Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы анализа психологических особенностей.В нашу задачу не входит конкретное описание экспериментальных методик. Существует многочисленная специальная литература с изложением принципов построения того или иного метода, способов проведения исследования, интерпретации полученных результатов. Здесь остановимся лишь на методах, выстроенных по принципу «функциональных проб». Именно их применение, как представляется, особенно перспективно в экспертно-психологических исследованиях. Особенностью этих методов является то, что в них, по сути, моделируется реальная человеческая деятельность. В этой деятельности вычленяются определенные компоненты и подвергаются исследованию в экспериментальной ситуации. До недавнего времени этот методический принцип в отечественной психологии использовался в основном при патопсихологическом анализе психики больных (Б.В. Зейгариик, С.Я. Рубинштейн и др.). Выделяемые в деятельности человека компоненты делят на преимущественно операциональные (уровень сложности используемых мыслительных операций, скорость протекания, истощаемость психических процессов, умение планировать деятельность и следовать целям и пр.) и эмоционально-волевые (самооценка, представление о своих возможностях и потенциях, уровень притязаний, критичность, саморегуляция, особенности смыслообразования, содержание ведущих смысловых образований). Методы экспериментальной психологической диагностики, с некоторой долей условности, также подразделяются на исследующие операциональные и эмоционально-волевые особенности психики. К первым, направленным на изучение операциональной стороны (уровня сформированное™ операций обобщения и отвлечения и пр.), относят «Классификацию предметов», «Пиктограмму», «Простые и сложные аналогии», «Ассоциативный эксперимент», «10 слов», «Запоминание по Леонтьеву» «Корректурную пробу» и целый ряд других проб. В дополнение к этим методам, для количественного подтверждения обнаруженных особенностей познавательной деятельности, нередко используют некоторые интеллектуальные тесты. Например, широко рас-
пространенные и активно применяемые в отечественной практике тесты Д. Векслера, П. Кэттела, Дж. Равена, Р.Амтхауэра. Тест Д. Векслера имеет ряд модификаций предназначенных для исследования маленьких детей от 4 до 6 лет (WPPSI), более старших, от 6 до 16 лет (WISC) и взрослых (WAIS). Сам тест представляет собой батарею из 11 специализированных субтестов, исследующих разные стороны познавательной деятельности на вербальном и невербальном уровнях. Фактически в единый тест объединены отдельные задания, которые психолог, предлагает подэкспертному при изучении операциональной стороны деятельности («понимание» «нахождение сходства», «завершение картины», «кодирование», «складывание объектов» и пр.). Выполнение теста Векслера занимает много времени; в случае если временного дефицита нет, рекомендуется проводить количественный и качественный анализ познавательной деятельности с использованием этого метода. Аналогичная рекомендация относится и к тесту Р.Амтхауэра, который включает в себя 9 субтестов (общая осведомленность, классификация, установление аналогий, заучивание слов и пр.), также чрезвычайно близких по содержанию к методикам качественного анализа познавательной деятельности. Ко второй группе, принадлежат так называемые «специальные личностные методики» («Клиническая самооценка», «Уровень притязаний»), а также некоторые тесты, выстроенные на принципах прожектнв-ности - ТАТ, Роршах, «Ассоциативный эксперимент». Кроме того, с учетом того, что личностные особенности проявляются в любых поведенческих актах, целям их анализа могут служить и методы, направленные на исследование операциональных компонентов деятельности. Экспериментатор при этом обращает внимание на самооценку, притязания, мотивы поведения. Эксперт фиксирует особенности принятия субъектом тестовых заданий, стиль их выполнения, эмоциональные проявления, общее отношение к обследованию. Более того, практически любая ситуация, возникшая при обследовании, способна предоставить материал о психике обследуемого. Например, страх выявить собственную интеллектуальную недостаточность и превентивное оправдание возможных неудач плохим самочувствием наводит на мысль о таких особенностях как завышенная самооценка в сочетании с недостаточной верой в свои силы, пассивной жизненной позиции, нежелание принимать на себя ответственность, стремление возлагать ее на обстоятельства (болезнь). Разумеется это предположение должно быть проверено, в том числе и биографическими данными.
Выполнение заданий без достаточной в них ориентировки, отказ «работать» при возникновении трудностей или в ответ на делаемые психологом замечания, позволяет предположить неумение планировать свои действия и последовательно достигать поставленные цели. Важное значение мы придаем использованию прожективных тестов. В этих методах (ТАТ, Роршах, Тест руки Э. Вагнера, Цветовой тест Люшера, рисуночные пробы - «Нарисуй человека», «Кинетический рисунок», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное» и др.) испытуемому предлагается неструктурированный материал в виде картинок неясного содержания, чернильных пятен или цветовых карточек неоконченных предложений, фраз, которым он должен придать вид осмысленной ситуации. Характер сконструированной ситуации отражает не только объективное содержание картинки и побуждения, возникающие у субъекта в связи с обследованием, но и, по предположениям разработчиков этих методов, проекцию присущих данному человеку личностных образований. Этот принцип универсален и широко используется в диагностических целях. Но в отличие от описанного выше качественного подхода к анализу деятельности, где психолог выступает наблюдателем деятельности, эти методы чаще применяют в иных, более жестко очерченных условиях. Получаемые результаты подвергаются типизации и числовому выражению, а окончательный аывод предстает не в качестве целостного описания деятельности, а в перечислении рядоположенных факторов. Чаще эти факторы характеризуют особенности организации операциональной и целевой сторон деятельности (высокий темп протекания психических процессов - низкий темп; энергичность - замедленность, сдержанность; быстрая реактивность, хорошая ориентация в ситуации, быстрая включаемость в ее оценку - замедленная ориентация, установка не на сиюминутные, а на отдаленные цели; просоциальность - негативизм; склонность к риску- робость и т.д.). Задача - выяснить место искусственно вычлененных из деятельности психологических факторов в личностной структуре субъекта, установить пути и способы их влияния на конкретную деятельность. Такие задачи сравнительно легко решались патопсихологией с помощью «качественного» исследования деятельности. В более широкой психодиагностической практике они решаются путем сравнения полученных факторов с теми, которые вычленяются при анализе биографических сведений. Жизненные события, удачи и промахи, сам стиль жизни позволяют увидеть реальное значение таких, например, экспериментально выяв-
леннных факторов как выраженное стремление к самоутверждению или наоборот присущую тенденцию избегать активных действий, принимать ответственные решения; экстраверсию - интроверсию; энергичность, быстроту суждений, продуктивность памяти и пр. Ряд исследователей (Кэттелл и др.) провели с помощью математических процедур анализ всех показателей, которые, с их точки зрения, могут быть получены с помощью «моделирующих» объективную ситуацию методов. Было выделено около18 пар таких личностных факторов. Они сравнивались с факторами, получаемыми иными методами (самооценочными вопросниками, путем накопления сведений о реальном поведении субъекта в ситуациях разного типа, в том числе и с помощью метода "анализ жизненного материала»). Авторы говорят о сопоставимости информации, получаемой методиками всех трех типов. То есть была проверена и нашла подтверждения идея о продуктивности, взаимодополняемости и взаимопроверяемости применения в исследованиях методов, базирующихся на разных принципах. Принципы построения моделирующих методов, как нельзя лучше отвечают запросам экспертной практики. А именно, тестовый материал и процедура обследования в значительной степени снижают возможности лица, подвергающегося экспертизе, произвольно влиять на результаты обследования. С помощью подобного рода процедур можно получить сведения как о присущих данному лицу особенностях организации и протекания интеллектуальной и иной деятельности, так и об особенностях содержательной стороны их личности, ценностях, плохо осознаваемых мотивах. Причем продуктивным может быть применение как качественных принципов анализа, так и более жестко выстроенных диагностических процедур. Существует определенная специфика использования данных методов в практике СПЭ. Так, в патопсихологии, где эти методы впервые начали применять отечественные психологи, основное внимание при изучении мотивационной сферы уделялось не столько анализу содержательной стороны мотивов, сколько исследованию структуры мотивации*. По этой причине патопсихологическое исследование не предъявляет строгих требований к содержанию актуализовавшихся мотивов. Происходит это, естественно, из-за специфики решаемых патопсихологом проблем - помощь врачу в выявлении и квалификации психических расстройств (психические расстройства чаще всего диагностируются на основе изучения структурно-процессуальных особенностей деятельности).
При исследовании же личности в ходе СПЭ перед психологом зачастую стоит более широкая задача - дать целостную характеристику смысловой сферы подэкспертного или прицельно выявить наличие (отсутствие) таких личностных качеств как агрессивность, доминантность, повышенная зависимость от внешнего окружения, внушаемость, подозрительность и пр. Используя так называемые полупрожективные методы, психолог сам может организовать направленность стимульного материала на актуализацию мотивов того или иного содержания. Например, исследуя жертву полового насилия или преступника, совершившего такого рода преступление, эксперт может создать ситуацию, стимулирующую проявление мотивов, связанных с сексуальными отношениями. Применение такого рода полупрожективных тестов с заданным или варьируемым экспериментатором направлением проекции расширяет возможности психологического изучения смысловой сферы личности в СПЭ. К таким методам относятся метод С.Розенцвейга, направленный на актуализацию агрессивных и защитных тенденций личности при угро-зе;некоторые варианты метода «незаконченных предложений», различного рода рисуночные тесты и ряд других. Там, где объектами экспертного исследования становятся малолетние свидетели или потерпевшие, нередко применяются игровые методики. Такого рода методы широко используются за рубежом, в том числе и при изучении мотивационной сферы детей - жертв сексуальных преступлений*. Использование идеографических' методов прожективного и полу-прожективного типов в практике СПЭ позволяет исследовать недостаточно осознаваемые или скрываемые подэкспертным побуждения, выявить представления испытуемого о наиболее значимых целях, допустимых способах их достижения, зонах конфликта, степени опосредован-ности и динамике протекания деятельности. Учитывая также, что в условиях экспертизы большинство подвергающихся обследованию лиц не стремятся раскрыть перед экспертом особенности своей внутренней жизни, использование этих методов в экспертной практике актуально. В дополнении к прожективным и полу-прожективным методам для выявления и исследования недостаточно осознаваемых смысловых образований рекомендуется использовать метод анализа «жизненного материала» в различных его вариантах. Метод анализа «жизненного материала» включает в себя сбор необходимых анамнестических сведений с последующей их классификацией и созда- ________________ *S. Kats a. M.A.Mazur - Understanding the rape victim. N.Y., 1979, P.89.
нием обоснованной гипотезы о внутренних психологических связях, приведших к появлению тех или иных устойчивых смыслов (мотивов)*. Применительно к контингенту несовершеннолетних возможности этого метода требуют специальной оговорки. Дело в том, что сбор «жизненного материала» многое дает при исследовании людей зрелого возраста со сложившейся биографией, с уже накопившимся жизненным опытом. Этот метод может быть продуктивен и при исследовании старших подростков (М.А.Карева, 1975), но применение его к детям и младшим подросткам нуждается в модификации. Модификация эта состоит в том, что при исследовании взрослых основное внимание уделяется анализу психологических новообразований, а при анализе «жизненного материала» ребенка основной упор должен быть сделан на изучении условий его развития, практикующейся системе воспитания, отношения со взрослыми и детьми, то есть «социальной ситуации развития» (Л.С Выготский). Анализу, естественно, подвергаются и собственно психологические показатели: социальные ориентации, ведущая деятельность, степень выраженности психологических новообразований, но изучаться они должны нераздельно от условий их возникновения. Иными словами, в отношении детей показатели, отнесенные в группу «ситуации развития», исследуются в рамках метода «анализ жизненного материала» в комплексе с показателями «психологические свойства». Представляется достаточным использование следующей схемы сбора необходимого «жизненного материала»: ‒ данные о родительской семье; ‒ сведения о собственной семье подэкспертного; ‒ сведения о подэкспертном (здоровье и поэтапное психическое развитие); ‒ особенности взаимоотношения с людьми; ‒ особенности, связанные с предметной деятельностью; ‒ конфликтные ситуации; ‒ отношение к себе. Источником информации для сбора «жизненного материала» может служить уголовное дело, а также специально проводимая с подэксперт-ным беседа. Кроме того, эксперт, участвуя в проведении допросов знающих подэкспертного лиц, может задать этим лицам интересующие
_____________ *Асмолов А.Г. и др. О некоторых перспективных исследованиях смысловых образований личности. Вопросы психологии. № 4, 1979, C.4I; Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности. Вестник МГУ. Психология. № 2. 1981.С.54.
его вопросы или попросить сделать это следователя. Темы бесед с по-дэкспертным могут формулироваться так: «Мои родители», «Моя семья», «Мои друзья», «Моя работа», «Мое здоровье», «Я сам и на что я способен», «Что со мной случилось», «Что со мной происходит сейчас», «Что происходит вокруг меня», «Что происходит в нашем обществе», «Что происходит в мире» и пр. Содержание беседы выстраивается в зависимости от направленности экспертизы. Так в экспертизах аффекта эксперт накапливает информацию о сфере отношений, где произошел конфликт. Подэкспертному также предлагается обсудить темы «Я сам» и «Что со мной произошло», «Что со мной происходит сейчас». В экспертизах, связанных с выяснением способности свидетеля давать правильные показания, беседа может касаться таких вопросов как «Мое здоровье», «Я сам и на что я способен», «Что со мной происходит сейчас», «Что происходит вокруг меня». Для удобства организации материала о «ценностях» можно использовать в беседе с подэкспертньш вопросник «Ценностные ориентации» М. Рокича. При этом необходимо иметь в виду, что классический вариант методики не свободен от влияния «социальной желательности», и по этой причине, полученные с его помощью данные могут рассматриваться лишь как ориентировочные. В практике проведения судебно-психологических экспертиз редко можно встретить умудренных жизнью, изощренных в самоанализе, искренних подэкспертных, поэтому при необходимости можно обратиться к адаптированному варианту методики М. Рокича, информацию о котором можно найти в книге Д.А. Леонтьева «Методика изучения ценностных ориентации». Этот вариант не столь подвержен влиянию социальной желательности. У того же автора можно обнаружить целую серию методов, ваправленных на исследование ценностно-смысловой сферы личности. Получаемые с помощью прожективных и полупрожективных методов данные, на основании которых эксперт создает рабочую гипотезу об особенностях психики подэкспертного, можно уточнить путем сопоставления этих данных с результатами, полученными от применения других процедур. В частности, сравнивая с информацией полученной при анализе «объективного жизненного материала», а также результатами самооценочных измерителльных методик типа MMPI, ПДО Личко, 16-PF опросника Кэттелла, тестов Айзенка, Басса-Дарки, шкал личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера, опросниковУСК Роттера, Лири, Шутца и др.
Кроме того, в психодиагностике существует практика применения целой серии прожективных методик в совокупности и измерительными (вопросниками). Такие «батареи методов» обычно направлены на получение взаимодополняющей информации о ценностно-смысловых и стилевых свойствах субъекта. Руководствуясь мыслью о том, что личностные дефекты и особенности не существуют изолированно, а проявляются в любых поведенческих актах, исследование эмоционально-волевых компонентов проводится с помощью тех же методов, что и исследование их операциональных компонентов. Экспериментатор, правда, обращает внимание на другие проявления деятельности: самооценку и уровень притязаний испытуемого, особенности принятия им заданий, стиль выполнения этих заданий, эмоциональные проявления, общее отношение к обследованию. Практически любая ситуация, возникающая при обследовании содержит в себе элементы прожективности и предоставляет материал о личности обследуемого. Сведения о «качественных» методах исследования экспериментально смоделированной деятельности содержатся в ряде пособий . В последнее годы число пособий по психодиагностике возросло, но, к сожалению, лишь некоторые из них дают полное представление о процедуре психологического обследования с помощью перечисленных методов. Многоплановость используемых при анализе деятельности методик, необходимость «увидеть» проявляемую в эксперименте особенность деятельности, предъявляет высокие требования к квалификации эксперта как психолога и его опыту работы с подобного рода методами. Кроме того, особенности эмоционально-волевой сферы при исследовании познавательной деятельности изучаются и с помощью специальных личностных методик («клиническая самооценка», «уровень притязаний»), а также некоторых прожективных тестов (ТАТ, Роршах, Ро-зенцвейг, ассоциативный эксперимент), вопросников, выстроенных как на факторном (16PF вопросник Р.Б. Кэттелла, вопросники EPI, PEN Г. Айзенка), так и типологическом (MMPI, ПДО А.Е. Личко, вопросник X. Смишека акцентуированных личностей по К. Леонгарду) принципах. М.П. Кононова. Руководство по психодиагностическому исследованию психически больных детей школьного возраста. М.,1963; Принципы и методы психодиагностического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. М., 1967; С.Я. Рубинштейн -Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М, 1970, Практикум по психологии. М., 1972; С.Д. Забрамная - Наглядный материал для психолого-патологического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М, 1985; Практикум по патопсихологии М., 1987.
Направленность анализа при изучении психологических свойств по-дэкспертного задается требованиями экспертной задачи. Соответственно отбираются и конкретные методики. Например, негативное влияние на способность 12-летней потерпевшей осознанно и произвольно действовать в ситуации «соблазнения» отчимом оказывают неосведомленность девочки об отношениях между полами, низкий уровень ее общего и социального развития, характер внутрисемейных отношений, в частности, отношений с матерью. Для диагностики этих явлений должны использоваться методы, проверяющие уровень общего и интеллектуального развития: «Классификация», «Исключение предметов», «Толкование пословиц», или один из стандартизированных тестов общих интеллектуальных способностей Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра и др. Беседа должна быть направлена на выявление общего уровня развития, установление запаса представлений о взаимоотношениях полов, выяснение сложившихся взаимоотношений в семье. Могут быть применены прожективные тесты (Дом, дерево, человек; Цветовой тест отношений, один из вариантов метода неоконченных предложений, методика Рене Жиля или другие) или вопросники (АСВ Э.Г. Эйдемиллера, PARI и др.) направленные на выяснение внутрисемейных отношений. При диагностике способности несовершеннолетней оказывать сопротивление одному или группе внезапно напавших на нее незнакомых преступников, существенное внимание должно быть уделено экспериментальному изучению характерологических особенностей и особенностей динамики протекания психических процессов;, выявлению тревожности, нерешительности, неуверенности в себе, эмоциональной неустойчивости, быстрой психической истощаемости, склонности к реакциям тормозного типа в экстремальных условиях. Для выявления этих качеств применяются самооценочные методики, метод РТС, тест Розенц-вейга, характерологические вопросники, экспериментальное изучение уровня притязаний или другие методы. Полученные данные сопоставляются с результатами наблюдений за поведением потерпевшей в специально создаваемых экспериментатором стрессогенных условиях и сведениями, почерпнутыми из материалов уголовного дела, беседы (характерное поведение в конфликте, условия воспитания, частота попадания в условия конфликтного взаимодействия и пр.).
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |