Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Общение. Теоретический аспект

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями деятельности и включающий в себя обмен информацией, вы­работку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

В общении выделяются 3 взаимосвязанных стороны: перцептивная, коммуникативная, интерактивная.

Перцептивная сторона общенияозначает процесс восприятия друг друга партнёрами по об­щению и установление на этой почве взаимопонимания.

Первое впечатление. (Опыт А.А. Бодалева. Задание 2- м группам испытуемых описать человека по фотографии, од­ной группе дали понять, что это фото героя, другой - фото преступника)

Ошибки первого восприятия:

· фактор превосходства. Если человек превосходит нас по какому - то важному для нас па­раметру, то мы его переоцениваем. Если нам кажется, что человека мы в чем-то превосхо­дим, то мы его недооцениваем.

· фактор привлекательности.

· фактор «отношения к нам». Те люди, которые относятся к нам хорошо, кажутся нам зна­чительно лучше тех, кто к нам относится плохо.

При первом восприятии человека мы обращаем внимания на одежду человека, его имидж, ма­неру поведения. «Человека встречают по одёжке, а провожают по уму».

Длительное общение

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнёра. «Чтобы узнать человека нужно с ним пуд соли съесть». Как понять партнёра? Все детали внешнего облика человека (лицо, жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, манера стоять, сидеть, пространствен­ная ориентация по отношению к партнёрам, стиль одежды) могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, а также об его отношении к себе и к вам конкретно.

Лицо - главный источник психологической информации. Но мимика лица хорошо контролиру­ется человеком, иногда тело больше говорит о нашем душевном состоянии. Например, походка. Она строго индивидуальна. Самая тяжёлая походка в состоянии гнева, самая большая длина шага - в со­стоянии гордости. Когда человек страдает - он почти не размахивает руками, они у него безвольно висят, когда счастлив - он летит, у него более частые и лёгкие шаги.

Каким бы опытным и умудрённым жизнью не был человек, для того, чтобы понять другого, нужно этого хотеть: хотеть понять, о чём он думает, отчего переживает, его точку зрения и об­раз мыслей.

Самоподача в общении.

В общении участвуют как минимум два человека, каждый из них может активно влиять на вос­приятие партнёра. Способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнёра называется самоподачей. Самоподача состоит в управлении вниманием партнёра, оно может произ­водиться осознанно и неосознанно. Каждый человек, я думаю, не раз в жизни интересовался тем, ка­кое впечатление он производит на других, т.е. его волновало, какой результат даёт его самоподача. Человек должен думать о том, как он должен выглядеть, как себя вести, чтобы достичь резуль­татов в работе.

Коммуникативная сторона общения

Общение - это коммуникация, т.е. обмен мыслями, переживаниями, настроениями. Коммуникация - это влияние, следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована. Не всякий человек хочет этих изме­нений. Естественно, что человек будет защищаться от такой информации. Способы защиты: избега­ние, авторитет, непонимание.

Под избеганием понимается избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнёром или стремление изменить тему разговора

Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех на авторитетных и неавторитет­ных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым.

Непонимание результат слишком сложно изложенной информации, использование некоррект­ных аргументов - дискредитирует важную мысль, правильные предложения, исходящие от неприят­ного человека.

Способы защиты или система барьеров - это как бы «встроенная в человека» автоматизирован­ная охранная система - при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все доступы к человеку.

Интерактивная сторона общения

Действие - главное содержание общения. Описывая общение, мы чаще всего используем тер­мины действий (он давил на меня, он меня заставил...) Чтобы понять это - нужно правильно проана­лизировать ситуацию. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиции, занимаемой партнёра­ми, развивается в русле транзактного анализа.

Транзакция - это намерения к действию, которые отражают понимание человеком ситуации общения. Выделяются три вида транзакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые.

Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнёры активно восприни­мают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнёром. Существует 2 подвида дополнительных транзакций: равные и неравные.

Пример равного общения. Руководитель: В отчёте допущены ошибки, у вас есть время исправить. Подчинённый: Извините, я буду внимательнее.

Пример неравного общения. Руководитель: Вы опять всё напута­ли, ничего вам нельзя поручить. Подчинённый: Ну что поделаешь, я вообще неспособный.

Пересекающееся взаимодействие ведёт к конфликту

Пример пересекающегося взаимодействия. Приятель: Который час? Другой: Ты что, не мо­жешь посмотреть на часы?

Скрытое взаимодействие (говорим одно, но слышат другое)

 

Стили общения

Стиль общения - это предрасположенность к определённому общению, которая появляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций.

Ритуальное общение. Партнёр в таком общении является атрибутом выполне­ния ритуала. В жизни существует огромное количество ритуалов, в которых каждый человек участ­вует как «маска» с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одно­го - знания правил игры.

(Как живёшь? - надо отвечать нормально и не вдаваться в подробности, потому что это ритуальный вопрос).

Деловое общение - к партнёру относятся как к средству достижения определённых целей. Этот вид общения лежит в основе деловой деятельности. Но не стоит его переносить в меж­личностное общение.

Личностное общение позволяет удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...