Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ.

А) Этнолингвистика зародилась в начале 20 в. в США в связи с интенсивными этнографическими исследованиями индейских племен Америки. В этнолингвистике язык трактуется как историческое наследие коллектива, которое предшествовало становлению материальной культуры и затем продолжало с ней взаимодействовать. Она сосредоточивается на изучении языка в его отношении к культуре.

Главная идея этнолингвистов: язык является фактором, проявлением культуры народа, неким «промежуточным миром», стоящим между человеком и внешней действительностью и определяющим взгляды людей на эту действительность. Иначе говоря, мировоззрение и поведение народа зависит от того, каким языком этот народ пользуется.

Б) Психолингвистика возникла в 50 годах 20 века и ставит своей задачей исследование процессов и механизмов речевой деятельности в её соотнесённости с системой языка. Психолингвистика относится к языку как к динамической, действующей системе, обеспечивающей речевую деятельность человека. Её внимание направлено не на языковые единицы сами по себе, а на их использование в речи, а также в усвоении языка.

Психолингвистика интенсивно развивается в Канаде, ФРГ, Австрии, Японии. В России она возникла в 60 годах на базе психологической школы Л. С. Выготского: речь рассматривается как один из видов целенаправленной деятельности человека, подчиняющейся общим закономерностям организации деятельности.

В) Когнитивная лингвистика.

Когнитивная лингвистика появилась в конце 50 годов в США. Она распространилась впоследствии в Европе как междисциплинарное направление, представители которого ставят целью исследование ментальных процессов при усвоении и использовании языка.

Её представители отказываются признавать грамматику автономной системой, отводя ей служебную роль в процессах структурирования и символизации понятийного содержания. Лексические, морфологические и синтаксические единицы определяются как единицы символические, входящие относительно произвольно в различные образования. Когнитивная лингвистика ставит перед собой задачу выявить возможности разной (в зависимости от языка) категоризации определённых заданных ситуаций.

Г) Социолингвистика - научная дисциплина, изучающая комплекс проблем, связанных с социальной природой языка и механизмом воздействия социальных факторов на язык. Ей присуще стремление удовлетворить возросший в европейском и американском обществе 60-70 годах в связи с обострением социальных отношений интерес к социологии языка, а также обращение к актуальным проблемам языковой политики и языкового планирования во многих государствах Азии, Африки, Центральной и Южной Америки.

Социолингвистика рассматривает следующие проблемы: язык и нация; социальная дифференциация языка на всех уровнях его структуры; закономерности взаимодействия языков в различных социальных условиях.

 

МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ.

А) Описательный метод.

Б) Исторический метод.

В) Сравнительно-исторический метод:

- методика определения родства языка состоит в следующем:

* во-первых, лексика является показателем принадлежности языков к одной группе, если наиболее важные, необходимые и первичные слова составляют основу, ядро языка и являются для них общими: термины родства, названия частей тела, числительные до ста, обозначения природных явлений и объектов, такие как «день», «луна», «земля», «жизнь», «смерть», «вода», «небо» и некоторые другие группы лексики;

* во-вторых, показателем родства языков могут быть фонетические соответствия у сравниваемых языков. На основании сопоставления слов двух или нескольких языков выявляется наличие регулярных фонетических соответствий. Например, в словах, унаследованных от общего для всех индоевропейских языков языка-предка в начале слова санскритскому «bh» обязательно будет соответствовать латинское «f» и русское «б»;

* в-третьих, исследование должно осуществляться на граммати-ческом материале, так как язык с богатой грамматической системой наиболее первичен по происхождению и близок к языку-основе;

- основной целью данного метода является открытие законов, которые привели к сегодняшнему состоянию языков;

Г) Сравнительно-сопоставительный метод. В его основе лежит сравнительное изучение свойств языков независимо от их родства. Подобно описательному методу, он направлен на исследование современного состояния языков, но, в отличие от него, основной целью своей ставит выявление того, в чём сходство и различие неродственных языков. При таком подходе к языку удаётся глубже понять сущность языковой структуры, её особенности в отдельных языках. Основной и конечной целью метода является классификация языков по определённым типам (ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ);

Д) Структурный метод.Основные признаки метода таковы:

- подлинной и основной реальностью является не отдельный факт какого-либо языка, а язык как система; каждый элемент языка существует лишь в силу его отношений к другим элементам в составе системы;

- отношения в рамках системы доминируют над элементами, поэтому усилия исследователя должны быть направлены на изучение этих отношений;

- в связи с этим возможно применение строгих, математических методов;

- исследование аналогично устроенных знаковых систем поможет лучше понять устройство языковой системы.

Е) Конструктивный метод.

- язык понимается как динамическая система, обеспечивающая порождение речи;

- в основе метода лежит требование конструктивности, т.е. моделирования; исследованию подвергается не сам реальный объект, а его модель.

- исходным объектом исследования является модель предложения, поэтому конструктивный метод направлен на изучение синтаксиса предложения;

- законы построения предложения признаются универсальными, и особен-ности языка рассматриваются как формы реализации этих универсальных закономерностей.

Поиски современного метода характеризуются следующими признаками:

а) вовлечение в круг исследований самых разных языков мира;

б) единое, универсальное описание предложений и текстов;

в) полный учёт социальных факторов при описании всей системы языка.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...