Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов

Вещество Концентрация, мг/м3
максимально разовая максимально разовая по Нижегородской области, 2005 г среднесуточная средняя по Нижегородской области, 2005 г
Азота оксид 0,4 0,44 0,06 0,024
Азота диоксид 0,085 0,799 0,04 0,036
Аммиак 0,2 1,4 0,04 0,064
Бензол 1,5 2,55 0,8 0,48
Бенз(а)пирен - 5,7 0,000001 0,0000021
Пыль нетоксичная 0,5 1,1 0,15 0,15
Сероводород 0,008 0,0072 0,008 0,001
Углерода оксид 5,0 7,5 3,0 0,9
Фенол 0,01 0,087 0,003 0,0012
Формальдегид 0,035 0,091 0,003 0,0039
Хлор 0,1 0,04 0,03 0,006

Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь): качество окружающей среды, стандарты качества, нормирование качества окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, ПДК, ПДКмр, ПДКсс, ПДКрз, ПДКпп, ЛПВ, эффект суммации (аддитивность), ПДУ, ПДВ, ПДС, санитарно-защитная зона, мониторинг, биоиндикация, биоиндикатор, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологический контроль, экологический аудит.

2.Доклады по темам: 52, 53, 54, 55.

3.Вопросы для самоконтроля

2.1. Какие основные задачи решают системы мониторинга окружающей среды?

2.2. Какие методы исследования используются в дистанционном и наземном мониторинге?

2.3. Что такое качество природной среды, и какова цель его нормирования?

2.4. Что такое экологический контроль и чем он отличается от экологической экспертизы?

2.5. В чем состоит различие между производственным экологическим контролем и экологическим аудитом?

2.6. На что направлена экологическая сертификация в системе природопользования?

2.7. Сокол питается мелкими млекопитающими, стоит на верхушке энергетической пирамиды. .Почему экологи считают сокола важным объектом биомониторинга?

2.8. Что обозначают показатели ЛД50, ЛД100? В каких случаях они применяются? Приведите примеры.

Занятие 9. Экономический механизм охраны природы 2ч

Цель:изучить цели и особенности экономического механизма охраны природы.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Экономический механизм охраны окружающей среды.

2. Учет природных ресурсов и загрязнителей, ущерба от загрязнения. Используйте при ответе рис. 20.

3. Лицензирование и лимитирование природопользования.

4. Плата за природопользование.

5. Экологические фонды и финансирование природопользования.

6. Экологическое страхование.

     
 
 
 

         
   
 
 
 
   


Рис. 20. Кадастры природных ресурсов РФ

 

Задания для самостоятельной работы

1.Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь): учет природных ресурсов, кадастр, ущерб от загрязнения среды, лицензирование, лимитирование, договор на комплексное природопользование, платежи за природопользование, базовые нормативы, дифференцированные нормативы, конкретные размеры платежей, финансово – кредитные инструменты, рыночные инструменты, экологические фонды, экологическое страхование, экономический ущерб, экологический ущерб, фактический ущерб, натуральный ущерб.

2.Доклады по темам 5, 15, 28, 56, 57, 61.

3.Вопросы для самоконтроля

2.1. Что понимается под экономическим регулированием охраны окружающей среды?

2.2. В чем состоит отличие платы за использование природных ресурсов от платежей за загрязнение ОС?

2.3. Раскройте экономическую сущность экологического страхования.

2.4. Как осуществляется финансирование природоохранной деятельности?

2.5. В чем сущность кадастровых исследований. В каких целях они проводятся, кто отвечает за их проведение?

Темы для самостоятельной работы

1. Аридизация земель.

2. Важнейшие природоохранные конвенции и их реализация в современных условиях.

3. Взаимосвязь экологической и демографической проблем.

4. Всемирный банк в решении экологических проблем.

5. Всеобщее экологическое образование как гарант формирования экологического мировоззрения.

6. Газовый баланс атмосферы: проблемы и решения.

7. Государственные органы по охране природы в России.

8. Животный мир России: проблемы и решения.

9. Живые организмы – накопители различных элементов.

10. Заповедники России.

11. Законы и принципы социальной экологии.

12. Закон Б. Коммонера «природа знает лучше».

13. Зарубежный опыт природопользования.

14. Здоровье и радиация.

15. Значение экологического образования для обеспечения устойчивого развития человечества и природы.

16. История охраны природы в России.

17. Искусственная радиоактивность: проблемы и решения.

18. Лесные ресурсы мира и проблема их устойчивого использования.

19. Локальные, региональные и глобальные уровни экологических проблем.

20. Международная деятельность по сохранению природы Земли.

21. Мировой океан, как экосистема.

22. Национальные парки мира.

23. Недра Земли как ограниченный источник сырьевых ресурсов для развития антропосферы.

24. Общественные природоохранные организации в России.

25. Особенности современного этапа воздействия человека на природу Земли.

26. Отношение к природе в мировых религиях.

27. Правовая охрана природы в России.

28. Природные основы экологической культуры.

29. Проблема выживания в современном мире.

30. Природно-антропогенные ландшафты.

31. Природа нашего города.

32. Проблема озонового экрана.

33. Проблема пресной воды на земле.

34. Противоречивое единство антропосферы и биосферы в едином пространстве Земли.

35. Почвенные ресурсы Земли: проблемы и решения.

36. Пути и методы преодоления противоречия между техносферой и биосферой.

37. Развитие антропосферы как искусственной среды обитания человечества.

38. Растительность, как источник кислорода: проблемы и решения.

39. Ресурсы животного мира и проблемы их устойчивого использования.

40. Редкие виды животных, пути и формы их сохранения.

41. «Римский клуб и экологические проблемы».

42. Система охраняемых территорий.

43. Сохранение биоразнообразия Земли.

44. Социальные болезни, как следствия социальных явлений.

45. Социально-демографические проблемы в регионе.

46. Социальная экология семьи.

47. Технократический стиль мышления, его влияния на окружающую среду.

48. Техногенные системы и экологический риск.

49. Трагедия Арала как модель крупномасштабного экологического кризиса.

50. Учение В.П.Вернадского о ноосфере.

51. Фактор среды в развитии личности.

52. Экологический аудит.

53. Экологическая экспертиза.

54. Экологизация производства.

55. Экологический мониторинг.

56. Экономический механизм природопользования.

57. Экологическая этика.

58. Экологическая токсикология.

59. Энергетика будущего.

60. Экология городских жителей (факторы городской среды, влияющие на граждан).

61. Экологическое образование в детских образовательных учреждениях: школах, лицеях, колледжах, училищах: содержание, организация, методы.

62. Электромагнитное загрязнение.

 

Примерные вопросы к зачету по «Экологии»

 

1. Экология как наука. Предмет, задачи. Структура современной экологии.

2. Понятие об экологических факторах. Закономерности их действия на организм.

3. Влияние температуры на разные стороны жизнедеятельности организмов. Адаптации организмов к температуре.

4. Биологическое действие солнечного света на живые организмы.

5. Роль влажности в жизни наземных организмов. Адаптации к неблагоприятному режиму влажности.

6. Понятие популяции в экологии. Половая и возрастная структура популяции.

7. Пространственная и этологическая структура популяции.

8. Основные демографические признаки популяций.

9. Понятие биоценоза и экосистемы. Структура экосистем.

10. Потоки вещества и энергии в экосистемах. Пастбищная и детритная пищевые цепи.

11. Продукционные процессы в экосистемах. Основные виды экологических пирамид. Законы экологических пирамид.

12. Проблема устойчивости и продуктивности экосистем в связи с антропогенным прессом.

13. Экологические проблемы, кризисы и катастрофы. Концепция устойчивого развития.

14. Загрязнение природной среды. Виды загрязнения. Влияние загрязнения на человека.

15. Природные ресурсы, их классификация. Ресурсный цикл. Природно – ресурсный потенциал. Альтернативные источники энергии.

16. Природопользование. Принципы рационального природопользования. Основные паравления рационального природопользования.

17. Строение и роль атмосферы. Загрязнение атмосферы.

18. Кислотные осадки. Смог.

19. Разрушение озонового слоя.

20. Парниковый эффект.

21. Ионизирующее излучение. Радиоактивное, электромагнитное, шумовое загрязнение.

22. Меры по охране атмосферы.

23. Гидросфера. Роль воды. Распределение воды в природе.

24. Использование водных ресурсов. Проблема дефицита пресной воды.

25. Загрязнение вод.

26. Меры по очистке и охране вод.

27. Роль почвы. Современное состояние почв.

28. Эрозия почвы. Меры по защите почв от эрозии.

29. Засоление, заболачивание почв, опустынивание.

30. Загрязнение почв.

31. Недра – проблемы добычи и использования полезных ископаемых

32. Методы рационального использования и охраны недр.

33. Факторы деградации растительного покрова. Факторы деградации животного мира. Воспроизводство лесов.

34. Красные книги. Особо охраняемые природные территории.

35. Основы экологического права. Объекты и субъекты экологического права.

36. Источники экологического права.

37. Государственные органы охраны окружающей среды.

38. Виды экологических правонарушений и соответствующие меры ответственности.

39. Система экологического мониторинга окружающей среды.

40. Оценка воздействия на окружающую среду. Нормирование.

41. Экологическая экспертиза. Экологический контроль.

42. Экономический механизм охраны окружающей среды.

43. Учет природных ресурсов и загрязнителей, ущерба от загрязнения.

44. Лицензирование и лимитирование природопользования.

45. Плата за природопользование.

46. Экологические фонды и финансирование природопользования.

47. Экологическое страхование.

 

Литература основная

1. Боголюбов С. А., Кичигин Н. В., Сиваков Д. О. Экологическое право – М: ТК Велби, Проспект, 2008. – 224 с.

2. Бринчук М. М. Экологическое право – М: МОДЭК, МПСИ, 2011. – 624 с

3. Валова (Копылова) В.Д. Экология – М.: Дашков и Ко, 2012. – 360 с.

4. Воробьев А. Е., Дьяченко В. В., Вильчинская О. В., Корчагина А. В. Основы природопользования – Ростов-на Дону: Феникс, 2007. – 544 с.

5. Емельянов А.Г. Основы природопользования. – М.: «Академия», 2011. – 256 с.

6. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. – М.: «Академия», 2007. – 192 с.

7. Маринченко А. В. Экология – М: Дашков и Ко, 2010. – 328 с.

Литература дополнительная

1. Арустамов Э.А. и др. Природопользование/ Э.А. Арустамов, А.Е. Волощенко, Г.В. Гуськов и др. – М.: «Дашков и К0», 2005. – 315 с.

2. Басов В.М. Задачи по экологии и методика их решения – М.: ЛКИ, 2007. – 160 с.

3. Белозерский Г.Н. Радиационная экология. – М.: «Академия», 2008. – 384 с.

4. Бигон М. Экология. Особи, популяции, сообщества. В 2х томах. Т. 1. /М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таундсенд – М.: Мир, 1989. – 667 с.

5. Бигон М. Экология. Особи, популяции, сообщества. В 2х томах. Т. 1. /М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таундсенд – М.: Мир, 1989. – 477 с.

6. Вронский В.А. Прикладная экология - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 576 с.

7. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. – М.:ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – 256 с.

8. Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: МГУ, 1990. – 191 с.

9. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. – М., 1999

10. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 1997.

11. Губарева Л.И. Экология человека: Практикум для вузов/ Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.

12. Джиллер П. Структура сообществ и экологическая ниша. - М.: Мир, 1998.

13. Дмитриев В.В. Прикладная экология/ В.В. Дмитриев, А.И. Жиров, А.Н. Ласточкин. М.: «Академия», 2008. – 608 с.

14. Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии». 10 (11) класс / И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. – М.: Дрофа, 2001. – 208 с.

15. Ерофеев Б.В. Экологическое право. – М.: Юриспруденция, 2000. – 448 с.

16. Кончина Т.А. Практикум по дисциплине «Общая экология»/ Т.А. Кончина, Н.П. Крюкова: - Арзамас: АГПИ, 2009. -58 с.

17. Красная книга Нижегородской области. Т. 1. Животные. – Н. Новгород, 2003 – 349 с.

18. Кузнецов В.Н. Тесты по экологии 10 (11) кл./ В.Н. Кузнецов, Е.В. Титов – М., 2002.

19. Марков Ю.Г. Социальная экология: взаимодействие общества и природы. – Новосибирск: «Лада», «Наука», 2001. – 544 с., С. 131-189; 271-289.

20. Николайкин Н.И. Экология/ Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова – М.: Дрофа, 2003. – 624 с., С.413-423.

21. Передельский Л.В. Экология / Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. – М.: Проспект, 2008. – 512 с, С. 268-289.

22. Степановских А.С. Экология – Курган: «Зауралье», 2007. – 512 с., С. 229-280.

23. Щукин И. Экология – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 224 с., С. 161-163.

24. http://www.ecology-portal.ru/

25. http://ru.wikipedia.org/wiki/Экология

26. www.ecoindustry.ru/dictionary.html&termin=3784

 


Тестовый контроль

Раздел I

1. Животные, питающиеся трупами других животных – это:

а) фитофаги

б) сапрофаги

в) копрофаги

г) зоофаги

д) полифаги

 

2. Предельная численность особей вида в естественных условиях ограничена:

а) климатическими условиями среды;

б) размерами среды обитания;

в) существующим количеством особей и климатическими факторами;

г) экологической емкостью среды обитания;

д) эпидемиями.

 

3. Особенностями теневыносливых растений являются:

а) быстрый рост растений;

б) ускоренное созревание плодов;

в) светлая окраска;

г) утолщенный эпидермис листьев;

д) относительно большой размер листьев;

е) ускоренное развитие цветов;

ж) темно-зеленая окраска листьев.

 

4.Соотнесите данные в 1 и 2 колонках.

Отношение к световому режиму Растения
1)светолюбивость; 2)теневыносливость. а) сосна обыкновенная; б) ель европейская; в) папоротник-орляк; г) купена лекарственная; д) майник двулистный; е) ландыш майский; ж) гвоздика-травянка; з) василек синий; и) кукуруза; к) бук обыкновенный.

5. К факторам, которые сглаживают колебания численности популяции и возвращают её к исходному оптимальному уровню (т. е. к регулирующим факторам), относят

а) лесные пожары;

б) продолжительность холодного сезона;

в) увеличение численности хищников;

г) благоприятные климатические условия;

д) наличие пищевых ресурсов;

е) продолжительность теплого сезона.

6. Наиболее важной характеристикой популяции является

а) размер и масса ее отдельных представителей;

б) ареал;

в) продолжительность жизни отдельных особей;

г) численность особей в каждый конкретный момент времени;

д) смертность отдельных особей;

е) приплод от одной самки.

7. Предельная численность особей вида в естественных условиях ограничена

а) климатическими условиями среды;

б) размерами среды обитания;

в) существующим количеством особей;

г) экологической емкостью среды обитания;

д) существующими климатическими факторами;

е) потенциальной возможностью популяции.

8. Давление популяции хищников на популяцию жертв ведет в последней к:

а) увеличению числа особей пострепродуктивного возраста;

б) быстрому сокращению числа здоровых особей;

в) увеличению числа больных особей;

г) истреблению;

д) увеличению числа особей предрепродуктивного возраста.

 

9. Любую совокупность организмов, совместно обитающих в среде, где поддерживается круговорот веществ, называют:

а) природным сообществом;

б) экосистемой;

в) биотой;

г) экотопом;

д) сукцессией;

е) биотопом.

 

10. В лесах, подвергшихся сплошной вырубке, ценные хвойные породы сменяются:

а) дубом;

б) буком;

в) березой;

г) кленом;

д) ясенем;

е) осиной;

ж) вязом.

11. Самая богатая по разнообразию видов растительность представлена на территории:

а) пустынь Средней Азии;

б) Уральских гор;

в) гор Средней Азии;

г) гор Кавказа;

д) степей Казахстана.

Раздел II

1. Плохая с точки зрения аудиологии (науки о воздействии шума на человека) экологическая обстановка в крупных промышленных городах способствует развитию многих болезней человека, но болевые ощущения вызывает только шум силой не менее:

а) 20 дБ;

б) 50 дБ;

в) 70 дБ;

г) 130 дБ;

д) 150 дБ;

е) 180-200 дБ.

2. Повышенный уровень электромагнитного излучения оказывает негативное воздействие на человека, вызывая

а) подавленность и апатию;

б) снижение иммунитета;

в) расстройства желудка;

г) сердечно – сосудистые заболевания;

д) развитие злокачественных опухолей;

е) эндокринные заболевания;

ж) патология беременности, бесплодие.

3. Основной причиной выпадения кислотных дождей является:

а) попадание в воздух оксидов серы;

б) попадание в воздух оксидов азота;

в) попадание в воздух оксидов фосфора

г) попадание в воздух оксидов углерода;

д) попадание в воздух большого количества хлора;

е) попадание в воздух пыли, содержащей частицы металлов.

4. Современный экологический кризис связан со следующими процессами

а) чрезмерный охотничий и рыбный промыслы;

б) глобальное загрязнение среды;

в) перепроизводство товаров и машин

г) термодинамическое изменение в биосфере;

д) почти полное исчерпание всех возможных природных ресурсов;

е) снижение надежности экосистем;

ж) недостаток сырья.

5. Самыми мощными источниками углекислого газа в мире являются такие страны, как:

а) Индия, Бразилия, Австралия;

б) Россия, Канада, США;

в) Франция, Германия, Польша;

г) Египет, Чили, Перу;

д) Япония, Корея, Вьетнам;

е) Израиль; Иран; Пакистан.

6. Вырубка лесов, распашка пойм рек и осушение болот вызывают

а) повышение уровня грунтовых вод;

б) уменьшение поверхностного стока;

в) увеличение поверхностного стока;

г) увеличение водоносности рек;

д) увеличение влажности воздуха.

7. Нежелательно сжигать материалы из полиэтилена и ПВХ (поливинилхлорида) при их утилизации, т. к.

а) в атмосферу попадает большое количество угарного газа и сажи;

б) в атмосферу поступают радионуклиды;

в) в атмосферу поступают диоксины;

г) хлористый водород;

д) летучие соединения тяжелых металлов;

е) атмосфера активно замутняется, что приостанавливает процесс фотосинтеза.

8. Установите соответствие между 1 и 2 колонками

 

Загрязнители окружающей среды Характер влияния:
1) сернистый газ; 2) оксид азота; 3) фосфат; 4) свинец; 5) окись углерода а) нарушает тепловой баланс в верхних слоях атмосферы; б) разъедает известняк, живые и неживые ткани; в) входит в состав смога, а также усиливает размножение водной растительности; г) является самой частой причиной загрязнения воды в реках и озерах; д) отрицательно воздействует на нервную систему

 

9 Для скорейшего и успешного разрешения вопроса по борьбе с опустыниванием необходимо:

а) сократить выпуск минеральных удобрений;

б) увеличить площади прудов, озер и водохранилищ;

в) содействовать сокращению спроса на топливную древесину и увеличить лесопосадки;

г) увеличить площади садов, парков, скверов и бульваров.

10. В зависимости от целей мониторинг может быть разных видов, кроме

а) диагностического;

б) фонового;

в) глобального;

г) прогнозного;

д) геосистемного;

е) биологического.

10. Санитарно – гигиенические нормативы качества среды:

а) ПДК вредных химических веществ;

б) Нормативы выбросов и сбросов;

в) Нормативы шума и вибрации;

г) ПДК вредных физических воздействий;

д) ПДК химических веществ в продуктах питания;

е) Нормативы использования химических веществ в хозяйстве.

11. Установите соответствие между 1 и 2 колонками

 

Принципы экологической экспертизы Значение
1) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; 2) обязательности проведения экспертизы; 3) независимости и вневедомственности экологической экспертизы а)свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии; б) любая деятельность может быть опасна; в) даже при отсутствии выбросов, сбросов и твердых отходов, содержащих вредные вещества, имеет место потребление энергии, производство которой в данном районе может быть экологически вредным; г) проведение экспертизы в отношении проектов, программ, сооружений, материалов, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека; д) эколого-экспертная комиссия должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами; е) выполнение тех выводов, которые содержаться в заключение экспертизы

 

12. Право каждого человека на жизнь в благоприятных экологических условиях и право каждого государства на использование природных ресурсов для обеспечения нужд своих граждан являются принципами

а) международного сотрудничества в области охраны окружающей человека среды;

б) охраны окружающей среды;

в) устойчивого развития общества;

г) декларации прав и свобод человека и гражданина;

д) конституционной организации государства.

13. В области экологии и природопользования Российской Федерацией значительно раньше других был принят закон:

а) «Об охране атмосферного воздуха»;

б) «Об уничтожении химического оружия»;

в) Лесной кодекс РФ;

г) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

д) « Об отходах производства и потребления»;

е) «Об особо охраняемых природных территориях».

14. Международная конференция ООН «Об изменении климата» проходила в

а) Брюсселе в 1993 г.;

б) Нью-Йорке в 1990 г.;

в) Киото в 1997 г.;

г) Монреале в 1987 г;

д) Стокгольме в 1972 г;

е) Базеле в 1989 г.

15. Специальная часть системы экологического права России включает

а) право государственной и другой форм собственности на природные объекты;

б) экономический механизм охраны окружающей среды;

в) эколого – правовой режим особо охраняемых природных территорий;

г) международно – правовой механизм регулирования охраны окружающей среды;

д) система экологических стандартов и нормативов.

16. Достаточно большая территория, предназначенная для охраны природы в сочетании с организованным отдыхом людей, носит название………………

17. Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию проходила в

а) Рио-де-Жанейро в 1992 г.;

б) Нью-Йорке в 1990 г.;

в) Брюсселе в 1993 г.;

г) Рио-де-Жанейро в 1987 г;

д) Базеле в 1989 г;

е) Стокгольме в 1972 г.

18. Основные направления деятельности Международного союза охраны природы и природных ресурсов

а) противодействие торговли дикими животными;

б) финансовая поддержка природоохранных мероприятий;

в) противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды;

г) издание Красных книг;

д) контроль за трансграничной перевозкой опасных отходов;

е) экологическое просвещение;

ж) организация заповедников, национальных и природных парков.

19. Устойчивое сокращение численности населения в результате резкого спада рождаемости, вызванное социально – экономическими причинами, называется

а) популяционной депрессией;

б) депопуляцией;

в) популяционным спадом;

г) волной жизни;

д) демографическим переломом.

20. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды возглавляет:

а) ВОЗ;

б) ЮНЕСКО;

в) ООН;

г) ЮНЕП;

д) ЕЭК;

е) ВМО.

21. К методам борьбы с загрязнением водной среды, которое вызвано разливом нефти, нельзя отнести:

а) химическое рассеивание нефтяного пятна;

б) оседание нефти на дно;

в) ограждение пятна нефти;

г) посыпание нефтяного пятна одноклеточными водорослями с целью его поглощения.

22. Чужеродное для живых организмов вещество, появляющееся в результате антропогенной деятельности и способное вызывать заболевание или гибель живого организма, — ……............

23. Факторы, участвующие в развитии глобального сырьевого кризиса, являются:

а) высокий темп роста потребления минеральных ресурсов;

б) использование воды при добыче и переработке минерального сырья;

в) динамика природно-климатических условий;

г) некомпетентный, подход к добыче и переработке сырья;

д) расширение площади, занятой под города;

е) недостаточное использование вторсырья.

24. На разрушение озонового экрана влияет, кроме всего прочего, еще и процесс:

а) интенсивного широкомасштабного использования азотных удобрений;

б) интенсивного использования мелиоративных мероприятий;

в) осушения болот;

г) бесконтрольной посадки больших массивов леса;

д) поступлению в атмосферу аэрозолей угольной пыли и угарного газа.

25. Члены Римского клубак основным глобальным проблемам относят следующие:

а) проблемы сырья, пресной воды, опустынивания и эрозии почв;

б) демографическую, экологическую, продовольственную и энергетическую проблемы;

в) проблемы биоразнообразия, увеличения частоты заболеваний, производственную, радиационную;

г) проблемы деградации почв, вырубки лесов, автотранспорта и роста городов.


Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬот 22.07.98

видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу Нижегородской области

Вид Категория


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...