Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УБЕЖДЕНИЯМИ, МЫСЛЯМИ, ЧУВСТВАМИ, ДЕЙСТВИЯМИ И ДЕСЯТЬЮ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА

Если рассматривать свое поведение в виде цикличного процесса, то можно легко почувствовать взаимную связь между убеждениями, мыслями, чувствами и действиями. Можно взять любой момент времени и увидеть, как одно переходит в другое. Например, ощущение собственного мужества вызовет, скорее всего, такое действие, которое окажется своевременным, прямым и вызывающим восхищение. Его результат повлияет на убеждения человека (относительно себя, других и окружающего мира, в котором он действует). Если действие оказалось успешным, то убеждение, которое вызвало мысль или мысли, приведшие к ощущению мужества, будет укреплено. Если действие окончилось неудачей, то убеждение может быть поставлено под сомнение или скорректировано. То, что представлено ниже на схеме в виде движения по часовой стрелке, может работать и в противоположном направлении. Например, если кто-то действует «так, как будто...» он обладал такой позитивной чертой характера, как решительность, то уже само такое действие способно автоматически вызвать чувство решительности, которое, в свою очередь, может подсказать решительные мысли, а они со временем могут сформировать убеждение или веру в то, что этот человек — решительная личность.

Неважно, как мы двигаемся — по или против часовой стрелки, — цель у нас одна: привести свои убеждения в соответствие с действительностью. Когда это происходит, мы обретаем способность действовать на своем максимуме.

Модели позитивного мышления дают следующее:

• Рост личных и коллективных успехов, удовлетворение достигнутым и новые достижения.

• Процесс постоянного открытия в себе и укрепления десяти черт позитивно мыслящего человека, которые даны каждому из нас от рождения.

Десять черт позитивно мыслящей личности присутствуют в любом из нас. Любой из нас имеет все возможности для того, чтобы пробудить к жизни каждую из этих «дремлющих» черт своего характера и использовать ее для достижения положительных результатов в самых сложных жизненных ситуациях.

 

ЭНЕРГИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ

В предыдущей главе мы обсудили десять черт позитивно мыслящей личности и то, как их можно пробудить к жизни, чтобы помочь себе достичь самых захватывающих целей и решить самые фантастические задачи. Вы уже сделали первый шаг на пути к возрождению этих своих качеств, проведя «инвентаризацию» своего позитивного мышления. Теперь вы знаете, на чем сосредоточиться в конкретной ситуации. Теперь я предлагаю вам сделать еще один шаг вперед и досконально разобраться в особенностях каждой нужной нам черты своего характера, включая конкретные приемы и методы пробуждения находящихся «в зимней спячке» черт характера, особенно когда к этому призывают сложившиеся обстоятельства.

Все десять вышеуказанных черт естественным образом подразделяются на четыре группы:

 

1. Энергия концентрации:

• вера,

• цельность,

• сосредоточенность.

 

2. Энергия душевного подъема:

• оптимизм,

• энтузиазм.

 

3. Энергия решимости:

• определенность,

• храбрость,

• уверенность в себе.

 

4. Энергия сдерживания:

• терпение,

• спокойствие.

 

Как видно из приведенной далее диаграммы, интересующие нас черты характера объединяются в группы, соответствующие этапам планирования и действиям, необходимым при преодолении кризисных ситуаций. Энергия концентрации проявляет себя перед тем, как будут предприняты действия, т. е. на этапе планирования. Энергия душевного подъема питает нас умственными, физическими и душевными силами, необходимыми для движения к большим целям. Энергия действия дает возможность действовать прямо и решительно. Энергия сдерживания позволяет поддерживать уравновешенность и ровное настроение, когда приходится ждать или когда дела идут не совсем по намеченному плану. Предложенная классификация в значительной степени условна и не означает, что конкретная черта характера проявляется только на определенном этапе разрешения ситуации. Любое из указанных качеств может проявиться в любой момент. В процессе проведения «инвентаризации» своего позитивного мышления мы увидели, что эти черты характера человека в различной степени взаимодействуют друг с другом. Например, вера тесно связана с концентрацией. Если мы участвуем в работе, в которую верим, то, скорее всего, мы сохраним деловой настрой до самого ее завершения. Система сильных позитивных убеждений помогает сохранить цельность и т. д. Давайте теперь рассмотрим каждое качество в отдельности, начиная с группы энергии концентрации.

 

ЭНЕРГИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ: ВЕРА

Вера — это доверие к человеку, людям и (или) высшей духовной силе, у которых или из которой мы черпаем поддержку и ищем совета в минуты испытаний и невзгод.

Из всех черт личности вера, пожалуй, наиболее важная и самая противоречивая. Важна она потому, что любое дело начинается с веры, убежденности. Противоречивость ее в применении к бизнесу объясняется тем, что включает в себя понятие «высшей духовной силы». Давайте его исследуем. Английское слово belief — «вера, убеждение» — происходит от староанглийского geleafa, что дословно означает «убежденность в том, что определенные вещи истинны».

Мы демонстрируем свои веру и убежденность всякий раз, когда:

• проявляем уверенность или определенность в том, что у нас есть силы и возможности резко повысить свой потенциал;

• не проявляем излишнего беспокойства, так как это противоречит вере;

• верим в свою идею или систему принципов;

• рассматриваем отдельные события как элементы единого плана или судьбы.

 

Вера в самого себя

«Если ты не будешь ни за что стоять, значит, будешь под чем-нибудь лежать» — поется в одной американской песне в стиле «кантри», которую я недавно услышал по радио. Как ни жаль, но сегодня встречается очень много людей, которые не знают, во что они верят. Хорошей исходной точкой исправления такой ситуации является обретение веры в самого себя. Успех в любом деле (как, впрочем, и в жизни в целом) определяется убежденностью в том, что мы обладаем глубинной силой, на которую всегда можно положиться. Такая сила происходит от осознания того, что мы, человеческие существа, в отличие от любых других животных видов, населяющих планету, обладаем ярко выраженной способностью думать, делать выводы и испытывать сложные чувства. Враг уверенности в себе — сомнение. Стоит подуть ветрам сомнений — и наше мышление становится рассеянным. Человек озадачен, сбит с толку и дезориентирован. Он начинает сомневаться в своем исключительном назначении в этом мире. Пропадает способность принимать обоснованные решения и совершать решительные действия.

Сомнения в себе закрадываются в нашу душу, когда мы теряем понимание собственной уникальности и исключительности. Они нападают на нас именно тогда, когда мы наиболее уязвимы: стоит нам только пережить ряд личных или профессиональных неудач. Сомнения «обожают» человеческие провалы, принуждая человека делать вывод о том, что он — неудачник. Я замечал это состояние в людях, потерявших работу, которых «не пустили» на повышение, а также в тех, кому не удалось добиться поставленных целей или достичь желаемого. Люди, испытавшие личную потерю, например пережившие развод, особенно подвержены неуверенности в себе. Сомнения вселяют в человека чувство разочарования, отчаяния и жалости к себе. А посеянные среди членов коллектива, они могут:

• спровоцировать неэтичные поступки,

• вызвать волну недоверия,

• помешать постановке целей,

• стать препятствием к достижению уже поставленных целей,

• помешать проявлению необходимых черт характера (уверенности в себе, решительности, храбрости и т.д.).

Единственное, что может помешать нам в реализации завтрашнего дня, это сомнения в дне сегодняшнем.

Давайте двигаться вперед, опираясь на сильную и активную веру.

Франклин Д. Рузвельт

Наукой доказано, что сильное сомнение (нам во вред) или сильная вера (нам во благо) могут реально вызывать биологические изменения в организме. Вот, например, о чем рассказывала заметка под названием «Г-н Райт», напечатанная в газете «Нью-Йорк таймс».

В 1957 году врачи обнаружили у Райта рак и отпустили всего несколько дней жизни. Когда его поместили в больницу в городе Лонг-Бич, штат Калифорния, с опухолями размером с апельсин, он случайно услышал, что ученым удалось выделить конскую сыворотку под названием «кребиоцен» — очень эффективное лекарство против рака. Райт уговорил врачей назначить ему это лекарство. Его лечащий врач, доктор Филипп Уэст, наконец согласился и сделал больному инъекцию днем в пятницу. В следующий понедельник удивленный доктор обнаружил своего пациента вставшим со «смертного одра» и заигрывающим с медсестрами. Как позже писали врачи, опухоли Райта «растаяли, как снежки на сковородке». Спустя пару месяцев бедолага прочитал в медицинских журналах, что чудодейственная сыворотка была «липой», шарлатанством. И у него немедленно наступил рецидив болезни. «Не верьте тому, что написано в этих журналах», — убеждал Райта его лечащий врач. После этого доктор ввел своему пациенту, как он объяснил, «новый "суперсовременный" вариант того же самого лекарства удвоенной крепости». На самом деле это была чистая вода, но опухолевая ткань снова стала рассасываться. На протяжении двух месяцев Райт был «образцом» совершенно здорового человека — пока не прочитал основательную статью одного «светилы» о том, что кребиоцен бесполезен. Через два дня Райт умер.

Далее в заметке говорилось, что «врачи, узнававшие про эту историю, отмахивались от нее, как от одной из тех странных «баек», которые медицина не может объяснить. Очень трудно поверить в то, что вера больного способна заставить смертельную болезнь отступить. Но теперь ученые, убедившись, что эффект плацебо (лекарства-«пус-тышки») иногда оказывается столь чудодейственным, что превосходит любые ожидания, начали выявлять биологические механизмы в организме, способные давать невероятные результаты. Применяя новые методы сканирования мозга, исследователи открывают в нем источники такой силы, которая способна превращать мысль, веру или желание в химические вещества, вызывающие изменения в клетках, тканях или органах. Ученые приходят к выводу, что в значительной степени человеческое восприятие основываются не на информации, поступающей в мозг из внешнего мира, а на том, что мозг предвосхищает в качестве последующих событий или действий».

Поэтому можно сказать, что в случае с Райтом сомнения привели к ухудшению здоровья и последующей смерти, в то время как вера давала исцеление и жизнь. Проще говоря, наши предвосхищения собственного поведения часто являются предсказателями нашего успеха.

Настраивая себя на лучшее, мы высвобождаем в своем мозгу магнетическую силу, которая по закону притяжения влечет к нам все самое лучшее. Но если мы настроим себя на худшее, то высвободим в своем мозгу силу отталкивания, и она это все самое лучшее оттолкнет, спугнет. Поразительно, как устойчивое предвосхищение всего самого лучшего приводит в действие такие мощные силы, которые заставляют его материализоваться.

Доктор Норман Винсент Пил

В некотором смысле сомнение включает в себя веру. Человек может быть убежден в том, что он — вечный неудачник, или в том, что он — победитель. И тут и там присутствует вера, разница лишь в результате.

 

Вера в других

На работе наш личный успех почти всегда зависит от успешной работы окружающих. Что происходит, если мы не верим в своих коллег или товарищей по работе? Если мы сомневаемся в себе, то, скорее всего, станем сомневаться и в окружающих и перестанем доверять им. Недоверие, пожалуй, главное препятствие на пути достижения общих целей. Назовем некоторые наиболее распространенные симптомы недоверия:

• утаивание информации,

• скрытная деятельность,

• нежелание делиться идеями,

• отказ делиться полномочиями.

С другой стороны, вера и доверие к другим людям раскрепощают нас. Появляется возможность браться за новые волнующие проекты, интригующие и привлекающие нас своей сложностью. При этом также высвобождается весь творческий потенциал тех, кому мы оказываем свое доверие.

 

«Эффект Пигмалиона»

Возможно, вы знакомы с понятием «эффект Пигмалиона», которое точно описывает суть самоисполняющегося пророчества. Пигмалион — легендарный скульптор, царь Кипра. Однажды он вырезал из слоновой кости статую прекрасной женщины Галатеи и влюбился в нее. Царь обратился с мольбой к Афродите, чтобы богиня вдохнула в статую жизнь. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую. То есть сильная вера во что-то, в данном случае в статую, вызвала превращение веры в реальность. Эффект Пигмалиона в бизнесе хорошо изучен и описан. Наиболее удачное описание приведено в ставшей классической статье Дж. Стерлинга Ливингстона «Пигмалион в менеджменте», опубликованной в журнале «Гарвард бизнес ревю» в 1988 году. Исследования показали прямую зависимость между ожиданиями руководителей и поведением и продуктивностью их подчиненных.

Есть еще один классический пример позитивного предвосхищения собственных результатов, на этот раз в сфере образования. Трем учителям сказали, что они лучшие учителя в школе и за это будут вознаграждены — им поручат вести три класса, сформированные из самых блестящих учеников школы. В конце учебного года оценки учеников этих классов оказались на 20—30 процентов выше, чем в среднем по школе. На самом деле, как вы уже догадались, и учителя, и ученики были «вынуты из шляпы», т. е. отобраны совершенного случайно. Исследователь заключил, что столь хорошие результаты были получены по «закону позитивного ожидания». Суть его состоит в том, что человек добивается того, чего ожидает добиться и чего от него ждут окружающие. Этот классический эксперимент повторил доктор Роберт Розенталь из Гарвардского университета триста раз, и всякий раз результаты были одинаково впечатляющими.

 

Вера в высшую духовную силу

Исследования показали, что более 75 процентов американцев верят в существование высшей духовной или божественной силы. Но выявили, с другой стороны, что большинству американцев не нравится идея смешивать высшую духовную силу с бизнесом. Иными словами, граждане США считают, что церковь и государство должны быть отделены друг от друга, духовность и религия — дело личное и «не дело впутывать их в дело». Это оказалось самой сложной и противоречивой темой, с которой я столкнулся, когда работал над подготовкой семинара «Сила позитивного мышления в бизнесе». Я не хотел, чтобы программа строилась по принципу религиозных, потому что она таковой не является. Поэтому я принял осознанное решение по двум важным вопросам, представлявшее собой своеобразный компромисс: программа должна нести в себе все наследие, заложенное в классической книге «Сила позитивного мышления», которая, как я уже упоминал, базируется на иудаистских и христианских принципах, и она должна быть нацелена на людей делового мира и носить чисто светский характер.

Могло показаться, что задача не имеет решения, но я уже знал, что к чему. На раннем этапе подготовки программы маркетинговая фирма провела работу с фокус-группами по всей стране, чтобы проверить отношение к внедрению основанной на духовности программы в практику рабочего места. Результаты однозначно дали понять: члены фокус-групп не видят в производстве и деловой среде места для духовности, чему приводят разумные и очевидные аргументы.

Такой вывод не заставил меня отказаться от мысли внедрить позитивное мышление в практику делового сообщества. Но он вынудил меня задуматься о том, как лучше довести до людей духовную составляющую позитивного мышления. Меня заинтриговала задача, как преподнести понятие высшей духовной силы так, чтобы это не было поверхностно, предвзято или навязчиво. Я не мог полностью отказаться от нее, так как это значило бы убрать элемент «силы» из концепции позитивного мышления. Я решил включить эту тему, но таким образом, чтобы каждый сам осмыслил ее по-своему и по-своему применил в своем деле. Что интересно, всего через пять лет после проведенного исследования на фокус-группах мы обнаружили стремительный рост интереса к вопросу духовности на рабочем месте. Например, передовая статья одного из осенних номеров журнала «Бизнес уик» 1999 года так и называлась: «Растущее присутствие духовности в деловой Америке — религия на рабочем месте». А вышедший летом того же года выпуск бюллетеня «Слоун менеджмент ревю» Массачусетского технологического института содержал обширное исследование по проблеме духовности на рабочем месте. Обе публикации отражали рост популярности тематики, которую можно определить как «духовность в бизнесе». Их смысл состоял в том, что люди, приходя на работу, хотят ощущать себя полноценными личностями. Духовность нельзя сдать в гардероб вместе с пальто перед входом в цех.

 

Высшая духовная сила в бизнесе

Если вернуться к нашему определению понятия веры или убеждений, которое мы давали в предыдущих главах, то мы увидим, что оно включает идею «доверия к высшей духовной силе». Что я вкладываю в это понятие? Естественно, оно применимо только к тем, кто верит в существование такой высшей духовной силы. Остальным же советую сосредоточиться на первой части определения — «доверие к самому себе [и] другим». Тех же, кто верит (а таких, как я уже упоминал, не менее 75 процентов), я прошу уделить несколько минут моим соображениям о том, как использовать высшую духовную силу в бизнесе, не посягая при этом на права других.

 

Духовность и религия

Для того чтобы понять, как можно припасть к животворному источнику высшей духовной силы, важно сначала рассмотреть взаимосвязь духовности и религии. На этот счет существует большая путаница, и многие употребляют эти термины как синонимы. Хотя я и не богослов, хочу тем не менее заявить: несмотря на то, что эти два понятия тесно взаимосвязаны, между ними существует и большое различие.

Например, можно соблюдать религиозные обряды, не обязательно будучи духовной личностью (как пожизненный член католической церкви могу сообщить вам, что многие мои единоверцы-католики следуют учению Христа вплоть до последней его буквы, не следую при этом его духу). С другой стороны, можно быть высокодуховной личностью и не принадлежать ни к одному религиозному направлению. Это, безусловно, касается многих коренных американцев. Люди бизнеса, какими бы ни были их религиозные воззрения, не хотят, чтобы вера была им навязана. Религия — частное дело и должна оставаться таковым. Духовность же — иное, так как она имеет универсальный характер и не замыкается ни в религиозных, ни в этнических границах. Слово «духовность» во многих языках происходит от латинского spiritus (буквально — «дыхание»). Согласно толковому словарю английского языка Вебстера, «духовность» означает «силу, дающую жизнь» и «возвращающую людей к жизни». Мало кто станет спорить с тем, что любому человеку, коллективу, бригаде, организации или предприятию в целом очень важно иметь общий «дух», работать на «одном дыхании». Мысль о привнесении здорового духа на каждое рабочее место приветствуется практически всеми. Духовность, однако, имеет более глубокий смысл и может вызвать определенные опасения, так как подразумевает самовыражение духа. Некоторые люди в процессе своего духовного самовыражения не могут удержаться от использования религиозных терминов или символов. Когда я консультировал одну фирму в Техасе, среди сотрудников которой господствовали явно выраженные взгляды христианских евангелистов, обычным делом было слышать, когда кто-нибудь в ответ на хорошую новость возбужденно восклицал: «Ну и слава Господу!»

Итак, вопрос остается прежним: как привнести духовность на рабочее место?

На уровне коллектива одним из действенных приемов является выработка и внедрение общих ценностей и принципов поведения, своеобразного «морального кодекса» коллектива или организации.

Другой путь более личностный и связан с обретением или укреплением веры в высшую духовную силу. На первом этапе нужно возобновить свое «знакомство» с этой силой. Я намеренно использую понятие «высшая духовная сила», делая это по причине его универсального характера. Но я предлагаю, чтобы каждый заменил его таким понятием, которое совпадает с его собственной верой или убеждениями. Для некоторых это будет Бог, для других — Иисус Христос, Будда, Аллах, Яхве и т. д. После этого задайте себе следующие вопросы:

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...