Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 2.11. «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания»

 

План:

Помощь осужденным, освобожденным от отбывания наказания.

Наблюдение за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

 

Ключевые понятия:

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.

 

Вопрос № 1

Лица, освободившиеся от наказания, нередко оказываются в сложном положении из-за трудностей в социальной адаптации. В особенной мере это касается тех, кто длительное время отбывал наказание. Поэтому закон обязывает администрацию, исполняющих наказание, заранее готовить их освобождение. Эта работа начинается за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы. Она заключается в подготовке трудового и бытового устройства, а так же в психологической подготовке осужденного к тем трудностям, которые могут встретиться после освобождения.

Выяснив избранное осужденным место жительства, установив, нуждается ли он в помощи по подысканию работы, жилья, администрация информирует местные органы самоуправления и федеральной службы занятости о предстоящем освобождении данного лица, его потребностях в жилье, работе, о его трудоспособности и наличии у него специальности.

Психологическая подготовка заключается в проведении с ним воспитательной работы, разъяснение его прав и обязанностей, а также трудностей, с которыми он может столкнуться, последствиями нарушения законов.

В условиях, когда не все осужденные в колонии обеспечены работой, многие из них имеют низкие заработки или не имеют заработка вообще. К моменту освобождения они нуждаются в материальной помощи.

Поскольку место отбывания наказания не зависит от осужденного, при освобождении он обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства его семьи, родственников или к месту работы. Как правило, это место его проживания до ареста, однако он может выбрать и другое место жительства.

Лицам, направленным в дом инвалидов, престарелых, в интернаты или к попечителям, выдаются проездные документы до места, где находятся эти учреждения или проживают попечители.

Как правило, осужденным оплачивается проезд в общих жестких вагонах, в каютах Ш класса пароходов. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам, женщинам, следующим с детьми, выдаются билеты плацкартные вагоны или каюты П класса. Если на данном направлении нет железнодорожного пути или водного транспорта, освобожденный получает билет на воздушный или автомобильный транспорт.

Осужденные обеспечиваются продуктами питания или (по их желанию) деньгами на время пути. При этом больные, а также беременные женщины и женщины с детьми получают питание исходя из тех норм, по которым они обеспечивались в колонии. На ребенка выдается питание и комплект белья, одежда и обувь по сезону.

Если освобождаемый не имеет необходимой одежды, обуви и средств на их приобретение, они выдаются бесплатно по заявлению этого лица с разрешения начальника учреждения или его заместителя. Нуждающимся осужденным выдается пособие из специального фонда в размере миллионной месячной оплаты труда, установленной в стране на момент освобождения.

Многие осужденные, особенно в настоящее время, когда повсеместно растет безработица, нуждаются в помощи по трудоустройству. Трудоустройством осужденных в настоящее время занимаются центры занятости населения – органы Федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации, положение о которой утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993г.

По прибытии к месту жительства освобожденный, желающий воспользоваться услугами службы занятости, должен обратиться в центр занятости. В соответствии с совместным указанием дел Российской Федерации и Федеральной службы занятости России освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства через центр занятости.

В том случае, если человек до адреса проживал в каком-либо городе, он имеет право на возвращение в этот город независимо от характера совершенного преступления, отбитого срока наказания, числа судимостей, основания осуждения и т.п.

Отмена ограничения в регистрации (прописке) по мотивам судимости не означает права освобожденного на проживание в любом населенном пункте России. Например, в Москве установлены организация на регистрацию (прописку) вновь прибывших граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости, касаются всех граждан и вызываются лишь перенаселенностью этих крупных городов. Эти ограничения не касаются супруга (независимо от размера жилой площади). Поэтому лица, женившиеся во время отбывания наказания или после освобождения, могут быть зарегистрированы (прописаны) к супругу, независимо от того, где они проживали до адреса, разумеется, при согласии всех проживающих на данной жилой площади.

Разрешается также регистрация пожилых людей к их детям, естественно, при согласии последних. Такой порядок может быть установлен и для других категорий граждан. В большинстве же населенных пунктов подобные ограничения не действуют и вопрос сводится к тому, чтобы найти жилую площадь.

Если сохранилась жилая площадь, на которой лицо проживало до ареста, осужденный может быть зарегистрирован там после освобождения. Для этого требуется согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих на той же жилой площади. Возражения даже одного из них достаточно, чтобы проживание стало невозможным. Естественно, что никаких препятствий не может быть, если у освобожденного есть приватизированная или иным образом приобретенная им собственность жилая площадь. Освобожденный от наказания, как и любой гражданин, может получить жилье по наследству, в силу договора купли-продажи, дарения и т.п. В этом отношении правовое положение освобожденного и других граждан ничем ни отличается.

При отсутствии жилья освобожденный может обратиться в жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении. Однако очередь на жилье идет очень медленно. Поэтому это задача – на отдельную перспективу.

Наиболее вероятный вариант получения жилья – общежитие или иная жилая площадь от той работы, куда поступит данное лицо. Сведения о предприятиях, нуждающихся в рабочей силе и располагающих жилой площадью, имеются в центрах занятости.

Возможен вариант жилищного устройства с наймом (поднаймом) жилья у частных лиц. В некоторых населенных пунктах имеются квартирные бюро, которые ведут картотеки граждан, желающих сдать внаем квартиру, комнату. Однако наем жилой площади у частных лиц большинству освобожденных недоступен в силу дороговизны.

 

Вопрос № 2

Для закрепления результатов исправительного воздействия и в целях успешной адаптации ст. 183УИК РФ предусматривает организацию контроля в различных формах за освобожденными от отбывания наказания.

Законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы контроля:

· Контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно от

· Отбывания наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы осуществляется уполномоченными на то специализированными государственными органами – уголовно-исполнительным инспекциями, а в отношении военнослужащих – командованием венских частей.

Срок контроля за условно-досрочное освобожденными соответствует неотбытой части срока наказания. Если же лицу было назначено и дополнительное наказание, то такой контроль со стороны государств6енных органов прекращается при отбытии данного дополнительного наказания.

В процессе осуществления контроля проверяется выполнение обязанностей, возложенных на условно-досрочно освобожденных судом.

К числу таких обязанностей в соответствии с ч.5 ст.73 УК РФ относятся:

· запрет на перемену постоянного места жительства, работы или учебы без предварительного уведомления уголовно-исполнительной инспекции;

· обязанность пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;

· не посещать определенные места, например, казино, ипподром, рестораны и др.;

· оказывать материальную помощь семье и т.д.

 

Вопрос № 3

Административный надзор устанавливается по месту жительства освобожденных на срок от 6 месяцев до одного года с последующим продлением при необходимости каждый раз на 6 месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных ст.86 УК РФ для погашения или снятия судимости.

Порядок осуществления административного надзора регулируется Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Устанавливается он с целью наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для предупреждения совершения ими новых преступлений и оказания воспитательного воздействия.

Осуществляя административный надзор, органы внутренних дел контролируют поведение осужденных, вызывают для дачи объяснений и бесед, следят за надлежащим выполнением ими установленных ограничений, дают разрешение на выезды, смену мест проживания, делают запросы по месту работы для выяснения их поведения в трудовом коллективе и т.д.

За нарушения правил административного надзора лица в соответствии со ст.167 Кодекса об административных правонарушениях привлекаются к административной ответственности.

Контроль за поведением освобожденных осуществляется и в рамках профилактики преступлений, которую ведут сотрудники различных правоприменительных органов, например, участковые инспекторы, сотрудники уголовного розыска и иных служб органов внутренних дел и до. Так, участковые инспекторы ведут учет проживающих на их участках освобожденных, знакомятся с их окружением, поведением в быту, семье, проводят с ними воспитательные беседы и принимают иные профилактические меры.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите орган, осуществляющий контроль за освободившимися УДО.

2. В каком размере оказываеся материальная помощь осужденным.

 

 


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

В процессе изучения дисциплины семинарские занятия не предусматриваются, поэтому для закрепления полученных знаний предполагается ежедневный опрос студентов по изученной теме.

 

Перечень вопросов для устного опроса по дисциплине « Уголовно – исполнительное право РФ»

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...