Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика литературы

Киевской Руси

Процесс "трансплантации" византийской общеславянской литературы и период становления собственно русской литературы. Широкое наполнение термина "русская литература". Становление древнерусской государственности. Киев как культурный центр. Понятие Русская земля как следствие осознания общности исторических судеб восточных славян. Идея единения. Русская земля – главный герой ДРЛ. Феодальные усобицы. Появление жанра повести о княжеских преступлениях. Утверждение основ христианской нравственности. Исторические и религиозно-дидактические жанры.

 

Библиография

См. раздел первый, № 1-5, 8-9, 12,13; раздел четвёртый № 1,2.

 

 

Летопись как собственно русский жанр

Летопись и византийская хроника. Появление жанра как закономерный этап развития самосознания древнерусского человека, стремление определить достойное место Руси и русичей среди других цивилизаций и народов. Начало летописания (гипотезы академиков А.А Шахматова, Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачёва). Понятие о летописном своде.

Самостоятельно. "Повесть временных лет" (ПВЛ). Эпоха создания памятника. "Повесть временных лет" как образец ведущего жанра исторической прозы Древней Руси. Цели и задачи авторов. Связь тематики и проблематики с историческими судьбами Русской земли. Принципы отбора и освещения исторических событий; изображение человека. Историческая концепция авторов. Христианско-патриотическая направленность памятника. Жанровое своеобразие ПВЛ – "объединяющий" жанр, подчиняющий себе жанры входящих в него компонентов (Д.С. Лихачёв). Библия как историко-этический источник (рассказ о сынах Ноя, Вавилонское столпотворение), христианская легенда (посещение славянской земли апостолом Андреем); народный исторический рассказ, племенная легенда, дружинная легенда, притча об обрах, поговорка, сказка. Жанры письменной литературы: житие, воинская повесть, повесть о княжеских преступлениях. Речь философа (богословский трактат); дипломатический документ (текст договора русских с греками).

Условия обеспечения жанрового единства летописи: принцип отбора событий, погодная сетка записи, христианско-патриотическая направленность в освещении событий и поступков героев, господство стилевой и языковой традиции. Значение ПВЛ для русского летописания и развития жанров исторической прозы.

 

Библиография

 

См. раздел первый, № 1-6,9,13; раздел второй № 2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 4.

1. Алешковский М.Х. "Повесть временных лет": судьба литературного произведения в Древней Руси .-М., 1971.

2. Ерёмин И.П. Литература Древней Руси (Этюды и характеристики)- М.-Л., 1966.

3. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. – М., 1977.

4. Насонов А.Н. История русского летописания XI – начала XVIII в. – М., 1977.

5. Шайкин А. "Се повести времянных лет…". От Кия до Мономаха. – М., 1989

8. Житие. "Сказание о Борисе и Глебе"

Житие как древнейший жанр христианской литературы (мученики христианства). Виды житий ДРЛ: жития князей-мучеников, жития князей-воинов, жития видных деятелей православной церкви, жития монахов-основателей монастырей. Четьи-Минеи.

Самостоятельно. Житийные каноны. Открытость композиции. Судьба агиографического жанра в ДРЛ. "Сказание о Борисе и Глебе". Историческая справка. Культ Бориса и Глеба, первых русских святых. Святые мученики христианской веры. Традиционные житийные мотивы "Сказания". Патетика и лиричность стиля. Драматизм и эмоциональные переживания героев. Образы Бориса и Глеба в ДРЛ ("Житие Александра Невского", воинские повести).

 

Библиография

См. раздел первый, № 1-5,; раздел второй № 2; раздел третий, № 1, раздел 4, № 1-3

1. Федотов Г.П. Святые Древней Руси (Любое издание).

 

 

9. Самостоятельно. "Хожение" игумена Даниила

 

Хожение как жанр христианской литературы. Историческая справка. Описание автором Святой земли. Религиозный характер и патриотический пафос повествования. Простота стиля, точность и обстоятельность наблюдений. Личность "Русской земли игумена".

 

Библиография

 

См. раздел первый № 1-5, 11; раздел четвёртый № 1,2.

1. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.

2. Данилов В.В. К характеристике "Хожения" игумена Даниила // ТОДРЛ, 1954. Т.10.

3. Прокофьев Н.И. Русские хожения XII-XV вв. // Литература Древней Руси и XVIII в. (Уч. зап. МГПИ). – М., 1970.

4. Книга хожений: Записки русских путешественников XI-XVвв. – М., 1984.

 

 

10. Самостоятельно. "Поучение" Владимира Мономаха как эталонный образец политического красноречия Древней Руси

Эпоха создания памятника. Христианско-патриотическая направленность "Поучения". Мономах о ценности и индивидуальности человеческой личности. Письмо к Олегу Святославичу. Эмоционально-лирическое начало письма. Оригинальность "Поучения". Учительный характер памятника. Начало русской мемуаристики. Особенности языка и стиля, сочетание книжной речи и живой разговорной.

 

Библиография

 

См. раздел первый № 1-5; раздел второй, № 2, раздел третий, № 1, раздел четвёртый № 2, раздел пятый № 4.

1. Орлов А.С. Владимир Мономах. – М.-Л., 1946.

2. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. – Л., 1987. - С. 48-102.

 

 

11. Самостоятельно. "Моление" Даниила Заточника

Проблема авторства. Редакции памятника. Оценка личности в свете героя с позиций православной духовной традиции (индивидуалистическое начало, культ "ума"). Особенности языка и стиля (книжное начало и традиции фольклора), специфика юмора (скоморошье балагурство), сатирические приёмы, нарочитая сниженность стиля; афористичность, использование пословиц и поговорок. Ритмическая организация речи, повторы, ассонансы.

 

Библиография

См. раздел первый № 1-6; раздел второй, № 2, раздел третий, № 1, раздел пятый № 4.

1. Воронин В.В. Даниил Заточник // Древнерусская литература и её связи с новым временем. – М., 1966.

2. Лихачёв Д.- С. Смех в Древней Руси. // Лихачёв Д.- С. Избранные работы: в 3 т. Т.2. – М., 1981. - С. 365 – 367.

3. Лексика и фразеология "Моления" Даниила Заточника. – Л., 1981.

 

 

12. "Слово о полку Игореве"

Открытие "Слова", его издание, изучение. Эпоха создания памятника (международное положение Руси в XII веке, феодальные войны, культура). Историческая справка. Поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского. Причины похода (гипотезы Д.С. Лихачёва и Б.А. Рыбакова). Споры о подлинности "Слова". Время создания памятника. "Слово" и "Задонщина". Проблема авторства "Слова". Основная идея "Слова". Политическая позиция автора. Система образов "Слова" (образ Русской земли, природа в "Слове", идеальные образы автора). "Тёмные" места "Слова". Художественная природа памятника. Жанровое своеобразие ("трудные повести"). "Слово" в ряду памятников современной ему зарубежной литературы ("Песнь о Сиде", "Песнь о Роланде", "Витязь в тигровой шкуре"). Оригинальность, национальная самобытность "Слова". Мотивы и образы "Слова" в русском искусстве 19 – 20 веков. Национальное и мировое значение памятника.

 

Библиография

См. раздел первый № 1-6, 11.

1. Ерёмин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1967.

2. Лихачёв Д.С. "Слово о полку Игореве". Историко-литературный очерк (любое издание).

3. Косоруков А. Гений без имени. – М., 1986.

4. Осетров Е. Мир Игоревой песни. – М.,1977.

5. Рыбаков Б.А. "Слово о полку Игореве" и его современники. – М.,1971.

6. Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиски автора "Слова о полку Игореве". – М., 1991.

7. Сулейменов О. Аз и я. Книга благонамеренного читателя. – Алма-Ата, 1975.

8. Булахов М.Г. "Слово о полку Игореве" в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь. – Минск, 1989.

9. "Слово о полку Игореве". 800 лет. Альманах библиофила. Выпуск 21. – М., 1986.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...