Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специальность 030503 «Правоведение»Ефимова Т.В.
Специальность 030503 «Правоведение» Самара 2008 ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с Предметной Государственными требованиями (цикловой) методической к минимуму содержания и комиссией уровню подготовки по Специальности выпускника Председатель: Рекомендовано к изданию ________О.В. Самаркина решением методического ____ ___________ 2008 совета № _____ _____ ________ 2008 Согласовано: Председатель совета зам. директора по учебной заместитель директора по научно- Работе методической и инновационной работе _______________Е.М. Садыкова _______________О. Ю. Нисман ____ ___________ 2008 _____ ___________ 2008
Разработала:преподаватель ГОУ СПО “СГППК” Т.В. Ефимова
Рецензент:преподаватель ГОУ СПО “СГППК” Е.Ю. Коновалова
Данное учебное пособие «Уголовно-исполнительное право РФ» составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 030503 «Правоведение» и на основании рабочей программы. Пособие предназначено для изучения основных положений дисциплины, расширения и закрепления знаний, приобретаемых в процессе изучения лекционного курса и самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой. Предлагаемое учебное пособие является помощником для студентов средних специальных учебных заведений, которые обучаются как на дневной, так и на заочной формах обучения.
МП.0271.2008 © ГОУ СПО «Самарский государственный профессионально-педагогический колледж» Содержание 1. Введение ....................................................................... 5 2. Тематический план ...................................................... 8 Раздел №1 Общая часть. Уголовно - исполнительного права РФ 10 4. Тема № 1.1. «Понятие, цели, задачи, предмет и метод УИП» 10 5. Тема № 1.2. «Понятие и состав уголовно – исполнительных правоотношений» 16 6. Тема № 1.3. «Учреждения, исполняющие уголовные наказания» 19 7. Тема № 1.4. «Понятия и виды контроля за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания» ..................................................... 22 Раздел № 2 . Особенная часть Уголовно – исполнительного права РФ 34 9. Тема № 2.1.«Общие положения лишения свободы» . 34 10. Тема № 2.2. «Исполнение наказаний не связанных с изоляцией осужденных от общества» ........................................................................................ 38 11. Тема № 2.3.«Исполнение наказания в виде ареста» 57 12. Тема № 2.4.«Исправительная колония» ................... 65 13. Тема № 2.5.«Приём и учёт осужденных. Правовое положение осужденных» 69 14. Тема № 2.6.« Исполнение наказания в тюрьмах» ... 73 15. Тема № 2.7.«Исполнение наказаний в колониях разных видов» 76 16. Тема № 2.8.«Режим в исправительных учреждениях» 91 17. Тема № 2.9.«Исполнение наказаний в отношении военнослужащих» 97 18. Тема № 1.10.«Основание и порядок освобождения от наказания» 104 19. Тема № 2.11.«Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания» 110 20. Перечень вопросов для для устного опроса по дисциплине «Уголовно – исполнительное право»............................................................................ 117 21. Примерные темы сообщений и докладов по дисциплине «Уголовно – исполнительное право»............................................................................ 122 22. Примерные варианты контрольной работы по дисциплине «Уголовно – исполнительное право»............................................................................ 126 23. Список литературы...................................................... 128
Введение Изучение дисциплины « Уголовно – исполнительное право РФ» призвано способствовать формированию у студентов базовых знаний, необходимых для успешной работы в правоохранительных органах. Достижение целей обучения предполагает обладание студентом гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, её охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений. В процессе изучения учебной дисциплины студент должен · Иметь представление: о роли дисциплины в системе юридических наук, о порядке изменения и толкования федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области исполнения наказания, и предупреждения новых преступлений. Студент должен знать положения Конституции РФ, постановления и определения Конституционного Суда и Верховного Суда РФ по проблемам, связанным с обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также с исполнением наказания, нормы уголовно – исполнительного законодательства РФ, других федеральных законов и иных нормативно – правовых актов, в том числе индивидуального законодательства, по вопросам исполнения наказания, исправления осужденных, предупреждения новых преступлений. · Уметь: толковать и применять законы и другие нормативно – правовые акты, юридически правильно классифицировать факты и обстоятельства, документы правового характера, а также владеть методами сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, методами анализа практики исполнения наказания, следственной и судебной практики, владеть навыками осуществления правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности. Пособие состоит из двух разделов – Общей и Особенной частей уголовно – исполнительного права. Первый раздел - Общая часть включает в себя темы: 1. Понятие, цели, задачи, предмет и метод УИП. 2. Понятие и состав уголовно – исполнительных правоотношений. 3. Учреждения, исполняющие уголовные наказания. 4. Понятия и виды контроля за деятельностью учреждений и органов исполнения наказания.
Второй раздел - Особенная часть включает в себя следующие темы: 1. Общие положения лишения свободы. 2. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. 3. Исполнение наказания в виде ареста. 4. Исправительная колония. 5. Прием и учет осужденных. Правовое положение осужденных. 6. Исполнение наказания в тюрьмах. 7. Исполнение наказания в колониях разных видов. 8. Режим в исправительных учреждениях. 9. Исполнение наказания в отношении военнослужащих. 10. Основание и порядок освобождения от наказания. 11. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.
Так как дисциплина изучается в рамках факультативных занятий, в пособии представлен тематический план, составленный на основе рабочей программы по дисциплине. Ввиду дефицита учебного времени, отводимого на изучение дисциплины студентам, необходимо отдельные темы подготовить самостоятельно в виде сообщений и докладов, перечень тем также представлен в пособии, cеминарские и практические занятия по учебному плану не предусматриваются, поэтому в качестве форм контроля предлагается текущий опрос и рубежный контроль знаний студентов. Учебное пособие написано в соответствии с программой курса и структурой учебника « Уголовно – исполнительное право» под редакцией профессора В.И. Селивёрстова, поэтому является подспорьем в организации изучения курса дисциплины. Пособие поможет усвоить учебный материал в том минимуме, который необходим для сдачи зачёта (контрольной работы) как для студентов очной формы обучения, так и заочной.
Тематический план
РАЗДел № 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
Вопрос № 1 Под принципами уголовно – исполнительного права понимаются основопологающие, руководящие начала, в соответствии с которыми развивается и функционирует уголовно – исполнительное законодательство. Принципы уголовно – исполнительного права можно классифицировать на общеправовые (присущие всем отраслям права) и отраслевые (присущие данной отрасли права). К общеправовым принципам относятся законность, гуманизм, демократизм. Все иные принципы являются отраслевыми. Принцип законности базируется на положениях, закрепленных в Конституции РФ. Уголовно – исполнительное содержание принципа законности выражено в ч. 1 ст. 10 УИК РФ, согласно которой РФ обеспечивает законность применения средств исправления осужденных. Указанный принцип нашел выражение также в ст. 7 УИК, в которой устанавливаются основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно – правового характера. Примером его воплощения служит ч.2 ст. 12 УИК, устанавливающая, что меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Принцип гуманизма закреплен в конституции РФ, достоинство личности охраняется государством, и ничто на может быть основанием для его умаления. Согласно ч.2 статьи 21 никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Также и осужденные не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье независимо от их согласия. Принцип демократизма выражается в том что несмотря на конституционность положения о федеральном построении уголовно – исполнительной системы, Конституция РФ предоставляет широкие права субъектов РФ в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. Указанный принцип реализуется в контроле органов государственный власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле, прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, а также в содействии в их работе общественных объединений, организаций и граждан. Принцип равенства осужденных перед законом основывается на Конституционных положениях: 1. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права иметь его. 2. Все равны перед законом и судом. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний означает, что процесс исполнения наказания строится с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения. предполагает экономию репрессий, выбор мер принуждения и средств исправления при исполнении наказаний с минимальным карательным содержанием. Соединение наказания с исправительным воздействием означает комплекс различных средств, применяемых с целью исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений. В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ такими основными средствами являются : установленный порядок исполнения и отбывания наказания( режим), воспитательная работа, общественно – полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Уголовно – исполнительное законодательство определяет специфические задачи, закрепленные в ч.2 ст. 1 УИК РФ. К их числу относятся: 1. Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания. 2. Определение средств исправления осужденных. 3. Охрана их прав, свобод и законных интересов. 4. Оказание осужденным помощи в социальной адаптации. В зависимости от вида наказания данные задачи конкретизируются при организации его исполнения и отбывания. Вопрос № 2 Наука уголовно-исполнительного права соответствует отрасли права и призвана изучать весь комплекс социально-политических, экономических, правовых, нравственных, психолого-педагогических проблем, возникающих в сфере исполнения уголовного наказания, выявлять тенденции и закономерности, складывающиеся в процессе правоприменительной деятельности по исполнению приговоров судов к различным видам наказаний и представлять свои предложения по совершенствованию данной отрасли законодательства и практики его применения. Поэтому предмет науки уголовно-исполнительного права значительно шире по содержанию соответствующей отрасли права. Она включает политику государства в сфере исполнения уголовного наказания, историю развития российского уголовно-исполнительного законодательства и учреждений и органов, исполняющих наказания, содержание, структуру норм рассматриваемой отрасли права, систему законодательства и его источники, право отношения, уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международные акты об обращении с осужденными, практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.
Вопрос № 3 Методологической основой науки уголовно-исполнительного права является философия как всеобщий метод познания, который одновременно проявляет себя в частно-научных методах исследования. Они представляют собой приемы и способы научного анализа социальных процессов и явлений, возникающих при исполнении уголовных наказаний. методологической по отношению к уголовно-исполнительному праву следует признать общую теорию права. Все основные теоретические положения этой науки, принципы и понятийный аппарат - базовые для данной отрасли права. Это относится и к применяемым в праве методам исследования. Наука уголовно-исполнительного права тесно взаимосвязана с юридическими науками, изучающими другие отрасли права: наукой уголовного права, прежде всего с теорией наказания, что обусловливается близостью предметов и методов этих отраслей; наукой уголовно-процессуального права, особенно с разделом, изучающим проблемы исполнения приговора. Наука Конституционного права по ряду положений выступает в качестве базовой по отношению к науке уголовно-исполнительного права. Это относится к правовому статусу гражданина, к общим вопросам законности, к компетенции федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, к правовому регулированию деятельности органов, исполняющих наказание, например определение территорий, прилегающих к исправительным учреждениям, и объем ограничений прав граждан при нахождении на этих территориях. Наука уголовно-исполнительного права имеет ряд общих проблем с наукой административного права, относящихся к управлению системой учреждений и органов, исполняющих наказания, персоналу этих учреждений, прохождению им службы, его социальной защищенности. Указанная отрасль науки имеет много общих позиций с наукой гражданского, трудового, семейного, хозяйственного права, поскольку функционирование учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в процессе правоприменительной деятельности, регулируемой соответствующими отраслями законодательства. Существует тесная взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права с криминологией. Она проявляется во многих положениях. Прежде всего предполагается криминологическая обоснованность ряда норм данной отрасли права, в частности раздельное содержание осужденных, характеризующихся различной степенью криминальной запущенности, постановка под контроль определенных категорий лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Для изучения осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания, широко применяются методы криминологического анализа. В свою очередь, решение комплекса проблем предупреждения преступности, прежде всего рецидивной, в значительной мере определяется эффективностью исполнения уголовных наказаний. Как известно, процесс исполнения наказания и исправления осужденных представляет собой комплексную правовую и психолого-педагогическую проблему. Неизбежна взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права с исправительной психологией и педагогикой. Каждая из указанных отраслей наук взаимно обогащает другие. Наука уголовно-исполнительного права использует данные названных отраслей наук при разработке проектов норм права, активно применяет результаты исследований о личности осужденных в совершенствовании механизма реализации институтов и норм этой отрасли законодательства. Таким образом, взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права с другими отраслями наук предполагает применение ими теоретических положений, обобщений, эмпирических данных в исследовании актуальных проблем теории и практики исполнения наказания, а также методов других наук для использования необходимого фактического материала в проведении комплексных научных разработок, проблем, выдвигаемых практикой исполнения наказания. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое уголовно – исполнительная система? 2. Основные принципы УИС. 3. Основные задачи УИС.
Вопрос № 1 С момента вступления приговора суда в законную силу у государства возникает право подвергнуть осужденного государственному принуждению, а у осужденного возникает обязанность подвергнуться такому принуждению. Между государством и осужденным возникают уголовно – исполнительные правоотношения. Уголовно – исполнительные правоотношения – это урегулированные нормами уголовно – исполнительного права общественные отношения, возникающие между государством в лице учреждений исполняющих наказание и осужденным, а также иными лицами в связи и по поводу исполнения и отбывания наказания. В состав уголовно – исполнительных правоотношений входят: · субъекты и иные участники правоотношений; · содержание правоотношений; · объекты правоотношений; · юридические факты. Субъектами правоотношений являются его стороны, обладающие наибольшим объемом прав и обязанностей. Участники правоотношений – обладают меньшим объемом прав и обязанностей. В качестве участников могут выступать лица, посещающие учреждения и органы, исполняющие наказания, родственники осужденных к лишению свободы, прибывшие на свидание, священнослужители и другие. Содержание уголовно – исполнительных правоотношений – это фактическое поведение субъектов, а также совокупность их прав и обязанностей. Объект уголовно – исполнительных правоотношений составляют те реально существующие обстоятельства, по поводу которых возникают правоотношения. Объектом правоотношений могут быть определенные законом интересы его субъектов или участников. Вопрос № 2 Принято выделять три вида статуса осужденных – общий, специальный, индивидуальный. Общий – это совокупность прав и обязанностей, присущих всем гражданам РФ. Специальный присущ отдельным категориям граждан. Правовой статус осужденных – разновидность специального правового статуса. Исходя из того, что всех осужденных можно подразделять на более мелкие однородные группы, специальный правовой статус осужденных к различным видам наказания; правовой статус осужденных, отбывающих одно наказание, но в различных учреждениях; отбывающих наказание в одном учреждении, но в разных условиях содержания. Индивидуальный правовой статус осужденных – это неповторимый набор юридических обязанностей, субъективных прав и законных интересов, которыми обладает конкретный осужденный.
При закреплении правового статуса осужденного закон в качестве первого элемента называет обязанность осужденных. В структуру юридических обязанностей входят два элемента. Во – первых, необходимость совершения определенных действий( например, обязанность осужденных соблюдать требования гигиены и санитарии). Во – вторых, это необходимость воздержания от определенных действий ( например, запрещение осужденным к лишению свободы прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов).
Юридическую обязанность осужденного можно определить как установленную в обязывающих и закрепляющих нормах права меру должного поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечиваемую мерами государственного принуждения. Субъективное право осужденного можно определить как возможность пользования социальным и материальным благом, закрепленную в нормах права и гарантированную государством. Законный интерес осужденного – это возможность пользования социальным или материальным благом, реализуемая при наличии определенных условий по усмотрению администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, иных органно и должностных лиц.
Вопросы для самоконтроля: 1. Правовой статус осужденных. 2. Права и обязанности осужденных.
ТЕМА № 1.3. «Система учреждений и органов, исполняющих наказания»
План: 1. Задачи и виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания. 2. Взаимодействие учреждений и органов государства, исполняющих наказания, с другими государственными органами.
Ключевые понятия: Виды учреждений и органов, исполняющих наказание. Их задачи и назначение. Их взаимодействие с другими государственными органами.
Вопрос № 1 В УК РФ установлено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. На стадиях исполнения уголовных наказаний, данные цели корректируются, что находит отражение в ст.1 УИК РФ целях и задачах уголовно – исполнительного законодательства. Так, законодатель предполагает, что цель восстановления социальной справедливости достигается при вынесении приговора виновному, поэтому на первое место в процессе исполнения наказаний выдвигается цель исправления осужденного. Соответственно наряду с целью предупреждения преступлений со стороны иных лиц появляется цель предупреждения совершения преступления со стороны лиц, отбывающих наказания, ибо её достижение не всегда совпадает по времени с реализацией цели исправления осужденных. Названные цели во многом определяют задачи учреждений и органов, исполняющих наказания. Одной из них является задача исполнения приговора суда в соответствии с правилами, установленными уголовно – исполнительным и иным законодательством. Учреждения и органы исполняют указанное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений, а при исполнении отдельных видов наказаний применяют средства исправительного воздействия на осужденных. Однако этим задача исполнения приговора не исчерпывается. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны добиться исполнения приговора суда в части применения принудительных мер медицинского характера, взыскания материального ущерба, причиненного преступлением. Важной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения. Задача обеспечения процесса исправления осужденных приоритетна и наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказание. Задача специального(частного) предупреждения преступлений считается выполненной в том случае, когда осужденный не совершает нового преступления во время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории – друг от друга. Организуется охрана и постоянный надзор за их поведением в местах лишения свободы, ограничиваются их субъективные права. Общепредупредительная задача решается учреждениями и органами, исполняющими наказание, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, не имеющих твердых моральных установок и вследствие этого склонных к совершению преступлений. Таким образом, учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют четыре основные задачи: исполнение приговора суда, обеспечение процесса исправления осужденных, предупреждение, как с их стороны, так и со стороны иных лиц совершения новых преступлений. Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют различного рода вспомогательные или обеспечивающие функции. Особенно это характерно для исправительных учреждений, задачи которых существенно дополняются законом РФ « Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Вопрос № 2 В своей работе учреждения и органы исполнения наказания в своей работе взаимодействуют с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, ОМСУ, прокуратуры, судами и общественными объединениями. (данный вопрос студенты готовят самостоятельно в виде доклада) Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите учреждения и органы входящие в систему ГУИН РФ. 2. Назовите их основные задачи. 3. В чем проявляется особенности взаимодействия органов УИС с другими государственными оранами.
