Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т.Д. Василенко, Т.И. Сурьянинова, О.П. Перькова

Т.Д. Василенко, Т.И. Сурьянинова, О.П. Перькова

 

 

 

Методические рекомендации
по курсу «Социальная психология»

 

Курск – 2006


УДК 316.6 (072) Печатается по решению
ББК 88.5я7 редакционно-издательского
  совета ГОУ ВПО КГМУ
  Росздрава

Василенко Т.Д., Сурьянинова Т.И., Перькова О.П.Методические рекомендации по курсу «Социальная психология». – Курск: КГМУ, 2006. – 40 с.

 

 

Авторы:зав. кафедрой психологиис курсом педагогики Курского
государственного медицинского университета, к.п.н.
Т.Д. Василенко

доцент кафедры психологии с курсом педагогики Курского
государственного медицинского университета, к.п.н.
Т.И. Сурьянинова

ассистент кафедры психологиис курсом педагогики Курского государственного медицинского университета О.П. Перькова

 

Рецензенты: зав. кафедрой психологии Курского государственного
университета, профессор, д.п.н. А.С. Чернышев

доцент кафедры психологии Курского государственного университета, к.п.н. Ю.Л. Лобков

Методические рекомендации для самоподготовки по курсу «Социальная психология» для студентов 2 курса факультета клинической психологии (Учебно-методическое пособие).

 

Методические рекомендации предназначены для студентов факультета клинической психологии, содержат план изучения учебного материала по темам курса, а также вопросы и тестовые задания для самоконтроля. Пособие может быть полезно всем студентам, изучающим психологию.

ISBN 5-7487-1047-1 ББК 88.5я7
   
   
ã Т.Д. Василенко, Т.И. Сурьянинова, О.П. Перькова, КГМУ, 2006

Содержание

 

 

Раздел 1. История развития социальной психологии. 4

Тема 1. Объект, предмет, структура социальной психологии. 4

Тема 2. Методологические основы социальной психологии. 7

Раздел 2. Психология общения. 10

Тема 3. Закономерности общения и взаимодействия людей. 10

Раздел 3. Психология малых групп. 15

Тема 4. Взаимодействие личности и малой группы. 15

Тема 5. Проблема коллектива и личности в современной и отечественной психологии. 19

Тема 6. Межгрупповые отношения и взаимодействия. 22

Раздел 4. Психология больших групп и массовидных явлений. 25

Тема 7. Психология больших социальных групп. 25

Тема 8. Психология массовидных явлений. 28

Раздел 5. Социальная психология личности. 31

Тема 9. Социально-психологические характеристики личности. 31

Тема 10.. Социально-психологические регуляторы личности. 34

Раздел 6. Ключи к тестам. 37

 

Раздел 1. «История развития социальной психологии»

Тема 1. Объект, предмет, структура социальной
психологии

Мотивация темы

К пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу, и поэтому для уяснения вопроса полезно проанализировать содержание тех дискуссий, которые имели место в ее истории. Знание объекта, предмета и структуры необходимо для формирования представления об этом направлении психологии.

2. Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен:

· знать объект и предмет социальной психологии;

· знать историю развития представлений о предмете социальной психологии;

· ориентироваться в истории как отечественной, так и зарубежной психологии.

Исходный уровень знаний

Студент должен знать, что такое объект, предмет как категории.

План изучения темы

1) Объект, предмет, структура социальной психологии.

2) История отечественной социальной психологии.

3) История зарубежной социальной психологии.

5. Литература для самоподготовки

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

· Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. - Т. 2, № 2.

· Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке.

· Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

· Шихерев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. — М., 1985.

· Шихерев П.Н. Современная социальная психология в США. — М., 1979.

Вопросы для самоконтроля

1) Что является объектом социальной психологии?

2) В чем заключалась дискуссия о предмете социальной психологии в
20-е годы?

3) Каковы современные представления о предмете социальной психологии?

4) Структура и задачи социальной психологии.

5) Предпосылки возникновения социальной психологии как в отечественной, так и в зарубежной науке.

6) Как происходило выделение социальной психологии в самостоятельную науку (в отечественной и зарубежной психологии)?

7) Первые исторические формы социально-психологического знания.

8) Перечислите основные направления социально-психологического анализа в современной социальной психологии.

 

Тест к теме «Объект, предмет, структура
социальной психологии»

I. Укажите правильный ответ

1. Какую науку предложил создать В.М. Бехтерев для решения социально-психологических проблем, причем ее предметом должно было стать поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов?

а) социальная психология

б) конфликтология

в) психология групп

г) коллективная рефлексология

2. Социальная психология как наука берет свое начало в: _______

а) естествознании

б) философии

в) учениях И.П. Павлова и И.М. Сеченова

3. Назовите фамилию социального психолога, разработавшего в Великобритании теорию социальной идентичности

а) Г. Тард

б) Ф. Хайдер

в) А. Тэшфел

г) А. Фестингер

4. Назовите фамилию представителя школы французской социальной психологии, автора теории «социальных представлений»

а) А. Камю

б) Р. Айзер

в) С. Московиси

г) В. Ядов

II. Укажите правильные ответы

5. Этапам дискуссии о предмете социальной психологии соответствуют годы

а) 30-е

б) 20-е

в) 70-е – начало 90-х

г) 50-е – начало 60-х

6. Каково понимание предмета социальной психологии у представителей трех подходов, сложившихся на втором этапе дискуссии по этому вопросу?

а) личность

б) индивид

в) группа

г) «массовидные явления психики»

д) массовые психические процессы и положение личности в группе

7. Первыми историческими формами социально-психологического знания были

а) психология народов

б) психология игры

в) психология масс

г) теория рефлекторной дуги

д) теория инстинктов социального поведения

8. Назовите четыре направления, активно развивающие теоретическое знание в период наибольшего бума экспериментальных исследований (30-е гг.)

а) бихевиоризм

б) психоанализ

в) интеракционизм

г) дилетантизм

д) когнитивизм

е) прагматизм

9. Что послужило теоретическими источниками психологии народов, сложившейся в середине XIX века?

а) философское учение Гегеля

б) психоаналитическая теория З. Фрейда

в) идеалистическая психология Гербарта

г) языковедение Г. Штейнталя

III. Вставьте пропущенные слова

10. … социальной психологии – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в … … , а также психологических характеристик самих этих …


Мотивация темы

Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки. Для социальной психологии это актуально по причинам молодости социальной психологии как науки, сложности ее происхождения и статуса, порождающие необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами двух различных научных дисциплин: психологии и социологии.

2. Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен:

· знать понятие «методология» в социальной психологии;

· знать методы социально-психологического исследования как общих, так и специфических;

· ориентироваться в методологических проблемах социальной психологии.

Исходный уровень знаний

Студент должен знать объект и предмет социальной психологии, историю возникновения социальной психологии и выделения ее в самостоятельную науку.

План изучения темы

1) Характеристика понятия «методология» в социальной психологии.

2) Методы социальной психологии (наблюдение, эксперимент, метод анализа, ГОЛ, процедура оценивания).

3) Специфические методы социальной психологии (социометрия, методы активного социально-психологического обучения).

5. Литература для самоподготовки

· Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

· Методы социальной психологии // Под ред. Кузьмина, Семенова, 1977.

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

· Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Вопросы для самоконтроля

1) Дайте определение методологии. Охарактеризуйте три уровня научного подхода.

2) Перечислите и раскройте принципы специальной методологии социальной психологии.

3) Охарактеризуйте специфику научного исследования в социальной психологии.

4) Охарактеризуйте две парадигмы исследования в социальной психологии.

5) Дайте общую характеристику методов социально-психологического исследования.

6) Раскройте содержание общих и специфических методов социальной психологии.

 

Тест к теме «Методологические основы социальной
психологии»

I. Дайте определение понятию, используя словарь терминов

1. Методология – это …

Словарь терминов: наука, раздел, система принципов, а также, при условии, об, и, психологии, способов организации, техника, теоретической и практической, метод, учение, научной, этот, деятельности, этой, этом, разделе, науке, системе, построения.

II. Укажите правильные ответы

2. Что относится к специализированным социально-психологическим методам?

а) опрос

б) наблюдение

в) социометрическое измерение

г) анализ документов

д) оценочная биполяризация (биполярная оценка)

3. Уровни методологии с позиции социальной психологии

а) уровень научной методологии

б) практической

в) философский подход

г) частной методологии

д) житейской

е) совокупность конкретных методик

4. Назовите типы исследований, выделяемые в зависимости от объема эмпирических данных

а) практическое

б) корреляционное

в) экспериментальное

г) теоретическое

5. Какие виды параметров качества информации выделяют в социальной психологии?

а) устойчивые/неустойчивые

б) прямые/косвенные

в) объективные/субъективные

6. Ядов В.А. выделил три основные характеристики надежности инструмента, посредством которого собираются данные:

а) валидность (обоснованность)

б) категоричность

в) устойчивость

г) точность

д) предметность

е) стандартизованность

7. Какие две большие группы методов выделяют в социальной психологии?

а) методы исследования

б) методы воздействия

в) методы обработки данных

г) методы статистического анализа

8. Какие группы методов социальной психологии выделяет А. Свенцицкий?

а) методы моделирования

б) методы коррекции

в) методы эмпирического исследования

г) методы диагностики

д) управленческо-воспитательные методы

III. Вставьте пропущенное слово

9. Интеграция данных в принципы, объем эмпирических данных, проверяемость гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний – три … … социальной …

10. Среди многочисленных видов опроса как метода социальной психологии наибольшее распространение получают … и …

 

Раздел 2. «Психология общения»

Мотивация темы

Общение и взаимодействие людей – основная область изучения социальной психологии. Знание закономерностей общения и взаимодействия людей помогут разобраться в основных механизмах межгрупповых отношений.

2. Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения студент должен:

· знать определение общения;

· знать виды и функции общения;

· знать структуру общения;

· иметь представление о специфике обмена информацией в коммуникативном процессе;

· иметь представление об интерактивной и перцептивной сторонах общения.

Исходный уровень знаний

Для овладения темой студент должен владеть следующими категориями: знаковой системой, речью, видами речи, функциями речи.

План изучения темы

· 1занятие

1) Понятие об общении. Виды и функции общения. Структура общения.

2) Общение как коммуникативная детельность. Основные характеристики общения как коммуникации.

3) Вербальное и невербальное общение.

4) Проблема выражения истинных чувств.

· 2 занятие

1) Характеристика перцептивной стороны общения

2) Механизмы социальной перцепции

3) Понятие социального стреотипа

4) Характеристика интерактивной стороны общения

5) Социально-психологическая характеристика конфликта

5. Литература для самоподготовки

· Андреева Г.Н. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

· Бодалев А.А. Личности общение. М-82.

· Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

· Бороднин, Коряк. Внимание: конфликт. - М-89.

· Мелибруда Е.Я. «Я – ты – мы». - М-86.

· Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

· Социальная психология // Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Вопросы для самоконтроля

1) Дайте определение общению. Виды и функции общения.

2) Охарактеризуйте монологическое и диалогическое общение.

3) Расскажите о структуре общения и дайте характеристику каждой из трех сторон.

4) Охарактеризуйте специфику обмена информацией в коммуникативном процессе. Виды информации, исходящей от коммуникатора. Средства коммуникации.

5) Раскройте процесс передачи и восприятия сообщения (по И.А. Зимней).

6) Перечислите и охарактеризуйте основные знаковые системы невербальной коммуникации.

7) Охарактеризуйте общение как взаимодействие.

8) Назовите и раскройте основные типы взаимодействий.

9) Дайте определение социальной перцепции. Расскажите о вариантах социальных перцептивных процессов.

10) Раскройте механизмы взаимопонимания в процессе общения. Чем эмпатия отличается от рефлексии?

11) Раскройте содержание и эффекты межличностного восприятия. Что такое каузальная атрибуция?

12) В чем различие эффектов «первичности» и «новизны»?

13) Охарактеризуйте включение аттракции в процесс межличностного восприятия.

14) Дайте определение понятию «конфликт» и назовите социально-психологические характеристики конфликта.

 

Тест к теме: «Закономерности общения
и взаимодействия людей»

I. Дайте правильный ответ

1. Процесс общения можно описать следующей схемой:

а) S S

б) S O

в) S O S

г) S S O

2. Целью коммуникативного влияния является:

а) изменение окружающего мира;

б) изменение поведения партнера;

в) преобразование своего поведения;

г) преобразование предметного мира.

3. Оптико-кинетическая система включает:

а) жесты, мимику, пантомимику;

б) качество голоса, его диапазон, добавки;

в) организацию пространства;

г) «контакт глаз».

4. В аттракции преобладает … компонент:

а) когнитивный;

б) эмоциональный;

в) мотивационный;

г) личностный.

II. Дайте правильные ответы:

5. Приемы, используемые при манипуляции:

а) феномен «иностранного»;

б) использование стереотипных речевых оборотов;

в) готовность к раскрытию чувств;

г) принцип подавленной инициативы;

д) принцип неразрушающего дробления.

6. С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия может занимать позицию:

а) педагог;

б) ребенок;

в) ученик;

г) взрослый;

д) родитель.

7. Характеристиками кооперации являются (по А.Н. Леонтьеву):

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) наличие конфликта;

в) изменение деятельности каждого, так как предмет и мотив деятельности не совпадают;

г) совместимость личностей.

8. В структуру конфликтов входят:

а) конфликтная ситуация;

б) позиции участников;

в) осознание конфликта;

г) инцидент;

д) развитие и разрешение конфликта.

9. Анализ осознания себя через другого включает:

а) каузальная атрибуция;

б) хронотоп;

в) идентификация;

г) рефлексия;

д) эмпатия.

10. Келли выделил типы атрибуций:

а) объектную;

б) обстоятельственную;

в) личностную;

г) субъектную;

д) предметную.

III. Найдите ошибку:

11. Специфика общения в случае коммуникации между людьми:

а) общение как S S отношения;

б) общение предполагает воздействие на партнера;

в) при общении партнеры находятся в состоянии активности;

г) субъекты общения обладают единой системой кодификации и декодификации;

д) при общении могут возникнуть коммуникативные барьеры.

12. К различным формам совместной деятельности относятся:

а) совместно-индивидуальная деятельность;

б) совместно-взаимодействующая деятельность;

в) совместно-независимая деятельность;

г) совместно-последовательная.

13. К механизмам социальной перцепции в ситуации межличностного взаимодействия относятся:

а) стереотипизация;

б) идентификация;

в) эмпатия;

г) аттракция;

д) рефлексия.

IV. Найдите соответствие:

14. Содержание различных сторон общения:

Коммуникативная сторона общения а Понимание и восприятие людей друг друга
Перцептивная сторона общения б Взаимодействие людей, непосредственная организация их совместной деятельности
Интерактивная сторона общения в Обмен информацией между людьми

V. Заполните схему:

15.

а) отношения между группами;

б) идеологические;

в) межличностные отношения;

г) экономические;

д) общественные отношения;

е) «общество»;

ж) политические;

з) социальные.

 

Мотивация темы

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе жизнедеятельности, - важный вопрос социальной психологии. Интерес к этим образованиям не случаен: только их знание поможет более конкретно раскрыть механизмы связи личности и общества. Общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают между личностью и обществом.

2. Цель самоподготовки.

После самостоятельного изучения темы студент должен:

· Знать основные характеристики и классификации групп

· Знать, чем отличаются большие группы от малых; границы малой группы

· Знать классификацию малых групп

· Уметь рассказать об основных направлениях исследования малых групп в истории социальной психологии

· Уметь охарактеризовать динамические процессы в малой группе

3. Исходный уровень знаний:

Студент должен знать понятия «личность», «группа», «индивид».

4. План изучения темы:

1) Хотторнский эксперимент Мэйо и его основные выводы.

2) Эффект фасилитации.

3) Отношения в малой группе. Микросоциология Морено.

4) Психологическое давление на индивида в группе: конформизм, нонконформизм (опыты Аша и Кроса).

5. Литература для самоподготовки.

· Андреева Г.Н. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

· Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

· Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

· Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991.

6. Вопросы для самоподготовки:

1) Дайте определение группе. Перечислите основные характеристики группы.

2) Дайте классификацию групп, изучаемых в социальной психологии.

3) Охарактеризуйте общие проблемы малой группы в психологии.

4) Дайте определение малой группе, ее границам и классификации. Приведите примеры малых групп.

5) Охарактеризуйте социологическое направление в изучении малых групп (эксперимент Мэйо).

6) Расскажите результаты исследования «коантных» групп.

7) Охарактеризуйте социометрическое направление в изучении малых групп (Морено).

8) Дайте общую характеристику динамических процессов в малой группе.

9) Дайте определение понятию «конформизм», перечислите и раскройте содержание видов конформизма. В чем заключался эксперимент Аша?

 

Тест по теме: «Взаимодействие личности и малой группы»

I. Дайте один правильный ответ:

1. Границы малой группы:

а) 2 человека (диада);

б) триада;

в) 7+ 2 человека;

г) до 30 человек;

д) размер, продиктованный потребностью в совместной групповой деятельности, определяется эмпирически.

2. Характеристика формальных групп:

а) непосредственность контактов;

б) позиции членов заданы групповыми нормами;

в) состоит из людей, объединенных общими интересами;

г) включает индивидов, которые ориентируются на нормы других групп.

3. К феномену группового давления относят:

а) внутригрупповой фаворитизм;

б) механизм каузальной атрибуции;

в) конформизм;

г) рефлексию.

4. Системная теория происхождения лидерства гласит:

а) лидер - это человек, обладающий определенным набором личностных качеств;

б) лидерство - это процесс организации межличностных отношений в группе;

в) лидерство - продукт ситуации;

г) лидер - это человек, обладающий системой санкций.

II. Найдите правильные ответы:

5. Основные направления исследования малых групп:

а) субъектно-деятельностный подход;

б) школа «групповой динамики»;

в) социометрическое направление;

г) гуманистический подход;

д) социологическое направление.

6. Критика социометрического исследования включает указание на:

а) изучение только эмоциональных отношений в малой группе;

б) наличие изучения только деятельностного аспекта;

в) наличие ответа на вопрос о мотивах выбора;

г) отсутствие ответа на вопрос о мотивах выбора.

7. Выводы, сделанные по окончании Хоторнского эксперимента:

а) производительность труда растет за счет конкуренции в малых группах;

б) производительность труда растет вследствие участия индивидов в экспериментах;

в) производительность труда растет за счет наличия в малой группе двух типов структур;

г) производительность растет вследствие улучшения условий труда.

8. Петровским были выделены следующие типы поведения при групповом давлении:

а) внешний конформизм;

б) конформность;

в) негативизм;

г) внутригрупповая внушаемость;

д) коллективизм.

9. Методы групповой дискусии:

а) брейнсторминг;

б) метод групповой интроспекции;

в) метод синектики;

г) метод группового интервью.

10. Исследователи, занимавшиеся изучением конформизма:

а) Гилфорд;

б) Аш;

в) Шериф;

г) Маслоу;

д) Милграм.

III. Найдите ошибки:

11. Характеристиками индивидов в группе являются:

а) статус;

б) роль;

в) система групповых ожиданий (групповые нормы и групповые санкции);

г) композиция группы.

IV. Установите соответствие:

12.

Мэйо а Деление групп на группы членства и референтные
Кули б Формальная и неформальная
Хаймен в Первичные и вторичные

13.

Лидерство а Осуществляет регуляцию межличностных отношений
Руководительство б Можно констатировать в условиях макросреды
    в Осуществляет регуляцию официальных отношений
    г Обладает определенной системой санкций
    д Возникает стихийно

Тема 5. Проблема коллектива и личности в современной
и отечественной психологии

Мотивация темы

Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. В отечественной социальной психологии существует несколько «моделей» развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между ее членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

2. Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен:

· Знать социально-психологические аспекты развития групп;

· Ориентироваться в истории развития психологической теории коллектива в отечественной социальной психологии;

· Знать стадии и уровни развития группы в психологической теории коллектива;

· Знать методологическое значение выделения проблемы коллектива в социальной психологии.

Исходный уровень знаний

Студент должен знать основные понятия темы (4).

План изучения темы

1) Стратометрическая концепция Петровского и сотр.

2) Параметрическая концепция Уманского и сотр.

3) Основные положения учения о коллективе в работах Коломинского, Донцова, Журавлева.

5. Литература для самоподготовки

· Донцов И.А. Психология коллектива. - М., 1984.

· Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. – 1988. - Т. 9, № 6.

· Немов Р. Психология. – М., 85. - Кн. 2.

· Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Вопросы для самоконтроля

1) В чем состоит психологическая теория коллектива?

2) Дайте краткую характеристику коллектива по Макаренко.

3) Каково методологическое значение выделения проблемы коллектива в социальной психологии?

4) Назовите и дайте краткую характеристику «моделям» развития группы, существующим в отечественной психологии.

5) В чем заключается стратометрическая концепция Петровского?

6) Типология групп в рамках психологической теории коллектива
(А.В. Петровский).

7) Параметрическая концепция Уманского. Классификация групп.

8) Охарактеризуйте содержание трех блоков подструктур в концепции Уманского.

9) В чем заключается динамика коллективообразования в концепции Уманского?

10) Основные положения учения о коллективе в работах Коломинского.

11) Основные положения учения о коллективе в работах И.А. Донцова.

12) Основные положения учения о коллективе в работах А.Л. Журавлева.

Тест по теме: «Проблема коллектива и личности в современной и отечественной психологии»

I. Заполните схему:

1. Структура малой группы по Петровскому:

а) поверхностные отношения;

б) совместная групповая деятельность;

в) эмоциональные контакты;

г) ЦОЕ.

2. Найдите правильное соответствие:

А.В. Петровский а социальная психика
Л.С. Уманский б параметрическая концепция
А.Г. Ковалев в стратометрическая концепция

3. Степень принятия членами группы общегруппового ценностного эталона называется _____________.

4. Степень активного влияния личности на группу в процессе решения совместных задач называется ____________________.

5. Способность группы к эффективному самоуправлению для успешной реализации деятельности называется ____________________.

6. Социальная общность, отличающаяся успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем подготовленности и сотрудничества, называется __________________________.

7. Выберите правильные ответы:

Наиболее значимыми, поворотными точками в развитии группы, по мнению Уманского, являются:

1) группы-кооперации

2) группы-конгломераты

3) номинативные группы

4) группы-автономии

8. Выберите правильные ответы:

Целостная психологическая структура группы, отражающая все стороны ее жизнедеятельности, образована тремя блоками подструктур:

1) поведенческий

2) общественный

3) социальный

4) личностный

5) блок «общих норм»

9. Выберите правильные ответы:

Блок «общих качеств» включает в себя:

1) подструктуры интеллектуальной и волевой коммуникации

2) интегративность

3) микроклимат

4) подструктуры социальной направленности

5) референтность

6) лидерство

10. Выберите правильные ответы:

Целостными характеристиками группы выступают:

1) сплоченность

2) микроклимат

3) референтность

4) лидерство

5) интрагрупповая активность

6) интергрупповая активность

7) все ответы верны

II. Дайте определения понятиям:

11. Динамика коллективообразования (по Уманскому)

12. Интрагрупповая активность (по Уманскому)

13. Микроклимат (по Уманскому)

14. Интегративность (по Уманскому)

15. Интеллектуальная коммуникация (по Уманскому)


Мотивация темы

Логическим продолжением рассмотрения групп является область психологии межгрупповых отношений.

2. Цель самоподготовки:

После самостоятельного изучения темы студент должен:

· Знать, что такое межгрупповое взаимодействие,

· Ориентироваться в основных экспериментальных исследованиях в области межгрупповых отношений,

· Знать методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений.

Исходный уровень знаний.

Студент должен знать основные понятия темы 4, а также владеть категориями: деятельность, методология, восприятие, стереотип.

4. План изучения темы:

1) Сущность и основные выводы экспериментов Шерифа, Фидлера, Тешфела.

2) Групповой фаворитизм и этноцентризм.

5. Литература для самоподготовки:

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

· Агеев В.С. Межгрупповые отношения как предмет социально-психологического исследования. – М., 1983.

· Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

· Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

6. Вопросы для самоконтроля:

1) Расскажите, как исторически складывалась проблематика исследования межгрупповых отношений.

2) Опишите эксперимент Шерифа и его основные выводы.

3) Опишите эксперимент Тешфела и его основные выводы.

4) Что послужило причиной, и в чём заключалась полемика Шерифа и Тешфела?

5) Опишите сущность и основные выводы эксперимента Фидлера.

6) Дайте сравнительную характеристику трём подходам.

7) Охарактеризуйте проблему межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности.

8) Опишите серию экспериментов Агеева и его основные выводы.

9) Раскройте содержание понятия «внутригрупповой фаворитизм».

10) Дайте определение и раскройте содержание понятия «этноцентризм».

 

Тест по теме: «Межгрупповые отношения и взаимодействия»

I. Выберите правильный ответ:

1. Сколько стадий насчитывает эксперимент М. Шерифа?

а) 1

б) 2

в) 4

г) 8

2. Факт осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе по Тэшфелу обусловливает:

а) межгрупповую дискриминацию

б) групповой фаворитизм

в) стереотипическое поведение

3. Могут ли межгрупповые взаимоотношения возникать при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами?

а) нет

б) да

4. О причинах межгрупповой дискриминации полемизировали:

а) М. Шериф и Ф. Фидлер

б) Ф. Фидлер и А. Тэшфел

в) М. Шериф и А. Тэшфел

г) А. Тэшфел и В.С. Агеев

5. Социальная категоризация, социальная идентификация, социальное сравнение, социальная дискриминация, по мнению Тэшфела, являются компонентами:

а) межличностных отношений

б) профессиональных отношений

в) межгрупповых отношений

г) внутригрупповых отношений

6. Межгрупповое восприятие:

а) зависит от характера совместной групповой деятельности

б) не зависит от характера групповой деятельности

7. Если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями, то стабилизация неадекватных представлений о других группах может быть:

а) усилена

б) ослаблена

в) преодолена

г) не изменится

8. В отечественной социальной психологии проблемой межгрупповых взаимоотношений занимался:

а) С.Л. Рубинштейн

б) В.С. Агеев

в) А.Н. Леонтьев

г) Д.А. Леонтьев

9. Из предложенных ниже словосочетаний составьте «гипотезу контакта», предложенную Д. Кэмпбеллом:

а) Чем больше; чем меньше; не зависимо от количества

б) Неблагоприятных причин, благоприятных условий

в) Для контактов между отдельными людьми; для контактов между группами; отсутствия взаимодействия между группами

г) Чем дольше и глубже они взаимодействуют; чем короче срок их взаимодействия; независимо от срока взаимодействия

д) Тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа; количество реальных черт в содержании стереотипа не меняется.

10. Установите последовательность:

1) Параметры процессов межгруппового восприятия

2) Объективные условия совместной межгрупповой деятельности

3) Характер непосредственного межгруппового взаимодействия

II. Дайте определения понятиям:

11. Общегрупповой фаворитизм

12. Этноцентризм

13. Межгрупповая дискриминация

III. Выберите правильные ответы:

14. Какие направления исследования межгрупповых отношений существуют?

а) Горизонтальное

б) Диагональное

в) Вертикальное

г) Циклическое

IV. Вставьте пропущенное слово:

15. Шериф предложил собственно ……… подход к изучению межгрупповых отношений.

Мотивация темы.

К большим социальным группам относятся классы, нации.… Таким образом, изучение психологии больших социальных групп – это изучение психологии большой группы людей, закономерностей их взаимодействия.

2. Цель самоподготовки.

После самостоятельного изучения темы студент должен:

1) Знать принципы выделения больших социальных групп.

2) Знать психологические характеристики больших социальных групп.

3) Иметь представления о психологических особенностях этнических групп.

3. Исходный уровень знаний:

Студент должен знать следующие категории: группа, этноцентризм.

4. План изучения темы:

1) Принципы выделения больших социальных групп.

2) Психологические характеристики больших социальных групп.

3) Виды стихийных больших социальных групп.

4) Психологические особенности этнических групп.

5) Критерии идентификации в этнической группе. Роль знаковой системы в сохранении субкультуры этноса.

5. Литература для самоподготовки.

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

· Дружинин Р.Н. Современная психология. - СПб., 1999.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...