Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фразеология – это раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов в их сегодняшнем состоянии и историческом развитии.Задачи фразеологии: - изучение специфики фразеологизмов; - исследование системных связей между фразеологизмами, между фразеологизмами и словами; - изучение процессов образования фразеологизмов; - разработка принципов выделения фразеологических единиц, методов их изучения и классификаций; б) специфика фразеологизмов. Фразеологизм – это лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению сочетание слов, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Особенности фразеологизмов: - воспроизводимость; - семантическая целостность; - расчленённость структуры фразеологизма: повторяющиеся слова: с минуты на минуту; имена числительные: в трёх соснах заблудиться; синонимы: переливать из пустого в порожнее; антонимы: с больной головы на здоровую, и стар и млад;географические наименования:открывать Америку; сравнительные обороты: мрут как мухи, глуп как пробка. - соотносительность со словом: синонимия (два сапога пара – одним миром мазаны – одного поля ягоды); антонимия (кот наплакал – куры не клюют) и стилистическая дифференциация: (стилистически нейтральные: точка зрения, восходящая звезда; книжные: повергать в прах, пожинать лавры; сниженные: семь пятниц на неделе). в) типы фразеологизмов: - фразеологические сращения – это неразложимые по смыслу фразеологические единицы, целостное значение которых абсолютно не мотивировано значениями слов-компонентов: бить баклуши, собаку съесть, точить лясы, втирать очки; - фразеологические единства – фразеологические единицы, целостное значение которых мотивировано значениями их компонентов: тянуть лямку, водить за нос; - фразеологические сочетания – фразеологические единицы, целостный смысл которых складывается из значения компонентов: закадычный друг, заклятый враг; - фразеологические выражения – устойчивые в своём составе и употреблении обороты, которые состоят целиком из слов со свободными значениями: * крылатые слова:АФОРИЗМЫ – мысли, выраженные в лаконичной, отточенной форме и имеющие характер самостоятельного изречения и ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЦИТАТЫ: «Мы действуем лучше, чем мыслим» (Вовенарг), «У сильного всегда бессильный виноват» (И.А. Крылов); * пословицы– это народные выражения, которые имеют законченный смысл: Грамоте учиться – всегда пригодится; * поговорки – незаконченные народные суждения о каких-либо жизненных или природных явлениях:надоел, как горькая редька; как снег на голову. Г) Лексикография. а) понятие лексикографии. Лексикография – это раздел языкознания, который занимается теорией и практикой составления словарей. - практическая лексикография исследует проблемы: описание и нормализация языка; обеспечение межъязыкового общения; обучение языку (родному и неродному); научное изучение лексики языка. - теоретическая лексикография исследует проблемы: создание общей типологии словарей и словарей новых типов; разработка макроструктуры словаря; разработка микроструктуры словаря. б) классификации словарей. - по содержанию справки: лингвистические;энциклопедические; - по отбору лексики: тезаурусы;частные; - по способу описания единицы: общие;специальные; - по единице лексикографического описания: * с единицей меньше слова(словарь морфем); * с единицей равной слову (орфоэпический словарь); * с единицей больше слова (словарь фразеологизмов). - по порядку расположения материала: алфавитные; идеографические; ассоциативные. - по числу языков в словаре: одноязычные; двуязычные; многоязычные. - по назначению: научные(исторические, обратные, грамматические); учебные (орфографические, орфоэпические); переводные(русско-белорусский). Тема 3. Основные лингвистические направления. Методы современного языкознания. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ О ЯЗЫКЕ. А) Ранний этап языкознания. а) Ближний Восток. Создание и распространение письма явилось важнейшей заслугой народов древнего Ближнего Востока перед человеческой цивилизацией. На древнем Ближнем Востоке - при высоко развитой лингвистической практике - ещё не сложилась целостная система теоретического лингвистического знания. б) Древняя Греция. Логическое направление: анализ языка — лишь подсобное средство логики; язык рассматривается как средство формирования и выражения мысли. Платон (5 — 4 вв. до н. э.) «Кратил»: сущности вещей отражаются в субъективном человеческом сознании различными именами; в высказывании каждое имя еще более уточняется и становится доступно сообщению другому человеку. Аристотель(4 в. до н. э.). Исходной точкой его концепции является система понятий-слов, «логосов», разбитых на категории, а конечной — анализ разнообразных типов высказываний-суждений и их связей. Аристотель первый из античных мыслителей подошел к проблеме грамматической формы, развивал учение о частях речи как классах слов. в)Древняя Индия. Так же, как и в Греции, языкознание в Древней Индии имело логическую направленность, однако, в отличие от греков, индийские языковеды уделяли внимание и теоретическому осмыслению языка, и его практическому использованию. Панини (5 — 4 вв. до н. э.) рассматривает язык главным образом в формальном отношении, без системы семантики. Панини впервые ввел понятия корня, аффикса, основы слова. Б) Средние века. а) в развитии европейского языкознания можно выделить такие этапы: - 6 – 12 века, когда грамматика рассматривалась как вспомогательная дисциплина, служащая целям практического овладения чтением и письмом; - 13 – 14 века. Возникает интерес к исчезнувшим “классическим языкам”: древнегреческому, латинскому, древнеарабскому. Формулируется концепция философской грамматики, противопоставленной грамматике практической; - 15 – 16 века. Возникает интерес к национальным языкам, стремление “обогатить и прославить их” наряду с греческим и латынью; б) арабское языкознание: в отличие от греческих и индийских ученых, арабские языковеды исследовали не только родной язык, но и турецкий, монгольский, персидский, и это позволило в конце 11 века Кашгари установить родство тюркских языков. В) Эпоха Просвещения. а) объектом исследования становится не только латинский язык, но и языки других народов; б) безраздельное господство логицизма – описание языка в логико-философских терминах. Философское изучение языка достигает вершины в творчестве немецкого философа, математика, языковеда Г. Лейбница. в) в конце 18 в. возникает взгляд на язык как на историческое, развивающееся по строгим законам явление, поэтому языкознание заявило о себе как о самостоятельной науке.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |