Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникационные техники, способствующие

Пониманию партнера

  • Ступень А. “Проговаривание”. Собеседник точно, дословно повторяет высказывание партнера. При этом он может начать с вводной фразы “Как я Вас понял...”, “По Вашему мнению...”, “Ты считаешь...” и т. п.
  • Ступень Б. “Перефразирование”. Собеседник воспроизводит высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное, в его словах: “Вашими основными идеями, как я понял, являются...”, “Итак...”.
  • Ступень В. “Развитие идеи”. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположение относительно причин высказывания партнера “Если исходить из того, что Вы сказали, то выходит, что...”, “Вы считаете, видимо, потому что...”

№9. Восприятие и понимание людьми друг друга. Основные механизмы восприятия и понимания людьми друг друга?

Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Лж. Брунером. Он показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов.

Например, эксперимент П. Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора. Чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался.

Восприятие - целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

К факторам, влияющим на восприятие, относят:

· процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Ошибкой является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.

· Упрощение (навешивание ярлыков)

· Категоризация

· Этноцентризм (взгляд через себя)

+ следующие характеристики (Панферов):

· Антропологические (телосложение)

· Социльные (студент, профессор)

· Эмоционально-экспрессивные (улыбка)

Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение.

Чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Эффект внешней привлекательности

  • Большое влияние на целостное впечатление о человеке оказывает его внешняя привлекательность и социальный статус.
  • Внешне привлекательные люди вызывают в нас более живой эмоциональный отклик.
  • Чем более привлекательным кажется нам человек, тем более высокий социальный статус мы склонны ему приписывать.
  • Внешняя привлекательность влияет только на первое впечатление о человеке.
  • Последующее впечатление зависит от того, насколько успешным будет наше дальнейшее взаимодействие с человеком, от нашей оценки его дел и поступков.

Фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше, чем те,которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Эффект отношения (другого человека) к нам

  • Люди, которые хорошо к нам относятся, производят на нас более благоприятное впечатление.
  • Тех, кто относится к нам плохо, мы и сами недолюбливаем.
  • Коварство этого эффекта заключается в том, что из-за неверной интерпретации поведения и облика другого человека взаимоотношения с ним могут стать напряженными, в особенности при обоюдно неверной интерпретации.
  • На возникающее у нас впечатление о другом человеке сильно влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.
  • В формировании впечатления о другом человеке участвует механизм проекции, т. е. мы склонны приписывать другому свои собственные желания, планы, черты.

Степень уверенности в себе сильно влияет на оценку качеств другого человека.

Эффект превосходства

  • По социальному статусу.
  • По личному статусу в группе.
  • По интеллекту.
  • По профессиональным достижениям.
  • По физической силе.

Ощущение превосходства всегда рождается в сопоставлении собственной значимости со значимостью другого человека. Если в какой-то ситуации человек неуверен в себе, растерян, то он может ощутить превосходство над собой тех людей, которые в иных ситуациях были ему равны или даже уступали.

Важный фактор – attitude (установка). Эффект ореола (про него в другом билете).

Эффект “Ореола”

  • Влияние самого общего впечатления о человеке на дальнейшую оценку его поведения и поступков.
  • Если общее впечатление о человеке благоприятно, то в дальнейшем его положительные качества переоцениваются, а отрицательные мало замечаются и так или иначе оправдываются.
  • В условиях ограниченной информации о человеке отдельная значимая для нас положительная или отрицательная характеристика создает благоприятное или неблагоприятное представление о воспринимаемом человеке в целом, а негативное впечатление от одного качества снижает общую оценку человека.
  • В первую очередь “ореол” создает факторы внешней привлекательности, превосходства, по значимому параметру, хорошего отношения к нам.

Часто происходит приписывание характеристик, которые человек считает важными --> механизмы:

1) Идентификация (качества человека приписываются себе)

2) Проекция (приписывание своих качеств)

3) Децентрация (способность не приписывать себе качеств других, попытка увидеть человека таким, каков он есть)

4) Рефлексия (анализ реакций, высказываний, действий, попытка оценить себя глазами другого)

5) Эмпатия (способность человека принять другого таким, каков он есть, «прочувствовать» другого)

Когнитивный диссонанс – рассогласование между тем, что я ожидаю, и между тем, что я получаю.

 

№10. Какие процедуры обеспечивают взаимопонимание, координацию и согласование в межличностном взаимодействии?

Взаимопонимание - механизм межличностного взаимодействия, связанный в первую очередь с когнитивными процессами и обеспечивающий формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, объединение интересов сторон, выработку сход-ного видения задач в конкретной ситуации.

Координация- механизм межличностного взаимодействия, связанный с инструментальными процессами, с поиском средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют измерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях.

Согласование - механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения, направленный на достижение относительного согласия в целях, смыслах, намерениях партнеров по общению.

Процедуры
1 - Обратная связь -
отклик получателя информации, дающий возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу

2 - Рациональное понимание - это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.
Главным и наиболее сложным моментом в процессе рационального понимания является конечная расшифровка мотивов, что позволяет оценивать конкретные поступки и прогнозировать поведение.

Два других механизма понимания - принятие и эмпатия - функционируют на неосознанном уровне и обеспечивают фундамент логического анализа и понимания. Принятие другого человека выражается в наличии или отсутствии неосознанных психологических барьеров и опасений по отношению к нему. Эмпатия- способность понимать мир переживаний другого человека, способность приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания
Путь логического, рационального познания может быть представлен как интерпретация. Это длительный и сложный умственный процесс, состоящий из ряда последовательных действий. В функциональном смысле интерпретация призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить скрытый смысл происходящего. Собственные версии и мнения соотносятся с мнениями других людей, вырабатывается критическое отношение к версиям и аргументам других людей, используется повторная интерпретация (реинтерпретация) и делается вывод.
Весь интерпретационный процесс успешен при включении рефлексии, которая должна увязать производимые оценки и мнения в единый конструкт с Я-концепцией человека, его ценностями, жизненной позицией. Она отражает общую направленность личности - либо эгоцентрическую (превалирует собственная точка отсчета и личные ценности), либо альтруистическую (преобладают общечеловеческие ценности, учитываются интересы и потребности других).
Каузальная атрибуция - приписывание причин поведения, феномен, который позволяет приблизиться к пониманию механизмов взаимопонимания, понять, каким образом люди интерпретируют поведение другого человека, если не обладают о нем достаточной информацией.
Атрибуция социальна по своему происхождению (возникает во взаимодействии) и направленности. Основой ее является категоризация, т. к. причины поведения часто выводятся из факта принадлежности человека к определенной группе - профессиональной, половой, этнической и т. д.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...