Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 2. Общение. Теоретический аспектОбщение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. В общении выделяются 3 взаимосвязанных стороны: перцептивная, коммуникативная, интерактивная. Перцептивная сторона общенияозначает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Первое впечатление. (Опыт А.А. Бодалева. Задание 2- м группам испытуемых описать человека по фотографии, одной группе дали понять, что это фото героя, другой - фото преступника) Ошибки первого восприятия: · фактор превосходства. Если человек превосходит нас по какому - то важному для нас параметру, то мы его переоцениваем. Если нам кажется, что человека мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. · фактор привлекательности. · фактор «отношения к нам». Те люди, которые относятся к нам хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. При первом восприятии человека мы обращаем внимания на одежду человека, его имидж, манеру поведения. «Человека встречают по одёжке, а провожают по уму». Длительное общение В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнёра. «Чтобы узнать человека нужно с ним пуд соли съесть». Как понять партнёра? Все детали внешнего облика человека (лицо, жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, манера стоять, сидеть, пространственная ориентация по отношению к партнёрам, стиль одежды) могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, а также об его отношении к себе и к вам конкретно. Лицо - главный источник психологической информации. Но мимика лица хорошо контролируется человеком, иногда тело больше говорит о нашем душевном состоянии. Например, походка. Она строго индивидуальна. Самая тяжёлая походка в состоянии гнева, самая большая длина шага - в состоянии гордости. Когда человек страдает - он почти не размахивает руками, они у него безвольно висят, когда счастлив - он летит, у него более частые и лёгкие шаги. Каким бы опытным и умудрённым жизнью не был человек, для того, чтобы понять другого, нужно этого хотеть: хотеть понять, о чём он думает, отчего переживает, его точку зрения и образ мыслей. Самоподача в общении. В общении участвуют как минимум два человека, каждый из них может активно влиять на восприятие партнёра. Способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнёра называется самоподачей. Самоподача состоит в управлении вниманием партнёра, оно может производиться осознанно и неосознанно. Каждый человек, я думаю, не раз в жизни интересовался тем, какое впечатление он производит на других, т.е. его волновало, какой результат даёт его самоподача. Человек должен думать о том, как он должен выглядеть, как себя вести, чтобы достичь результатов в работе. Коммуникативная сторона общения Общение - это коммуникация, т.е. обмен мыслями, переживаниями, настроениями. Коммуникация - это влияние, следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована. Не всякий человек хочет этих изменений. Естественно, что человек будет защищаться от такой информации. Способы защиты: избегание, авторитет, непонимание. Под избеганием понимается избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнёром или стремление изменить тему разговора Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Непонимание результат слишком сложно изложенной информации, использование некорректных аргументов - дискредитирует важную мысль, правильные предложения, исходящие от неприятного человека. Способы защиты или система барьеров - это как бы «встроенная в человека» автоматизированная охранная система - при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все доступы к человеку. Интерактивная сторона общения Действие - главное содержание общения. Описывая общение, мы чаще всего используем термины действий (он давил на меня, он меня заставил...) Чтобы понять это - нужно правильно проанализировать ситуацию. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиции, занимаемой партнёрами, развивается в русле транзактного анализа. Транзакция - это намерения к действию, которые отражают понимание человеком ситуации общения. Выделяются три вида транзакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые. Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнёры активно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнёром. Существует 2 подвида дополнительных транзакций: равные и неравные. Пример равного общения. Руководитель: В отчёте допущены ошибки, у вас есть время исправить. Подчинённый: Извините, я буду внимательнее. Пример неравного общения. Руководитель: Вы опять всё напутали, ничего вам нельзя поручить. Подчинённый: Ну что поделаешь, я вообще неспособный. Пересекающееся взаимодействие ведёт к конфликту Пример пересекающегося взаимодействия. Приятель: Который час? Другой: Ты что, не можешь посмотреть на часы? Скрытое взаимодействие (говорим одно, но слышат другое)
Стили общения Стиль общения - это предрасположенность к определённому общению, которая появляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций. Ритуальное общение. Партнёр в таком общении является атрибутом выполнения ритуала. В жизни существует огромное количество ритуалов, в которых каждый человек участвует как «маска» с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одного - знания правил игры. (Как живёшь? - надо отвечать нормально и не вдаваться в подробности, потому что это ритуальный вопрос). Деловое общение - к партнёру относятся как к средству достижения определённых целей. Этот вид общения лежит в основе деловой деятельности. Но не стоит его переносить в межличностное общение. Личностное общение позволяет удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |