Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 1. Факторы среды. Общие закономерности их действия наОрганизм 2ч Цель:изучить классификацию экологических факторов, основные законы и закономерности их действия на организм. План занятия I. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие экологии. Предмет, методы, задачи науки. 2. Классификация экологических факторов. 3. Закон оптимума. Толерантность. Кривая толерантности. 4. Законы минимума и толерантности. Эврибионты и стенобионты. 5. Правило взаимодействия факторов. 6. Закон вариабельности ответных реакций на действие факторов среды у отдельных особей вида. 7. Закон независимого приспособления вида к факторам среды. 8. Закон неоднозначного действия фактора на разные функции. Задания для самостоятельной работы 1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь): экология, синэкология, демэкология, аутэкология, условия существования, экологический фактор, толерантность, экологическая валентность, зона угнетения, зона оптимума, диапазон устойчивости, эврибионты, стенобионты, лимитирующий фактор, фоновые факторы, ведущие факторы, закон толерантности.
Занятие № 2. Экологические факторы среды, адаптация к ним организмов 2 ч Цель:изучить основные факторы среды и их влияние на живые организмы. План занятия I.Вопросы для обсуждения: 1. Свет как экологический фактор. Экологические группы организмов по отношению к свету. Закон Хопкинса. 2. Температура и живые организмы. Температурные адаптации. 3. Влажность среды как экологический фактор. Экологические группы и адаптации организмов по отношению к влажности. 4. Совместное действие температуры и влажности. 5. Орографические и эдафические факторы среды, их влияние на живые организмы. Задания для самостоятельной работы 1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь): адаптация, сциофиты, гелиофиты, факультативные гелиофиты, анабиоз, криофилы, термофилы, пойкилотермные, гомойотермные, эндотермные, эктотермные организмы, ксерофилы, мезофиллы, гигрофилы. 2. Вопросы для самоконтроля 2.2. Заполните табл. 2 по физиологическим приспособлениям к регуляции водного обмена у животных. Таблица 2 Адаптации к засушливым условиям у животных
2.3. По табл. 3 постройте графики действия света, тепла и влаги. На оси ординат отмечаются календарные месяцы, а на оси абсцисс - величина суммарной солнечной радиации, средних месячных температур и сумм атмосферных осадков. Проанализируйте графики, установите факторы, определяющие начало и конец вегетации растений и их зону жизнедеятельности, отметив ее штриховкой на графике, учитывая, что вегетация растений возможна при положительных температурах, величине солнечной радиации выше 2 ккал/ см2 и количестве осадков не менее 30 мм/ г. Таблица 3 Величины суммарной солнечной радиации, средних месячных температур и сумм атмосферных осадков
2.1. Как отражаются погодные условия на растениях и животных согласно биоклиматическому закону Хопкинса? 2.4. Заполните таблицу 4, используя ниже предложенный текст и дополнительную литературу. Экологические группы растений по степени адаптации к условиям крайнего дефицита тепла: 1) Не хладостойкие растения – сильно повреждаются или гибнут при температурах ниже точки замерзания воды, гибель связана с инактивацией ферментов, нарушением обмена нуклеиновых кислот и белков, проницаемостью мембран и прекращением тока ассимилятов. Это растения дождевых тропических лесов, водоросли теплых морей. 2) Не морозостойкие растения – переносят низкие температуры, но гибнут как только в тканях начинает образовываться лед. При наступлении холодного времени года у них повышается концентрация осмотически активных веществ в клеточном соке и цитоплазме, что понижает точку замерзания до -5… -70С. В переохлажденном состоянии не устойчивы всего несколько часов, что, однако позволяет растениям переносить заморозки. К ним относятся вечнозеленые субтропические виды. 3) Льдоустойчивые или морозоустойчивые растения – произрастают в областях с муссонным климатом с холодными зимами. Во время сильных морозов надземные органы деревьев и кустарников промерзают, но сохраняют жизнеспособность. Растения подвергаются предварительной закалке: в клетках накапливаются сахара до 30%, некоторые аминокислоты и другие защитные средства, связывающие воду. Экологические группы растений по степени адаптируемости К высоким температурам 1) Нежаростойкие виды – повреждаются уже при температуре +300 – +400С (эукариотические водоросли, водные цветковые, наземные мезофиты). 2) Жаровыносливые – эукариоты – растения сухих местообитаний с сильной инсоляцией (степей, пустынь, саванн, сухих субтропиков), переносят получасовое нагревание до +50 – +600С. 3) Пирофиты – устойчивы к пожарам. Характерны для саванн, сухих жестколиственных лесов, у деревьев толстая корка, пропитанная огнеупорными веществами, надежно защищающая внутренние ткани; плоды и семена имеют толстые покровы, которые растрескиваются под действием огня. Таблица 4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |