Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль Уполномоченного по правам человека в РФ.

3. Судебный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов государства, исполняющих наказания.

4. Ведомственный контроль.

5. Прокурорский надзор за деятельностью персонала учреждений и органов государства, исполняющих наказания.

 

Ключевые понятия:

Виды контроля органов государственной власти( контроль государственной власти, уполномоченного по правам человека, судебный, ведомственный, прокурорский надзор).

 

Вопрос № 1

Под контролем за учреждением и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно – исполнительного законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждение в будущем.

Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, Международным пактом о политических и гражданских правах 1966 года. Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в главе 3 УИК РФ.

Вопрос № 2

Уполномоченный по правам человека в РФ осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно – исполнительной системы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала.

В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченный по правам человека принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека , граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, в том числе находящихся в местах лишения свободы.

Жалоба, адресованная Уполномоченному лицами, отбывающим и наказания, просмотру администрацией не подлежат и в течении 24 часов направляются Уполномоченному. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

Принять жалобу к рассмотрению;

Разъяснить осужденному средства, которые он имеет право использовать для защиты своих прав и свобод;

Направить жалобу в государственный орган для рассмотрения и разрешения;

Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Уполномоченный имеет право беспрепятственно посещать учреждения исполняющие наказания, запрашивать и получать от органов и учреждений, исполняющих наказания, вышестоящих органов управления ими сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалоб осужденных Уполномоченный может знакомиться с уголовными делами, приговор по которым вступил в законную силу, а также с прекращенным производством по делам и материалам, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. Уполномоченный по правам человека ежегодно делает доклад о своей деятельности в Правительстве РФ, Федеральном Собрании, В Высших судах РФ, у генерального прокурора РФ.

 

Вопрос № 3

Уголовно – исполнительный кодекс впервые выделил в качестве самостоятельного вида контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказание. Судебный контроль существует четырех видов –

Первый – судебный контроль при рассмотрении дел по спорам вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений, и дел особого производства, осуществляемый по правилам гражданского судопроизводства.

Второй – за деятельностью персонала – это контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. Его можно разделить на виды:

Контроль при рассмотрении уголовных дел в суде;

Контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.

Согласно ст 20 УИК судебный контроль может осуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбывания наказания. Это такие случаи, как:

Условно – досрочное освобождение от наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничение свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишение свободы и пожизненного лишения свободы;

Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных в связи с их болезнью;

Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, отбывающих наказание

 

Вопрос № 4

Важная разновидность государственного контроля - ведомствен­ный контроль. Согласно ст. 21 УИК ведомственный контроль за дея­тельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осущест­вляется вышестоящими органами и их должностными лицами.

Применительно к персоналу дисциплинарных воинских частей, га­уптвахт, а также по отношению к командованию воинских частей кон­троль осуществляют в порядке, установленном воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами Министерство обороны Рос­сийской Федерации, Генеральный Штаб Российской Федерации, ко­мандующие военных округов и другие командиры. Так, непосредственный контроль за содержанием осужденных к аресту осуществляют начальники гарнизонов, на территории которых расположена гауптвах­та. Они же на основании ч.3 ст.153 УИК пользуются правом примене­ния мер поощрения и взыскания к осужденным военнослужащим.

Ведомственный контроль за деятельностью персонала уголовно- , исполнительных инспекций, арестных домов, исправительных цент­ров. и исправительных учреждений, а также судебных приставов-ис­полнителей осуществляется Министерством юстиции РФ.

Так, согласно утвержденному Президентом РФ положению, Ми­нистерство юстиции РФ обеспечивает законность в деятельности под­чиненных ему подразделений, в том числе и при исполнении уголов­ных наказаний.

В этой связи следует обратить особое внимание на создание в 2001 г. параллельной системы контроля за соблюдением персоналом уголовно­ - исполнительного законодательства и обеспечением прав подследствен­ных и осужденных: такой контроль осуществляется' в настоящее время, с одной стороны, центральным, окружными и территориальными орга­нами уголовно-исполнительной системы (ГУИН Минюста, Управле­нием уголовно-исполнительной системы по федеральному округу, ГУИН-УИН Минюста в субъектах Российской Федерации), с другой стороны,' специально созданным при Министре юстиции Российской Федерации Управлением по . соблюдению уголовно-исполнительного законодательства, федеральными управлениями' Министерства юсти­ции Российской Федерации по федеральному округу, отделами (управ­лениями), юстиции в субъектах Российской Федерации.

Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны. Так, контроль за деятельностью персонала осуществляется путем предоставлений отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания. По результатам рассмотрения показателей, включенных в отчетность, принимаются меры по исправлению; создавшегося положения (при негативном развитии) или по закреп­лению наметившихся позитивных тенденций.

Важными формами контроля за деятельностью персонала являют­ся ревизии или проверки производственной или финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Эта форма применяется при осуществлении контроля за деятельнос­тью персонала тех учреждений и органов, которые имеют производст­венную либо финансово-хозяйственную деятельность (исправитель­ные учреждения, исправительные центры, арестные дома). Особенно актуальна и необходима данная форма контроля в условиях дефицита государственного бюджета, поскольку она позволяет проверить целесообразность и законность расходования бюджетных средств, в том числе и на содержание осужденных .

Одной из форм ведомственного контроля является посещение уч­реждений и органов, исполняющих наказания, которое согласно п.«в». ч.1 ст.24 УИК осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специального на то разрешения. В процессе таких посеще­ний контролирующие функции осуществляются путем личного озна­комления должностных лиц с условиями и результатами деятельности персонала, условиями содержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания и т.д. Во время посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос работников персонала и осужденных, знакомиться с необходимы­ми документами, например личными делами осужденных и т.п.

Рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб на действия персонала также является действенной формой ведомствен­ного контроля. При этом предложения, заявления и жалобы осужденных, адресованные в вышестоящие органы и их должностным лицам, направляются в порядке, предусмотренном ч.4 ст.15 УИК, т.е. без осуществления их цензуры.

Предложения, заявления и жалобы на действия персонала могут быть поданы и на личном приеме осужденных, их родственников, иных граждан, который, как правило, проводится в процесс е про веде­ния комплексного инспектирования учреждений и opгaнов, исполня­ющих наказания, либо их целевой проверки. Кроме того, личный прием может осуществляться и в процессе повседневной деятельнос­ти, вне связи с инспекторскими или целевыми проверками деятель­ности персонала.

При всей значимости указанных выше форм ведомственного кон­троля за деятельностью персонала наиболее всесторонней и важной формой является инспектирование учреждений и органов, исполняю­щих наказания.

Так, инспектирование учреждений и органов уголовно-исполни­тельной системы Минюста России осуществляют центральный и тер­риториальные органы уголовно-исполнительной системы, для чего в составе указанных органов создаются специализированные подразделения - Главная инспекция (инспекции).

В процессе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, в комплексе. Так, применительно к исправительным учреждениям про­верке подлежит оперативно-служебная, производственная, финансо­во-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подго­товка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п.

В процессе проведения инспектирования члены комиссии должны изучить общественное мнение о деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, проанализировать сведения, со­держащиеся в выступлениях средств массовой информации, письмах, жалобах и заявлениях граждан, осужденных, их родственников и иных лиц, провести беседы с представителями общественных объеди­нений, должностными лицами органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления, правоохранительных органов и суда. Изучение общественного мнения о персонале, а не только основных показателей оперативно-служебной деятельности, позволяет всесто­ронне и полно оценить его деятельность.

По итогам инспектирования учреждений и органов, исполняющих наказания, составляется акт, основные выводы которого докладывают­ся должностным лицам вышестоящих органов, назначившим инспек­торскую проверку, а также руководству и персоналу проверяемого уч­реждения или органа, должностным лицам органов государственной власти, на территории которых проводилось инспектирование.

Инспекторская проверка, как и иные формы ведомственного кон­троля - не самоцель. Она важна не только как средство выявления недостатков в деятельности персонала, но и как необходимая мера по­вышения эффективности деятельности персонала. Для выполнения этой задачи по итогам инспектирования разрабатывается план реали­зации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. После его утверждения за выполнением позиций плана также устанавливается контроль должностных лиц вышестоя­щих органов, что служит гарантией того, что выявленные недостатки в деятельности персонала будут устранены.

 

Вопрос № 5

Важную роль в контроле за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, играют органы прокуратуры. Со­гласно ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации, прокуратура - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При этом почти вся деятельность персонала поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправитель­ные центры и т.д.), порядок прохождения службы сотрудниками и ус­ловия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью персонала, соглас­но ст.21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельнос­ти», осуществляется органами прокуратуры. Им же поднадзорно прове­дение дознания в учреждениях и органах, исполняющих наказания.

В рамках единого прокурорского надзора выделяются его отрасли, среди которых важное место занимает надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заклю­чения под стражу, при исполнении наказания и иных мер принуди­тельного характера, назначаемых судом. Соответственно в качестве подотрасли можно выделить надзор органов прокуратуры за соблюде­нием законов при исполнении уголовного наказания, закрепленный на уровне задач органов прокуратуры в уголовно-исполнительном за­конодательстве. Так, в ст.22 УИК устанавливается, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и орга­нов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокуро­ром Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в со­ответствии с Федеральным законом «O прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст.32 Федерального закона «O прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора за соблюдением законов при испол­нении наказания являются:

· законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждени­ях, исполняющих наказание;

· соблюдение установленных законодательством Российской Феде­рации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содер­жания;

· законность исполнения наказания, не связанного с лишением сво­боды.

Все эти вопросы непосредственно связаны с оценкой деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рас­смотрение законности нахождения лица в исправительном учрежде­нии и иных учреждениях, исполняющих наказание, фактически означает проверку с помощью средств прокурорского надзора дей­ствий администрации исправительного учреждения и других органов, исполняющих наказания. Аналогичное положение имеет место и тогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предуп­реждаются и пресекаются действия должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, ущемляющие общеграждан­ские права и законные интересы осужденных, устанавливающие до­полнительные обязанности для осужденных, не обусловленные уста­новленными законом порядком и условиями отбываниями наказания.

Следующий вопрос, который требует рассмотрения, - это опреде­ление полномочий прокурора в осуществлении надзора за деятельнос­тью персонала.

Полномочиями прокурора охватывается вся совокупность прав и обязанностей прокурора, предусмотренных законодательством в сфере прокурорского надзора. При этом, если права прокурора по надзору за деятельностью персонала применяются в одних правоот­ношениях, как правило, па отношению к учреждениям и органам, ис­полняющим наказания, то обязанности прокурора характеризуют со­держание правоотношений: «гocyдapство – прокурор». Например, прокурор, согласно закону о прокуратуре, вправе проводить личный прием осужденных, однако проведение такого приема одновременно является и обязанностью прокурора по отношению к государству. Эти элементы (права и обязанности), входящие в разные правоотношения, и составляют полномочия прокурора.

Осуществляя надзор за деятельностью персонала, прокурор ис­пользует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полно­мочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением законов в местах содержания за­держанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Все эти полномочия в своей совокупности можно классифицировать в зависи­мости от цели, которая перед ними поставлена, на следующие виды:

а) полномочия, направленные на выявление и предупреждение случаев нарушения законности персоналом учреждений и органов, ис­полняющих наказания, а также причин, их порождающих, и условий, им способствующих;

6) полномочия, направленные на устранение указанных выше на­рушений законности, причин, их порождающих, и условий, им спо­собствующих.

Одним из полномочий прокурор а по выявлению и предупрежде­нию нарушений законности является проверка деятельности персона­ла,порядка и условий исполнения наказания. Для ее про ведения про­курор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания. Согласно ст.38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды», Генеральный прокурор Российской Федерации, а также упол­номоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать исправительные учрежде­ния без специального разрешения. Уголовно-исполнительный кодекс (ч.1 ст.24) существенно расширил данное полномочие, предоставив прокурору право при исполнении служебных обязанностей посещать без специального на то разрешения все учреждения и органы, испол­няющие наказания.

В процессе личных посещений прокурор непосредственно знако­мится с деятельностью администрации, в частности проверяет доку­менты, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д. Личное посещение и ознакомление с деятельностью персонала позво­ляет наиболее полно выяснить состояние законности, режима и усло­вий исполнения наказания, обеспечивает глубокое и качественное вы­явление нарушений законности и их предупреждение.

Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону прика­зов, распоряжений и постановлений персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке за­конность и обоснованность постановлений должностных лиц персона­ла о наложении дисциплинарных взысканий. В случае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребовать личных объяснений от должностных лиц персонала по поводу принятия неза­конного решения с последующим его опротестованием.

Осужденные, независимо от вида отбываемого наказания, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и кол­лективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в суд, органы прокуратуры и др. (ч.4 ст.15 УИК). Это их конституционное право как граждан Российской Феде­рации. Одновременно рассматриваемое право является важным сред­ством выявления нарушений законности со стороны персонала уч­реждений и органов, исполняющих наказания. Поэтому закон устанавливает особый порядок направления обращений осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни прокурору (ч.3 и 4 ст.15 УИК).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите виды контроля за деятельностью УИС.

2. Полномочия Уполномоченного по правам человека.

3. Назовите права прокурора.

 

 


РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Тема № 2.1. «Общие положения лишения свободы»

План:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...