Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика работы администрации и профсоюзного комитета МПТАО «Стайлинг» по созданию безопасных условий и решению вопросов охраны труда.

Мебельное промышленно-торговое акционерное общество «Стайлинг» – старейшее в Кировской области мебельное предприятие. Оно было создано еще в первые десятилетия Советской власти путем объединения в артель кустарей-одиночек и мелких мастерских. Сейчас АО «Стайлинг» - высокомеханизированное предприятие, специализирующееся на выпуске корпусной мебели для спальни, наборов мебели для офисов, детской комнаты, прихожих м др.

Важнейшим инструментом, регулирующим отношения в области охраны труда на предприятии, является коллективный договор. Сегодня, в условиях рыночных отношений, когда многие предприятия различных отраслей промышленности не «живут», а просто выживают, когда работодатели, ссылаясь на финансовые трудности, отказывают в выделении необходимых средств на охрану труда, мы, профсоюзные работники, обязаны не только настаивать на включении в коллективные договора требований, касающихся улучшения условий и охраны труда, но и осуществлять контроль за выполнением этих мероприятий.

Коллективный договор МПТАО «Стайлинг» утвержден общим собранием работников 19 апреля 2000 года (принят на 3 года). Разработка проекта коллективного договора и его заключение не вызывает серьезных трудностей, так как между профкомом и администрацией сложились деловые отношения, основанные на взаимопонимании, уважении и сотрудничестве, хотя не обходится и без определенных трудностей по решению вопросов охраны труда. Ход выполнения коллективного договора раз в год рассматривается на общем собрании, а по итогам полугодия - на совместном заседании администрации и профкома.

Вопросы охраны труда выделены в разделе «Охрана труда и здоровья», а отдельные его положения в отдельных приложениях к коллективному договору.

Положение «Об охране здоровья и экологической безопасности работников МПТАО «Стайлинг» на производстве» предусматривает:

- нормы выдачи спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты и санитарной одежды;

- работы и профессии с вредными условиями труда, дающими право на получение спецжиров.

Отдельными приложениями утверждены основные мероприятия по улучшению условий труда.

Согласно установленных норм работникам 38 профессий установлены дополнительные отпуска и доплаты к тарифам за работу с вредными условиями труда.

Соглашение по охране труда предусматривает совместные мероприятия администрации и профкома по улучшению условий труда, освобождению рабочих от тяжелого физического труда, определено финансирование этих мероприятий.

Несмотря на финансовые трудности на предприятии сохранена служба охраны труда. Эта служба совместно со специалистами разработала санитарно-гигиенический паспорт предприятия и его структурных подразделений. На основании санитарно-гигиенического паспорта разработан комплексный план по улучшению условий труда до 2001 года. На основе этого комплексного плана и внесенных предложений ежегодно разрабатывается соглашение по охране труда между администрацией и работниками в лице профсоюзного комитета.

Для усиления контроля за выполнением мероприятий по улучшению условий труда на предприятии создан совместный комитет по охране труда под руководством главного инженера. В состав комитета входят председатель профкома, старший уполномоченный профкома по охране труда, главные специалисты, представитель службы охраны труда, уполномоченные по охране труда. Работа комитета строится на основе утвержденного плана.

Профсоюзный комитет ежеквартально проводит на расширенном заседании администрации профкома с приглашением руководителей цехов анализ заболеваемости и травматизма, состояния безопасности и условий труда на рабочих местах. Принимаются коллективные решения, намечаются конкретные меры по устранению отмеченных недостатков, устанавливаются сроки исполнения и ответственные.

За 2001 год профсоюзному комитету совместно с администрацией удалось улучшить условия труда 26 шлифовщикам деталей мебели цеха№4, в результате чего запыленность на рабочих местах снизилась до предельно допустимого уровня. Улучшены условия труда 16 подготовщиков деталей мебели, у которых загазованность стала ниже предельно допустимой концентрации.

Механизирован труд столяров-сборщиков цеха №3, в результате этого облегчили физический труд 34 работникам. Механизирована погрузка мусора для отходов производства в автотранспорт.

Для устранения сквозняков на участке сборки и комплектации мебели и фурнитуры на склад готовой продукции во вторую смену и смонтированы тепловые завесы.

Для оперативного контроля состояний и условий труда, правильности выполнения производственных операций и участия в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве избраны уполномоченные профсоюзного комитета по охране труда из наиболее квалифицированных рабочих. Совместно со специалистами предприятия, отраслевого обкома профсоюза ежегодно проводится их обучение по утвержденной программе. Утверждено положение по организации работы уполномоченного профкома по охране труда, которое является приложением коллективного договора.

Наличие трехступенчатого контроля позволяет решать многие проблемы охраны труда на всех уровнях – от мастерских участков до предприятия в целом. Профсоюзный комитет в лице председателя и старшего уполномоченного по охране труда согласно годового графика совместно с руководителями и главными специалистами проверяют: наличие на рабочих местах защитных ограждений, блокировок, сигнальных устройств, обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты, санитарное состояние рабочих мест, правильность и своевременное проведение инструктажей на рабочих местах, соблюдение правильности хранения, транспортировки и применения горючих и взрывоопасных веществ, правильность эксплуатации объектов повышенной опасности.

По итогам обследования подразделений проводится День охраны труда под руководством руководителя предприятия. По результатам его проведения составляется протокол и издается приказ по предприятию в зависимости от количества и серьезности обнаруженных недостатков по охране труда.

В целях профилактики выявления больных ежегодно проводятся профосмотры для работников, занятых на неблагоприятных условиях труда. Остро нуждающиеся в лечении работники пролечиваются в санаториях Кировской области.

В настоящее время идет работа по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и последующей сертификации производственных объектов.

За 2001 год на выполнение мероприятий по охране труда израсходовано 427 тыс. руб.

Одной из главных задач в области охраны труда администрация и профсоюзный комитет считают не выделение работникам компенсаций и льгот за работу в неблагоприятных условиях труда (дополнительное питание, доплаты, дополнительные отпуска), а уменьшение количества рабочих мест с неблагоприятными и вредными условиями труда.

В результате проведения совместной работы администрации и профкома уровень травматизма снизился за последние 5 лет в 5 раз.

Количество занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, снизилось почти в 2 раза (в 1996 году – 115, в 2001 – 66).

По инициативе профкома на предприятии проводится смотр-конкурс по охране труда и культуре производства. Итоги конкурса подводятся 2 раза в год – ко Дню акционера и Дню работников леса.

Следует отметить, что проводимая администрацией и профсоюзным комитетом работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в силу специфических технологических процессов не всегда позволяет полностью устранить наличие неблагоприятных условий на отдельных производственных участках. Поэтому в настоящее время на предприятии 8 человек работают под воздействием повышенного шума, 34 человека – запыленности, 32 человека – загазованности.

Считаем также, что введенный в действие Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» «вытягивает» с работодателей дополнительные средства, а работодатели, в связи с этим законом не заинтересованы в улучшении условий труда, так как это дополнительные затраты. Чтобы закон действовал, необходимо, чтобы на государственном уровне было принято решение о запрещении деятельности предприятий, не имеющих сертификата безопасности производственного процесса, нужен механизм экономической заинтересованности работодателя по созданию и улучшению безопасных условий и охраны труда.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из анализа теоретического и практического материала, проведенного в данной работе, мы еще раз убедились, что вопросы состояния условий, охраны и безопасности труда, социальной защиты пострадавших на производстве всегда были и остаются в центре внимания профсоюзов.

Опираясь на закон, профсоюзы в первую очередь должны обеспечить людям занятость, хорошую зарплату и эффективное рабочее место с нормальными условиями труда. Если бы не борьба профсоюзов за социальную защиту, то удар шоковых реформ по людям труда был бы еще более жестким и сокрушительным. Сегодня, когда обострены проблемы в социальной сфере, когда государство, да и многие работодатели стремятся к сокращению уровня и объемов социальных гарантий, перекладыванию многих жизненных вопросов на плечи граждан, приоритет сохранения жизни и здоровья рабочего человека очень и очень важен.

Сегодня страх потери работы, заработка заставляет работника соглашаться на работу в опасных условиях и условиях, которые могут вызвать профессиональные заболевания, связанные с работой. В сложные условия нас ставит сегодня сокращение финансирования санаторно-курортного лечения в связи с введением единого социального налога, а также стремление многих руководителей снизить до минимума средства на мероприятия по созданию безопасных условий и охраны труда, лечение и отдых своих работников, часто не задумываясь о том, что главные трудовые ресурсы – это люди, и что здоровый и работоспособный коллектив – залог успеха.

Мы, представители профсоюзов, можем сыграть серьезную роль в обеспечении охраны труда на предприятии, имея четкое представление о своих правах и полномочиях, зная правовые основы охраны труда, законодательные нормативные правовые акты, принятые в последнее время, а также умея практически организовать работу по решению вопросов условий и охраны труда на предприятии.

Социальное партнерство в России прошло за последние годы трудный путь зарождения и становления. И сегодня решение многих проблем осуществляется на договорной основе.

В настоящее время особенно остро встает вопрос об укреплении и взаимодействии участников социального партнерства на всех уровнях, по внесению в договоры наиболее важных социально-экономических проблем, о повышении ответственности сторон за выполнение принятых на себя обязательств, реализацию подписанных соглашений и договоров, то есть о повышении эффективности социального партнерства. Эта проблема в равной степени относится ко всем сторонам – партнерам, и ее необходимо решать.

К сожалению, практика последних лет убедила профсоюзы в том, что как во власти, так и в среде предпринимателей мало представителей, готовых к отношениям на принципах действенного социального партнерства.

И поэтому профсоюзам предстоит нелегкая борьба за его реальное становление. Готовность к переговорам не исключает необходимости солидарно защищать свои права в сфере социально-трудовых отношений и другими законными методами.

Сегодня крайне важно найти баланс между уровнями защиты интересов работников через систему законов и через систему переговоров и соглашений. Добиваясь расширения прав у профсоюзов и усиления законодательной защиты прав работников, мы должны квалифицированно вести переговоры и обеспечить обязательное заключение коллективных договоров.

И сегодня в связи со значительным усилением роли договорных отношений в рамках системы социального партнерства для решения большинства проблем необходимо, в первую очередь, преодоление финансово-экономического кризиса и ограничение его неадекватного влияния на уровень жизни населения.

Сегодня условия труда, охрана труда во многом зависят от конструктивной, настойчивой позиции профсоюзов.

Как представители работников, мы постоянно должны решать вопросы обеспечения нормальных условий и охраны труда на производстве и поэтому выходим на переговоры с собственником, в том числе по вопросам выделения дополнительных средств на охрану труда сверх установленных норм, т. е. то, что не включено в себестоимость продукции, а прибылью, как известно, распоряжается собственник, и здесь тоже важна настойчивость профсоюзов.

Есть утверждение в том, что где профкомы держат сферу охраны труда в своих руках, должным образом контролируют её состояние, производственный травматизм сведен к минимуму. И это утверждение не только верно, но и абсолютно доказано. В своё время ФНПР вместе с Международной Организацией Труда провела социологический опрос. После обобщения ответов был сделан однозначный вывод: там, где есть профсоюзы, где они сильны, где настойчиво и предметно занимаются вопросами охраны труда, там наблюдается явное снижение уровня производственного травматизма, количества профзаболеваний.

Поэтому сегодня, считаю очень важно назвать главные предложения в этом направлении.

ФНПР необходимо добиваться: совершенствования экономического механизма в создании и обеспечении на производстве безопасных условий труда.

Для этого:

1. Внести изменения и дополнения в ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»:

- о повышении минимума затрат по охране труда в организациях и на предприятиях, размер которых установлен законом № 181 ФЗ и ст. 226 Трудового кодекса РФ;

- об обязанности отраслевых министерств, органов отраслевого управления субъектов РФ, местных органов исполнительной власти создавать в своих структурах службы охраны труда и экологической безопасности;

2. Создать Государственный регистр межотраслевых и отраслевых нормативных актов по охране труда и регистр профзаболеваний;

3. Ввести меры по снижению налогооблагаемой валовой прибыли за счет отнесения на себестоимость продукции всех затрат по охране труда;

4. Предусмотреть налоговые льготы предприятиям, производящим средства индивидуально защиты;

5. Совершенствовать механизм скидок и надбавок на обязательное страхование к страховому тарифу в зависимости от состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию:

- более дифференцированно подходить при установлении страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в зависимости от состояния охраны труда и экологической безопасности;

- разработать механизм компенсации вреда здоровью граждан от экологических последствий деятельности предприятий и организаций независимо от форм собственности;

6. Добиваться создания фондов охраны труда за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (согласно ст.226 Трудового Кодекса РФ);

7. Добиваться использования возможностей отраслевых и региональных соглашений для решения вопросов улучшения обеспечения средствами индивидуальной защиты, безопасного труда женщин и подростков, получения компенсаций за вредные условия труда.

Острой остается сегодня проблема оздоровления трудящихся и членов их семей, организация летнего отдыха детей. Сокращение ставки единого социального налога и тарифных взносов в фонд социального страхования, отказ от финансирования оздоровительного отдыха трудящихся, ввод ограничения на суточную оплату путевок, изменение порядка их приобретения, возложения этих функций на страхователя резко снизили в целом объемы оздоровления трудящихся и их семей. Хотя профсоюзам удалось добиться повышения оплаты путевок за счет средств социального страхования, это не решает проблемы, так как реальная стоимость человеко-дня постоянно растет. Пока действует единый социальный налог, он и дальше будет разрушать систему социального страхования. Поэтому профсоюзам необходимо во чтобы - то ни стало добиться отмены единого социального налога, возврата к нормальной системе страхования.

Сегодня профсоюзы и только они должны проявлять творческий подход к использованию других форм социального партнерства, закрепленных в ст.27 Трудового Кодекса, в которой названы не только коллективные переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений, но и взаимные консультации. К ним следует отнести такие действия, когда работодатель (его представитель) обращался к представителю работников с тем, чтобы этот представитель выразил свое мотивированное мнение по тому или иному вопросу и, кроме того, участие работников, их представителей в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Как известно, соглашения по охране труда включаются в коллективные договоры только после проведения переговоров и согласования его представителями сторон. И здесь очень важно то, что выполнение перечисленных в соглашениях мероприятий предстоит контролировать в первую очередь нам, профсоюзам.

Необходимо еще раз подчеркнуть особую роль отраслевых тарифных соглашений всех уровней, коллективных договоров в развитии социального партнерства. 1У съезд ФНПР, отмечая заметный рост количества заключаемых коллективных договоров, назвал позорным явлением отсутствие их на достаточно большом числе предприятий, где имеются профсоюзные организации. Там, где нет коллективного договора, профсоюзные организации, по сути, не выполняют свою основную задачу, оставляют работников один на один с работодателем, лишают возможности коллективной защиты своих трудовых прав.

Еще более возрастает роль коллективного договора с принятием Трудового Кодекса, поскольку он законодательно закрепил нормы по конкретному решению многих социально-трудовых вопросов, в том числе охраны труда через этот нормативно-правовой акт, и вопросы эти должны решаться в ходе переговоров. Поэтому, какой будет коллективный договор, какие будут в нем закреплены условия, такие социальные гарантии в области охраны труда будут иметь работники. Одним словом, многое зависит от эффективности деятельности каждой профсоюзной организации, активности и работоспособности профкомов и их руководителей. Профсоюзным комитетам сегодня при заключении коллективных договоров необходимо активнее использовать отраслевые тарифные соглашения и добиваться включения в колдоговоры социальных норм и гарантий не ниже этого соглашения как акта социального партнерства на уровне всей отрасли. К сожалению, приходится констатировать, что труд работников лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства является одним из самых тяжелых и травмоопасных в России, когда ежегодно по причине травматизма гибнет свыше 350 человек. Эту проблему еще более обостряют идущие в настоящее в время лесных отраслях различные структурные преобразования, массовое реформирование предприятий, передел собственности, непрекращающиеся противодействия со стороны ряда работодателей и государства, а все это наносит вред хозяйственной деятельности предприятий и труженикам лесной промышленности, не не несёт стабильности и эффективности. Такая оценка ситуации не позволяет отраслевому профсоюзу, его организациям быть сторонними наблюдателями происходящих событий. И сегодня нам необходимо требовать одного: какой бы собственник не был, обеспечь безопасные условия труда.

И поэтому очень важно, что заключение коллективного договора должно происходить независимо от вида собственника предприятия. Главное, чтобы коллективный договор помогал нормальному взаимодействию профсоюзов и работодателя, системе его реализации, а также исключался произвол со стороны работодателя в обеспечении нормальных условий и охраны труда.

Учитывая особую значимость проблемы защиты трудовых прав работников через коллективный договор, считаю необходимым: внести изменения и дополнения в законодательство в части предоставления отраслевым обкомам права инициировать заключение коллективных договоров в любой организации отрасли, осуществления контроля за их выполнением, а также обязательности включения раздела «Охрана труда и здоровья» в коллективные договоры в связи с особой социальной значимостью этой проблемы и приоритетом сохранения жизни и здоровья человека на производстве над другими вопросами.

В целях повышения роли и значения тарифных, региональных соглашений и коллективных договоров считаю необходимым предусмотреть в них мероприятия: по выводу травмоопасного оборудования, машин и механизмов из эксплуатации, уменьшению доли рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, сокращению тяжелого физического труда, строительству и реконструкции санитарно-бытовых помещений, обеспечению рабочих качественной спецодеждой, аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда, контролю за вводом нового оборудования, новых цехов, производств, улучшению условий, охраны труда и здоровья женщин и подростков.

Рассматривая вопросы правового обеспечения деятельности профсоюзов, мы подробно остановились на очень важной роли осуществления общественного контроля: созданы и действует институт уполномоченных лиц по охране труда, совместные комитеты, технические инспекции. И всё-таки, в этих вопросах мы, много ещё не дорабатываем. Да и государственные технические инспекторы труда в Кировской области (их очень мало), в основном, занимаются расследованием несчастных случаев на производстве, а не профилактикой и предупреждением производственного травматизма и заболеваемости. Поэтому в качестве предложений считаю необходимым:

- принять меры по включению в штаты профсоюзных органах технических инспекторов труда, особенно в такой травмоопасной отрасли как лесная;

- сосредоточить внимание на проведении профилактической работы по устранению причин производственного травматизма и профзаболеваемости, шире практиковать совместные проверки состояния условий, охраны труда, промышленной и экологической безопасности с государственными органами надзора и контроля; активизировать работу не только общественных инспекторов, но и внештатных инспекторов государственных надзорных органов по безопасности и охране труда обкома профсоюза;

- провести там, где необходимо, выборы уполномоченных лиц по охране труда, организовать их обучение, принять меры по обеспечению уполномоченных справочной литературой по охране труда, использованию морального и материального стимулирования, систематически проводить семинары по охране труда с привлечением технической инспекции, органов надзора и контроля, специалистов по охране труда;

- обобщать опыт работы комиссий (комитетов) и уполномоченных лиц по охране труда, пропагандировать их работу;

- повышать роль совместных комитетов по охране труда на предприятиях по выработке мероприятий по созданию безопасных и улучшению условий труда, а также систематическому анализу состоянию охране труда, травматизма и заболеваемости, включать эти мероприятия в соглашения по охране труда;

- контролировать обязательность включения соглашений по охране труда и здоровья в качестве приложений к коллективному договору.

Кировский обком профсоюза работников лесных отраслей выступил инициатором разработки областного тарифного соглашения, и сейчас проводит переговоры по его заключению и подписанию с партнёрами – департаментом лесного хозяйства и лесной промышленности и областным отделением Союза лесопромышленников России.

По моему мнению, необходимо внести некоторые дополнения в отраслевое тарифное соглашение (ОТС), которые помогут при заключения территориального соглашения и коллективных договоров.

Список производств и профессий с вредными условиями труда, работа которых даёт право на дополнительный отпуск, включить в качестве приложения к ОТС, а также перечень дополнительных льгот и гарантий для работников с вредными и опасными условиями труда.

Необходимо также предусмотреть в ОТС обязательность включения в коллективные договоры соглашений по охране труда в качестве приложений, а также финансирование мероприятий и совместный контроль за их выполнением.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что особое внимание в работе областной организации должны занимать вопросы дальнейшего совершенствования принципов, форм и методов социального партнёрства. Основа этой работы – коллективные договоры и соглашения. И очень важны не только результативные переговоры, в качестве одного из основных критериев успешности переговоров и социального партнёрства следует рассматривать выполнение сторонами взятых на себя обязательств. Ведь взаимодействие сторон продолжается и после завершения переговоров – иначе не было бы в них смысла. Необходимо, чтобы каждый работник ощущал своё непосредственное участие в работе предприятия, свою полезность и значимость, что ведёт к созданию более благоприятного психологического климата и реализации принципа социального партнёрства: равенство сторон – не только равные права, но и равная ответственность. Главное – нормальное взаимодействие профсоюзов и работодателя на всех уровнях – от коллективного договора до Генерального соглашения.

Думаю, в качестве предложений следует назвать необходимость обобщения практики работы и роли социального партнёрства в решении проблем охраны труда.

Отсюда мы должны инициировать внесение определённых изменений и дополнений в действующее законодательство по охране труда, регулированию социально-трудовых отношений.

Считаю, что на федеральном уровне профсоюзам необходимо добиваться:

- усиления своей роли в реализации ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»;

- совершенствования механизма отнесения отраслей (подотраслей) промышленности к классам профессионального риска и установления объективных, обоснованных страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- создания системы непрерывного образования по охране труда и экологии для профсоюзных работников, уполномоченных профкома по охране труда, технических инспекторов труда;

- принятия Экологической Программы России, отражающей основные принципы, направления, пути и средства осуществления и реализации экологической политики;

Минтруду РФ необходимо рекомендовать:

- продолжение создания центров по охране труда, обобщение и подготовку для этих центров рекомендаций по разработке и внедрению новых образовательных технологий в области охраны труда.

Учитывая значимость проведения аттестации рабочих мест и сертификации как важнейших элементов управления охраной труда, а также в целях повышения качества работ по аттестации, достижения наибольшей эффективности от использования результатов аттестации, необходимо рекомендовать: обеспечить при проведении работы по улучшению условий и охраны труда комплексность и координацию действий всех заинтересованных органов и организаций; необходимо совершенствовать процедуру проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Во введении я отмечал, что одной из актуальных и острых проблем охраны труда является организация обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, уровень которой не отвечает современным требованиям.

В целях комплексного улучшения вопросов обеспечения работников современными видами спецодежды, спецобуви и другими СИЗ, считаю, что органам исполнительной власти в регионах необходимо разработать комплексные мероприятия по улучшению обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (в рамках Федеральной программы по улучшению условий и охраны труда на 2001-2005 годы), изыскать возможности для финансирования разработок новых эффективных средств индивидуальной защиты с учетом отраслевых и территориальных особенностей.

Профсоюзам совместно с органами по труду, госинспекциями по охране труда необходимо ужесточить требования к руководителям за обеспечение работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, используя при этом все предоставленные законодательством права и меры воздействия.

Необходимо также в рамках социального партнерства полнее использовать возможности отраслевых тарифных и региональных соглашений для решения вышеперечисленных проблем. Очень важной задачей для обкома профсоюза считаю также необходимость добиваться, чтобы на малых предприятиях заключались и выполнялись коллективные договоры и соглашения по охране труда.

Анализируя материалы данного исследования, проведенного в выпускной работе, представив свои выводы и предложения, необходимо еще раз подчеркнуть, что обеспечение условий труда, его охрана – неотложная проблема. За десять лет реформ мы часто закрывали глаза на то, в каких условиях трудятся работники. Но уверен, что тут мы еще своё слово не сказали и профсоюзы вместе с партнерами – работодателями и государством обязаны и будут решать эти проблемы. Рассмотрев серьезную правовую базу, мы уяснили, что в самом законодательстве заложен такой основной постулат: решение вопросов охраны труда осуществляется при взаимодействии органов исполнительной, законодательной власти, работодателей и профсоюзов. Разработка всех нормативно-правовых и подзаконных актов, всех государственных программ – все это проходит при непосредственном участии профсоюзов. И все решения принимаются, как правило, совместно.

