Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры.

Проза и поэзия: сходство и различие.

  проза Поэзия
В основе создания художественного мира Поток жизни Поток сознания
Предмет, содержание Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуют сюжет Субъективное отношение личности к миру; выражение отношения к нему;
Форма отражения действительности Эпическая. На первом плане – события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться Лирическая. На первом плане – переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания.
Сюжет Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью. Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не стаивтся.
Композиция Определяется сюжетными ходами Подчинена движению чувств лирического героя
характеры Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре – образ-характер. Характер изображается в отдельных проявлениях и переживаниях. В центре- образ-переживание.
Описания Занимают существенное место Встречаются редко; крайне лаконичны
Своеобразие художественной речи Художественная речь – средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательный характер). Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей) Художественная речь – средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса.

 

Силлабо – тоническое стихосложение (РАВНОЕ число слогов и ударений). Размеры.

двухсложные трёхсложные
ЯМБ - ударение приходится на второй слог МорОз и сОлнце дЕнь чудЕсный Дактиль - ударение приходится на первый из трёх слогов (Ан-на –Ах-ма-то-ва)
Хорей - ударение приходится на первыйслог бУря мглОю нЕбо крОет   Амфибрахий – ударение приходится на второй из трёх слогов ( Ма-ри-на –Цве-та-ева)
  Анапест – ударение приходится на последний из трёх слогов (Ни-ко-лай Гу-ми-лёв)

Дольник – вид стиха, в котором при соблюдении равного количества ударных слогов внутри строки количество безударных колеблется между ударными от одного до двух-трёх. Д. является своеобразной промежуточной формой между силлабо-тоническим и тоническим стихосложением.
ЖИл старИк со своЕю старУхой у сАмого сИнего мОря.
Пушкин


Акцентный стих– или ударник. Стих, ритмика которого организуется на более или менее равном количестве ударений по стихотворным строкам; число слогов в строке и безударных слогов между ударными произвольно:

Во грАде было во КИеве,

ЖилА-былА молодА вдовА…


А.с.
-- основная форма тонического стихосложения, к нему тяготеют русские былины, исторические песни. В начале ХХ века вновь получил популярность, особенно ярко в творчестве Маяковского. «В акцентном стихе, построенном на сочетании ударений, а не слогов, повышается ритмическая выделенность (а, следовательно, и интонационная самостоятельность) речевых отрезков, несущих ударения, то есть слов и объединённых одним сильным ударением словосочетаний» (А.Карпов).

Ритм – такт, равномерность. В поэзии закономерное чередование через равные промежутки времени сильных и слабых слогов. Особым ритмом обладает и проза и стихи, ибо Р. является одним из средств достижения максимальной выразительности речи. Периодическое повторение звуковых элементов в определённой последовательности является основой стиха; то, какие именно элементы членят текст на сопоставимые отрезки, определяет систему стихосложения (силлабическую или тоническую).

«Как спорый и ладный труд человека, как его походка, пляска, пенье, плаванье, так и стихи, подчинены ритму и согласованы с дыханием» (С.Я. Маршак).

Рифма – соразмерность. Созвучие концов стихов (или полустиший), звуковой повтор, отмечающий их границы и связывающий их между собой. «Стихи как бы сами попадают под ноги, в виде образа, целого случайного стиха или даже простой рифмы, около которой, как около зародыша, распускается целое стихотворение» (А.А. Фет).
Последняя туча рассеянной бури,
Одна ты несёшься по ясной лазури…
Пушкин

Повторы Р. с известной закономерностью проходят через всё стихотворение. Минимальным условием для Р. является совпадение ударного гласного: моля-моя. «Я всегда ставлю самое характерное слово в конце строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. Рифма связывает строки, поэтому её материал должен быть ещё крепче, чем материал, пошедший на остальные строки» (В.В.Маяковский). Р. бывает мужская – с ударением на последнем слоге: гроза-глаза; женская – с ударением на втором от конца слоге: грозы-лозы и дактилическая – с ударением на третьем от конца слоге: лозами-грозами.. Р. может быть точной, когда ударный слог совпадает полностью: вот–грот и ассонансной – не точной, в которой созвучны только гласные: заросли-жалости. Существует каламбурная рифма, когда подбирается неожиданное сочетание слов, составная:
Даже к финским скалам бурым
обращаюсь с каламбуром.
Д.Минаев
Существует омонимическая Р., когда рифмуются слова с разным значением, но одинаково написанные: лук (овощ) – лук (оружие). Консонансная Р. – рифма с разноударными гласными: кедр–бодр. Гипердактилическая Р., когда ударение падает на четвёртый от конца слог или ещё дальше: расцвечивание – очеловечивание. Рифма может стоять в начале строки и в конце, но есть панторифма, когда все слова в строке рифмуются. Р. бывает смежная, когда рифмуются слова, стоящие рядом, и перекрёстная, когда строки рифмуются через одну, опоясная, когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая с третьей. Разноударная Р., когда концы слова одинаковы, но ударения не совпадают: отчего–рабочего. Кроме того, есть и другие виды рифмы: гипердактилическая, открытая и закрытая, бедная и богатая, точная, неточная, охватная, приблизительная, перекрёстная, смежная, глагольная, однородная, разнородная, составная, суффиксальная, тавтологическая, поглощающая. Примеры:

Морозу– розу (приблизительная, женская, открытая рифма);

Сани–сами(неточная,женскаярифма);
Воротилсяеночьюмельник…
«Жонка!Чтозасапоги?»
Ах ты, пьяница, бездельник! (точная, женская, закрытая рифма)
Где ты видишь сапоги? (тавтологическая, мужская)
Пушкин

Строфа –Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов (стихотворных строк), объединённых в ритмическое и синтаксическое целое смыслом, рифмой, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров. На письме строфы чаще разделяются увеличенными интервалами. «В лоне античной драмы образовалось понятие строфы. Первоначально оно мыслилось как метрическая категория. Буквально «строфа» по-гречески означает «оборот».Та порция текста, которую хор, маршируя по орхестре, успевает пропеть за один оборот, как раз и получила это наименование. Иногда хор разворачивался и, двигаясь в обратном направлении, исполнял «антистрофу». В совокупности они составляли систему» О.И.Федотов.

Белый стих– особый вид безрифменного стиха в силлабо-тоническом стихосложении; чаще всего пятистопный ямб (реже в трёхстопном размере) и хорее. Б.с. тесно связан с драмой. Пример: «Борис Годунов» А.С.Пушкин.

Сяду я за стол да подумаю:

Как на свете жить одинокому?

Нет у молодца молодой жены,

Нет у молодца друга верного.

Кольцов

«Название «белый стих» произошло от того, что его окончания, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми») (К.Д.Вишневский).

Верлибр (свободный стих) – один из видов безрифменного французского стиха, строящегося на интонационно-синтаксической, а не силлабо-тонической основе.

Стих без ярко выраженного ритма, гораздо больше подходящий для передачи философских размышлений, а не ярких чувств и душевных порывов:

Не утверждать и не спрашивать.

Человеку расскажут,

Подскажут, покажут,

Как отучить голову от одиночества.

Литературная критика.

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ критика –осмысление, разъяснение и оценка художественного произведения с точки зрения его современной значимости.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...