Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плюрализации мира – плюрализм интеграционных проектов.

Разразившийся в 2008 г. и до сих пор ещё продолжающийся глобальный финансово-экономический кризис, кроме всего прочего, уже обеспечил значительное усиление императивов интеграции в незападных сегментах мира. Прежде всего тем, что он очень сильно ударил по Евросоюзу – наиболее масштабному, самому эшелонированному и амбициозному интеграционному проекту ХХ – начала ХХI вв. Тем более, что по убеждению аналитиков, есть все основания для вывода о том, что и «предстоящее десятилетие будет для ЕС трудным испытанием» [16. С. 23].

Тем не менее, ведущими центрами интеграции, вокруг которых по-прежнему сосредоточены основные усилия государств постсоветского пространства, выступают Россия и ЕС. Между ними развернулась достаточно активная конкурентная борьба за масштабы интеграции и сферы влияния.

Лидерами интеграции вокруг России считаются в настоящее время сама Россия, Казахстан и Беларусь, а в наиболее отчётливо выраженной оппозиции к этому объединению выступают Грузия, в меньшей степени Молдова, а также Украина, позиция которой в этом вопросе остаётся весьма сдержанной и после прихода к власти президентьа В. Януковича. Большое влияние на процесс интеграции в западном направлении оказывает США, пытаясь переориентировать государства постсоветского пространства на другие центры интеграции: ЕС, НАТО.

Лидерами интеграции в ЕС активно, особенно до наступления комбинированного глобально-евросоюзного кризиса, выступали уже находящиеся в нём прибалтийские государства. После прихода к власти в 2004 г. М. Саакашвили к лагерю твёрдых сторонников евросоюзного выбора присоединилась Грузия.

Подобно тому, как в последние годы поражения и неудачи США в Латинской Америке и Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе свидетельствовали о военно-политической слабости американо-натовского «боссизма», так и нынешний кризис, выявивший пороки современной западной финансовой системы, дает мощный импульс к дальнейшей плюрализации путей экономического развития в глобализирующемся мире. И в данном отношении требование Бразилии перестать относиться к экономике как к мировому казино или призывы Китая, России, Беларуси, Казахстана и других стран отказаться от эксклюзивной роли доллара в мировых финансах – лишь начало. Предложения о серьезной реформе глобальной экономической и финансовой системы в ближайшие годы будут множиться и крепнуть. Думается, дополнительной энергии им придаст и конституирование группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, КНР), произошедшее в разгар мирового кризиса на первом ее саммите в Екатеринбурге в 2009г. В нынешнем, 2011г. состоится уже 3-й саммит этой, без сомнения, весьма многообещающей международной организации.

Таким образом, жестокие финансово-экономические потрясения в источавшем совсем ещё недавно завидное самочувствие Евросоюзе не могли не стать ледяным душем для надежд на скорое вступление в него постсоветских новых независимых государств. Их трезвомыслящим экспертам и политикам становится, чем дальше, тем более понятно, что потрясения эти, вкупе с имеющейся «очередью» на вступление из более чем 10-ти стран (из коих ни одна не представляет СНГ) отодвигают перспективы их приёма в ЕС на 2-3 десятилетия.

Об этом регулярно напоминают и официальные представители государств-членов Евросоюза. Так, с полной определённостью высказался на эту тему в 2007 г. посол Португалии (страны, председательствовавшей в то время в ЕС) в Москве М.М. Курту: «Вопрос о вхождении (России – О.Б.) в Европейский Союз не ставится (выделено мною – О.Б.)» Вместо этого посол предложил «этой великой гордой стране» удовлетвориться «общим пространством близости, как в географическом смысле, так и в плане цивилизаций (выделено мною – О.Б.)» [17. С. 20]. Яснее, пожалуй, и не скажешь.

Случайно, или нет, но в том же номере журнала «Современная Европа», сразу вслед за статьёй португальского посла, опубликована и статья культуролога (и бывшего министра культуры РФ) Е. Сидорова. В ней указанный автор использовал образ «демократического поезда», который мог бы доставить Россию в «Соединённые Штаты Европы» [18. С. 22]. Так вот, если продолжить этот образ, то упомянутый, фигурально выражаясь, чиновник «Еврокассы» ясным языком объясняет: «Билеты на поезд в Брюссель по списку…, но России в нём нет! Думается, что не говоря уже о РФ (пугающей Евросоюз своими размерами), другие новые независимые государства раньше, чем через 20-25 лет шансов попасть в этот «список» также не имеют. Даже Украина, у которой после победы «оранжевой революции» особенно велики были надежды, что наградой Запада станет ускорение принятия её в Евросоюз. Но именно с этой точки зрения, победа оказалась «пирровой». Украина на пути в ЕС стала заложницей острейшего внутрисоюзного конфликта: раньше балканских стран и Турции принять её невозможно («очередь»), а вопрос о приёме Турции вполне определённо вызовет в ЕС ещё более глубокий раскол, чем переживаемый ныне.

Подытоживая, приходится volens-nolens признать, что признаков,свидетельствующих о сколько-нибудь существенном отходе руководящих органов ЕС от примата политики и «нормативной» идеологии в отношениях с Россией, Беларусью, Украиной и другими странами Содружества пока нет и появление их в ближайшие годы маловероятно. Поэтому политико-идеологические «знаки», ограничивающие движение на «дороге СНГ – Евросоюз» ещё долго не будут сняты, что по-прежнему очень существенно будет сдерживать развитие равноправных взаимовыгодных отношений наших стран с ЕС.

Вывод из этого напрашивается сам собой: использовать евросоюзные «ноу хау» для интеграционного «обустройства» постсоветского пространства. Избегая при этом, конечно же, тех судьбоносных роковых ошибок самого ЕС, которые выше здесь уже анализировались в разных ракурсах.

14. XXI век: экономическая субъектность стран

или интеграционных союзов?

Одно из очевидных проявлений и последствий комбинированного глобально-евросоюзного кризиса – укрепление позиций сторонников сохранения экономико-политической субъектности,причём как отдельно взятых стран, так и интеграционных союзов. Ряды тех, кто так или иначе оспаривает «глобально-интеграционный детерминизм» особенно заметно расширились в наиболее крупных странах.Таких, в частности, как Россия и Украина. Их позиции варьируются в довольно большом диапазоне, от бескомпромиссного, неконструктивного изоляционизма до умеренно – прагматичного, вполне допускающего взаимовыгодное сотрудничество с различными интеграционными группировками, но без формального вступления в них. Второй вариант, на наш взгляд, наиболее логично и убедительно сформулирован российским экономистом В. Федоровым.

На примере отношений РФ с Евросоюзом, Федоров считает, что в принципе отношения эти развиваются «пусть медленно и не без противоречий, в естественном направлении» т.е. идут к созданию « Общего европейского экономического пространства с Европейским союзом». Но, с другой стороны, отмечает он, между Россией и ЕС давно уже существует асимметрия намерений (берущая начало ещё с советских времён), которая ныне выражается в стратегии «ограниченного допуска РФ в Европу, или умеренной её изоляции». Это и другие обстоятельства – громадные природные богатства, стратегические государственные интересы и геополитическое положение страны, являющейся самой большой по территории одновременно и в Европе, и в Азии, предопределяют для России, по убеждению Федорова, роль «расчётливого актора», располагающего свободой маневра в обеих «родных» частях света и ведущего свою политику в соответствии с принципом «без друзей и без врагов» [19. С. 30; 20 С. 253, 353, 363].

Украинский экономист О. Яременко, ссылаясь на острейшие проблемы, испытываемые еврозоной в условиях нынешнего кризиса, делает вывод, что они являются результатом отказа от монетарного суверенитета тех стран, которые перешли на единую коллективную валюту – евро. Обращаясь летом 2010 г. к участникам российско-украинского «круглого стола», он доказывал, что «экономика, построенная на принципе субъектности, допускает гораздо более высокий уровень «неопределённости без разрушения», ибо ей присущи более высокая степень ответственности за результаты хозяйствования и большая экономическая свобода. Согласно итоговому выводу украинского учёного, национальные суверенитеты вообще, а «экономический и монетарный, в частности, представляют собой несущую конструкцию глобальной системы (выделено мною. – О.Б.) [21. С. 49 – 50].

Другая (куда более многочисленная) группа специалистов сохранение политико-экономической субъектности в глобализирующемся мире считает возможным только в составе интеграционных объединений. Так российские экономисты Н. Шмелёв, Р. Гринберг, А. Быков с полной определённостью говорят об этом применительно к постсоветскому пространству.

Резоны их следующие. Новые независимые государства в недавнем прошлом составляли единое государство «с единым народнохозяйственным комплексом» и их экономики по прежнему ещё взаимно дополняют друг друга [26. С. 12]. Усилившееся под влиянием глобально-евросоюзного кризиса взаимопроникновение экономик этих государств должно стимулировать «самоорганизацию постсоветского пространства на новой технологической базе», без чего существует реальная угроза, что и Россия, и другие постсоветские страны «утратят субъектность» и станут объектом других, более мощных экономических игроков [22. С. 8; 23. С. 48 – 50; 24. С. 13; 25. С. 40; 26. С. 10 – 11].

Итак, налицо две принципиальные позиции. Одна, заметно укрепившаяся в ходе нынешнего мирового кризиса, допускает сохранение политико-экономической субъектности отдельно взятыми странами. Другая исходит из того, что субъектость последние могут сохранить и укрепить лишь при их участии в интеграционных союзах – акторах международного разделения труда.

Степень реалистичности обеих позиций проверим при помощи примеров, относящихся к Беларуси и России – партнерам по «Союзному государству». Они, кроме того, вместе входят в еще 5 постсоветских интеграционных объединений – СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЕЭП, Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.

Начнем с Беларуси. Известный и весьма высокопоставленный российский экономист Р.Гринберг, выступая осенью 2009г. на белорусско-российском «круглом столе», назвал Беларусь «очень серьезным резервом, который может быть включен в процесс самоорганизации постсоветского пространства на новой технологической основе» [25. С.40]. По его мнению, на фоне общей экономической демодернизации постсоветского пространства Беларусь выглядит наиболее развитым государством «с точки зрения вовлечения многих сотен тысяч людей в создание конечной продукции» [25. С.40].

В некотором смысле это так. Но, с другой стороны, как подчеркивает видный белорусский экономист В.Шимов, никак нельзя забывать о «значительном и застарелом дисбалансе в структуре промышленности» Беларуси, о «ее давнем технологическом отставании» [27. С.5]. Ведь, отмечает он далее, совокупная доля продукции V и VI технологических укладов в ее экономике составляет не более 10%, тогда как в странах- лидерах мирового научно-технического прогресса «она колеблется в диапазоне 50 – 70% (выделено мною. – О.Б.)» [27. С.15].

Другой белорусский экономист – Л.Крюков – указывая на характер и тенденции мирового развития, делает вывод о том, что необходимость как можно более быстрого преодоления Беларусью технологических «разрывов» с высокоразвитыми странами – это «веление времени» [28. С.12].

Жесткость императивов «догоняющей модернизации», равно как и масштабы проблем, связанных с продолжающимся мировым кризисом, – свидетельствуют о заведомой недостаточности одних только внутренних ресурсов Беларуси. Требуется, в частности, как формулирует В.Шимов, вдохнуть новую жизнь в совместные программы Союзного государства Беларуси и России, создавать совместные предприятия, сборочные производства за рубежом, холдинги, транснациональные корпорации в рамках как Союзного государства, так и ЕврАзЭС и СНГ [29. С.10].

Теперь, что касается России. Она, конечно, неизмеримо больше Беларуси и по населению, и особенно по территории. Однако, будучи самой большой по территории страной одновременно и в Европе, и в Азии, она со своим 140-миллионным населением все же не может успешно развиваться вне интеграционных союзов. Как резонно замечает российский ученый А.Быков «… нам пора, наконец, учесть, что мы уже 20 лет отнюдь не сверхдержава, а лишь относительно более богатый партнер, способный тратиться на союз…» с новыми независимыми государствами бывшего СССР [23. С.49]. Без такого союза, уверен Р.Гринберг, Россия не сможет осуществить модернизацию и «значит гарантированно скатится в мировое технологическое захолустье» [22. С.8, 10].

Второе, что не сможет сделать Россия без совместной программы действий с Беларусью, Казахстаном и другими своими ближайшими партнерами – это превратить российский рубль в региональную и резервную валюту. Эту роль, на взгляд А.Быкова, российский рубль сможет играть лишь в случае, если СНГ станет действенным интеграционными объединением [26. С.10].

Третье. Без эффективного процесса интеграции постсоветского мира сохранятся и нынешние военно-политические риски для России и других государств экс-СССР. Можно не сомневаться, что администрация США, вместе с НАТО, параллельно с шагами навстречу России будет и впредь использовать россиефобские настроения (прежде всего лидеров «новой» Европы) для дальнейшего продвижения своих военных баз, под самыми благовидными, конечно, предлогами, в сторону РФ и ее союзников.

Четвертое. В интеграционном союзе существенно смягчились бы и демографические опасности для России. Совершенно очевидно, что низкий показатель средней плотности населения в России – 8 чел. на кв. км. – будет, чем дальше, тем больше провоцировать в ряде стран представления об «избытке» территории в ней, что сделает ее земли «предметом вожделения» [20. С.29-30]. Втягивание же в интеграционный процесс хотя бы Беларуси (плотность – 47 чел. на кв. км.) и Украины (76 чел. на кв. км.) – уже немало способствовало бы снижению остроты этой проблемы. Особенно в связи с тем, что между народами этих 3-х стран – очень маленькая, как мы знаем, духовно-культурная дистанция. И это – самый выигрышный фактор для населения всех их вместе и каждой в отдельности.

В кардинально изменившихся в результате глобально-евросоюзного кризиса условиях Российская Федерация должна выступить инициатором ускорения и углубления интеграции постсоветского мира. Ибо Россия, будучи в свое время «первой среди равных» союзных республик – стала после распада СССР его правопреемницей в международно-правовом плане. Уже по этой причине, равно как по численности населения, громадной территории (самой большой одновременно в Европе и Азии), а также природно-экономическому потенциалу – ей принадлежит особая роль в интеграции огромного пространства бывшего Советского Союза. Ведь, как справедливо отмечает академик Н. Шмелёв, «вековые цивилизационные, исторические, чисто человеческие связи, а в некоторых областях не только традиционные рынки сбыта, но и ещё сохранившиеся потребности в производственной кооперации – всё это имеет собственную логику развития. И после почти двадцати лет испытания на разрыв многое сегодня говорит, скорее не о разрыве, а о намечающемся новом сближении(выделено мною – О.Б.)»[24. с.13].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...