Изард К. Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 5. Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. Тема 13 Воля Общая характеристика Человек не только познает мир, отражая его в ощущениях, восприятии, памяти, воображении, мышлении, но и изменяет его, приспосабливает к своим нуждам, потребностям. С помощью разума он определяет, когда, где и какое приложить усилие, как организовать свою деятельность, чтобы получить необходимый результат. В большинстве случаев результат достигается сложным поведением, в ходе которого необходимо преодолевать объективные и субъективные трудности. Воля — форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Благодаря воле человек по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, может выполнять движения, действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, человек может соответствующим образом организовать свою психическую деятельность и направить ее, например: воспринять нужный в данный момент предмет (преднамеренное восприятие), запомнить материал (преднамеренное запоминание), создать образ, идею (преднамеренное воображение) и т. д. Усилием воли человек может сдержать внешнее проявление своего эмоционального состояния, а порой даже показать совершенно противоположное. Таким образом, воля, с одной стороны, направляет действия человека или сдерживает их, с другой — организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач, требований (что выражается в преднамеренных видах психических процессов). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |