Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход работы и оценка результатов

Методика: проба состоит из 3 фаз:

1 фаза – определяют время, в течение которого испытуемый может задержать дыхание на вдохе в положении сидя.

2 фаза – время задержки дыхания на вдохе непосредственно после 20 приседаний в течение 30 секунд.

3 фаза – через 1 минуту отдыха повторяют первую фазу.

Оценка. Длительность задержки зависит от возраста (Приложение 6).

На основе полученных результатов сделать вывод о функциональном состоянии дыхательной системы.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ОЦЕНКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

 

Работа № 1

Определение кардиореспираторного резерва

 

Цель работы: научиться определять кардиореспираторный резерв.

Аппаратура: секундомер, калькулятор.

Ход работы

1. Измерить ЧСС за 10 секунд в покое:

ЧСС1 =

2. Сделать глубокий вдох и по секундомеру засечь время максимальной задержки дыхания:

ЗДmax=

Оценка ЗДmax

 

– больше 50 с – хороший результат;

– 40 – 49 с – удовлетворительный результат;

– меньше 40 с – неудовлетворительный результат.

3. Сразу после ЗДmax измерить ЧСС за 10 секунд:

ЧСС2=

ЧСС2

4. =

ЧСС1

 

Оценка результата

– если результат до 1,2, то КРР сохранен;

– если результат больше 1,2, то КРР снижен.

 

Работа №2

Определение величины адаптационного потенциала

 

Адаптационный потенциал – это показатель степени адаптации человека к условиям жизни, постоянно меняющихся под воздействием климато-экологических и социально-экономических факторов.

Цель работы: приобрести навыки определения адаптационного потенциала по формуле Р.М. Баевского, научиться оценивать степень адаптации и прогнозировать адаптационные возможности организма.

Аппаратура: секундомер, тонометр, фонендоскоп, ростомер, напольные весы.

Ход работы

1. Пользуясь соответствующими приборами, определить рост, вес, частоту пульса за минуту, величины систолического и диастолического давления крови.

2. По формуле Р.М. Баевского рассчитать величину адаптационного потенциала:

АП = 0,011 х ЧСС + 0,014 х АДс + 0,008 х АДд + 0,014 х В + 0,009 х Вес – – 0,009 х Р – 0,27,

где АП – адаптационный потенциал, ЧСС – частота пульса за минуту,

АДс – систолическое артериальное давление в мм рт. ст.,

АДд – диастолическое артериальное давление в мм рт. ст.,

Вес – в килограммах,

Р – рост в сантиметрах,

В – возраст в годах.

Оценка результатов

– величина АП меньше 2 свидетельствует о хорошем уровне адаптации;

– величина АП = 2,1 соответствует удовлетворительной адаптации;

– величина АП от 2,2 до 3,0 свидетельствует о напряжении адаптации;

– величина АП от 3,1 до 4,0 свидетельствует о неудовлетворительной адаптации;

– величина АП больше 4,1 является показателем срыва процесса адаптации.

Работа № 3

Оценка адаптоспособности по тесту «индивидуальной минуты»

 

Методика: для выявления адаптоспособности, а также признаков утомления применяется тест «индивидуальной минуты». Дается сигнал начала отсчета времени, и испытуемому предлагается самому определить момент окончания минуты.

Оценка результатов

У хорошо адаптирующихся людей, без признаков переутомления имеется выраженный циркадный ритм теста, а «индивидуальная минута» чаще превышает минуту реального времени (от 58–70 до 85 секунд).

При низких адаптивных способностях «индивидуальная минута» ускорена до 37–57 секунд. Любое недомогание, а тем более заболевание, ведет к уменьшению длительности «индивидуальной минуты».

 

Работа № 4

Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы

 

Цель работы: научиться определять стрессоустойчивость сердца.

Аппаратура: секундомер, 15–20 примеров на вычитание, калькулятор.

Ход работы

1. Измерить пульс (ЧСС1) в покое за 10 секунд.

2. Решить примеры на вычитание вслух в течение 30 секунд.

3. Измерить пульс (ЧСС2) после решения примеров за 10 секунд.

 

ЧСС2

4. =

ЧСС1

Оценка результатов

– если результат до 1,3, то низкая стрессоустойчивость;

– если показатель больше 1,3, то хорошая стрессоустойчивость

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ВЛИЯНИЕ НАГРУЗОК НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ

 

Работа №1

Определение функционального состояния сердца после общей нагрузки

 

Цель работы: научиться определять функциональные возможности сердца после пробы Мартине.

Аппаратура: секундомер, калькулятор, тонометр, фонендоскоп.

Ход работы

1. Измерить ЧСС1 в покое за 1 минуту.

2. Измерить АД1 в покое.

3. Сделать 20 приседаний за 30 секунд.

4. Сразу после пробы измерить ЧСС2 за 1 минуту.

5. Измерить АД2 после пробы.

6. Полученные результаты подставить в пропорцию:

ЧСС1 – 100 %,

ЧСС х – Х %,

ЧССх х 100%

Х= , где ЧССх = ЧСС2 – ЧСС1 .

ЧСС1

7. АДс2 – АДс1 =

АДд2 – АДд2 =

Оценка результатов

– учащение пульса на 50–70 % – нормальная реакция сердца на функциональную пробу;

– учащение пульса больше 70 % – нерациональная реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку;

– если АДс увеличивается на 15–25 мм рт. ст., а АДд не изменяется или снижается на 5–10 мм рт. ст., то это благоприятная реакция сердца на пробу;

– если АДс и АДд после пробы увеличились незначительно, то реакция сердца нерациональная.

Работа № 2

Определение показателя качества реакции сердца

 

Цель работы: научиться определять показатель качества реакции сердца после общей нагрузки.

Аппаратура: секундомер, калькулятор, тонометр, фонендоскоп.

Ход работы

1. Определить пульс до нагрузки.

2. Определить артериальное давление до нагрузки и рассчитать пульсовое давление (АДс – АДд).

3. Провести пробу с общей физической нагрузкой (бег на месте в течение двух минут).

4. Определить пульс и пульсовое давление после нагрузки.

5. По формуле рассчитать показатель качества реакции (ПКР):

РД2 – РД1 где РД1 – пульсовое давление до нагрузки;

ПКР= , РД2 – пульсовое давление после нагрузки;

Р2 – Р1 Р1 – пульс до нагрузки за 1 минуту;

Р2 – пульс после нагрузки за 1 минуту.

Оценка результатов

– от 0,5 до 1 – показатель хорошего функционального состояния системы кровообращения;

– отклонение от этих значений – ухудшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Работа № 3

Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную

физическую нагрузку

 

Цель работы: определение функционального состояния сердца после дозированной общей нагрузки.

Аппаратура: секундомер, калькулятор.

Ход работы

1. Измерить ЧСС1 – пульс в покое за 10 секунд.

2. Сделать 20 наклонов в течение 1,5 минут.

3. Измерить ЧСС2 – пульс после нагрузки.

4. Измерить ЧСС3 после 1 минуты восстановления.

5. Результаты подставить в формулу

 

ЧСС1+ ЧСС2 + ЧСС3 – 33

=

 

Оценка результата

– от 0 до 0,3 – сердце в прекрасном функциональном состоянии;

– от 0,31 до 0,6 – в хорошем состоянии;

– от 0,61 до 0,9 – среднее состояние;

– от 1,0 до 1,2 – посредственное состояние;

– больше 1,2 – неудовлетворительное состояние.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для пед. инс-т. – М.: Высшая школа, 1985. – 346 с.

2. Маркосян А.Г. Вопросы возрастной физиологии. – М.: Просвещение, 1974. – 239 с.

3. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2000. – 456 с.

4. Хрипков А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: Пособие для студ. пед. инс-т. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

5. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

6. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Хрестоматия по возрастной физиологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 288 с.

7. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ
                                  Приложение 1
Физическое развитие студентов
                                           
Антропомет- рические признаки Вес Окружность груди Экскурсия грудной клетки Окружности Диаметр грудной клетки Сила Жизненная емкость легких
Вдох Выдох Пауза Шеи Плеча Бедра Голени Кисти Мышц спины
Правого Левого Правого Левого Правой Левой Правой Левой
Напр. Спок. Напр. Спок. Фронталь- ный Сагиталь- ный
Общие М Средние ±σ 69,7 5,4 100,9 4,0 92,2 3,9 96,2 4,0 8,7 1,7 38,6 1,7 30,1 1,9 33,1 1,8 33,1 1,9 30,1 1,8 55,9 2,8 55,2 2,7 37,2 2,7 37,0 1,8 29,0 1,4 20,1 1,3 60,1 7,0 56,1 7,2 167,7 20,4 4990 520
Ростовые стандарты 161 – 165 М ±σ 61,2 4,6 97,5 3,2 89,6 2,8 93,2 3,6 7,9 1,6 38,0 1,4 32,8 1,8 29,6 1,8 32,3 2,0 29,3 2,0 53,3 2,8 52,8 2,6 35,5 1,8 35,5 1,6 28,2 1,4 20,1 1,4 53,3 6,4 50,2 6,0 152,2 16,9 4200 449
166 – 170 М ±σ 66,4 5,0 100,1 4,1 91,8 4,1 96,0 4,1 9,3 1,7 38,4 1,7 33,2 2,1 29,8 1,7 33,0 2,3 29,6 1,9 54,2 2,5 54,0 2,7 36,6 1,3 36,5 1,3 28,8 1,3 20,5 1,0 59,1 6,8 55,1 6,5 162,8 20,9 4580 436
171 – 175 М ±σ 69,6 4,9 100,7 4,2 92,0 3,9 96,3 4,2 8,7 1,4 38,5 1,8 33,6 1,9 29,9 1,9 32,7 2,1 29,9 1,9 55,4 2,6 55,0 2,5 37,1 1,8 37,1 1,8 29,0 1,4 20,9 1,4 60,7 7,0 56,3 7,1 166,3 17,8 4390 439
176 – 180 М±σ 73,5 4,7 102,3 3,7 93,2 4,0 97,6 3,7 9,1 1,8 38,8 1,8 33,8 1,7 30,3 1,6 33,1 1,6 30,2 1,6 56,5 2,8 56,1 3,3 37,7 1,7 37,5 1,5 29,4 1,6 21,2 1,2 62,6 6,9 58,2 6,8 170,4 23,0 5070 423
181 – 185 М ±σ 77,0 3,7 102,9 3,9 94,0 4,3 99,1 3,9 8,9 2,2 39,0 1,3 34,0 1,9 30,7 2,0 33,4 2,0 30,6 1,5 57,5 3,0 57,0 3,1 38,3 2,0 38,3 2,0 29,7 1,3 21,6 1,1 63,8 7,9 59,3 7,7 174,3 20,7 5430 542
186 – 190 М ±σ 81,5 5,2 103,8 5,1 94,8 4,1 99,5 4,6 9,0 2,6 39,3 2,1 34,7 1,6 30,9 1,8 33,7 1,6 30,8 1,5 58,8 2,8 58,8 2,8 38,9 2,1 38,9 1,8 30,2 1,3 21,8 1,5 69,9 7,3 63,1 7,5 179,5 22,0 5820 607

 

 

                                Приложение 2
Физическое развитие студенток
                                           
Антропомет- рические признаки Вес Окружность груди Экскурсия грудной клетки Окружности Диаметр грудной клетки Сила Жизненная емкость легких
Вдох Выдох Пауза Шеи Плеча Бедра Голени Кисти Мышц спины
Правого Левого Правого Левого Правой Левой Правой Левой
Напр. Спок. Напр. Спок. Фронталь- ный Сагиталь- ный
Общие М Средние ±σ 61,4 5,2 90,7 4,3 82,1 4,4 86,8 3,4 8,6 1,5 32,9 1,3 29,2 2,2 27,1 2,0 29,1 1,5 27,1 1,3 58,1 2,0 57,2 2,3 35,9 1,8 35,9 1,6 25,5 1,3 18,0 1,3 36,6 5,1 34,3 5,0 91,4 14,8 3558 355
Ростовые стандарты 151 – 155 М±σ 52,0 3,4 87,1 3,1 79,3 3,5 83,3 3,3 7,8 1,8 32,0 1,3 28,4 1,8 26,2 1,9 28,5 1,4 26,2 1,3 54,5 1,6 54,4 1,7 34,5 1,8 34,7 1,4 24,7 1,3 17,1 1,3 32,4 4,7 30,3 4,5 81,1 13,6 3063 250
156 – 160 М±σ 58,5 3,4 89,1 3,2 80,6 3,2 85,6 2,8 8,5 1,6 32,1 1,0 28,6 1,8 26,5 1,8 28,6 1,4 26,5 1,6 56,1 1,8 55,5 2,1 35,0 1,4 35,0 1,4 25,1 1,2 17,4 1,0 34,0 3,9 32,3 3,9 83,5 12,8 3305 310
161 – 165 М±σ 60,5 3,8 90,9 3,0 82,3 3,4 86,9 2,7 8,6 1,3 32,8 1,1 29,3 1,5 27,2 1,3 29,0 1,3 27,1 1,3 57,9 1,9 56,9 1,7 35,8 1,5 35,8 1,4 25,6 1,1 18,0 1,0 35,8 4,4 33,1 4,2 92,4 12,4 3630 324
166 – 170 М±σ 66,7 4,4 93,1 2,6 84,1 3,5 88,6 3,3 9,0 1,8 33,8 1,6 29,6 1,8 27,5 1,7 29,5 1,6 27,7 1,6 60,0 2,0 59,0 2,0 36,9 1,4 37,0 1,5 26,0 1,2 18,5 1,2 39,3 4,8 37,6 5,0 99,7 14,3 3720 269
171 – 175 М±σ 69,3 4,8 93,3 3,3 84,2 3,0 89,8 3,0 9,1 1,5 33,9 1,5 29,9 1,5 28,0 1,7 30,0 1,5 27,9 1,5 61,8 1,8 60,1 1,7 37,5 1,7 37,2 1,7 26,3 1,3 19,3 1,0 40,6 4,4 38,4 5,4 100,5 14,1 4070 289

 

           
            Приложение 3
           
Функциональные критерии для мышц брюшного пресса
           
Показатели состояния Исходное положение Оценка функционального состояния мышц брюшного пресса
отлично хорошо удовлетворительно плохо
Сократительная способность Лежа и стоя (статическая проба) Окружность живота на уровне пупка в покое, лежа на спине, стоя
Не меняется Увеличивается до 2 см Увеличивается свыше 2 см Уменьшается (отвислый живот)
Лежа и стоя (динамическая проба) То же при втягивании живота. Оценка та же, что и при статической пробе
Растяжимость Лежа на спине Разница окружности живота при максимальном втягивании и выпячивании брюшной стенки
8 – 10 см 7 – 8 см 6 – 7 см менее 6 см

 

 

                                Приложение 4
Величины должной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ, мл) у юношей
в зависимости от возраста и роста
                                     
Рост, Возраст, лет
см

 

                            Окончание приложения 4
                                     
Рост, Возраст, лет
см

 

                                Приложение 5  
Величины должной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ, мл) у девушек
в зависимости от возраста и роста  
Рост, Возраст, лет  
см  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                         

 

                            Окончание приложения 5
                                     
Рост, Возраст, лет
см

 

           
        Приложение 6
Оценка пробы Серкина
           
Контингент обследуемых Фазы
первая вторая третья
Здоровые тренированные 46 – 60 с Более 50 % первой фазы Более 100 % первой фазы
Здоровые нетренированные 36 – 45 с 30 – 50 % первой фазы 70 – 100 % первой фазы
Со скрытой недостаточностью кровообращения 20 – 35 с Менее 30 % первой фазы Менее 70 % первой фазы

 

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...