Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психического развития личности в

Периоды взросления и зрелости

Раннюю взрослость принято называть «молодостью» (18–25 лет). Этот период характеризуется завершением главной фазы биологического развития, замедлением роста. По данным Б. Г. Ананьева и его сотрудников, пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций приходится на период 19–20 лет, когда наблюдается повышение уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, наблюдается пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. Вместе с тем, по данным ряда исследований, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития и пиком всех видов чувствительности (по П. П. Лазареву).

К 21 году происходит завершение формирования основных направлений развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных. Именно в этом возрасте человек покидает родительский дом, создает собственную семью и осваивает определенную профессию. Ранняя взрослость характеризуется «устойчиво концептуальной социализацией», когда личность приобретает устойчивый характер.

В молодости существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят количественные изменения в познавательных возможностях: речь идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т. д.).

В решении проблем учебной и профессиональной деятельности крайне важна мотивация. Назовем некоторые мотивы: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы — с коллективной и личной направленностью. Необходимо отметить основные потребности, связанные с их реализацией:

· потребность в достижении (стремление к успеху, достижению результатов, соревнованию с самим собой и с другими);

· потребность в аффиллиции (стремление к созданию, сохранению, восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми);

· потребность в самоутверждении (стремление влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным);

· познавательная потребность (стремление расширять опыт, знания, быть компетентным).

Молодость для многих молодых людей — студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки — физические, умственные, нравственные, волевые. Назовем основные противоречия, присущие «студенческому» возрасту:

· противоречия адаптационного процесса между новыми для студента требованиями, условиями и стереотипами поведения, сложившимися до поступления в вуз;

· противоречия между расцветом физических и интеллектуальных сил и лимитом времени, дефицитом экономических возможностей для реализации взрослых потребностей;

· противоречия между проявляющимися у студента психологическими свойствами и складывающимися в группе межличностными отношениями;

· противоречия в системе «преподаватель-студент»;

· противоречия между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, способах их приобретения и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля;

· противоречия между огромным количеством информации и ограниченным временем для ее осмысления.

Ранняя взрослость — это период становления человека как профессионала. Очень важна самостоятельность выбора и сознательное составление личного профессионального плана.

В молодости могут возникнуть серьезные проблемы с развитием самосознания. Затянувшийся период обучения зачастую приводит к инфантилизму, аномии (низкой степени воздействия на человека социальных норм). К концу периода молодости нередко возникает кризисное состояние, связанное с тем, что при уже сложившейся жизни личность еще несовершенна, много времени потрачено впустую. Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную степень зрелости. Кризисное состояние дает импульс к дальнейшему совершенствованию личности, ее развитию.

Для взрослого человека основным видом деятельности становится профессиональная. Ему приходится непрерывно совершенствовать знания и профессиональное мастерство, расширять сферы общения. Существуют четыре фазы профессионального развития — подготовительная, стартовая, кульминационная и финишная. Прохождение этих этапов зависит как от индивидуальных психологических особенностей человека, так и от специфики профессиональной деятельности, которой он занимается.

Особую актуальность в настоящий момент приобретает проблема повышения квалификации и переобучения взрослых. И здесь многое зависит от интеллектуального потенциала человека, его готовности к определенному ходу индивидуального развития, а также от психофизиологических возможностей его обучения. Безусловно, оптимума интеллектуальные функции достигают в юности. В дальнейшем характеристики интеллекта определяются двумя факторами: внутренними (одаренность) и внешними (образование). До 35 лет происходит становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности человека. В период между 26 и 35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы. В период между 35 и 46 годами происходит снижение возможностей новообразований. Это выражается в том, что интеллектуальная активность остается высокой в привычных условиях профессиональной работы, но возникают серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Процесс обучения сам по себе увеличивает интеллектуальный потенциал, поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

Период взрослости характеризуется также независимостью в экономическом отношении. Новый статус складывается из многообразия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни и деятельности — в обществе, на работе, в собственной семье. В зависимости от изменения социального положения происходит и изменение содержания жизненных планов: изменяются субъективные ценности личности. В период взрослости одной из центральных характеристик человека является генеративность — желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. В этом возрасте, считает Э. Эриксон, человек формирует свою точку зрения на внешний мир, его будущее и на свое участие в нем.

Анализ периода взрослости не будет полным без указания на различие психологии полов. Б. Г. Ананьев указывал на общие закономерности полового диморфизма: более раннее созревание в женском типе развития, а также стабилизация, помехоустойчивость, жизнеспособность, высокий уровень саморегуляции организма.

В настоящее время в психологической науке активно развивается направление, направленное на изучение гендерных проблем. Термин «гендер» употребляется для обозначения пола в социокультурном плане, в отличие от биологического понимания пола. Отметим, что весь жизненный путь человека формируется и развивается в процессе непрерывного становления и разрешения разнообразных по своей природе и значению противоречий, которые лежат в основе конфликтов личности на том или ином этапе жизни или в конкретной жизненной ситуации. В связи с этим выделяют ряд «биографических кризисов» (по Р. А. Ахмедову):

· кризис нереализованности (переживания человека, основанные на представлении о невыполненности своей жизненной программы, отсутствие видимых достижений);

· кризис опустошенности (душевная усталость; ощущение бессилия);

· кризис бесперспективности (переживание неопределенности будущего, «безнадежного застоя», когда человек решает, что «впереди ничего не светит»).

Не редкость, когда взрослый человек в середине своего жизненного пути (35–40 лет) мучительно пытается найти ответы на вопросы: как жить дальше? для чего жить дальше? зачем вообще жить дальше? Кризис середины жизни имеет объективные причины и предполагает существенную перестройку личности с учетом изменения социального положения человека. И хотя характер переживаний у разных людей в этот кризисный период может быть различным, сам кризис способствует самосовершенствованию и психическому развитию.

 

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

2. Возрастная психология: личность от молодости до старости / Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. М.: Изд. Дом Ноосфера, 1999.

3. Возрастные аспекты онтопсихологии: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1993.

4. Лисовский В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

5. Обозов Н. Н. Психология взрослого человека. СПб., 1995.

 

Тема 12

Пожилой и старческий возраст

1. Характеристика периода геронтогенеза

Период геронтогенеза (период старения), согласно международной классификации, начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин. Он имеет три градации: пожилой, старческий, долгожители. Выделение периода онтогенеза и изучение проблем старения связаны с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин.

Как бороться с постарением населения? Как продлить активный период жизни человека? Основная проблема геронтологии — изучение процесса старения организма с целью профилактики его преждевременного старческого увядания. Задача не только в том, чтобы человек долго жил, но и в том, чтобы ему хотелось жить. А для этого он как минимум должен хорошо себя чувствовать.

Физиологические аспекты старения изучены лучше, чем психологические. Геронтология, в отличие от генетической психологии, не рассматривает зрелость как статичный этап в жизни человека. Напротив, она представляется как серия сложных процессов, среди которых особое место занимает постепенное, не фронтальное, гетерохронное развертывание инволюционных процессов. Среди них можно назвать: снижение способности выдерживать физическую и нервную нагрузку, утрату живости тканей организма, снижение чувствительности органов чувств, старение сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной и других систем. Вместе с тем накапливаются материалы, которые позволяют характеризовать старение как чрезвычайно сложный, внутренне противоречивый процесс, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма. Можно говорить о наличии определенных психофизиологических факторов, противостоящих инволюционным процессам. Здесь можно говорить об усилении действия закона гетерохронии: в течение продолжительного времени сохраняется и даже улучшается работа одних систем организма и параллельно происходит ускоренная инволюция других систем. При этом очень важна роль и значимость, которую эти системы играют в основных, жизненно важных процессах. Например, изменения в стволе мозга более значительны и существенны, чем в мозжечке и в обоих полушариях. Чем сложнее нервная структура, тем у нее больше возможностей для сохранности. Те же закономерности обнаружены и при изучении процесса старения восприятия, мышления, памяти: лучше всего сохраняется логическая память, а образная память ослабевает больше, чем смысловая. Необходимо усиление сознательного контроля и регуляции биологических систем организма. Этого можно добиться с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека (регулярные тренировки улучшают функции дыхания, кровообращения, увеличивают мышечную работоспособность). Центральным механизмом сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в период геронтогенеза.

