Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Факторы среды и адаптации к ним организмов

Имени А.П. Гайдара»

Т.А. Кончина

Учебно-Методическое пособие

«экология»

Арзамас

ФГБОУ ВПО «АГПИ»


УДК 577.4 (075.8)

ББК 28.081Я73

К.65

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»

 

Рецензенты: доктор биологических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского А.Г. Охапкин;

кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии

АГПИ им. А.П. Гайдара В.А. Сидорская

Кончина Т.А.

К.65 Учебно-методическое пособие «Экология»: - Арзамас: АГПИ, 2012. – 47 с.

В работе представлены методические рекомендации к лабораторно – практическим и семинарским занятиям, лабораторные работы, справочный материал, задания для самостоятельной работы, вопросы к зачету, тестовые задания по общей, социальной экологии и природопользованию для студентов Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (национальный исследовательский университет), обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Экономика».

УДК 576.8 (075.8)

ББК 28.4я73

 

 

© КончинаТ.А., 2012

© Арзамасский

государственный

педагогический институт

им. А.П.Гайдара, 2012


Оглавление

Раздел I. Экология. Тема 1. Факторы среды и адаптации к ним организмов………..4

Занятие 1. Факторы среды. Общие закономерности действия их на организм...........4

Занятие 2. Экологические факторы среды, адаптация к ним организмов……............4

Тема 2. Популяции и экосистемы……………………………………………………....7

Занятие 3. Популяция. Структура и энергетика экосистем. ………………………….7

Тема 3. Рациональное природопользование …..…………………………….………..9

Занятие 4. Загрязнение среды. Атмосфера – использование и охрана ……………....9

Занятие 5. Водные ресурсы и почва - использование и охрана..................................12

Занятие 6. Флора и фауна, ландшафты – использование и охрана.............................16

Тема 4. Управление природопользованием……..……………………………………18

Занятие 7. Экологическое право ……………….……………………………………..18

Занятие 8. Регламентация воздействия на биосферу………………...…………..…..20

Занятие 9. Экономический механизм природопользования ………..………………22

Темы для самостоятельной работы…………………………...……………………….24

Примерные вопросы к зачету экологии …..…………………………………………..24

Литература основная и дополнительная ……..………………………………………….25

Тестовый контроль…………………………………………….……………………….27

Приложение 1………………………...…………………………………………………34

Приложение 2………………………………...…………………………………………37

Приложение 3………………………………………...……………………………..…..44

 


Раздел I. Экология

Тема 1. Факторы среды и адаптации к ним организмов

Занятие 1. Факторы среды. Общие закономерности их действия на

Организм 2ч

Цель:изучить классификацию экологических факторов, основные законы и закономерности их действия на организм.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Понятие экологии. Предмет, методы, задачи науки.

2. Классификация экологических факторов.

3. Закон оптимума. Толерантность. Кривая толерантности.

4. Законы минимума и толерантности. Эврибионты и стенобионты.

5. Правило взаимодействия факторов.

6. Закон вариабельности ответных реакций на действие факторов среды у отдельных особей вида.

7. Закон независимого приспособления вида к факторам среды.

8. Закон неоднозначного действия фактора на разные функции.

Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь):

экология, синэкология, демэкология, аутэкология, условия существования, экологический фактор, толерантность, экологическая валентность, зона угнетения, зона оптимума, диапазон устойчивости, эврибионты, стенобионты, лимитирующий фактор, фоновые факторы, ведущие факторы, закон толерантности.

 

Занятие № 2. Экологические факторы среды, адаптация к ним организмов 2 ч

Цель:изучить основные факторы среды и их влияние на живые организмы.

План занятия

I.Вопросы для обсуждения:

1. Свет как экологический фактор. Экологические группы организмов по отношению к свету. Закон Хопкинса.

2. Температура и живые организмы. Температурные адаптации.

3. Влажность среды как экологический фактор. Экологические группы и адаптации организмов по отношению к влажности.

4. Совместное действие температуры и влажности.

5. Орографические и эдафические факторы среды, их влияние на живые организмы.

Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь): адаптация, сциофиты, гелиофиты, факультативные гелиофиты, анабиоз, криофилы, термофилы, пойкилотермные, гомойотермные, эндотермные, эктотермные организмы, ксерофилы, мезофиллы, гигрофилы.

2. Вопросы для самоконтроля

2.2. Заполните табл. 2 по физиологическим приспособлениям к регуляции водного обмена у животных.

Таблица 2

Величины суммарной солнечной радиации, средних месячных температур и сумм атмосферных осадков

Месяцы Суммарная радиация (ккал/см2) Температура (градусы) Осадки (мм)
-38
-51
-40
-25
-7
-2
-13
-23
-31

2.1. Как отражаются погодные условия на растениях и животных согласно биоклиматическому закону Хопкинса?

2.4. Заполните таблицу 4, используя ниже предложенный текст и дополнительную литературу.

Экологические группы растений по степени адаптируемости

К высоким температурам

1) Нежаростойкие виды – повреждаются уже при температуре +300 – +400С (эукариотические водоросли, водные цветковые, наземные мезофиты).

2) Жаровыносливые – эукариоты – растения сухих местообитаний с сильной инсоляцией (степей, пустынь, саванн, сухих субтропиков), переносят получасовое нагревание до +50 – +600С.

3) Пирофиты – устойчивы к пожарам. Характерны для саванн, сухих жестколиственных лесов, у деревьев толстая корка, пропитанная огнеупорными веществами, надежно защищающая внутренние ткани; плоды и семена имеют толстые покровы, которые растрескиваются под действием огня.

Таблица 4

Тема 2. Популяции и экосистемы

План занятия

I.Вопросы для обсуждения:

2. Определение популяции. Экологическая ниша и местообитание.

3. Половая и возрастная структура.

4. Пространственная и этологическая структура. Эффект группы.

5. Статистические показатели популяции. Численность и плотность. Методы их учета.

6. Понятие о биоценозе. Понятие об экосистемах. Структура экосистем.

7. Цепи питания. Расход энергии в цепях питания.

8. Энергетика экосистем. Продуктивность. Экологические пирамиды: биомассы, численности, энергии.

II. Лабораторная работа Методы оценки размеров популяций

Цель работы: Определение численности природных популяций, используя методы изъятия и мечения.

Материалы и оборудование: статистические таблицы, калькуляторы, линейки.

Среди методов оценки размеров популяций можно выделить методы прямого учета (метод квадрата, прямое наблюдение и фотографирование) и косвенные методы учета (метод изъятия, мечения, повторного отлова и др.).

Метод квадрата.Территория местообитания вида разбивается на некоторое число квадратов. Затем устанавливается число организмов в пределах выбранного квадрата и простым умножением числа организмов в квадрате на число квадратов определяется численность организмов на всей территории.

Прямое наблюдение.Прямой подсчет особей возможен как к сидячим или медленно перемещающимся животным, так и к крупным подвижным животным, например, в тот момент, когда они покидают места ночлега.

Фотографирование.Прямым подсчетом особей на фотоснимках можно установить размеры популяций крупных млекопитающих и морских птиц, собирающихся на открытых пространствах.

Метод изъятия удобен для оценки численности мелких организмов, например, насекомых. Животных отлавливают, записывают число пойманных и не выпускают их до конца исследования. Затем еще трижды повторяют отлов, при этом с каждым разом число пойманных животных уменьшается. Затем строят график, на котором отмечают число пойманных животных при каждом отлове и общее число (см. табл. 10 и рисунок 10).

Таблица 10

Число пойманных животных

Число животных Совокупный размер образца

 

Рис. 10. Оценка численности популяции методом изъятия

Продолжив линию графика до пересечения с осью абсцисс (в этот момент число животных в последнем отлове теоретически должно быть равно нулю), можно оценить общий размер популяции. В нашем случае это 400 особей.

Задание № 1. Определите ориентировочную численность популяции, используя данные, полученные методом изъятия: 1 отлов – 320 животных; 2 - й – 210; 3 - й – 145; 4 - й – 80.

Метод мечения и повторного отлова.Животное ловят, затем метят таким образом, чтобы не причинить ему вреда; например, на жаберные крышки пойманной сетями рыбы прикрепляют алюминиевые пластинки или на ноги пойманных птиц надевают кольца. Мелких млекопитающих можно метить безвредной краской. Пойманных животных подсчитывают, метят определенную выборку из них, затем всех животных выпускают в то же самое место. Через некоторое время животных снова отлавливают и подсчитывают в выборке число животных с меткой.

Размер популяции оценивают по формуле:

Число животных в I улове

×Число животных во II улове

Общий размер = популяции

Число животных с меткой во II улове

Эта оценка размера популяции называется индексом Линкольна.

Задание № 2. Чтобы оценить численность форели в маленьком озере, были пойманы 625 особей, они были помечены и вновь выпущены. Через неделю поймали 873 форели, из которых 129 были помечены. Определите индекс Линкольна.

Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь):популяция, ареал, численность, плотность, возрастной спектр, колонии, стада, стаи, эффект группы, структура популяции, демография, полиандрия, полигиния. экосистема, автотрофы, гетеротрофы, биота, продуценты, редуценты, консументы, пастбищные цепи питания, детритные цепи питания, пищевая цепь, трофический уровень, экологическая пирамида, пирамида численности, пирамида биомассы, пирамида энергии, правило десяти процентов, первичная продукция экосистемы, валовая первичная продукция, чистая первичная продукция, вторичная продукция.

2.Вопросы для самоконтроля

2.1. Объясните, почему существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов?

2.2. Назовите животных, которые в цепях питания могут занимать место консументов как первого, так и второго или даже третьего порядка.

2.3. Назовите растения, которые могут занимать место и продуцента и консумента второго порядка.

2.4. Оказывается, что в прудах – охладителях при тепловых электростанциях, экономически выгодно содержать растительноядных рыб. Почему?

2.5. Назовите организмы, которые являются продуцентами, но не принадлежат к Царству растений.

2.6. В природе пищевая цепь редко превышает 6-7 звеньев, обычно она состоит из 4 – 5. Почему количество звеньев пищевых цепей в природе ограничено?

2.7. На последующий трофический уровень переходит примерно 10 процентов энергии, заключенной в организме. Объясните, куда расходуются остальные 90%.

2.8. Постройте схему пищевой сети, включив в нее перечисленные ниже организмы: травы, кролик, почвенные грибы, ягодный кустарник, жук - навозник, растительноядное насекомое, паук, воробей, ястреб.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Антропогенное загрязнение природной среды.

2. Влияние загрязнения на человека.

3. Структура и роль атмосферы.

4. Загрязнение атмосферы. Кислотные осадки.

5. Разрушение озонового слоя.

6. Парниковый эффект.

7. Радиоактивное, электромагнитное, шумовое загрязнение.

8. Меры по охране атмосферы.

 

Таблица 33

Ход работы

1. Пищевые добавки, используемые для изготовления продуктов питания с целью увеличения сроков хранения или придания им определенных свойств, могут нанести вред здоровью человека. На этикетках товаров производитель должен указывать индекс, соответствующий определенному веществу. Представлен индекс буквой Е и трехзначной цифрой, например, уксус обозначается Е 260. Принята следующая маркировка: красители: Е 100 – Е 199; консерванты: Е 200 – Е 299; антиоксиданты (препятствуют окислению): Е 300 – Е 399; стабилизаторы – эмульгаторы (поддерживают определенную структуру): Е 400 – Е 599; усилители вкуса и аромата: Е 600 – Е 699; антифламинги (пеногасители) и подсластители: Е 900 – Е 999; Е 1000 и далее – глазирователи (придают блестящий вид или образуют защитный слой). Внимательно изучите этикетки на упаковке пищевых продуктов, обратите внимание на количество и маркировку индексов Е. Используя табл. 34, сделайте вывод о безопасности данного продукта питания, учитывая, что продукт относительно безопасен, если содержит не более 3 – 4 добавок.

Таблица 34

Использование и охрана 2 ч

Цель:изучить проблемы использования и охраны водных и почвенных ресурсов, методы очистки питьевой воды и сточных вод, меры по охране почв.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Гидросфера. Роль воды. Распределение воды в природе.

2. Использование водных ресурсов. Проблема дефицита пресной воды.

3. Загрязнение вод.

4. Меры по очистке и охране вод. Воспользуйтесь справкой при ответе.

изучить антропогенные воздействия на литосферу, методы рационального использования и охраны почв и недр.

5.Роль почвы. Современное состояние почв. Выполните схему (рис. 19).

6. Эрозия почвы. Меры по защите почв от эрозии.

7. Засоление, заболачивание почв, опустынивание.

8. Загрязнение почв.

II.Прокомментируйте рисунок 17.

III.Тестовый контроль.

Рис. 17. Экологические последствия загрязнения Мирового океана (Израэль, 1985)

Справка. Очистка нефтесодержащих сточных вод

Существует 2 основные проблемы: 1) сбор нефтепродуктов и очистка воды при разливе их на водной акватории; 2) очистка сточных вод промышленных предприятий.

«Мировой рекорд» по загрязнению океана нефтью, зафиксированный Книгой рекордов Гиннеса, принадлежит Мексике: в результате аварии в Мексиканском заливе в июле-августе 1979 г. в воду вылилось 535 тыс. т. нефти, диаметр нефтяного пятна достиг 640 км, ликвидация аварии стоила 131,6 млн. долларов.

Систематически происходят аварийные разливы нефти в России, потери нефти и нефтепродуктов за счет аварийных ситуаций достигают более 5 млн. т.

При ликвидации разлива нефти решают две задачи: быстрая ликвидация разлива за счет максимального ограничения распространения нефти на водной поверхности (боны, пожарные катера, направляющие водные струи в нужном направлении); сбор разлитой нефти с последующей ликвидацией радужной пленки (нефтесборщики - центробежные, всасывающие, пороговые и другие нефтеловушки).

Сбор нефти с поверхности воды можно осуществлять с помощью химических

методов, которые предполагают использование ПАВ – диспергентов, обладающих эмульгирующими свойствами, а также использование сорбентов, так как все механические устройства становятся неэффективными при толщине пленки нефти менее 1 мм.

Окончательную очистку водной поверхности от оставшихся радужных пленок целесообразно осуществлять микробиологическими методами, с использованием специальных микроорганизмов, обладающих высоковыраженной окислительной активностью.

Способы очистки промышленных нефтесодержащих стоков приведены в табл. 40.

Таблица 40

Рис. 18. Очистка нефтесодержащих стоков автозаправочных станций, автопарков (1 - Электрокоагуляцнонная камера, 2 - Вторичный отстойник с тонкослойными блоками, 3 - Камера фильтров, 4 – грязеотстойник, 5 - Резервуар чистой воды).

 


Рис. 19. Факторы деградации почв

       
   
5
 
 


Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь): водный баланс Земли, водоносность рек, водопотребление, эвтрофикация, водоохранные зоны, нефтеловушки, водоподготовка, очистка питьевой воды, очистка сточных вод, коагуляция, флокуляция, флотация, сорбция, экстракция, аэротенки, поля фильтрации, деэвтрофикация, детергенты, красный прилив, сапробность водоема, биогенное вещество, биоаккумуляция, потребление кислорода биологическое (БПК), биокосное вещество, гумус, плодородие, деградация почв, опустынивание, перевыпас, эрозия, пыльные бури засоление, дренаж, ирригация, рекультивация земель, мелиорация почв, агролесомелиорация

2.Вопросы для самоконтроля

2.1. Какие изменения в современной гидросфере связаны с хозяйственной деятельностью человека?

2.2. В чем опасность загрязнения вод металлами?

2.3. Каковы основные факторы истощения водных ресурсов?

2.4. Для чего установлены водоохранные зоны? Какую роль играют водоохранные лесные насаждения?

2.5. Почему в настоящее время так остро стоит проблема охраны малых рек?

2.6. В чем причины экологической катастрофы Аральского моря?

2.7. Волжской водой пользуется 42% населения России. Почему снижается качество воды в Волге? Почему гибнет в Волге стадо осетровых рыб?

2.8. При аварии часть нефтепродуктов попало в водоем, они покрыли тонкой пленкой всю поверхность водного зеркала. Какие животные погибнут в водоеме, какие выживут?

2.9. При исследовании 2-х рек экологи обнаружили, что вода в реке А загрязнена органикой, в реке Б – нет. Как объяснить полученные результаты. Почему в реке Б не водится форель?

2.10. Назовите основные причины засоления и подкисления почв.

2.11. В чем состоит опасность загрязнения почвы тяжелыми металлами и нефтепродуктами?

2.12. Каковы основные причины эрозии почвы?

2.13. Почему не следует собирать грибы и ягоды, пасти скот вблизи дороги?

2.14. Почему, если эрозию можно назвать недугом ландшафта, то опустынивание – его смерть?

2.15. Составьте верные пары названий токсичных химических веществ и вызываемых ими эффектов:

 

1. гербициды а) борьба с клещами
2. родентициды б) борьба с сорняками
3. нематоциды в) борьба с почвенными паразитическими червями
4. акарициды г) борьба с мышевидными грызунами

 

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Факторы деградации растительного покрова.

2. Воспроизводство лесов.

3. Факторы деградации животного мира.

4. Меры по охране животных. Красные книги.

5.Особо охраняемые природные территории и природные объекты.

II.Лабораторная работа ООПТ и охраняемые виды животных и растений Нижегородской области.

Цель: изучить перечень ООПТ и охраняемых видов растений и животных Нижегородской области.

Ход работы

1. Используя приложение 1, изучите перечень видов животных, занесенных в Красную книгу Нижегородской области. Укажите общее количество видов позвоночных и беспозвоночных, число видов каждого класса животных.

2. Заполните таблицы 42 и 43, пользуясь приложениями 1 и 2.

Таблица 42

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Система экологического права России. Субъекты и объекты экологического права.

2. Понятие и виды источников экологического права.

3. Законодательные и подзаконные нормативно – правовые акты России.

4. Государственные органы охраны окружающей среды.

5. Виды экологических правонарушений и соответствующие меры ответственности.

II.Лабораторная работа Виды экологических правонарушений и соответствующие меры ответственности.

Цель: изучить виды ответственности за экологические правонарушения.

Ход работы

1. Заполните таблицу 22.

Таблица 22

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Экологическая стандартизация. Нормирование. При ответе используйте рис. 14 и справку.

2. Организация мониторинга окружающей среды. Виды и методы мониторинга.

3. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.

4. Экологический контроль. Экологический аудит.

 

Рис. 14. Нормативы качества атмосферного воздуха

Справка 1. Нормативы санитарных и защитных зон

· Санитарно – защитные зоны: (-планировочные мероприятия в градостроительстве; -барьеры между жилой застройкой и предприятиями или иными объектами;

· Санитарно – защитные зоны ядерных объектов и зоны наблюдения;

· Водоохранные зоны.

Минимальная ширина водоохранных зон для рек от среднемноголетнего уреза воды в летний период по длине реки: от истока др 10 км 15 м

от 11 до 50 км 100 м

от 51 до 100 км 200 м

от 101 км до 200 км 300 м

от 201 км до 300 км 400 м

свыше 500 км 500 м;

для озер и водохранилищ – от среднемноголетнего уреза воды при нормальном подпорном уровне в летний период при акватории до 2 км2 – 300 м; более 2 км2 – 500 м;

· Округа санитарной (горно-санитарной) охраны – меры по охране природных лечебных ресурсов, лечебно – оздоровительных местностей и курортов (ООПТ).

II.Лабораторная работа Оценка качества окружающей среды Нижегородской области и г. Н. Новгорода на основании нормативов.

Цель: Используя статистические данные, изучить состояние атмосферного воздуха, водных объектов и почвы Нижегородской области и г. Н. Новгорода.

Ход работы

1. Используя данные ежегодного отчета по экологической обстановке Нижегородской области и таблицы 23, определите, превышают ли показатели качества

атмосферного воздуха своего региона ПДК, и если да, то во сколько раз.

Таблица 23

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Экономический механизм охраны окружающей среды.

2. Учет природных ресурсов и загрязнителей, ущерба от загрязнения. Используйте при ответе рис. 20.

3. Лицензирование и лимитирование природопользования.

4. Плата за природопользование.

5. Экологические фонды и финансирование природопользования.

6. Экологическое страхование.

     
 
 
 

         
   
 
 
 
   


Рис. 20. Кадастры природных ресурсов РФ

 

Задания для самостоятельной работы

1.Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь): учет природных ресурсов, кадастр, ущерб от загрязнения среды, лицензирование, лимитирование, договор на комплексное природопользование, платежи за природопользование, базовые нормативы, дифференцированные нормативы, конкретные размеры платежей, финансово – кредитные инструменты, рыночные инструменты, экологические фонды, экологическое страхование, экономический ущерб, экологический ущерб, фактический ущерб, натуральный ущерб.

2.Доклады по темам 5, 15, 28, 56, 57, 61.

3.Вопросы для самоконтроля

2.1. Что понимается под экономическим регулированием охраны окружающей среды?

2.2. В чем состоит отличие платы за использование природных ресурсов от платежей за загрязнение ОС?

2.3. Раскройте экономическую сущность экологического страхования.

2.4. Как осуществляется финансирование природоохранной деятельности?

2.5. В чем сущность кадастровых исследований. В каких целях они проводятся, кто отвечает за их проведение?

Темы для самостоятельной работы

1. Аридизация земель.

2. Важнейшие природоохранные конвенции и их реализация в современных условиях.

3. Взаимосвязь экологической и демографической проблем.

4. Всемирный банк в решении экологических проблем.

5. Всеобщее экологическое образование как гарант формирования экологического мировоззрения.

6. Газовый баланс атмосферы: проблемы и решения.

7. Государственные органы по охране природы в России.

8. Животный мир России: проблемы и решения.

9. Живые организмы – накопители различных элементов.

10. Заповедники России.

11. Законы и принципы социальной экологии.

12. Закон Б. Коммонера «природа знает лучше».

13. Зарубежный опыт природопользования.

14. Здоровье и радиация.

15. Значение экологического образования для обеспечения устойчивого развития человечества и природы.

16. История охраны природы в России.

17. Искусственная радиоактивность: проблемы и решения.

18. Лесные ресурсы мира и проблема их устойчивого использования.

19. Локальные, региональные и глобальные уровни экологических проблем.

20. Международная деятельность по сохранению природы Земли.

21. Мировой океан, как экосистема.

22. Национальные парки мира.

23. Недра Земли как ограниченный источник сырьевых ресурсов для развития антропосферы.

24. Общественные природоохранные организации в России.

25. Особенности современного этапа воздействия человека на природу Земли.

26. Отношение к природе в мировых религиях.

27. Правовая охрана природы в России.

28. Природные основы экологической культуры.

29. Проблема выживания в современном мире.

30. Природно-антропогенные ландшафты.

31. Природа нашего города.

32. Проблема озонового экрана.

33. Проблема пресной воды на земле.

34. Противоречивое единство антропосферы и биосферы в едином пространстве Земли.

35. Почвенные ресурсы Земли: проблемы и решения.

36. Пути и методы преодоления противоречия между техносферой и биосферой.

37. Развитие антропосферы как искусственной среды обитания человечества.

38. Растительность, как источник кислорода: проблемы и решения.

39. Ресурсы животного мира и проблемы их устойчивого использования.

40. Редкие виды животных, пути и формы их сохранения.

41. «Римский клуб и экологические проблемы».

42. Система охраняемых территорий.

43. Сохранение биоразнообразия Земли.

44. Социальные болезни, как следствия социальных явлений.

45. Социально-демографические проблемы в регионе.

46. Социальная экология семьи.

47. Технократический стиль мышления, его влияния на окружающую среду.

48. Техногенные системы и экологический риск.

49. Трагедия Арала как модель крупномасштабного экологического кризиса.

50. Учение В.П.Вернадского о ноосфере.

51. Фактор среды в развитии личности.

52. Экологический аудит.

53. Экологическая экспертиза.

54. Экологизация производства.

55. Экологический мониторинг.

56. Экономический механизм природопользования.

57. Экологическая этика.

58. Экологическая токсикология.

59. Энергетика будущего.

60. Экология городских жителей (факторы городской среды, влияющие на граждан).

61. Экологическое образование в детских образовательных учреждениях: школах, лицеях, колледжах, училищах: содержание, организация, методы.

62. Электромагнитное загрязнение.

 

Примерные вопросы к зачету по «Экологии»

 

1. Экология как наука. Предмет, задачи. Структура современной экологии.

2. Понятие об экологических факторах. Закономерности их действия на организм.

3. Влияние температуры на разные стороны жизнедеятельности организмов. Адаптации организмов к температуре.

4. Биологическое действие солнечного света на живые организмы.

5. Роль влажности в жизни наземных организмов. Адаптации к неблагоприятному режиму влажности.

6. Понятие популяции в экологии. Половая и возрастная структура популяции.

7. Пространственная и этологическая структура популяции.

8. Основные демографические признаки популяций.

9. Понятие биоценоза и экосистемы. Структура экосистем.

10. Потоки вещества и энергии в экосистемах. Пастбищная и детритная пищевые цепи.

11. Продукционные процессы в экосистемах. Основные виды экологических пирамид. Законы экологических пирамид.

12. Проблема устойчивости и продуктивности экосистем в связи с антропогенным прессом.

13. Экологические проблемы, кризисы и катастрофы. Концепция устойчивого развития.

14. Загрязнение природной среды. Виды загрязнения. Влияние загрязнения на человека.

15. Природные ресурсы, их классификация. Ресурсный цикл. Природно – ресурсный потенциал. Альтернативные источники энергии.

16. Природопользование. Принципы рационального природопользования. Основные паравления рационального природопользования.

17. Строение и роль атмосферы. Загрязнение атмосферы.

18. Кислотные осадки. Смог.

19. Разрушение озонового слоя.

20. Парниковый эффект.

21. Ионизирующее излучение. Радиоактивное, электромагнитное, шумовое загрязнение.

22. Меры по охране атмосферы.

23. Гидросфера. Роль воды. Распределение воды в природе.

24. Использование водных ресурсов. Проблема дефицита пресной воды.

25. Загрязнение вод.

26. Меры по очистке и охране вод.

27. Роль почвы. Современное состояние почв.

28. Эрозия почвы. Меры по защите почв от эрозии.

29. Засоление, заболачивание почв, опустынивание.

30. Загрязнение почв.

31. Недра – проблемы добычи и использования полезных ископаемых

32. Методы рационального использования и охраны недр.

33. Факторы деградации растительного покрова. Факторы деградации животного мира. Воспроизводство лесов.

34. Красные книги. Особо охраняемые природные территории.

35. Основы экологического права. Объекты и субъекты экологического права.

36. Источники экологического права.

37. Государственные органы охраны окружающей среды.

38. Виды экологических правонарушений и соответствующие меры ответственности.

39. Система экологического мониторинга окружающей среды.

40. Оценка воздействия на окружающую среду. Нормирование.

41. Экологическая экспертиза. Экологический контроль.

42. Экономический механизм охраны окружающей среды.

43. Учет природных ресурсов и загрязнителей, ущерба от загрязнения.

44. Лицензирование и лимитирование природопользования.

45. Плата за природопользование.

46. Экологические фонды и финансирование природопользования.

47. Экологическое страхование.

 

Литература основная

1. Боголюбов С. А., Кичигин Н. В., Сиваков Д. О. Экологическое право – М: ТК Велби, Проспект, 2008. – 224 с.

2. Бринчук М. М. Экологическое право – М: МОДЭК, МПСИ, 2011. – 624 с

3. Валова (Копылова) В.Д. Экология – М.: Дашков и Ко, 2012. – 360 с.

4. Воробьев А. Е., Дьяченко В. В., Вильчинская О. В., Корчагина А. В. Основы природопользования – Ростов-на Дону: Феникс, 2007. – 544 с.

5. Емельянов А.Г. Основы природопользования. – М.: «Академия», 2011. – 256 с.

6. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. – М.: «Академия», 2007. – 192 с.

7. Маринченко А. В. Экология – М: Дашков и Ко, 2010. – 328 с.

Литература дополнительная

1. Арустамов Э.А. и др. Природопользование/ Э.А. Арустамов, А.Е. Волощенко, Г.В. Гуськов и др. – М.: «Дашков и К0», 2005. – 315 с.

2. Басов В.М. Задачи по экологии и методика их решения – М.: ЛКИ, 2007. – 160 с.

3. Белозерский Г.Н. Радиационная экология. – М.: «Академия», 2008. – 384 с.

4. Бигон М. Экология. Особи, популяции, сообщества. В 2х томах. Т. 1. /М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таундсенд – М.: Мир, 1989. – 667 с.

5. Бигон М. Экология. Особи, популяции, сообщества. В 2х томах. Т. 1. /М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таундсенд – М.: Мир, 1989. – 477 с.

6. Вронский В.А. Прикладная экология - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 576 с.

7. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. – М.:ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – 256 с.

8. Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: МГУ, 1990. – 191 с.

9. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. – М., 1999

10. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 1997.

11. Губарева Л.И. Экология человека: Практикум для вузов/ Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.

12. Джиллер П. Структура сообществ и экологическая ниша. - М.: Мир, 1998.

13. Дмитриев В.В. Прикладная экология/ В.В. Дмитриев, А.И. Жиров, А.Н. Ласточкин. М.: «Академия», 2008. – 608 с.

14. Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии». 10 (11) класс / И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. – М.: Дрофа, 2001. – 208 с.

15. Ерофеев Б.В. Экологическое право. – М.: Юриспруденция, 2000. – 448 с.

16. Кончина Т.А. Практикум по дисциплине «Общая экология»/ Т.А. Кончина, Н.П. Крюкова: - Арзамас: АГПИ, 2009. -58 с.

17. Красная книга Нижегородской области. Т. 1. Животные. – Н. Новгород, 2003 – 349 с.

18. Кузнецов В.Н. Тесты по экологии 10 (11) кл./ В.Н. Кузнецов, Е.В. Титов – М., 2002.

19. Марков Ю.Г. Социальная экология: взаимодействие общества и природы. – Новосибирск: «Лада», «Наука», 2001. – 544 с., С. 131-189; 271-289.

20. Николайкин Н.И. Экология/ Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова – М.: Дрофа, 2003. – 624 с., С.413-423.

21. Передельский Л.В. Экология / Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. – М.: Проспект, 2008. – 512 с, С. 268-289.

22. Степановских А.С. Экология – Курган: «Зауралье», 2007. – 512 с., С. 229-280.

23. Щукин И. Экология – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 224 с., С. 161-163.

24. http://www.ecology-portal.ru/

25. http://ru.wikipedia.org/wiki/Экология

26. www.ecoindustry.ru/dictionary.html&termin=3784

 


Тестовый контроль

Раздел I

1. Животные, питающиеся трупами других животных – это:

а) фитофаги

б) сапрофаги

в) копрофаги

г) зоофаги

д) полифаги

 

2. Предельная численность особей вида в естественных условиях ограничена:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...