Считаю, что охрана труда – это как раз то направление, где существует тесное взаимодействие профсоюзов и государства – наглядное проявление социального партнерства.

С принятием нового Трудового Кодекса социальное партнерство стало, по сути дела государственной идеологией и значительная часть социально-трудовых отношений регулируется через договоры и соглашения, устанавливая баланс интересов всех его сторон, и здесь очень важно помнить, чтобы реализовались не только права партнеров, но и выполнялись принятые ими обязательства.

IV съезд ФНПР еще раз подтвердил, что социальному партнерству нет альтернативы, эта система является одним из основных и действенных рычагов влияния профсоюзов на социально – экономическую политику как на предприятии, как в отрасли так и в государстве.

Сегодня, несмотря на достигнутые определенные успехи, нельзя переоценивать уровень эффективности функционирования системы социального партнерства. Она делает лишь первые институционные шаги. Повышение эффективности системы социального партнерства, служащей целям защиты социально-экономических и трудовых прав и интересов работников, в том числе в решении проблем охраны труда, во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, которые всегда выступают за взаимное сотрудничество.

Хотелось бы верить, что при помощи механизмов социального партнерства удастся изменить положение работников к лучшему, избежать острых социальных конфликтов, которые всегда ведут к потерям общественного богатства и социальным потрясениям.

 

Список литературы

Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда:

1. Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№155) .

2. Рекомендация 1961 года о безопасности и гигиены труда (№164).

Основные законодательные акты Российской Федерации по охране труда:

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г №197 – ФЗ.

5. Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности от 12.01.96 г. №10 – ФЗ.

6. Федеральный Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г №181 – ФЗ.

7. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 г. №2490-1 с изменениями и дополнениями от 24.11.95 г. № 176-ФЗ.

8. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г.

9. Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. №125-ФЗ.

10. Положение о федеральной инспекции труда (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 г. №78).

11. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.03.1999г. №279 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.01.2000 г. №78, от 24.05.2000 г. №406).

12. Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний. (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. №967).

13. Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. (Утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 8.02.2000 г. №967).

14. Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. (Утверждены Постановлением Министерства труда РФ ОТ 08.04.1994 Г. №30).

15. Типовое Положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда. (Утверждено постановлением Исполкома Генсовета ФНПР от 30.05.1996 г. №3-8).

16. Рекомендации по формированию и организации совместных комитетов (комиссий) по охране труда. (Утверждены Постановлением Министерства труда РФ ОТ 12.10.1994 г. №64).

Документы профсоюзных органов:

 

17. Материалы 1У съезда ФНПР 28-30 ноября 2001 г. Вести ФНПР №11-12, 2001 г.

18. Материалы III съезда профсоюза работников лесных отраслей РФ.

19. Материалы IV пленума ЦК профсоюза работников лесных областей РФ от 27 февраля 2002 года.

20. «Выход – в создании реального механизма защиты». Материалы Генсовета ФНПР от 16.09.2001 г. Журнал «Профсоюзы и экономика» №6, 2001 г.;

21. Материалы III съезда Профсоюза работников лесных отраслей РФ.
М., 2001 г.

Литература:

22. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов под ред.
К.З Ушаков. М., 2001 г., издательство Московского горного университета.

23. Александров Б.К., Дворянчиков К.Б. и др. Работа профсоюзных организаций по обеспечению охраны труда. Практическое пособие. М.,1999.

24. Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений. Курс лекций. АТ и СО. М., 2000.

25. Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере труда. БПА,2000 г. №12.

26. Гурьянова Л.П. Теория и практика заключения коллективных договоров. Учебное пособие. АтиСО,М.,2001.

27. Охрана труда на производстве. БПА, №11. Профиздат, 2001.

28. Российская Федерация – социальное государство. Материалы круглого стола научно-практической конференции М.1996 г.

29. Охрана труда на предприятии. Функции профсоюзных организаций. Изд. «Правовед», Екатеринбург, 2001 г.

30. К 1У съезду ФНПР. Спец выпуск научного журнала Академии Труда и социальных отношений. М., 2001 г.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...