Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гласный звук, который является результатом комбинаторного изменения этого гласного звука, получил название вариации гласной фонемы.

Вариации гласных фонем, связанные с передвижкой, могут быть такими:

< А > : а , .а , а., .а.;

< О> : о , .о , о., .о.;

< У >: у , .у , у., .у.;

^

< И > : и , и, ы , ы.;

^

< Э > : э, .э , э., э;

Вариации гласных фонем, связанные с назализацией, могут быть, например, такими:

~ ~

< а > : а, а ; < о > : o, o и т.д.

- чередования согласных звуков.

* позиционные изменения согласных звуков: оглушение шумных звонких согласных в конце фонетического слова: луг, кровь;

* комбинаторные изменения согласных фонем:

+ ассимиляция:

! по глухости-звонкости: отбить, ложка;

! по твёрдости-мягкости: поднять, слесарный;

! по месту образования: свистящие звуки [З] и [С] ассимилируются с шипящими звуками [Ж], [Ш], [Ж,:], [Ш,:], [Ч]: сшить, сжать, разносчик;

! по способу образования: смычно-взрывные звуки [Д] и [Т] ассимилируются с аффрикатами [ Ц ] и [ Ч ]: проходчик, отцепить;

+ диссимиляция:

! [Г] перед [ К], [ К,], [Ч] произносится как [Х]: мягкий;

! [Ч] перед [Т] и [Н] произносится как [Ш]: что;

! [Т + С] и [Д + С] произносятся как [Ц ]: смеяться;

+ на основе диссимиляции происходят процессы:

! диереза: выпадение согласных ( грустный);

! эпентеза: вставка звуков: огнь;Италия - Italia;

! протеза: приставка звука в начале слова ( осемь);

! метатеза: перестановка звуков и слогов (ладонь – длань; тарелка – Teller – нем.);

= аккомодация согласных звуков:

! оглушение неносовых сонорных в начале слова перед глухими согласными ([ртом]) и на конце слова после глухих согласных ([мысл,]);

! озвончение аффрикат перед шумными звонкими на стыке слов: конец года ([кън,иэдзгодъ]), дочь брата ([д^д,ж,братъ]);

! фаукализация:смычные взрывные перед носовыми образуют единый, неразрывный звук: одна, отнять, обман, книга;

! огублениесогласных перед звуками [ О ] и [ У ]: [ н оос ], [ д^р оогу ];

! аспирация (придыхание) – произнесение конечных смычно-взрывных согласных звуков с придыханием: [крикh], [столпh];

- исторические чередования звуков.

Исторические чередования – это такие изменения звуков, которые не обусловлены их фонетической позицией и представляют собой отражение уже утраченных фонетических законов. * исторические чередования гласных звуков.

= [ О ] - ноль звука : сон – сна;

= [ Э ] или [ Ь ] - ноль звука: день – дня, болен – больна;

= [ О ] – [ А ] : покос – скашивать;

= [ Ы] – [ О ] или [ ^ ]: дыхание – вздох – вздохнуть;

= [ Ы ] – [ У ] : дыхание – дух;

= [ Ы ] - ноль звука : затыкать – заткнуть;

= [ Иэ] – [ О ] : вести – водит;

* исторические чередования согласных звуков.

= [ К ] – [ Ч,] : река – речной;

= [ Г ] – [ Ж] : рога – рожок;

= [ Х ] – [ Ш] : сухой – сушить;

= [ Ц ] – [ Ч,] : заяц – заячий;

= [ Д ] – [ Ж] – [ ЖД ] : роды – рожать – рождение;

= [ СК] – [ Ш’:] : треск – трещать;

= [ Т ] – [ С ] : плету – плести;

= [ Д ] – [ С ] : веду – вести;

= [ СТ] – [ Ш ] : расти – выращивание;

= [Б] – [БЛ], [В] – [ВЛ], [М] – [МЛ], [Ф] – [ФЛ], [П] – [ПЛ]: любить – люблю, топить – топлю, ловить – ловлю и др.

г) фонемная транскрипция.

РАССВЕТ [ Р ^ С В,.Э Тh]

позиция гласных звуков - +

позиция согл. по глухости-звонкости + + + -

позиция согл. по твёрдости-мягкости + - + +
< Р В, Э >

Звук [ Тh] является вариантом фонемы < Т >, т.к. он находится в корне слова; подбираем однокоренные слова: рассвета, рассвету, рассветоми т.д. Звук [Тh] находится в сигнификативной сильной позиции (перед гласным звуком).

Звук [ ^ ] находится в приставке. Подбираем слова с такой же приставкой, но чтобы гласный звук был в сильной позиции: розвальни, россыпии т.д. Следовательно, звук [ ^ ] является вариантом фонемы < О >.

Звук [ С ] является долгим. Он представляет собой сочетание двух звуков [ С ]. Следовательно, звук [С] является вариантом двух фонем. Ищем, какова фонема в приставке. Для этого подбираем одноструктурные слова с такой же приставкой: разоблачение, разубеждениеи т.д. Следовательно, здесь фонема < З > .

Иногда возникает ситуация, когда звук в какой-либо морфеме невозможно поставить в сигнификативную сильную позицию. В этом случае мы записываем гиперфонему. Например, звук [ ^ ] в слове СОБАКАявляется вариантом гиперфонемы < о/а>, а звук [ З ] в слове ЗВЕРЬ является вариантом гиперфонемы < з/з,>, т.к. звук находится в сигнификативной сильной позиции по глухости – звонкости, но в слабой по твёрдости – мягкости. А вот в слове СТРАХ звук [ С ] находится в слабой позиции и по глухости – звонкости, и по твёрдости – мягкости, и поставить этот звук в сильную позицию по какому-либо признаку невозможно. Следовательно, здесь гиперфонема < с/с,/з/з,>. Гиперфонема записывается и тогда, когда в сильной позиции может быть сразу два звука (как правило, это происходит при исторических чередованиях звуков) - например, в слове ДЫШИТгласный звук [ Ы ] является вариантом гиперфонемы < у/о/и > (вдох, дух). Звук [Ш] в данном слове тоже является вариантом гиперфонемы < ш/х > (дыхание).

В слове РАССВЕТ второй звук [ С ] находится в корне в сильной позиции по глухости-звонкости, но в слабой позиции по твёрдости-мягкости, причём изменить слово так, чтобы по данному признаку звук оказался в сильной позиции, невозможно; значит, это гиперфонема < з/з,>.

Итак, фонемная транскрипция такова: < Р О З з/з,В,Э Т >.

 

ГРАММАТИКА: МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС; СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

А) Грамматика – наука о грамматическом строе языка.

а) грамматика как раздел языкознания.

- 2 значения:

* грамматика – часть языковой системы, которая реализуется в законах построения слов, словосочетаний, предложений и текстов, в правилах изменения слов;

* грамматика – раздел науки о языке, который изучает строй языка.

= словообразование;

= морфология;

= синтаксис.

- основные понятия грамматики:

* грамматическое значение. Грамматическое значение (ГЗ) – это абстрактное языковое значение, присущее ряду словоформ и синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное выражение.

= категориальность;

= абстрактность;

= обязательность выражения.

* грамматический способ – грамматические средства с одинаковыми характеристиками.

= аффиксация: флексии (МОР-Е), суффиксы (ВЕСЕЛ-ЕЕ);

= внутренняя флексия. Внутренняя флексия – это такое чередование звуков в корнях слов, которое самостоятельно выражает грамматическое значение;

=повтор (редупликация) явление, состоящее в удвоении начального слога или целого корня;

=служебные слова: предлоги; союзы; частицы;вспомогатель-ные глаголы;

= порядок слов;

= ударение;

= интонация;

= супплетивизмобразование форм одного и того же слова от разных корней или основ.

* грамматическая форма – это языковой знак, в котором грамматическое значение находит своё регулярное выражение.

* грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными грамматическими значениями.

б) словообразование.

- морфемика.

* морфемика– это раздел словообразования, изучающий структуру слов;

* типы морфем:

= корень это общая часть родственных слов, в которых заключается их вещественное значение.

= аффикс – это морфема, имеющая словообразовательное или формообразовательное значение. Аффиксы классифицируются:

! по месту расположения относительно корня: префикс; суффикс;постфикс;интерфикс;инфикс;конфикс.

= по функциям и значению:

+ словообразовательные;

+ словоизменительные:

#флексии – это изменяемые части слов, выражающие грамматическое значение;

# формообразовательные префиксы:

~ префиксы, способствующие образованию форм степеней сравнения: ПОЛУЧШЕ, НАИКРАСИВЕЙШИЙ;

~ ПРЕ в значении “ОЧЕНЬ”: презабавный;
# формообразовательные постфиксы:

~ ТЕ в императиве совместного действия, который указывает на множественность субъектов предполагаемого действия: ИДЁМ(ТЕ);

~ КА, ТАКИ: сходи-(ка), всё-(таки);

# формообразовательные суффиксы:

~ Л глагола прошедшего времени: ПЕЛИ;
~ суффиксы форм сравнения наречий и прилагательных: ВЕСЕЛЕЕ, ДОБРЕЙШИЙ;

~ И глагола повелительного наклонения:ИДИ;
~ ТЬ и ТИ: СМОТРЕТЬ, ЦВЕСТИ;

~ J, образующий форму мн. числа имён существительных: БРАТJЯ, ЛИСТJЯ;

= по способу выражения: материально выраженные и нулевые. Нулевыми могут быть суффиксы:

+ у глаголов в форме прошедшего времени: ЗАМЁРЗ^ (замёрз-л-а, замёрз-л-и); этот суффикс является формообразовательным;

+ у глаголов в форме повелительного наклонения: ОСТАВЬ^, КИНЬ^. Этот суффикс также является формообразовательным;

* основы слов.

Основа слова – это часть слова, выражающая лексическоезначение. Виды основ:

= по структуре: членимые основы: ПРИХОДИТЬ, ГОРОДОК; нечленимые основы: ЛЕС;

= по семантике: производная основа: ХЛЕБНЫЙ – ХЛЕБ; непроизводная основа: ГОРА.

* образец морфемного разбора:

ДЕНЬ ПОТУХАЮЩИЙ ДЫМИЛСЯ… (Ф.И. Тютчев).

ДЕНЬ - имя существительное; слово изменяемое, нулевая флексия; основа слова – ДЕНЬ, она нечленима и непроизводна; корень слова – ДЕНЬ;

ПОТУХАЮЩИЙ – причастие; слово изменяемое, флексия ИЙ; основа слова ПОТУХАЮЩ членима, производна; корень слова ТУХ; префикс ПО; суффиксы А и ЮЩ;


ДЫМИЛ(СЯ) - глагольная форма прошедшего времени; слово изменяемое, нулевая флексия; формообразовательный суффикс Л образует глагольную форму прошедшего времени; основа слова ДЫМИСЯ, она членима и производна; корень слова ДЫМ; суффикс И; постфикс СЯ.

- деривация.

ДЕРИВАЦИЯ – это раздел словообразования, который изучает законы образования слов;

* основные понятия деривации:

= словообразовательная пара– слова, находящиеся в отношениях мотивации. 3 закона деривации:

+ слова образуются на основе семантической выводимости;

+ слова образуются от мотивирующих слов;

+ слова образуются с помощью одного суффикса, префикса, постфикса или с помощью разнотипных аффиксов.

= словообразовательная цепьэто ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации;

= словообразовательное гнездо– совокупность определённым образом расположенных словообразовательных цепей;

= словообразовательный тип– это формально-семанти-ческая схема построения мотивированных слов;

= словообразовательный способ– совокупность словообразо-вательных средств с одинаковыми характеристиками.

* способы словообразования.

= морфемные способы:

+ безаффиксный способ: с помощью нулевого суффикса образуются имена существительные со значением отвлечённого действия (БЕГ, ШИРЬ);

+аффиксный способ:

# суффиксальный вид: СТОЛИК – СТОЛ;

# префиксальный вид: ПРИХОДИТЬ – ХОДИТЬ;

# префиксально-суффиксальный: ОЗВУЧИТЬ;

# постфиксальный: УЧИТЬСЯ, КТО-НИБУДЬ;

# префиксально-постфиксальный: СОЗВОНИТЬСЯ;
# суффиксально-постфиксальный: НУЖДАТЬСЯ;
# префиксально-суффиксально-постфиксальный: ПРИЛУНИТЬСЯ.

+ сложение основ:

# чистое сложение: САМ(О)КРИТИКА;

# сложение основ с суффиксацией: КАНАТОХОДЕЦ;

# сложение основ с нулевой суффиксацией: ПАРОВОЗ, БЕЛОЛОБЫЙ, КАМНЕРЕЗ.

+ аббревиация - слияние сокращённых слов в одно слово:
# слияние названий начальных букв каждого слова: МВД, МГУ;

# слияние начальных звуков слов: ВУЗ, ЗАГС;

# слияние начальных частей слов: ВОЕНКОР;

# слияние начальной части слова и всего слова: ЕВРАЗИЯ, ЗООМАГАЗИН;

= неморфемные способы словообразования: новые слова образуются в результате переосмысления старых слов:

+морфолого-синтаксический способ (КОНВЕРСИЯ) –СТОЛОВАЯ, БЛАГОДАРЯ, ВЕСНОЙ, ТРУДЯЩИЕСЯ, ПРИДАНОЕ.

+ лексико-семантический способ (ОМОНИМИЯ) – РЕАКЦИЯ (ответ организма на раздражение) – РЕАКЦИЯ (подавление);

+ лексико-синтаксический способ (СРАЩЕНИЕ) –БЫСТРОТЕКУЩИЙ, ВЫШЕУПОМЯНУТЫЙ, НИЖЕПОДПИСАВШИЙСЯ;

* словообразовательный разбор слов.

ПОДЛОКОТНИК ЛОКОТЬ (морфемный, аффиксный, префиксально-суффиксальный вид).


МОРОЖЕНОЕ (сущ.)МОРОЖЕНОЕ (прилаг.): неморфемный, морфолого-синтаксический (конверсия).

в) морфология.

- понятие морфологии.

Морфологияраздел грамматики, изучающий слово в системе форм словоизменения (грамматическое учение о слове).

- части речи.

* понятие о частях речи.

= принципы классификации частей речи.

+ семантический признак;

+ морфологический признак;

+синтаксический признак.

Таким образом, части речи – это лексико-грамматические группы слов, обладающих тождественными семантическими, морфологическими и синтаксическими свойствами.

= классификация частей речи в русском языке.

+ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: имя существительное; имя прилагательное; имя числительное; местоимение; глагол; причастие; деепричастие; наречие; слово категории состояния;

+ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: предлог; союз; частица;

+ ОСОБАЯ ГРУППА ЧАСТЕЙ РЕЧИ: междометие; звукоподражание; модальное слово.

* характеристика частей речи.

= имя существительное.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...