Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальные особенности личности и индивидуальный подход в воспитании

ПЛАНЫ

ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРОВ

по дисциплине ПЕДАГОГИКА

для студентов дневной формы обучения

для направления подготовки «Физика »

образовательно-квалификационный уровень

6.030500 “бакалавр”

  Составитель:к.пед.н., доцент А.Г. Тулегенова
    Рассмотрены и рекомендованы на заседании кафедры педагогики от «__» _____200_г. (протокол №_)

Симферополь, 2008

 

Пояснительная записка

 

Очевидным фактом является то, что студент, начинающий изучать педагогику на третьем или четвёртом курсах университета, уже имеет некие педагогические познания и определенные взгляды на воспитание и образование. Конечно, их ещё нельзя назвать комплексом систематизированных и сознательно согласованных между собой отношений, взглядов и ценностей. Тем не менее, как правило, молодой человек уверенно судит о правильном и неправильном поведении учителя, точно отличает действия профессионала от действий начинающего педагога и т. п. С учетом этого и разработан настоящий курс. Лекции в нем ориентированы на то, чтобы подкрепить пока интуитивные убеждения студентов надёжными научными знаниями. Семинарские занятия-практикумы имеют, однако, более широкий круг задач. Их общий смысл состоит в том, чтобы показать возможные пути перехода от теорий воспитания и образования к практической деятельности, от науки к повседневной жизни, что, как выясняется, является не таким уж простым делом. Иной педагог, искушённый в теоретических тонкостях, оказывается совершенно беспомощным в обычном школьном классе, поскольку не владеет практическим искусством воспитания, которое заключается в умении постичь всегда индивидуальный, единичный случай и действовать в соответствии с его спецификой. Наука здесь нужна, несомненно, как инструмент, принцип распознания, но никак не готовый рецепт действия.

Предложенный в нашем методическом пособии цикл семинарских занятий-практикумов как раз и направлен на то, чтобы студент мог разработать принципы своей педагогической деятельности, которые, даже если и не пригодятся ему в будущей профессии, всегда окажутся очень кстати в частной жизни.

Стержневой проблемой цикла является крайне острая и больная для современной педагогики проблема гуманизации воспитания и образования, как поиска возможностей обеспечения свободного, т.е. естественного, развития уникальной личности до высот человечности.

Цикл семинаров делится на две части: собственно педагогическую и дидактическую.

Логика тематического развития семинарских занятий является практико-ориентированной.

Структура семинарских занятий построена так, чтобы максимальное число студентов могло принять в них участие и высказаться, поскольку считаем важной не только подготовку к семинару, но и всестороннее обсуждение темы в течение его, когда открываются новые грани проблем. Мы призываем студентов к актуализации своего жизненного опыта, складывавшегося в воспитательных отношениях, предлагая буквально в каждой теме проводить наблюдения, искать в литературе эмпирические описания тех или иных педагогических явлений. Но хотелось бы подчеркнуть, что простое воспроизведение опыта не даст ничего полезного. Поэтому неизменным требованием на семинарах остаётся тщательное изучение литературы по проблеме, которая позволит продуктивно проанализировать тот педагогический багаж, что уже имеется, и пополнить его. Совершенно необходимой является и письменная подготовка к семинару в виде составления конспектов, схем, тезисов, развёрнутых планов, аннотаций с обязательным неизменным требованием на семинарах остаётся тщательное изучение литературы по проблеме, которая позволит продуктивно проанализировать тот педагогический багаж, что уже имеется, и пополнить его. Совершенно необходимой является и письменная подготовка к семинару в виде составления конспектов, схем, тезисов, развёрнутых планов, аннотаций с обязательным указанием библиографических данных источника (автор, название, место и год издания, страницы).

Всячески будем приветствовать инициативу студентов по углублению и конкретизации тематики семинаров, а также по расширению списка литературы к ним.

При узости университетского курса педагогики, обусловленной ограниченностью во времени, надеемся, что семинарские занятия-практикумы позволят сформировать хотя бы первоначальные навыки работы со специальной литературой и развить вкус к самостоятельным педагогическим размышлениям.

 

Семинар № 1

Педагогические ситуации.

1. В 9-й класс пришел новый ученик, который сразу обратил на себя внимание демонстративным нежеланием учиться. Отрицательное впечатление усиливалось неопрятностью юноши, крайней неряшливостью в одежде, вульгарностью. Внешность Сергея соответствовала его поведению. Он мог встать во время урока и, ни слова не говоря, уйти из класса, оскорбить проходившего мимо школьника или учителя. «Плевать», «А мне не интересно», «Я так хочу» - были его любимыми фразами. Поскольку выходки Сергея не оставались безнаказанными, его отношения с учителями были весьма сложными. Ребята тоже невзлюбили его: Сергей никогда не дежурил в классе, не участвовал в субботниках, высмеивал других. Игнорируя все дела класса, он приходил только на школьные дискотеки, и девочки, если и танцевали с ним, то скорее из страха. Маргарита Яковлевна, классный руководитель, занималась с юношей больше, чем с любым другим учеником и, несмотря на все его проделки, относилась к нему ровно, каждый раз действуя на него успокаивающе. Она улаживала его непрекращающиеся конфликты с другими учителями, родителями. После 9-го класса Сергей поступил в ПТУ. Однажды он пришел в школу и попытался пройти незамеченным. Когда его остановил дежурный, Сергей подчеркнуто громко сказал: «Я к Маргарите Яковлевне», - и прошел к своей бывшей классной руководительнице, которой когда-то причинил много боли и незаслуженных обид. Через несколько минут юноша ушел. Из кабинета медленно вышла изумленная Маргарита Яковлевна. Ее лицо выражало полную растерянность: «Сергей подарил мне духи. С первой зарплаты».

 

2. Аркадий был значительно меньше своих сверстников и в 7-ом классе был похож на пятиклассника. С удовольствием играл с младшими ребятами, по полчаса мог играть с солнечным зайчиком. Этим же он занимался на всех уроках: рисовал, делал бумажных голубей, пел, декламировал веселые стихи, квакал, как лягушка, рычал, как тигренок («Я играю в зоопарк»), и т. п. Полная раскованность, порывистость, импульсивная жизнерадостность – вот что воплощал в себе этот мальчик. В сочетании с отсутствием настойчивости, крайним безволием – все это привело его к неуспеваемости в течение двух четвертей по ряду предметов. На дополнительные занятия он не приходил. «Я заигрался» - был его правдивый ответ.

Отец мальчика умер, мать совершенно не справлялась с сыном, да и времени для воспитания у нее было немного: по вечерам она сама училась.

В том же классе учился Володя Тарасов – волевой, сильный, хотя несколько циничный и грубый. Классный руководитель Елена Васильевна давно искала возможность направить энергию Володи в какое-нибудь положительное русло. И вот возникла мысль: дать ему в подопечные Аркадия. Володя ведь неплохо учился.

Двойки аркадий перестал получать, но осунулся, похудел. Для него не играть на уроках было мучением.

Когда директор школы по просьбе классного руководителя поблагодарил Володю за помощь, пожав ему руку, мальчик сразу как-то подобрел. Откровенное дружелюбие, людская благодарность вызвали в его душе желание ответной благодарности, и он вдруг сказал, что и дальше будет помогать Аркаше, без поручения.

 

3. Я учусь в 7-ом классе школы № 30 города Новороссийска. Я очень прилежна, учусь легко, отличница. Но есть у меня одно нехорошее качество: я плохо схожусь с людьми, у меня мало друзей.

Однажды учительница Алла Петровна (наш классный руководитель) пришла и сказала: «Дети, через месяц мы будем отмечать неделю английского языка. Наш класс должен подготовить сказку «Золушка» на английском языке. Все ребята согласились. Но когда начали выбирать тех, кто будет исполнять роли в сказке, многие просто отказались, ссылаясь на занятость. Наконец роли были утверждены общим голосованием.

