Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обитатели воздушного пространства родного края.

Введение.

Перед образовательными учреждениями в настоящее время стоят проблемы:

–как научить младших школьников понимать природу родного края и правильно взаимодействовать с ней;

– какими путями формировать у подрастающих граждан ответственное отношение к окружающей природе;

– как подготовить ребёнка к сбережению природных ценностей всегда и везде.

Помощь в решение этих проблем оказывает факультативный курс «Живой мир родной природы». Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, радоваться общению с природой. Ребёнок должен ощущать, что он живёт в живой природе, общается с ней постоянно, что он – часть её. Нужно воспитывать не абстрактную любовь к природе. Она должна быть конкретна, и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом. Различные формы проведения занятий позволяют разумно сочетать интеллектуальную деятельность учащихся с элементами занимательности, способствуют развитию экологической культуры младших школьников.

 

Пояснительная записка программы факультативного курса «Живой мир родной природы».

Представленная программа факультативного курса «Живой мир родной природы» рассчитана на применение в общеобразовательной школе и ориентирована на учащихся 4 класса. В этом возрасте учащиеся уже имеют представление о практическом значении природы для жизни людей, но ещё недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в среде из-за его воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, влиянием человека на окружающую среду, формирования экологической культуры и воспитания гармоничного сосуществования человека с природой.

 

Цель программы:

– углубленное изучение природы родного края, её ресурсов;

– формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

 

Задачи программы:

1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;

2.Развитие интереса к изучению природы родного края.

3. Формирование простейших экологических понятий у учащихся;

4. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: лекции, эвристические беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; работа в школьном саду, экскурсии. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет учащимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения с ней.

 

Содержание программы:

Программа включает в себя учебный курс, состоящий из 4 разделов:

1. Растительный и грибной мир родного края.

2. Мир насекомых. Насекомые родного края.

3. Обитатели воздушного пространства родного края.

4. Охрана природы родного края.

Программа рассчитана на 17 учебных часов:

из них теоретических занятий – 8,

практических занятий – 9.

Занятия факультатива могут проводиться 1 раз в 2 недели. Занятия можно проводить со всем коллективом и по группам.

 

Формы контроля промежуточных результатов:

· творческие задания;

· викторины;

· конкурсы;

· выставки творческих работ;

· тесты.

Программа факультатива будет успешно реализована, если:

– будет изучен весь предусмотренный материал и проведены все практические занятия;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся.

По окончании года обучения, обучающиеся

должны знать:

– представителей растительного мира и мира насекомых родного края, их значение в природе и жизни человека;

– содержание Красной книги своей области;

– формы охраны природы;

должны уметь:

– вести простейшие наблюдения в природе;

– самостоятельно работать с дополнительной литературой;

– соблюдать правила поведения в природе;

– называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира области;

применять полученные знанияв практической деятельности и повседневной жизни:

– оценки воздействия человека на природу;

– выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

– удовлетворения познавательных интересов;

– поиска дополнительной информации о родном крае.

 

 

Раздел 1.

Растительный и грибной мир родного края. (6 часов)

 

Цели и задачи: знакомство с лекарственными растениями; составление экологических правил сбора лекарственных растений; знакомство с грибами; освоение правил сбора грибов в лесу; установление экологических связей; расширение знаний о первоцветах, занесённых в Красную книгу Волгоградской области.

 

Содержание: Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных растений. Диковины грибного царства. Роль грибов. Первоцветы. Краснокнижные первоцветы области.

 

Формы занятий: лекции, эвристические беседы, практикум, работа с наглядными пособиями и справочной литературой, выполнение творческих заданий.

 

Основные понятия: Лекарственные растения; грибы съедобные и ядовитые; первоцветы, их охрана.

Раздел 2.

Мир насекомых. Насекомые родного края. (4 часа)

 

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; развитие умений правильно вести себя в природе; рассмотреть значение насекомых в природе.

 

Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые – вредители. Ядовитые насекомые. Насекомые своей области. Охрана полезных насекомых.

 

Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседы, практикум, работа с наглядными материалами и литературой, с энтомологической коллекцией, игра-викторина.

 

Основные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые. Полезные насекомые.

Раздел 3.

Раздел 4.

Охрана природы родного края. (2 часа)

Цели и задачи: расширение знаний законов об охране природы, об охраняемых территориях своего района.

 

Содержание: Закон об охране природы России. Охраняемые территории Камышинского района.

 

Формы занятий: экскурсии, лекции, практическая работа.

 

Основные понятия: Закон об охране природы. Природный парк; памятники природы.

 

Раздел 1.

Раздел 2.

Мир насекомых. Насекомые родного края.(4 часа)

  Тайны царства насекомых родного края (виды, места обитания). Работа с энтомологической коллекцией
  Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми.
  Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями.
  Викторина-игра «Кто важнее» (спор насекомых)

 

Раздел 3.

Раздел 4.

Охрана природы родного края(2 часа).

  Камышинская Швейцария (знакомство с Щербаковским природным парком)
  Экскурсия на Камышинские Уши (памятник природы Волгоградской области)

 

Рекомендуемая литература для учителя:

Благосклонов, К.Н. Охрана природы. – М.: Колос, 1984

Брылёв, В.А. География и экология Волгоградской области. – Волгоград: Перемена, 2005.

Брылёв, В.А. Памятники природы Волгоградской области. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987.

Бушуев, Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

Газета // Зелёная орбита. – Апрель, 2007.

Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. – Волгоград, 1992.

Кубанцев, Б.С. Животный мир Волгоградской области. – Волгоград, 1982.

Кубанцев, .С. Птицы северных районов Нижнего Поволжья. – Волгоград, 1982.

Плавильщиков, Н.Н. Юным любителям природы. – М.: Детская литература, 1975.

Чернобай, В., Власовский В. Птицы из Красной книги Волгоградской области. – Волгоград, 2006.

Шорыгина, Т.А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000

 

Рекомендуемая литература для учащихся:

 

Бушуев, Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

Верзилин, Н.М. Лечебница в лесу. – М.: Детская литература, 1951.

Воржба, В. Почему? Загадки, игры в картинках для детей 6-12 лет. – М.: АСТ-Пресс, 1994.

Всё о животных. Энциклопедия для детей. – М.: Махаон, 2006.

Пашканга, К.В. Охрана природы (для учащихся). – М.: Просвещение, 1990.

 

 

Приложение 1.Тема: Лекарственные растения – замечательное богатство природы нашего края. Охрана лекарственных растений.

Цели: познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений; развивать мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки, фотографии лекарственных растений, гербарий, ребусы.

Ход занятия.

Ромашка аптечная.

Ромашка аптечная давно зарекомендовала себя как лечебное средство. Цветки ромашки давно используют в медицине. Но у неё есть её одно ценное свойство. Оказывается, ромашку терпеть не могут мыши. Посыпьте пол и полки кладовой, сарая сухими соцветиями ромашки. И визиты мышей прекратятся. Ромашка аптечная – однолетнее растение высотой 10-15см, с сильным ароматом. Цветёт с мая до осени. У нас произрастают несколько видов ромашки.

Найти её можно у дорог, на сорных местах, на полях, среди посевов. Так как спрос на ромашку дикорастущую велик, поэтому её выращивают на полях. Собирают с конца весны до середины лета. Особенно хорошее сырьё получают при ручном сборе. Собранные соцветия сушат в тени под навесами на ветерке, чердаках. Держат в корзине не более 2-3 часов.

 

Зверобой.

Народная мудрость гласит: как нельзя без муки испечь хлеб, так и без зверобоя нельзя лечить болезни, и называют его травой от 99 болезней. С ним связано много таинственного. Это растение считали магическим, предохраняющим от приведений. Бытовало поверье, будто черти, колдуны не страшны человеку, который носит с собой зверобой. В те далёкие времена верили, что наибольшей силой обладает зверобой, собранный в ночь на Ивана Купалу. Поэтому называли его травой Святого Иоанна.

Растёт зверобой на вырубках, вдоль дорог, на полянах. Собирать его нужно в сухую погоду. Верхушки (15-20см) срезают ножницами или секатором.

Чистотел.

Название «чистотел» происходит от латинского слова «ласточка». Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому-то и говорят, что зацветает он с прилётом ласточек.

С помощью корня чистотела алхимики пытались получить золото из неблагородных металлов. Как лекарственное растение чистотел использовали ещё в Древнем Риме. Но кроме целебных свойств это растение имеет ещё одно – оно ядовито. Поэтому применяют его с большой осторожностью.

Траву чистотела применяют и в ветеринарии для лечения ран и других болезней животных. Интересно, что домашние животные на пастбищах его не трогают.

Растёт чистотел на тенистых местах в рощах, в борах, около жилья – на огородах, в садах. Собирают траву во время цветения – до самого сентября.

Полынь.

Это растение за горечь зовут вдовьей травой. И действительно, горечь её велика: если коровы на пастбище наедятся полыни, их молоко приобретает горький вкус и специфический запах.

Своё название растение получило от старославянского слова «поль» – открытый, свободный. Целебные свойства полыни были известны ещё древним грекам. Победитель соревнований конных упряжек на римских торжествах имел право отпить глоток полынной настойки: считалось, здоровье – лучшая награда.

При сборе травы соблюдают определённые правила, иначе пропадут целебные свойства растения. Листья берут без черешка – до цветения растения, траву – в начале цветения, срезая верхушку цветущей полыни. Сушат пучками, развесив на верёвке. Хранят в закрытой стеклянной банке.

Календула.

Название растения происходит от уменьшительной формы латинского слова «календа» – так римляне называли первый день каждого месяца. Эти цветы действительно возвещают о начале дня: раскрываются с восходом солнца, закрываются на ночь.

Цветки календулы обладают противомикробным, противовоспалительным действием. Из сушеных цветов приготовляют настои, отвары, настойки. За лето календулу можно собрать 15-20 раз, срывая цветочную корзину у самого цветоноса. Сушат в тени.

А если посеять календулу между рядами капусты, лука, чеснока, это поможет уберечь овощные культуры от многих болезней.

Тысячелистник.

Древнее лекарственное растение. Распространено повсеместно. Листья заготавливают в мае – июне, соцветия и верхушки в течение всего лета. Настои, отвары, настойки применяют как кровоостанавливающее средство, при заболеваниях желудка, нервных расстройствах.

А в кулинарии молодые побеги используют в качестве ароматной приправы к мясным и рыбным блюдам, салатам, винегретам.

Тысячелистник – ценное кормовое растение для скота. Настой губит тлю, паутинного клеща.

 

II. Что такое грибы?

Учитель: Грибы – особое царство природы. Долгое время учёные спорили, куда их отнести – к царству растений или к царству животных. Грибы не похожи на земные растения, у них нет корня, стебля, листьев и цветков. Они не могут питаться как земные растения. Но и к животным они не относятся.

Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких ветвящихся нитей – грибницы, или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги, питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела. Грибницы многих грибов похожи. Внешний вид плодовых тел самый разный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют шляпочные грибы. Они часто напоминают зонтики. Но есть грибы, похожие на цветы. Другие – на округлые белые камни, даже трещинки видны. Третьи – на бокальчики. наполненные монетками. Их так и зовут бокальчиками. Четвёртые – на вязаные шапочки, красные и с круглыми дырочками.

Размеры грибов тоже самые различные. Есть грибы великаны. Их диаметр 1,.5 метра. А у грибов малюток – всего 1 мм.

Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, растениях, в домах, на старых кострищах в лесу.

Давайте представим, что мы в лесу нашли много разных грибов, собрали и принесли их домой. Но мама, заглянув в корзину, сказала, что мы принесли и ядовитые грибы. Надо их перебрать и разложить в 2 корзины: съедобные и ядовитые грибы.

Игра«Разложи грибы»

Учитель выкладывает муляжи или рисунки грибов. Дети по одному подходят и кладут гриб в нужную корзину. Затем все вместе проверяют.

– Что сделаем с ядовитыми грибами?

Вывод: никогда не употреблять в пищу ядовитые и незнакомые грибы!

– Как вы определяете ядовитые грибы?

– Чем грибы опасны для человека?

– Назовите признаки отравления грибами.

Учитель: Как следует поступить, если отравление всё же произошло?

Совместно с учениками выработать план оказания первой помощи.

1. При всяком отравлении (даже лёгком) немедленно вызвать врача.

2. До его прибытия больного уложить в постель. Давать пить маленькими глотками солёную холодную воду. Рекомендуется давать холодный крепкий чай, а также мёд.

3. Остатки грибов, очистки нужно оставить для исследования в лаборатории.

V. Правила сбора грибов.

Учитель: Наступает грибная пора. После тёплых дождей появилось много грибов. Многие из них незнакомы. То ли съедобные грибы, то ли нет.

– Как поступит настоящий грибник с незнакомыми грибами?

– Как поступить с несъедобными грибами?

Ученики: Настоящий грибник не тронет эти грибы. Он знает, что в лесу все грибы нужны. Они лесную подстилку перерабатывают на перегной, с корнями деревьев дружат, служат лекарством для зверей.

– Нарисуйте экологические знаки, рассказывающие об охране грибного царства.

 

Правила сбора грибов.

1. Никогда не брать незнакомые грибы.

2. Плодовое тело аккуратно срезать ножом, не повреждая грибницу.

3. Не рвать грибы.

4. Срезать молодые грибы, старые не собирать.

5. Не собирать съедобные грибы возле дорог, крупных заводов, в черте города.

Грибы – накопители вредных веществ.

VI. Викторина о грибах.

1. В какое время суток следует отправляться за грибами?

(С рассветом)

2. Может ли гриб съесть дерево?

(Трутовики разрушают древесину, превращая её в труху)

3. Каким грибом лечится лось? (Мухомор)

4. Какие грибы светятся в темноте, пугая случайных прохожих? (Старые сморчки)

 

5. Какой гриб уважительно называют царём грибов?

(Белый гриб)

6. Какие грибы чаще всего родятся в березняке?

(Подберёзовики)

7.Какой гриб считается самым опасным для человека?

(Бледная поганка)

1. Как правильно собирать грибы?

(Не нарушать грибницу, срезать ножом)

9. Под каким деревом растут лисички? (Орешник)

VII. Конкурс «Лучший грибник».

– Решите кроссворд, прочитайте ключевую фразу. Кто первый – победитель.

1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,

Всё равно его найдём: шляпка красная на нём.

(Подосиновик)

2. Растут на опушке рыжие подружки. А зовут их…

(Волнушки)

3.Лета первая примета: под берёзой, в холодке,

Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.

(Подберёзовик)

4.Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опенок)

5.Кто же мы?

Вдоль лесных дорожек много белых ножек,

В шляпках разноцветных, издали заметных.

Собирай, не мешай: это… (Сыроежки)

6..Он выглянул несмело из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой поднял над головой. (Моховик)

7.Сорвал я красный гриб в лесу,

Любуюсь на его красу.

На белой он ножке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

8.Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)

9.Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые… (Лисички)

 

Ключевая фраза: Дружба дерева с грибами.

 

                                           
                                             
                                         
                                         
                                         
                                           
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             

 

 

VIII. Итог занятия.

– Почему говорят: «Гриб без дерева и дерево без грибов не жильцы?»

– Почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?

– Какую роль выполняют грибы в природе?

 

 

Приложение 3.Тема: «Вестники весны» нашего района, занесенные в Красную книгу.

Цель: познакомить учащихся с первоцветами, выявить причины их исчезновения, составить экологические правила об охране первоцветов, познакомить с первоцветами, занесенными в Красную книгу; развивать наблюдательность, речь, воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: рисунки, фотографии первоцветов, кроссворд, Красная книга Волгоградской области.

 

Ход занятия.

I. Сообщение темы занятия.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о первых цветах, которые оказались под угрозой исчезновения.

Ученик: Неподалеку от дорожки

Стоит цветок на тонкой ножке.

И водит круглой головой

над первой, робкою травой –

Следит широким глазом

За всем на свете разом!

За ветерками на реке,

И облаками вдалеке,

И за шмелем в пижаме,

И – с ужасом – за нами…

И. Мазнин

– Каким вы представили цветок?

– Почему цветок «с ужасом следит за нами»?

– Почему многие цветы становятся редкими?

 

V. Экологическая ситуация.

Ученица: Я нашла в лесу фиалку,

А срывать фиалку жалко.

Пусть останется в лесу –

Лучше ландыш принесу.

Я на ландыш поглядела,

Пожалела ландыш белый,

Пусть останется в лесу –

Одуванчик принесу.

Н. Найденова

Учитель: – Почему автору стихотворения жалко цветы?

– Какую ошибку в поведении детей описал автор?

Нарисуйте условные знаки об охране редких первоцветов.

