Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия и основные правовые институты административного права.

Лекция 2

Форма государства.

 

Монархия (единовластие).

При монархической форме правления главой гос-ва является монарх.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

3) не несет ответственность перед населением (подданными).

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка (в настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др).

Республика (общее дело).

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

1) высшие органы власти (правительство, парламент) формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Истории так же известны аристократические республики, в которых привилегированные группы и олигархии управляет гос-ом практически без участия населения. И демократические республики, в которых источником власти является воля народа.

 

Выделяют три вида республик:

1. Президентская – тип, где в полномочия президента входит управления гос-ом и правительством, представительный орган (парламент) обладает законодательной властью, но не формирует исполнительную (правительство)

2. Парламентская – тип, где парламентская власть во главе с премьер-министром формируется и подчиняется парламенту, который избирается населением, а глава государства – президент. В данном случае президент избирается парламентом и представляет гос-во на международной арене не без согласования с парламентом

3. Смешанная республика (полупрезидентская-полупарламентская) – возникает с внедрением одной формы правления в другую, что схоже с конституционной монархией. Президент избирается населением, формирует правительство и утверждает его структуру, но премьер-министра назначает с согласия парламента, что дает право последнему объявит вотум недоверия правительства

Форма государственного устройства

· Внутрегоссударственное

· Внешнегосударственное

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ

2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

3.Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Однако и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется стимул работать. Общество может деградировать. Но в то же время социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества.

 

4. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами.

 

5. Экологическая функция в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).

 

Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

 

1. Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена. В настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.

 

2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения – это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

 

3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН.

 

4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

 

5.Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.).

 

6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

 

Унитарное государство – единое цельное государство, не имеющие в своем составе каких либо государственных образований, обладающих элементами суверенности и самостоятельности.

Оно организовано по административно-территориальному принципу, имеет единую систему центральных и местных органов власти, единую конституцию, а соответственно – единую законодательную и судебную, денежную и налоговую системы, одно гражданство.

В наше время существуют централизованные и децентрализованные государства – простые и сложные.

· Централизованное унитарное государство – права органов местного самоуправления ограничены либо вообще отсутствуют

· Децентрализованное унитарное государство – в которых органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и функционируют самостоятельно в пределах своей компетенции.

· Простые унитарные государства – состоят из административно-территориальных единиц (города, районы)

· Сложно унитарные государства – состоят из административно-унитарных единиц и административных автономий (острова)

Федеративное государство – организация государства, состоящая из нескольких государственных образований (имеющие некоторые признаки государственности)

· Субъекты федерации обладают элементами государственности, а именно конституцией (уставы), законодательными, исполнительными, судебными органами, гос-ми символами и атрибутами

· Федеральный центр имеет общефедеральные властные органы, решения которых имеет общеобязательное значение для всех субъектов федерации

· Территориальное деление федерации проводится с учетом интересов субъектов федерации

· Допускается двойное гражданство: общефедеральное и гражданство субъектов федерации

· Федеральный парламент имеет две палаты (совет федерации (верхняя палата федерального собрания)), одна из которых представляет интересы субъектов федерации

· Законы двух видов: общефедеральные и субъектов федерации

· Двойная система государственных налоговых потоков (федеральному центру и субъектам федерации)

· Распределение полномочий по компетенции федеральной власти, субъектов федерации и совместной компетенции федеральной власти и субъектов федерации

К межгосударственным устройствам относятся конфедерации и иные союзы.

Конфедерация – союз государств, возникающий на основе межгосударственного договора для решения каких либо задач по экономическим, политическим, оборонно-военным и иным соображениям, образованный добровольно, с возможностью субъекта свободного выхода.

Государственно-политические режимы.

1. Демократия (народовластие)

2. Либерализм

3. Авторитаризм

4. Тоталитаризм

5. Тирания

6. Деспотия

 

1) Демокра́тия (греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, при котором народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, от семьи до всего человечества, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право наций на самоопределение, права человека и др.

2) Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью[1] и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:[2][3]

  • данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;
  • равноправия и равенства перед законом;
  • рыночной экономики;
  • ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

3) Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — Форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия или член семьи) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для \существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Авторитари́зм как форма политической власти часто сочетается с Автократией (Форма отношения к власти) и Диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти).

4) Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма

Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое. При этом тоталитаризм существует тогда и только тогда, когда общество поддерживает своё полное сращивание с государством, то есть политическая власть имеет полное одобрение своих действий со стороны общества

5) Тирания (греч. τυραννίς - произвол) — форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. Также тирания — это форма политического устройства ряда средневековых городов-государств Северной и Средней Италии, то есть Синьория.

Термин «тирания», особенно с эпохи Просвещения, приобрёл нарицательное значение — жестокое, деспотичное правление (в том числе и по отношению к наследственным монархиям). Поэтому по отношению к форме правления он сменился в XIX веке более нейтральным термином диктатура (который ныне также имеет негативный оттенок).

В узком смысле термин «тирания» продолжает применяться к некоторым режимам Древней Греции (где и возникло это слово).

6) Деспотия (от греч. despotéia — неограниченная власть), форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина. Классическими Д. были государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, Египет, Индия, Иран, Китай и др.), где основные полномочия по распоряжению землёй как главным средством производства были сосредоточены в руках центральной государственной власти, Ф. Энгельс отмечал, что "... в период, когда община обрабатывает землю еще сообща или, по крайней мере, передает только во временное пользование отдельным семьям, где, таким образом, еще не образовалась частная собственность на землю, — там государственная власть появляется в форме деспотизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 497). Феодальными Д. были Багдадский халифат (в 8—9 вв.), государство Великих Моголов в Индии (в 16—17 вв.), Османская империя (в 14—16 вв.) и др.

 

 

Лекция 3

Теория права

 

Норма – правило поведения.

Соц. норма – правило поведения в обществе (традиции, обряды и ряд др. общественных действий).

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.

· нормы морали

· нормы обычаев

· корпоративные нормы

· религиозные нормы

· правовые нормы

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами. Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Правовые нормы – система правил поведений, соответственно:

· системность

· общеобязательность

· декларируются (формально определенны)

· общедоступны

· санкционированы или установлены гос-ом

· обеспечены гос-ой защитой.

· направлены на неопределенный круг лиц

· рассчитаны на неоднократность применения

· связь с гос-ом

· обеспечение гос-го принуждения в случае нарушения

Материальное и процессуальное права.

Материальное право – юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство воздействует на общественные отношения, прямо и непосредственно регулируя их. Нормы М.п. закрепляют формы собственности, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д. Объектом М.п. выступают, таким образом, имущественные, трудовые, семейные и иные отношения. Фактическое (материальное) содержание данных отношений составляет объективную основу, применительно к которой нормы М.п. определяют взаимные права и обязанности их участников. Противоположность М.п. составляет процессуальное право.

Процессуальное право - часть норм правовой системы, регулирующая отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. П.п. неразрывно связано с материальным правом, т.к. закрепляет формы, необходимые для его осуществления и защиты.  

Норма и ее структура.

Элементы:

  • гипотеза (определенные фактические жизненные обстоятельства (события, действия людей))
  • диспозиция (выбор правомерного поведения в гипотезе)
  • санкция (санкционирование гос-ом неблагоприятных последствий, в случае нарушений действий, предусмотренных диспозицией либо рез-т правомерного действия)

(ЕСЛИ => ТО => ИНАЧЕ)

 

Источники (формы):

  • право вой обычай – исторически сложившееся и санкционированное государством правило поведения
  • судебный (юридический) прецедент – решение суда по конкретному делу, имеющие силу источника права (т.е. устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы)
  • правовая доктрина (правовое учение) – теоретические положения, научные теории юридического характера, имеющие правовое значение
  • нормативный договор – соглашение (в котором выступает государство или его часть), содержащие правовые нормы
  • нормативно-правовой акт - письменный официальный документ, с помощью которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права (в особом порядке принимаются компетентным органом, соответствен о, закон – законодательным органом (подзаконные акты могут быть результатом правотворческой деятельности исполнительным органом) и локальные акты (приказ по университету) )

 

 

Законы.

Основной закон гос-ва – конституция, которая закрепляет общественный гос-ый строй, форму гос-ва (в том числе и правление, гос-ый режим), как правило провозглашает права человека, устанавливает правовой статус личности, организацию публичной власти ( как гос-ой так и местной), взаимоотношение личности и публичной власти, устанавливает правовые институты, такие как глава гос-ва, парламент и тд, закрепляется институт дополнения, изменения, поправок конституции (непосредственно путем референдума или через представительные органы)

Конституция – основа закона.

Иерархия законов:

  1. конституция (основной закон РФ; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории РФ политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства)
  2. федерально-конституционный закон (нормативно правовой акт, который принимается по законам непосредственно связанных с конституцией и ее изменением и дополнением или прямо ее предусмотренным)
  3. федеральный закон (органический) – нормативно правовой акт, который дает определенное направление в сфере деятельности и является правовым регулятором общественных отношений в этой сфере
  4. законы субъектов федерации – нормативно правовые акты, принимаемые законодательной властью субъектов федерации
  5. подзаконные акты – акты исполнительной власти в той или иной сфере на основе федерального законодательства той или иной структуры (приказы, постановления, указы, декреты и тд)

 

 

Лекция 4

Система права.

Правовой институт – однородные нормы права.

А несколько правовых институтов образуют отрасли права.

Структура системы права: нормы -> правовые институты -> подотрасли -> отрасли

Национальная правовая система – механизм взаимодействия отраслей права и иных правовых источников.

Правовая семья (система права) – все схожие правовые системы.

Правоотношения.

Правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, участники которого (субъекты) являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Признак и особенности правоотношений:

1. Регулируют экономические, политические, социальные и иные взаимоотношения и служат юридической формой взаимодействия между их участниками

2. Складываются на основе правовых норм

3. Складываются в результате сознательно-волевых действий их участников

4. Наделяют субъективными правами и возлагают юридическими обязанностями на их участников

5. Их реализация гарантируется гос-ым принуждением

Правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – способность иметь права.

Дееспособность – способность реализовывать права.

Правосубъектность – совокупность правоспособности и дееспособности

Эмансипация –

 

Правонарушение.

Признаки:

· Волевое осознанное деяние

· Противоправность деяния (непосредственное нарушение закона)

· Вина (прямая – умысел; косвенная – неосторожность)

· Деликта способность (желать, хотеть и знать последствия)

· Наличие вреда

· Связь действия субъекта правонарушения и результата правонарушения

Состав правонарушения:

· Объект правонарушения (нарушение закона)

· Субъект правонарушения (физическое лицо, совершающие преступление)

· Объективная сторона (выражение извне *как осуществлялось, где, когда*)

· Субъективная сторона (психическое состояние субъекта)

 

Лекция 5

Конституционное право.

План:

· Конституционное право

· Предмет конституционного права

· Конституционное и государственное права

· Конституционно-правовые отношения

· Источники конституционного права

· Система конституционного права

· Ответственность конституционного права

· Конституционные институты России

Конституционное право – отрасль комплексная отрасль права, осуществляющая право регулирования конституционных правоотношений публичного характера.

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль

Ядром конституционного права является конституция — правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина.

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной:

  • Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия.
  • Как идеологический документ, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

Определяет наиважнейшее принципы и нормы конкретного государства; закрепляет основы конституционного (государственного) строя, правовой статус личности, организацию публичной власти, участие населения в формировании публичной власти (определяет именно КАКОЕ участие), властеотношения, правовой статус местного самоуправления и ряд других важнейших конституционно-правовых институтов, включая институт О поправках, изменениях и дополнениях.

В ряде стран право является конституционным, в ряде других – государственным.

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов)

Источники Конституционного права:

1. Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора. Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора.

2. Конституция

3. Федеральные конституционные законы - основополагающие законы,

издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы.

4. И иные, регулирующие взаимоотношения человека и государства, конституционно-правовые отношения и тд.

 

Регулируемые общественные отношения

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов). Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя), судоустройства, избирательной системы; закрепляет основные (конституционные) права (право на труд и пр.); нормы, о которых содержатся в Конституции и других законах.

Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права.

Система конституционного права:

1. Институт – основа конституционного строя

2. Основной централизованный институт конституции прав и свобод человека и гражданина

3. Федеративное устройство

4. Президент РФ

5. Федеральное собрание

6. Правительство РФ

7. Судебная власть!!!

8. Прокуратура

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции

Субъекты регулируемых отношений

К числу субъектов конституционного права относятся:

  1. физические лица (прежде всего граждане, но также иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства);
  2. государство (посредством государственных органов);
  3. субъекты федерации (в федеративном государстве) и административно-территориальные образования;
  4. социальные и этнические общности (народ, нации и другие этнические группы, классы — в социалистических государствах и др.);
  5. общественные объединения граждан (партии, общественные организации и пр., например, в процессе избирательной кампании).

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих институтов:

  1. политическая система, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;
  2. государственное устройство (в федеративном государстве регламентировано более подробно);
  3. избирательное право и избирательная система;
  4. законодательная власть и статус депутатов;
  5. исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;
  6. судебная власть и статус судей;
  7. конституционный контроль;
  8. местное управление и самоуправление.

 

 

Лекция 6

Муниципальное право.

Муниципальное право – осуществляет правовое регулирование общественных отношений в сфере местного самоуправления (власть населения).

Муниципальная власть – публичная, но не входит в систему государственной власти.

Государство обеспечивает самостоятельность этих органов. Формируются органы местного самоуправления ТОЛЬКО населением, государство иногда только определенными полномочиями.

Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права.

Местное самоуправление – самоорганизация населения под свою ответственность и в своих интересах.

Саморегулирование вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций, исходя из социального, экономического и культурного состояния населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования.

Публичная муниципальная власть осуществляется населением путем референдума непосредственно и/или через выборный им представительный орган и иные органы местного самоуправления, исходя из принципов демократии под отчетности руководителей муниципалитета и их ответственности перед обществом.

Принципы местного самоуправления:

1. Самостоятельность (деятельность местного самоуправления относительно самостоятельна в виду ограниченности пределов полномочий, однако в этих пределах решения органов муниципальной власти не нуждаются в санкционировании органами государственной власти, и принимается исходя из интересов местного населения)

2. Обособленность (органы местного самоуправления обособлены и не входят в систему органов государственной власти, то есть вне подчинении административной вертикали. Государственная власть осуществляет лишь нормативно-правовое регулирование, не в праве давать распоряжения или предписания императивного характера, осуществлять формирование органов местного самоуправления и назначать должностных лиц, вместе с тем государственные органы не в праве осуществлять местное самоуправление, так же, как и возлагать на последних функции государственной власти и государственных служащих, кроме случаев указанных в Федеральном Законодательстве)

3. Муниципальный плюрализм (согласно Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъекты РФ относится установления основ организации местного самоуправления, в связи с чем органы государственной власти самостоятельно обеспечивают регламентацию муниципальных правоотношений ввиду исторических культурных и национальных традиций и их влияния на фактическое состояние того или иного муниципального образования. Особое положение организации местного самоуправления предус

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...