Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры.Проза и поэзия: сходство и различие.
Силлабо – тоническое стихосложение (РАВНОЕ число слогов и ударений). Размеры.
Дольник – вид стиха, в котором при соблюдении равного количества ударных слогов внутри строки количество безударных колеблется между ударными от одного до двух-трёх. Д. является своеобразной промежуточной формой между силлабо-тоническим и тоническим стихосложением.
Во грАде было во КИеве, ЖилА-былА молодА вдовА…
Ритм – такт, равномерность. В поэзии закономерное чередование через равные промежутки времени сильных и слабых слогов. Особым ритмом обладает и проза и стихи, ибо Р. является одним из средств достижения максимальной выразительности речи. Периодическое повторение звуковых элементов в определённой последовательности является основой стиха; то, какие именно элементы членят текст на сопоставимые отрезки, определяет систему стихосложения (силлабическую или тоническую). «Как спорый и ладный труд человека, как его походка, пляска, пенье, плаванье, так и стихи, подчинены ритму и согласованы с дыханием» (С.Я. Маршак). Рифма – соразмерность. Созвучие концов стихов (или полустиший), звуковой повтор, отмечающий их границы и связывающий их между собой. «Стихи как бы сами попадают под ноги, в виде образа, целого случайного стиха или даже простой рифмы, около которой, как около зародыша, распускается целое стихотворение» (А.А. Фет). Повторы Р. с известной закономерностью проходят через всё стихотворение. Минимальным условием для Р. является совпадение ударного гласного: моля-моя. «Я всегда ставлю самое характерное слово в конце строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. Рифма связывает строки, поэтому её материал должен быть ещё крепче, чем материал, пошедший на остальные строки» (В.В.Маяковский). Р. бывает мужская – с ударением на последнем слоге: гроза-глаза; женская – с ударением на втором от конца слоге: грозы-лозы и дактилическая – с ударением на третьем от конца слоге: лозами-грозами.. Р. может быть точной, когда ударный слог совпадает полностью: вот–грот и ассонансной – не точной, в которой созвучны только гласные: заросли-жалости. Существует каламбурная рифма, когда подбирается неожиданное сочетание слов, составная: Морозу– розу (приблизительная, женская, открытая рифма); Сани–сами(неточная,женскаярифма); Строфа –Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов (стихотворных строк), объединённых в ритмическое и синтаксическое целое смыслом, рифмой, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров. На письме строфы чаще разделяются увеличенными интервалами. «В лоне античной драмы образовалось понятие строфы. Первоначально оно мыслилось как метрическая категория. Буквально «строфа» по-гречески означает «оборот».Та порция текста, которую хор, маршируя по орхестре, успевает пропеть за один оборот, как раз и получила это наименование. Иногда хор разворачивался и, двигаясь в обратном направлении, исполнял «антистрофу». В совокупности они составляли систему» О.И.Федотов. Белый стих– особый вид безрифменного стиха в силлабо-тоническом стихосложении; чаще всего пятистопный ямб (реже в трёхстопном размере) и хорее. Б.с. тесно связан с драмой. Пример: «Борис Годунов» А.С.Пушкин. Сяду я за стол да подумаю: Как на свете жить одинокому? Нет у молодца молодой жены, Нет у молодца друга верного. Кольцов «Название «белый стих» произошло от того, что его окончания, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми») (К.Д.Вишневский). Верлибр (свободный стих) – один из видов безрифменного французского стиха, строящегося на интонационно-синтаксической, а не силлабо-тонической основе. Стих без ярко выраженного ритма, гораздо больше подходящий для передачи философских размышлений, а не ярких чувств и душевных порывов: Не утверждать и не спрашивать. Человеку расскажут, Подскажут, покажут, Как отучить голову от одиночества. Литературная критика. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ критика –осмысление, разъяснение и оценка художественного произведения с точки зрения его современной значимости. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |