Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастная периодизация жизненного цикла человека

Ключевой проблемой возрастной психологии является проблема периодизации жизненного цикла. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком и «молодым» семидесятилетним человеком — творчески и физически активным.

Возрастные классификации

Древняя китайская классификация возрастов

· молодость: до 20 лет;

· возраст вступления в брак: до 30 лет:

· возраст выполнения общественных обязанностей: до 40 лет

· познание собственных заблуждений: до 50 лет;

· последний период творческой жизни: до 60 лет;

· желанный возраст: до 70 лет;

· старость: от 70 лет.

 

Классификация возрастов жизни по Пифагору

(VI в. до н. э.)

· период становления: 0–20 лет («весна»);

· молодой человек: 20–40 лет («лето»);

· человек в расцвете сил: 40–60 лет («осень»);

· старый и угасающий человек: 60–80 лет («зима»).

 

Классификация возрастов по Гиппократу (IV в. до н. э.)

· первый период: 0–7 лет;

· второй период: 7–14 лет;

· третий период: 14–21 год;

· четвертый период: 21 год – 28 лет;

· пятый период: 28 лет – 35 лет;

· шестой период: 35 лет – 42 года;

· седьмой период: 42 года – 49 лет;

· восьмой период: 49 лет – 56 лет;

· девятый период: 56 лет – 63 года;

· десятый период: 63 года – 70 лет.

 

Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в г. Москве 1965 г.

· новорожденный: 1–10 дней;

· грудной возраст: 10 дней – 1 год;

· раннее детство: 1–2 года;

· первый период детства: 3–7 лет;

· второй период детства: 8–12 лет для мальчиков; 8–11 лет для девочек;

· подростковый возраст: 13–16 лет для мальчиков; 12–15 лет для девочек;

· юношеский возраст: 17–21 для юношей (мужчин); 16–20 для девушек;

· средний (зрелый) возраст:

первый период — 22–35 лет для мужчин; 21–35 лет для женщин;

второй период — 36–60 лет для мужчин; 36–55 лет для женщин;

· пожилой возраст: 61–74 для мужчин; 56–74 для женщин;

· старческий возраст: 75–90 для мужчин и женщин;

· долгожители: старше 90 лет.

 

Периодизация Дж. Биррена — исследователя процессов старения человека (1964)

· юность: 12 — 17 лет;

· ранняя зрелость: 17 — 25 лет;

· зрелость: 25 — 50 лет;

· поздняя зрелость: 50 — 75 лет;

· старость: старше 75 лет.

 

Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966)

· Первый цикл — утробный:

– первая стадия — зигота (оплодотворенное яйцо);

– вторая стадия — эмбрион (ранняя стадия биологического развития);

– третья стадия — плод (поздняя стадия биологического развития);

– четвертая стадия — момент рождения (смена жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде).

· Второй цикл — детство: 0 – 11–13 лет:

– первая стадия — младенчество — от рождения до 18 месяцев жизни;

– вторая стадия — дошкольное детство — от 18 месяцев до 5 лет;

– третья стадия — раннее школьное детство — от 5 до 11-13 лет.

· Третий цикл — юность: 11–13 – 21 год:

– первая стадия — половое созревание — старшее школьное детство (ранняя юность) — 11–13 – 15 лет.

– вторая стадия — поздняя юность — 15–21 год.

· Четвертый цикл — взрослость — 21–65 лет:

– первая стадия — ранняя взрослость — 21–25 лет;

– вторая стадия — средняя взрослость — 25–40 лет;

– третья стадия — поздняя взрослость — 40–50 лет;

– четвертая стадия — предпенсионный возраст — 55–60 лет.

· Пятый цикл — старение: 65–70 лет:

– первая стадия — «удаление от дел», «отставка» — 65–70 лет;

– вторая стадия — старость — 70 лет и более;

– третья стадия — дряхлость, болезненная старость, смерть —максимум около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы.

 

Стадии развития личности по Э. Эриксону

· раннее младенчество (от рождения до 1 года);

· позднее младенчество (от 1 года до 3 лет);

· раннее детство (около 3-5 лет);

· среднее детство (от 5 до 11 лет);

· половая зрелость, подростковость и юность (от 11 до 20 лет);

· ранняя взрослость (от 20 до 40–45 лет);

· средняя взрослость (от 40–45 до 60 лет);

· поздняя взрослость (свыше 60 лет).

Внутриутробный цикл:

· эмбриональный период — до 8 недель;

· переходный период — 8–16 недель;

· фетальный период:

ранний возраст — 4–6 месяцев;

средний возраст — 7–8 месяцев;

поздний возраст — 8–10 месяцев.

Внеутробный цикл:

· младенческий период:

начальный возраст — 1–3 мес. (4–6 мес.);

средний возраст — 7–9 мес.;

конечный возраст — 10–13 мес;

· период первого детства:

начальный возраст — 1–4 года;

конечный возраст — 5–7 лет;

· период второго детства:

начальный возраст — 8–10 лет для мальчиков;

8–9 лет для девочек;

конечный возраст — 11–13 лет для мальчиков;

10–12 лет для девочек.

· подростковый период: 14–17 лет для мальчиков;

12–16 лет для девочек.

· юношеский период: 18–21 лет для юношей;

17–20 лет для девушек.

Вторая стадия — стабильная:

· взрослый период:

первый возраст — 22–28 лет для мужчин;

21–26 лет для женщин;

второй возраст — 29–35 лет для мужчин;

27–32 лет для женщин;

· зрелый период:

первый возраст — 36-45 лет для мужчин;

33–40 лет для женщин;

второй возраст — 46–55 лет для мужчин;

41–50 лет для женщин;

Третья стадия — регрессивная:

· пожилой (предстарческий, старческий) период:

первый возраст — 56–63 лет для мужчин;

51–57 лет для женщин;

второй возраст — 64–70 лет для мужчин;

58–63 лет для женщин;

· позднестарческий возраст:

первый возраст — 71–77 лет для мужчин;

64–70 лет для женщин;

второй возраст — 78 – 83–84… лет для мужчин;

71 – 77–78… лет для женщин.

 

Кризисы развития

Переходы между различными периодами и эпохами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическими, то есть связанными с кризисами возрастного развития.

В детской психологии выделено четыре основных критических периода:

· кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);

· кризис 3 лет (переход от раннего к дошкольному детству);

· кризис 7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

· кризис подросткового возраста.

В отличие от стабильных возрастов, кризисные характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении и в психике ребенка. На этих этапах развитие идет не эволюционным, а революционным путем.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

2. Аршавский И. А. Основа возрастной периодизации // Возрастная физиология. М.: Наука, 1975.

3. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.

4. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.

5. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989.

 

 


Тема 5

Младенчество

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...