Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старшего дошкольного возраста в онтогенезе.

 

Ориентация дошкольного учреждения на общечеловеческие ценности значительно меняет приоритеты в воспитании, направляя основное внимание на комплексное развитие личности ребенка. Одной из важнейших составляющих этого процесса является осознание ребенком законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, так как нарушение связей в системе человек - природа ведет к утилитарному, безнравственному отношению не только к среде обитания, но и к обществу в целом.

Миропонимание формируется на основе приобретенных знаний об окружающей действительности и, являясь составной частью мировоззрения человека, выражает отношение человека или общества к природе. Вследствие этого в процессе изучения окружающего мира необходимо учитывать, в первую очередь, воспитательную функцию.

Миропонимание человека формируется постепенно, в процессе его жизни и обучения, в соответствии с теми взглядами, которые присущи обществу на данном этапе его развития. Складывающаяся картина мира отражает уровень представлений людей о мире природы, их окружающей, степень понимания законов ее развития, процессов взаимодействия человека и природы. В таком обществе, где господствует представление об отношениях человека и природы, о необходимости покорения природы, подчинения ее человеку и его потребностям, складывается и соответст­вующий тип поведения человека, который и формируется в процессе воспитания и обучения.

В настоящее время идет процесс переосмысления понимания человеком окружающего мира и его отношения к нему. Нарастающее число экологических катастроф, исчезновение многих видов животных и растений, загрязнение окружающей среды и ухудшение условий существования в ней привели к пониманию того, что любое целенаправленное воздействие человека на природу имеет помимо ожидаемых положительных результатов еще ряд неожиданных, иногда отдаленных во времени от самого воздействия, но крайне тревожных и опасных. Идея покорения природы, заявленная на рубеже XIX — XX вв., подчинения ее человеку, постепенно уступает место пониманию взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, что, в свою очередь, находит отражение и в системе образования и воспитания. Со­здаются новые программы, отражающие эту эволюцию взглядов и учитывающие новые подходы, т.е. начат этап формирования иного мышления и на его основе иного миропонимания.

В дошкольном возрасте дети могут понять значение следующих условий, необходимых для жизни растений: тепла, света, воды и почвы. Чтобы усвоение этих понятий было успешным, необходимо соблюдать принцип преемственности обучения.

В группах раннего и младшего возраста ознакомление с названными условиями осуществляется наглядно: воспитатель ухаживает за растениями на глазах у детей, комментирует свои действия и по мере формирования у них необходимых двигательных навыков привлекает их к совершению отдельных простейших трудовых операций. В основном воспитатель работает руками детей: воспитатель поливает, а ребенок держится за лейку.

К концу пребывания во 2-й младшей группе дети должны запомнить, что растения надо поливать. Весной педагог впервые обращает внимание детей на наличие почвы, когда предлагает им посеять в ящики крупные семена и посадить луковицы.

В средней группе дети начинают самостоятельно под непосредственным контролем воспитателя поливать растения на участке и в уголке природы. К лету они усваивают правильные способы полива и запоминают, что без воды растения жить не могут. С этого момента можно начинать экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогут запомнить, как увядают срезанные растения, лишенные воды, что почва содержит питательные вещества, необходимые растению, и нуждается, в рыхлении, воспитатель обращает внимание детей на роль тепла, которое наступает весной.

В старшей группе все понятия, основа которых была заложена в средней группе, закрепляются и усложняются. Широко применяется экспериментирование. Цель экспериментов — показать разные состояния растений при различном водном и тепловом режиме, убедиться, что вода содержится во всех органах. Одновременно развиваются представления о роли почвы. На участке дети знакомятся с осенней обработкой почвы. Поздней осенью и зимой, когда объем ботанических исследований в природе уменьшается, они проводят многочисленные модельные эксперименты в групповой комнате и в уголке природы на специально выращиваемых для этого растениях; цель экспериментов — убедиться в значении для растений воды, почвы, тепла, света и тем самым подготовиться к пониманию биологического смысла агротехнических мероприятий, которые дети будут весной совершать самостоятельно при работе на участке, а также при посадке и пересадке комнатных растений.

Во 2-м полугодии старшей группы педагог впервые целенаправленно знакомит детей с ролью света, проводит соответствующие эксперименты для того, чтобы дети легко поняли: весной пробуждение растений связано не только с потеплением, но и с увеличением количества света, идущего от Солнца («весна света»).

Можно сказать, что все факторы, необходимые для жизни растений, вводятся в определенной последовательности, как бы лесенкой: в младших группах дети запоминают, что растениям нужна вода, в конце 2-й младшей группы впервые знакомятся с почвой, в средней группе узнают о значении тепла, а в старшей — света.

В подготовительной к школе группе для усвоения названных понятий большое значение имеет постановка собственных экспериментов. В связи с приобретением способности к сложным умозаключениям ребята могут сами формулировать задачи и сами их разрешать, разрабатывая необходимые методики. Педагог поощряет исследовательскую деятельность детей, развивает вкус к экспериментированию. Зачастую эксперименты проводятся как ответ на детский вопрос. Цель этих экспериментов — показать разные состояния растений при разном водном режиме, убедиться в наличии разных потребностей в воде, тепле и свете у растений разных климатических зон и экологических ниш. Единственным ограничением данных экспериментов является принцип «не навреди!»: нельзя в ходе детского экспериментирования доводить растения до гибели. Влияние на растения вредных факторов изучается только как наблюдение естественных процессов, протекающих в природе.

Основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений, проводится в рамках трудовой деятельности, а также на прогулках, экскурсиях и в свободной деятельности. Специально организованные занятия служат только для обобщения знаний, полученных различными путями. Педагог непрерывно увеличивает их объем путем наблюдений и экспериментов на природе и в уголке природы.

В итоге к концу подготовительной к школе группы должны сформироваться обобщенные представления:

- Для нормальной жизни растению необходимо одновременно наличие нескольких условий (т.е. комплекса условий): воды, почвы, света и тепла;

- У разных растений потребность в этих условиях разная;

- Человек, ухаживающий за растениями; должен знать это и учитывать в своей практической деятельности;

- По внешнему виду здоровых растений можно примерно определить, в каких условиях они нуждаются;

- По внешнему виду знакомых растений можно определить, какое из условий нарушено, при этом надо знать меры, позволяющие выправить положение.

Современная олигофренопедагогика уделяет значительное внимание по формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.

Естественно, что при обсуждении проблем коррекционного развития умственно отсталых детей возникает вопрос о возможности формирования их миропонимания, которое бы соответствовало уровню современных представлений об окружающем мире.

Развитие представления о целостности картины мира имеет ряд этапов (как и любой процесс развития), одним из которых является наличие предпосылок для начала этого процесса. В данном случае возникает проблема изучения состояния у умственно отсталых детей, элементарных представлений об окружающем мире, складывающихся в непосредственном житейском опыте, а также в ходе их дошкольного обучения.

Как отмечается в работах В.В. Давыдова, исторически сложившиеся в обществе понятия обыкновенно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах—в целесообразно созданных предметах. Отдельные люди, а прежде всего дети, принимают и осваивают ихраньше, чем научатся действовать с их частными эмпирическими проявлениями. Индивид не имеет перед собой некоторую неосвоенную природу, оперируя с которой он должен образовывать понятия, они уже задаются ему как кристаллизованный и идеализированный, исторически сложившийся опыт людей. Следует предположить, что такой опыт усвоения исторически сложившихся понятий существует и у детей, имеющих интеллектуальные нарушения, хотя и менее систематизированный и полный, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Таким образом, изучение состояния представлений о потребностях живых организмов у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие предварительные выводы:

- Дети старшего дошкольного возраста могут понять значение условий, необходимых для жизни растений: тепла, света, воды и почвы. Чтобы усвоение этих понятий было успешным, необходимо соблюдать принцип преемственности в обучении; осуществлять работу по изучению условий необходимых растениям в рамках трудовой деятельности, на прогулках, экскурсиях и в свободной деятельности, на специально организованных занятиях для обобщения знаний. Необходимо непрерывно увеличивать объем знаний о жизненно важных потребностях растений путем экспериментов в уголке природы и на участке детского сада;

- У детей с нарушением интеллекта недостаточно знаний об окружающем мире, имеются представления об объектах живой и неживой природы, но они не отражают взаимоотношений, существующих между объектами и явлениями окружающего их мира, наибольшую трудность представляет осмысление и объяснение причинно-следственных зависимостей в мире природы. Наиболее трудными для детей явились вопросы, связанные с пониманием временных и сезонных изменений в природе.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...