Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие взглядов на пространство и время в научном познании.

Уже в античном мире ученые задумывались над природой и сущностью пространства и времени. Так, одни из философов отрицали возможность существования пустого пространства. А знаменитый врач и философ Эмпе­докл утверждал реальность изменения и движения, пустого пространства не существует. Демокрит утверждал, что пустота существует и необходима для их перемещений и соединений. В доньютоновский период развитие представлений о пространстве и времени носило преимущественно стихийный и противоречивый характер. И только у Евклида пространственные характеристики обрели строгую математическую форму. Геоцентрическая система Птолемея (XVI в.) представляла собой первую универсальную математическую модель мира, в которой время было бесконечным, а пространство конечным, включающим равномерное круговое движение небесных тел вокруг неподвижной Земли. Коренное изменение пространственной и всей физической картины произошло в гелиоцентрической системе мира, развитой Коперником. Принципиальное отличие этой системы мира со­стояло в том, что в ней концепция единого однородного пространства и равномерности течения времени обрела реальный эмпирический баланс. Космологическая теория Бруно связала воедино бесконечность Вселенной и пространства. Представляя Вселенную, как цело бесконечное, он делает вывод и о безграничности простран­ства. Галилей ввел в механику точный количественный эксперимент и математическое описание явлений. Пер­востепенную роль в развитии представлений о пространстве сыграл открытый им общий принцип классической механики – принцип относительности. Согласно ему все физические (механические) явления происходят оди­наково во всех системах, покоящихся или движущихся равномерно и прямолинейно с постоянной по величине и направлению скоростью – инерциальные системы. Новая гравитационная картина мира была представлена Ньютоном. Ее вершиной стала теория тяготения, провозгласившая универсальный закон природы – закон все­мирного тяготения. Сила тяготения универсальна и проявляется между любыми материальными телами. В 1687 г. Ньютон сформулировал основные законы движения и дал определение понятий пространства, времени, места и движения. Он предлагает различать 2 типа понятий пространства и времени: абсолютные (истинные, матема­тические) и относительны (кажущиеся, обыденные). Абсолютное время протекает равномерно и называется длительностью. Относительное время – точная или изменчивая внешняя мера продолжительности, употребляе­мая в жизни вместо истинного математического времени. Абсолютное пространство безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное – мера или какая-то огра­ниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некото­рых тел (пространство неподвижное). Лейбниц развивал реляционную концепцию пространства и времени, отрицающую существование пространства и времени как абсолютных сущностей. XIX в. – пространство счита­лось бесконечным, плоским, евклидовым, абсолютное, пустое, однородное, вместилище материальных тел; время понималось абсолютным, однородным, равномерно текущим.

 

31.Роль науки в духовной культуре общества.

Наука – это систематизированное понимание действительности, воспроизводящее ее существенные и зако­номерные сто­роны в абстрактно-логической форме: понятий, категорий, законов, теорий. Научная дея-ть вклю­чает следующие элементы: субъект, объект, цель, средства, конечный продукт, социальные условия, ак­тивность субъекта. Субъект – носитель созна­тельной целенаправленной дея-ти (научные работники, коллек­тивы ученых, обслуживающий персонал. Объект – это все состояния бытия, которые становятся сферой при­ложения активно­сти субъекта (универсальны – явления, сущности, законы, случайности микро-, макро- и ме­гамиров). В связи с усложнением научного познания различают объект науки и предмет научного познания – конкретная часть объекта науки. Цель науки – сложная система ожидаемых результатов научной дея-ти (опи­сание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали ее объектами). Сред­ства – это способы действия и орудия для осуществления какой-либо дея-ти (методы мышления – правила, следуя которым можно оптимально достичь положительного результата, а также методы эмпирического ис­следования – правила на­блюдений, экс­периментов; активная и пассивная техника - система научных прибо­ров, устройств, зданий и со­оружений, в которых осуще­ствляется научная дея-ть). Конечный продукт – итог, завершение, показатель осу­ществленной последовательности дейст­вий. Смысл - получение научного знания, которое отличается следую­щими показателями: объективная истинность, систе­матизированность, логическая обоснованность, полнота для данного уровня познания, открытость для компетентной кри­тики, интерсубъек­тивность, практическая приме­нимость. Результаты – не только научные знания, но и научный способ рацио­нальности, который выходит за пределы науки и проникает во все сферы бытия людей; технические и методи­ческие новации, которые могут применяться вне науки, прежде всего в произ-ве; нравственные ценности – образцы честности, объективности, добросовестности, реализуемые в профессиональной дея-ти. Формы науч­ного познания – научные факты, гипо­тезы, проблемы, законы, теории, концепции, научные картины мира. Социальные условия – совокупность эле­ментов организации научной дея-ти в обществе, гос-ве (потребность общества и гос-ва в истинных знаниях, создание сети научных учреждений, государственная и частная под­держка науки денежными средствами)

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...