Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности водно-солевого обмена

Формирование гомеостатических функций почек отражает их способность к со­хранению водно-солевого баланса организма, который определя­ется количеством жидкости в различных средах, их ионным составом, осмолярностью и кислотно-щелочным равновесием.

Наиболее распространенным и важным соединением в орга­низме человека является вода. В водной среде осуществляются все химические, обменные и транспортные процессы, она служит универсальным растворителем продуктов питания и обмена. На долю жидкости приходится 58–80 % массы тела.

К моменту рождения ребенка содержание воды в организме со­ставляет 75–80 % его массы и зависит от степени зрелости. У недоношенных количество жидкости больше в связи с незрелостью регуляторных механизмов, повышенной гидрофильностью тканей и незначительным содержанием жира. С возрастом относительное количество ее уменьшается, особенно интенсивно в первые годы жизни. К 3–5 годам общее количество жидкости (в %) достигает уровня взрослого человека.

Вода в организме находится в трех секторах: сосудис­том (плазма крови), интерстициальном (межтканевая жидкость) и внутриклеточном (клеточная плазма). Распределение жидкости в них зависит от возраста. Несмотря на то, что в раннем возрасте на единицу массы тела приходится больше воды, детский организм существенно хуже взрослого противостоит потерям жидкости.

Такое напряжение вод­ного баланса в определенной степени связано с тем, что у детей интенсивность обмена веществ и площадь поверхности тела, при­ходящиеся на единицу массы, относительно больше, чем у взрос­лых. В результате этого потери воды через легкие и кожу у ново­рожденных в 2 раза превышают аналогичные потери у взрослых.

С возрастом изменяется и количество жидкости, экскретируемой почками. Хотя абсолютная скорость мочеотделения увели­чивается, однако в расчете на 1 кг массы тела (или другую стан­дартную величину) наблюдается снижение суточного диуреза с 90–110 мл/кг у новорожденных до 60–80 мл/кг в 2–3 года и 20–30 мл/кг у взрослых. На выведение одного и того же количества органических и неорганических веществ новорожденные дети затрачивают в 2–3 раза больше воды, чем взрослые. Именно это обстоятельство и диктует повышенную потребность ребенка в воде.

У детей по сравнению со взрослыми существенно выше суточ­ный обмен воды. У новорожденных он составляет примерно поло­вину объема внеклеточной жидкости (700 мл из 1400 мл), тогда как в зрелом возрасте – 1/7 (200 из 1400 мл). Кроме того, у детей фиксированный резерв жидкости весьма мал, вода более подвиж­на в связи с недоразвитием соединительной ткани. У новорожден­ных и грудных детей не развито чувство жажды, что также обусловливает их склонность к обезвоживанию.

В целом у детей водный обмен характеризуется высокой лабиль­ностью и напряженностью, а при патологических состояниях зна­чительно быстрее, чем у взрослых, развиваются его нарушения.

6. Регуляция водно-солевого обмена

Поддержание осмотической концентрации, ионного состава и объема жидкостей внутренней среды организма обеспечивается деятельностью специальных нейро-гормональных систем, в основе которых лежат осмо-, ионо- и волюморегулирующие рефлексы. Информационным звеном этих рефлексов являются специфические осмо-, ионо- и волюморецепторы, широко представленные в организме человека. Особое значение имеют рецепторы, локализованные в кровеносных со­судах и ткани печени, поскольку они первыми улавливают откло­нения физико-химических показателей крови при всасывании воды, солей и питательных веществ из желудочно-кишечного трак­та. В управлении гомеостатической деятельностью почек участву­ют гипоталамус, ретикулярная формация и кора больших полу­шарий. Активность почки регулируется двумя гормонами гипо­физа: вазопрессином и окситоцином. Значительную роль в регуляции по­чечных процессов играют минерало- и глюкокортикоиды коры надпочечников, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, катехоламины, инсулин, эпифизарные факторы, простагландины.

В процессе онтогенеза происходит постепенное созревание раз­личных элементов функциональной системы, регулирующей водно-солевой гомеостаз, благодаря чему увеличиваются резервные возможности организма по поддержанию водно-электролитного равновесия. Морфо-функциональное развитие почек происходит в течение длительного времени. Раньше всего возникает способ­ность системы регулировать содержание воды в организме. По­этому уже к 7 годам детский организм достаточно эффективно устраняет избыток воды и экономит жидкость при ее недостатке. Что же касается ионной регуляции, то она формируется только к 10–11 годам. При этом у детей одного и того же календарного возраста не всегда одинаковый уровень развития функций почек.

7. Мочеиспускание

Поступающая по мочеточнику моча собирает­ся в мочевом пузыре – гладкомышечном мешковидном органе, внутренние стенки которого выстланы эпителиальной тканью, а выход из него запирается специальным кольцеобразным мышеч­ным сфинктером. Скопившаяся в мочевом пузыре моча растяги­вает его стенки и раздражает расположенные там механорецепторы. Дуга мочеиспускательного рефлекса замыкается через спин­номозговой центр, расположенный в крестцовом отделе. Импульсы от спинного мозга заставляют сфинктер расслабиться, а гладкую мускулатуру стенок пузыря сократиться. В результате моча выли­вается наружу через мочеиспускательный канал. Однако все взрос­лые млекопитающие, в том числе человек, умеют сознательно управлять актом мочеиспускания. Это обеспечивается контролем со стороны коры головного мозга на основе условных рефлексов. Обычно эти рефлексы у детей формируются к 2 годам настолько прочно, что спонтанное мочеиспускание не происходит ни днем, ни ночью. Однако разного рода стрессы, переутомление, переох­лаждение, нарушения сна, неправильный двигательный режим, а также чрезмерные физические и психические напряжения могут приводить к ослаблению этого рефлекса даже у детей школьного возраста вплоть до полового созревания. Тогда возникает ночное недержание мочи – энурез. Дети нередко очень чувствительны к этому своему «недостатку», хотя их вины в этом обычно нет. Помочь в преодолении этого функциональ­ного нарушения могут врачи: психоневролог, уролог и невропатолог.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Описать возрастные особенности строения почки.

2. Нарисовать строение нефрона.

3. Перечислить основные функции мочевыделительной системы.

4. Назвать возрастные особенности выделительной функции.

5. Указать возрастные особенности водно-солевого обмена.

6. Описать процесс мочеиспускания, его регуляцию и нарушения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...