Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностное развитие старших школьников

Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма юношеской самокритики.

Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Судя по имеющимся данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я». Затем они проходят стадию «ролевого моратория», которая может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Уровень развития «Я» тесно связан с развитием других личностных особенностей. Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в этом направлении наблюдаются у всех — они-то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования и развития всего человечества.

Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности. В ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и с семьей, старшеклассники достаточно реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком многого и слишком быстро.

Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т. д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Профессиональная ориентация — сложная психологическая проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими. Приятно отметить, что сегодня активно проводится профессиональное консультирование школьников и их родителей по проблемам выбора профессии.

Решение задач самоутверждения и самоопределения в юношеском возрасте во многом зависит от потребности в достижении. Потребность в достижении понимается рядом исследователей как присущее людям стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения. В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других — в различного рода хобби, у третьих — в спорте и т. д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении. В то же время именно в юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха именно в сфере общения.

Потребность в общении

Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника и связанное с этим углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. Проблемы эти столь важны, столь интимны, что для «изживания»юности необходимо найти человека, который понял бы их. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения — для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого. Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания.

Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению. Существует несколько уровней обособления:

· в составе своей возрастной группы;

· в составе довольно широких общностей, например, коллектив сверстника;

· в рамках приятельских, дружеских групп;

· обособление личности внутри группы.

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении.

Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

 

Литература

 

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

2. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

3. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977.

4. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987.

5. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Просвещение, 1979.

 

Тема 11

Взрослый человек

Характеристика взрослого

Долгое время в процессе познания развития человека в центре внимания оказывались проблемы развития ребенка и подростка (генетическая психология) и психофизиологические синдромы старения и старости (психогеронтология). При этом наименее изученными оставались те фазы человеческой жизни, которые являются наиболее продуктивными, творческими и социально активными.

Совершенно очевидно, что единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без учета ее фундаментального раздела — психологии зрелости, или взрослости. Этот раздел психологии называется «акмеологией». Накопленные в психологии данные изучения акмеологических проблем касаются преимущественно сравнительных характеристик разных периодов жизни взрослых.

Периодизация онтогенеза затрудняется сложностью самого процесса развития, его неравномерностью, проявляющейся в разном темпе развития и созревания функций в разные фазы онтогенеза, а также гетерохронностью — разновременностью созревания и развития. Б. Г. Ананьев считал принципиальным тот факт, что зрелость человека как индивида (умственная) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают. Именно поэтому в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость». В соответствии с этим наиболее распространенным следует считать выделение определенных макропериодов зрелости:

· ранняя взрослость;

· средний возраст;

· пожилой возраст.

Наибольшую трудность представляет решение вопроса о характере психофизиологического развития в эти периоды: стабилизирован ли функциональный уровень психофизиологического развития в эти периоды, каковы самые ранние проявления инволюции и псевдоинволюции в виде временных снижений функций, каковы оптимумы для разных функций?

В 60-е годы в ленинградской школе психологии под руководством Б.Г. Ананьева было организовано комплексное исследование человека периода «акме». Уникальные данные по психофизиологическому и социальному развитию взрослых в возрасте от 17 до 60 лет позволили пересмотреть понятие «мертвого плато» периода взрослости. Они показали, что на всех этапах выделяются сензитивные и критические зоны психофизиологического развития, а сама зрелость — разнородна и противоречива. Были выявлены различные характеристики психофизиологической природы зрелости. К ним относятся: стабилизация, повышение и понижение функционального уровня различных механизмов деятельности.

В структуре развития психофизиологических функций взрослого человека выявлена наименьшая частота периодов, относящихся к стабилизации уровней. Собственно стационарные состояния встречаются только в 14,2 % от общего числа, причем их длительность измеряется 2-3 годами. Наибольшей частотой встречаемости обладают периоды положительных сдвигов (повышения функционального уровня). На долю эти конструктивных процессов приходится около 46, 6 %. Предполагают, что подобные отрицательные сдвиги предшествуют оптимумам и являются, таким образом, скрытыми периодами перестройки функций, подготавливающими ее подъем. Это противоречие совмещения разнородных процессов образует сложную структуру развития психофизиологических функций взрослого человека. Данная структура видоизменяется в различные периоды: так, наибольшая концентрация положительных сдвигов в диапазоне от 18 до 35 лет характерна для периодов 18-22 г. и 27-32 г., а отрицательных — для периодов 23-27 и 33-35 лет. Примечательно, что эта противоречивая структура развития охватывает как самые сложные образования (например, интеллект), так и самые элементарные процессы (например, теплообраование). Более того, в ряде микропериодов моменты повышения одной из функций сочетаются с моментами понижения уровня развития другой.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...