VI. Кроссворд «Первоцветы».

По вертикали:

1. Растение с мелкими красивыми цветами. Медоносное, его любят пчелы. (Медуница)

2. Мелкие, белые, похожие на колокольчики, душистые цветы собраны в красивую кисть на верхушке стебля. Цветки изящно свешиваются в одну сторону, с резким запахом. (Ландыш)

3. Растение с одиночными, крупными цветами разнообразной окраски. В переводе с персидского название означает головной убор турок – тюрбан. (Тюльпан)

4. Растение с сине-фиолетовыми цветами, иногда белыми. Цветки имеют 5 лепестков, из которых два направлены вперед, два – в бок, один – вниз, пахучи. (Фиалка)

5. Цветок – пришелец из Греции; в его честь устраивали в Греции трехдневный праздник. Цветки собраны в кисть, пахучи. (Гиацинт)

6. Зацветает одним из первых, за раннее цветение прозвали «подснежником». Растение с крупными розовыми цветами, одиночными или в числе 2 – 3, развивающимися одновременно с листьями. Впервые было описано из Южной России. И поэтому в названии слово «русская». (Брандушка)

По горизонтали:

1. Весной на проталинах появляются цветы с золотисто-желтой корзинкой. После цветения появляются листья. Верхняя сторона на ощупь более холодная, чем нижняя. Лекарственное растение. (Мать-и-мачеха)

 

     
           
                 
                 
                 
                 
                 
         
         
   
                     


VII. Итог занятия.

– Назовите первоцветы, занесенные в Красную книгу области.

– Почему они взяты под защиту?

– Почему нельзя срывать цветущие растения?

Учитель: Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты дружно соберем цветы –

Опустеют все поляны – и не будет красоты.

Давайте пройдемся медленно по кругу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветками поклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Приложение 4.Тема: Тайны царства насекомых нашей области.

Цель: познакомить учащихся с жизнью насекомых,

рассмотреть взаимосвязи в природе;

развивать мышление, наблюдательность,

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки с изображением насекомых,

тест «Угадай насекомое»,

энтомологическая коллекция насекомых.

 

Ход занятия.

V. Тест «Угадай насекомое».

VI. Итог занятия

Приложение 5. Тесты

Тест«Всё ли знаем о пернатых».

 

1. Наука, изучающая птиц, называется:

а) кинология;

б) орнитология;

в) география.

2. Какая птица выводит птенцов зимой?

а) филин;

б) ястреб;

в) клёст.

3. Эта птица умеет бегать по воде:

а) чайка;

б) гагара;

в) оляпка.

4. У птенцов этих птиц специальные подушечки на лапах, так как в гнезде у них нет подстилки. Что это за птица?

а) поползень;

б) дятел;

в) кукушка.

5. От чего страдают птицы зимой?

а) от голода;

б) от холода;

в) от снега.

6. Как подаёт голос воробей?

а) кудахчет;

б) рычит;

в) чирикает.

7. Какие домики для птиц делают люди?

а) будки;

б) коровники;

в) скворечники.

8. Какая птица не умеет летать?

а) пингвин;

б) курица;

в) чайка.

9. Какая из этих птиц перелётная?

а) дятел;

б) голубь;

в) малиновка.

 

Ответы: 1б, 2в, 3в, 4б, 5а, 6в, 7в, 8а, 9в

 

Тест «Угадай насекомое»

 

1. Бабочка с крылышками лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле:

а) Капустница;

б) Лимонница;

в) Махаон.

 

2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Его полёт сопровождается звенящим звуком:

а) муха;

б) клещ;

в) комар.

 

3. Маленькие нелетающие чёрные или рыжие насекомые, живущие группами. Их жильё напоминает холмик. Они очень трудолюбивы.

а) пчёлы;

б) муравьи;

в) стрекозы.

 

4. Зелёное насекомое с длинными задними ногами для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.

а) кузнечик;

б) блоха;

в) жук.

 

5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску – жёлтые и чёрные полосы. Вырабатывает мёд, воск. Собирая нектар, опыляет растение:

а) оса;

б) бабочка;

в) пчела.

 

 

Ответы: 1б, 2в, 3б, 4а, 5в

 

Тест «Экология и я»

 

1. Сколько литров воды утекает, пока вы чистите зубы?

а) 1 литр;

б) 2 литра;

в) 5 литров.

 

2. Вы закончили читать газеты. Ваши действия?

а) выбрасываете при первой необходимости;

б) собираете в груду бумаг, чтобы сдать в макулатуру;

в) это вообще не моё дело.

 

3. Автомобиль ваших родителей грязен. Вы:

а) едете на авто мойку;

б) ставите его на газоне и моете, используя химические средства;

в) едете к речке и там моете машину.

 

4. В полдень вы обещали быть у друзей. Вы:

а) просите папу подвезти вас на машине;

б) садитесь на велосипед – и вперёд;

в) решаете никуда не идти, т.к. опоздаете.

 

5. Вам необходимо что-то записать. Вы:

а) используете новую бумагу;

б) старые черновики, ведь с обратной стороны на них не написано.

 

6. Вы с семьёй были на пикнике, после него:

а) вы зарыли банки, склянки;

б) весь мусор вы увезли домой;

в) оставили мусор, кто-нибудь уберёт.

 

7. На уроках природоведения вы:

а) обычно спали;

б) рисовали в блокноте;

в) задумывались об окружающей природе.

 

 

Ответы: 1а, 2б, 3а, 4б, 5б, 6б, 7в

 

 

Приложение 6. Игра «В царстве Берендея».

Цель: обобщить знания учащихся об охране природы, закрепить знания о растительном и животном мире родного края; развивать познавательный интерес к изучению природы и её охране.

 

Оборудование: гербарии листьев деревьев, лекарственных растений, карточки с заданиями, бумага, фломастеры, призы и грамоты.

 

I. Организационный момент.

Класс заранее разделён на 3 команды. Созданы 8 этапов игры. В игре есть ведущий и жюри из 3 человек.

 

Этап 4. «Лесная аптека».

Вопросы: (за каждый правильный ответ – 1 балл).

– Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

– Плоды каких кустарников очень богаты витаминами С? (Чёрная смородина, шиповник).

– Какую траву любят кошки? (Валериану).

– Когда следует собирать лекарственные растения?

– Назовите правила сушки лекарственных растений.

– Какими лечебными свойствами обладает календула?

Практическое задание: определить название лекарственных растений. (По гербариям).

Этап 5. Фотоохота.

Каждая команда получает лист с контурами животных. За 5 мин. участники должны записать названия изображённых животных. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Этап 6. Экологический

Каждая команда составляет экологические знаки о поведении человека в лесу. За каждый знак и его защиту – 2 балла.

Этап 7. Бюро погоды.

Назвать признаки ухудшения погоды (признаки ясной и сухой погоды). За каждый признак – 1 балл.

Признаки ухудшения погоды:

– пчёлы сидят в улье и громко гудят;

– муравьи закрыли ходы в муравейник;

– ласточки летают над самой землёй;

– одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

– куры купаются в пыли, воробьи нахохлились;

– все цветы на лугу сильно пахнут.

Признаки хорошей погоды:

– соловей поёт всю ночь;

– птицы весело поют;

– паук усиленно плетёт сети;

– поздно вечером сильно трещат кузнечики;

– божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Этап 8. Охрана природы.

Вопросы: (1 балл за правильный ответ).

– Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? (Шум пугает птиц и зверей)

– Вы увидели гнездо птицы. Как поступить? (Не трогать яйца в гнезде, не брать в руки птенцов).

– Каковы причины лесных пожаров? (Окурок, непотушенный костёр, молния).

– Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить подальше от огня. Когда костёр будет затушен, убрать головни, уложить дёрн обратно и хорошо полить водой).

– Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота).

Подведение итогов игры. Награждение.

 

1 ученик: Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна:

Течёт вода-водица, вкусна и холодна.

 

2 ученик: Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног.

А если я устану – присяду на пенёк.

 

3 ученик: Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зелёной бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит.

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

 

 

Введение.

Перед образовательными учреждениями в настоящее время стоят проблемы:

–как научить младших школьников понимать природу родного края и правильно взаимодействовать с ней;

– какими путями формировать у подрастающих граждан ответственное отношение к окружающей природе;

– как подготовить ребёнка к сбережению природных ценностей всегда и везде.

Помощь в решение этих проблем оказывает факультативный курс «Живой мир родной природы». Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, радоваться общению с природой. Ребёнок до

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...