У пожилых людей организм адаптируется к новым условиям: в противовес старению развиваются приспособительные функции, активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолеть деструктивные явления старения. Огромные возможности человеческого мозга позволяют управлять внутренними процессами организма. Основываясь на работах Г. Селье (теория стресса) и М. Фельденкрайса (метод «телесного переобучения»), американский врач Т. Ханна разработал и доказал на практике высокую эффективность программы соматических упражнений, позволяющих «восстановить память на ощущения и движения», вернуть гибкость и здоровье.

Российские ученые установили, что человек сохраняет способность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока получает соответствующие нагрузки. В качестве примера может быть названа система тренировки тела, разработанная и опробированная академиком Н. М. Амосовым.

Исследования фактов и факторов человеческого долголетия и долгожительства (свыше 90 лет) позволили выявить основные причины долголетия:

· особенности личности;

· климатические особенности места проживания;

· содержание труда и быта;

· специфика взаимоотношений с окружающими;

· наследственность.

Обсудим основные психологические факторы старения. К числу стрессоров людей пожилого и старческого возраста можно отнести: отсутствие четкого жизненного ритма, сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; погружение в себя, ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации.

Наиболее сильным стрессором в старости является одиночество. Понятие это далеко не однозначное, оно отражает не только сам факт отсутствия близких и родственников, но часто ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими. Пугаясь этого ощущения, пожилые люди стремятся к общению, и потому порой кажутся чересчур болтливыми и навязчивыми. Другие же, наоборот, пытаются отгородиться от людей, стремясь защитить от их вторжения свой внутренний мир.

Прекращение трудовой деятельности обусловливает изменение социального статуса, разрушает привычный жизненный стереотип и нередко приводит к депрессии. Выйдя на пенсию и лишившись работы, которая составляла весь смысл его жизни, человек оказывается перед лицом старости психологически обезоруженным. Наиболее болезненно этот процесс переживают мужчины. По имеющимся в литературе данным, более чем у половины ушедших на пенсию ухудшается самочувствие. Хорошее самочувствие в пожилом возрасте обусловливается сохранением активности, в частности выполнением посильного труда и общением с окружающими. Очень важно суметь в старости сохранить свой внутренний мир. Пожилые люди очень часто так включаются в проблемы своих детей, внуков, друзей, знакомых, что отождествляют их внутренний мир со своим: наступает «духовное иждивенство» (по терминологии Н.В. Паниной).

Многочисленные клинические данные указывают на то, что бездеятельный образ жизни и пассивность отрицательно сказываются на здоровье человека, приводят к угнетенности, скуке и в конечном счете к преждевременному старению. В неблагоприятных условиях бездеятельности и апатии могут обостряться и подчеркиваться такие черты характера как консерватизм, ворчливость, эгоцентризм, недоверчивость, обидчивость, стремление всех поучать.

Причиной негативных характерологических изменений может быть и концентрация интересов старого человека вокруг собственных желаний и потребностей. В этом случает он перестает интересоваться всем, выходящим за пределы его субъективного мира, а оставшаяся энергия направляется на самосохранение.

В ряде наблюдений обнаружено, что мужчины и женщины старого возраста по-разному представляют себя: мужчины — деловыми, дисциплинированными, исполнительными, а женщины — отзывчивыми, доброжелательными, приятными в общении. Такой внутренний образ часто расходится с восприятием пожилых людей окружающими. Например, часть женщин старшего возраста полностью теряет интерес к своему «физическому Я», к его внешнему выражению — соблюдению правил гигиены одежды, общему состоянию жилища. Возникает замкнутый круг: внешний облик не располагает к действию, а без действия не изменяется внешний облик. В целом самооценка пожилого человека находится в среднем диапазоне, но по ряду характеристик — даже выше (у женщин в оценках своего характера, отношения к людям, у мужчин — в труде, духовных запросах). Особенность заключается в том, что человек переключается на мир прошлого и дает оценку не «Я настоящему», а «Я прошлому». Подобная позиция довольно опасна, так как делает человека неадекватным, лишает перспективы роста, а значит, лишает будущего.

А.А. Кроник ввел понятие «психологического возраста», измеряемого событийной насыщенностью прошлого, настоящего и будущего. Увлеченность прошлым или чрезмерная драматизация будущего приводят к одинаковому результату — личность стареет психологически, что отражается на ее биологическом возрасте.

История культуры и науки дает множество примеров не только долголетия, но и сохранения при этом физического здоровья и высокого интеллектуального потенциала: Тициан, Верди, Гете, Вольтер, Шоу, Гумбольт, Кант, Вольтер, Павлов, Пикассо и др. Творческая личность ориентирована на вклад, полезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ориентация на будущее, на социальный прогресс. Творческая деятельность в известной мере выступает в качестве фактора не только психологического, социального, но и биологического долголетия.

Этот факт еще раз подчеркивает положение о том, что наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте. Большую роль здесь играют процессы самоорганизации и саморегуляции, которые носят индивидуальный характер.

 

Типы старения

Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы, они так же разнородны и сложны, как и люди, находящиеся в периоде отрочества, юности, молодости, взрослости, зрелости. Психическое старение многообразно, диапазон его широк. Разные авторы описывают различные типологические варианты старения.

В типологии В. Гизе выделяются три этапа стариков:

· старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;

· старик экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния (выросла молодежь, изменилось положение в семье, появились новшества в технике, социальной жизни);

· старик интровертированный, для которого характерно острое переживание процесса старения, погружение в воспоминания, стремление к покою.

И. С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы активной старости:

· активность направлена на других (участие в общественной жизни, воспитании молодежи);

· активность направлена на себя (самообразование, отдых, развлечения);

· активность направлена на членов семьи;

· активность направлена на собственное здоровье.

Кроме того, И. С. Кон выделяет сугубо отрицательные типы старения:

· агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира: критикующие всех, кроме самих себя; поучающие и терроризирующие окружающих претензиями;

· разочарованные в себе и в собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за упущенные возможности.

Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д. Б. Бромлей. Согласно данной классификации, существуют пять типов приспособления личности к старости:

· конструктивное отношение к старости (уравновешенность, удовлетворенность эмоциональными контактами, критическое отношение к себе, терпимость к другим, отсутствие агрессии и подавленности);

· отношение зависимости (зависимость от супруга или от детей, отсутствие слишком высоких жизненных претензий, ощущение безопасности в семейной среде);

· оборонительное отношение (преувеличенная эмоциональная сдержанность, прямолинейность, неохотное принятие помощи от других людей, активность «через силу»);

· отношение враждебности к окружающим (агрессивность, взрывчатость, подозрительность, стремление переложить вину за неудачи на других людей);

· отношение враждебности к самому себе (пассивность, бунт против собственной старости, чувство одиночества и ненужности).

Классификация типов старения Б. Г. Ананьева построена на основе представления о том, что постоянное умственное напряжение, сопровождающееся функциональной динамикой головного мозга, способствует поддержанию тонуса коры и повышает работоспособность мозга. В пожилом возрасте эти сложные взаимоотношения обусловливают разные типы старения:

· конвергентный тип характеризуется снижением жизнеспособности человека и ограничением его психической деятельности;

· дивергентный тип сопровождается активизацией психического потенциала на фоне умеренного изменения жизнеспособности (такой человек имеет не только полную психическую сохранность, в ряде случаев у него отмечается повышением творческой продуктивности по отношению к предыдущим годам).

«Могу, хочу, делаю» — в этой формуле отражена позиция, которую может и должен занимать пожилой человек по отношению к жизни. «Могу» — природные возможности личности, «хочу» — мотивационная направленность, «делаю» — проявление активности личности. Принятие, использование этих трех составляющих делает старость активной, позволяет преодолевать многие негативные проявления процесса старения.

 

Литература

 

1. Александрова М. Д. Проблема социальной психологии и геронтологии. Л.: ЛГУ, 1974.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.

3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л.:ЛГУ, 1984.

4. Кулешова Л. Н. Помощь пожилым людям // Психологическая помощь и консультирование. СПб.: Изд-во Дидакта-Плюс, 1998.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...