Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология этнической миграции и аккультурации.

Сегодня остро стоит проблема психологической адаптации к иной этнокультурной среде. Человек входит в другую культуру, и он испытывает шок, это может привести к негативной оценке своей культуры или той культуры, в которую он входит. Каждая культура имеет множество символов социального окружения (вербальных и невербальных способов общения), с помощью их мы ориентируемся и действуем в ситуации повседневной жизни. Наш душевный мир зависит от этих символов, многие из них мы даже не осознаём. Когда эта система символов становится не адекватной, человек испытывает глубокое нервное потрясение.

Аккультурация – когда группа людей из разных культур вступает в непосредственный и продолжительный контакт, последствие этого изменение одной из этих культур или обоих.

Рассмотрим теорию аккультурации. Здесь возникают 2 проблемы: сохранение национальной идентичности и участие в межкультурных контактах.

Выделяется 4 стратегии аккультурации:

Ассимиляция – эмигрант полностью идентифицирует себя с новой культурой

Сепарация– отрицает культуру большинства и сохраняет свои этнические особенности.

Маргинализация– не идентифицирует себя ни с какой культурой.

Интеграция– идентифицирует себя со старой и новой культурой.

Результат аккультурации– это адаптация к новой культурной среде или дезадаптация.

Рассмотрим последствия межкультурных контактов:

Геноцид– уничтожение, преследование

Ассимиляция– поглощение одной культуры другой

Сегрегация– изолированное существование этнической культуры.

Интеграция– сохранение культурной индивидуальности, но объединение в культурную общность на основе других важных признаков

Вывод:

Для понимания и принятия других культур надо понимать и уважать собственную культуру и знать культуру других стран – это лежит в основе межкультурной толерантности.



Лекция 4. Понятие малой группы и коллектива

Психология и поведение отдельного человека, как личности, существенно зависит от социальной среды. Среда – это сложно устроенное общество, состоящее из больших и малых групп. Большие группы – это государство, нации, народности, партии, классы, религиозные организации. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Малая группа – это объединение людей от 2 до 30 человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа – это элементарная ячейка общества, в которой человек проводит большую часть своей жизни.

Количественный состав группы на языке науки называют её размером, индивидуальный – композицией, структуру обмена информацией называют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы, общие правила поведения – групповые нормы. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.

Виды малых групп:

· формальные и неформальные

· референтные (группа, к которой человек добровольно причисляет себя); нереферентные (группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны); антиреферентные (группа, психологию и поведение которой человек не приемлет, осуждает и отвергает)

Группа может вырасти в коллектив. Чтобы группу можно было назвать коллективом, она должна соответствовать следующим требованиям:

· успешно справляться с возложенными на неё задачами

· хорошие отношения

· создавать для каждого члена возможность развития как личности.

Феноменология малых групп

Для характеристики места каждого человека в коллективе или группе существует несколько понятий: позиция, статус, внутренняя установка и роль.

Позиция – это официальное положение человека в группе; статус – это реальная характеристика его положения в группе, степень действительной авторитетности для остальных членов группы; внутренняя установка – это субъективное восприятие им собственного статуса, то, как он оценивает своё реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы.

Вывод:

Каждый из нас входит во множество малых групп и коллективов. Но не все они представляют для личности одинаковую ценность. Положение личности в коллективе зависит не только от её качеств, но и от требований, которые предъявляет к ним коллектив. Вся жизнь человека – это сплошное хождение по группам и в каждой надо занять достойное место.

 

 

Лекция 8. Социальная роль

Весь мир театр, все люди в нём актёры

И каждый не одну играет роль

Шекспир

1944 г. Генуя. В кабинет начальника СС Мюллера вводят жулика Бертоне. Он ходил по домам политзаключенных, убеждал близких, что имеет связь с тюрьмой и может передать узникам деньги, одежду, продукты. Люди отрывали от себя последнее, а аферист жил припеваючи, присваивая эти передачи. Мюллер приказывает бросить Бертоне в камеру. Эсесовцы арестовали большую группу партизан, и Мюллер догадывается, что среди арестованных есть лидер Сопротивления.

Но кто именно не знает. И вдруг к нему в кабинет вводят крупного деятеля Сопротивления генерала Дела Ровере. Мюллер ошеломлён. Генерал и Бертоне двойники. Одно лицо, одна фигура. Он вызывает шулера и предлагает ему сыграть роль генерала, втереться в доверие к заключённым, выявить и выдать их лидера. За это свобода и миллион марок. Бертоне согласен. Его переодевают в генеральскую форму, подбивают глаз, разбивают нос и бросают в тюрьму. Заключённые уступают ему лучшее место у окна, отдают последние крохи еды, воду. Проводят совещание у его постели, выполняют его указания. И в течение нескольких дней происходит перерождение человека. Жулик начинает чувствовать себя генералом начинает ненавидеть оккупантов, по мере сил помогает товарищам по камере. Фашисты догадываются, что «провокатор» узнал, кто является лидером Сопротивления. Бертоне жестоко пытают, но он не выдаёт товарища и под пытками умирает.

Так социальная роль может кардинально изменить социальную сущность человека. Конечно, так кардинально и быстро, только в экстремальной ситуации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...