Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы диагностики психических состояний.Диагностика ряда психических состояний, в частности, стрессовых и аффективных, является наиболее разработанным видом судебно-психологических экспертиз. Проблемами исследования эмоциональных со-
стояний в рамках судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз в разное время занимались М.М. Коченов, 1977, 19S0; ОД Ситковская, 1983; 1998; И.А. Кудрявцев, 1988; Ф. Сафуанов, 1991,1994,1998; Л.В. Алексеева,1997;С.С.Шипшин,1998идр. Основным методическим приемом диагностики указанных состояний является ретроспективный анализ деятельности и сознания подэкс-пертного, который включает в себя изучение материалов уголовного дела, беседу, опрос свидетелей, оценку всей совокупности сведений под углом зрения общепсихологических закономерностей возникновения и протекания аффектов и стрессов. В качестве дополнительных при диагностике применяются методы экспериментальной психологии, выявляющие психофизические и личностные качества субъекта. Использование этих методов носит скорее факультативный, чем обязательный характер. Эмоциональная неустойчивость, фрустрабельность, тревожность и некоторые другие психологические особенности, зачастую присущи лицам, совершающим насильственные преступления в аффекте или под влиянием иных разрушающих деятельность состояний. Эти свойства психики можно обнаружить с помощью 16 - факторного опросника Кэт-телла, шкал MMPI, теста Г.Ю. Айзенка (EPI - от 10 до 16 лет, ЕРО -взрослый вариант), шкал ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина (ШРЛТ), цветового теста Люшера и других методов. Неумение строить межличностные отношения, отстаивать свои интересы, быстро находить выход из возникшего конфликта выявляются методами интерперсональной диагностики (тест Т. Лири, опросник межличностных отношений «ОМО» В. Шутца, тест предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса) и рядом других. При диагностике эмоциональных состояний нередко используют метод субъективного контроля (УСК) и метод, исследующий способы поведения в ситуациях фрустрации (Фрустрационный тест С.Розенцвейга). Применение этих методов обусловленно данными о зависимости между одной из разновидностей «интернальности», в частности той, которая связана со стремлением к самообвинению и возникновением «комплексов вины» за неудачи, с одной стороны и облегченным проявлением дезорганизующих деятельность эмоциональных состояний в условиях острого конфликта, с другой. В настоящее время предпринимается попытка создать специальную экспертную методику (с использованием 8-цветового теста Люшера), ретроспективно воссоздающую пережитое субъектом эмоциональное состояние (С.С. Шипшин).
При исследованиях психического состояния жертв приходится сталкиваться с необходимостью диагностировать астенические эмоциональные состояния, в том числе страха. Методические пути их выявления схожи с методами диагностики стеняческих эмоциональных состояний.
Анализ деятельности. Заключительный этап экспертизы связан с получением данных о следах, которые оставили произошедшие события. Эти следы проявляются объективно в виде направленности поведения, эмоциональных реакций, иных феноменологических проявлений как в тот прошедший период, так и впоследствии, вплоть до периода проведения экспертизы. Кроме того события оставили метки и в психике подэкспертного в виде переживаний, эмоционального, рационального, оценочного отношения к случившемуся. Сведения об этой группе внешних и внутренних показателей могут быть получены лишь из трех источников: из материалов уголовного дела, из бесед и наблюдения за подэкспертным при проведении экспертизы, допросов на предварительном следствии и в судебном заседании. При фиксации информации о поведении необходимо обратить внимание на показатели уровня саморегуляции: быструю и неожиданную смену направленности действий, повышенную их ситуативность и подверженность внешним воздействиям, общее возбуждение, алогичность с точки зрения возможности достижения стоящей перед субъектом цели, оптимальность или неоптимальность выбора поведенческой стратегии и пр. Диагностическое значение имеет не только поведение в самой ситуации, но и непосредственно до, а также после событий, составляющих содержание уголовного дела, Без достоверных сведений о направленности действий субъекта в криминальной ситуации, изменениях этой направленности, характере выполнения действий нельзя провести ни экспертизу способностей, ни экспертизу состояний. Исследуя материалы уголовного дела эксперт фиксирует информацию не только об особенностях поведения подэкспертного на всех этапах развития интересующей следствие ситуации, но и свидетельства о его внешнем облике в тот период, о различного рода непроизвольных реакциях (дрожании рук, покраснении - побледнении, задержках дыхания, слезах, возрастании или снижении силы, координации движений и пр.). Эти сведения также чрезвычайно важны для диагностики эмоциональных состояний. Без них трудно осуществить любую экспертизу способностей, не говоря уже об экспертизе мотивов.
Сведения о самоощущениях, переживаниях, мыслях, которые возникали как в юридически значимой ситуации, так и впоследствии, психолог может получить в основном из беседы с подэкспертным. Лишь незначительная часть такого рода сведений содержится в уголовном дела, в частности, в свидетельских показаниях очевидцев и лиц, с которыми общался подэкспертный в тот период и впоследствии. Эти сведения также должны быть выисканы психологом. Их сопоставление с результатами беседы существенно увеличивает достоверность подобного рода субъективной данных. Трудно дать исчерпывающий перечень информации субъективного плана, которую психолог может получить от подэкспертного. Отметим лишь, что сведения должны касаться самоотчета об ощущениях (неожиданности, внезапности, ирреальности происходящего - «все как будто не со мной происходит»; прилива неимоверной силы или наоборот слабости и пр.); об особенностях протекания психических процессов («был сосредоточен на одном, ничего вокруг не замечал», «в голове было пусто, ни о чем не думал»; «никак не мог оторваться от мысли...», «все, что происходило, не запомнилось», «хотелось куда-то бежать, не мог усидеть на месте» и т.д.); об испытываемых эмоциях («испытывал сначала гнев, потом страх и растерянность», «было ощущение, что время остановилось и ничего не происходит, никаких чувств не испытывал вообще», «возникло желание тут же рассказать кому-то о случившемся», «было чувство вины», «была злость на себя, на свою несообразительность», «испытывал гнев, хотелось растерзать...», «было желание отомстить» и т.д.). Информация такого рода должна быть увязана с информацией о конкретных поведенческих проявлениях. Собрав таким образом необходимые сведения, эксперт получает возможность проанализировать их под углом зрения стоящей экспертной задачи. В частности, в экспертизах направленных на исследование особенностей деятельности подэкспертного в конкретной ситуации, психолог может приступить к ретроспективной ее реконструкции. Эта задача может быть связана с выявлением содержания целей и стоящих за ними мотивационных образований, с исследованием степени социальной опосредованности действий, их осознанности и произвольности, нахождением места в общей структуре деятельности, анализом иных параметров. Проведя реконструкцию и оценку деятельности, психолог отвечает на стоящие экспертные вопросы.
В экспертизах, связанных с определением уровня развития подэксперт-ного и предоставлением в распоряжение практика целостного или более дробного психологического портрета подэкспертного, конкретная деятельность и ситуация ее протекания не изучаются. Исследование как бы останавливается на этапе диагностики психологических особенностей. Проведение экспертиз, направленных на установление уровня психического развития несовершеннолетнего, предполагает сопоставление полученных экспертом сведений о выявленных психологических особенностях с имеющимися возрастными критериями психического и личностного развития. Наличие подобных критериев позволяет эксперту вполне корректно справиться с решением вопроса об определении уровня развития. В заключении хотелось бы еще раз поднять вопрос о дефектах экспертных исследований, связанных с методической их стороной. Материалы уголовного дела поставляют основную информацию для психологической реконструкции и оценки параметров деятельности подэкспертного в юридически значимой ситуации и значительную часть сведений для исследования его психологических особенностей. Без активного «вычерпывания» из материалов уголовного дела требуемой эксперту информации провести экспертизу в принципе невозможно. Это замечание касается в первую очередь экспертиз, исследующих деятельность в конкретных обстоятельствах, но также и экспертиз личности. В последнем случае экспериментально полученные сведения о тех или иных особенностях личности должны быть сопоставлены с информацией, содержащейся в материалах дела. В противном случае личностный портрет подэкспертного недостаточно достоверен. Тем не менее эксперты очень часто нецеленаправленно используют экспериментальные методики и недооценивают возможности главного метода судебно-психологической экспертизы - психологического анализа материалов уголовного дела.
Ситковская Ольга Давидовна, Коченов Михаил Михайлович, Конышева Людмила Павловна Новые направления судебно-психологической экспертизы. Справочное пособие
Лицензия ЛР № 066272 от 14 января 1999 г. Сдано в набор 12.04.2000. Подписано в печать 10.04.2000. Формат 60x88/16. Бумага газетная. Усл. печ. л. 10. Тираж 5000 экз. Заказ № 1459 ООО Издательство «Юрлитинформ» 121019, г. Москва, ул. Волхонка, д. 6. Отпечатано в ЗАО «Красногорская типография» 143400, Московская обл., г. Красногорск, Коммунальный квартал, д. 2.
СИТКОВСКАЯ Ольга Давидовна доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела правовой психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, старший советник юстиции. Автор более 80 научных трудов по психологическим проблемам правоприменительной деятельности, теории су-дебно-психологической экспертизы, личности преступника, в том числе ряда монографий, учебных и методических пособий.
КОЧЕНОВ Михаил Михайлович доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела правовой психологии Института при Генеральной прокуратуре РФ; старший советник юстиции. Автор более 70 научных трудов об использовании психологических познаний в деятельности правоохранительных органов, в том числе монографий, учебных и методических пособий.
КОНЫШЕВА Людмила Павловна кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отдела правовой психологии Института при Генеральной прокуратуре РФ; советник юстиции. Автор более 40 научных трудов по проблемам судебно-психологической экспертизы, психологии преступника, жертвы и др.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |