Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ситковская О.Д., Конышева П.П., Коченов М.М.Ситковская О.Д., Конышева П.П., Коченов М.М. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Издательство «Юрл-итинформ» Москва-2000
УДК 340.63 ББК 67.5 С41
СИТКОВСКАЯ О.Д., КОЧЕНОВ М.М. в соавторстве -главы 1,6,8,9. КОНЫШЕВА Л.П. – глава11.
Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. С41 Новые направления судебно-психологической экспертизы. Справочное пособие. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000 - с. 160
ISBN 5-93295-009-9 Настоящая работа посвящена новым направлениям судебно-психологической экспертизы, проведение которой является важным условием повышения качества расследования и судебного разбирательства по значительному числу уголовных дел. Уголовный Кодекс Российской Федерации (1996 г.) расширил использование психологических понятий и категорий (в том числе непривычных для правоприменительной практики), в связи с чем при расследовании возникла необходимость устанавливать новые психологические по содержанию и значимые для уголовно-правового регулирования обстоятельства. Работу отличает новизна, переосмысление многих разработанных в предшествующие годы подходов к компетенции, задачам и возможностям судебно-психологической экспертизы. Для работников правоохранительных органов - прокуроров, судей, следователей, адвокатов, а также - студентов, аспирантов, преподавателей права и психологии.
УДК 340.63 ББК 67.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Совершенствование деятельности правоохранительных органов предполагает активное применение в практике уголовного и гражданского судопроизводства достижений современной науки и техники, что в частности находит свое выражение в дальнейшем совершенствовании уже имеющихся и развитии новых видов судебных экспертиз. Разрешение ряда специальных вопросов, возникающих в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, требует использования достижений психологической науки. Когда перед следствием и судом возникает необходимость в оценке явлений, относящихся к психической деятельности людей, необходимо проведение судебно-психологической экспертизы, поскольку решение такого рода вопросов входит в компетенцию психолога как специалиста данной отрасли знаний. Изучение следственной и судебной практики показывает, что в результате своевременного и обоснованного применения специальных психологических познаний существенно расширяются возможности установления многих фактов, необходимых для справедливого и правильного разрешения уголовных дел. Большое практическое значение имеет использование специальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать и оценивать причины и внутренние механизмы конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, их психологические особенности. Психологическая наука располагает многочисленными экспериментальными и теоретическими данными, конкретными методами исследования, которые могут быть применены для решения вопросов, возникающих в процессе расследования уголовных дел. Основной формой использования специальных психологических познаний в современном уголовном процессе, является судебно-психологическая экспертиза, развивающаяся в соответствии с закрепленными в законе (ст.78,79 УПК РСФСР) общими принципами, регулирующими экспертную деятельность по уголовным делам. Судебно-психологическая экспертиза способна оказывать значительную помощь в решении фундаментальных для уголовного процесса вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности и т.д. Поэтому использование специальных психологических познаний по конкретным уголовным делам представляется нам важной гарантией от объективного вменения. Как и от не менее значимой угрозы несправед-
ливости наказания вследствие игнорирования или неполного учета определенных личностных свойств, влиявших на содержание деяния, предшествующее и последующее поведение субъекта. За последние 30 лет с каждым годом увеличивается количество проводимых экспертных психологических исследований по конкретным уголовным делам, различными авторами делались многократные и небезуспешные попытки разработать общую теоретическую базу, вопросы методологии и методики этого вида экспертных исследований, границы его компетенции. Ряд работ, посвященных этой проблематике, появился и за последнее время (Алексеева Л.В., Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. и др.). Однако, к сожалению, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве случаев {исключением, с определенными оговорками, можно назвать лишь работу Ф.С. Сафуанова) авторы (обычно, профессиональные психологи) не оценили в должной мере важных изменений, внесенных Уголовным Кодексом 1996г., который явился новым этапом в развитии Российского уголовного законодательства. Работы, в том числе вышедшие после принятия Кодекса, демонстрируют удивительную «близорукость» в этом отношении, не замечают значительной его «психологизации»; они либо стремятся к изложению новых методических подходов в рамках конкретных уже разработанных направлений судебно-психологической экспертизы; либо рассматривают компетенцию экспертизы «по старинке», не учитывая, что наибольшие потребности в использовании психологических знаний проявились в положениях закона об общих условиях уголовной ответственности, вине, обстоятельствах, исключающих преступность деяния, индивидуализации ответственности и наказания. Принципиальные отличия нового Уголовного Кодекса связанны, в частности, с ориентацией дефиниций, норм и институтов на приоритетную защиту личности, ее прав и свобод (при сохранении должного внимания к защите интересов общества и государства), прямой опорой на конституционные положения и международно-правовые обязательства, последовательной линией на обеспечение справедливости путем дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания, что предопределило качественное усиление начал личностного подхода при конструировании Общей и Особенной его частей. В новом УК РФ последовательно проведена идея соответствия уголовно-правовых последствий преступления характеру и степени общественной опасности, обстоятельствам совершения и личности виновного. Значительно расширено, уточнено по сравнению с предыдущим УК и детализировано использование понятий и терминов, относящихся к сфере психологии, что
вполне понятно, так как речь идет о разновидности произвольного (управляемого) поведения. Главную цель включения психологических знаний в процесс законотворчества и правоприменение в сфере уголовно-правовой борьбы с преступностью можно определить как: а) создание гарантий против объективного вменения; б) обеспечение учета особенностей и состояний личности в соответ ствии с принципом справедливости. Сказанное, как представляется, объясняет значительную актуализацию проблем использования профессиональных психологических познаний как при разъяснении, интерпретации, комментировании для следственной, прокурорской, экспертной, судебной практики положений нового закона, так и непосредственно, при производстве судебно-психологических экспертиз, научных консультаций по конкретным уголовным делам. В УК 1996г. значительно расширены предусмотренные законом задачи и пределы исследования по уголовному делу личности обвиняемых и потерпевших (с выделением особенностей такого изучения применительно к некоторым категориям личностей - несовершеннолетним, рецидивистам и пр.). В этой связи законодатель счел необходимым значительно углубить психологические характеристики ряда базовых дефиниций, норм и институтов УК (как и основывающихся на них составов преступлений). «Психологизация» соответствующих положений закона достигла такого уровня, когда использование профессиональных психологических знаний необходимо для обеспечения их правильного применения при формировании стабильной следственной, судебной, прокурорской, экспертной практики. Законодатель достаточно смело использовал данные психологии и для регламентации многих новых дефиниций, норм и институтов уголовного права, применяя непривычные для практики психологические термины, воспринятые из психологической науки. Это например, «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» (как обстоятельство, устраняющее уголовную ответственность); «уровень психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего» (как обстоятельство, индивидуализирующее наказание); «обоснованный риск» (как обстоятельство, устраняющее преступность деяния); «садизм» (как обстоятельство, отягчающее наказание) и др. Как уже указывалось, в новом УК использованы базовые для уголовной ответственности и наказания понятия, требующие психологического анализа их содержания, с учетом положений общей и юридической психологии. Например, вменяемость, возраст, с которого наступает уголов-
ная ответственность, невменяемость, уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, разграничение неосторожной вины и казуса, мотив преступления, личность и др. Установление некоторых из них требует проведения психологической экспертизы по конкретному уголовному делу. Уже эта краткая характеристика новелл в УК, углубляющих психологическую характеристику ряда его дефиниций, норм и институтов, указывает на сложности, с которыми столкнется практика при их применении. Между тем, предупреждение и преодоление этих сложностей необходимо, если мы хотим избежать объективного вменения, связанного с игнорированием или неправильной трактовкой положений УК, основанных на применении психологических понятий. Опыт прошлого показывает, что игнорирование необходимости использования психологических знаний либо попытки «любительского», а не профессионального подхода отрицательно влияют на полноту исследования обстоятельств уголовного дела, приводят к серьезным ошибкам, связанным прежде всего с объективным вменением или деиндивидуализацией, обезличиванием выбора мер воздействия. Практически невозможно предусмотреть все вопросы, которые могут быть вынесены на разрешение судебно-психологической экспертизы. Мы и не претендуем на исчерпывающее изложение теоретических и особенно методологических вопросов использования психологических знаний в практике расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. Задача данной работы - обозначить основные из них, сделав акцент на новых проблемах, появившихся в связи с принятием Уголовного Кодекса 1996г. Пособие предназначено для работников правоохранительных органов, экспертов-психологов, преподавателей и студентов психологических и юридических вузов.
ГЛАВА I. Общие вопросы судебно-психологической экспертизы.
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является самостоятельным видом судебной экспертизы, состояшим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному де-щ^Судебно-психологическая экспертиза имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования. Совокупность источников научных знаний, объектов и методов образуют специфическую сущность судебно-психологической экспертизы, как самостоятельного вида экспертного исследования. В предмет СПЭ входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону деяния, наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для индивидуализации ответственности и наказания. Другими словами, предметом судебно-психологической экспертизы являются компоненты психической деятельности (психики) в ее целостности и единстве, устанавливаемые на основе исследования психической деятельности человека и имеющие значение для органов правосудия. Объектами служат источники информации - как материальные, так и идеальные. Главным объектом этого вида экспертизы является психика человека как особое свойство его мозга, недоступное непосредственному чувственному познанию. К числу материализованных источников информации о психической деятельности человека могут относиться вещественные доказательства, протоколы допросов, документы, продукты психической деятельности (дневники, письма и пр.), зафиксированные результаты экспериментально - психологического обследование участников уголовного процесса. В компетенцию судебно-психологической экспертизы входит установление фактических данных, характеризующих психику субъекта, процессы отражения им объективной реальности, поддающиеся психологической экспертной оценке и имеющие уголовно релевантное значение. Важнейшим методологическим принципом СПЭ является системный подход к исследуемым явлениям психики - каждое явление отражательной деятельности должно рассматриваться как элемент единой системы активного отражения действительности личностью. Методы СПЭ в большинстве случаев заимствуются из обшей психологии, однако некоторые из них специально разрабатываются для целей соответствующей экспертизы. Характерным является использование в рамках конкретной
СПЭ комплекса методов, так как будучи взятыми по отдельности ни один из них не может самостоятельно решить поставленный перед экспертом вопрос. Поэтому именно комплексность, обеспечивающая многостороннее изучение психической деятельности подэкспертного, является важнейшей характеристикой методики любого направления СПЭ. Условием получения в результате проведения СПЭ достоверных данных является реализация в экспертных исследованиях общепсихоло-гических принципов детерминизма, развития, системности, единства сознания и деятельности. Следование названным принципам позволяет рассматривать каждое изучаемое психическое явление как причинно обусловленный, находящийся в постоянном движении компонент единой целостной психической организации. Отсюда любое психическое явление может быть объяснено и истолковано через раскрытие его места и роли в общей системе отражения субъектом действительности. Важнейшая проблема - уточнение психологического содержания ряда юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующие различные психические состояния, личностные особенности, изменения сознания под влиянием внешних и внутренних факторов. Представляется целесообразным остановиться на этом вопросе немного подробнее, так как несмотря на его актуальность, в литературе он практически не рассмотрен. Использование психологических категорий и понятий уголовно-правовой теорией, законодательством и практикой невозможно без взаимодействия уголовно-правовой и психологической наук. Постановку вопроса о механизме взаимодействия мы находим в работах по юридической психологии. Но суждения их авторов не представляются бесспорными. Так, высказывается точка зрения о необходимости интеграции положений психологии и права в рамках некоей теории, имеющей «двойную природу» (Новик Ю.И.); или о том, что юридическая психология является одновременно и правовой и психологической наукой, имеет «двуединую природу» (Костицкий М.В.). Мысль о «двойной» (двуединой) природе юридической психологии представляется не соответствующей положениям науковедения. Психология и отрасли психологического знания, с одной стороны, теория права и ее отрасли (в том числе, уголовно-правовая теория) - с другой, исследуют качественно различные группы процессов и явлений и используют для этого различные методы. Задача каждой отрасли научного знания -описание, объяснение, прогнозирование именно тех явлений и процессов, которые входят в ее предмет, доступны для познания ее методами, Утверждение о том, что юридическая психология представляет собой некий «гиб-
рид», входящий одновременно в систему правового и психологического знания, противоречит логике определения предмета отрасли (подотрасли) научного знания. Предмет соответствующей отрасли науки или ее отрасли - соответствующая группа процессов и явлений, вычлененная из многообразного мира объектов в процессе познания и деятельности. Сказанное, конечно, не означает отрицания тесной связи теории уголовного права и юридической психологии (в том числе ее важной отрасли - су-дебно-пстеологической экспертизы) применительно к системе проблем уголовно-правового регулирования, находящихся на их стыке. Но эта связь должна характеризоваться как взаимодействие, а не как слияние качественно различных предметов, методов, задач. Включение психологического знания в правоприменение, необходимость психологического анализа содержания достаточно обширного круга фактов, явлений, процессов, имеющих уголовно-правовое значение, отнюдь не равнозначны отождествлению подхода к ним с позиций психологии и с позиций юриспруденции. Судебно-психологическая экспертиза как отрасль юридической психологии базируется на понятиях и категориях общей психологии, которые имеют «двухступенчатую» структуру. Первую ступень занимают такие базовые понятия как «личность», «психика», «деятельность». Вторую - понятия, производные от первых. Так, категория «личность» может использоваться как целостность, а может раскрываться через такие категории второго ряда как свойства, состояния, мотив, цель и др,; категория «психика» - через психические процессы и закономерности; категория «деятельность» - через поведение, действие. Таким образом, конструирование и развитие системы необходимых понятий судебно-психологическая экспертиза осуществляет, опираясь в основном именно на общепсихологические категории. При этом их адаптация на уровень судебно-психологической экспертизы как отрасли юридической психологии осуществляется путем введения «понятия-ограничителя», устанавливающего более узкий круг случаев использования понятия, чем тот, на который оно распространяется. Например, говорится «личности потерпевшего, личности обвиняемого» пр. Во-вторых, возможны ситуации, когда из всего класса случаев, охватываемых соответствующими категориями общей психологии, выделяется гораздо более узкий круг, значимый именно для уголовно-правового регулирования. Например, из всего многообразия видов (модальностей) аффектов интересуют аффект гнева и стреха. В третьих, нередко меняется характеристика значения и места того или иного психического явления в ряду других явлений, по сравнению с анало-
гичными параметрами в обшей психологии. Например, аффект изучается в общей психологии (и это подразумевается его понятием) как один из видов эмоциональных процессов, отличающихся от других особой интенсивностью. Понятие аффекта в обшей психологии рядоположено с другими понятиями, обозначающими чувства, переживания и пр. В теории же и практике судебно-психологической экспертизы понятию аффекта придается ????? значение по сравнению с другими видами эмоций. В четвертых, в ряде случаев имеет место и обратный процесс, когда смысл понятий углубляетвя, поскольку значимыми оказываются те стороны предмета исследования, которые для обшей психологии безразличны. Например, общепсихологические понятия «осознанно-волевое поведение», «аффект» и пр. имеют ввиду актуальные состояния; для судебно-психологической же экспертизы специфичным является ретроспективная оценка психических состояний. Несколько иной аспект проблемы иллюстрирует еще один пример углубления понятий по сравнению с общепсихологическими. В рамках исследований личности в общей психологии в принципе возможны исследования таких особенностей, как жестокость, садизм и пр. Однако, понятийная характеристика мотивации «особой жестокости» в отношении потерпевшего, как и осознания субъектом этого обстоятельства, для общей психологии безразлично и разрабатывается именно в рамках юридической психологии (в том числе СПЭ). При этом и здесь имеет место учет ретроспективного аспекта. В пятых, в теории и практике судебно-психологической экспертизы возникает необходимость ????? ????? ситуация, когда понятие, выражающее последнюю является производным, но и в то же время противоположным по знаку более общему понятию. Например, способность к осознанно-волевому поведению в уголовно-релевантной ситуации и неспособность к нему; понимание потерпевшей характера и значения действий, совершаемых в отношении нее, и непонимание этого. Таким образом, в рамках судебно-психологической экспертизы формулирование и реализация локальных исследовательских задач с использованием специализированной понятийной лексики ориентировано на раскрытие места и роли исследуемых психических явлений по отношению к общепсихологическим закономерностям. Понятийный аппарат СПЭ связан с комплексом ее исследовательских задач. Поэтому здесь ориентиром являются общепсихологические категории, перечисленные выше. В то же время речь идет о поведении (в уголовно-релевантной ситуации) личности, в отношении которой решаются вопросы уголовной
ответственности и наказания. Поэтому на первый плай выдвигается понятие осознанно-волевого поведения по отношениям к этим ситуациям, как целенаправленного и мотивированного. Соответственно системообразующее значение приобретают понятия способности к такому (избирательному) поведению, наличие или отсутствие этой способности в конкретном случае, а также свойств и состояний личности, влияющих на избирательность в определенной ситуации. С помощью этих понятий потребуется комплекс профессиональных психологических знаний, необходимых правоприменителю для использования института предпосылок уголовной ответственности (вменяемость, достаточное возрастное развитие), и института общих начал индивидуализации и дифференциации наказания (личностные свойства и состояния, влияющие на степень ответственности за деяние). В свою очередь здесь используется и система детализирующих понятий, таких как цель, мотив, особые психические состояния. Применительно к предмету нашего исследования, проведем сопоставительный анализ понятийного аппарата юридической психологии (значимого для теории и практики судебно-психологической экспертизы) и теории уголовного права. Наличие объективной потребности использовать профессиональные психологические знаний в уголовно-правовом регулировании инициирует взаимодействие права и психологии в рассматриваемой сфере. При этом возникают следующие основные варианты взаимосвязи: ‒ теория уголовного права и законодатель используют понятия психологии в «готовом» виде. Включаясь непосредственно в закон и приобретая таким образом нормативную форму, они не теряют своей психологической основы и должны использоваться в точном смысле, какой они имеют в психологии. Например, понятия аффекта, мотива, риска, личности, уровня психического развития, осознания и др. Право здесь ориентирует психологов на учет специфики психологической характеристики соответствующих свойств, состояний, процессов применительно к конкретным уголовно-релевантным ситуациям. При этом могут возникать задачи, связанные с раскрытием содержания конкретных мотивов преступления, влиянием особенностей личности, психического состояния на конкретное поведение в момент совершения противоправных действий и др.; ‒ некоторые понятия, имеющие психологическую основу («особая жестокость», «садизм» и др.) и значимые для правовой оценки ответственности, предполагают разработку психологами адекватной содержательной характеристики и способов их диагностики в рамках су-дебно-психологической экспертизы; ‒ решается во многом аналогичная задача, но объем соответствующих понятий предполагает сложную работу психолога по разработке комплексной их характеристики, представляющей многоступенчатую конструкцию. Например, необходимое уголовному праву понятие «вменяемость» имеет в качестве психологической основы систему дефиниций, включающую «способность», «осознание», «управление поведением», «предвидение» и др. ‒ теория уголовного права и законодатель использует юридические понятия, имеющие элементарное психологическое содержание. Здесь применение специальных психологических познаний представляется избыточным. Предложенная схема взаимосвязи на уровне понятийного аппарата уголовного права и психологии носит, конечно, условный характер. Но она позволяет представить сам принцип функционирования механизма взаимодействия в этой сфере. Необходимо иметь ввиду при этом и возможность более сложных форм взаимодействия. Во-первых, типичными являются ситуации, когда проблему, требующую использования специальных психологических познаний, обнаруживает не теория уголовного права и не законодатель, а следственная и судебная практика. Это имело место, например, с проблемой значительного отставания некоторых несовершеннолетних - участников общественно опасных действий - в психическом развитии, что делало их фактически недееспособными. В этом варианте взаимодействие развивается через обобщение представителями юридической психологии «сигналов» практики о наличии проблемной ситуации; результаты обобщен ия в форме научных разработок или предложений представляются законодателю и теории уголовного права. В рассматриваемом нами примере результатом такого взаимодействия стало включение специальной нормы в УК 1996г. - часть 3 ст.20, в которой предусматривается новое основание освобождения от уголовной ответственности. (К сожалению, правильно восприняв наличие самой проблемной ситуации, законодатель допустил при формулировке этой статьи ряд неточностей, что создает определенные сложности для экспертной практики. См. об этом подробнее ниже). Во-вторых, возможен и вариант, когда разработка значимых для уголовно-правового регулирования проблем инициируется непосредственно юридической психологией. Он отчетливо проявился в последние годы когда, исходя из фундаментальных положений общей психологии,
обоснована необходимость учета в уголовном праве таких явлений, как ограничение или утрата избирательности поведения в экстремальной ситуации, наличие ситуаций «аккумуляции аффекта» и др., развивающих личностный подход в уголовном праве. Наконец, нельзя недооценивать проблему методов судебно-психологической экспертизы. Наряду с традиционными для психологии методами исследования личности, психических состояний, здесь необходимо использование специфических методов. Эта специфика вытекает из того, что исследованию подвергаются процессы, состояния, свойства, имеющие уголовно-правовое значение и потому соответственно документированные. Отсюда - необходимость использования специального экспертного метода ретроспективной диагностики, так как приходится рассматривать действия, которые принадлежат прошлому и не могут быть воспроизведены в эксперименте. Проблеме методов СПЭ посвящен специальный раздел данной работы (см. ниже).
Заключение экспертизы и его оценка Результаты судебно-психологической экспертизы оформляются в соответствии с общими требованиями к заключениям (или актам) экспертиз, которые должны включать в себя три основные части: вводную, исследовательскую и выводы. Специфика судебно-психологической экспертизы вызывает необходимость выделения в исследовательской части заключения нескольких разделов. Здесь излагаются: а) фабула дела; б) данные о динамике психического развития с указанием на условия воспитания и обучения; индивидуально-психологические особенности, обнаружившиеся в различные периоды жизни; в) ход и результаты индивидуально-психологического обследования подэкспертного; г) используемые методы; д) данные беседы; е) ретроспективный психологический анализ в плане поставленных на разрешение вопросов. Данные об условиях и ходе психического развития подэкспертного особенно большое значение имеют при исследовании детей и подростков. Эта часть заключения отражает результаты анализа и обобщения показаний родителей, воспитателей, родственников, товарищей подэкспертного, изучения педагогической и медицинской документации. Эксперт должен изложить основные сведения о раннем детстве испытуемого, о начале школьного обучения, подростковом возрасте, равней юности. При описании различных периодов жизни человека следует выделить факты, показывающие своеобразие условий, содержания и темпов психического развития. Анализ психического развития подэкспертного помогает эксперту раскрыть наиболее устойчивые особенности его поведения. Желательно, чтобы эксперт в конце этого раздела сделал некоторые обобщающие выводы о психическом облике испытуемого. Излагая ход экспериментального психологического обследования, эксперт должен не только перечислить методы, которыми он пользовался, но и указать, каковы их возможности, в чем состояла основная цель этой части экспертизы. Далее необходимо сообщить наиболее значимые результаты эксперимента и сделать выводы о том, какие особенности психической деятельности испытуемого были выявлены. Следует дать краткий анализ содержания беседы с испытуемым. Описывая результаты ретроспективного анализа поведения, эксперт, используя полученные им в процессе исследования данные и свои специальные познания о закономерностях психической деятельности человека, должен дать психологически обоснованную оценку обстоятельств, для исследования которых была назначена экспертиза. Чтобы сделать понятной свою позицию, эксперту рекомендуется мотивировать, чем он
руководствуется в оценке особенностей психической деятельности испытуемого, почему приводимое положение может служить объяснением интересующих следственные органы фактов. Выводы экспертизы следует формулировать кратко и четко, в соответствии с поставленными вопросами. Во всех случаях, когда это возможно, выводы должны носить категорический характер - утвердительный или отрицательный. Недопустимо делать неопределенные выводы. Даже в тех случаях, когда вопрос ставится о возможности какого-либо события, эксперт должен в категорической форме указать на его принципиальную возможность или невозможность. Если проведенное исследование не позволяет эксперту сделать категорических выводов, ему следует специально оговорить это обстоятельство. Вполне понятно, что рекомендованная форма заключения экспертизы в отдельных случаях не может быть выдержана. Вынужденное исключение некоторых разделов не меняет принципиально структуры заключения, но повышает значение других разделов. Заключение судебно-психологической экспертизы, как и любой другой, не имеет заранее установленной силы и не является обязательным для следственных и судебных органов. Оно подлежит проверке и оценке, наравне с другими доказательствами по делу. Оценке подвергаются квалификация, объективность и компетентность эксперта, научная обоснованность и правильность составления заключения, полнота и убедительность выводов, в том числе, вытекают ли они логически из материалов дела и результатов психологического исследования. Возможность объективной оценки заключения экспертизы во многом зависит от его полноты, соответствия требованиям, предъявляемым к этим документам. Поэтому первое, на что должно быть обращено внимание представителей правоохранительных органов при оценке заключения экспертов-психологов - решение вопроса о том, содержит ли оно достаточную для оценки выводов информацию. Оценка заключения в первую очередь должна касаться его научности. Убедительными можно считать только выводы, основанные на принципиальных исходных положениях научной психологии и результатах исследований, проведенных с использованием специальных психологических методов. Любые житейские рассуждения экспертов с точки зрения «здравого смысла» создают предпосылки для сомнений в справедливости их выводов. Каждый специальный термин, употребляемый экспертами-психологами, должен быть понятен оценивающему заключение юристу.
Поэтому следователи и судьи должны требовать, чтобы в заключении содержалось разъяснение основных теоретических положений, из которых исходит в своем заключении эксперт, принятых в психологии понятий, если они упоминаются при изложении результатов исследования или формулировании выводов. Нельзя оценить справедливость вывода эксперта, если в заключении не показано, каким путем эксперт пришел к нему. Поэтому лаконичные ответы без ссылок на исследование должны отвергаться как необоснованные. Учитывая, что юристы, как правило, недостаточно знакомы с методикой практического исследования психической деятельности, они должны добиваться, чтобы промежуточные выводы иллюстрировались выдержками из протоколов экспериментального исследования испытуемых, бесед с ними или фактами, полученными другими методами. Признание работниками следствия и суда научной обоснованности и аргументированности заключения эксперта должно найти свое отражение в обвинительном заключении и приговоре. Несогласие же с заключением эксперта следственные органы должны обосновать (ст.80 УПК). Если следствие или суд сочтут заключение экспертизы неполным или недостаточно ясным, может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту (ст.81 и 194 УПК). В случае нес< |
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |