Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание как сущностная характеристика человека

Во всех изложенных теориях, несмотря на их существенные различия, есть нечто общее: человек в них рассматривается как результат действующих на него факторов. Хотя в одном случае поведение человека определяется наследственностью и инстинктами, а в другом — внешними воздействиями среды, оба эти механизма ставят его в жесткую зависимость от обстоятельств, на которые он влиять не может. Получается, что ни наследственность, ни среда, ни их сочетание сами по себе не определяют пути развития человека и его психологические особенности. Они лишь создают необходимые условия для развития, но не являются его детерминантами.

Специфика человеческого поведения состоит в том, что оно свободно, и свободу эту дает человеку сознание. Осознавая свое поведение, человек начинает строить его произвольно, приобретая независимость от своего натурального, природного состояния и от внешней среды. Практически каждый ребенок проходит путь развития сознания, в процессе которого он преодолевает характерную для всех живых существ детерминацию поведения внешними стимулами или внутренними органическими потребностями. Продуктивное решение этой проблемы было предложено Л.С. Выготским — основателем культурно-исторической психологии.

 

Культурно-историческая концепция развития

Л.С. Выготский подчеркивал, что ребенок, в отличие от детенышей животных, при рождении попадает не в природную среду, а в определенное культурно-историческое пространство, в котором существуют не только внешние материальные предметы, но и идеальные формы, отражающие специфику данного общества (представления, идеи, ценности и т. д.). В этом пространстве есть и особые знаки, обладающие двойной (материальной и идеальной) природой. Самым распространенным примером таких знаков является человеческая речь.

Мысль Л.С. Выготского заключается в том, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психической жизни человека. По аналогии с орудиями труда знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя и свои действия.

Однако речь не является единственным средством осознания своего поведения и овладения им. В качестве таких средств могут выступать различные образцы, правила или способы действия. Ученик и последователь Л.С. Выготского — Д.Б. Эльконин связывал становление произвольного и осознанного поведения ребенка со способностью действовать по образцу.

Психика человека с позиции культурно-исторической концепции, имеет опосредованный характер. Высшие психические функции человека имеют культурное происхождение, они опосредованы знаками и произвольны. Психическое развитие ребенка можно представить как процесс присвоения культурно-заданных средств овладения собой или как процесс становления высших психических функций. Этот процесс имеет не натуральную, а культурную природу. Человеческое общество и окружающие люди не противостоят ребенку и не давят на него извне, а составляют главный источник формирования его внутренней жизни. Стать человеком ребенок может только в процессе совместной жизнедеятельности со взрослыми.

Важнейший закон развития высших психических функций, открытый Л.С. Выготским, заключается в следующем. Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослым и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их отношений, а потому имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер– к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для детской психологии.

 

Проблема обучения и развития

Взрослые передают детям человеческую культуру в процессе воспитания и обучения. Это — особый процесс, в котором взрослые становятся посредниками между ребенком и идеальными формами культуры.

Обучение в широком смысле слова можно определить как взаимодействие ребенка с идеальной культурной формой, опосредованной взрослым (Д. Б. Эльконин). Согласно культурно-исторической теории, обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Внутренняя связь обучения и развития отражена в понятии «зона ближнего развития» (Л. С. Выготский), которая определяется как разрыв между тем, что ребенок может делать только вместе со взрослыми, и тем, что ему доступно в самостоятельной деятельности. Величина зоны ближнего развития — важный показатель обучаемости и того «резерва» развития, который имеет ребенок. Обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой.

Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему и все это находит отражение в его деятельности.

Наиболее полно и конструктивно психологическая теория деятельности разработана А.Н. Леонтьевым. Термином «деятельность» ученый назвал лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Согласно теории А.Н. Леонтьева, каждая стадия детского развития характеризуется определенным, ведущим типом деятельности, обусловливающим главнейшие изменения отдельных психических процессов личности ребенка в целом и порождающим новые формы деятельности. Структура деятельности состоит из трех уровней: деятельность – действие – операция. Этим уровням соответствует психологический ряд: мотив – цель – задача. Важнейшим механизмом развития является «сдвиг мотива на цель» (цель, которая раньше побуждалась каким-то другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом).

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Общение со взрослым на протяжении детского возраста развивает ребенка и принимает разные формы. В концепции генезиса общения М. И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных форм общения, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к общению и основными средствами общения. От рождения до 6 лет выделяются четыре формы общения:

· ситуативно-личностная (2–6 мес.);

· ситуативно-деловая (3 мес. – 2 года);

· внеситуативно-познавательная (3 года – 5 лет);

· внеситуативно-личностная (6–7 лет).

В общении со взрослыми происходит не только усвоение культурных норм и способов деятельности, но и становление новых смыслов и мотивов действий ребенка.

Систему отношений с другими людьми, характерную для конкретного этапа онтогенеза, называют социальной ситуацией развития и рассматривают как важнейшую характеристику возрастного периода.

Литература

 

1. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч. в 6 т. Т.6. М.: Педагогика, 1984.

2. Развитие ребенка / Под ред. А.В.Запорожца, Л. А.Венгера. М.: Просвещение, 1968.

3. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1990.

4. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Изд-во Школа-Пресс, 1997.

 

Тема 4

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...