Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ход работы и оценка результатовМетодика: проба состоит из 3 фаз: 1 фаза – определяют время, в течение которого испытуемый может задержать дыхание на вдохе в положении сидя. 2 фаза – время задержки дыхания на вдохе непосредственно после 20 приседаний в течение 30 секунд. 3 фаза – через 1 минуту отдыха повторяют первую фазу. Оценка. Длительность задержки зависит от возраста (Приложение 6). На основе полученных результатов сделать вывод о функциональном состоянии дыхательной системы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 ОЦЕНКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Работа № 1 Определение кардиореспираторного резерва
Цель работы: научиться определять кардиореспираторный резерв. Аппаратура: секундомер, калькулятор. Ход работы 1. Измерить ЧСС за 10 секунд в покое: ЧСС1 = 2. Сделать глубокий вдох и по секундомеру засечь время максимальной задержки дыхания: ЗДmax= Оценка ЗДmax
– больше 50 с – хороший результат; – 40 – 49 с – удовлетворительный результат; – меньше 40 с – неудовлетворительный результат. 3. Сразу после ЗДmax измерить ЧСС за 10 секунд: ЧСС2= ЧСС2 4. = ЧСС1
Оценка результата – если результат до 1,2, то КРР сохранен; – если результат больше 1,2, то КРР снижен.
Работа №2 Определение величины адаптационного потенциала
Адаптационный потенциал – это показатель степени адаптации человека к условиям жизни, постоянно меняющихся под воздействием климато-экологических и социально-экономических факторов. Цель работы: приобрести навыки определения адаптационного потенциала по формуле Р.М. Баевского, научиться оценивать степень адаптации и прогнозировать адаптационные возможности организма. Аппаратура: секундомер, тонометр, фонендоскоп, ростомер, напольные весы. Ход работы 1. Пользуясь соответствующими приборами, определить рост, вес, частоту пульса за минуту, величины систолического и диастолического давления крови. 2. По формуле Р.М. Баевского рассчитать величину адаптационного потенциала: АП = 0,011 х ЧСС + 0,014 х АДс + 0,008 х АДд + 0,014 х В + 0,009 х Вес – – 0,009 х Р – 0,27, где АП – адаптационный потенциал, ЧСС – частота пульса за минуту, АДс – систолическое артериальное давление в мм рт. ст., АДд – диастолическое артериальное давление в мм рт. ст., Вес – в килограммах, Р – рост в сантиметрах, В – возраст в годах. Оценка результатов – величина АП меньше 2 свидетельствует о хорошем уровне адаптации; – величина АП = 2,1 соответствует удовлетворительной адаптации; – величина АП от 2,2 до 3,0 свидетельствует о напряжении адаптации; – величина АП от 3,1 до 4,0 свидетельствует о неудовлетворительной адаптации; – величина АП больше 4,1 является показателем срыва процесса адаптации. Работа № 3 Оценка адаптоспособности по тесту «индивидуальной минуты»
Методика: для выявления адаптоспособности, а также признаков утомления применяется тест «индивидуальной минуты». Дается сигнал начала отсчета времени, и испытуемому предлагается самому определить момент окончания минуты. Оценка результатов У хорошо адаптирующихся людей, без признаков переутомления имеется выраженный циркадный ритм теста, а «индивидуальная минута» чаще превышает минуту реального времени (от 58–70 до 85 секунд). При низких адаптивных способностях «индивидуальная минута» ускорена до 37–57 секунд. Любое недомогание, а тем более заболевание, ведет к уменьшению длительности «индивидуальной минуты».
Работа № 4 Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы
Цель работы: научиться определять стрессоустойчивость сердца. Аппаратура: секундомер, 15–20 примеров на вычитание, калькулятор. Ход работы 1. Измерить пульс (ЧСС1) в покое за 10 секунд. 2. Решить примеры на вычитание вслух в течение 30 секунд. 3. Измерить пульс (ЧСС2) после решения примеров за 10 секунд.
ЧСС2 4. = ЧСС1 Оценка результатов – если результат до 1,3, то низкая стрессоустойчивость; – если показатель больше 1,3, то хорошая стрессоустойчивость
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 ВЛИЯНИЕ НАГРУЗОК НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ
Работа №1 Определение функционального состояния сердца после общей нагрузки
Цель работы: научиться определять функциональные возможности сердца после пробы Мартине. Аппаратура: секундомер, калькулятор, тонометр, фонендоскоп. Ход работы 1. Измерить ЧСС1 в покое за 1 минуту. 2. Измерить АД1 в покое. 3. Сделать 20 приседаний за 30 секунд. 4. Сразу после пробы измерить ЧСС2 за 1 минуту. 5. Измерить АД2 после пробы. 6. Полученные результаты подставить в пропорцию: ЧСС1 – 100 %, ЧСС х – Х %, ЧССх х 100% Х= , где ЧССх = ЧСС2 – ЧСС1 . ЧСС1 7. АДс2 – АДс1 = АДд2 – АДд2 = Оценка результатов – учащение пульса на 50–70 % – нормальная реакция сердца на функциональную пробу; – учащение пульса больше 70 % – нерациональная реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку; – если АДс увеличивается на 15–25 мм рт. ст., а АДд не изменяется или снижается на 5–10 мм рт. ст., то это благоприятная реакция сердца на пробу; – если АДс и АДд после пробы увеличились незначительно, то реакция сердца нерациональная. Работа № 2 Определение показателя качества реакции сердца
Цель работы: научиться определять показатель качества реакции сердца после общей нагрузки. Аппаратура: секундомер, калькулятор, тонометр, фонендоскоп. Ход работы 1. Определить пульс до нагрузки. 2. Определить артериальное давление до нагрузки и рассчитать пульсовое давление (АДс – АДд). 3. Провести пробу с общей физической нагрузкой (бег на месте в течение двух минут). 4. Определить пульс и пульсовое давление после нагрузки. 5. По формуле рассчитать показатель качества реакции (ПКР): РД2 – РД1 где РД1 – пульсовое давление до нагрузки; ПКР= , РД2 – пульсовое давление после нагрузки; Р2 – Р1 Р1 – пульс до нагрузки за 1 минуту; Р2 – пульс после нагрузки за 1 минуту. Оценка результатов – от 0,5 до 1 – показатель хорошего функционального состояния системы кровообращения; – отклонение от этих значений – ухудшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Работа № 3 Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку
Цель работы: определение функционального состояния сердца после дозированной общей нагрузки. Аппаратура: секундомер, калькулятор. Ход работы 1. Измерить ЧСС1 – пульс в покое за 10 секунд. 2. Сделать 20 наклонов в течение 1,5 минут. 3. Измерить ЧСС2 – пульс после нагрузки. 4. Измерить ЧСС3 после 1 минуты восстановления. 5. Результаты подставить в формулу
ЧСС1+ ЧСС2 + ЧСС3 – 33 =
Оценка результата – от 0 до 0,3 – сердце в прекрасном функциональном состоянии; – от 0,31 до 0,6 – в хорошем состоянии; – от 0,61 до 0,9 – среднее состояние; – от 1,0 до 1,2 – посредственное состояние; – больше 1,2 – неудовлетворительное состояние.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для пед. инс-т. – М.: Высшая школа, 1985. – 346 с. 2. Маркосян А.Г. Вопросы возрастной физиологии. – М.: Просвещение, 1974. – 239 с. 3. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2000. – 456 с. 4. Хрипков А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: Пособие для студ. пед. инс-т. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с. 5. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 416 с. 6. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Хрестоматия по возрастной физиологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 288 с. 7. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |