Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И ДЕТЕЙ С ОНР (I - II УРОВНЯ)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье описываются дидактические игры по подготовке к звуковому анализу

 

Тема: Предметный ряд.
Содержание: игры и упражнения, построенные на материале русской народной сказки \\\\\\Репка\\\\\\.
Оборудование: фигурки сказки \\\\\\репка\\\\\\, пластмассовая дорожка - пластина 50 см, шириной 10 см с обозначенными на ней решёткой для размещения 6 предметов.
Кто тянул репку?
(Упражнение в построении предметного ряда)
Напомнив содержание сказки, логопед показывает порядок образования ряда из фигурок настольного театра: \\\\\\Сначала пришел тянуть репку дед, - мы его поставим в начале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом, после бабки прибежала внучка и встала за бабкой ... (так постепенно выстраиваем весь ряд). Все встали по линеечке друг за другом и получился ряд. (Жестом руки обозначается линия, по которой выстроился ряд фигурок).
Я слева. Вот здесь (жест). Поднимите левую руку. Дед встал ближе к левой руке, слева. Ряд тянется вправо от деда до мышки. А вот в этом месте (показ) ряд закончился. Мышка последняя. После мышки никто не приходил. Здесь конец ряда.
Дед стоит в начале ряда, мышка в конце ряда. А между ними бабка внучка, Жучка и кошка. Они в середине ряда. Это середина ряда (показ). Показав построение ряда с помощью персонажей настольного театра, педагог вовлекает детей в упражнения с фигурками предметного ряда, дети запоминают традиционное, в соответствии с текстом сказки, расположении героев, место каждого из них, состав ряда.
Пустое место
Цель: закрепление представлений детей об образовании ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим.
Усвоение значения слова-термина место. Логопед показывает детям дорожку с решёткой мест, количество которых соответствует числу героев сказки \\\\\\Репка\\\\\\, называет наглядное пособие, знакомит с ним детей. \\\\\\Это дорожка со свободными, пустыми местами. Количество мест можно сосчитать (дети считают хором), каждое место можно обвести указкой или пальцем (обводят места по контуру). Место за местом, еще и еще, подряд, получается ряд (жест по линии слева на право). Первое место - слева, в начале ряда (показ), последнее место - справа, в конце ряда (показ)\\\\\\.
Затем логопед, обращаясь к детям, говорит: \\\\\\ Ребята, хотите играть? Помогите мне заполнить все пустые места на этой дорожке\\\\\\.
Педагог начинает игру:
- Кто стоял за дедом?
- Баба.
- Зовите бабу на место.
- Баба, иди на место.
- Кто стоял после бабы?
- Внучка.
- Зовите внучку на место.
- Внучка, иди на свое место...
Таким образом обыгрывается помещение каждой фигурки на свое традиционное место в ряд, а дети уточняют, кто стоит перед кем, между кем и после кого.
Л. говорит: \\\\\\Вы хорошо помогли мне, ребята. Запомнили все пустые места. Получился ряд\\\\\\,- и продолжает: \\\\\\Ряд наш закрывается, игра продолжается\\\\\\. Ряд предметов скрывается за экраном. Убирается одна из средних фигур.
- Ряд наш открывается. Игра, продолжается. Да тут кто-то ушел! Кто же?
- Баба. Тили-тили тесто, вот пустое место. Баба, иди на место! (Баба занимает свое место).
- Интересно, кто еще уйдет? И т.д.

Прогулка
Логопед вводит детей в условия игры: \\\\\\Все герои сказки \\\\\\Репка\\\\\\ пошли в лес. Идут дуг за другом. Кто за кем идет? (Дети называют). Вдруг мышка говорит: \\\\\\Я хочу идти впереди. Дед, иди на мое место\\\\\\ (Фигурки переставляются: мышка - первая, дед - последний). Тут внучка говорит: \\\\\\Я хочу идти впереди. Мышка иди на мое место\\\\\\. (Составляется новый вариант ряда: внучка - первая, она в начале ряда; Мышка - в середине ряда). Педагог фиксирует внимание детей на новом местоположении предмета в ряду. Затем детям раздаются фигурки настольного театра и проводится игра.
Логопед: Все разбрелись по лесу, дед остался на своем месте, вот он на дорожке, в начале ряда. Слушайте деда. Дед: Займите свои места!
Дети ставят фигурки на дорожку по порядку. Постояли с дедом, опять ушли гулять в лес. Дед: Займите чужие места! Дети выполняют задание.
Дед: Тили-тили тесто, у всех чужое место. Идите в лес гулять. Дети с фигурками гуляют. Дед: Займите свои места!
Ряд восстанавливается в традиционном порядке.
Который и сколько
Л. договаривается с детьми играть в настольный театр \\\\\\Репка\\\\\\ с условием считать: \\\\\\Я буду называть тех, кто пришел тянуть репку, а вы будете считать, потом скажете, сколько собралось персонажей\\\\\\ Л.: дед - первый, баба - вторая. Сколько их всего? Дети: Один, два. Всего два.
Л.: Дед - первый, баба - вторая, внучка - третья. Сколько их всего?
Дети (пересчитывают). Один, два, три. Всего три .И т.д.
Когда дети запомнят порядковые числительные, они сами могут играть в игру \\\\\\Который и сколько\\\\\\.

Что изменилось в ряду?
Ряд, составленный из персонажей сказки, закрывается экраном и за ним производятся различные варианты изменений ряда: удаление предмета, добавление нового предмета, перемещение фигурок или замена одной из них на другую, возможно более с ней сходную. Так, можно добавить к ряду знакомых уже фигурок петрушку, вместо внучки поставить внучка: мальчика, в такой же по цвету, как у нее одежде Каждый раз, когда ряд открывается, дети внимательно его осматривают и, обнаружив изменения, не показывают этого другим, а терпеливо ждут, когда их попросят найти ошибку и восстановить ряд в прежнем составе и порядке, при этом желательно предметы и места определять путем пересчета:
- Вот пустое место, которое оно по счету?
- Второе.
- Кто ушел?
- Баба.
-Поменялись Местами кошка и Жучка.
- На котором месте кошка? А Жучка?
- Поставим кошку и Жучку на свои места.
- На котором месте должна стоять жучка? А кошка?
- Кого заменил внучек?
- Внучку.
- На котором месте стоит внучек?
- Убери внучка, поставь внучку.
- За кем стоит внучка?
- Перед кем стоит внучка?
- На котором месте?
И т.д.

Дефектология № 4, 1989

Т.А. Ткаченко

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С АЛФАВИТОМ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье описываются дидактические игры по подготовке к звуковому анализу

 

Тема: Предметный ряд.
Содержание: игры и упражнения, построенные на материале русской народной сказки \\\\\\Репка\\\\\\.
Оборудование: фигурки сказки \\\\\\репка\\\\\\, пластмассовая дорожка - пластина 50 см, шириной 10 см с обозначенными на ней решёткой для размещения 6 предметов.
Кто тянул репку?
(Упражнение в построении предметного ряда)
Напомнив содержание сказки, логопед показывает порядок образования ряда из фигурок настольного театра: \\\\\\Сначала пришел тянуть репку дед, - мы его поставим в начале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом, после бабки прибежала внучка и встала за бабкой ... (так постепенно выстраиваем весь ряд). Все встали по линеечке друг за другом и получился ряд. (Жестом руки обозначается линия, по которой выстроился ряд фигурок).
Я слева. Вот здесь (жест). Поднимите левую руку. Дед встал ближе к левой руке, слева. Ряд тянется вправо от деда до мышки. А вот в этом месте (показ) ряд закончился. Мышка последняя. После мышки никто не приходил. Здесь конец ряда.
Дед стоит в начале ряда, мышка в конце ряда. А между ними бабка внучка, Жучка и кошка. Они в середине ряда. Это середина ряда (показ). Показав построение ряда с помощью персонажей настольного театра, педагог вовлекает детей в упражнения с фигурками предметного ряда, дети запоминают традиционное, в соответствии с текстом сказки, расположении героев, место каждого из них, состав ряда.
Пустое место
Цель: закрепление представлений детей об образовании ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим.
Усвоение значения слова-термина место. Логопед показывает детям дорожку с решёткой мест, количество которых соответствует числу героев сказки \\\\\\Репка\\\\\\, называет наглядное пособие, знакомит с ним детей. \\\\\\Это дорожка со свободными, пустыми местами. Количество мест можно сосчитать (дети считают хором), каждое место можно обвести указкой или пальцем (обводят места по контуру). Место за местом, еще и еще, подряд, получается ряд (жест по линии слева на право). Первое место - слева, в начале ряда (показ), последнее место - справа, в конце ряда (показ)\\\\\\.
Затем логопед, обращаясь к детям, говорит: \\\\\\ Ребята, хотите играть? Помогите мне заполнить все пустые места на этой дорожке\\\\\\.
Педагог начинает игру:
- Кто стоял за дедом?
- Баба.
- Зовите бабу на место.
- Баба, иди на место.
- Кто стоял после бабы?
- Внучка.
- Зовите внучку на место.
- Внучка, иди на свое место...
Таким образом обыгрывается помещение каждой фигурки на свое традиционное место в ряд, а дети уточняют, кто стоит перед кем, между кем и после кого.
Л. говорит: \\\\\\Вы хорошо помогли мне, ребята. Запомнили все пустые места. Получился ряд\\\\\\,- и продолжает: \\\\\\Ряд наш закрывается, игра продолжается\\\\\\. Ряд предметов скрывается за экраном. Убирается одна из средних фигур.
- Ряд наш открывается. Игра, продолжается. Да тут кто-то ушел! Кто же?
- Баба. Тили-тили тесто, вот пустое место. Баба, иди на место! (Баба занимает свое место).
- Интересно, кто еще уйдет? И т.д.

Прогулка
Логопед вводит детей в условия игры: \\\\\\Все герои сказки \\\\\\Репка\\\\\\ пошли в лес. Идут дуг за другом. Кто за кем идет? (Дети называют). Вдруг мышка говорит: \\\\\\Я хочу идти впереди. Дед, иди на мое место\\\\\\ (Фигурки переставляются: мышка - первая, дед - последний). Тут внучка говорит: \\\\\\Я хочу идти впереди. Мышка иди на мое место\\\\\\. (Составляется новый вариант ряда: внучка - первая, она в начале ряда; Мышка - в середине ряда). Педагог фиксирует внимание детей на новом местоположении предмета в ряду. Затем детям раздаются фигурки настольного театра и проводится игра.
Логопед: Все разбрелись по лесу, дед остался на своем месте, вот он на дорожке, в начале ряда. Слушайте деда. Дед: Займите свои места!
Дети ставят фигурки на дорожку по порядку. Постояли с дедом, опять ушли гулять в лес. Дед: Займите чужие места! Дети выполняют задание.
Дед: Тили-тили тесто, у всех чужое место. Идите в лес гулять. Дети с фигурками гуляют. Дед: Займите свои места!
Ряд восстанавливается в традиционном порядке.
Который и сколько
Л. договаривается с детьми играть в настольный театр \\\\\\Репка\\\\\\ с условием считать: \\\\\\Я буду называть тех, кто пришел тянуть репку, а вы будете считать, потом скажете, сколько собралось персонажей\\\\\\ Л.: дед - первый, баба - вторая. Сколько их всего? Дети: Один, два. Всего два.
Л.: Дед - первый, баба - вторая, внучка - третья. Сколько их всего?
Дети (пересчитывают). Один, два, три. Всего три .И т.д.
Когда дети запомнят порядковые числительные, они сами могут играть в игру \\\\\\Который и сколько\\\\\\.

Что изменилось в ряду?
Ряд, составленный из персонажей сказки, закрывается экраном и за ним производятся различные варианты изменений ряда: удаление предмета, добавление нового предмета, перемещение фигурок или замена одной из них на другую, возможно более с ней сходную. Так, можно добавить к ряду знакомых уже фигурок петрушку, вместо внучки поставить внучка: мальчика, в такой же по цвету, как у нее одежде Каждый раз, когда ряд открывается, дети внимательно его осматривают и, обнаружив изменения, не показывают этого другим, а терпеливо ждут, когда их попросят найти ошибку и восстановить ряд в прежнем составе и порядке, при этом желательно предметы и места определять путем пересчета:
- Вот пустое место, которое оно по счету?
- Второе.
- Кто ушел?
- Баба.
-Поменялись Местами кошка и Жучка.
- На котором месте кошка? А Жучка?
- Поставим кошку и Жучку на свои места.
- На котором месте должна стоять жучка? А кошка?
- Кого заменил внучек?
- Внучку.
- На котором месте стоит внучек?
- Убери внучка, поставь внучку.
- За кем стоит внучка?
- Перед кем стоит внучка?
- На котором месте?
И т.д.

Дефектология № 4, 1989

Т.А. Ткаченко

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И ДЕТЕЙ С ОНР (I - II УРОВНЯ)

... После прохождения на занятиях звуков у, а, и, и усвоения зрительных образов соответствующих символов (Если дошкольник плохо говорит с.62) можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трех указанных звуков.

 

1. Игра Прочитай, не ошибись.
Цель: Научить анализировать сочетания из двух и трех гласных звуков. Логопед выкладывает перед детьми на наборном полотне по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т.д. Логопед спрашивает детей: Сколько звуков ты сказал? Какой 1-й звук? 2-й? 3-й?

2. Игра Сосчитай и отложи.
Цель: научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т.е. синтезировать задаваемые звуки). У каждого ребенка на столе по 4 символа. Эти изображения звуков а, у, и, о. Логопед произносит сочетания из двух, трех, затем из четырех указанных звуков. Например ао, аоу, ауои и т.д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесённых звуков и выложить на словах в ряд соответствующие символы. Затем логопед спрашивает детей: Сколько звуков я сказала? Повтори их. Какой 1-й звук? 2-й? 3-й? Какой последний звук? Что получится, если соединить звуки а и о? а, о и у? (Дети глядя на символы, произносят сочетания) Первый звук и, второй - а, третий о - что получится? Выложите на столах и прочитайте и т.п.

3. Игра «Подними фигурку».
Цель: упражнять детей в выделении трех гласных звуков из потока гласных и согласных звуков; развивать внимание и память. У детей на столах заменители звуков а, у, и. Логопед медленно произносит гласные и согласные звуки: и-о-а-с-к-п-и-о-р-у-ж-и-о-м-и и т.д. Дети поднимают соответствующие фигуры; услышав какой-либо из трех, представленных заменителями звуков. Следует отметить, что без опоры на символы дети в этих условиях не могут выделить даже два звука.

4. Игра разложи картинки.
Цель: научить детей дифференцировать звуки а и у в начале слова. У логопеда на столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков а и у (утка, автобус, учительница, и др) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне логопед выставляет слева заменитель звука а, справа - звука у (большой и маленький кружочки). Дети выходят по одному, берут со стола картинку, громко произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове. Подобным образом происходит обучение дифференциации и звуков а-и, и-у, у-о, находящихся в начале слов. Впоследствии можно упражнять в различении звуков, например а-у-и, что без зрительных символов детям удается с большим трудом.

5. Игра Выбери картинки
Цель: развивать память и внимание, научить выделять гласный звук из начала слов.
У логопеда на наборном полотне выставлены картинки (10-15 штук) с изображением предметов, в названии которых начальные звуки а,у,о. Логопед дает задание: выбрать с полотна картинки с предметами, названия которых начинаются на а и у. А затем вызывает двоих детей и дает им в руки зрительные символы названных звуков: одному большой кружок, другому маленький. Дети, постоянно контролируя свое слуховое восприятие с помощью зрительной опоры, выполняют задание. После того как картинки отобраны, каждый из отвечающих ставит на полотно звуковой символ, имеющийся у него, и называет все картинки, выделяя голосом первый звук в словах. Остальные ребята контролируют правильность ответов. Отметим, что подобное задание без заменителей звуков дети выполнить не в состоянии, так как быстро забывают, какой звук они должны искать в начале слова.

6. Игра Повтори за мной.
Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, упражнять в воспроизведении слоговых рядов, состоящих из 3 и 4 слогов. Логопед произносит слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками (п, т, к, х, в, ф, м, н, и др.), например то-ту-та. Одновременно выставляет на наборное полотно в ряд символы произнесенных слогообразующих гласных о,у,а. Затем просит детей повторить слоговой ряд.
Варианты усложнения слогового ряда: па-по-пу-пы (звук ы обозн. нижней половинкой круга), ок-ук-ик-ак, ам-ом-ум-им и т.д. Характерно, что без зрительной опоры на символы, дети в состоянии произнести сочетание не более чем из двух слогов. Воспроизведение слоговых рядов при помощи заменителей позволяет детям удерживать в памяти и воспроизводить до 4-5 слогов. Причем у дети это не вызывает трудностей, а занятия проходят живо, интересно и дают большой обучающий эффект.

7. Игра Что я пропустила?.
Цель: упражнять в анализе звукового состава слова. У детей на столах заменители звуков а, у, и, о. Логопед обращается к детям: Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем этот звук. Логопед четко, сохраняя ударение, произносит примерно такие сочетания звуков: -тка, -голка, -слик, -грушки и т.д. Дети понимают соответствующие символы и произносят каждое слово целиком, называя первый звук.
После того как все дети овладели умением выделять первый и последний звук в словах, научились анализировать обратный слог типа ак, ут, можно переходить к выделению гласного звука из положения после согласного в односложных словах типа сок, мак. Отметим, что эта тема в старшей группе является одной из самых сложных. На ее усвоение приходится тратить не менее 10-12 групповых и индивидуальных занятий. С помощью предлагаемых нами приемов дети усваивают тему за два-три занятия.

Вот вариант одной из игр на эту тему.
8. Игра Что в середине слова?
Цель: учить детей выделять гласный звук в середине односложных слов.
Логопед выставляет на наборное полотно картинки, на которых изображены сад, сок, сыр, мак, волк, нос и т.д. Здесь же на нижней полоске наборного полотна выставлены символы звуков а, у, и, о, ы (по три штуки на каждый звук, причем символы, обозначающие один звук, ставятся вместе, один сзади другого, так, чтобы они не занимали много места и не отвлекали внимание детей). Вызванный ребенок громко про-износит каждое слово, выделяя голосом гласный звук, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой. Далее картинки меняются, и работа продолжается до тех пор, пока самые слабые дети не научаются справляться с заданием.
Еще одна игра на эту тему:

9. Игра Какой звук спрятался в слове?
Цель: учить детей находить гласный звук в середине односложных слов. У всех детей на столах символы звуков а, у, и, о предлагать более четырех гласных в этой игре не следует). Логопед дает задание внимательно слушать слова и искать, какой звук спрятался в середине слова: а, у, и или о. Затем медленно, выделяя голосом гласный звук, произносит слова: сок, мир, зал, мост и т.д. Дети поднимают соответствующий символ после каждого слова, Логопед исправляет, если видит сшибку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут поднимать нужный символ.

Дефектология №6, 1985

Автор неизвестен

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...