ТЕМА № 1.4. «Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания»
План: 1. Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих наказания. Вопрос № 1 Под контролем за учреждением и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно – исполнительного законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждение в будущем. Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, Международным пактом о политических и гражданских правах 1966 года. Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в главе 3 УИК РФ. Вопрос № 2 Уполномоченный по правам человека в РФ осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно – исполнительной системы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала. В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченный по правам человека принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека , граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, в том числе находящихся в местах лишения свободы. Жалоба, адресованная Уполномоченному лицами, отбывающим и наказания, просмотру администрацией не подлежат и в течении 24 часов направляются Уполномоченному. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: Принять жалобу к рассмотрению; Разъяснить осужденному средства, которые он имеет право использовать для защиты своих прав и свобод; Направить жалобу в государственный орган для рассмотрения и разрешения; Отказать в принятии жалобы к рассмотрению. Уполномоченный имеет право беспрепятственно посещать учреждения исполняющие наказания, запрашивать и получать от органов и учреждений, исполняющих наказания, вышестоящих органов управления ими сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы. При рассмотрении жалоб осужденных Уполномоченный может знакомиться с уголовными делами, приговор по которым вступил в законную силу, а также с прекращенным производством по делам и материалам, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. Уполномоченный по правам человека ежегодно делает доклад о своей деятельности в Правительстве РФ, Федеральном Собрании, В Высших судах РФ, у генерального прокурора РФ.
Вопрос № 3 Уголовно – исполнительный кодекс впервые выделил в качестве самостоятельного вида контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказание. Судебный контроль существует четырех видов – Первый – судебный контроль при рассмотрении дел по спорам вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений, и дел особого производства, осуществляемый по правилам гражданского судопроизводства. Второй – за деятельностью персонала – это контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. Его можно разделить на виды: Контроль при рассмотрении уголовных дел в суде; Контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда. Согласно ст 20 УИК судебный контроль может осуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбывания наказания. Это такие случаи, как: Условно – досрочное освобождение от наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничение свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишение свободы и пожизненного лишения свободы; Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных в связи с их болезнью; Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, отбывающих наказание
Вопрос № 4 Важная разновидность государственного контроля - ведомственный контроль. Согласно ст. 21 УИК ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Применительно к персоналу дисциплинарных воинских частей, гауптвахт, а также по отношению к командованию воинских частей контроль осуществляют в порядке, установленном воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами Министерство обороны Российской Федерации, Генеральный Штаб Российской Федерации, командующие военных округов и другие командиры. Так, непосредственный контроль за содержанием осужденных к аресту осуществляют начальники гарнизонов, на территории которых расположена гауптвахта. Они же на основании ч.3 ст.153 УИК пользуются правом применения мер поощрения и взыскания к осужденным военнослужащим. Ведомственный контроль за деятельностью персонала уголовно- , исполнительных инспекций, арестных домов, исправительных центров. и исправительных учреждений, а также судебных приставов-исполнителей осуществляется Министерством юстиции РФ. Так, согласно утвержденному Президентом РФ положению, Министерство юстиции РФ обеспечивает законность в деятельности подчиненных ему подразделений, в том числе и при исполнении уголовных наказаний. В этой связи следует обратить особое внимание на создание в 2001 г. параллельной системы контроля за соблюдением персоналом уголовно - исполнительного законодательства и обеспечением прав подследственных и осужденных: такой контроль осуществляется' в настоящее время, с одной стороны, центральным, окружными и территориальными органами уголовно-исполнительной системы (ГУИН Минюста, Управлением уголовно-исполнительной системы по федеральному округу, ГУИН-УИН Минюста в субъектах Российской Федерации), с другой стороны,' специально созданным при Министре юстиции Российской Федерации Управлением по . соблюдению уголовно-исполнительного законодательства, федеральными управлениями' Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, отделами (управлениями), юстиции в субъектах Российской Федерации. Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны. Так, контроль за деятельностью персонала осуществляется путем предоставлений отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания. По результатам рассмотрения показателей, включенных в отчетность, принимаются меры по исправлению; создавшегося положения (при негативном развитии) или по закреплению наметившихся позитивных тенденций. Важными формами контроля за деятельностью персонала являются ревизии или проверки производственной или финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осуществлении контроля за деятельностью персонала тех учреждений и органов, которые имеют производственную либо финансово-хозяйственную деятельность (исправительные учреждения, исправительные центры, арестные дома). Особенно актуальна и необходима данная форма контроля в условиях дефицита государственного бюджета, поскольку она позволяет проверить целесообразность и законность расходования бюджетных средств, в том числе и на содержание осужденных . Одной из форм ведомственного контроля является посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, которое согласно п.«в». ч.1 ст.24 УИК осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специальног< |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |