Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фразеология – это раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов в их сегодняшнем состоянии и историческом развитии.

Задачи фразеологии:

- изучение специфики фразеологизмов;

- исследование системных связей между фразеологизмами, между фразеологизмами и словами;

- изучение процессов образования фразеологизмов;

- разработка принципов выделения фразеологических единиц, методов их изучения и классификаций;

б) специфика фразеологизмов.

Фразеологизм – это лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению сочетание слов, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.

Особенности фразеологизмов:

- воспроизводимость;

- семантическая целостность;

- расчленённость структуры фразеологизма: повторяющиеся слова: с минуты на минуту; имена числительные: в трёх соснах заблудиться; синонимы: переливать из пустого в порожнее; антонимы: с больной головы на здоровую, и стар и млад;географические наименования:открывать Америку; сравнительные обороты: мрут как мухи, глуп как пробка.

- соотносительность со словом: синонимия (два сапога пара – одним миром мазаны – одного поля ягоды); антонимия (кот наплакал – куры не клюют) и стилистическая дифференциация: (стилистически нейтральные: точка зрения, восходящая звезда; книжные: повергать в прах, пожинать лавры; сниженные: семь пятниц на неделе).

в) типы фразеологизмов:

- фразеологические сращения – это неразложимые по смыслу фразеологические единицы, целостное значение которых абсолютно не мотивировано значениями слов-компонентов: бить баклуши, собаку съесть, точить лясы, втирать очки;

- фразеологические единства – фразеологические единицы, целостное значение которых мотивировано значениями их компонентов: тянуть лямку, водить за нос;

- фразеологические сочетания – фразеологические единицы, целостный смысл которых складывается из значения компонентов: закадычный друг, заклятый враг;

- фразеологические выражения – устойчивые в своём составе и употреблении обороты, которые состоят целиком из слов со свободными значениями:

* крылатые слова:АФОРИЗМЫмысли, выраженные в лаконичной, отточенной форме и имеющие характер самостоятельного изречения и ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЦИТАТЫ: «Мы действуем лучше, чем мыслим» (Вовенарг), «У сильного всегда бессильный виноват» (И.А. Крылов);

* пословицыэто народные выражения, которые имеют законченный смысл: Грамоте учиться – всегда пригодится;

* поговорки незаконченные народные суждения о каких-либо жизненных или природных явлениях:надоел, как горькая редька; как снег на голову.

Г) Лексикография.

а) понятие лексикографии.

Лексикография – это раздел языкознания, который занимается теорией и практикой составления словарей.

- практическая лексикография исследует проблемы: описание и нормализация языка; обеспечение межъязыкового общения; обучение языку (родному и неродному); научное изучение лексики языка.

- теоретическая лексикография исследует проблемы: создание общей типологии словарей и словарей новых типов; разработка макроструктуры словаря; разработка микроструктуры словаря.

б) классификации словарей.

- по содержанию справки: лингвистические;энциклопедические;

- по отбору лексики: тезаурусы;частные;

- по способу описания единицы: общие;специальные;

- по единице лексикографического описания:

* с единицей меньше слова(словарь морфем);

* с единицей равной слову (орфоэпический словарь);

* с единицей больше слова (словарь фразеологизмов).

- по порядку расположения материала: алфавитные; идеографические; ассоциативные.

- по числу языков в словаре: одноязычные; двуязычные; многоязычные.

- по назначению: научные(исторические, обратные, грамматические); учебные (орфографические, орфоэпические); переводные(русско-белорусский).

Тема 3. Основные лингвистические направления. Методы современного языкознания.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ О ЯЗЫКЕ.

А) Ранний этап языкознания.

а) Ближний Восток.

Создание и распространение письма явилось важнейшей заслугой народов древнего Ближнего Востока перед человеческой цивилизацией.

На древнем Ближнем Востоке - при высоко развитой лингвистической практике - ещё не сложилась целостная система теоретического лингвистического знания.

б) Древняя Греция.

Логическое направление: анализ языка — лишь подсобное средство логики; язык рассматривается как средство формирования и выражения мысли.

Платон (5 — 4 вв. до н. э.) «Кратил»: сущности вещей отражаются в субъективном человеческом сознании различными именами; в высказывании каждое имя еще более уточняется и становится доступно сообщению другому человеку.

Аристотель(4 в. до н. э.). Исходной точкой его концепции является система понятий-слов, «логосов», разбитых на категории, а конечной — анализ разнообразных типов высказываний-суждений и их связей. Аристотель первый из античных мыслителей подошел к проблеме грамматической формы, развивал учение о частях речи как классах слов.

в)Древняя Индия.

Так же, как и в Греции, языкознание в Древней Индии имело логическую направленность, однако, в отличие от греков, индийские языковеды уделяли внимание и теоретическому осмыслению языка, и его практическому использованию.

Панини (5 — 4 вв. до н. э.) рассматривает язык главным образом в формальном отношении, без системы семантики. Панини впервые ввел понятия корня, аффикса, основы слова.

Б) Средние века.

а) в развитии европейского языкознания можно выделить такие этапы:

- 6 – 12 века, когда грамматика рассматривалась как вспомогательная дисциплина, служащая целям практического овладения чтением и письмом;

- 13 – 14 века. Возникает интерес к исчезнувшим “классическим языкам”: древнегреческому, латинскому, древнеарабскому. Формулируется концепция философской грамматики, противопоставленной грамматике практической;

- 15 – 16 века. Возникает интерес к национальным языкам, стремление “обогатить и прославить их” наряду с греческим и латынью;

б) арабское языкознание: в отличие от греческих и индийских ученых, арабские языковеды исследовали не только родной язык, но и турецкий, монгольский, персидский, и это позволило в конце 11 века Кашгари установить родство тюркских языков.

В) Эпоха Просвещения.

а) объектом исследования становится не только латинский язык, но и языки других народов;

б) безраздельное господство логицизма – описание языка в логико-философских терминах. Философское изучение языка достигает вершины в творчестве немецкого философа, математика, языковеда Г. Лейбница.

в) в конце 18 в. возникает взгляд на язык как на историческое, развивающееся по строгим законам явление, поэтому языкознание заявило о себе как о самостоятельной науке.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...