Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль Уполномоченного по правам человека в РФ.3. Судебный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов государства, исполняющих наказания. 4. Ведомственный контроль. 5. Прокурорский надзор за деятельностью персонала учреждений и органов государства, исполняющих наказания.
Ключевые понятия: Виды контроля органов государственной власти( контроль государственной власти, уполномоченного по правам человека, судебный, ведомственный, прокурорский надзор).
Вопрос № 1 Под контролем за учреждением и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно – исполнительного законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждение в будущем. Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, Международным пактом о политических и гражданских правах 1966 года. Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в главе 3 УИК РФ. Вопрос № 2 Уполномоченный по правам человека в РФ осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно – исполнительной системы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала. В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченный по правам человека принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека , граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, в том числе находящихся в местах лишения свободы. Жалоба, адресованная Уполномоченному лицами, отбывающим и наказания, просмотру администрацией не подлежат и в течении 24 часов направляются Уполномоченному. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: Принять жалобу к рассмотрению; Разъяснить осужденному средства, которые он имеет право использовать для защиты своих прав и свобод; Направить жалобу в государственный орган для рассмотрения и разрешения; Отказать в принятии жалобы к рассмотрению. Уполномоченный имеет право беспрепятственно посещать учреждения исполняющие наказания, запрашивать и получать от органов и учреждений, исполняющих наказания, вышестоящих органов управления ими сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы. При рассмотрении жалоб осужденных Уполномоченный может знакомиться с уголовными делами, приговор по которым вступил в законную силу, а также с прекращенным производством по делам и материалам, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. Уполномоченный по правам человека ежегодно делает доклад о своей деятельности в Правительстве РФ, Федеральном Собрании, В Высших судах РФ, у генерального прокурора РФ.
Вопрос № 3 Уголовно – исполнительный кодекс впервые выделил в качестве самостоятельного вида контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказание. Судебный контроль существует четырех видов – Первый – судебный контроль при рассмотрении дел по спорам вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений, и дел особого производства, осуществляемый по правилам гражданского судопроизводства. Второй – за деятельностью персонала – это контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. Его можно разделить на виды: Контроль при рассмотрении уголовных дел в суде; Контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда. Согласно ст 20 УИК судебный контроль может осуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбывания наказания. Это такие случаи, как: Условно – досрочное освобождение от наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничение свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишение свободы и пожизненного лишения свободы; Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных в связи с их болезнью; Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, отбывающих наказание
Вопрос № 4 Важная разновидность государственного контроля - ведомственный контроль. Согласно ст. 21 УИК ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Применительно к персоналу дисциплинарных воинских частей, гауптвахт, а также по отношению к командованию воинских частей контроль осуществляют в порядке, установленном воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами Министерство обороны Российской Федерации, Генеральный Штаб Российской Федерации, командующие военных округов и другие командиры. Так, непосредственный контроль за содержанием осужденных к аресту осуществляют начальники гарнизонов, на территории которых расположена гауптвахта. Они же на основании ч.3 ст.153 УИК пользуются правом применения мер поощрения и взыскания к осужденным военнослужащим. Ведомственный контроль за деятельностью персонала уголовно- , исполнительных инспекций, арестных домов, исправительных центров. и исправительных учреждений, а также судебных приставов-исполнителей осуществляется Министерством юстиции РФ. Так, согласно утвержденному Президентом РФ положению, Министерство юстиции РФ обеспечивает законность в деятельности подчиненных ему подразделений, в том числе и при исполнении уголовных наказаний. В этой связи следует обратить особое внимание на создание в 2001 г. параллельной системы контроля за соблюдением персоналом уголовно - исполнительного законодательства и обеспечением прав подследственных и осужденных: такой контроль осуществляется' в настоящее время, с одной стороны, центральным, окружными и территориальными органами уголовно-исполнительной системы (ГУИН Минюста, Управлением уголовно-исполнительной системы по федеральному округу, ГУИН-УИН Минюста в субъектах Российской Федерации), с другой стороны,' специально созданным при Министре юстиции Российской Федерации Управлением по . соблюдению уголовно-исполнительного законодательства, федеральными управлениями' Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, отделами (управлениями), юстиции в субъектах Российской Федерации. Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны. Так, контроль за деятельностью персонала осуществляется путем предоставлений отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания. По результатам рассмотрения показателей, включенных в отчетность, принимаются меры по исправлению; создавшегося положения (при негативном развитии) или по закреплению наметившихся позитивных тенденций. Важными формами контроля за деятельностью персонала являются ревизии или проверки производственной или финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осуществлении контроля за деятельностью персонала тех учреждений и органов, которые имеют производственную либо финансово-хозяйственную деятельность (исправительные учреждения, исправительные центры, арестные дома). Особенно актуальна и необходима данная форма контроля в условиях дефицита государственного бюджета, поскольку она позволяет проверить целесообразность и законность расходования бюджетных средств, в том числе и на содержание осужденных . Одной из форм ведомственного контроля является посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, которое согласно п.«в». ч.1 ст.24 УИК осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специального на то разрешения. В процессе таких посещений контролирующие функции осуществляются путем личного ознакомления должностных лиц с условиями и результатами деятельности персонала, условиями содержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания и т.д. Во время посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос работников персонала и осужденных, знакомиться с необходимыми документами, например личными делами осужденных и т.п. Рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб на действия персонала также является действенной формой ведомственного контроля. При этом предложения, заявления и жалобы осужденных, адресованные в вышестоящие органы и их должностным лицам, направляются в порядке, предусмотренном ч.4 ст.15 УИК, т.е. без осуществления их цензуры. Предложения, заявления и жалобы на действия персонала могут быть поданы и на личном приеме осужденных, их родственников, иных граждан, который, как правило, проводится в процесс е про ведения комплексного инспектирования учреждений и opгaнов, исполняющих наказания, либо их целевой проверки. Кроме того, личный прием может осуществляться и в процессе повседневной деятельности, вне связи с инспекторскими или целевыми проверками деятельности персонала. При всей значимости указанных выше форм ведомственного контроля за деятельностью персонала наиболее всесторонней и важной формой является инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, инспектирование учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России осуществляют центральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы, для чего в составе указанных органов создаются специализированные подразделения - Главная инспекция (инспекции). В процессе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, в комплексе. Так, применительно к исправительным учреждениям проверке подлежит оперативно-служебная, производственная, финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п. В процессе проведения инспектирования члены комиссии должны изучить общественное мнение о деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, проанализировать сведения, содержащиеся в выступлениях средств массовой информации, письмах, жалобах и заявлениях граждан, осужденных, их родственников и иных лиц, провести беседы с представителями общественных объединений, должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и суда. Изучение общественного мнения о персонале, а не только основных показателей оперативно-служебной деятельности, позволяет всесторонне и полно оценить его деятельность. По итогам инспектирования учреждений и органов, исполняющих наказания, составляется акт, основные выводы которого докладываются должностным лицам вышестоящих органов, назначившим инспекторскую проверку, а также руководству и персоналу проверяемого учреждения или органа, должностным лицам органов государственной власти, на территории которых проводилось инспектирование. Инспекторская проверка, как и иные формы ведомственного контроля - не самоцель. Она важна не только как средство выявления недостатков в деятельности персонала, но и как необходимая мера повышения эффективности деятельности персонала. Для выполнения этой задачи по итогам инспектирования разрабатывается план реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. После его утверждения за выполнением позиций плана также устанавливается контроль должностных лиц вышестоящих органов, что служит гарантией того, что выявленные недостатки в деятельности персонала будут устранены.
Вопрос № 5 Важную роль в контроле за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, играют органы прокуратуры. Согласно ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации, прокуратура - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При этом почти вся деятельность персонала поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т.д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью персонала, согласно ст.21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществляется органами прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в учреждениях и органах, исполняющих наказания. В рамках единого прокурорского надзора выделяются его отрасли, среди которых важное место занимает надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения под стражу, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Соответственно в качестве подотрасли можно выделить надзор органов прокуратуры за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания, закрепленный на уровне задач органов прокуратуры в уголовно-исполнительном законодательстве. Так, в ст.22 УИК устанавливается, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «O прокуратуре Российской Федерации». Согласно ст.32 Федерального закона «O прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются: · законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание; · соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания; · законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Все эти вопросы непосредственно связаны с оценкой деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рассмотрение законности нахождения лица в исправительном учреждении и иных учреждениях, исполняющих наказание, фактически означает проверку с помощью средств прокурорского надзора действий администрации исправительного учреждения и других органов, исполняющих наказания. Аналогичное положение имеет место и тогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предупреждаются и пресекаются действия должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, ущемляющие общегражданские права и законные интересы осужденных, устанавливающие дополнительные обязанности для осужденных, не обусловленные установленными законом порядком и условиями отбываниями наказания. Следующий вопрос, который требует рассмотрения, - это определение полномочий прокурора в осуществлении надзора за деятельностью персонала. Полномочиями прокурора охватывается вся совокупность прав и обязанностей прокурора, предусмотренных законодательством в сфере прокурорского надзора. При этом, если права прокурора по надзору за деятельностью персонала применяются в одних правоотношениях, как правило, па отношению к учреждениям и органам, исполняющим наказания, то обязанности прокурора характеризуют содержание правоотношений: «гocyдapство – прокурор». Например, прокурор, согласно закону о прокуратуре, вправе проводить личный прием осужденных, однако проведение такого приема одновременно является и обязанностью прокурора по отношению к государству. Эти элементы (права и обязанности), входящие в разные правоотношения, и составляют полномочия прокурора. Осуществляя надзор за деятельностью персонала, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Все эти полномочия в своей совокупности можно классифицировать в зависимости от цели, которая перед ними поставлена, на следующие виды: а) полномочия, направленные на выявление и предупреждение случаев нарушения законности персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, а также причин, их порождающих, и условий, им способствующих; 6) полномочия, направленные на устранение указанных выше нарушений законности, причин, их порождающих, и условий, им способствующих. Одним из полномочий прокурор а по выявлению и предупреждению нарушений законности является проверка деятельности персонала,порядка и условий исполнения наказания. Для ее про ведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания. Согласно ст.38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать исправительные учреждения без специального разрешения. Уголовно-исполнительный кодекс (ч.1 ст.24) существенно расширил данное полномочие, предоставив прокурору право при исполнении служебных обязанностей посещать без специального на то разрешения все учреждения и органы, исполняющие наказания. В процессе личных посещений прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д. Личное посещение и ознакомление с деятельностью персонала позволяет наиболее полно выяснить состояние законности, режима и условий исполнения наказания, обеспечивает глубокое и качественное выявление нарушений законности и их предупреждение. Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов, распоряжений и постановлений персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлений должностных лиц персонала о наложении дисциплинарных взысканий. В случае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребовать личных объяснений от должностных лиц персонала по поводу принятия незаконного решения с последующим его опротестованием. Осужденные, независимо от вида отбываемого наказания, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в суд, органы прокуратуры и др. (ч.4 ст.15 УИК). Это их конституционное право как граждан Российской Федерации. Одновременно рассматриваемое право является важным средством выявления нарушений законности со стороны персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Поэтому закон устанавливает особый порядок направления обращений осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни прокурору (ч.3 и 4 ст.15 УИК).
Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите виды контроля за деятельностью УИС. 2. Полномочия Уполномоченного по правам человека. 3. Назовите права прокурора.
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Тема № 2.1. «Общие положения лишения свободы» План: |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |