Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы анализа психологических особенностей.

В нашу задачу не входит конкретное описание экспериментальных методик. Существует многочисленная специальная литература с изло­жением принципов построения того или иного метода, способов прове­дения исследования, интерпретации полученных результатов.

Здесь остановимся лишь на методах, выстроенных по принципу «функциональных проб». Именно их применение, как представляется, особенно перспективно в экспертно-психологических исследованиях.

Особенностью этих методов является то, что в них, по сути, модели­руется реальная человеческая деятельность. В этой деятельности вычле­няются определенные компоненты и подвергаются исследованию в экс­периментальной ситуации. До недавнего времени этот методический принцип в отечественной психологии использовался в основном при патопсихологическом анализе психики больных (Б.В. Зейгариик, С.Я. Рубинштейн и др.).

Выделяемые в деятельности человека компоненты делят на пре­имущественно операциональные (уровень сложности используемых мыслительных операций, скорость протекания, истощаемость психиче­ских процессов, умение планировать деятельность и следовать целям и пр.) и эмоционально-волевые (самооценка, представление о своих воз­можностях и потенциях, уровень притязаний, критичность, саморегуля­ция, особенности смыслообразования, содержание ведущих смысловых образований).

Методы экспериментальной психологической диагностики, с неко­торой долей условности, также подразделяются на исследующие опера­циональные и эмоционально-волевые особенности психики. К первым, направленным на изучение операциональной стороны (уровня сформи­рованное™ операций обобщения и отвлечения и пр.), относят «Класси­фикацию предметов», «Пиктограмму», «Простые и сложные аналогии», «Ассоциативный эксперимент», «10 слов», «Запоминание по Леонтьеву» «Корректурную пробу» и целый ряд других проб.

В дополнение к этим методам, для количественного подтверждения обнаруженных особенностей познавательной деятельности, нередко ис­пользуют некоторые интеллектуальные тесты. Например, широко рас-

 

 

пространенные и активно применяемые в отечественной практике тесты Д. Векслера, П. Кэттела, Дж. Равена, Р.Амтхауэра.

Тест Д. Векслера имеет ряд модификаций предназначенных для ис­следования маленьких детей от 4 до 6 лет (WPPSI), более старших, от 6 до 16 лет (WISC) и взрослых (WAIS). Сам тест представляет собой бата­рею из 11 специализированных субтестов, исследующих разные сторо­ны познавательной деятельности на вербальном и невербальном уров­нях. Фактически в единый тест объединены отдельные задания, которые психолог, предлагает подэкспертному при изучении операциональной сто­роны деятельности («понимание» «нахождение сходства», «завершение кар­тины», «кодирование», «складывание объектов» и пр.). Выполнение теста Векслера занимает много времени; в случае если временного дефицита нет, рекомендуется проводить количественный и качественный анализ познава­тельной деятельности с использованием этого метода.

Аналогичная рекомендация относится и к тесту Р.Амтхауэра, кото­рый включает в себя 9 субтестов (общая осведомленность, классифика­ция, установление аналогий, заучивание слов и пр.), также чрезвычайно близких по содержанию к методикам качественного анализа познава­тельной деятельности.

Ко второй группе, принадлежат так называемые «специальные лич­ностные методики» («Клиническая самооценка», «Уровень притяза­ний»), а также некоторые тесты, выстроенные на принципах прожектнв-ности - ТАТ, Роршах, «Ассоциативный эксперимент».

Кроме того, с учетом того, что личностные особенности проявляются в любых поведенческих актах, целям их анализа могут служить и мето­ды, направленные на исследование операциональных компонентов дея­тельности. Экспериментатор при этом обращает внимание на самооцен­ку, притязания, мотивы поведения. Эксперт фиксирует особенности принятия субъектом тестовых заданий, стиль их выполнения, эмоцио­нальные проявления, общее отношение к обследованию.

Более того, практически любая ситуация, возникшая при обследова­нии, способна предоставить материал о психике обследуемого. Напри­мер, страх выявить собственную интеллектуальную недостаточность и превентивное оправдание возможных неудач плохим самочувствием наводит на мысль о таких особенностях как завышенная самооценка в сочетании с недостаточной верой в свои силы, пассивной жизненной позиции, нежелание принимать на себя ответственность, стремление возлагать ее на обстоятельства (болезнь). Разумеется это предположение должно быть проверено, в том числе и биографическими данными.

 

 

Выполнение заданий без достаточной в них ориентировки, отказ «работать» при возникновении трудностей или в ответ на делаемые пси­хологом замечания, позволяет предположить неумение планировать свои действия и последовательно достигать поставленные цели.

Важное значение мы придаем использованию прожективных тестов. В этих методах (ТАТ, Роршах, Тест руки Э. Вагнера, Цветовой тест Люшера, рисуночные пробы - «Нарисуй человека», «Кинетический ри­сунок», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное» и др.) испытуемому предлагается неструктурированный материал в виде кар­тинок неясного содержания, чернильных пятен или цветовых карточек неоконченных предложений, фраз, которым он должен придать вид ос­мысленной ситуации. Характер сконструированной ситуации отражает не только объективное содержание картинки и побуждения, возникаю­щие у субъекта в связи с обследованием, но и, по предположениям раз­работчиков этих методов, проекцию присущих данному человеку лич­ностных образований. Этот принцип универсален и широко использует­ся в диагностических целях.

Но в отличие от описанного выше качественного подхода к анализу деятельности, где психолог выступает наблюдателем деятельности, эти методы чаще применяют в иных, более жестко очерченных условиях. Получаемые результаты подвергаются типизации и числовому выраже­нию, а окончательный аывод предстает не в качестве целостного описа­ния деятельности, а в перечислении рядоположенных факторов.

Чаще эти факторы характеризуют особенности организации опера­циональной и целевой сторон деятельности (высокий темп протекания психических процессов - низкий темп; энергичность - замедленность, сдержанность; быстрая реактивность, хорошая ориентация в ситуации, быстрая включаемость в ее оценку - замедленная ориентация, установка не на сиюминутные, а на отдаленные цели; просоциальность - негати­визм; склонность к риску- робость и т.д.). Задача - выяснить место ис­кусственно вычлененных из деятельности психологических факторов в личностной структуре субъекта, установить пути и способы их влияния на конкретную деятельность.

Такие задачи сравнительно легко решались патопсихологией с по­мощью «качественного» исследования деятельности. В более широкой психодиагностической практике они решаются путем сравнения полу­ченных факторов с теми, которые вычленяются при анализе биографи­ческих сведений.

Жизненные события, удачи и промахи, сам стиль жизни позволяют увидеть реальное значение таких, например, экспериментально выяв-

 

 

леннных факторов как выраженное стремление к самоутверждению или наоборот присущую тенденцию избегать активных действий, принимать ответственные решения; экстраверсию - интроверсию; энергичность, быстроту суждений, продуктивность памяти и пр.

Ряд исследователей (Кэттелл и др.) провели с помощью математиче­ских процедур анализ всех показателей, которые, с их точки зрения, мо­гут быть получены с помощью «моделирующих» объективную ситуа­цию методов. Было выделено около18 пар таких личностных факторов. Они сравнивались с факторами, получаемыми иными методами (само­оценочными вопросниками, путем накопления сведений о реальном по­ведении субъекта в ситуациях разного типа, в том числе и с помощью метода "анализ жизненного материала»). Авторы говорят о сопостави­мости информации, получаемой методиками всех трех типов. То есть была проверена и нашла подтверждения идея о продуктивности, взаи­модополняемости и взаимопроверяемости применения в исследованиях методов, базирующихся на разных принципах.

Принципы построения моделирующих методов, как нельзя лучше отвечают запросам экспертной практики. А именно, тестовый материал и процедура обследования в значительной степени снижают возможно­сти лица, подвергающегося экспертизе, произвольно влиять на результа­ты обследования. С помощью подобного рода процедур можно полу­чить сведения как о присущих данному лицу особенностях организации и протекания интеллектуальной и иной деятельности, так и об особенно­стях содержательной стороны их личности, ценностях, плохо осозна­ваемых мотивах. Причем продуктивным может быть применение как качественных принципов анализа, так и более жестко выстроенных ди­агностических процедур.

Существует определенная специфика использования данных методов в практике СПЭ. Так, в патопсихологии, где эти методы впервые начали применять отечественные психологи, основное внимание при изучении мотивационной сферы уделялось не столько анализу содержательной стороны мотивов, сколько исследованию структуры мотивации*. По этой причине патопсихологическое исследование не предъявляет стро­гих требований к содержанию актуализовавшихся мотивов.

Происходит это, естественно, из-за специфики решаемых патопсихологом проблем - помощь врачу в выявлении и квалификации психических расстройств (психические рас­стройства чаще всего диагностируются на основе изучения структурно-процессуальных особенностей деятельности).

 

 

При исследовании же личности в ходе СПЭ перед психологом зачас­тую стоит более широкая задача - дать целостную характеристику смы­словой сферы подэкспертного или прицельно выявить наличие (отсутст­вие) таких личностных качеств как агрессивность, доминантность, по­вышенная зависимость от внешнего окружения, внушаемость, подозри­тельность и пр.

Используя так называемые полупрожективные методы, психолог сам может организовать направленность стимульного материала на актуали­зацию мотивов того или иного содержания. Например, исследуя жертву полового насилия или преступника, совершившего такого рода преступ­ление, эксперт может создать ситуацию, стимулирующую проявление мотивов, связанных с сексуальными отношениями. Применение такого рода полупрожективных тестов с заданным или варьируемым экспери­ментатором направлением проекции расширяет возможности психоло­гического изучения смысловой сферы личности в СПЭ.

К таким методам относятся метод С.Розенцвейга, направленный на актуализацию агрессивных и защитных тенденций личности при угро-зе;некоторые варианты метода «незаконченных предложений», различ­ного рода рисуночные тесты и ряд других. Там, где объектами эксперт­ного исследования становятся малолетние свидетели или потерпевшие, нередко применяются игровые методики. Такого рода методы широко используются за рубежом, в том числе и при изучении мотивационной сферы детей - жертв сексуальных преступлений*.

Использование идеографических' методов прожективного и полу-прожективного типов в практике СПЭ позволяет исследовать недоста­точно осознаваемые или скрываемые подэкспертным побуждения, вы­явить представления испытуемого о наиболее значимых целях, допус­тимых способах их достижения, зонах конфликта, степени опосредован-ности и динамике протекания деятельности.

Учитывая также, что в условиях экспертизы большинство подвер­гающихся обследованию лиц не стремятся раскрыть перед экспертом особенности своей внутренней жизни, использование этих методов в экспертной практике актуально. В дополнении к прожективным и полу-прожективным методам для выявления и исследования недостаточно осознаваемых смысловых образований рекомендуется использовать ме­тод анализа «жизненного материала» в различных его вариантах.

Метод анализа «жизненного материала» включает в себя сбор необходи­мых анамнестических сведений с последующей их классификацией и созда-

________________

*S. Kats a. M.A.Mazur - Understanding the rape victim. N.Y., 1979, P.89.

 

 

нием обоснованной гипотезы о внутренних психологических связях, при­ведших к появлению тех или иных устойчивых смыслов (мотивов)*.

Применительно к контингенту несовершеннолетних возможности этого метода требуют специальной оговорки. Дело в том, что сбор «жизненного материала» многое дает при исследовании людей зрелого возраста со сложившейся биографией, с уже накопившимся жизненным опытом. Этот метод может быть продуктивен и при исследовании стар­ших подростков (М.А.Карева, 1975), но применение его к детям и млад­шим подросткам нуждается в модификации.

Модификация эта состоит в том, что при исследовании взрослых ос­новное внимание уделяется анализу психологических новообразований, а при анализе «жизненного материала» ребенка основной упор должен быть сделан на изучении условий его развития, практикующейся систе­ме воспитания, отношения со взрослыми и детьми, то есть «социальной ситуации развития» (Л.С Выготский). Анализу, естественно, подверга­ются и собственно психологические показатели: социальные ориента­ции, ведущая деятельность, степень выраженности психологических новообразований, но изучаться они должны нераздельно от условий их возникновения.

Иными словами, в отношении детей показатели, отнесенные в группу «ситуации развития», исследуются в рамках метода «анализ жизненного материала» в комплексе с показателями «психологические свойства».

Представляется достаточным использование следующей схемы сбора необходимого «жизненного материала»:

‒ данные о родительской семье;

‒ сведения о собственной семье подэкспертного;

‒ сведения о подэкспертном (здоровье и поэтапное психическое раз­витие);

‒ особенности взаимоотношения с людьми;

‒ особенности, связанные с предметной деятельностью;

‒ конфликтные ситуации;

‒ отношение к себе.

Источником информации для сбора «жизненного материала» может служить уголовное дело, а также специально проводимая с подэксперт-ным беседа. Кроме того, эксперт, участвуя в проведении допросов знающих подэкспертного лиц, может задать этим лицам интересующие

 

_____________

*Асмолов А.Г. и др. О некоторых перспективных исследованиях смысловых образований личности. Вопросы психологии. № 4, 1979, C.4I;

Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности. Вестник МГУ. Психология. № 2. 1981.С.54.

 

 

его вопросы или попросить сделать это следователя. Темы бесед с по-дэкспертным могут формулироваться так: «Мои родители», «Моя се­мья», «Мои друзья», «Моя работа», «Мое здоровье», «Я сам и на что я способен», «Что со мной случилось», «Что со мной происходит сейчас», «Что происходит вокруг меня», «Что происходит в нашем обществе», «Что происходит в мире» и пр.

Содержание беседы выстраивается в зависимости от направленности экспертизы. Так в экспертизах аффекта эксперт накапливает информацию о сфере отношений, где произошел конфликт. Подэкспертному также предла­гается обсудить темы «Я сам» и «Что со мной произошло», «Что со мной происходит сейчас». В экспертизах, связанных с выяснением способности свидетеля давать правильные показания, беседа может касаться таких во­просов как «Мое здоровье», «Я сам и на что я способен», «Что со мной про­исходит сейчас», «Что происходит вокруг меня».

Для удобства организации материала о «ценностях» можно исполь­зовать в беседе с подэкспертньш вопросник «Ценностные ориентации» М. Рокича. При этом необходимо иметь в виду, что классический вари­ант методики не свободен от влияния «социальной желательности», и по этой причине, полученные с его помощью данные могут рассматривать­ся лишь как ориентировочные.

В практике проведения судебно-психологических экспертиз редко можно встретить умудренных жизнью, изощренных в самоанализе, ис­кренних подэкспертных, поэтому при необходимости можно обратиться к адаптированному варианту методики М. Рокича, информацию о кото­ром можно найти в книге Д.А. Леонтьева «Методика изучения ценност­ных ориентации». Этот вариант не столь подвержен влиянию социаль­ной желательности. У того же автора можно обнаружить целую серию методов, ваправленных на исследование ценностно-смысловой сферы личности.

Получаемые с помощью прожективных и полупрожективных мето­дов данные, на основании которых эксперт создает рабочую гипотезу об особенностях психики подэкспертного, можно уточнить путем сопос­тавления этих данных с результатами, полученными от применения дру­гих процедур. В частности, сравнивая с информацией полученной при анализе «объективного жизненного материала», а также результатами самооценочных измерителльных методик типа MMPI, ПДО Личко, 16-PF опросника Кэттелла, тестов Айзенка, Басса-Дарки, шкал личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера, опросниковУСК Роттера, Лири, Шутца и др.

 

 

Кроме того, в психодиагностике существует практика применения целой серии прожективных методик в совокупности и измерительными (вопросниками). Такие «батареи методов» обычно направлены на полу­чение взаимодополняющей информации о ценностно-смысловых и сти­левых свойствах субъекта.

Руководствуясь мыслью о том, что личностные дефекты и особенно­сти не существуют изолированно, а проявляются в любых поведенче­ских актах, исследование эмоционально-волевых компонентов прово­дится с помощью тех же методов, что и исследование их операциональ­ных компонентов. Экспериментатор, правда, обращает внимание на дру­гие проявления деятельности: самооценку и уровень притязаний испы­туемого, особенности принятия им заданий, стиль выполнения этих заданий, эмоциональные проявления, общее отношение к обследованию. Практически любая ситуация, возникающая при обследовании содержит в себе элементы прожективности и предоставляет материал о личности обследуемого.

Сведения о «качественных» методах исследования экспериментально смоделированной деятельности содержатся в ряде пособий . В послед­нее годы число пособий по психодиагностике возросло, но, к сожале­нию, лишь некоторые из них дают полное представление о процедуре психологического обследования с помощью перечисленных методов. Многоплановость используемых при анализе деятельности методик, необходимость «увидеть» проявляемую в эксперименте особенность деятельности, предъявляет высокие требования к квалификации экспер­та как психолога и его опыту работы с подобного рода методами.

Кроме того, особенности эмоционально-волевой сферы при исследо­вании познавательной деятельности изучаются и с помощью специаль­ных личностных методик («клиническая самооценка», «уровень притя­заний»), а также некоторых прожективных тестов (ТАТ, Роршах, Ро-зенцвейг, ассоциативный эксперимент), вопросников, выстроенных как на факторном (16PF вопросник Р.Б. Кэттелла, вопросники EPI, PEN Г. Айзенка), так и типологическом (MMPI, ПДО А.Е. Личко, вопросник X. Смишека акцентуированных личностей по К. Леонгарду) принципах.

М.П. Кононова. Руководство по психодиагностическому исследованию психически больных детей школьного возраста. М.,1963; Принципы и методы психодиагностического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. М., 1967; С.Я. Рубинштейн -Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М, 1970, Практикум по психологии. М., 1972; С.Д. Забрамная - Наглядный материал для психолого-патологического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М, 1985; Практикум по патопсихологии М., 1987.

 

 

Направленность анализа при изучении психологических свойств по-дэкспертного задается требованиями экспертной задачи. Соответствен­но отбираются и конкретные методики.

Например, негативное влияние на способность 12-летней потерпев­шей осознанно и произвольно действовать в ситуации «соблазнения» отчимом оказывают неосведомленность девочки об отношениях между полами, низкий уровень ее общего и социального развития, характер внутрисемейных отношений, в частности, отношений с матерью. Для диагностики этих явлений должны использоваться методы, проверяю­щие уровень общего и интеллектуального развития: «Классификация», «Исключение предметов», «Толкование пословиц», или один из стан­дартизированных тестов общих интеллектуальных способностей Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра и др.

Беседа должна быть направлена на выявление общего уровня разви­тия, установление запаса представлений о взаимоотношениях полов, выяснение сложившихся взаимоотношений в семье. Могут быть приме­нены прожективные тесты (Дом, дерево, человек; Цветовой тест отно­шений, один из вариантов метода неоконченных предложений, методика Рене Жиля или другие) или вопросники (АСВ Э.Г. Эйдемиллера, PARI и др.) направленные на выяснение внутрисемейных отношений.

При диагностике способности несовершеннолетней оказывать со­противление одному или группе внезапно напавших на нее незнакомых преступников, существенное внимание должно быть уделено экспери­ментальному изучению характерологических особенностей и особенно­стей динамики протекания психических процессов;, выявлению тревож­ности, нерешительности, неуверенности в себе, эмоциональной неус­тойчивости, быстрой психической истощаемости, склонности к реакци­ям тормозного типа в экстремальных условиях. Для выявления этих ка­честв применяются самооценочные методики, метод РТС, тест Розенц-вейга, характерологические вопросники, экспериментальное изучение уровня притязаний или другие методы. Полученные данные сопостав­ляются с результатами наблюдений за поведением потерпевшей в спе­циально создаваемых экспериментатором стрессогенных условиях и сведениями, почерпнутыми из материалов уголовного дела, беседы (ха­рактерное поведение в конфликте, условия воспитания, частота попада­ния в условия конфликтного взаимодействия и пр.).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...