Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие взглядов на пространство и время в научном познании.Уже в античном мире ученые задумывались над природой и сущностью пространства и времени. Так, одни из философов отрицали возможность существования пустого пространства. А знаменитый врач и философ Эмпедокл утверждал реальность изменения и движения, пустого пространства не существует. Демокрит утверждал, что пустота существует и необходима для их перемещений и соединений. В доньютоновский период развитие представлений о пространстве и времени носило преимущественно стихийный и противоречивый характер. И только у Евклида пространственные характеристики обрели строгую математическую форму. Геоцентрическая система Птолемея (XVI в.) представляла собой первую универсальную математическую модель мира, в которой время было бесконечным, а пространство конечным, включающим равномерное круговое движение небесных тел вокруг неподвижной Земли. Коренное изменение пространственной и всей физической картины произошло в гелиоцентрической системе мира, развитой Коперником. Принципиальное отличие этой системы мира состояло в том, что в ней концепция единого однородного пространства и равномерности течения времени обрела реальный эмпирический баланс. Космологическая теория Бруно связала воедино бесконечность Вселенной и пространства. Представляя Вселенную, как цело бесконечное, он делает вывод и о безграничности пространства. Галилей ввел в механику точный количественный эксперимент и математическое описание явлений. Первостепенную роль в развитии представлений о пространстве сыграл открытый им общий принцип классической механики – принцип относительности. Согласно ему все физические (механические) явления происходят одинаково во всех системах, покоящихся или движущихся равномерно и прямолинейно с постоянной по величине и направлению скоростью – инерциальные системы. Новая гравитационная картина мира была представлена Ньютоном. Ее вершиной стала теория тяготения, провозгласившая универсальный закон природы – закон всемирного тяготения. Сила тяготения универсальна и проявляется между любыми материальными телами. В 1687 г. Ньютон сформулировал основные законы движения и дал определение понятий пространства, времени, места и движения. Он предлагает различать 2 типа понятий пространства и времени: абсолютные (истинные, математические) и относительны (кажущиеся, обыденные). Абсолютное время протекает равномерно и называется длительностью. Относительное время – точная или изменчивая внешняя мера продолжительности, употребляемая в жизни вместо истинного математического времени. Абсолютное пространство безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное – мера или какая-то ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел (пространство неподвижное). Лейбниц развивал реляционную концепцию пространства и времени, отрицающую существование пространства и времени как абсолютных сущностей. XIX в. – пространство считалось бесконечным, плоским, евклидовым, абсолютное, пустое, однородное, вместилище материальных тел; время понималось абсолютным, однородным, равномерно текущим.
31.Роль науки в духовной культуре общества. Наука – это систематизированное понимание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме: понятий, категорий, законов, теорий. Научная дея-ть включает следующие элементы: субъект, объект, цель, средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта. Субъект – носитель сознательной целенаправленной дея-ти (научные работники, коллективы ученых, обслуживающий персонал. Объект – это все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта (универсальны – явления, сущности, законы, случайности микро-, макро- и мегамиров). В связи с усложнением научного познания различают объект науки и предмет научного познания – конкретная часть объекта науки. Цель науки – сложная система ожидаемых результатов научной дея-ти (описание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали ее объектами). Средства – это способы действия и орудия для осуществления какой-либо дея-ти (методы мышления – правила, следуя которым можно оптимально достичь положительного результата, а также методы эмпирического исследования – правила наблюдений, экспериментов; активная и пассивная техника - система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная дея-ть). Конечный продукт – итог, завершение, показатель осуществленной последовательности действий. Смысл - получение научного знания, которое отличается следующими показателями: объективная истинность, систематизированность, логическая обоснованность, полнота для данного уровня познания, открытость для компетентной критики, интерсубъективность, практическая применимость. Результаты – не только научные знания, но и научный способ рациональности, который выходит за пределы науки и проникает во все сферы бытия людей; технические и методические новации, которые могут применяться вне науки, прежде всего в произ-ве; нравственные ценности – образцы честности, объективности, добросовестности, реализуемые в профессиональной дея-ти. Формы научного познания – научные факты, гипотезы, проблемы, законы, теории, концепции, научные картины мира. Социальные условия – совокупность элементов организации научной дея-ти в обществе, гос-ве (потребность общества и гос-ва в истинных знаниях, создание сети научных учреждений, государственная и частная поддержка науки денежными средствами)
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |