Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальность 030503 «Правоведение»

Ефимова Т.В.

 

Специальность 030503 «Правоведение»

Самара 2008

ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с

Предметной Государственными требованиями

(цикловой) методической к минимуму содержания и

комиссией уровню подготовки по

Специальности выпускника

Председатель: Рекомендовано к изданию

________О.В. Самаркина решением методического

____ ___________ 2008 совета № _____

_____ ________ 2008

Согласовано: Председатель совета

зам. директора по учебной заместитель директора по научно-

Работе методической и инновационной работе

_______________Е.М. Садыкова _______________О. Ю. Нисман

____ ___________ 2008 _____ ___________ 2008

 

Разработала:преподаватель ГОУ СПО “СГППК” Т.В. Ефимова

 

Рецензент:преподаватель ГОУ СПО “СГППК” Е.Ю. Коновалова

 

 

Данное учебное пособие «Уголовно-исполнительное право РФ» составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 030503 «Правоведение» и на основании рабочей программы. Пособие предназначено для изучения основных положений дисциплины, расширения и закрепления знаний, приобретаемых в процессе изучения лекционного курса и самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой.

Предлагаемое учебное пособие является помощником для студентов средних специальных учебных заведений, которые обучаются как на дневной, так и на заочной формах обучения.

 

МП.0271.2008

© ГОУ СПО «Самарский государственный

профессионально-педагогический колледж»

Содержание

1. Введение ....................................................................... 5

2. Тематический план ...................................................... 8

Раздел №1 Общая часть. Уголовно - исполнительного права РФ 10

4. Тема № 1.1. «Понятие, цели, задачи, предмет и метод УИП» 10

5. Тема № 1.2. «Понятие и состав уголовно – исполнительных правоотношений» 16

6. Тема № 1.3. «Учреждения, исполняющие уголовные наказания» 19

7. Тема № 1.4. «Понятия и виды контроля за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания» ..................................................... 22

Раздел № 2 . Особенная часть Уголовно – исполнительного права РФ 34

9. Тема № 2.1.«Общие положения лишения свободы» . 34

10. Тема № 2.2. «Исполнение наказаний не связанных с изоляцией осужденных от общества» ........................................................................................ 38

11. Тема № 2.3.«Исполнение наказания в виде ареста» 57

12. Тема № 2.4.«Исправительная колония» ................... 65

13. Тема № 2.5.«Приём и учёт осужденных. Правовое положение осужденных» 69

14. Тема № 2.6.« Исполнение наказания в тюрьмах» ... 73

15. Тема № 2.7.«Исполнение наказаний в колониях разных видов» 76

16. Тема № 2.8.«Режим в исправительных учреждениях» 91

17. Тема № 2.9.«Исполнение наказаний в отношении военнослужащих» 97

18. Тема № 1.10.«Основание и порядок освобождения от наказания» 104

19. Тема № 2.11.«Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания» 110

20. Перечень вопросов для для устного опроса по дисциплине «Уголовно – исполнительное право»............................................................................ 117

21. Примерные темы сообщений и докладов по дисциплине «Уголовно – исполнительное право»............................................................................ 122

22. Примерные варианты контрольной работы по дисциплине «Уголовно – исполнительное право»............................................................................ 126

23. Список литературы...................................................... 128

 

 


Введение

Изучение дисциплины « Уголовно – исполнительное право РФ» призвано способствовать формированию у студентов базовых знаний, необходимых для успешной работы в правоохранительных органах. Достижение целей обучения предполагает обладание студентом гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, её охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений.

В процессе изучения учебной дисциплины студент должен

· Иметь представление: о роли дисциплины в системе юридических наук, о порядке изменения и толкования федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области исполнения наказания, и предупреждения новых преступлений. Студент должен знать положения Конституции РФ, постановления и определения Конституционного Суда и Верховного Суда РФ по проблемам, связанным с обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также с исполнением наказания, нормы уголовно – исполнительного законодательства РФ, других федеральных законов и иных нормативно – правовых актов, в том числе индивидуального законодательства, по вопросам исполнения наказания, исправления осужденных, предупреждения новых преступлений.

· Уметь: толковать и применять законы и другие нормативно – правовые акты, юридически правильно классифицировать факты и обстоятельства, документы правового характера, а также владеть методами сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, методами анализа практики исполнения наказания, следственной и судебной практики, владеть навыками осуществления правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.

Пособие состоит из двух разделов – Общей и Особенной частей уголовно – исполнительного права.

Первый раздел - Общая часть включает в себя темы:

1. Понятие, цели, задачи, предмет и метод УИП.

2. Понятие и состав уголовно – исполнительных правоотношений.

3. Учреждения, исполняющие уголовные наказания.

4. Понятия и виды контроля за деятельностью учреждений и органов исполнения наказания.

 

Второй раздел - Особенная часть включает в себя следующие темы:

1. Общие положения лишения свободы.

2. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

3. Исполнение наказания в виде ареста.

4. Исправительная колония.

5. Прием и учет осужденных. Правовое положение осужденных.

6. Исполнение наказания в тюрьмах.

7. Исполнение наказания в колониях разных видов.

8. Режим в исправительных учреждениях.

9. Исполнение наказания в отношении военнослужащих.

10. Основание и порядок освобождения от наказания.

11. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.

 

Так как дисциплина изучается в рамках факультативных занятий, в пособии представлен тематический план, составленный на основе рабочей программы по дисциплине. Ввиду дефицита учебного времени, отводимого на изучение дисциплины студентам, необходимо отдельные темы подготовить самостоятельно в виде сообщений и докладов, перечень тем также представлен в пособии, cеминарские и практические занятия по учебному плану не предусматриваются, поэтому в качестве форм контроля предлагается текущий опрос и рубежный контроль знаний студентов.

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса и структурой учебника « Уголовно – исполнительное право» под редакцией профессора В.И. Селивёрстова, поэтому является подспорьем в организации изучения курса дисциплины.

Пособие поможет усвоить учебный материал в том минимуме, который необходим для сдачи зачёта (контрольной работы) как для студентов очной формы обучения, так и заочной.

 

 


Тематический план

 

№ п/п название тем и разделов мак - е к - во часов лекции
Раздел № 1 Общая часть уголовно – исполнительного права РФ.    
1.1 Понятия, цели, задачи, предмет и метод уголовно – исполнительного права.    
1.2 Понятие и состав уголовно – исполнительных правоотношений.    
1.3. Учреждения исполняющие уголовные наказания.    
1.4. Понятие и виды Контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания.    
Раздел № 2 Особенная часть уголовно – исполнительного права РФ.    
2.1 Общие положения лишения свободы.
2.2 Исполнение наказаний не связанных с изоляцией осужденных от общества.    
2.3 Исполнение наказания в виде ареста.
2.4. Исправительная колония.
2.5. Приём и учёт осужденных. Правовое положение осужденных.    
2.6. Исполнение наказаний в тюрьмах.
2.7. Исполнение наказаний в колониях разных видов.
2.8. Режим в исправительных учреждениях.
2.9. Исполнение наказаний в отношении военнослужащих.    

 

2.10. Основание и порядок освобождения от отбывания наказания.    
2.11. Помощь осужденным, освобождаемых от отбывания наказания.    
2.12 Зачёт
итого  

 

 


РАЗДел № 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

 

Вопрос № 1

Под принципами уголовно – исполнительного права понимаются основопологающие, руководящие начала, в соответствии с которыми развивается и функционирует уголовно – исполнительное законодательство. Принципы уголовно – исполнительного права можно классифицировать на общеправовые (присущие всем отраслям права) и отраслевые (присущие данной отрасли права). К общеправовым принципам относятся законность, гуманизм, демократизм. Все иные принципы являются отраслевыми.

Принцип законности базируется на положениях, закрепленных в Конституции РФ. Уголовно – исполнительное содержание принципа законности выражено в ч. 1 ст. 10 УИК РФ, согласно которой РФ обеспечивает законность применения средств исправления осужденных. Указанный принцип нашел выражение также в ст. 7 УИК, в которой устанавливаются основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно – правового характера. Примером его воплощения служит ч.2 ст. 12 УИК, устанавливающая, что меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

Принцип гуманизма закреплен в конституции РФ, достоинство личности охраняется государством, и ничто на может быть основанием для его умаления. Согласно ч.2 статьи 21 никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Также и осужденные не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье независимо от их согласия.

Принцип демократизма выражается в том что несмотря на конституционность положения о федеральном построении уголовно – исполнительной системы, Конституция РФ предоставляет широкие права субъектов РФ в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. Указанный принцип реализуется в контроле органов государственный власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле, прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, а также в содействии в их работе общественных объединений, организаций и граждан.

Принцип равенства осужденных перед законом основывается на Конституционных положениях:

1. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права иметь его.

2. Все равны перед законом и судом. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.

 

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний означает, что процесс исполнения наказания строится с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения. предполагает экономию репрессий, выбор мер принуждения и средств исправления при исполнении наказаний с минимальным карательным содержанием.

Соединение наказания с исправительным воздействием означает комплекс различных средств, применяемых с целью исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений. В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ такими основными средствами являются : установленный порядок исполнения и отбывания наказания( режим), воспитательная работа, общественно – полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Уголовно – исполнительное законодательство определяет специфические задачи, закрепленные в ч.2 ст. 1 УИК РФ. К их числу относятся:

1. Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания.

2. Определение средств исправления осужденных.

3. Охрана их прав, свобод и законных интересов.

4. Оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В зависимости от вида наказания данные задачи конкретизируются при организации его исполнения и отбывания.

Вопрос № 2

Наука уголовно-исполнительного права соответствует отрасли права и призвана изучать весь комплекс социально-политических, экономических, правовых, нравственных, психолого-педагогических проблем, возникающих в сфере исполнения уголовного наказания, выявлять тенденции и закономерности, складывающиеся в процессе правоприменительной деятельности по исполнению приговоров судов к различным видам наказаний и представлять свои предложения по совершенствованию данной отрасли законодательства и практики его применения. Поэтому предмет науки уголовно-исполнительного права значительно шире по содержанию соответствующей отрасли права. Она включает политику государства в сфере исполнения уго­ловного наказания, историю развития российского уголовно-исполни­тельного законодательства и учреждений и органов, исполняющих на­казания, содержание, структуру норм рассматриваемой отрасли права, систему законодательства и его источники, право отношения, уголов­но-исполнительное право зарубежных стран, международные акты об обращении с осужденными, практику исполнения наказания и ис­правления осужденных и др.

 

Вопрос № 3

Методологической основой науки уголовно-исполнительного права является философия как всеобщий метод познания, который одновременно проявляет себя в частно-научных методах исследова­ния. Они представляют собой приемы и способы научного анализа социальных процессов и явлений, возникающих при исполнении уголовных наказаний. методологической по отношению к уголовно-­исполнительному праву следует признать общую теорию права. Все основные теоретические положения этой науки, принципы и понятий­ный аппарат - базовые для данной отрасли права. Это относится и к применяемым в праве методам исследования.

Наука уголовно-исполнительного права тесно взаимосвязана с юридическими науками, изучающими другие отрасли права: наукой уголовного права, прежде всего с теорией наказания, что обусловли­вается близостью предметов и методов этих отраслей; наукой уголов­но-процессуального права, особенно с разделом, изучающим пробле­мы исполнения приговора.

Наука Конституционного права по ряду положений выступает в качестве базовой по отношению к науке уголовно-исполнительного права. Это относится к правовому статусу гражданина, к общим во­просам законности, к компетенции федеральных органов власти и ор­ганов власти субъектов Российской Федерации, к правовому регули­рованию деятельности органов, исполняющих наказание, например определение территорий, прилегающих к исправительным учрежде­ниям, и объем ограничений прав граждан при нахождении на этих территориях.

Наука уголовно-исполнительного права имеет ряд общих проблем с наукой административного права, относящихся к управлению сис­темой учреждений и органов, исполняющих наказания, персоналу этих учреждений, прохождению им службы, его социальной защищен­ности.

Указанная отрасль науки имеет много общих позиций с наукой гражданского, трудового, семейного, хозяйственного права, поскольку функционирование учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в процессе правоприменительной деятельности, регу­лируемой соответствующими отраслями законодательства.

Существует тесная взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права с криминологией. Она проявляется во многих положениях. Прежде всего предполагается криминологическая обоснованность ряда норм данной отрасли права, в частности раздельное содержание осужденных, характеризующихся различной степенью криминальной запущенности, постановка под контроль определенных категорий лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

Для изучения осужден­ных и лиц, освобожденных от отбывания наказания, широко приме­няются методы криминологического анализа. В свою очередь, реше­ние комплекса проблем предупреждения преступности, прежде всего рецидивной, в значительной мере определяется эффективностью исполнения уголовных наказаний.

Как известно, процесс исполнения наказания и исправления осуж­денных представляет собой комплексную правовую и психолого-пе­дагогическую проблему. Неизбежна взаимосвязь науки уголовно-ис­полнительного права с исправительной психологией и педагогикой. Каждая из указанных отраслей наук взаимно обогащает другие. Наука уголовно-исполнительного права использует данные названных от­раслей наук при разработке проектов норм права, активно применяет результаты исследований о личности осужденных в совершенствова­нии механизма реализации институтов и норм этой отрасли законодательства.

Таким образом, взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права с другими отраслями наук предполагает применение ими тео­ретических положений, обобщений, эмпирических данных в исследовании актуальных проблем теории и практики исполнения наказания, а также методов других наук для использования необходимого фак­тического материала в проведении комплексных научных разработок, проблем, выдвигаемых практикой исполнения наказания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое уголовно – исполнительная система?

2. Основные принципы УИС.

3. Основные задачи УИС.

 


Вопрос № 1

С момента вступления приговора суда в законную силу у государства возникает право подвергнуть осужденного государственному принуждению, а у осужденного возникает обязанность подвергнуться такому принуждению. Между государством и осужденным возникают уголовно – исполнительные правоотношения.

Уголовно – исполнительные правоотношения – это урегулированные нормами уголовно – исполнительного права общественные отношения, возникающие между государством в лице учреждений исполняющих наказание и осужденным, а также иными лицами в связи и по поводу исполнения и отбывания наказания.

В состав уголовно – исполнительных правоотношений входят:

· субъекты и иные участники правоотношений;

· содержание правоотношений;

· объекты правоотношений;

· юридические факты.

Субъектами правоотношений являются его стороны, обладающие наибольшим объемом прав и обязанностей.

Участники правоотношений – обладают меньшим объемом прав и обязанностей. В качестве участников могут выступать лица, посещающие учреждения и органы, исполняющие наказания, родственники осужденных к лишению свободы, прибывшие на свидание, священнослужители и другие.

Содержание уголовно – исполнительных правоотношений – это фактическое поведение субъектов, а также совокупность их прав и обязанностей.

Объект уголовно – исполнительных правоотношений составляют те реально существующие обстоятельства, по поводу которых возникают правоотношения. Объектом правоотношений могут быть определенные законом интересы его субъектов или участников.

Вопрос № 2

Принято выделять три вида статуса осужденных – общий, специальный, индивидуальный.

Общий – это совокупность прав и обязанностей, присущих всем гражданам РФ.

Специальный присущ отдельным категориям граждан. Правовой статус осужденных – разновидность специального правового статуса. Исходя из того, что всех осужденных можно подразделять на более мелкие однородные группы, специальный правовой статус осужденных к различным видам наказания; правовой статус осужденных, отбывающих одно наказание, но в различных учреждениях; отбывающих наказание в одном учреждении, но в разных условиях содержания.

Индивидуальный правовой статус осужденных – это неповторимый набор юридических обязанностей, субъективных прав и законных интересов, которыми обладает конкретный осужденный.

 

При закреплении правового статуса осужденного закон в качестве первого элемента называет обязанность осужденных. В структуру юридических обязанностей входят два элемента. Во – первых, необходимость совершения определенных действий( например, обязанность осужденных соблюдать требования гигиены и санитарии). Во – вторых, это необходимость воздержания от определенных действий ( например, запрещение осужденным к лишению свободы прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов).

 

Юридическую обязанность осужденного можно определить как установленную в обязывающих и закрепляющих нормах права меру должного поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечиваемую мерами государственного принуждения.

Субъективное право осужденного можно определить как возможность пользования социальным и материальным благом, закрепленную в нормах права и гарантированную государством.

Законный интерес осужденного – это возможность пользования социальным или материальным благом, реализуемая при наличии определенных условий по усмотрению администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, иных органно и должностных лиц.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Правовой статус осужденных.

2. Права и обязанности осужденных.

 


ТЕМА № 1.3. «Система учреждений и органов, исполняющих наказания»

 

План:

1. Задачи и виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания.

2. Взаимодействие учреждений и органов государства, исполняющих наказания, с другими государственными органами.

 

Ключевые понятия:

Виды учреждений и органов, исполняющих наказание. Их задачи и назначение. Их взаимодействие с другими государственными органами.

 

Вопрос № 1

В УК РФ установлено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.

На стадиях исполнения уголовных наказаний, данные цели корректируются, что находит отражение в ст.1 УИК РФ целях и задачах уголовно – исполнительного законодательства. Так, законодатель предполагает, что цель восстановления социальной справедливости достигается при вынесении приговора виновному, поэтому на первое место в процессе исполнения наказаний выдвигается цель исправления осужденного. Соответственно наряду с целью предупреждения преступлений со стороны иных лиц появляется цель предупреждения совершения преступления со стороны лиц, отбывающих наказания, ибо её достижение не всегда совпадает по времени с реализацией цели исправления осужденных. Названные цели во многом определяют задачи учреждений и органов, исполняющих наказания.

Одной из них является задача исполнения приговора суда в соответствии с правилами, установленными уголовно – исполнительным и иным законодательством. Учреждения и органы исполняют указанное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений, а при исполнении отдельных видов наказаний применяют средства исправительного воздействия на осужденных. Однако этим задача исполнения приговора не исчерпывается. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны добиться исполнения приговора суда в части применения принудительных мер медицинского характера, взыскания материального ущерба, причиненного преступлением.

Важной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения.

Задача обеспечения процесса исправления осужденных приоритетна и наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказание.

Задача специального(частного) предупреждения преступлений считается выполненной в том случае, когда осужденный не совершает нового преступления во время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории – друг от друга. Организуется охрана и постоянный надзор за их поведением в местах лишения свободы, ограничиваются их субъективные права.

Общепредупредительная задача решается учреждениями и органами, исполняющими наказание, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, не имеющих твердых моральных установок и вследствие этого склонных к совершению преступлений.

Таким образом, учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют четыре основные задачи: исполнение приговора суда, обеспечение процесса исправления осужденных, предупреждение, как с их стороны, так и со стороны иных лиц совершения новых преступлений.

Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют различного рода вспомогательные или обеспечивающие функции. Особенно это характерно для исправительных учреждений, задачи которых существенно дополняются законом РФ « Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

 

Вопрос № 2

В своей работе учреждения и органы исполнения наказания в своей работе взаимодействуют с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, ОМСУ, прокуратуры, судами и общественными объединениями.

(данный вопрос студенты готовят самостоятельно в виде доклада)

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите учреждения и органы входящие в систему ГУИН РФ.

2. Назовите их основные задачи.

3. В чем проявляется особенности взаимодействия органов УИС с другими государственными оранами.

 


ТЕМА № 1.4. «Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания»

 

План:

1. Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов государства, исполняющих наказания.

Вопрос № 1

Под контролем за учреждением и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно – исполнительного законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждение в будущем.

Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, Международным пактом о политических и гражданских правах 1966 года. Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в главе 3 УИК РФ.

Вопрос № 2

Уполномоченный по правам человека в РФ осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно – исполнительной системы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала.

В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченный по правам человека принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека , граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, в том числе находящихся в местах лишения свободы.

Жалоба, адресованная Уполномоченному лицами, отбывающим и наказания, просмотру администрацией не подлежат и в течении 24 часов направляются Уполномоченному. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

Принять жалобу к рассмотрению;

Разъяснить осужденному средства, которые он имеет право использовать для защиты своих прав и свобод;

Направить жалобу в государственный орган для рассмотрения и разрешения;

Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Уполномоченный имеет право беспрепятственно посещать учреждения исполняющие наказания, запрашивать и получать от органов и учреждений, исполняющих наказания, вышестоящих органов управления ими сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалоб осужденных Уполномоченный может знакомиться с уголовными делами, приговор по которым вступил в законную силу, а также с прекращенным производством по делам и материалам, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. Уполномоченный по правам человека ежегодно делает доклад о своей деятельности в Правительстве РФ, Федеральном Собрании, В Высших судах РФ, у генерального прокурора РФ.

 

Вопрос № 3

Уголовно – исполнительный кодекс впервые выделил в качестве самостоятельного вида контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказание. Судебный контроль существует четырех видов –

Первый – судебный контроль при рассмотрении дел по спорам вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений, и дел особого производства, осуществляемый по правилам гражданского судопроизводства.

Второй – за деятельностью персонала – это контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. Его можно разделить на виды:

Контроль при рассмотрении уголовных дел в суде;

Контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.

Согласно ст 20 УИК судебный контроль может осуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбывания наказания. Это такие случаи, как:

Условно – досрочное освобождение от наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничение свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишение свободы и пожизненного лишения свободы;

Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных в связи с их болезнью;

Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, отбывающих наказание

 

Вопрос № 4

Важная разновидность государственного контроля - ведомствен­ный контроль. Согласно ст. 21 УИК ведомственный контроль за дея­тельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осущест­вляется вышестоящими органами и их должностными лицами.

Применительно к персоналу дисциплинарных воинских частей, га­уптвахт, а также по отношению к командованию воинских частей кон­троль осуществляют в порядке, установленном воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами Министерство обороны Рос­сийской Федерации, Генеральный Штаб Российской Федерации, ко­мандующие военных округов и другие командиры. Так, непосредственный контроль за содержанием осужденных к аресту осуществляют начальники гарнизонов, на территории которых расположена гауптвах­та. Они же на основании ч.3 ст.153 УИК пользуются правом примене­ния мер поощрения и взыскания к осужденным военнослужащим.

Ведомственный контроль за деятельностью персонала уголовно- , исполнительных инспекций, арестных домов, исправительных цент­ров. и исправительных учреждений, а также судебных приставов-ис­полнителей осуществляется Министерством юстиции РФ.

Так, согласно утвержденному Президентом РФ положению, Ми­нистерство юстиции РФ обеспечивает законность в деятельности под­чиненных ему подразделений, в том числе и при исполнении уголов­ных наказаний.

В этой связи следует обратить особое внимание на создание в 2001 г. параллельной системы контроля за соблюдением персоналом уголовно­ - исполнительного законодательства и обеспечением прав подследствен­ных и осужденных: такой контроль осуществляется' в настоящее время, с одной стороны, центральным, окружными и территориальными орга­нами уголовно-исполнительной системы (ГУИН Минюста, Управле­нием уголовно-исполнительной системы по федеральному округу, ГУИН-УИН Минюста в субъектах Российской Федерации), с другой стороны,' специально созданным при Министре юстиции Российской Федерации Управлением по . соблюдению уголовно-исполнительного законодательства, федеральными управлениями' Министерства юсти­ции Российской Федерации по федеральному округу, отделами (управ­лениями), юстиции в субъектах Российской Федерации.

Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны. Так, контроль за деятельностью персонала осуществляется путем предоставлений отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания. По результатам рассмотрения показателей, включенных в отчетность, принимаются меры по исправлению; создавшегося положения (при негативном развитии) или по закреп­лению наметившихся позитивных тенденций.

Важными формами контроля за деятельностью персонала являют­ся ревизии или проверки производственной или финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Эта форма применяется при осуществлении контроля за деятельнос­тью персонала тех учреждений и органов, которые имеют производст­венную либо финансово-хозяйственную деятельность (исправитель­ные учреждения, исправительные центры, арестные дома). Особенно актуальна и необходима данная форма контроля в условиях дефицита государственного бюджета, поскольку она позволяет проверить целесообразность и законность расходования бюджетных средств, в том числе и на содержание осужденных .

Одной из форм ведомственного контроля является посещение уч­реждений и органов, исполняющих наказания, которое согласно п.«в». ч.1 ст.24 УИК осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специальног<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...