Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Департамент культуры Воронежской областиДепартамент культуры Воронежской области Воронежское областное училище культуры Семёнова Н.А. Курс лекций По социальной психологии Воронеж «Цифровая полиграфия» 2011 г. Курс лекций подготовлен в соответствии с Программой по социальной психологии для студентов учреждений среднего профессионального образования в сфере культуры. Лекция 1. Социальная психология как наука · Исторический аспект · Характеристика науки · Методы Исторический аспект Социальная психология возникла на стыке двух наук – социологии и психологии в середине 19 века. В это время в обществе появляется ряд проблем, которые не в состоянии объяснить и решить ни одна из существующих наук и тогда возникают первые социально- психологические теории: психология народов, психология масс и теория инстинктов социального поведения. Теория психология народов. Основатели – философ Лацарус, языковед Штейнталь, психолог Вундт. Основная мысль – главная сила истории – народ. Народ выражает себя в искусстве, религии, языке, обычаях и т. д. Отрицалась роль личности в истории. Теория психология масс. Основатели - социолог Лебон, юрист Сигеле. Основная мысль – всякое скопление людей представляет собой массу. Типичные черты поведения человека в массе – резкое преобладание чувств над интеллектом, вообще утрата интеллекта, т. е. отказ от логики. ( Андерсен «Голый король» - как все). Масса по своей природе не упорядочена, поэтому ей нужен вождь. Теория инстинктов социального поведения. Основатель – психолог Макдугалл. Основная мысль – причина социального поведения человека – врождённые инстинкты. Инстинкты выражаются через чувства. Например, инстинкты борьбы – через гнев и страх. Итак, эти 3 теории легли в основу новой науки – социальной психологии. До 60-х г.19 в. социальная психология в России считалась буржуазной наукой. И только в 1962 г. была открыта первая в России лаборатория социальной психологии в Ленинградском университете, 1966г. – начало преподавания этого предмета, 1968г. – открыта кафедра соц. психологии, 1972г. – открыта кафедра в Московском Государственном университете. У истоков социальной психологии стояли: Парыгин Б.Д., Кузьмин Е.С., Ковалёв А.Г., Бодалев А.А.
Характеристика науки «Социальная психология – это наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу» (Д. Майерс)
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, включённых в различные социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Основные разделы социальной психологии: · психология общения (изучает закономерности общения и взаимодействия людей) · психология групп (изучает психологические характеристики больших и малых групп) · социальная психология личности (изучает проблемы социализации) Отрасли социальной психологии: этническая психология, психология управления, политическая психология, психология религии, психология общения, конфликтология. Социальная психология – экзогенная наука, она выявляет, как социальные условия влияют на поведение. Социальная психология отражает историю общества. 40-е г. фашизм – изучается феномен предубеждения, 50-е г. нетерпимость к инакомыслию – изучение конформизма; 60-е г. рост преступности в США – возрос интерес к пониманию агрессии; 70-е г. – волна гендерных исследований (набор ожидаемых образцов поведения у мужчин и женщин) и изучение сексизма (дискриминирующее поведение по отношению к тому или иному полу); 21 век – изучение проблем общения. Социальна психология - субъективная наука. Мы смотрим на мир через призму своих предвзятых мнений. Психологический совет отражает личностные ценности того, кто его даёт, поэтому выслушай, проанализируй и поступи так, как ты думаешь, потому что ты больше ориентируешься в данной ситуации. Социальная психология – тривиальна, поскольку удостоверяет очевидное. Открытия социальной психологии иногда кажутся очевидными. Однако эксперименты показывают, что результаты более очевидны после того, как факты уже известны. Это ошибка хиндсайта (тенденция преувеличивать чью – либо способность предвидеть, феномен «Я это знал»). Хиндсайт делает людей слишком уверенными в правильности своих суждений и прогнозов. «Легко быть мудрым, после того, как что-то уже произошло» (Конан –Дойль) Социальная психология - опасна, потому что её открытия могут быть использованы для манипулирования людьми.
Методы социальной психологии Основные методы: исследование, наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент, изучение документов, социометрия (см. 1 лекцию по психологии) Исследование:лабораторное, полевое (повседневная ситуация в реальных жизненных условиях, например «Факторы стрессоустойчивости преподавателей»); корреляционное (выявляем существует ли связь между двумя факторами, например, есть ли связь между уровнем жизни и продолжительностью жизни); экспериментальное (манипулирование каким-либо фактором с целью выяснения, как он влияет на другой, например, влияет ли изменение социального статуса на продолжительность жизни). Наблюдение. С помощью наблюдения изучаются социально-психологические явления и процессы без вмешательства в их течение. Опрос. Описывает общественное мнение на момент опроса. Выборка должна быть презентативной по составу и количеству. Продуманность вопросов, тактичность в их постановке. Спросили монаха: Смог бы он курить во время молитвы или Можете ли вы молиться, когда курите. Анкетирование. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с основной задачей исследования. Эксперимент может быть уязвим с нравственной точки зрения. Например, взаимосвязь между просмотром телепередач и поведением детей. Уровень агрессивности повышается. Перед началом эксперимента выдвигается гипотеза, например, люди более жестоки по отношению к незнакомым, чем к тем, кого они знают. (Описание эксперимента Макдугалла). Проводится эксперимент и делается практический вывод – понижение социальной агрессивности - использование бейджиков. После завершения эксперимента раскрыть его суть, если людей это не расстроит. Мнение людей о себе должно остаться таким же хорошим как до эксперимента. Метод изучения документов – анализ продуктов человеческой деятельности (картины, научная, художественная литература, фотовидео материалы). Высокая субъективность метода, потому что анализ производит человек со всеми ему присущими психологическими особенностями. Более продуктивным данный метод становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа (смысловой анализ и оценка специфических характеристик текстов, других носителей информации). Контент-анализ даёт возможность выявить отдельные психологические характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения, их взаимосвязь.
Длительное общение В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнёра. «Чтобы узнать человека нужно с ним пуд соли съесть». Как понять партнёра? Все детали внешнего облика человека (лицо, жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, манера стоять, сидеть, пространственная ориентация по отношению к партнёрам, стиль одежды) могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, а также об его отношении к себе и к вам конкретно. Лицо - главный источник психологической информации. Но мимика лица хорошо контролируется человеком, иногда тело больше говорит о нашем душевном состоянии. Например, походка. Она строго индивидуальна. Самая тяжёлая походка в состоянии гнева, самая большая длина шага - в состоянии гордости. Когда человек страдает - он почти не размахивает руками, они у него безвольно висят, когда счастлив - он летит, у него более частые и лёгкие шаги. Каким бы опытным и умудрённым жизнью не был человек, для того, чтобы понять другого, нужно этого хотеть: хотеть понять, о чём он думает, отчего переживает, его точку зрения и образ мыслей. Самоподача в общении. В общении участвуют как минимум два человека, каждый из них может активно влиять на восприятие партнёра. Способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнёра называется самоподачей. Самоподача состоит в управлении вниманием партнёра, оно может производиться осознанно и неосознанно. Каждый человек, я думаю, не раз в жизни интересовался тем, какое впечатление он производит на других, т.е. его волновало, какой результат даёт его самоподача. Человек должен думать о том, как он должен выглядеть, как себя вести, чтобы достичь результатов в работе. Интерактивная сторона общения Действие - главное содержание общения. Описывая общение, мы чаще всего используем термины действий (он давил на меня, он меня заставил...) Чтобы понять это - нужно правильно проанализировать ситуацию. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиции, занимаемой партнёрами, развивается в русле транзактного анализа. Транзакция - это намерения к действию, которые отражают понимание человеком ситуации общения. Выделяются три вида транзакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые. Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнёры активно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнёром. Существует 2 подвида дополнительных транзакций: равные и неравные. Пример равного общения. Руководитель: В отчёте допущены ошибки, у вас есть время исправить. Подчинённый: Извините, я буду внимательнее. Пример неравного общения. Руководитель: Вы опять всё напутали, ничего вам нельзя поручить. Подчинённый: Ну что поделаешь, я вообще неспособный. Пересекающееся взаимодействие ведёт к конфликту Пример пересекающегося взаимодействия. Приятель: Который час? Другой: Ты что, не можешь посмотреть на часы? Скрытое взаимодействие (говорим одно, но слышат другое)
Стили общения Стиль общения - это предрасположенность к определённому общению, которая появляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций. Ритуальное общение. Партнёр в таком общении является атрибутом выполнения ритуала. В жизни существует огромное количество ритуалов, в которых каждый человек участвует как «маска» с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одного - знания правил игры. (Как живёшь? - надо отвечать нормально и не вдаваться в подробности, потому что это ритуальный вопрос). Деловое общение - к партнёру относятся как к средству достижения определённых целей. Этот вид общения лежит в основе деловой деятельности. Но не стоит его переносить в межличностное общение. Личностное общение позволяет удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Деловое общение Это процесс взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определённого результата, решение конкретной проблемы. Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления. Деловая риторика «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел» (Даниэль Уэбстер) Грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Риторика /слово греч. - ораторское искусство/ охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство. Искусство речи - древнейшая отрасль знания. Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского. Когда в последствии Филипп прочитал эти речи, он под сильным впечатлением воскликнул: «Думаю, что если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя» Почему у человека возникает страх перед публичным выступлением? Говоря с приятелем на определенную тему, мы чувствуем себя свободно, мы можем отказаться от разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него, а это позволяет сконцентрироваться на главном - передаче своих мыслей и информации. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему нужно до конца произнести свою речь, на него возложена ответственность за встречу, обращаясь с речью к публике, вы в ответ получаете молчание, никто, как правило, не реагирует на ваши высказывания, никто не высказывает поддержки, человек-оратор оказывается в «условном» вакууме и испытывает дискомфорт. Подготовка к выступлению План, тезисы, конспект. Русский судебный деятель А. Ф. Кони говорил о том, что размер волнения обратно пропорционален времени, затраченного на подготовку выступления. Основные правила,с помощью которых можно привлечь внимание слушателей. · «разбудить» своих слушателей, заинтересуйте их, покажите с самого начала, что ваша речь не будет похожа на предыдущие. · дайте понять, что факты, которые вы собираетесь предложить, легко уяснимы и интересны. · нужно всегда ставить себя в положение слушателя, нужно представить слушателя, почувствовать его. · Совет психолога Гамильтона «Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают». · Всё, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому. · Подготовьте хорошее начало и хорошее окончание выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. · Всегда заканчивайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого.
Вывод: Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому, особенно специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек - человек». Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Залог успеха любых начинаний делового человека - создание климата доверия и уважения. Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности и образование.
Лекция 3. Психология конфликта и способы его разрешения Мы должны понимать, что разногласия - суть, часть жизни и ошибочно пытаться избежать их. Просто наша жизнь может стать менее тягостной, если мы научимся предвосхищать возможный конфликт и подходить конструктивно к его решению. Конфликт - это такое состояние общения, отношений, когда одна из сторон ждёт, требует изменение поведения, мыслей и чувств партнёра. Требования настойчивы, иначе отношения будут под угрозой распада или отчуждения. Знания психологии межличностных затруднений развивают культуру человеческих контактов. В нашей работе возможны и даже необходимы дискуссии, споры, как обезличенная форма конфликта. Дискуссии правильно организованные, выявляют различные точки зрения, казалось бы на однозначный вопрос. Нередко дискуссия переходит в спор. Спор возникает при несогласии участников. В споре всегда есть инициатор, который высказал какую-то мысль, и оппонент, выразивший своё несогласие с ней. Для сохранения плодотворности спора необходимо соблюдать следующие правила: · ограничить предмет дискуссии · необходимо учитывать степень возможной эмоциональной включенности дискунтантов · учёт уровня знаний предмета, профессиональная подготовка дискунтантов Психологи считают, что споры необходимы для нормальной жизнедеятельности коллектива. При соблюдении правил дискуссии, спора появляются новые точки зрения, ломаются стандартные представления. Малопродуктивным вариантом спора является такая ситуация, когда предмет дискуссии забыт и партнёры переходят к оценке интеллектуальных, профессиональных, личностных качеств друг друга. Тогда и возникают острые конфликты. Напряжённость в отношениях возникает при одностороннем или двустороннем неприятии позиций участников. Часто это происходит из-за неумения или нежелания «встать на место другого» и с его позиции рассмотреть ситуацию, осознать возникшие противоречия. Важным моментом в конфликтной ситуации является осознание необходимости совместной работы. Неизбежность сотрудничества - единственная альтернатива конфликта. Три типа поведения в конфликте Если внимательно присмотреться к стилю поведения отдельных людей в конфликтной ситуации, то можно заметить типичность этого поведения. Мыслитель. Собеседник. Практик. 1 . "Лучшая защита - нападение" / Практик/ 2. "Лучше плохой мир, чем хорошая война" /Собеседник/ 3. "Пускай думает, что он победил" / Мыслитель /. Конфликт протекает по-разному в зависимости от типов, включённых в него личностей. Реже всего в конфликт вступают "собеседники", т.к. их ориентированность на общение, коммуникативные способности своевременно снимают напряжённость отношений. Другое дело - "практик". Его неуёмная потребность преобразования внешнего окружения, в том числе позиций других людей, может привести к напряжённости в отношениях. Более благоприятна позиция "собеседника", на него обычно выпадает роль арбитра в конфликтных ситуациях. Неслучайно неофициальным эмоционально-исповедным лидером в коллективе становятся эти личности. Они чувствительны в оценке их эмоционально-коммуникативных способностей. "Мыслитель"- к оценке интеллектуальных способностей. "Практик"- к оценке работоспособности, пунктуальности, успешной деятельности. Некоторые специалисты считают, что существует универсально конфликтный тип личности. Независимо от того, с кем ему приходится общаться, он вызывает напряжённость в отношениях. Для них характерно либо все говорить в глаза, причем чаще всего неприятное, либо сталкивать людей. Обычно их называют склочниками. Питательной средой для них является затруднения в отношениях других людей. Склочник специализируется на раздувании, антисклочник стремится любыми путями загасить ссору, конфликт. Одному свойственно говорить: "Вы знаете, тут как-то в разговоре Иванов очень высоко вас оценил..." и перечисляются возможные достоинства. Другой начинает приблизительно так же, но перечисляются недостатки, которые могут ранить человека. Об этих двух антиподах часто говорят: уживчивый - неуживчивый. Типичные исходы в конфликте Уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, которой предъявлено обвинение, переводит тему в другое русло или обвиняемый ссылается на недостаток времени и оставляет поле брани. Явно или неявно обвиняемая сторона избегает открытого столкновения, дает противнику остыть, обдумать свои претензии. Эта тактика действительно даёт возможность партнёру подумать, взвесить "за" и " против" или забыть свои претензии. Она дает возможность и обвиняемому оценить сложившееся положение и найти оптимальный выход из конфликта. Сглаживание конфликта. Обвиняемый в данный момент просто старается успокоить партнёра, снять его эмоциональное возбуждение. Когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией. Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но изредка и не по одному и тому же поводу, оно позволяет снять напряжённость в отношениях. Компромисс. Под этим исходом понимается открытое обсуждение мнений и позиций, направленных на поиск решения наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. Конфронтация. Неблагоприятный и мало продуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Опасность конфронтации в возможности перейти на личные оскорбления, это обычно происходит, когда все разумные доводы использованы. Конфронтация часто возникает при переоценке себя и недооценке противника. Когда мы обнаруживаем согласие, то это мало нас удивляет. Несогласие и, особенно частое, вызывает неприязнь и непонимание того, что могут быть другие точки зрения. С переоценкой себя и недооценкой других связано качество личности - эгоцентризм. Когда собственное "Я" возводится на недосягаемый пьедестал, а мнение других оценивается как "шелест листьев в соседнем саду". То, что сказал "Я" - это имеет существенное значение, а то, что сказал противник... так, один пустой лепет. Принуждение в конфликте. Этот вариант исхода конфликта самый неблагоприятный. Принуждение - это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречий, который устраивает инициатора конфликта. Этот исход конфликта быстро и решительно устраняет причины недовольства инициатора конфликта, но он самый неблагоприятный для сохранения отношений. В официальных отношениях на работе, где взаимоотношения регламентированы четкой системой прав и обязанностей, он оправдан, но этот исход нежелателен в личных отношениях. Рекомендации, предупреждающие затруднения в отношениях · Если обстоятельства не дают возможность прекратить отношения, то можно "поговорить на чистоту", разумно выяснить отношения.. Разговор "начистоту" должен быть не "на ходу", и не должно быть "заинтересованных" свидетелей. · Перед спором инициатор должен чётко сформулировать, что он хочет сказать. · На выяснение отношений обеим сторонам нужно идти с готовностью найти всё лучшее, что есть в другом. · Главное условие - спокойный тон и само внушаемая мотивация неизбежности сотрудничества. · Неверно считать, что жизнь - сплошное удовольствие, без всяких проблем, неверно также, что другой человек всегда должен быть только приятен, симпатичен нам. Необходимо помнить об этом в условиях появления затруднений в межличностных отношениях. · Наличие противоречий и даже конфликтов неизбежно, но главное - не спешить с выводами - "быть или не быть отношениям. · Необходимо уметь слушать, сочувствовать - это всегда располагает других. Ведь чаще хочется самому поделиться с кем-то, хочется сочувствия, участия. Ведь недаром говорят, что "доброе слово и кошке приятно". · Необходимо накапливать положительные воспоминания о партнёре, что сыграет свою позитивную роль в условиях конфликта. В эти моменты лучше припомнить не худшие, а лучшие минуты прошлых отношений. Необходимо помнить, что чем ближе отношения, тем сложнее бывает в случае их затруднений. · Необходимо помнить, что каждый другой - яркая индивидуальность и потому нам порой бывает сложно разрешить противоречия, возникающие в отношениях. Сталкиваясь с другими людьми, мы обнаруживаем сходство - различие точек зрения, эмоциональных состояний, поведения. Сходство вызывает удовлетворённость, но временную, затем может наступить равнодушие и даже скука. Различие порождает напряжённость, но зато возможен и интерес к личности, отличающейся от нашей. · Не пытайтесь полностью "переделывать", перевоспитывать друг друга на работе и в семье. Лучше займитесь самовоспитанием - это поможет лично вам, и не будет вызывать протеста, недоброжелательности со стороны других.Высокая требовательность к себе - в первую очередь, а потом к другим. Вывод: Отношения требуют большого труда для их сохранения. Разрушить проще, чем построить вновь. В области человеческих отношений затруднения никогда не исчезнут. И последующие поколения, и каждый человек по-своему их разрешает. Вот и возникают психологические задачи для жизни.
Лекция 4. Психология больших социальных групп Психология больших групп изучает: психологические особенности различных видов групп (например, ассоциаций, организаций); механизмы сложения индивидуальных и групповых действий; анализ группы как субъекта действия. В последнее время исследования по психологии больших групп часто проводятся в рамках молодёжной проблематики – изучение музыкальных вкусов молодёжи, форм проведения досуга в молодёжной среде, наркомании и алкоголизма, механизмов распространения слухов и т.п.
Классификация больших групп · Формальные, неформальные объединения · длительно существующие группы (классы, нации) и кратковременные (митинги, аудитории, толпы, массовые скопления людей, забастовки). · организованные группы (партии, союзы, ассоциации) и стихийные или диффузные (толпа, посетители зрелищных мероприятий, «фанаты» и т.д.) · условные (пол, возраст, профессия) и реальные группы (митинг, собрание) · открытые и закрытые (членство в них определяется внутренними установлениями групп). · объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, по демографическому признаку могут выделяться группы мужчин, женщин, поколение, молодёжь, средний возраст, пожилые люди и т.д.; группа людей сознательно стремящихся к объединению (партии, союзы, общественные движения, религиозные группы).
Уровни развития больших групп Психолог Г.Г. Дилигенский предложил выделить три уровня развитости больших социальных групп – типологический, уровни идентификации и интегрированности. Первый уровень – типологический– характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким – то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединённые по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства. Примером социальной группы такого уровня являли предприниматели на первых этапах формирования своей группы в нашей стране. На втором уровне социальной группы идентификационном, члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, субъективно считают себя её членами. В частности, предприниматели начинают осознавать себя членами новой социальной общности. Третий уровень развития интеграционный предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя групповых целей, они осознают общность своих интересов. Предприниматели сегодня объединяются в ассоциации, корпорации, союзы. Иногда этот уровень развития больших групп называют уровнем солидарности. Реально всякая общность в своём развитии выступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует. Класс объединяет в себе социальные слои, классовые «границы» не совпадают с национальными, профессиональными, половыми и т.д. Эти общности могут перекрещиваться, причём неоднократно. Степень включённости людей в эти разнородные общности, идентификация с какой – то из них и взаимоотношения между ними определяют социально – психологический статус группы. Объективная возможность «сменить» групповую идентификацию (реальную связь с одной группой на связь с другой) существенно влияет на крепость социальных связей в своей группе, снижает уровень её сплочённости и влияет на развитие группы в целом. Социальная мобильность выступает как фактор, ослабляющий процесс идентификации у служащих, интеллигенции. Для интеллигенции характерным стало снижение престижа высшего образования и причисление себя скорее не к социальному слою, а к числу профессионалов в определённой сфере деятельности. Исключительное место в системе факторов, определяющих социально – психологическую общность групп, имеет её общественно – исторический опыт. Этот опыт опирается на положение группы в социальной структуре общества, её идентификационные признаки и идеологию. Базовым признаком этого опыта является практика коллективного действия. Положительный результат этой практики сохраняется в социальной памяти народа, групп, общностей. Этнонациональные конфликты в нашей стране показали, например, насколько сильны традиции национальной социально – психологической общности и как они проявляются в способах внутригруппового и межгруппового общения, в методах разрешения государственных, групповых проблем. Рассмотрим понятие «психологическая общность». Для понимания сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития общества. (Привести примеры) Лекция 5. Психология толпы
Классические теории толпы Г. Лебон (1903г.) был первым, кто начал изучать эту проблематику. Именно он обратил внимание правящих политических элит на ту опасность и угрозу, которую представлял рост массовых явлений по отношению к стабильности общества и развитию цивилизации в целом. Он утверждает, что существует кардинальное различие между психикой индивида, находящегося в спокойном, сознательном состоянии, и его психическим состоянием в толпе, спонтанным, не полностью осознаваемым, импульсивным и часто агрессивным. По мнению Лебона (1896), лидер часто начинает участвовать в толпе как рядовой участник. Затем он сам попадает в состояние гипноза под воздействием проповедуемых им же идей, которые толпа возвращает ему в ответ на его призывы и лозунги. Открытия Лебона были углублены и расширены Г. Тардом (1910г.). Тард стал предвестником теории массовой коммуникации. Он описал тип массовой, долговременной и подражательной суггестии, сравнивая журналиста с гипнотизёром. Следовательно, он предвосхитил наступление эпохи, в которой главное место в общественной жизни с триумфом займут средства массовой коммуникации и толпы, трансформированные в публику, сидящую дома у телевизоров и «поглощающую» «нужную» информацию. З. Фрейд. Поведение индивида в толпе – это регрессия к примитивному «стадному состоянию», дающему индивиду чувство релаксации. Основные признаки, виды и структурные характеристики толпы. В жизни существует много типичных ситуаций, способствующих массовым скоплениям людей, - общественный транспорт и транспортные коммуникации, зрелищные мероприятия, проведение политических и общественных акций, стихийные бедствия, места массовых празднований и отдыха и т.д. вместе с тем различные виды толп, образующихся в разных социальных ситуациях, имеют много сходных признаков и характеристик. Толпа – это многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначально своим стихийным образованием (или потерей организованности) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или её утратой). Структурные характеристики толпы: форма толпы, её величина и плотность, а также уровень физической и психической активности. Форма толпы. На открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно (поэтому, имея центр и периферийные слои, в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга). На ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений – например стоящая на улице толпа по форме похожа на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усечённую пирамиду и т.д. Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Оценка её величины есть специальная и практически важная задача, которая решается специалистами. (Оценка величины толпы зависит от отношения к ней оценивающего, поэтому точнее всего величину оценивают те, кто нейтрально относится к оцениваемой толпе). Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1м², поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных приборов. Уровень активности толпы оценивается по моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот) и информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии и наоборот). Виды толп: пассивные, активные и агрессивные; Люди в пассивной толпе либо спокойно стоят в ожидании чего – то (например, встречающие приходящий поезд на вокзале или собравшиеся на митинг и ожидающие его начала), либо хаотично и относительно независимо друг от друга спокойно передвигаются (например, массовые выставки или так называемые транспортные толпы в метро или рядом с вокзалами). Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения. Эмоциональная «разгорячённость» способствует появлению психологической готовности людей действовать совместно, у них формируются одинаковые установки на определённые формы поведения, между ними возрастает теснота связей и интенсивность обмена информацией. В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает. Для агрессивно настроенной толпы характерно появление нового состояния – психического напряжения людей, основанного на возможных чувствах фрустрации, отчаяния или гнева. Для перехода толпы из состояния просто активного в агрессивное необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающий общее возмущение, негодование. Главная особенность агрессивной толпы – это деструктивное, разрушительное поведение по отношению к окружающим предметам или людям. Например, типичными агрессивными толпами нередко становятся группы спортивных болельщиков, поведение которых приводит к большим разрушениям на стадионах и улицах. Толпы, объединённые чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические виды толп. Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т.д.) в случаях пожаров или другой опасности, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т.п.). Однако между ними есть и различия. Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью опасности для людей, полной утратой всякой организации. Поведение людей походит на автоматически совершаемые «броуновские» действия, для членов такой толпы характерно так называемое суженное сознание, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут неадекватно себя вести. Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости. Особым и довольно редко встречающимся видом толпы я< |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |