Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Сообщение темы и целей занятия.Учитель: В царстве Фауна есть уголок, где живут удивительные существа. Они совсем не похожи на нас своим строением и образом жизни. А встретить их можно повсюду: в низинах и горах, на земле и под землей, на растениях и животных, в воздухе, в воде и на ее поверхности. Кто же эти существа? (Насекомые) Ученик: Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь, на венчик ромашки, Словно цветной самолет, стрекоза. Вот темно-красная божья коровка, Спинку свою, разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по важным делам. Вот в одинаковых платьях, как сестры, Бабочки сели в траву отдыхать. То закрываются книжечкой пестрой, То, раскрываясь, несутся опять. С.Маршак Учитель: О каких насекомых рассказал поэт? Как думаете, почему их назвали насекомыми? (От слов «насечка», «насекать») Рассмотрите рисунки насекомых. На брюшке видны поперечные полоски – насечки. Определите количество конечностей у насекомых? Д. Их шесть. – Определите количество частей тела. Д. Их три – голова, грудь, брюшко. Учитель: Теперь вы знаете три основных признака насекомых: насечки на брюшке, три части тела, шесть конечностей. Вы без труда сможете теперь отличить насекомых от других живых существ. Насекомые – самый многочисленный класс животных, их известно более 1 000 000 видов. Благодаря своему обилию насекомые играют очень важную роль в природе и в жизни людей. Давайте поближе познакомимся с жителями планеты – насекомыми. – Отгадайте загадку: Погляди на молодцов: веселы и бойки. Волокут со всех сторон материал для стройки. Без работы, хоть убей, жить не может ... (муравей) – Как называется «дом», в котором живут муравьи? – Из чего построен муравейник? (хвоинки и мелкие растительные остатки) В лесу мы видим надземную часть без труда, а под ней в почве находятся подземные этажи муравейника с множеством ходов и камер. В муравейнике существует определенный порядок: он проветривается, поддерживаются необходимые температура и влажность. На зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части, где не так холодно. Собравшись в тесный ком, муравьи цепенеют до весны. А когда землю весной прогреет солнышко, муравейник оживает. Видят муравьи плохо, а передвигаются благодаря усикам, которыми ощупывают все, что встречается на пути, при помощи усиков находят дорогу к дому, отличают своих жителей от «чужаков». Муравьи уничтожают вредных насекомых. Живут огромными колониями. Внутри муравейника прячется «царица» – самка, которая откладывает яйца, а работники поддерживают гнездо в порядке и добывают пищу. У каждого работника свое дело: одни охраняют гнездо, другие его чистят, собирают пищу. Муравьи маршируют огромными колоннами до 12 м шириной. Они охотятся на насекомых и мелких животных. Работники относят добычу в муравейник под охраной солдат. Учитель: Отгадайте следующую загадку. Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела) – Как называется домик, где живут пчелы? Вход в улей называется леток. Как думаете, почему? В улье только одна пчела-матка. Она самая крупная, занята откладыванием яиц, из которых выведутся молодые пчелы. Пчела-матка живет в самой глубине улья и никогда не выходит их него. Ее кормят другие пчелы. Они поменьше матки, их бывает несколько сотен. Они работают целый день, с восхода солнца до заката, собирая нектар, который потом перерабатывают в мед. Это пчелы – рабочие. Пчела-строитель строит соты, в которых хранится мед и растут маленькие пчелки-личинки. За яйцами и личинками ухаживают пчелы-няньки. За чистотой следят и выбрасывают мусор пчелы-уборщицы. А есть трутни. Они ничего не делают, только едят мед. Когда меда становится мало, пчелы выгоняют трутней. В жару пчелы проветривают соты с личинками, они начинают все вместе быстро махать крылышками, как вентиляторы. Жало у пчел только для защиты. Ужалив, пчела погибает. К обществу жалоносных относятся осы. В отличие от пчел, осы выкармливают детку не медом, а насекомыми, убивая их жалом. Взрослые осы питаются сладким соком фруктов, поэтому их привлекает запах сладких блюд. Шмель крупнее, и его шубка гуще, чем у пчелы. Он собирает пыльцу с цветов задними лапками. Перенося пыльцу с одного цветка на другой, эти трудолюбивые насекомые способствуют размножению цветов. Учитель: А вот еще загадка: С ветки – на тропинку, с травки – на былинку Прыгает пружинка, зленная спинка. (Кузнечик) Сверчки, кобылки, кузнечики – насекомые, которые предпочитают прыгать на длинных задних ногах, а не летать. Самцы стрекочут, привлекая самок. Кузнечик и кобылка это делают, потирая задние ноги, а сверчок – часто взмахивая крылышками, на одном из которых – жесткая жилка с зазубринами. Многие виды кузнечиков ярко окрашены. Это предупреждает врагов о том, что, защищаясь, он выделяет отвратительную пену. Кузнечики и сверчки питаются листьями и травой. Некоторые виды едят насекомых. Мышцы задних ног кузнечика очень сильные, а в колене есть пружина, благодаря которой он подпрыгивает в высоту. На передних ножках две дырочки – это уши кузнечика. Ими он слышит. Кузнечик – полезное насекомое, поедает тлей, мелких гусениц. Учитель: Что за девчонка: в поясе тонка. Огромные очи, летит – стрекочет. (Стрекоза) Стрекозы – самые быстрые летающие насекомые. Они носятся со скоростью до 90 км/ч. Быстро увидеть свою жертву при таком полете ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую голову и еще три глазка на темени. Стрекозы селятся вблизи воды. Их личинки – нимфы – выводятся из яиц, отложенных в воде или на водные растения. Они питаются другими существами, живущими в воде, и только через два года становятся взрослыми. Учитель: А о ком речь в этой загадке? Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка) С бабочками мы часто встречаемся в природе, и даже дома (моль – это бабочка). Они привлекают наше внимание с ранней весны до осени. Известно около 150 000 видов бабочек. Общие признаки отряда бабочек: наличие чешуек на крыльях. Чешуйки – видоизменённые волоски. Они часто различно окрашены и составляют сложный рисунок на крыльях. Питаются бабочки нектаром. А достают его с помощью длинного хоботка, который скручивают в виде спирали. Многие взрослые бабочки активны днём. Дневные бабочки: лимонница, капустница, траурница. Другая большая группа летает в сумерках и ночью (павлиний глаз, мотыльки). Самка бабочки откладывает яйца на ветку, из них вылупливаются гусеницы. Они едят листья и быстро растут, после чего прячутся в твёрдую оболочку (куколку). Со временем из куколки выходит взрослая бабочка.Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у человека. Мельчайшие чешуйки стираются, крылья повреждаются. Так стоит ли ловить бабочек? Осенью одни бабочки, как птицы, улетают на юг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи отложат яички и умрут. Учитель: А о ком эта загадка? Чёрен, а не ворон, рогат, а не бык. С крыльями, а не птица. (Жук) На земном шаре насчитывается около четверти миллиона видов жуков разных форм и размеров. Всех их объединяет одно – пара нежных крылышек, которые защищены твёрдым панцирем. По характеру питания различают три основные группы: хищники – питаются различными мелкими насекомыми (божьи коровки), потребители разлагающихся растительных и животных остатков (могильщики), растительноядные жуки – потребляют всевозможные части растений (майский жук, листоеды) Жуки-олени – просто великаны среди жуков. Они вырастают до 7,5см в длину. Самцы дерутся, сцепившись рогами. Жуки-навозники скатывают из навоза шарик и откладывают в него яйцо. Из яйца выводится личинка и поедает навоз. Некоторые виды водяных жуков охотятся на мальков и головастиков. Перед тем как нырнуть, жук вдыхает воздух и задерживает его под панцирем. Жуки- светляки хорошо видны в темноте. Хвост самки привлекает самцов равномерными краткими вспышками света, причём у каждого вида светляков свой световой ритм. Известно около 1900 видов светляков. Учитель: Рассмотрите рисунок паука. Относится ли он к классу насекомых? (8 конечностей, 2 части тела, отсутствуют насечки.). Вывод: пауки – не насекомые. Учитель: Паук относится к классу паукообразных. Известно около 30 000 видов пауков. Питаются в основном насекомыми. Главная их особенность – плести паутину. На брюшке паука расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая на воздухе, превращается в прочные нити. Паук использует паутину для устройства яйцевых коконов, постройки ловчих сетей. Середина этих сетей – липкая, это и есть ловушка для добычи, от которых идут сигнальные паутинные нити. Паук выскакивает и хватает добычу. Жертву пауки убивают верхними челюстями и вводят внутрь её пищеварительный сок, который растворяет ткани жертвы. Затем паук всасывает содержимое, оставляя пустую шкурку. Самый крупный – паук-птицеяд. Он размером с тарелку. Пауки, живущие поблизости от воды, питаются мелкой рыбой. – Как вы думаете, какую роль выполняют насекомые? – Что произойдёт, если они все исчезнут? |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |