Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра «Основы медицинских знаний»

Кафедра «Основы медицинских знаний»

 

 

 

 

61(07)

К597

 

 

Е. Г. Кокорева

 

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ

Учебное пособие

 

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

 

УДК 612 (075.8) + 613.95 (075.8) + 613.96 (075.8)

 

Кокорева Е.Г. Возрастные особенности детей и подростков: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 84 с.

 

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта вузов, в нем рассматриваются программные вопросы по курсу «Возрастная физиология». Учебное пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения университетов небиологического профиля.

 

Ил. 15, табл. 8, список лит. – 7 назв.

 

 

Одобрено учебно-методической комиссией факультета физической культуры и спорта.

 

Рецензенты: доктор биол. наук В.И. Павлова,

кандидат мед. наук О.В. Яворская.

 

 

Раздел 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

Предмет и задачи возрастной физиологии

Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Основная задача физиологии – раскрытие законов жизнедеятельности жи­вого организма и управление ими.

К настоящему времени физиология человека и животных на­копила огромный фактический материал. Это привело к тому, что от физиологии, целостной науки о функциях организма, отпочковались и стали самостоятельными несколько научных направле­ний. Среди них самостоятельной ветвью физиологии стала и воз­растная физиология.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельно­сти организма в различные периоды онтогенеза, функции орга­нов, систем органов и организма в целом по мере его роста и раз­вития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

2. Связь возрастной физиологии с другими биологическими дисциплинами

Строение и функции любого органа неразрывно свя­заны. Нельзя познать функции организма, его органов, тканей и клеток, не зная их строения. Поэтому физиология тес­но связана с достижениями анатомии человека, гистологии и цитологии. Основные жизненные закономерности присущи всему миру животных. Но в процессе эволюции формы проявления этих за­кономерностей изменялись и усложнялись. Для изучения жизне­деятельности любого организма необходимо понимание истории его видового развития – филогенеза (историческое развитие организма). Поэтому в возрастной физиологии широко используют данные эволюционного учения, про­слеживают основные этапы развития тех или иных органов жи­вотных. Отсюда становится понятной связь возрастной физиоло­гии с эволюционной физиологией.

3. Значение возрастной физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания

Курс возрастной физиологии призван раскрыть будущим педагогам основные закономерности развития детей в различные возраст­ные периоды. Знание этих закономерностей является важным фундаментом для более глубокого изучения и осмысления курса общей и педагогической психологии, педагогики.

Возрастная физиология помогает вооружить студентов физиолого-гигиеническими основами организации учебно-воспитатель­ного процесса школы, режима труда и отдыха учащихся.

 

Возрастная физиология, таким образом, является базой для
изучения психологии и педагогики и вместе с этими науками фор­мирует

у будущего учителя научный подход к воспитанию детей. Это делает возрастную физиологию существенным звеном, естест­веннонаучной основой всей системы педагогического образования.

Только в том случае, когда педагог знает возрастные фи­зиологические особенности организма детей, он может наилучшим образом развивать их умственные и физические способности.

Важную роль возрастная физиология играет для медицины и ее специальной отрасли – гигиены. Важнейшее условие сохране­ния здоровья – правильная организация режима труда и отдыха. Чтобы понять изменения, происходящие в организме ребенка при различных заболеваниях, лечить его, необходимо знание особен­ностей функционирования организма ребенка в условиях физио­логической нормы.

Гигиена детей и подростков, в том числе и школьная гигиена, изучая условия жизни, обеспечивающие их нормальное умствен­ное и физическое развитие, высокую работоспособность, укрепле­ние здоровья, и разрабатывая на этой основе санитарно-гигиенические требования и нормативы, опирается на данные возрастной физиологии.

Данными возрастной физиологии пользуются при разработке санитарно-гигиенических требований к планировке и благо­устройству детских учреждений. Ими руководствуются архитекто­ры при проектировании школ, пионерских лагерей и т. д.; строи­тели – при санитарно-техническом оснащении детских учрежде­ний, при устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и искусственного освещения.

Известно, что здоровье начинает формироваться с детства, по­этому педагоги должны быть знакомы с основами анатомии и физиологии, чтобы правильно организовать режим жизни ребенка и подростка.

В жизни людей всех возрастов важную роль играет физиче­ская культура – мощный фактор развития физических и духов­ных сил человека. Анатомия и физиология составляют научную основу физкультуры и спорта.

Акселерация

Под акселерацией понимают увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки. Термин «акселерация» употребляется в основ­ном в двух значениях: акселерация эпохальная и акселерация внутригрупповая.

Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшеству­ющими поколениями. Длина тела новорожденных за 60–80 лет XX в. увеличилась на 2...2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадца­тилетних увеличилась на 6–10 см, а масса на 3–10 кг (в сравнении с подростками начала XX в.). Значительно быстрее происходили раз­витие и рост некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более ранее половое созревание (на два года рань­ше, чем это было в начале XX в.). Сократилась продолжительность роста: в конце XX в. рост девушек и юношей в среднем заканчивался в 16–19 лет, а в начале XX в. люди достигали максимального роста к 25–26 годам.

Под внутригрупповой акселерациейпонимают ускорение роста и развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 15–20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности ды­хательной системы. У них значительно быстрее происходит поло­вое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15–17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.

Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объяс­няется просто: ее решение имеет большое практическое значе­ние. Более ранние рост и развитие детей и подростков требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физи­ческого и эстетического воспитания молодежи, пересмотра возрастных возможностей человека, планирования занятий физ­культурой и спортом.

К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для разви­тия сердечно-сосудистых заболеваний.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.

1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией совре­менного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным пре­имуществом в физическом развитии.

2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы фи­зического развития.

3. Умеренное ухудшение экологической обстановки (увеличе­ние промышленной радиации, накопление продуктов выхлопных газов и дыма из труб промышленных предприятий, запыление и др.).

Следует отметить, что если бы изменения темпов роста и раз­меров тела сохраняли постоянную направленность, то даже низ­кий прирост показателей при переходе от одного поколения к дру­гому вызвал бы увеличение тела современного человека до гигантских размеров.

Следовательно, акселерация – лишь звено в истории преобра­зования вида Homo sapiens, а не основной фактор этого процесса.

Возрастная периодизация

Организм ребенка непрерывно растет и развивается. В про­цессе онтогенеза возникают специфические анатомические и функциональные особенности, получившие название возрастных. Соответственно этому жизненный цикл человека может быть разделен на периоды, или этапы. Между этими периодами нет четко очерченных границ, и они в значительной степени условны. Однако вычленение таких периодов необходимо, так как дети одного и того же календарного (паспортного), но раз­ного биологического возраста по-разному реагируют на спортив­ные и трудовые нагрузки; при этом их работоспособность может быть большей или меньшей, что важно для решения ряда прак­тических вопросов организации учебно-воспитательного процесса в школе, окружающей ребенка среды.

Какие критерии брать за основу возрастной периодизации? Одни исследователи за основу пе­риодизации берут созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов; другие предлагают руко­водствоваться так называемой скелетной зрелостью (костный возраст), когда рентгенологически в скелете определяют время появления точек окостенения и наступления неподвижного соеди­нения костей.

В современной науке нет общепринятой классификации перио­дов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, реко­мендовал следующую схему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение.

 

Новорожденный: 1–10 дней.

Грудной возраст: 10 дней – 1 год.

Раннее детство: 1–3 года.

Первое детство: 4–7 лет.

Второе детство: мальчики 8–12 лет,

девочки 8–11 лет.

Подростковый возраст: мальчики 13–16 лет,

девочки 12–15 лет.

Юношеский возраст: юноши 17–21 год,

де­вушки 16–20 лет.

Зрелый возраст I период: мужчины 22–35 лет,

женщины 22–35 лет.

II период: мужчины 36–60 лет,

женщины 36–55 лет.

Пожилой возраст: мужчины 61–74 года,

женщины 56–74 года.

Старческий возраст: 75–90 лет.

Долгожители: 90 лет и выше.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, сте­пень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Каждый возрастной период характеризуется своими специфи­ческими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают, как переломный этап индивидуаль­ного развития, или критический период. По нашим данным, критическим периодом в развитии сердечно-сосудистой системы является возраст 7–9 лет, когда выявлено усиление центральных влияний на сердце, что создает менее благоприятные условия для его функционирования. Поэтому с особой осторожностью детям 7–9 лет следует назначать физические нагрузки.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает предмет «Возрастная физиология»?

2. Назвать связующие компоненты возрастной физиологии с другими дисциплинами.

3. Назвать основное значение возрастной физиологии для педагогики.

4. Какое значение имеет возрастная физиология для медицины?

5. Дать определение и характеристику понятий «рост» и «развитие».

6. Как изменяются пропорции тела на разных этапах развития?

7. Раскрыть понятие «акселерация».

8. Дать определение и назвать критерии периодизации.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

 

К системе органов движения относят кости (скелет), связ­ки, суставы и мышцы. Кости, связки и суставы являются пас­сивными элементами органов движения. Активной частью аппа­рата движения являются мышцы.

Еще недавно считалось, что роль скелета в организме чело­века ограничена функцией опоры тела и участием в движении. Отсюда произошел термин «опорно-двигательный аппарат». В настоящее время установлено, что функции скелета значи­тельно шире. Скелет активно участвует в обмене веществ, в ча­стности в поддержании на определенном уровне минерального состава крови. Кроме того, ряд веществ, входящих в состав ко­стей (кальций, фосфор, лимонная кислота и др.), при необходи­мости легко вступает в обменные реакции.

Скелет образует структурную основу тела и определяет в значительной мере его размер и фор­му. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, позвоночный столб, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов: мозга, легких, сердца, кишеч­ника и др.

Рост костей

В эмбриональном периоде развития скелет за­кладывается как соедини-тельнотканное образование. Еще до рождения ребенка соединительная ткань заменяется хрящевой, после чего происходят постепенное разрушение хряща и образо­вание вместо него костной ткани. Процесс окостенения очень длителен, протекает в течение всего периода развития организ­ма. У растущего организма концы длинных костей – эпифизы – долго остаются хрящевыми.

Молодые кости растут в длину за счет хрящей, расположен­ных между их концами и телом. К моменту окончания роста костей хрящи замещаются костной тканью. За период роста в костях ребенка количество воды сокращается, а количество минеральных веществ увеличивается. Содержание органических веществ при этом уменьшается.

Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20–24 годам. При этом прекращается рост костей в длину, а их хрящевые части заменяются костной тканью. Развитие скелета у женщин заканчивается на 2–3 года раньше.

Скелет туловища

Скелет туловища состоит из позвоночного столба и грудной клетки. Позвоночный столб (рис. 3) человека состо­ит из 33–34 позвонков. В нем различают отделы: шейный, со­стоящий из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, пояснич­ный – из 5 позвонков, крестцовый – из 5 позвонков и копчи­ковый – из 4–5 позвонков. У взрослого человека крестцовые позвонки срастаются в одну кость – крестец, а копчиковые – в копчик. Позвоночный столб занимает около 40 % длины тела и яв­ляется основным его стержнем, опорой. Позвоночные отверстия всех позвонков образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. К отросткам позвонков прикрепляются мышцы.

 

Б)
А)

 

 

Рис. 3. Скелет человека спереди (А) и сзади (Б): 1 – череп; 2 – позвоночный столб; 3 – ключица; 4 – лопатка; 5 – грудина; 6 – ребра; 7 – плечевая кость; 8 – локтевая кость; 9 – крестец; 10 – лучевая кость; 11 – запястье; 12 – пясть; 13 – кости пальцев кисти; 14 – подвздошная кость; 15 – лобковая кость; 16 – седалищная кость; 17 – бедренная кость; 18 – надколенник; 19 – большая берцовая кость; 20 – малая берцовая кость; 21 – предплюсна; 22 – плюсна; 23 – кости пальцев стопы

 

Между позвонками расположены межпозвоночные диски из волокнистого хряща; они способствуют подвижности позво­ночного столба. С возрастом меняется высота дисков.

Процесс окостенения позвоночного столба начинается во внутриутробном периоде. После рождения появляются новые точки окостенения. До 14 лет окостеневшими являются только средние части тел позвонков. Полное окостенение отдельных позвонков заканчивается к 21–23 годам.

До 1,5 года позвоночный столб растет равномерно, с 1,5 до 3 лет относительно замедляется рост шейных и верхних грудных позвонков, а в 10 лет энергично растут поясничные и нижние грудные позвонки.

У новорожденного ребенка позвоночный столб почти пря­мой, характерные для взрослого человека изгибы только наме­чаются и развиваются постепенно.

Первым появляется шейный лордоз (изгиб, направленный выпуклостью вперед) в возрасте 6–7 недель, когда ребенок начинает держать головку. К шести месяцам, когда ребенок начинает си­деть, образуется грудной кифоз (изгиб, направленный выпукло­стью назад). Когда ребенок начинает стоять и ходить, образу­ется поясничный лордоз (см. рис. 4). С образованием поясничного лордоза центр тяжести перемещается кзади, препятствуя паде­нию тела при вертикальном положении. К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образо­вавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. К семи годам уже имеются четко выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже (в 12–14 лет).

Изгибы позвоночного столба составляют специфическую особенность человека и возникли в связи с вертикальным положением тела. Благодаря изгибам позвоночный столб пружинит. Удары и толчки при ходьбе, беге, прыжках ослабляются и зату­хают, что предохраняет мозг от сотрясений. При правильной, или стройной, осанке изгибы позвоночного столба умеренные, плечи развернуты, ноги прямые с нормаль­ными сводами стоп.

 

 

Рис. 4. Появление изгибов позвоночника в связи с сидением

(объяснение в тексте)

 

Люди с хорошей осанкой стройны, голова их держится прямо или слегка откинута назад, грудь несколько выступает над животом. Мышцы упру­ги, движения собранные, четкие. Правильная осанка (рис. 5) наиболее благоприятна для функциони­рования системы органов движения и внутренних органов человека, что в конечном результате способствует повышению работоспособности.

При неправильной осанке голова выдвинута вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот выпячен, а грудь западает, ноги разогнуты в коленных суставах. Пояснич­ный лордоз и грудной кифоз сильней подчеркнуты («круглая спина»). Часто неправильная осанка сопровождает сколиозы, то есть боковые искривления позвоночного столба. При сколиозах плечи, лопатки и таз асимметричны.

Неправильная осанка затрудняет работу сердца, легких, же­лудочно-кишечного тракта; при этом уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость.

Осанка не относится к числу наследуемых признаков. Она начинает формироваться с раннего возраста и в течение жизни может изменяться. В основном формирование осанки происхо­дит в 6–7 лет. Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышц туловища. Напряжение этих мышц формирует и удерживает осанку, а уменьшение их на­пряжения нарушает ее. У детей мышцы туловища еще слабо развиты, поэтому их осанка неустойчива.

Искривление позвоночного столба в сторону (сколиоз) (рис. 5) не­редко развивается у детей со слабым физическим развитием, в результате длительного сидения за столом или партой, при не­правильной посадке, особенно при письме, при несоответствии размеров мебели пропорциям тела школьников. При наличии бокового искривления позвоночника возникает также вращение его вокруг вертикальной оси (скручивание). Вслед за искривлением грудного отдела позвоночника происхо­дит скручивание соединенных с позвоночником ребер. Это ведет к деформации грудной клетки.

 

Рис. 5. Типы осанки: 1 – нормальная, 2 – сутулая, 3 – кифотоническая, 4 – лордо-тическая, 5 – сколиоз
1 2 3 4 5

 

 

Следует иметь в виду, что вначале сколиоз носит характер нестойкого дефекта осанки, и если вовремя обратить внимание ребенка, то этот дефект легко корригируется самим ребенком. Если вовремя не обратить внимания на этот дефект, то дефект осанки сохраняется ребенком постоянно, что приводит к изме­нениям в мышцах и связках туловища, а затем и костной части позвоночного столба.

Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Состоит из грудины, 12 пар ребер, соединен­ных сзади с позвоночным столбом. Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень и служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей.

Грудина – плоская непарная кость, состоящая из рукоятки (верхняя часть), тела (средняя часть) и мечевидного отростка. Между этими частями располагаются хрящевые прослойки, ко­торые к 30 годам окостеневают. Срастание отрезков грудины идет постепенно: нижние отрезки грудины срастаются в 15–16 лет, а верхние – только к 21–25 годам. Окостенение мече­видного отростка заканчивается к 30 годам.

В первые годы жизни грудная клетка сжата с боков и име­ет форму конуса, ее переднезадний размер больше поперечного. В связи с усиленным ростом ребер, развитием легких грудная клетка постепенно расширяется и к 12–13 годам она приобре­тает такую же форму, как и у взрослого человека. У взрослого человека грудная клетка широкая, с преобладающим попереч­ным размером, что связано с вертикальным положением тела, при котором внутренности давят своей тяжестью в направлении, параллельном грудине.

Скелет верхних конечностей. Пояс верхних конечностей состоит из двух лопаток и двух ключиц. Они образуют жесткий каркас, формирующий верхнюю границу туловища. К лопаткам подвижно прикреплены кости свободных конечностей (правой и левой), которые включают плечевую кость, предплечье (лучевая и локтевая кости) и кисть (мелкие кости запястья, пять длинных пястных костей и кости пальцев).

Окостенение свободных конечностей продолжается до 18–20 лет, причем ранее всего окостеневают ключицы (практически еще внутриутробно), затем – лопатки и последними – кости кисти. У новорожденного на рентгенограмме они только намечаются; постепенно развиваясь, они становятся ясно видимы только к 7 годам. К 10–12 годам выявляются половые различия, которые заключаются в более быстром окостенении у девочек по сравнению с мальчиками (разница составляет примерно 1 год). Окостенение фаланг пальцев завершается в основном к 11 годам, а запястья – в 12 лет, хотя отдельные зоны продолжают оставаться не окостеневшими до 20–24 лет. В связи с этим быстрое (беглое) письмо детям младших классов не удается.

Особое значение у человека имеет I палец в связи с трудо­вой функцией. Он обладает большой подвижностью и противо­поставлен всем остальным пальцам. Постоянные физиологические нагрузки или игра на музы­кальных инструментах с раннего возраста задерживают процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»).

Пояс нижних конечностей состоит из крестца и неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей. Тазовые кости у новорожденного состоят каждая из трех костей, сраще­ние которых начинается у детей с 5–6 лет, и примерно к 17–18 годам они уже сращены. В подростковом возрасте происхо­дит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость – крестец. У девочек при резких прыжках с большой высо­ты, при ношении обуви на высоких каблуках несросшиеся ко­сти таза могут сместиться, что приведет к неправильному сра­щению их и, как следствие, сужению выхода из полости малого таза, что может в дальнейшем весьма затруднить прохождение плода при родах.

После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек. Тазовые кости имеют круглые впадины, куда входят голов­ки бедренных костей ног.

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, двух костей голени (большеберцовой, малоберцовой) и костей стопы. Стопа образована костями пред­плюсны, плюсны и фалангов пальцев стопы.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточ­ную кость и на передние концы костей плюсны. Свод стопы – исключительная привилегия человека, связанная с прямохождением. По своду стопы равномерно распределяется тяжесть тела, что имеет большое значение при пе­реносе тяжестей. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе. У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.

Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставных связок. При длитель­ном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки рас­тягиваются, что приводит к уплощению стопы. И тог­да говорят, что развилось плоскостопие (рис. 6). Заболевание рахитом так­же может способствовать развитию плоскостопия.

Неблагоприятно сказы­вается на состоянии стопы постоянное пребывание детей в помещении в утепленной и валяной обуви (т.е. мягкой), так как это рас­слабляет мышцы стопы.

 

Рис. 6. Отпечатки нормальной (1, 2, 3) и плоской (4) стоп

 

При плоскостопии нару­шается осанка, из-за ухуд­шения кровоснабжения бы­стро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судоро­гами. Для профилактики пло­скостопия рекомендуют ходьбу босиком по неровной поверхности, по песку, что способствует укреплению свода стопы. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы, ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол, волейбол и баскетбол, плавание предупреждают развитие плоскостопия.

Череп – скелет головы. Различают два отдела черепа: мозговой (черепную коробку) и лицевой (кости лица). В мозговом отделе находится головной мозг.

В состав мозгового отдела черепа входят непарные кости (затылочная, клиновидная, лобная, решетчатая) и парные (те­менные и височные). Все кости мозгового черепа соединены неподвижно. Внутри височной ко­сти находится орган слуха, к нему ведет широкое слуховое от­верстие. Через большое отверстие затылочной кости полость черепа соединяется с позвоночным каналом. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более раз­вита, чем лицевая. Наиболее сильно кости черепа растут в те­чение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13–14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового черепа в 8 раз больше лицевого, а у взрослого – в 2…2,5 раза.

У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительной тканью. В тех местах, где сходятся 3–4 кости, эта перепонка осо­бенно велика, такие зоны называются род­ничками (рис. 7).

 
 


Рис. 7. Череп новорожденного: А – сбоку; Б – сверху; 1 – лобный, 2 – заты-лочный, 3 – задний боковой, 4 – перед­ний боковой роднички
Б)
А)

 

Благодаря родничкам кости черепа сохраняют подвижность, что имеет важнейшее значение при родах, так как голова плода в процессе родов должна пройти через очень узкие родовые пути женщины.

После рождения роднички зарастают в основном к 2–3 месяцам, но самый большой – лобный – только к возрасту 1,5 лет.

Общие сведения о мышцах

В организме человека насчитыва­ется около 600 скелетных мышц. Развитие мышц и рост их массы в постнатальном онтогенезе идет неравномерно. Мышечная система составляет значительную часть общей массы тела человека. Если у новорожденных масса всех мышц составляет 23 % массы тела, а в 8 лет – 27 %, то в 17–18 лет она достигает 43–44 %, а у спортсменов с хорошо развитой мускулатурой – даже 50 %. Рост мышечной массы происходит, в основном, за счет увеличения продольных и поперечных размеров мышечного волокна (90 %); тогда как общее число их увеличивается незначительно (10 %). Рост мионов в длину осуществляется благодаря точкам роста на концах волокон, примыкающих к сухожилиям. Рост миона в толщину происходит за счет увеличения количества миофибрилл в нем. В результате мышечная масса сна­чала нарастает постепенно (до 15 лет каждый год на 0,7...0,8 %), а затем очень быстро (от 15 до 17 лет на 5–6 % в год) и у юношей 17–18 лет мышечная масса составляет 44 % от массы тела, как у взрослых. Развитие мышц, сосудистой системы и иннервации про­должается до 25–30 лет.

У груд­ных детей, прежде всего, развиваются мышцы живота, позднее – жевательные. К концу первого года жизни в связи с пол­занием и началом ходьбы заметно растут мышцы спины и ко­нечностей. За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания (12–16 лет) наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в это время становят­ся длинными и тонкими, а подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15–18 лет продолжается дальнейший рост по­перечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25–30 лет.

 

Мышцы ребенка бледнее, нежнее и более эластичны, чем мышцы взрослого человека.

Мышцы человека даже в состоянии покоя несколько сокращены. Это состояние длительно удерживаемого напряжения называют тонусом мышц. Во время сна, при нар­козе тонус мышц несколько снижается, тело расслабляется. Полностью исчезает мышечный тонус только после смерти. Величина тонуса мышц находится в зависимости от функционального состояния центральной нервной системы.

Тонус мышц играет важную роль в осуществлении координации движений. У новорожденных детей преобладает тонус сгибателей руки, у детей 1–2 месяцев преобладает тонус мышц-разгибателей, у детей 3–5 месяцев – равновесие тонуса мышц-анта­гонистов. Повышенный тонус мышц у новорожденных детей и в первые месяцы их жизни связывают с повышенной возбу­димостью красных ядер среднего мозга. По мере функциональ­ного созревания пирамидной системы и коры больших полушарий головного мозга тонус мышц снижается.

Повышенный тонус мышц ног новорожденного во втором полугодии жизни ребенка постепенно снижается, что является необходимой предпосылкой для развития ходьбы.

Сила мышечного сокращения с возрастом увеличивается вследствие нарастания общего поперечного сечения миофибрилл за счет роста мионов в толщину в результате увеличения числа мио­фибрилл и частично (на 10 %) за счет появления новых мышечных волокон. Различия между показателями мышечной силы у маль­чиков и девочек становятся по мере роста и развития более выра­женными. В младшем школьном возрасте (7–8 лет) мальчики и девочки имеют одинаковую силу большинства мышечных групп, после чего процесс нарастания идет неравномерно. У девочек к 10–12 годам мышечная сила возрастает настолько интенсивно, что они становятся относительно и абсолютно сильнее мальчиков. В дальнейшем отмечается преимущественное развитие силы мышц у мальчиков. Особенно интенсивно идет увеличение мышечной силы у мальчиков в конце периода полового созревания, однако юноши в 18 лет лишь приближаются к нижней границе показате­лей взрослых.

Вопросы для самоконтроля

1. Назвать возрастные изменения позвоночного столба.

2. Дать определение грудного кифоза.

3. Описать правильную осанку.

4. Дать определение нарушениям осанки. Их клинические проявления, профилактика.

5. Что такое сколиоз? Причины развития, профилактика.

6. Назвать возрастные особенности строения грудной полости.

7. Описать возрастные особенности скелета верхней и нижней конечностей.

8. Описать правильное строение стопы. Что такое плоскостопие? Дать его определение, назвать причины и профилактические мероприятия.

9. Назвать возрастные особенности строения черепа.

10. Что такое роднички? Дать определение, указать их расположение и сроки закрытия.

11. Перечислить возрастные особенности мышц.

12. Как с возрастом изменяется тонус мышц?

13. Охарактеризовать значение физической культуры в развитии двигательного аппарата.

 

Кровообращение плода

В процессе внутриутробного развития различают период лакунарного, а затем плацентарного кровообраще­ния. На очень ранних стадиях развития эмбриона между ворсин­ками хориона образуются лакуны, в которые непрерывно поступает кровь из артерий стенки матки. Эта кровь не смешивается с кровью плода. Из них через стенку сосудов плода про­исходит избирательное всасывание питательных веществ и кисло­рода. Также из крови плода в лакуны поступают продукты распада, образующиеся в результате обмена веществ, и углекислый газ. Из лакун кровь оттекает по венам в систему кровообращения матери. Обмен веществ, осуществляющийся через лакуны, не может длительно удовлетворять потребности бурно развивающегося орга­низма. На смену лакунарному приходит плацентарное кровообра­щение, которое устанавливается на втором месяце внутриутробного развития.

Венозная кровь от плода к плаценте поступает по пупочным артериям. В плаценте она обогащается питательными веществами и кислородом и становится артериальной. Артериальная кровь к плоду поступает по пупочной вене, которая, направляясь к печени плода, делится на две ветви. Одна из ветвей впадает в нижнюю по­лую вену, а другая идет через печень и в ее тканях делится на капил­ляры, в которых происходит обмен газами, после чего смешанная кровь поступает в нижнюю полую вену и затем в правое предсердие, куда попадает также венозная кровь из верхней полой вены.

Меньшая часть крови из правого предсердия идет в правый же­лудочек и из него – в легочную артерию. У плода легочный круг кровообращения не функционирует в связи с отсутствием легочного дыхания, и поэтому в него поступает незначительное количество кро­ви. Основная часть крови, идущая по легочной артерии, встречает большое сопротивление в спавшихся легких, она поступает в аорту по Боталлову протоку, который впадает в нее ниже места отхождения сосудов к голове и верхним конечностям. Поэтому эти органы получают менее смешанную кровь, содержащую больше кислорода, чем кровь, идущая к туловищу и нижним конечностям. Это обеспе­чивает лучшее питание мозга и более интенсивное его развитие. Большая часть крови из правого предсердия поступает через овальное отверстие в левое предсердие. Сюда же попадает и неболь­шое количество венозной крови из легочных вен. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, из него в аорту и идет по сосудам большого круга кровообращения, от артерий которого ответвляются две пупочные артерии, идущие к плаценте. Скорость кровообращения увеличивается при движениях плода (его шевелениях), возникающих во второй половине беременности.

Вопросы для самоконтроля

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...