Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы регулировки конфликта по К.Томасу

Соревнование - стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Приспособление- принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс- соглашение на основе взаимных уступок, предложение вариан­та, снимающего возникшее противоречие.

Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

(Пройти тест К.Томаса)

Основные правила поведения в конфликте

Правило 1.Справедливое, непредвзятое отношение к инициатору конфликта. Инициатор конфликта выступает с требованиями, претензиями, обидами и ждёт, что партнёр к нему прислушается и изменит своё поведение. Но как обычно реагирует партнёр на инициатора конфликта. Он обвиняет его в том, что тот "снова чем-то недоволен", "опять затевает ссору по пустякам", "всегда ему всё не так". Роль обвиняемого всегда не приятна, поэтому естественно, что каждый нормальный человек старается её избежать или готовится дать отпор инициатору. Следует помнить, что инициатор конфликта, как правило, имеет основание "затевать ссору". За его недовольством стоит какое-то положение вещей, которое его тяготит. Нужно справедливо, терпеливо отнестись к инициатору столкновения, не осуждать, не отмахиваться, но внимательно, добро­желательно его выслушать.

Правило 2. Необходимо выявить предмет конфликта и не расширять его. Под предметом понимается причина недовольства партнёра: что его конкретно не устраивает, что ему не нравится в поведении другого? Это правило должен со­блюдать инициатор конфликта. Он должен ясно и отчётливо сформулировать, прежде всего, для себя, что его не устраивает и раздражает в другом, затем пол­но и понятно изложить причину своих претензий

Правило 3. Формулировка позитивного решения острой ситуации. Во-первых, это заставит инициатора, мысленно взвесить все "за" и " против" в выдвигаемом обвинении, во-вторых, рассчитать возможные последствия конфликта для взаимоотношений, в третьих, самому подумать за обвиняемого в предпочитае­мом им варианте исхода конфликта.

Правило 4. Касается эмоционального типа ведения спора. Конфликтующие сто­роны в момент конфликта испытывают напряжённость эмоционального состоя­ния. Их высказывания категоричны, требовательны. Инициатор конфликта не­редко начинает "наступление" в повышенных тонах. Обязательное условие спо­ра - максимально возможный спокойный и ровный тон высказываний, точ­ность и продуманность слов. Нужно говорить так, что бы в голосе и словах не было даже намёка на раздражённость, гнев, упрёк, не было оскорбления в ад­рес партнёра. Словом, по форме спор должен быть "деловым разговором дело­вых людей".

Правило 5. Избегайте личных конфликтов, затрагивающих чувства соб­ственного достоинства личности. Деловые конфликты го­раздо легче и проще разрешимы, а личные - с трудом. Ведь за личными претен­зиями стоит требование, что бы человек полностью или частично изменил свой характер, темперамент и потребности.

Рекомендации, предупреждающие затруднения в отношениях

· Если обстоятельства не дают возможность прекратить отношения, то можно "поговорить на чистоту", разумно выяснить отношения.. Разговор "начистоту" должен быть не "на ходу", и не должно быть "заинтересованных" свидетелей.

· Перед спором инициатор должен чётко сформулировать, что он хочет сказать.

· На выяснение отношений обеим сторонам нужно идти с готовностью найти всё лучшее, что есть в другом.

· Главное условие - спокойный тон и само внушаемая мотивация неизбежности сотрудничества.

· Неверно считать, что жизнь - сплошное удовольствие, без всяких проблем, не­верно также, что другой человек всегда должен быть только приятен, симпати­чен нам. Необходимо помнить об этом в условиях появления затруднений в межличностных отношениях.

· Наличие противоречий и даже конфликтов неиз­бежно, но главное - не спешить с выводами - "быть или не быть отношениям.

· Необходимо уметь слушать, сочувствовать - это всегда располагает других. Ведь чаще хочется самому поделиться с кем-то, хочется сочувствия, участия. Ведь недаром говорят, что "доброе слово и кошке приятно".

· Необходимо накапливать положительные воспоминания о партнёре, что сыгра­ет свою позитивную роль в условиях конфликта. В эти моменты лучше припом­нить не худшие, а лучшие минуты прошлых отношений. Необходимо помнить, что чем ближе отношения, тем сложнее бывает в случае их затруднений.

· Необходимо помнить, что каждый другой - яркая индивидуальность и потому нам порой бывает сложно разрешить противоречия, возникающие в от­ношениях. Сталкиваясь с другими людьми, мы обнаруживаем сходство - разли­чие точек зрения, эмоциональных состояний, поведения. Сходство вызывает удовлетворённость, но временную, затем может наступить равнодушие и даже скука. Различие порождает напряжённость, но зато возможен и интерес к лич­ности, отличающейся от нашей.

· Не пытайтесь полностью "переделывать", перевоспитывать друг друга на рабо­те и в семье. Лучше займитесь самовоспитанием - это поможет лично вам, и не будет вызывать протеста, недоброжелательности со стороны других.Высокая требовательность к себе - в первую очередь, а потом к другим.

Вывод:

Отношения требуют большого труда для их сохранения. Разрушить проще, чем построить вновь. В области человеческих отношений затруднения никогда не исчезнут. И последующие поколения, и каждый человек по-своему их раз­решает. Вот и возникают психологические задачи для жизни.

 

Лекция 4. Психология больших социальных групп

Психология больших групп изучает: психологические особенности различных видов групп (например, ассоциаций, организаций); механизмы сложения индивидуальных и групповых действий; анализ группы как субъекта действия.

В последнее время исследования по психологии больших групп часто проводятся в рамках молодёжной проблематики – изучение музыкальных вкусов молодёжи, форм проведения досуга в молодёжной среде, наркомании и алкоголизма, механизмов распространения слухов и т.п.

 

Классификация больших групп

· Формальные, неформальные объединения

· длительно существующие группы (классы, нации) и кратковременные (митинги, аудитории, толпы, массовые скопления людей, забастовки).

· организованные группы (партии, союзы, ассоциации) и стихийные или диффузные (толпа, посетители зрелищных мероприятий, «фанаты» и т.д.)

· условные (пол, возраст, профессия) и реальные группы (митинг, собрание)

· открытые и закрытые (членство в них определяется внутренними установлениями групп).

· объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, по демографическому признаку могут выделяться группы мужчин, женщин, поколение, молодёжь, средний возраст, пожилые люди и т.д.; группа людей сознательно стремящихся к объединению (партии, союзы, общественные движения, религиозные группы).

 

Уровни развития больших групп

Психолог Г.Г. Дилигенский предложил выделить три уровня

развитости больших социальных групптипологический, уровни идентификации и интегрированности.

Первый уровень – типологический– характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким – то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности.

Объединённые по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства. Примером социальной группы такого уровня являли предприниматели на первых этапах формирования своей группы в нашей стране.

На втором уровне социальной группы идентификационном, члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, субъективно считают себя её членами. В частности, предприниматели начинают осознавать себя членами новой социальной общности.

Третий уровень развития интеграционный предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя групповых целей, они осознают общность своих интересов. Предприниматели сегодня объединяются в ассоциации, корпорации, союзы. Иногда этот уровень развития больших групп называют уровнем солидарности.

Реально всякая общность в своём развитии выступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует. Класс объединяет в себе социальные слои, классовые «границы» не совпадают с национальными, профессиональными, половыми и т.д. Эти общности могут перекрещиваться, причём неоднократно. Степень включённости людей в эти разнородные общности, идентификация с какой – то из них и взаимоотношения между ними определяют социально – психологический статус группы.

Объективная возможность «сменить» групповую идентификацию (реальную связь с одной группой на связь с другой) существенно влияет на крепость социальных связей в своей группе, снижает уровень её сплочённости и влияет на развитие группы в целом. Социальная мобильность выступает как фактор, ослабляющий процесс идентификации у служащих, интеллигенции. Для интеллигенции характерным стало снижение престижа высшего образования и причисление себя скорее не к социальному слою, а к числу профессионалов в определённой сфере деятельности.

Исключительное место в системе факторов, определяющих социально – психологическую общность групп, имеет её общественно – исторический опыт. Этот опыт опирается на положение группы в социальной структуре общества, её идентификационные признаки и идеологию. Базовым признаком этого опыта является практика коллективного действия. Положительный результат этой практики сохраняется в социальной

памяти народа, групп, общностей. Этнонациональные конфликты в нашей стране показали, например, насколько сильны традиции национальной социально – психологической общности и как они проявляются в способах внутригруппового и межгруппового общения, в методах разрешения государственных, групповых проблем.

Рассмотрим понятие «психологическая общность». Для понимания сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития общества. (Привести примеры)

Лекция 5. Психология толпы

 

Классические теории толпы

Г. Лебон (1903г.) был первым, кто начал изучать эту проблематику. Именно он обратил внимание правящих политических элит на ту опасность и угрозу, которую представлял рост массовых явлений по отношению к стабильности общества и развитию цивилизации в целом.

Он утверждает, что существует кардинальное различие между психикой индивида, находящегося в спокойном, сознательном состоянии, и его психическим состоянием в толпе, спонтанным, не полностью осознаваемым, импульсивным и часто агрессивным.

По мнению Лебона (1896), лидер часто начинает участвовать в толпе как рядовой участник. Затем он сам попадает в состояние гипноза под воздействием проповедуемых им же идей, которые толпа возвращает ему в ответ на его призывы и лозунги.

Открытия Лебона были углублены и расширены Г. Тардом (1910г.). Тард стал предвестником теории массовой коммуникации. Он описал тип массовой, долговременной и подражательной суггестии, сравнивая журналиста с гипнотизёром. Следовательно, он предвосхитил наступление эпохи, в которой главное место в общественной жизни с триумфом займут средства массовой коммуникации и толпы, трансформированные в публику, сидящую дома у телевизоров и «поглощающую» «нужную» информацию.

З. Фрейд. Поведение индивида в толпе – это регрессия к примитивному «стадному состоянию», дающему индивиду чувство релаксации.

Основные признаки, виды и структурные характеристики толпы.

В жизни существует много типичных ситуаций, способствующих массовым скоплениям людей, - общественный транспорт и транспортные коммуникации, зрелищные мероприятия, проведение политических и общественных акций, стихийные бедствия, места массовых празднований и отдыха и т.д. вместе с тем различные виды толп, образующихся в разных социальных ситуациях, имеют много сходных признаков и характеристик.

Толпа – это многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначально своим стихийным образованием (или потерей организованности) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или её утратой).

Структурные характеристики толпы: форма толпы, её величина и плотность, а также уровень физической и психической активности.

Форма толпы. На открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно (поэтому, имея центр и периферийные слои, в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга). На ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений – например стоящая на улице толпа по форме похожа на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усечённую пирамиду и т.д.

Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Оценка её величины есть специальная и практически важная задача, которая решается специалистами. (Оценка величины толпы зависит от отношения к ней оценивающего, поэтому точнее всего величину оценивают те, кто нейтрально относится к оцениваемой толпе).

Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1м², поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных приборов.

Уровень активности толпы оценивается по моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот) и информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии и наоборот).

Виды толп: пассивные, активные и агрессивные;

Люди в пассивной толпе либо спокойно стоят в ожидании чего – то (например, встречающие приходящий поезд на вокзале или собравшиеся на митинг и ожидающие его начала), либо хаотично и относительно независимо друг от друга спокойно передвигаются (например, массовые выставки или так называемые транспортные толпы в метро или рядом с вокзалами).

Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения. Эмоциональная «разгорячённость» способствует появлению психологической готовности людей действовать совместно, у них формируются одинаковые установки на определённые формы поведения, между ними возрастает теснота связей и интенсивность обмена информацией.

В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает. Для агрессивно настроенной толпы характерно появление нового состояния – психического напряжения людей, основанного на возможных чувствах фрустрации, отчаяния или гнева. Для перехода толпы из состояния просто активного в агрессивное необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающий общее возмущение, негодование. Главная особенность агрессивной толпы – это деструктивное, разрушительное поведение по отношению к окружающим предметам или людям. Например, типичными агрессивными толпами нередко становятся группы спортивных болельщиков, поведение которых приводит к большим разрушениям на стадионах и улицах.

Толпы, объединённые чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические виды толп.

Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т.д.) в случаях пожаров или другой опасности, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т.п.). Однако между ними есть и различия.

Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью опасности для людей, полной утратой всякой организации. Поведение людей походит на автоматически совершаемые «броуновские» действия, для членов такой толпы характерно так называемое суженное сознание, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут неадекватно себя вести.

Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.

Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда её называют мародёрская) – это скопление чрезвычайно активно действующих и нацелённых на грабёж людей, захват различных материальных ценностей, ставших легкодоступными в результате каких – либо стихийных бедствий или чрезвычайных событий.

Толпы также могут быть демонстрирующими, т.е. выражающими своё отношение к каким – либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни. Они могут сильно различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы (например, различные акции протеста населения против политики своих правительств или акции социальных групп, добивающихся определённых прав в обществе и т.д.).

В целом психическое состояние и поведение человека в толпе характеризуется рядом основных признаков:

· Снижение интеллектуальных способностей (некритичность мышления и восприятия информации)

· Более низкий порог психофизиологической и эмоциональной возбудимости (в толпе человек легче и быстрее приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и психофизиологической мобилизации);

· Повышенная внушаемость

· Ощущение анонимности (т.е. состояние нивелировки социального и личностного статуса индивида).

· Непроизвольность (спонтанность и импульсивность);

· Неполная осознаваемость;

· Деиндивидуализация (стирание в поведении личностных различий, похожесть людей друг на друга через одинаковость поведения);

· Более низкая способность к произвольной регуляции поведения (сильная зависимость поведения от внешних воздействий большой группы людей);

· Нетипичность поведения (более частое проявление человеком в толпе неожиданных даже для него самого форм поведения: поднять что – то тяжёлое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть, проявить несвойственную ему жертвенность, героичность или агрессивность)

Вывод:

Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что её поведение чрезвычайно опасно как для самих участников, так и для общества.

 

Лекция 6. Этническая психология как наука

Во 2-ой половине 19 в. сформировались общественные понятия этнопсихологии. Первоначальная цель - изучение психологических особенностей духовной культуры народов. Основной метод исследования был анализ проявление человеческого духа в языке, обычаях, мифах.

Представители этнопсихологии: Лацарус, Вунд, Штейнталь, Лебон, Кавелина, Овсянников – Куликовский, Надеждина.

В настоящее время этническая психология в России переживает период бурного развития. Этнопсихология изучает психологические особенности человека или группы людей принадлежащей к определенной этнической группе. Психологические особенности могут проявляться на сознательном и бессознательном уровне.

Основные категории:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...