Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная роль изменяет поведение человека, нередко перестраивает его личность. Роль формирует определённые привычки, влияет на мышление человека, на стиль общения с людьми.

 

Лекция 9. Влияние малой группы на человека

 

Одной из загадок нашего поведения является подверженность влияниям других людей. Психологи эти механизмы назвали – внушаемость, убеждение и конформность. Знание этих механизмов необходимо каждому человеку и тем более педагогу. Обратимся к определениям А. В. Петровского.

Внушаемость –это бесконфликтное внутреннее и внешнее согласие индивида с группой, являющиеся следствием воздействия группы на человека и не осознаваемое им.

Убеждение –это результат активного формирования у человека определенных отношений и установок. Основное отличие убеждения от внушаемости в том, что внушающее воздействие является более свернутым (и во времени и в аргументах) и менее осмысленным (осознанность и критичность меньше, чем при убеждении)

Можно выделить 2 способа убеждения: прямой и косвенный.

· Прямой способ – сосредотачиваем внимание аудитории на благоприятных аргументах (например, вам выгодно бросить курить, потому что…).

· Косвенный способ убеждения, когда на людей влияют случайные факторы, например – привлекательность оратора (пример с рекламой).

Убеждение, осуществляемое прямым способом более устойчиво и с большей вероятностью способно повлиять на поведение. Можно выделить основные элементы убеждения: коммуникатор – информация – канал передачи – аудитория. То есть, кто, что сообщает, каким способом и кому.

Коммуникатор должен быть компетентным. Быстрая речь говорит о влиятельности и компетентности. Привлекательность (это физическое обаяние и подобие), мы склонны симпатизировать людям похожим на нас, относящихся к нашей социальной группе. Например, концерт, в котором студенты и чужие.

Ларош Фуко сказал: «Старайтесь апеллировать к чувствам, к сердцу, и к слабостям человеческим, а не к рассудку». Неплохо сказано. Но, все таки, к чему аппелировать – к рассудку или эмоциям – это зависит от аудитории (привести пример). Хорошее настроение повышает убедительность. Иногда сообщение может быть убедительным, если оно аппеллирует к негативным эмоциям (курение вредит вашему здоровью).

Люди с высокой самооценкой понимают все быстро, но остаются при своем мнении. Молодых проще убедить, чем старших, они более консервативны. (Молодые думают, что старые – дураки, а старые знают, что дураки – молодые)

Конформность –это осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией, то есть сознательное приспособленчество.

Конформность выражается в 2 основных типах реагирования на влияние группы:

· конформность по типу «лицемерие»

· под влиянием группы появляется сначала неустойчивость во мнении, а затем внутреннее согласие.

Ситуации, с которыми сталкивается человек, состоят из ряда альтернатив, из них человек должен сделать выбор, принять решение. Он может выбрать групповое мнение или отстаивать свое. Чем труднее задача, тем человек более податлив влиянию группы.

 

Проще всего, когда человек придерживается коллективных истин. В том, кто уклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы и поэтому большинство будет оказывать на него давление, чтобы он стал как все (Икар). Это давление может проявиться в виде насмешек, осуждения и отторжения («белые вороны»). Человек способен успешно сопротивляться давлению группы, если обладает творческими способностями, проявляет терпимость и чувство долга, верит в себя, устойчив к стрессу. Благодаря таким людям общество движется вперёд. Когда давление группы сказывается на всём народ, конформизм достигает более высокой ступени, люди начинают терять собственное лицо (массовый психоз, фашизм).

Классический эксперимент психолога Аша (1959г.) с отрезками разной длины.8 испытуемых, 7 в сговоре с экспериментатором. 7 человек вместе отвечают то правильно, то неправильно. В этой ситуации каждый третий испытуемый стремится присоединиться к большинству.

Вероятность конформности достигает максимума, когда в группе 5-8 человек. Если ввести в эксперимент человека, который будет поддерживать восьмого, то он обретает уверенность и начинает высказывать собственную точку зрения.

В возрасте 12-13 лет конформности подвержен каждый второй, в 19-20 – каждый третий и этот уровень остаётся (почему?)

Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Рассмотрим 3 вида конформизма:

· иногда мы ведём себя как принято, не соглашаясь в душе с тем, что делаем (уступчивость). Мы уступаем, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания.

· если мы подчиняемся явно выраженному приказу – это повиновение.

· искренний внутренний конформизм – одобрение (мы пьём молоко, потому что искренне считаем, что это полезно)

 

Сенека говорил: «Это слишком легко присоединиться к большинству. Знающий истину пусть объявит её, не спрашивая, кто за неё, кто против».

Влияние меньшинства на группу

Психолог Московичи (1979г.) доказал, что активное меньшинство может влиять на большинство в том случае, если меньшинство категорично заявляет о принятом решении, демонстрирует отказ изменить свою точку зрения и проявляет волю к действию, но так, чтобы его поведение не могло быть истолковано как упрямство (Джордано Бруно и Галелео Галелей). Точку зрения большинства может изменить стиль поведения меньшинства

Роль личности в истории. У истоков всех социальных явлений стояло меньшинство, которое влияло на большинство. Вся история есть летопись могущества меньшинства, в том числе меньшинства, состоящего из одного человека.

Что позволяет меньшинству стать убедительным? Меньшинство твёрдо стоящее на своих позициях более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся.

Московичи утверждает, что следование меньшинства за большинством – это уступка, а следование большинства за меньшинством - отражает истинное одобрение.

Любое действие меньшинства, выражающее уверенность, склонно порождать у большинства сомнения в себе. Ощущение сильной, непоколебимой убеждённости меньшинства подталкивает большинство к тому, чтобы пересмотреть свою позицию. Отступники со стороны большинства гораздо более убедительны чем напоколебимые представители меньшинства.

Вывод:

Мы должны приветствовать несогласие и не бояться его. Если даже меньшинство не убедило большинство, оно пробуждает у представителей большинства сомнение в себе и склоняет их к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению.


Лекция 10. Что такое манипуляция

 

Манипуляция — психологическое воздействие, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у адресата сохранилась иллюзия само­стоятельно принятого решения.

Если человек хочет получить выгоду за счет другого человека — это одно. Но если в воспита­нии, в общении человек не повышает голос, не приказывает гро­могласно, а руководит умно, тонко, создавая у партнеров иллюзию самостоятельно принятого решения, или, подбадривая больного, врач вну­шает ему уверенность в быстром выздоровлении, такие манипуляции можно только приветствовать.

Манипуляции регулярно используются в рек­ламе, агитации, пропаганде; частично — в бизне­се, педагогике, медицине, торговле. Но если в рекламе и агитации манипуляция обычная вещь, то в воспитании, в управлении людьми она встре­чается значительно реже. Многие педагоги не зна­комы с приемами использования этого метода, не владеют защитой от него. А ведь проблема чрез­вычайно актуальна. Знание ее повышает эффек­тивность работы с людьми, облегчает противодей­ствие манипулятивным механизмам.

Позитивные манипуляции

Однажды в подмосковную Тарасовку на сбор футбольной команды «Спартак» приехал артист МХАТа М. Яншин. Была жара и молодые люди сидели развалившись в майках, поднятых у неко­торых до подбородка, в тапочках на босу ногу, с закатанными выше колен тренировочными брю­ками. Яншин попросил разрешения снять пиджак и, вынув руку из рукава, рассмеялся: «Вспомнил старый эпизод, — объяснил он.

Однажды в удушливую жару в театре шло об­суждение пьесы. Кто-то из актеров попросил раз­решения у Владимира Ивановича Немировича-Данченко снять пиджак. «Конечно», разрешил тот.

А Вы, Владимир Иванович? — А я не так вос­питан, чтобы при дамах в общественном месте раздеваться и сидеть без пиджака.

И, подкреп­ляя сказанное, Яншин всунул руку в рукав и зас­тегнул пиджак на все пуговицы.

Хотя дам среди слушателей не было, заулыба­лись футболисты, сели прямо, привели в порядок одежду. Прием, использованный Яншиным, сде­лал больше, чем самое строгое замечание.

Пример, приведенный рассказчиком, суть бе­седы, может быть, забудутся через некоторое вре­мя, но суть сказанного, основное содержание мыслей и чувств старшего оставляют неизглади­мый след в сознании и эмоциональной сфере слу­шателей иногда на всю жизнь.

Манипуляция бывает не только словесной. Манипуляция с помощью косвенного воздействия позволяет добиться желаемого поведения ученика путем привлечения его к интересной для него де­ятельности. Смысл такой манипуляции — воспи­тание социальных интересов, запросов и вкусов ученика, замена примитивных интересов и раз­влечений более высокими, в которых радость тру­да, творчества, заинтересованность в результатах работы.

В основе манипулятивного приема лежит мысль о том, что, если педагога не устраивает что-либо в поведении ученика, следует воз­действовать не столько на него самого, сколько на те отношения, в которых он находится. Плохое поведение возникает не само по себе. Оно результат неправильных отношений в семье, в учебном заведении между учителем и учеником, или между членом коллектива и его соуче­никами, а также безделья, когда «без работы в руках, без мысли в голове у человека портятся и голова, и сердце, и нравственность». И если мы хотим изменить поведение, необходимо изменить неверные отношения и включить молодого чело­века в занятия полезным, интересным и важным для него и для коллектива делом. (Привести пример).

Косвенное воздействие — в некотором роде универсальная манипуляция. Ее можно применять в работе с молодыми людьми разного пола и воз­раста. Однако характерная для холериков повы­шенная возбудимость, стремление ко всему ново­му, неизведанному, желание приложить свою ки­пучую энергию к серьезному делу и обязательно добиться успеха делают прием особенно эффек­тивным в работе с представителями этого темпе­рамента.

(Привести примеры работы с сангвиником, меланхоликом, флегматиком)

Но перед применением приема необходимо хорошо изучить учеников, узнать их интересы, склонности.

Другой вариант косвенной манипуляцииподстановка перспективы. Учитывая естественное желание человека получить удовольствие, радость, педагог ставит перед ними несколько постепенно усложняющихся задач, ве­дет их от более увлекательной перспективы к ме­нее увлекательной и незаметно подводит к зада­нию, которое они не хотели выполнять. Делается это постепенно, безболезненно.

Непросто, например, прекратить довольно частые среди молодежи ссоры и драки. Девушки ополчаются друг против друга, молодые люди, случается, избивают более слабого. Но ситуация резко меняется, когда администрация организует полемические вечера и даже разрешает драться. «Пожалуйста, деритесь, но честно. Избиение сла­бого — подлость. Применение нечестных приемов: нападение группой на одного, удары ногами, уда­ры ниже пояса, удары лежачего и т.п. — всегда осуждались честными и благородными людьми. Администрация купит ринг, боксерские перчат­ки, выберем судейскую коллегию. Заявка пода­ется главному судье — преподавателю. Очевид­но, что сильный слабого вызывать не может. Дата поединка, его условия и определение победителя доверяются судейской коллегии, которую вы вы­берете сами».

В проведенном эксперименте учащиеся учеб­ного заведения с воодушевлением отнеслись к этому предложению, выбрали судейскую колле­гию, но... заявок не поступило. Драться с рав­ным — перспектива не из приятных. А вопреки решению коллектива избить слабого, как это де­лалось раньше, еще хуже. Можно вызвать осуж­дение товарищей, коллектива, ухудшить мнение коллектива о себе.

Изменить у многих членов коллектива, осо­бенно у «трудных», доминирующие отрицатель­ные установки лобовой атакой, как правило, не удается. Помогает педагогу постановка и пре­одоление учениками постепенно усложняющихся задач.

В манипуляции нет мелочей. Истина эта не вызывает сомнений, не требует доказательств. Но на практике, где на каждом шагу сталкиваешься с этими «мелочами», золотое правило часто игно­рируется. Там, где надо улыбнуться, ответить шуткой на проделку ученика и тем погасить не­нужную конфликтную ситуацию, нередко устра­ивается проработка, читается мораль, объявляется наказание.

Откуда эта беспомощность? В одном случае — от лености, нежелания задуматься, в другом — от отсутствия опыта, иногда просто от того, что пе­дагог не умеет верно оценить конкретную ситуа­цию, найти правильное решение. Конечно, ре­цепта на все случаи нет. Но, есть приемы манипу­ляции, которые помогают руководителю, педаго­гу удержаться на высоте в каких-то типичных си­туациях.

Ещё одна разновидность положительной мотивации - эффект «плацебо». Известный врач, педагог, академик Кассирский говорил студентам: «Когда выдаёте больному аспирин – это лекарство. Когда я даю аспирин – это сильнейшее исцеляющее средство, потому что – это лекарство плюс мой авторитет». Если мы получаем совет от авторитетного для нас человека, мы ему верим и поддаёмся его влиянию. Самовнувшение – великая сила – и, используя её, можно добиться большого успеха в работе с людьми.

Негативные манипуляции

Для форми­рования общественного мнения используются сле­дующие приемы негативной манипуляции:

· Апелляция к большинству для при­дания большей весомости своим решениям (По многочисленным просьбам телезрителей… или Коллектив училища предлагает выдвинуть кандидатуру…)

· Обезличивание. Поддержка получалась от отсутствующего и чаще всего не подозревавшего, что его именем пользуются, вышестоящего началь­ника (Хозяин сказал… или В управлении считают, что...)

· Неоднозначные стереотипы. В этом случае используются неясные, с трудом понимаемые большинством, как правило, стереотипные вы­ражения (Ваше предложение нарушает права че­ловека или В интересах государства…)

· Навешивание ярлыков. Это наиболее часто использующийся способ дискредитации личности или коллектива в глазах слушателей или читате­лей. Чтобы осудить, выбить из колеи человека, его подгоняют под стереотип: «дебошир», «алко­голик» и др.

Очень умно и хитро пользуются манипуляцией колдуны, гадалки, махинаторы и предсказатели всех мастей.

Контрманипуляция

Самые древние способы ухода от манипуляции, существующие и в наши дни,— бегство (уход), за­мирание, прятание и встречное нападение на ма­нипулятора.

· При уходе мы меняем тему беседы на безопасную, не желая обострять отношения.

· Замирание — сокрытие чувств, отказ от действий, стремление к дружескому контакту.

· Прятание — попытка стать невидимым для манипулятора, скрыться от него.

· Нападение — активное дей­ствие, ведущее к высмеиванию, опровержению тезисов или действий манипулятора.

 

Антитезис к рассматриваемым приемам несло­жен. Если объект манипуляции будет оправдывать­ся, доказывать свою правоту, он осложнит ситуа­цию, сделает хуже себе. Целесообразно, если лич­ность уверена в справедливости собственной пози­ции, не поддаваться нападкам, спокойно и уверен­но делать свое дело, доказывая правильность соб­ственного поведения результатами, а не словами.

В сложных ситуациях можно воспользоваться активными приемами контрманипуляции, кото­рые представляют защиту от скрытого управления.

· Психологическое преимущество переходит к объек­ту манипуляции, когда он просит разрешения по­думать: «Не торопите, здесь далеко не все так ясно, как кажется».

· Когда в случае жалоб на сложности работы он говорит: «Я правильно Вас понял? Вы не способны выполнять свои обязанности?»

· Когда на высказанное недоверие в ваши силы, вы пред­лагаете: «А Вы сами попробуйте это сделать в ука­занное время».

· Попробуйте, когда провокатор манипуляцией обижает человека, перевести разговор на тему, ко­торая волнует самого манипулятора.

· Чтобы избежать манипулятивного воздействия рек­ламы, незнакомого и даже близкого человека пе­ред тем, как совершить необычный поступок, при­учайте спрашивать себя: Нужно ли мне это? Нуж­но ли мне это сейчас? Нужно ли мне это именно такой ценой?

 

Вывод:

 

Скрытое управление в человеческом обществе было всегда. В ходе эволюции манипуляция ста­ла играть серьёзную роль в руководстве людьми, в развитии их познавательных способностей, в формировании их интеллекта. Осуждать следует только негативную манипуляцию.

 

Когда вам станет трудно, пусть придут на помощь эти строки.

 

Учитесь управлять собой,

Во всём ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала.

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору.

При быстром продвиженьи в горы

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде.

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут,

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

 

 

Надежды, Веры и Любви! Добра, удачи и терпения!

 

С уважением Н.А. Семёнова

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...