Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кафедра «Основы медицинских знаний»Кафедра «Основы медицинских знаний»
61(07) К597
Е. Г. Кокорева
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Учебное пособие
Челябинск Издательство ЮУрГУ
УДК 612 (075.8) + 613.95 (075.8) + 613.96 (075.8)
Кокорева Е.Г. Возрастные особенности детей и подростков: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 84 с.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта вузов, в нем рассматриваются программные вопросы по курсу «Возрастная физиология». Учебное пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения университетов небиологического профиля.
Ил. 15, табл. 8, список лит. – 7 назв.
Одобрено учебно-методической комиссией факультета физической культуры и спорта.
Рецензенты: доктор биол. наук В.И. Павлова, кандидат мед. наук О.В. Яворская.
Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Предмет и задачи возрастной физиологии Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Основная задача физиологии – раскрытие законов жизнедеятельности живого организма и управление ими. К настоящему времени физиология человека и животных накопила огромный фактический материал. Это привело к тому, что от физиологии, целостной науки о функциях организма, отпочковались и стали самостоятельными несколько научных направлений. Среди них самостоятельной ветвью физиологии стала и возрастная физиология. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. 2. Связь возрастной физиологии с другими биологическими дисциплинами Строение и функции любого органа неразрывно связаны. Нельзя познать функции организма, его органов, тканей и клеток, не зная их строения. Поэтому физиология тесно связана с достижениями анатомии человека, гистологии и цитологии. Основные жизненные закономерности присущи всему миру животных. Но в процессе эволюции формы проявления этих закономерностей изменялись и усложнялись. Для изучения жизнедеятельности любого организма необходимо понимание истории его видового развития – филогенеза (историческое развитие организма). Поэтому в возрастной физиологии широко используют данные эволюционного учения, прослеживают основные этапы развития тех или иных органов животных. Отсюда становится понятной связь возрастной физиологии с эволюционной физиологией. 3. Значение возрастной физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания Курс возрастной физиологии призван раскрыть будущим педагогам основные закономерности развития детей в различные возрастные периоды. Знание этих закономерностей является важным фундаментом для более глубокого изучения и осмысления курса общей и педагогической психологии, педагогики. Возрастная физиология помогает вооружить студентов физиолого-гигиеническими основами организации учебно-воспитательного процесса школы, режима труда и отдыха учащихся.
Возрастная физиология, таким образом, является базой для у будущего учителя научный подход к воспитанию детей. Это делает возрастную физиологию существенным звеном, естественнонаучной основой всей системы педагогического образования. Только в том случае, когда педагог знает возрастные физиологические особенности организма детей, он может наилучшим образом развивать их умственные и физические способности. Важную роль возрастная физиология играет для медицины и ее специальной отрасли – гигиены. Важнейшее условие сохранения здоровья – правильная организация режима труда и отдыха. Чтобы понять изменения, происходящие в организме ребенка при различных заболеваниях, лечить его, необходимо знание особенностей функционирования организма ребенка в условиях физиологической нормы. Гигиена детей и подростков, в том числе и школьная гигиена, изучая условия жизни, обеспечивающие их нормальное умственное и физическое развитие, высокую работоспособность, укрепление здоровья, и разрабатывая на этой основе санитарно-гигиенические требования и нормативы, опирается на данные возрастной физиологии. Данными возрастной физиологии пользуются при разработке санитарно-гигиенических требований к планировке и благоустройству детских учреждений. Ими руководствуются архитекторы при проектировании школ, пионерских лагерей и т. д.; строители – при санитарно-техническом оснащении детских учреждений, при устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и искусственного освещения. Известно, что здоровье начинает формироваться с детства, поэтому педагоги должны быть знакомы с основами анатомии и физиологии, чтобы правильно организовать режим жизни ребенка и подростка. В жизни людей всех возрастов важную роль играет физическая культура – мощный фактор развития физических и духовных сил человека. Анатомия и физиология составляют научную основу физкультуры и спорта. Акселерация Под акселерацией понимают увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки. Термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и акселерация внутригрупповая. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Длина тела новорожденных за 60–80 лет XX в. увеличилась на 2...2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадцатилетних увеличилась на 6–10 см, а масса на 3–10 кг (в сравнении с подростками начала XX в.). Значительно быстрее происходили развитие и рост некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более ранее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале XX в.). Сократилась продолжительность роста: в конце XX в. рост девушек и юношей в среднем заканчивался в 16–19 лет, а в начале XX в. люди достигали максимального роста к 25–26 годам. Под внутригрупповой акселерациейпонимают ускорение роста и развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 15–20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15–17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие. Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто: ее решение имеет большое практическое значение. Более ранние рост и развитие детей и подростков требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания молодежи, пересмотра возрастных возможностей человека, планирования занятий физкультурой и спортом. К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие. 1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии. 2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития. 3. Умеренное ухудшение экологической обстановки (увеличение промышленной радиации, накопление продуктов выхлопных газов и дыма из труб промышленных предприятий, запыление и др.). Следует отметить, что если бы изменения темпов роста и размеров тела сохраняли постоянную направленность, то даже низкий прирост показателей при переходе от одного поколения к другому вызвал бы увеличение тела современного человека до гигантских размеров. Следовательно, акселерация – лишь звено в истории преобразования вида Homo sapiens, а не основной фактор этого процесса. Возрастная периодизация Организм ребенка непрерывно растет и развивается. В процессе онтогенеза возникают специфические анатомические и функциональные особенности, получившие название возрастных. Соответственно этому жизненный цикл человека может быть разделен на периоды, или этапы. Между этими периодами нет четко очерченных границ, и они в значительной степени условны. Однако вычленение таких периодов необходимо, так как дети одного и того же календарного (паспортного), но разного биологического возраста по-разному реагируют на спортивные и трудовые нагрузки; при этом их работоспособность может быть большей или меньшей, что важно для решения ряда практических вопросов организации учебно-воспитательного процесса в школе, окружающей ребенка среды. Какие критерии брать за основу возрастной периодизации? Одни исследователи за основу периодизации берут созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов; другие предлагают руководствоваться так называемой скелетной зрелостью (костный возраст), когда рентгенологически в скелете определяют время появления точек окостенения и наступления неподвижного соединения костей. В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомендовал следующую схему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение.
Новорожденный: 1–10 дней. Грудной возраст: 10 дней – 1 год. Раннее детство: 1–3 года. Первое детство: 4–7 лет. Второе детство: мальчики 8–12 лет, девочки 8–11 лет. Подростковый возраст: мальчики 13–16 лет, девочки 12–15 лет. Юношеский возраст: юноши 17–21 год, девушки 16–20 лет. Зрелый возраст I период: мужчины 22–35 лет, женщины 22–35 лет. II период: мужчины 36–60 лет, женщины 36–55 лет. Пожилой возраст: мужчины 61–74 года, женщины 56–74 года. Старческий возраст: 75–90 лет. Долгожители: 90 лет и выше. Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают, как переломный этап индивидуального развития, или критический период. По нашим данным, критическим периодом в развитии сердечно-сосудистой системы является возраст 7–9 лет, когда выявлено усиление центральных влияний на сердце, что создает менее благоприятные условия для его функционирования. Поэтому с особой осторожностью детям 7–9 лет следует назначать физические нагрузки.
Вопросы для самоконтроля 1. Что изучает предмет «Возрастная физиология»? 2. Назвать связующие компоненты возрастной физиологии с другими дисциплинами. 3. Назвать основное значение возрастной физиологии для педагогики. 4. Какое значение имеет возрастная физиология для медицины? 5. Дать определение и характеристику понятий «рост» и «развитие». 6. Как изменяются пропорции тела на разных этапах развития? 7. Раскрыть понятие «акселерация». 8. Дать определение и назвать критерии периодизации.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
К системе органов движения относят кости (скелет), связки, суставы и мышцы. Кости, связки и суставы являются пассивными элементами органов движения. Активной частью аппарата движения являются мышцы. Еще недавно считалось, что роль скелета в организме человека ограничена функцией опоры тела и участием в движении. Отсюда произошел термин «опорно-двигательный аппарат». В настоящее время установлено, что функции скелета значительно шире. Скелет активно участвует в обмене веществ, в частности в поддержании на определенном уровне минерального состава крови. Кроме того, ряд веществ, входящих в состав костей (кальций, фосфор, лимонная кислота и др.), при необходимости легко вступает в обменные реакции. Скелет образует структурную основу тела и определяет в значительной мере его размер и форму. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, позвоночный столб, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов: мозга, легких, сердца, кишечника и др. Рост костей В эмбриональном периоде развития скелет закладывается как соедини-тельнотканное образование. Еще до рождения ребенка соединительная ткань заменяется хрящевой, после чего происходят постепенное разрушение хряща и образование вместо него костной ткани. Процесс окостенения очень длителен, протекает в течение всего периода развития организма. У растущего организма концы длинных костей – эпифизы – долго остаются хрящевыми. Молодые кости растут в длину за счет хрящей, расположенных между их концами и телом. К моменту окончания роста костей хрящи замещаются костной тканью. За период роста в костях ребенка количество воды сокращается, а количество минеральных веществ увеличивается. Содержание органических веществ при этом уменьшается. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20–24 годам. При этом прекращается рост костей в длину, а их хрящевые части заменяются костной тканью. Развитие скелета у женщин заканчивается на 2–3 года раньше. Скелет туловища Скелет туловища состоит из позвоночного столба и грудной клетки. Позвоночный столб (рис. 3) человека состоит из 33–34 позвонков. В нем различают отделы: шейный, состоящий из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, поясничный – из 5 позвонков, крестцовый – из 5 позвонков и копчиковый – из 4–5 позвонков. У взрослого человека крестцовые позвонки срастаются в одну кость – крестец, а копчиковые – в копчик. Позвоночный столб занимает около 40 % длины тела и является основным его стержнем, опорой. Позвоночные отверстия всех позвонков образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. К отросткам позвонков прикрепляются мышцы.
Рис. 3. Скелет человека спереди (А) и сзади (Б): 1 – череп; 2 – позвоночный столб; 3 – ключица; 4 – лопатка; 5 – грудина; 6 – ребра; 7 – плечевая кость; 8 – локтевая кость; 9 – крестец; 10 – лучевая кость; 11 – запястье; 12 – пясть; 13 – кости пальцев кисти; 14 – подвздошная кость; 15 – лобковая кость; 16 – седалищная кость; 17 – бедренная кость; 18 – надколенник; 19 – большая берцовая кость; 20 – малая берцовая кость; 21 – предплюсна; 22 – плюсна; 23 – кости пальцев стопы
Между позвонками расположены межпозвоночные диски из волокнистого хряща; они способствуют подвижности позвоночного столба. С возрастом меняется высота дисков. Процесс окостенения позвоночного столба начинается во внутриутробном периоде. После рождения появляются новые точки окостенения. До 14 лет окостеневшими являются только средние части тел позвонков. Полное окостенение отдельных позвонков заканчивается к 21–23 годам. До 1,5 года позвоночный столб растет равномерно, с 1,5 до 3 лет относительно замедляется рост шейных и верхних грудных позвонков, а в 10 лет энергично растут поясничные и нижние грудные позвонки. У новорожденного ребенка позвоночный столб почти прямой, характерные для взрослого человека изгибы только намечаются и развиваются постепенно. Первым появляется шейный лордоз (изгиб, направленный выпуклостью вперед) в возрасте 6–7 недель, когда ребенок начинает держать головку. К шести месяцам, когда ребенок начинает сидеть, образуется грудной кифоз (изгиб, направленный выпуклостью назад). Когда ребенок начинает стоять и ходить, образуется поясничный лордоз (см. рис. 4). С образованием поясничного лордоза центр тяжести перемещается кзади, препятствуя падению тела при вертикальном положении. К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. К семи годам уже имеются четко выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже (в 12–14 лет). Изгибы позвоночного столба составляют специфическую особенность человека и возникли в связи с вертикальным положением тела. Благодаря изгибам позвоночный столб пружинит. Удары и толчки при ходьбе, беге, прыжках ослабляются и затухают, что предохраняет мозг от сотрясений. При правильной, или стройной, осанке изгибы позвоночного столба умеренные, плечи развернуты, ноги прямые с нормальными сводами стоп.
Рис. 4. Появление изгибов позвоночника в связи с сидением (объяснение в тексте)
Люди с хорошей осанкой стройны, голова их держится прямо или слегка откинута назад, грудь несколько выступает над животом. Мышцы упруги, движения собранные, четкие. Правильная осанка (рис. 5) наиболее благоприятна для функционирования системы органов движения и внутренних органов человека, что в конечном результате способствует повышению работоспособности. При неправильной осанке голова выдвинута вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот выпячен, а грудь западает, ноги разогнуты в коленных суставах. Поясничный лордоз и грудной кифоз сильней подчеркнуты («круглая спина»). Часто неправильная осанка сопровождает сколиозы, то есть боковые искривления позвоночного столба. При сколиозах плечи, лопатки и таз асимметричны. Неправильная осанка затрудняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; при этом уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость. Осанка не относится к числу наследуемых признаков. Она начинает формироваться с раннего возраста и в течение жизни может изменяться. В основном формирование осанки происходит в 6–7 лет. Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышц туловища. Напряжение этих мышц формирует и удерживает осанку, а уменьшение их напряжения нарушает ее. У детей мышцы туловища еще слабо развиты, поэтому их осанка неустойчива. Искривление позвоночного столба в сторону (сколиоз) (рис. 5) нередко развивается у детей со слабым физическим развитием, в результате длительного сидения за столом или партой, при неправильной посадке, особенно при письме, при несоответствии размеров мебели пропорциям тела школьников. При наличии бокового искривления позвоночника возникает также вращение его вокруг вертикальной оси (скручивание). Вслед за искривлением грудного отдела позвоночника происходит скручивание соединенных с позвоночником ребер. Это ведет к деформации грудной клетки.
Следует иметь в виду, что вначале сколиоз носит характер нестойкого дефекта осанки, и если вовремя обратить внимание ребенка, то этот дефект легко корригируется самим ребенком. Если вовремя не обратить внимания на этот дефект, то дефект осанки сохраняется ребенком постоянно, что приводит к изменениям в мышцах и связках туловища, а затем и костной части позвоночного столба. Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Состоит из грудины, 12 пар ребер, соединенных сзади с позвоночным столбом. Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень и служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей. Грудина – плоская непарная кость, состоящая из рукоятки (верхняя часть), тела (средняя часть) и мечевидного отростка. Между этими частями располагаются хрящевые прослойки, которые к 30 годам окостеневают. Срастание отрезков грудины идет постепенно: нижние отрезки грудины срастаются в 15–16 лет, а верхние – только к 21–25 годам. Окостенение мечевидного отростка заканчивается к 30 годам. В первые годы жизни грудная клетка сжата с боков и имеет форму конуса, ее переднезадний размер больше поперечного. В связи с усиленным ростом ребер, развитием легких грудная клетка постепенно расширяется и к 12–13 годам она приобретает такую же форму, как и у взрослого человека. У взрослого человека грудная клетка широкая, с преобладающим поперечным размером, что связано с вертикальным положением тела, при котором внутренности давят своей тяжестью в направлении, параллельном грудине. Скелет верхних конечностей. Пояс верхних конечностей состоит из двух лопаток и двух ключиц. Они образуют жесткий каркас, формирующий верхнюю границу туловища. К лопаткам подвижно прикреплены кости свободных конечностей (правой и левой), которые включают плечевую кость, предплечье (лучевая и локтевая кости) и кисть (мелкие кости запястья, пять длинных пястных костей и кости пальцев). Окостенение свободных конечностей продолжается до 18–20 лет, причем ранее всего окостеневают ключицы (практически еще внутриутробно), затем – лопатки и последними – кости кисти. У новорожденного на рентгенограмме они только намечаются; постепенно развиваясь, они становятся ясно видимы только к 7 годам. К 10–12 годам выявляются половые различия, которые заключаются в более быстром окостенении у девочек по сравнению с мальчиками (разница составляет примерно 1 год). Окостенение фаланг пальцев завершается в основном к 11 годам, а запястья – в 12 лет, хотя отдельные зоны продолжают оставаться не окостеневшими до 20–24 лет. В связи с этим быстрое (беглое) письмо детям младших классов не удается. Особое значение у человека имеет I палец в связи с трудовой функцией. Он обладает большой подвижностью и противопоставлен всем остальным пальцам. Постоянные физиологические нагрузки или игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задерживают процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»). Пояс нижних конечностей состоит из крестца и неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей. Тазовые кости у новорожденного состоят каждая из трех костей, сращение которых начинается у детей с 5–6 лет, и примерно к 17–18 годам они уже сращены. В подростковом возрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость – крестец. У девочек при резких прыжках с большой высоты, при ношении обуви на высоких каблуках несросшиеся кости таза могут сместиться, что приведет к неправильному сращению их и, как следствие, сужению выхода из полости малого таза, что может в дальнейшем весьма затруднить прохождение плода при родах. После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек. Тазовые кости имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей ног. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, двух костей голени (большеберцовой, малоберцовой) и костей стопы. Стопа образована костями предплюсны, плюсны и фалангов пальцев стопы. Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Свод стопы – исключительная привилегия человека, связанная с прямохождением. По своду стопы равномерно распределяется тяжесть тела, что имеет большое значение при переносе тяжестей. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе. У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить. Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставных связок. При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы. И тогда говорят, что развилось плоскостопие (рис. 6). Заболевание рахитом также может способствовать развитию плоскостопия. Неблагоприятно сказывается на состоянии стопы постоянное пребывание детей в помещении в утепленной и валяной обуви (т.е. мягкой), так как это расслабляет мышцы стопы.
При плоскостопии нарушается осанка, из-за ухудшения кровоснабжения быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами. Для профилактики плоскостопия рекомендуют ходьбу босиком по неровной поверхности, по песку, что способствует укреплению свода стопы. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы, ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол, волейбол и баскетбол, плавание предупреждают развитие плоскостопия. Череп – скелет головы. Различают два отдела черепа: мозговой (черепную коробку) и лицевой (кости лица). В мозговом отделе находится головной мозг. В состав мозгового отдела черепа входят непарные кости (затылочная, клиновидная, лобная, решетчатая) и парные (теменные и височные). Все кости мозгового черепа соединены неподвижно. Внутри височной кости находится орган слуха, к нему ведет широкое слуховое отверстие. Через большое отверстие затылочной кости полость черепа соединяется с позвоночным каналом. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13–14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового черепа в 8 раз больше лицевого, а у взрослого – в 2…2,5 раза. У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительной тканью. В тех местах, где сходятся 3–4 кости, эта перепонка особенно велика, такие зоны называются родничками (рис. 7).
Благодаря родничкам кости черепа сохраняют подвижность, что имеет важнейшее значение при родах, так как голова плода в процессе родов должна пройти через очень узкие родовые пути женщины. После рождения роднички зарастают в основном к 2–3 месяцам, но самый большой – лобный – только к возрасту 1,5 лет. Общие сведения о мышцах В организме человека насчитывается около 600 скелетных мышц. Развитие мышц и рост их массы в постнатальном онтогенезе идет неравномерно. Мышечная система составляет значительную часть общей массы тела человека. Если у новорожденных масса всех мышц составляет 23 % массы тела, а в 8 лет – 27 %, то в 17–18 лет она достигает 43–44 %, а у спортсменов с хорошо развитой мускулатурой – даже 50 %. Рост мышечной массы происходит, в основном, за счет увеличения продольных и поперечных размеров мышечного волокна (90 %); тогда как общее число их увеличивается незначительно (10 %). Рост мионов в длину осуществляется благодаря точкам роста на концах волокон, примыкающих к сухожилиям. Рост миона в толщину происходит за счет увеличения количества миофибрилл в нем. В результате мышечная масса сначала нарастает постепенно (до 15 лет каждый год на 0,7...0,8 %), а затем очень быстро (от 15 до 17 лет на 5–6 % в год) и у юношей 17–18 лет мышечная масса составляет 44 % от массы тела, как у взрослых. Развитие мышц, сосудистой системы и иннервации продолжается до 25–30 лет. У грудных детей, прежде всего, развиваются мышцы живота, позднее – жевательные. К концу первого года жизни в связи с ползанием и началом ходьбы заметно растут мышцы спины и конечностей. За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания (12–16 лет) наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, а подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15–18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25–30 лет. Мышцы ребенка бледнее, нежнее и более эластичны, чем мышцы взрослого человека. Мышцы человека даже в состоянии покоя несколько сокращены. Это состояние длительно удерживаемого напряжения называют тонусом мышц. Во время сна, при наркозе тонус мышц несколько снижается, тело расслабляется. Полностью исчезает мышечный тонус только после смерти. Величина тонуса мышц находится в зависимости от функционального состояния центральной нервной системы. Тонус мышц играет важную роль в осуществлении координации движений. У новорожденных детей преобладает тонус сгибателей руки, у детей 1–2 месяцев преобладает тонус мышц-разгибателей, у детей 3–5 месяцев – равновесие тонуса мышц-антагонистов. Повышенный тонус мышц у новорожденных детей и в первые месяцы их жизни связывают с повышенной возбудимостью красных ядер среднего мозга. По мере функционального созревания пирамидной системы и коры больших полушарий головного мозга тонус мышц снижается. Повышенный тонус мышц ног новорожденного во втором полугодии жизни ребенка постепенно снижается, что является необходимой предпосылкой для развития ходьбы. Сила мышечного сокращения с возрастом увеличивается вследствие нарастания общего поперечного сечения миофибрилл за счет роста мионов в толщину в результате увеличения числа миофибрилл и частично (на 10 %) за счет появления новых мышечных волокон. Различия между показателями мышечной силы у мальчиков и девочек становятся по мере роста и развития более выраженными. В младшем школьном возрасте (7–8 лет) мальчики и девочки имеют одинаковую силу большинства мышечных групп, после чего процесс нарастания идет неравномерно. У девочек к 10–12 годам мышечная сила возрастает настолько интенсивно, что они становятся относительно и абсолютно сильнее мальчиков. В дальнейшем отмечается преимущественное развитие силы мышц у мальчиков. Особенно интенсивно идет увеличение мышечной силы у мальчиков в конце периода полового созревания, однако юноши в 18 лет лишь приближаются к нижней границе показателей взрослых. Вопросы для самоконтроля 1. Назвать возрастные изменения позвоночного столба. 2. Дать определение грудного кифоза. 3. Описать правильную осанку. 4. Дать определение нарушениям осанки. Их клинические проявления, профилактика. 5. Что такое сколиоз? Причины развития, профилактика. 6. Назвать возрастные особенности строения грудной полости. 7. Описать возрастные особенности скелета верхней и нижней конечностей. 8. Описать правильное строение стопы. Что такое плоскостопие? Дать его определение, назвать причины и профилактические мероприятия. 9. Назвать возрастные особенности строения черепа. 10. Что такое роднички? Дать определение, указать их расположение и сроки закрытия. 11. Перечислить возрастные особенности мышц. 12. Как с возрастом изменяется тонус мышц? 13. Охарактеризовать значение физической культуры в развитии двигательного аппарата.
Кровообращение плода В процессе внутриутробного развития различают период лакунарного, а затем плацентарного кровообращения. На очень ранних стадиях развития эмбриона между ворсинками хориона образуются лакуны, в которые непрерывно поступает кровь из артерий стенки матки. Эта кровь не смешивается с кровью плода. Из них через стенку сосудов плода происходит избирательное всасывание питательных веществ и кислорода. Также из крови плода в лакуны поступают продукты распада, образующиеся в результате обмена веществ, и углекислый газ. Из лакун кровь оттекает по венам в систему кровообращения матери. Обмен веществ, осуществляющийся через лакуны, не может длительно удовлетворять потребности бурно развивающегося организма. На смену лакунарному приходит плацентарное кровообращение, которое устанавливается на втором месяце внутриутробного развития. Венозная кровь от плода к плаценте поступает по пупочным артериям. В плаценте она обогащается питательными веществами и кислородом и становится артериальной. Артериальная кровь к плоду поступает по пупочной вене, которая, направляясь к печени плода, делится на две ветви. Одна из ветвей впадает в нижнюю полую вену, а другая идет через печень и в ее тканях делится на капилляры, в которых происходит обмен газами, после чего смешанная кровь поступает в нижнюю полую вену и затем в правое предсердие, куда попадает также венозная кровь из верхней полой вены. Меньшая часть крови из правого предсердия идет в правый желудочек и из него – в легочную артерию. У плода легочный круг кровообращения не функционирует в связи с отсутствием легочного дыхания, и поэтому в него поступает незначительное количество крови. Основная часть крови, идущая по легочной артерии, встречает большое сопротивление в спавшихся легких, она поступает в аорту по Боталлову протоку, который впадает в нее ниже места отхождения сосудов к голове и верхним конечностям. Поэтому эти органы получают менее смешанную кровь, содержащую больше кислорода, чем кровь, идущая к туловищу и нижним конечностям. Это обеспечивает лучшее питание мозга и более интенсивное его развитие. Большая часть крови из правого предсердия поступает через овальное отверстие в левое предсердие. Сюда же попадает и небольшое количество венозной крови из легочных вен. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, из него в аорту и идет по сосудам большого круга кровообращения, от артерий которого ответвляются две пупочные артерии, идущие к плаценте. Скорость кровообращения увеличивается при движениях плода (его шевелениях), возникающих во второй половине беременности. Вопросы для самоконтроля
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |