Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональная роль изменяет поведение человека, нередко перестраивает его личность. Роль формирует определённые привычки, влияет на мышление человека, на стиль общения с людьми.
Лекция 9. Влияние малой группы на человека
Одной из загадок нашего поведения является подверженность влияниям других людей. Психологи эти механизмы назвали – внушаемость, убеждение и конформность. Знание этих механизмов необходимо каждому человеку и тем более педагогу. Обратимся к определениям А. В. Петровского. Внушаемость –это бесконфликтное внутреннее и внешнее согласие индивида с группой, являющиеся следствием воздействия группы на человека и не осознаваемое им. Убеждение –это результат активного формирования у человека определенных отношений и установок. Основное отличие убеждения от внушаемости в том, что внушающее воздействие является более свернутым (и во времени и в аргументах) и менее осмысленным (осознанность и критичность меньше, чем при убеждении) Можно выделить 2 способа убеждения: прямой и косвенный. · Прямой способ – сосредотачиваем внимание аудитории на благоприятных аргументах (например, вам выгодно бросить курить, потому что…). · Косвенный способ убеждения, когда на людей влияют случайные факторы, например – привлекательность оратора (пример с рекламой). Убеждение, осуществляемое прямым способом более устойчиво и с большей вероятностью способно повлиять на поведение. Можно выделить основные элементы убеждения: коммуникатор – информация – канал передачи – аудитория. То есть, кто, что сообщает, каким способом и кому. Коммуникатор должен быть компетентным. Быстрая речь говорит о влиятельности и компетентности. Привлекательность (это физическое обаяние и подобие), мы склонны симпатизировать людям похожим на нас, относящихся к нашей социальной группе. Например, концерт, в котором студенты и чужие. Ларош Фуко сказал: «Старайтесь апеллировать к чувствам, к сердцу, и к слабостям человеческим, а не к рассудку». Неплохо сказано. Но, все таки, к чему аппелировать – к рассудку или эмоциям – это зависит от аудитории (привести пример). Хорошее настроение повышает убедительность. Иногда сообщение может быть убедительным, если оно аппеллирует к негативным эмоциям (курение вредит вашему здоровью). Люди с высокой самооценкой понимают все быстро, но остаются при своем мнении. Молодых проще убедить, чем старших, они более консервативны. (Молодые думают, что старые – дураки, а старые знают, что дураки – молодые) Конформность –это осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией, то есть сознательное приспособленчество. Конформность выражается в 2 основных типах реагирования на влияние группы: · конформность по типу «лицемерие» · под влиянием группы появляется сначала неустойчивость во мнении, а затем внутреннее согласие. Ситуации, с которыми сталкивается человек, состоят из ряда альтернатив, из них человек должен сделать выбор, принять решение. Он может выбрать групповое мнение или отстаивать свое. Чем труднее задача, тем человек более податлив влиянию группы.
Проще всего, когда человек придерживается коллективных истин. В том, кто уклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы и поэтому большинство будет оказывать на него давление, чтобы он стал как все (Икар). Это давление может проявиться в виде насмешек, осуждения и отторжения («белые вороны»). Человек способен успешно сопротивляться давлению группы, если обладает творческими способностями, проявляет терпимость и чувство долга, верит в себя, устойчив к стрессу. Благодаря таким людям общество движется вперёд. Когда давление группы сказывается на всём народ, конформизм достигает более высокой ступени, люди начинают терять собственное лицо (массовый психоз, фашизм). Классический эксперимент психолога Аша (1959г.) с отрезками разной длины.8 испытуемых, 7 в сговоре с экспериментатором. 7 человек вместе отвечают то правильно, то неправильно. В этой ситуации каждый третий испытуемый стремится присоединиться к большинству. Вероятность конформности достигает максимума, когда в группе 5-8 человек. Если ввести в эксперимент человека, который будет поддерживать восьмого, то он обретает уверенность и начинает высказывать собственную точку зрения. В возрасте 12-13 лет конформности подвержен каждый второй, в 19-20 – каждый третий и этот уровень остаётся (почему?) Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Рассмотрим 3 вида конформизма: · иногда мы ведём себя как принято, не соглашаясь в душе с тем, что делаем (уступчивость). Мы уступаем, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. · если мы подчиняемся явно выраженному приказу – это повиновение. · искренний внутренний конформизм – одобрение (мы пьём молоко, потому что искренне считаем, что это полезно)
Сенека говорил: «Это слишком легко присоединиться к большинству. Знающий истину пусть объявит её, не спрашивая, кто за неё, кто против». Влияние меньшинства на группу Психолог Московичи (1979г.) доказал, что активное меньшинство может влиять на большинство в том случае, если меньшинство категорично заявляет о принятом решении, демонстрирует отказ изменить свою точку зрения и проявляет волю к действию, но так, чтобы его поведение не могло быть истолковано как упрямство (Джордано Бруно и Галелео Галелей). Точку зрения большинства может изменить стиль поведения меньшинства Роль личности в истории. У истоков всех социальных явлений стояло меньшинство, которое влияло на большинство. Вся история есть летопись могущества меньшинства, в том числе меньшинства, состоящего из одного человека. Что позволяет меньшинству стать убедительным? Меньшинство твёрдо стоящее на своих позициях более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Московичи утверждает, что следование меньшинства за большинством – это уступка, а следование большинства за меньшинством - отражает истинное одобрение. Любое действие меньшинства, выражающее уверенность, склонно порождать у большинства сомнения в себе. Ощущение сильной, непоколебимой убеждённости меньшинства подталкивает большинство к тому, чтобы пересмотреть свою позицию. Отступники со стороны большинства гораздо более убедительны чем напоколебимые представители меньшинства. Вывод: Мы должны приветствовать несогласие и не бояться его. Если даже меньшинство не убедило большинство, оно пробуждает у представителей большинства сомнение в себе и склоняет их к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению. Лекция 10. Что такое манипуляция
Манипуляция — психологическое воздействие, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у адресата сохранилась иллюзия самостоятельно принятого решения. Если человек хочет получить выгоду за счет другого человека — это одно. Но если в воспитании, в общении человек не повышает голос, не приказывает громогласно, а руководит умно, тонко, создавая у партнеров иллюзию самостоятельно принятого решения, или, подбадривая больного, врач внушает ему уверенность в быстром выздоровлении, такие манипуляции можно только приветствовать. Манипуляции регулярно используются в рекламе, агитации, пропаганде; частично — в бизнесе, педагогике, медицине, торговле. Но если в рекламе и агитации манипуляция обычная вещь, то в воспитании, в управлении людьми она встречается значительно реже. Многие педагоги не знакомы с приемами использования этого метода, не владеют защитой от него. А ведь проблема чрезвычайно актуальна. Знание ее повышает эффективность работы с людьми, облегчает противодействие манипулятивным механизмам. Позитивные манипуляции Однажды в подмосковную Тарасовку на сбор футбольной команды «Спартак» приехал артист МХАТа М. Яншин. Была жара и молодые люди сидели развалившись в майках, поднятых у некоторых до подбородка, в тапочках на босу ногу, с закатанными выше колен тренировочными брюками. Яншин попросил разрешения снять пиджак и, вынув руку из рукава, рассмеялся: «Вспомнил старый эпизод, — объяснил он. —Однажды в удушливую жару в театре шло обсуждение пьесы. Кто-то из актеров попросил разрешения у Владимира Ивановича Немировича-Данченко снять пиджак. «Конечно», разрешил тот. —А Вы, Владимир Иванович? — А я не так воспитан, чтобы при дамах в общественном месте раздеваться и сидеть без пиджака. —И, подкрепляя сказанное, Яншин всунул руку в рукав и застегнул пиджак на все пуговицы. Хотя дам среди слушателей не было, заулыбались футболисты, сели прямо, привели в порядок одежду. Прием, использованный Яншиным, сделал больше, чем самое строгое замечание. Пример, приведенный рассказчиком, суть беседы, может быть, забудутся через некоторое время, но суть сказанного, основное содержание мыслей и чувств старшего оставляют неизгладимый след в сознании и эмоциональной сфере слушателей иногда на всю жизнь. Манипуляция бывает не только словесной. Манипуляция с помощью косвенного воздействия позволяет добиться желаемого поведения ученика путем привлечения его к интересной для него деятельности. Смысл такой манипуляции — воспитание социальных интересов, запросов и вкусов ученика, замена примитивных интересов и развлечений более высокими, в которых радость труда, творчества, заинтересованность в результатах работы. В основе манипулятивного приема лежит мысль о том, что, если педагога не устраивает что-либо в поведении ученика, следует воздействовать не столько на него самого, сколько на те отношения, в которых он находится. Плохое поведение возникает не само по себе. Оно результат неправильных отношений в семье, в учебном заведении между учителем и учеником, или между членом коллектива и его соучениками, а также безделья, когда «без работы в руках, без мысли в голове у человека портятся и голова, и сердце, и нравственность». И если мы хотим изменить поведение, необходимо изменить неверные отношения и включить молодого человека в занятия полезным, интересным и важным для него и для коллектива делом. (Привести пример). Косвенное воздействие — в некотором роде универсальная манипуляция. Ее можно применять в работе с молодыми людьми разного пола и возраста. Однако характерная для холериков повышенная возбудимость, стремление ко всему новому, неизведанному, желание приложить свою кипучую энергию к серьезному делу и обязательно добиться успеха делают прием особенно эффективным в работе с представителями этого темперамента. (Привести примеры работы с сангвиником, меланхоликом, флегматиком) Но перед применением приема необходимо хорошо изучить учеников, узнать их интересы, склонности. Другой вариант косвенной манипуляции — подстановка перспективы. Учитывая естественное желание человека получить удовольствие, радость, педагог ставит перед ними несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной перспективы к менее увлекательной и незаметно подводит к заданию, которое они не хотели выполнять. Делается это постепенно, безболезненно. Непросто, например, прекратить довольно частые среди молодежи ссоры и драки. Девушки ополчаются друг против друга, молодые люди, случается, избивают более слабого. Но ситуация резко меняется, когда администрация организует полемические вечера и даже разрешает драться. «Пожалуйста, деритесь, но честно. Избиение слабого — подлость. Применение нечестных приемов: нападение группой на одного, удары ногами, удары ниже пояса, удары лежачего и т.п. — всегда осуждались честными и благородными людьми. Администрация купит ринг, боксерские перчатки, выберем судейскую коллегию. Заявка подается главному судье — преподавателю. Очевидно, что сильный слабого вызывать не может. Дата поединка, его условия и определение победителя доверяются судейской коллегии, которую вы выберете сами». В проведенном эксперименте учащиеся учебного заведения с воодушевлением отнеслись к этому предложению, выбрали судейскую коллегию, но... заявок не поступило. Драться с равным — перспектива не из приятных. А вопреки решению коллектива избить слабого, как это делалось раньше, еще хуже. Можно вызвать осуждение товарищей, коллектива, ухудшить мнение коллектива о себе. Изменить у многих членов коллектива, особенно у «трудных», доминирующие отрицательные установки лобовой атакой, как правило, не удается. Помогает педагогу постановка и преодоление учениками постепенно усложняющихся задач. В манипуляции нет мелочей. Истина эта не вызывает сомнений, не требует доказательств. Но на практике, где на каждом шагу сталкиваешься с этими «мелочами», золотое правило часто игнорируется. Там, где надо улыбнуться, ответить шуткой на проделку ученика и тем погасить ненужную конфликтную ситуацию, нередко устраивается проработка, читается мораль, объявляется наказание. Откуда эта беспомощность? В одном случае — от лености, нежелания задуматься, в другом — от отсутствия опыта, иногда просто от того, что педагог не умеет верно оценить конкретную ситуацию, найти правильное решение. Конечно, рецепта на все случаи нет. Но, есть приемы манипуляции, которые помогают руководителю, педагогу удержаться на высоте в каких-то типичных ситуациях. Ещё одна разновидность положительной мотивации - эффект «плацебо». Известный врач, педагог, академик Кассирский говорил студентам: «Когда выдаёте больному аспирин – это лекарство. Когда я даю аспирин – это сильнейшее исцеляющее средство, потому что – это лекарство плюс мой авторитет». Если мы получаем совет от авторитетного для нас человека, мы ему верим и поддаёмся его влиянию. Самовнувшение – великая сила – и, используя её, можно добиться большого успеха в работе с людьми. Негативные манипуляции Для формирования общественного мнения используются следующие приемы негативной манипуляции: · Апелляция к большинству для придания большей весомости своим решениям (По многочисленным просьбам телезрителей… или Коллектив училища предлагает выдвинуть кандидатуру…) · Обезличивание. Поддержка получалась от отсутствующего и чаще всего не подозревавшего, что его именем пользуются, вышестоящего начальника (Хозяин сказал… или В управлении считают, что...) · Неоднозначные стереотипы. В этом случае используются неясные, с трудом понимаемые большинством, как правило, стереотипные выражения (Ваше предложение нарушает права человека или В интересах государства…) · Навешивание ярлыков. Это наиболее часто использующийся способ дискредитации личности или коллектива в глазах слушателей или читателей. Чтобы осудить, выбить из колеи человека, его подгоняют под стереотип: «дебошир», «алкоголик» и др. Очень умно и хитро пользуются манипуляцией колдуны, гадалки, махинаторы и предсказатели всех мастей. Контрманипуляция Самые древние способы ухода от манипуляции, существующие и в наши дни,— бегство (уход), замирание, прятание и встречное нападение на манипулятора. · При уходе мы меняем тему беседы на безопасную, не желая обострять отношения. · Замирание — сокрытие чувств, отказ от действий, стремление к дружескому контакту. · Прятание — попытка стать невидимым для манипулятора, скрыться от него. · Нападение — активное действие, ведущее к высмеиванию, опровержению тезисов или действий манипулятора.
Антитезис к рассматриваемым приемам несложен. Если объект манипуляции будет оправдываться, доказывать свою правоту, он осложнит ситуацию, сделает хуже себе. Целесообразно, если личность уверена в справедливости собственной позиции, не поддаваться нападкам, спокойно и уверенно делать свое дело, доказывая правильность собственного поведения результатами, а не словами. В сложных ситуациях можно воспользоваться активными приемами контрманипуляции, которые представляют защиту от скрытого управления. · Психологическое преимущество переходит к объекту манипуляции, когда он просит разрешения подумать: «Не торопите, здесь далеко не все так ясно, как кажется». · Когда в случае жалоб на сложности работы он говорит: «Я правильно Вас понял? Вы не способны выполнять свои обязанности?» · Когда на высказанное недоверие в ваши силы, вы предлагаете: «А Вы сами попробуйте это сделать в указанное время». · Попробуйте, когда провокатор манипуляцией обижает человека, перевести разговор на тему, которая волнует самого манипулятора. · Чтобы избежать манипулятивного воздействия рекламы, незнакомого и даже близкого человека перед тем, как совершить необычный поступок, приучайте спрашивать себя: Нужно ли мне это? Нужно ли мне это сейчас? Нужно ли мне это именно такой ценой?
Вывод:
Скрытое управление в человеческом обществе было всегда. В ходе эволюции манипуляция стала играть серьёзную роль в руководстве людьми, в развитии их познавательных способностей, в формировании их интеллекта. Осуждать следует только негативную манипуляцию.
Когда вам станет трудно, пусть придут на помощь эти строки.
Учитесь управлять собой, Во всём ищите добрые начала. И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала. Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору. При быстром продвиженьи в горы Друзей в пути не растерять… Не злобствуйте, не исходите ядом, Не радуйтесь чужой беде. Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом. Не умирайте, пока живы! Поверьте, беды все уйдут, Несчастья тоже устают, И завтра будет день счастливый!
Надежды, Веры и Любви! Добра, удачи и терпения!
С уважением Н.А. Семёнова |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |