Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гласный звук, который является результатом комбинаторного изменения этого гласного звука, получил название вариации гласной фонемы.Вариации гласных фонем, связанные с передвижкой, могут быть такими: < А > : а , .а , а., .а.; < О> : о , .о , о., .о.; < У >: у , .у , у., .у.; ^ < И > : и , и, ы , ы.; ^ < Э > : э, .э , э., э; Вариации гласных фонем, связанные с назализацией, могут быть, например, такими: ~ ~ < а > : а, а ; < о > : o, o и т.д. - чередования согласных звуков. * позиционные изменения согласных звуков: оглушение шумных звонких согласных в конце фонетического слова: луг, кровь; * комбинаторные изменения согласных фонем: + ассимиляция: ! по глухости-звонкости: отбить, ложка; ! по твёрдости-мягкости: поднять, слесарный; ! по месту образования: свистящие звуки [З] и [С] ассимилируются с шипящими звуками [Ж], [Ш], [Ж,:], [Ш,:], [Ч]: сшить, сжать, разносчик; ! по способу образования: смычно-взрывные звуки [Д] и [Т] ассимилируются с аффрикатами [ Ц ] и [ Ч ]: проходчик, отцепить; + диссимиляция: ! [Г] перед [ К], [ К,], [Ч] произносится как [Х]: мягкий; ! [Ч] перед [Т] и [Н] произносится как [Ш]: что; ! [Т + С] и [Д + С] произносятся как [Ц ]: смеяться; + на основе диссимиляции происходят процессы: ! диереза: выпадение согласных ( грустный); ! эпентеза: вставка звуков: огнь;Италия - Italia; ! протеза: приставка звука в начале слова ( осемь); ! метатеза: перестановка звуков и слогов (ладонь – длань; тарелка – Teller – нем.); = аккомодация согласных звуков: ! оглушение неносовых сонорных в начале слова перед глухими согласными ([ртом]) и на конце слова после глухих согласных ([мысл,]); ! озвончение аффрикат перед шумными звонкими на стыке слов: конец года ([кън,иэдзгодъ]), дочь брата ([д^д,ж,братъ]); ! фаукализация:смычные взрывные перед носовыми образуют единый, неразрывный звук: одна, отнять, обман, книга; ! огублениесогласных перед звуками [ О ] и [ У ]: [ н оос ], [ д^р оогу ]; ! аспирация (придыхание) – произнесение конечных смычно-взрывных согласных звуков с придыханием: [крикh], [столпh]; - исторические чередования звуков. Исторические чередования – это такие изменения звуков, которые не обусловлены их фонетической позицией и представляют собой отражение уже утраченных фонетических законов. * исторические чередования гласных звуков. = [ О ] - ноль звука : сон – сна; = [ Э ] или [ Ь ] - ноль звука: день – дня, болен – больна; = [ О ] – [ А ] : покос – скашивать; = [ Ы] – [ О ] или [ ^ ]: дыхание – вздох – вздохнуть; = [ Ы ] – [ У ] : дыхание – дух; = [ Ы ] - ноль звука : затыкать – заткнуть; = [ Иэ] – [ О ] : вести – водит; * исторические чередования согласных звуков. = [ К ] – [ Ч,] : река – речной; = [ Г ] – [ Ж] : рога – рожок; = [ Х ] – [ Ш] : сухой – сушить; = [ Ц ] – [ Ч,] : заяц – заячий; = [ Д ] – [ Ж] – [ ЖД ] : роды – рожать – рождение; = [ СК] – [ Ш’:] : треск – трещать; = [ Т ] – [ С ] : плету – плести; = [ Д ] – [ С ] : веду – вести; = [ СТ] – [ Ш ] : расти – выращивание; = [Б] – [БЛ], [В] – [ВЛ], [М] – [МЛ], [Ф] – [ФЛ], [П] – [ПЛ]: любить – люблю, топить – топлю, ловить – ловлю и др. г) фонемная транскрипция. РАССВЕТ [ Р ^ С В,.Э Тh] позиция гласных звуков - + позиция согл. по глухости-звонкости + + + - позиция согл. по твёрдости-мягкости + - + + Звук [ Тh] является вариантом фонемы < Т >, т.к. он находится в корне слова; подбираем однокоренные слова: рассвета, рассвету, рассветоми т.д. Звук [Тh] находится в сигнификативной сильной позиции (перед гласным звуком). Звук [ ^ ] находится в приставке. Подбираем слова с такой же приставкой, но чтобы гласный звук был в сильной позиции: розвальни, россыпии т.д. Следовательно, звук [ ^ ] является вариантом фонемы < О >. Звук [ С ] является долгим. Он представляет собой сочетание двух звуков [ С ]. Следовательно, звук [С] является вариантом двух фонем. Ищем, какова фонема в приставке. Для этого подбираем одноструктурные слова с такой же приставкой: разоблачение, разубеждениеи т.д. Следовательно, здесь фонема < З > . Иногда возникает ситуация, когда звук в какой-либо морфеме невозможно поставить в сигнификативную сильную позицию. В этом случае мы записываем гиперфонему. Например, звук [ ^ ] в слове СОБАКАявляется вариантом гиперфонемы < о/а>, а звук [ З ] в слове ЗВЕРЬ является вариантом гиперфонемы < з/з,>, т.к. звук находится в сигнификативной сильной позиции по глухости – звонкости, но в слабой по твёрдости – мягкости. А вот в слове СТРАХ звук [ С ] находится в слабой позиции и по глухости – звонкости, и по твёрдости – мягкости, и поставить этот звук в сильную позицию по какому-либо признаку невозможно. Следовательно, здесь гиперфонема < с/с,/з/з,>. Гиперфонема записывается и тогда, когда в сильной позиции может быть сразу два звука (как правило, это происходит при исторических чередованиях звуков) - например, в слове ДЫШИТгласный звук [ Ы ] является вариантом гиперфонемы < у/о/и > (вдох, дух). Звук [Ш] в данном слове тоже является вариантом гиперфонемы < ш/х > (дыхание). В слове РАССВЕТ второй звук [ С ] находится в корне в сильной позиции по глухости-звонкости, но в слабой позиции по твёрдости-мягкости, причём изменить слово так, чтобы по данному признаку звук оказался в сильной позиции, невозможно; значит, это гиперфонема < з/з,>. Итак, фонемная транскрипция такова: < Р О З з/з,В,Э Т >.
ГРАММАТИКА: МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС; СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. А) Грамматика – наука о грамматическом строе языка. а) грамматика как раздел языкознания. - 2 значения: * грамматика – часть языковой системы, которая реализуется в законах построения слов, словосочетаний, предложений и текстов, в правилах изменения слов; * грамматика – раздел науки о языке, который изучает строй языка. = словообразование; = морфология; = синтаксис. - основные понятия грамматики: * грамматическое значение. Грамматическое значение (ГЗ) – это абстрактное языковое значение, присущее ряду словоформ и синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное выражение. = категориальность; = абстрактность; = обязательность выражения. * грамматический способ – грамматические средства с одинаковыми характеристиками. = аффиксация: флексии (МОР-Е), суффиксы (ВЕСЕЛ-ЕЕ); = внутренняя флексия. Внутренняя флексия – это такое чередование звуков в корнях слов, которое самостоятельно выражает грамматическое значение; =повтор (редупликация) – явление, состоящее в удвоении начального слога или целого корня; =служебные слова: предлоги; союзы; частицы;вспомогатель-ные глаголы; = порядок слов; = ударение; = интонация; = супплетивизм – образование форм одного и того же слова от разных корней или основ. * грамматическая форма – это языковой знак, в котором грамматическое значение находит своё регулярное выражение. * грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными грамматическими значениями. б) словообразование. - морфемика. * морфемика– это раздел словообразования, изучающий структуру слов; * типы морфем: = корень – это общая часть родственных слов, в которых заключается их вещественное значение. = аффикс – это морфема, имеющая словообразовательное или формообразовательное значение. Аффиксы классифицируются: ! по месту расположения относительно корня: префикс; суффикс;постфикс;интерфикс;инфикс;конфикс. = по функциям и значению: + словообразовательные; + словоизменительные: #флексии – это изменяемые части слов, выражающие грамматическое значение; # формообразовательные префиксы: ~ префиксы, способствующие образованию форм степеней сравнения: ПОЛУЧШЕ, НАИКРАСИВЕЙШИЙ; ~ ПРЕ в значении “ОЧЕНЬ”: презабавный; ~ ТЕ в императиве совместного действия, который указывает на множественность субъектов предполагаемого действия: ИДЁМ(ТЕ); ~ КА, ТАКИ: сходи-(ка), всё-(таки); # формообразовательные суффиксы: ~ Л глагола прошедшего времени: ПЕЛИ; ~ И глагола повелительного наклонения:ИДИ; ~ J, образующий форму мн. числа имён существительных: БРАТJЯ, ЛИСТJЯ; = по способу выражения: материально выраженные и нулевые. Нулевыми могут быть суффиксы: + у глаголов в форме прошедшего времени: ЗАМЁРЗ^ (замёрз-л-а, замёрз-л-и); этот суффикс является формообразовательным; + у глаголов в форме повелительного наклонения: ОСТАВЬ^, КИНЬ^. Этот суффикс также является формообразовательным; * основы слов. Основа слова – это часть слова, выражающая лексическоезначение. Виды основ: = по структуре: членимые основы: ПРИХОДИТЬ, ГОРОДОК; нечленимые основы: ЛЕС; = по семантике: производная основа: ХЛЕБНЫЙ – ХЛЕБ; непроизводная основа: ГОРА. * образец морфемного разбора: ДЕНЬ ПОТУХАЮЩИЙ ДЫМИЛСЯ… (Ф.И. Тютчев). ДЕНЬ - имя существительное; слово изменяемое, нулевая флексия; основа слова – ДЕНЬ, она нечленима и непроизводна; корень слова – ДЕНЬ; ПОТУХАЮЩИЙ – причастие; слово изменяемое, флексия ИЙ; основа слова ПОТУХАЮЩ членима, производна; корень слова ТУХ; префикс ПО; суффиксы А и ЮЩ;
- деривация. ДЕРИВАЦИЯ – это раздел словообразования, который изучает законы образования слов; * основные понятия деривации: = словообразовательная пара– слова, находящиеся в отношениях мотивации. 3 закона деривации: + слова образуются на основе семантической выводимости; + слова образуются от мотивирующих слов; + слова образуются с помощью одного суффикса, префикса, постфикса или с помощью разнотипных аффиксов. = словообразовательная цепь – это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации; = словообразовательное гнездо– совокупность определённым образом расположенных словообразовательных цепей; = словообразовательный тип– это формально-семанти-ческая схема построения мотивированных слов; = словообразовательный способ– совокупность словообразо-вательных средств с одинаковыми характеристиками. * способы словообразования. = морфемные способы: + безаффиксный способ: с помощью нулевого суффикса образуются имена существительные со значением отвлечённого действия (БЕГ, ШИРЬ); +аффиксный способ: # суффиксальный вид: СТОЛИК – СТОЛ; # префиксальный вид: ПРИХОДИТЬ – ХОДИТЬ; # префиксально-суффиксальный: ОЗВУЧИТЬ; # постфиксальный: УЧИТЬСЯ, КТО-НИБУДЬ; # префиксально-постфиксальный: СОЗВОНИТЬСЯ; + сложение основ: # чистое сложение: САМ(О)КРИТИКА; # сложение основ с суффиксацией: КАНАТОХОДЕЦ; # сложение основ с нулевой суффиксацией: ПАРОВОЗ, БЕЛОЛОБЫЙ, КАМНЕРЕЗ. + аббревиация - слияние сокращённых слов в одно слово: # слияние начальных звуков слов: ВУЗ, ЗАГС; # слияние начальных частей слов: ВОЕНКОР; # слияние начальной части слова и всего слова: ЕВРАЗИЯ, ЗООМАГАЗИН; = неморфемные способы словообразования: новые слова образуются в результате переосмысления старых слов: +морфолого-синтаксический способ (КОНВЕРСИЯ) –СТОЛОВАЯ, БЛАГОДАРЯ, ВЕСНОЙ, ТРУДЯЩИЕСЯ, ПРИДАНОЕ. + лексико-семантический способ (ОМОНИМИЯ) – РЕАКЦИЯ (ответ организма на раздражение) – РЕАКЦИЯ (подавление); + лексико-синтаксический способ (СРАЩЕНИЕ) –БЫСТРОТЕКУЩИЙ, ВЫШЕУПОМЯНУТЫЙ, НИЖЕПОДПИСАВШИЙСЯ; * словообразовательный разбор слов. ПОДЛОКОТНИК – ЛОКОТЬ (морфемный, аффиксный, префиксально-суффиксальный вид).
в) морфология. - понятие морфологии. Морфология– раздел грамматики, изучающий слово в системе форм словоизменения (грамматическое учение о слове). - части речи. * понятие о частях речи. = принципы классификации частей речи. + семантический признак; + морфологический признак; +синтаксический признак. Таким образом, части речи – это лексико-грамматические группы слов, обладающих тождественными семантическими, морфологическими и синтаксическими свойствами. = классификация частей речи в русском языке. + ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: имя существительное; имя прилагательное; имя числительное; местоимение; глагол; причастие; деепричастие; наречие; слово категории состояния; + СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: предлог; союз; частица; + ОСОБАЯ ГРУППА ЧАСТЕЙ РЕЧИ: междометие; звукоподражание; модальное слово. * характеристика частей речи. = имя существительное. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |