Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема психологического анализа урока

В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, С.В. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях.

Например: В организацию урока Л.Т. Охитина включает 1) самоорганизацию учителя; а) творческое рабочее самочувствие, б) психологический контакт с классом; 2) организацию учителем познавательной деятельности учащихся: а) организацию восприятия и наблюдения, б) организацию внимания, в) тренировку памяти, г) формирование понятий, д) развитие мышления, е) воспитание воображения, ж) формирование умений и навыков.

Другой объект структуры анализа, по Л.Т. Охитиной - организованность самих учащихся, т.е. 1) уровень умственного развития учащихся; 2) отношение учащихся к изучению;3) самоорганизация умственного труда; 4) обучаемость. Автор справедливо подчёркивает, что обучение должно вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в развитие его личности. Обучение будет развивающим, если ученик действует по собственному побуждению.

Л.Т. Охитина предлагает следующий анализ познавательной сферы деятельности учащихся:

как он добивается нужной изобретательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов, как помогал им отличать инвентарные признаки от вариантных;

а) какие установки использовал, и в какой форме (убеждение, внушение);

б) как добивался устойчивости и сосредоточенности внимания учащихся;

в) какие формы работы использовал для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.).

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений предполагает ответы на вопросы:

а) на каком уровне формировались знания учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.п.);

б) на какие психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов опирается учитель в организации деятельности мышления и воображения школьников;

в) с помощью каких приёмов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.):

г) какого уровня понимания (описательного, сравнительного, объяснительного, оценочного, проблемного) добивался учитель от учащихся и как в с связи с этим руководил формированием убеждений и идеалов;

д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как руководил учитель творческим воображением учащихся (объяснение темы и цели работы, условий её выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и формированию работы).

 

Практическая работа

Задание 1. Используя схему, проанализируйте работу познавательных процессов на уроке.

а) восприятие; б) мышление; в) внимание; г) воображение; д) память

Название изучаемых процессов Деятельность учащихся и учителя на уроке Количественный и качественный анализ характеристик наблюдаемого процесса

 

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

План

  1. Межличностные отношения в педагогическом коллективе (ПК) и организация педагогического сотрудничества.
  2. Психологический климат в ПК. Психологическая совместимость и несовместимость участников взаимодействия.
  3. Механизмы формирования межличностных отношений в ПК.
  4. Психологические причины затруднений в формировании позитивных межличностных отношений в ПК.

 

Дополнительная литература:6, 27, 63,65,67, 90, 92, 93.

 

Теоретическое введение

 

Актуальной, но незаслуженно мало исследованной и обсуждаемой является проблема межличностных отношений в педагогических коллективах (ПК). Между тем, межличностные отношения в ПК отражаются на качестве учебно-воспитательного процесса. Еще Макаренко А.С. писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Характер межличностных отношений сказывается на творческой активности учителя, на его удовлетворенности своей профессией. По результатам исследований Шакурова Р.Х, настроение учителя на работе определяется главным образом его взаимоотношениями с учащимися, руководителями школы и коллегами. Чрезвычайно важное значение имеют взаимоотношения с людьми и для управленческих работников.

Характер межличностных отношений сказывается на типе взаимодействия в ПК. Неблагоприятный психологический климат рождает взаимодействия по типу доминирования, а для успешного сотрудничества необходимы взаимное доверие, уважение друг к другу, привязанность, дружеские чувства.

Маркова А.К. перечисляет и другие умения и личностные качества, которые необходимы для педагогического сотрудничества:

- адекватная профессиональная самооценка;

- устремленность на общие цели и задачи, наличие сложившейся концепции в школе;

- разумное распределение функций и ролей в школе с учетом способностей каждого и взаимодополнения;

- психологическая совместимость;

- удовлетворенность всех участников за счет обеспечения психологической безопасности, демократический стиль взаимодействия;

- гуманистическая ориентация на развитие личности учащихся;

- понимание всеми учителями эффективности совместной педагогической деятельности по сравнению с индивидуальной;

- умение считаться с другими точками зрения;

- отсутствие категоричности и терпимость к индивидуальности других учителей;

- учет возрастных особенностей разных учителей.

Одной из важнейших характеристик ПК выступает психологический климат.

Под психологическим климатом понимается эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Психологический климат создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.

Выделяются следующие основные характеристики психологического климата:удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством; преобладающее настроение; взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных; степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении; сплоченность; сознательная дисциплина; продуктивность работы.

Психологический климат ПК, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет их работоспособность, психическое и физическое самочувствие. В свою очередь само настроение учителей, их психическое и физическое самочувствие формируют эмоциональный настрой и работоспособность учеников. Нормальное рабочее состояние учителя является необходимым условием хорошего психологического климата как в ПК, так и в группе учеников.

Психологический климат зависит от личности руководителя, компетентности исполнителей и их совместимости при выполнении деятельности. Психологический климат ПК также зависит от наличия или отсутствия в нем творческой атмосферы.

Одним из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в ПК – психологическая совместимость. Психологическая совместимость определяется как такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. Если группа добивается высоких результатов в совместной деятельности при колоссальных затратах психической или иной энергии, за счет нервных срывов, это уже заставляет сомневаться в психологической совместимости ее членов, а следовательно и в благоприятном психологическом климате.

Психологическая несовместимость – это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовывать свои действия, несинхронность умственных и двигательных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других свойствах личности, которые могут препятствовать реализации совместной деятельности.

В экспериментальных исследованиях выявлено, что психологическую совместимость и успех совместной деятельности обусловливают:

- общность взглядов; высокая мотивация;

- оптимальные психофизиологические качества каждого участника;

- разнополярность индивидуально-психологических особенностей (возможность выделения лидера);

- высокая критичность к себе и терпимость к окружающим (интеллигентность);

- полное доверие друг к другу на основе жизненной взаимозависимости;

- максимально возможная загруженность целенаправленной деятельностью;

- возможность уединения каждого из участников;

- определенность стоящей задачи.

Механизмы формирования межличностных отношений в ПК (по Шакурову Р.Х.):

1. «Бумеранг». Например, симпатизируют тому, кто сам проявляет симпатию.

2. «Созвучие» - когда мысли, чувства, переживания, оценки, убеждения, интересы учителей созвучны, сходны, это эмоционально сближает, укрепляет взаимное доверие, симпатию.

3. «Эталон» - человек оценивает другую личность через призму тех оценочных эталонов, которые сложились у него под влиянием общественного мнения, ближайшего социального окружения, референтной группы. Важно создавать в ПК авторитетное общественное мнение.

4. «Дефицит» - уважение к учителю (руководителю) может определяться тем, в какой мере он обладает редкими качествами, дефицитными в обществе, в его социальной группе. Примечательно, что сегодня дефицитны обыкновенная человечность, простота, отзывчивость, честность.

5. «Эмоциональное эхо» - влияние настроения на восприятие окружающего мира. Если в ПК царит атмосфера уныния, нервозности, то от этого сильно пострадают межличностные отношения.

6. «Содействие» - взаимопомощь и содействие всегда сближают людей, а противодействие вызывает раздражение, гнев, неприязнь.

7. «Упорядочение» - взаимопониманию способствует упорядочение взаимодействий людей на нормативной основе. Если нет единой нормы, четкого правила, то каждый действует по личному усмотрению, сталкиваясь с интересами других. Укреплению межличностных отношений способствуют стабильный порядок и дисциплина.

8. «Сопереживание» - эмоциональный отклик на психологическое состояние другой личности, способность радоваться чужой радости и сочувствовать чужому горю. Наличие в ПК гуманных, отзывчивых, сердобольных учителей играет большую роль в создании теплой, гуманистической атмосферы в школе.

9. «Познавательный интерес» - человек, который служит источником разнообразной, интересной информации, является привлекательным партнером в общении.

10. «Красота» - как отмечал Макаренко А.С., желательно, чтобы среди членов ПК были молодые, красивые учителя: это повышает эмоциональный тонус отношений, придает им особый колорит.

11. «Вклад» - чем больше энергии отдает человек ради благополучия других, тем дороже они становятся. Однако чтобы иметь хорошие отношения с коллегой, нужно отвечать добром на добро, не оставаясь в долгу.

12. «Время» - эмоциональные узы обретают прочность со временем, поэтому, для создания спаянного ПК необходимо время и достаточная стабильность его состава.

13. «Катализ» - отношение к человеку является суммарным результатом действия всех или нескольких механизмов, однако это может быть причиной возникновения амбивалентных (противоречивых) отношений.

Затруднения в формировании позитивных межличностных отношениймогут быть обусловлены некоторыми особенностями деятельности педагогического коллектива, такими как: полифункциональность; коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности, в то время как на уроке учитель остается с классом один на один; высокая стрессогенность деятельности; ненормированность рабочего дня учителя; преимущественно женский состав ПК.

Трудность может представлять и то, что ПК фактически составляют люди разных профессий. Математик и историк, литератор и химик – это не только разные специальности, разная образовательная подготовка, это – разный образ мышления и в какой-то степени разное мировоззрение.

Препятствовать развитию благоприятного психологического климата в ПК может и распространенное в школах деление предметов на «основные» и «второстепенные».

Нарушать взаимодействие и эмоциональные связи в ПК может выбор педагогами неадекватной коммуникативной позиции в общении с коллегами. Позиция «над» эффективная в обучении школьников, неприемлема в общении с другими учителями.

На межличностные отношения в ПК влияют и различия в ожиданиях, характере затруднений и направленности деятельности у педагогов в зависимости от стажа. Молодые учителя ожидают от педагогической деятельности возможности самореализации и наиболее стрессогенными считают именно те ситуации, которые фрустрируют именно это потребность. Для педагогов со стажем наибольшие затруднения возникают в рамках общения с коллегами. Если для молодых учителей характерен упор на создание условий для развития личности учащегося, то для педагогов со стажем более 10 лет свойственна «консервативная» направленность на жестокие авторитарные меры по наведению порядка.

Практическая работа

Задание 1.В одном кабинете занимаются в две смены два начальных класса, работают два учителя. Родители первого класса купили в кабинет новую доску и рассчитывали на то, что родители второго класса, внесут половину ее стоимости. Однако учитель второго класса отказалась собрать деньги у родителей своих учеников: «Я деньги собирать не буду. Мне это не надо».

Проанализируйте ситуацию. Каковы мотивы поведения второго педагога? Каким образом описанная ситуация может отразиться на межличностных отношениях в ПК? Почему? Как можно разрешить ситуацию?

Задание 2.В школе начались занятия второй смены. Ученики Натальи Федоровны приступили к контрольной работе, но долго не могли сосредоточиться. В классе за стеной то и дело раздавались взрывы хохота. Наконец, Наталья Федоровна решительно направилась в соседний класс. Увидев Любовь Петровну в окружении своих шестиклашек, она доброжелательным тоном спросила:

– Что вы тут такое интересное обсуждаете?.. Мы бы с удовольствием к вам присоединились, но у нас более скучное, но, увы, нужное занятие – контрольная по математике.

Проанализируйте ситуацию. Каким образом описанная ситуация может отразиться на межличностных отношениях в ПК? Почему?

Задание 3.В одном кабинете занимаются в две смены два начальных класса, работают два учителя. Обычная ситуация. Необычно поведение Ларисы Ивановны - педагога, работающего во вторую смену. До начала своих занятий, в присутствии первого учителя она начинает молча протирать дезинфицирующим раствором учительский стол, указку, доску, канцелярские принадлежности.

Каким образом описанная ситуация может отразиться на межличностных отношениях в ПК? Почему? Как можно разрешить ситуацию?

Задание 4.В начале учебного года Зинаида Петровна, учитель литературы, взяла классное руководство и нагрузку по своему предмету в 5 классе после выпускного. То и дело учителя слышали от нее высказывания о своих новых учениках и учителе начальной школы: «Я взяла у Ивановой класс. Невозможно работать! Дети ничего не знают, ничего не понимают. Как она их учила?»

Проанализируйте причины, приведшие к возникновению подобной ситуации в школе. Типична ли она? Каким образом поведение Зинаиды Петровны повлияет на межличностные отношения в ПК? Какой может быть реакция других учителей на ее высказывания?

Задание 5.В одной из школ на ежегодных вечерах встреч выпускников обязанности учителей традиционно распределяются следующим образом: учителя начальных классов принимают у вчерашних учеников одежду в гардеробе, педагоги среднего звена дежурят в коридорах, а учителя старших классов общаются со своими выпускниками.

Все ли педагоги довольны таким распределением обязанностей на вечерах встреч выпускников? Почему? Что можно сказать о психологическом климате и об уровне развития данного ПК как группы?

Задание 6.В одном из исследований к педагогам обратились с анкетой, включающей два, казалось бы, одинаковых вопроса. В первом вопросе им предлагалось назвать членов своего коллектива, которых они считают наиболее компетентными, способными дать самый квалифицированный методический совет. Во втором их просили отметить тех, коллег, которых они хотели бы пригласить к себе на урок с целью получения методической помощи. Оказалось, что ответы на эти вопросы часто не совпадают.

Так, аргументируя свой отказ пригласить на урок самых компетентных коллег, педагоги говорят: «Она действительно самая знающая, могла бы дать очень полезные советы. Но к себе на урок я бы никогда ее не пригласила. Я уверена, что она использовала бы свои знания, только с одной целью – чтобы раскритиковать урок, посмеяться над моими промахами и неудачами». «Я не хочу приглашать М.В. на урок, хотя она и очень квалифицированный методист. Она недоброжелательна к людям. Анализируя урок, будет постоянно тебя третировать, а настоящей помощи не окажет. И еще будет всем рассказывать, какие я допустила ошибки. Я лучше обращусь к Н.П. Она может быть не столь компетентна, но зато захочет тебе помочь от души. Пользы от ее посещения будет намного больше».

Проанализируйте позицию учителей. Какие качества больше всего ценят педагоги для организации успешного взаимодействия? Докажите наличие взаимосвязи между характером межличностных отношений и особенностями взаимодействия в ПК. Каковы психологические условия оказания адекватной профессиональной помощи учителю со стороны методиста?

Задание 7. Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе.

Инструкция: «Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе. Для этого прочтите сначала предложение слева, затем справа и после этого отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине.

Оценки: 3 (-3) – свойство проявляется в коллективе всегда;

2 (-2) – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 (-1) – свойство проявляется нередко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство».

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения. 3 2 1 0 -1 -2 -3 Преобладает подавленное настроение.
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. 3 2 1 0 -1 -2 -3 Конфликтность в отношениях и антипатии.
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание. 3 2 1 0 -1 -2 -3 Группировки конфликтуют между сбой.
Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. 3 2 1 0 -1 -2 -3 Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива. 3 2 1 0 -1 -2 -3 Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.
С уважением относятся к мнению друг друга. 3 2 1 0 -1 -2 -3 Каждый считает свое мнение главным, не-терпим к мнению товарищей.
Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные. 3 2 1 0 -1 -2 -3 Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива.
В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение: «Один за всех и все за одного». 3 2 1 0 -1 -2 -3 В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.
Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители. 3 2 1 0 -1 -2 -3 К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.
Коллектив активен, полон энергии. 3 2 1 0 -1 -2 -3 Коллектив инертен, пассивен.
Участливо и добро-желательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться. 3 2 1 0 -1 -2 -3 Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно. 3 2 1 0 -1 -2 -3 Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту. 3 2 1 0 -1 -2 -3 Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым.

Обработка данных.

Обработка данных осуществляется в несколько этапов:

1. Обрабатываются ответы каждого члена коллектива следующим образом: находятся суммы сначала положительных, затем отрицательных оценок. Затем необходимо из большей величины вычесть меньшую. Получится цифра с положительным или отрицательным знаком.

2. Результаты, полученные после обработки ответов каждого респондента, необходимо сложить и сумму разделить на количество отвечающих.

3. Полученный результат сравнивается с ключом:

+22 баллов и более – высокая степень благоприятности социально-психологического климата в ПК;

от 8 до 22 баллов – средняя степень благоприятности социально-психологического климата в ПК;

от 0 до 8 баллов – низкая (незначительная) степень благоприятности социально-психологического климата в ПК;

от 0 до -8 баллов – начальная неблагоприятность социально-психологического климата в ПК;

от -8 до -10 баллов – средняя неблагоприятность;

от -10 и ниже в отрицательную сторону – значительная степень неблагополучия социально-психологического климата в ПК.

По предложенному алгоритму можно произвести подсчет по каждому свойству психологического климата ПК, «заложенному» в опроснике: 1) сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса; 2) полученную сумму разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд по степени убывания этих величин. Таким образом, выявляются свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (отрицательные).

Описанная методика позволяет при многократном исследовании проследить динамику развития ПК.

Приложение

Психолого-педагогические ситуации.[6]

Практикум.

Практикум предусматривает моделирование педагогических ситуаций, помо­гает осмыслить ошибки, наиболее часто встречающиеся у педагогов. Практикум включает 23 ошибки и требует творческого подхода к их решению. Опираясь на знания, полученные вами ранее в процессе изучения всего курса психологии. Структура обсуждения ошибки следующая:

- Обозначение ошибки.

- Краткие иллюстративные примеры.

- Неправильные убеждения.

- Коррекция осмысления.

- Коррекция поведения.

Вот краткие формулировки ошибок, которые необходимо проанализировать. Образец анализа приведен ниже на материале первых трех ошибок.

1.«Не делать ошибок».

2.«Старайтесь делать вид, что все всегда знаете».

3. «Ничего страшного. Ну, сорвалось».

4. «Опять опоздание?!»

5.«Снова «двойка».

6. «Тоже мне, Толстой нашелся!»

7.«Все видеть и все замечать».

8.«Отметка-«кнут и пряник» процесса обучения».

9. «Не в вопросах, а в ответах суть учения».

10. «Не сметь свое суждение иметь!»

11. «Пожалеть розгу — значит испортить ребенка». (В сопоставлении с тем, что: «Шалунов можно наказывать, но нужно и поощрять».)

12. «Работы — год, добычи — грамм». («Не всегда за воздействием следует по пятам желанный результат воспитания».)

13.«Пока не прозвенел звонок». («Учитель! Оставь свое плохое настроение за порогом школы!»)

14.«Без руля и без ветрил». («Порядок на уроке— половина дела».)

15.«Не хватает времени» или «Не успели — выучат дома». («Эффективность урока».)

16.«Кто ей поможет?» («Ошибки в обращении к ученикам».)

17. «Тянешь класс назад». («Попробуйте понять его... Ведь он один и дома, и в школе».)

18.«Чем больше, тем лучше». («К чему приводит многословие учителя на уроке?».)

19.«Как бы чего не вышло». («Почему я боюсь приходящих в школу инспек­торов?».)

20.«Мы такими не были».

21.«Тебе бы нужно за уроками сидеть, а не по дискотекам бегать…» «Можно ли ограничить общение со сверстниками?».)

22. «Сами натворили, сами и разбирайтесь». («Стоит ли педагогу вмешиваться в конфликт детей?».)

23.«А ты что у нас, умнее всех что ли?» («А он мне не нравится!»)

 

 

ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА

1. Обозначение ошибки «Не делать ошибок».

2. Иллюстративный пример: при выведении химической формулы учитель допустил ошибку. Ученик указал на нее. Учитель сконфужен. Он обеспокоен тем, что подумают о нем ученики.

3. Его убеждения.

1. О тебе будут хуже думать, если ты будешь допускать ошибки.

2. Ошибаться — это признак слабости.

3. Если ты будешь ошибаться в присутствии учеников, то твою ошибку они воспримут как признак твоего незнания.

4. Если ты допустил ошибку, то постарайся это скрыть.

4.Коррекция осмысления.

1. Подумайте о том, что нет ничего страшного, если вы ошиблись в присут­ствии учеников. Такие ошибки допустимы и приемлемы. Ошибиться мо­жет каждый.

2. Желание быть всегда правым ведет к внутреннему напряжению, к посто­янной необходимости «быть настороже», заставляет скрывать свою «не­правоту» и «ошибки». Это делает человека нервным и агрессивным.

3. Вы поставите под угрозу всю свою эрудицию, а в конце концов и свой авторитет, если, не исправив свою ошибку, начнете отстаивать свою правоту.

4. Большинство заметивших ошибку и увидевших, что вы не боитесь оши­биться, проникнутся лишь симпатией к вам. Если же кто-то и осудит за ошибку, то это осуждение будет вызвано уязвимостью «осуждающего».

5. Коррекция поведения.

1. Для продуктивного разрешения возникшей ситуа­ции и поддержания определенного уровня само­уважения учитель мог бы использовать следую­щие приемы.

«Молодец, что ты заметил ошибку. Я ее допустил умышленно. Хотел по­смотреть, кто же все-таки внимателен».

«Ошибка несущественная, я сделал ее случайно» (попытка оправдательно­го объяснения ошибки).

«Извините, ребята, я ошибся. Исправьте у себя в тетрадях» или: «В этом случае мы действительно с вами ошиблись. Решается это так...»

2. Обратите внимание на допускаемые вами ошибки в ваших действиях и поведении. Попытайтесь их не скрывать. Мы при­знаем, что в определенных ситуациях возникает необходимость «не выпячивать» ошибку. Однако помните, что именно отсутствие стремления во что бы то ни стало «спасти свое лицо» позволит вам наиболее благоприятным образом разрешить воз­никшую ситуацию.

3.Кратко описывайте каждый случай, когда вы «ловили» сами себя на сокрытии ошибки или на отказе выполнить что-либо из-за боязни ошибиться. В конце каждой недели подводите итог. Количественная запись и ее каче­ственный анализ необходимы, так как, осмысляя свои действия, вы учитесь лучше ими управлять.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...