Мы начали репетировать сказку. Но через неделю учительница сказала: «Я должна уехать на конференцию в Москву. И я вернусь только к началу праздников. Вы должны будете прорепетировать сами, а ответственной за проведение репетиций предлагаю назначить Ларису (это я)». Она сказала еще, что у меня все получится, ведь я ответственная, добросовестная, а главное - хорошо учусь. И она уехала, а мы остались. Скажу сразу, у меня ничего не получилось. Не вышло из меня руководителя. Не могу я организовывать других. В общем, сказку мы не подготовили, и праздник был сорван, а во всем обвинили меня. Потом со мной перестали разговаривать одноклассники. И вот сейчас я думаю о том, чтобы перейти в другую школу … (Из письма)

 

4. После уроков весь класс идет на субботник. Одна из учениц, недавно пришедших в класс из другой школы, Таня, стоит у окна спиной к классу, не уходит. Учительница Валентина Петровна подходит к ней и видит, что та вот-вот заплачет.

В.П.: А ты что отлыниваешь? Быстро на субботник! (Подходит к одиноко стоящей Тане). Что это у тебя с лицом?

Т.(обиженно и зло): У меня здесь совсем нет друзей. Никто здесь не любит меня. Я для них ничего не значу.

В.П.(наставительно): Ну, подумай, что ты говоришь! Ты должна влиться в коллектив, а для этого надо участвовать во всех делах класса. Все, кроме тебя, участвуют…

Т.(плачет еще сильнее): Они надо мной смеются, дают мне всякие прозвища…

В. П. (прерывая): Нет, нет, все не так плохо. Возьми себя в руки, ведь ты уже не ребенок! И иди работай вместе со всеми, смотри, уже никого нет, все ушли, кроме тебя. Ну, давай, не задерживайся!

 

 

Семинар № 2

Одаренные дети

Цели:

· Составить представление о сущности, психологических признаках и видах одаренности у детей;

· Познакомиться с принципами работы с одаренными детьми;

· Изучить опыт выявления и поддержки одаренных детей.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, «Педагогический энциклопедический словарь», рефераты студентов, дидактические материалы к деловой игре «Телефон доверия».

План семинара:

1. Виды одаренности.

2. Признаки одаренности.

3. Трудности одаренных детей.

4. Зарубежный опыт поиска и поддержки одаренных детей.

5. Принципы составления и реализации программы работы с одаренным ребенком.

 

Литература:

Гильбух Ю.З. Внимание – одаренные дети. – М., 1991.

Лейтес Н.С.Бывают одаренные дети/ Семья и школа, №9, 1990, с.33.

Лейтес Н.С. Воспоминания, размышления, беседы.- психологический журнал, т.3, №1, 1992, с.147-165.

Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным?/ Семья и школа, №6,1990, с.34.

Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов/ Семья и школа, №12, 1990, с.27.

Клименко В.В. Психологические тесты таланта.- Харьков,1996.

Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности/ Вопросы психологии, №%, 1994, с.86-95.

Одаренные дети: Пер. с англ. - М., 1991.

Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика-1998-№3.-с.24-29.

Савенков А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей // Педагогика.-1999.-№3.-с.97-101.

Савенков А.И., Беляева Н. Одаренные дети в обычной школе/ Нар. Образ., №9, 1999.

Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М., 1986.

Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М., 1990.

Эфроимсон В.П. Загадка гениальности.- М., 1991.

Темы рефератов:

1. Феномен человеческой одаренности с педагогической точки зрения.

2. Педагогические проблемы в работе с одаренными детьми.

3. Одаренный ребенок: одиночество и трудность понимания.

4. Система выявления и поддержки одаренных детей в США.

5. Специальное образование для одаренных детей.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

Нуждается ли одаренный ребенок в особом внимании и поддержке?

Деловая игра «Телефон доверия». Игра поможет будущему учителю быстро распознать склонности и детей и наметить пути их развития.

В целях организации игры академическая группа делится на 4 микрогруппы.

1 микрогруппа – это «родители школьников», которые пишут характеристики на детей. Главное требование к заданию – художественными средствами описать жизнь и деятельность ребенка так, чтобы подчеркнуть его способности, задатки, умения, склонности, индивидуальные особенности, общие способности и указать пути и средства, обеспечивающие развитие его дарований. Однако это не должно быть сделано слишком «прозрачно», так как члены экспертной группы на основе базы знаний будут детально определять задатки и склонности ребенка. Если эксперты без дополнительных вопросов к группе «родителей» проведут диагностику способностей, то первая микрогруппа теряет баллы. Но вместе с тем характеристика ребенка должна носить завершенный характер и быть детально описана.

Группа «родителей» должна хорошо знать внешние признаки проявления одаренности, способностей и использовать для этого дополнительную литературу.

2 микрогруппа студентов – это группа «психологов» у «телефона доверия».

3 микрогруппа – группа независимых экспертов (3 человека). Оценивают работу 1 микрогруппы по карте.

4 микрогруппа – группа экспертов, которые оценивают работу «психологов» у «телефона». Преподаватель дает им карту, по которой они оценивают работу этой группы. Задача экспертов второй группы – определить, замечают ли «психологи»

Действие 1.

«Родители» по «телефону» звонят компетентному психологу, который должен по их рассказу (характеристике) установить склонности и способности ребенка, а затем предложит пути и средства их развития. При этом «психологи» должны рекомендовать условия эффективного развития ребенка.

В это же время группа экспертов слушает представленные «родителями» характеристики и оценивает качество их написания.

Действие 2.

У «телефона доверия» «психологи» внимательно слушают характеристики школьников, находят одаренность и склонности детей, замечают их специфические и общие способности, определяют тип одаренности. Затем путем наводящих вопросов уточняют внешние признаки проявления одаренности детей и рекомендуют «родителям» пути и средства их развития.

В конце игры предоставляется слово экспертам двух групп, а затем и «родителям», которые дополняют характеристику после слов экспертов, и «психологам», которые по уточненным данным более конкретно отвечает на поставленные вопросы.

За ходом игры следит преподаватель и затем оценивает всех участников.

 

Семинар № 3

Трудные дети

Цели:

· Составить представление о причинах возникновения отклонений в поведении школьников;

· Познакомиться с принципами и способами оказания помощи трудному подростку.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, «Педагогический энциклопедический словарь», рефераты студентов, карточки с описанием проблемных задач.

План семинара:

1. Понятие «трудный ребенок».

2. Причины появления трудных детей.

3. Способы диагностики причин подростковых кризисов.

4. Типы трудных подростков.

5. Педагогическая помощь кризисному подростку.

 

Литература:

Буянов М.Н. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988.

Зинченко С.Н. Трудные дети. – К., 1988.

Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1992.

Кривцова С.В., Мухаматуллина Е.А. Воспитание – наука хороших привычек. – М., 1996.

Ранняя профилактика отклоняющегося поведения // Под ред. В.А.Татенко, Т.М. Титаренко. – К., 1989.

Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

Саранцев Г.И. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей/ Пед-ка, №4, 1999, с.25-37.

Шилова Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся/ Пед-ка, №3, 1996, с.25-30.

Темы рефератов:

1. Фактор семьи в формировании девиаций поведения у подростков.

2. Болезнь и двиантное поведение подростка.

3. Типы трудных подростков.

4. Принципы оказания помощи трудному подростку.

5. Программы оказания помощи трудному подростку.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

Проблемные задачи

1. Ира Петрова постоянно шепчется с другими учениками как минимум 7 раз за один урок истории. Когда ее просят помолчать, бормочет в ответ что-то сердитое и невнятное.

2. Игорь Кротов раскачивается на стуле взад-вперед и постукивает ручкой по парте на контрольной.

3. Уже 10 минут идет самостоятельная письменная работа, а Марина все еще смотрит в окно. В тетради пусто. Учительница спрашивает: «Что случилось?». Марина улыбается и отрицательно качает головой. Когда ее спрашивают, почему лист пустой, она отвечает, что еще думает. Когда учительница спрашивает, собирается ли Марина закончить самостоятельную к концу урока, девочка утвердительно кивает. Когда приходит время собирать тетради, в тетради Марины нет ни строчки.

4. Ученик 2-го класса Петя Семенов часто «за глаза2 обзывал учительницу и всем говорил, что он ее ненавидит. Однажды он написал ругательство в ее адрес на доске. Все это обижало и задевало учительницу, и она однажды спросила его: «Петя, что я сделала такого, что ты меня так не любишь?». Глядя на учительницу полными ненависти глазами, второклассник ответил: «Вы никогда-никогда не посылали меня за журналом и не просили вытереть доску! Всех, кроме меня просили! Вы меня презираете!».

5. Миша сидит на последней парте в углу и не решает задачу после объяснения учителя, он просто закрыл учебник и смотрит в окно. Если его спросить: «Что не так? Почему ты не делаешь того, что делают все остальные?», Миша, скорее всего, избегая смотреть в глаза, неопределенно пожмет плечами и еще ниже сползет с сиденья, как бы стараясь спрятаться под парту. Учитель математики, Олег Петрович, недоумевает: Миша никогда не отвечает на вопросы в ходе урока и на одобряющие замечания на перемене. И хотя данные психологического обследования говорят, что у него есть способности к математике, результаты его работы в классе не подтверждают этого. Олег Петрович иногда пытается помочь Мише, но в классе кроме Миши еще 30 учеников, шумных и беспокойных и, кроме того, нужно вести урок, а Миша не срывает урока, его можно иногда и не заметить, и кажется, что именно об этом он и мечтает.

6. Дина Семенова, восьмиклассница, постоянно опаздывает на уроки русского языка и литературы, забывает тетрадь и учебники, отказывается отвечать и участвовать в обсуждении темы. Когда учитель говорит ей, что поставит «двойку» в четверти, или вызовет родителей, Дина с вызовом отвечает, что ей наплевать и что все равно им придется терпеть ее до окончания девятого класса.

7. Пятиклассник Петя Птичкин постоянно забывает дома тетрадь по истории и отказывается работать на уроке. Когда учительница попросила его открыть учебник, он сказал, что у него нет учебника, а сам бросил его под парту и пытался ногой задвинуть подальше в угол. Стоит учительнице отвернуться к доске, как Петя начинает бормотать ругательства и отвлекать внимание одноклассников.

 

 

Семинар № 4

Воспитание детей в семье.

Цели:

· Уяснить значение семьи как наиболее естественной среды развития личности.

· Охарактеризовать компоненты педагогической атмосферы семьи.

· Проследить связь между типом семьи и индивидуальными особенностями ребенка.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, «Педагогический энциклопедический словарь», рефераты студентов, карточки с описанием проблемных ситуаций.

План семинара:

1. Значение семейного воспитания для развития личности.

2. Педагогическая атмосфера семьи.

3. Типы семей и их влияние на развитие личности.

4. Традиции семейного воспитания в разных культурах.

 

Литература:

Арутюнян М., Земнов М. Легко ли быть родителями? – М., 1991.

Афанасьева Т.М. Психология семейных отношений. – М., 1989.

Афанасьева Т.М. Семейные портреты. – М., 1985.

Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспопкойный ребенок. – М., 1991.

Боровиков О.А. Проблемы семьи в американской педагогике // Советская педагогика. – 1991. - № 1.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

Буянов М.Н. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.

Земска М. Семья и личность. – М., 1986.

Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1992.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.

Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. – М., 1990.

Лесгафт П. Семейное воспитание и его значение. – М., 1991.

Макаренко А.С. О родительском авторитете // Книга для родителей. – К.: 1987. – С. 243 – 251.

Мушкина Е.Р. Семейный разговор. – М., 1987.

Семиченко В.А., Заслуженюк В.С. Психологія та педагогіка сімейного спілкування. – К., 1998.

Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 1991.

Спиваковская А. Как быть родителями? – М., 1989.

Тархова Л. Воспитать мужчину. – М., 1992.

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – С., 1987.

 

Темы рефератов:

1. Традиции семейного воспитания в украинской культуре.

2. Традиции семейного воспитания в крымско-татрской культуре.

3. Роль матери в воспитании.

4. Роль отца в воспитании.

5. Гиперопека и гипоопека в семейном воспитании.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

Проблемные ситуации

Прочитай стихотворение Саши Черного «Обстановочка»,в котором он красочно описывает атмосферу одной семьи.

Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом,

Жена на локоны взяла последний рубль,

Супруг, убитый лавочкой и флюсом,

Подсчитывает месячную убыль.

Кряхтят на счетах жалкие копейки:

Покупка зонтика и дров пробила брешь,

А розовый капот из бумазейки

Бросает в пот склонившуюся плешь.

Над самой головой насвистывает чижик

(Хоть птичка божия не кушала с утра),

На блюдце киснет одинокий рыжик,

Но водка выпита до капельки вчера.

Дочурка под кроватью ставит кошке клизму,

В наплыве счастия полуоткрывши рот,

И кошка, мрачному подавшись пессимизму,

Трагичным голосом взволнованно орет.

Безбровая сестра в облезлой кацавейке

Насилует простуженный рояль,

А за стеной жиличка-белошвейка

Поет романс: «Пойми мою печаль».

Как не понять? В столовой тараканы,

Оставя черствый хлеб, задумались слегка,

В буфете дребезжат сочувственно стаканы,

И сырость капает слезами с потолка.

(1909)

Подумай, как влияет такая семейная атмосфера на развитие личности ребенка? Какие индивидуальные особенности личности ребенка формируются в такой семье? Попробуй написать письмо сыну или дочке из этой семьи. Представь, какой этот ребенок, какие его особенности, как складываются его взаимоотношения с другими людьми. А может быть, многие взрослые его считают «трудным»? Постарайся понять его и напиши ему об этом. Если бы ты был его учителем, как складывались бы ваши отношения? Подумай об этом ребенке. Он меньше тебя, он хочет внимания, он хочет, чтобы его поняли и чтобы любили…

 

 

Семинар № 5

Семинар № 6

Школьные конфликты

Цели:

· Освоить приемы описания и анализа школьных конфликтов.

· Научиться находить пути конструктивного разрешения школьных конфликтов.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, специальная литература, журнальные статьи, сообщения студентов.

План семинара:

1. Причины школьных конфликтов.

2. Типы педагогических конфликтов.

3. Техники конструктивного разрешения конфликтов (на конкретных примерах).

 

Литература:

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.,1987.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988.

Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. – М., 1990.

Кан-Калик В.А. Учителю о технике педагогического общения. – М., 1987.

Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.

Лиханов А.А. Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций. - М., 1990.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе – М., 1991.

Темы рефератов:

Студенты получают задания на основе изучения специальной литературы и собственного опыта школьной жизни описать конкретный школьный конфликт.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

1. Значение педагогических конфликтов для развития личности.

2. Основные правила конструктивного разрешения конфликтов в школе.

Внимательно прочитай ситуации и из предложенных вариантов выбери тот, который, как ты считаешь, наиболее правильный.

1. Выйдя на работу после продолжи­тельной болезни, классный руководитель обнаруживает, что коллега, замещав­шая её, оценивала работу дежурных в клас­се, в основном, двойками и тройками, четверок всего несколько, а пятерок — ни одной. «Вот и оставь вас, — расстрои­лась учительница, — сразу меня подведе­те!» Класс зашумел: «Да мы тут все вы­лизывали, старались, а Ирина Евгеньев­на все равно недовольна. С Вами было лучше!» Получается, что коллега пере­усердствовала и ребята не так уж вино­ваты. Что делать?

а) Да ничего; дежурство, уборка клас­са — это все мелочи, думать надо об уче­бе — вот это действительно серьезно;

б) строгость коллеги не комментиро­вать, а ребят подбодрить на будущее:«Ну,теперь-то вы себя покажете!»;

в) строгость коллеги приветствовать и объявить ребятам, что теперь и сами бу­дете строже оценивать дежурство;

г) весело резюмировать: «Давайте до­говоримся: дежурство как было, так и останется нашей с вами сильной сторо­ной».

2. На уроке литературы речь заходит об именах и их значениях, например: Алексей — «защитник», Екатерина — «непорочная» и т.д. Мальчик спрашивает: «Клавдия Владимировна, а что означает Ваше имя? А учитель­нице и сказать-то неудобно, потому что Клавдия — «хромоногая». Как быть?

а) Спокойно сказать то, что есть — и будь что будет;

б) лучше сделать вид, что вопрос застал тебя врасплох и перевода своего имени ты не знаешь;

в) лучше всего откровенный ответ со­проводить каким-нибудь шутливым ком­ментарием;

г) самое оптимальное — уйти от обсуж­дения своего имени, переключив внима­ние ребят на их имена;

д) если твое собственное имя пред­ставляет собой «зону риска», то обсуждать имена заведомо не стоит;

е) прекрасный случай задуматься: а не поменять ли свое имя?

3. На перемене двое пятиклассников — мальчик и девочка — громко спорят. Подо­шедшая учительница узнает, что мальчик разбил новый плеер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плеер. Как разрядить обстановку?

а) Требование девочки справедливо— стоимость разбитой вещи должна быть возмещена;

б) требование девочки несправедли­во — мальчик разбил плеер случайно;

в) успокоить детей, а затем связаться с их родителями (возможно, пригласить их в школу) и с ними решить вопрос о компенсации;

г) успокоить девочку и вызвать в шко­лу родителей мальчика — материальная компенсация зависит толькоот них;

д) отчитать девочку — она сама вино­вата, что принесла в школу дорогую вещь, дала однокласснику, а теперь его же и об­виняет;

е) попытаться склонить детей к прими­рению без всяких условий и компенсаций.

4. На уроке труда девочка-семикласс­ница ничего не хочет делать: ни готовить, ни шить. Учительница внушает ей, что все это пригодится ей в будущем. Девочка твер­до отвечает: «Я выйду замуж по расчету и только за богатого. Ничего такого мне де­лать не придется». Что ответить?

а) Такую нахалку нужно сразу поста­вить на место и громко сказать: «С твоей внешностью я бы, на всякий случай, на­училась и готовить и шить — вдруг пона­добится?»;

б) усомниться: «Почему ты думаешь, что богатые такие же глупенькие и недаль­новидные. как ты?»;

в) резонно заметить: «Это еще когда будет! А до того будешь ходить оборван­ной и голодной?»;

г) спокойно сказать: «Поступай, как знаешь, но учти, что вслед за мной двой­ку по труду тебе может поставить и твой будущий муж!»;

д) урезонить «невесту»: «Умение гото­вить и шить — личный капитал и богат­ство любой девушки, зачем же тебе оста­ваться нишей?»;

е) сказать по-доброму: «Ты у нас, ко­нечно, красавица, но если бы еще умела шить и готовить — цены бы тебе не было!»

 

Семинар №7

«Педагогические инновации»

Цели:

· Изучить ключевые понятия темы: «педагогические инновации», «инновационная педагогика», «воспитательные и образовательные технологии»

· Актуализировать трудности и проблемы обучения и воспитания в современных условиях

· «Размягчить» педагогические стереотипы, развить потребность в обновлении педагогического процесса

· Ознакомить студентов с основами воспитательных и образовательных технологий

· Стимулировать самоопределение будущих учителей в отношении технологий воспитания и обучения

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, специальная литература, «Педагогический энциклопедический словарь», личные записи студентов, план выступления на семинарском занятии

План семинара:

1. Сущность и направленность педагогических инноваций.

2. Инновационная педагогика.

3. Альтернативные типы учебных заведений.

4.Технологии обучения.

1. Технологии воспитания.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

3. Подласый И.П. Педагогика.Кн.1.- М.,2002.

4. Берулава М.М. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. – Бийск, 1995.

5. Управление развитием школы/ Под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева. – М., 1995.

6. Коротяев Б. Педагогика на распутьи. – Славянск, 1996.

7. Глассер У. Школа без неудачников/ Пер. с англ. – М., 1991.

Темы рефератов:

1. Значение образования в современном мире

2. Реформы и педагогические инновации

3. Психология учителя как объект инновационных преобразований

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

1. Что подразумевается под педагогическими инновациями?

2. Может ли реформа включать в себя педагогические инновации?

3. Сравните по основным показателям инновационные и не инновационные учебные заведения.

 

 

Семинар № 8

Семинар № 9

Школа и педагогика за рубежом

Цели:

· Познакомиться с системами образования в зарубежных странах;

· Овладеть принципами сравнительно-педагогического анализа;

· Продолжить формирования навыков выступления с докладами, уачстия в педагогических дискуссиях.

Обеспечение:

Учебники и учебные пособия, «Педагогический энциклопедический словарь», таблицы с изображением систем образования в зарубежных странах, дидактические материалы к деловой игре «Международный симпозиум: Мир образования», доклады студентов.

План семинара:

1. Европа: новаторство и консерватизм.

2. США: итоги экспериментов.

3. Азия и Африка: перспективы и трудности развития.

Литература:

Воробьёв Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? – М., 1993.

Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. – М., 1993.

Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки / Сост. В. Боровикова и др. – М., 1993.

Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе. – М., 1991.

Дадашев Т. Просвещение в Турции в новейшее время. – М., 1972.

Шарипова Р.М. Концепции «национального просвещения» в мусульманских странах. – М., 1991.

Рубрика «Школа и педагогика за рубежом» в журнале «Педагогика».

 

Темы рефератов и докладов студенты формулируют самостоятельно.

Вопросы для дискуссии и самоконтроля:

Дискуссионные вопросы к деловой игре

 

 

 

 

ПЛАНЫ

ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРОВ

по дисциплине ПЕДАГОГИКА

для студентов дневной формы обучения

для направления подготовки «Физика »

образовательно-квалификационный уровень

6.030500 “бакалавр”

  Составитель:к.пед.н., доцент А.Г. Тулегенова
    Рассмотрены и рекомендованы на заседании кафедры педагогики от «__» _____200_г. (протокол №_)

Симферополь, 2008

 

Пояснительная записка

 

Очевидным фактом является то, что студент, начинающий изучать педагогику на третьем или четвёртом курсах университета, уже имеет некие педагогические познания и определенные взгляды на воспитание и образование. Конечно, их ещё нельзя назвать комплексом систематизированных и сознательно согласованных между собой отношений, взглядов и ценностей. Тем не менее, как правило, молодой человек уверенно судит о правильном и неправильном поведении учителя, точно отличает действия профессионала от действий начинающего педагога и т. п. С учетом этого и разработан настоящий курс. Лекции в нем ориентированы на то, чтобы подкрепить пока интуитивные убеждения студентов надёжными научными знаниями. Семинарские занятия-практикумы имеют, однако, более широкий круг задач. Их общий смысл состоит в том, чтобы показать возможные пути перехода от теорий воспитания и образования к практической деятельности, от науки к повседневной жизни, что, как выясняется, является не таким уж простым делом. Иной педагог, искушённый в теоретических тонкостях, оказывается совершенно беспомощным в обычном школьном классе, поскольку не владеет практическим искусством воспитания, которое заключается в умении постичь всегда индивидуальный, единичный случай и действовать в соответствии с его спецификой. Наука здесь нужна, несомненно, как инструмент, принцип распознания, но никак не готовый рецепт действия.

Предложенный в нашем методическом пособии цикл семинарских занятий-практикумов как раз и направлен на то, чтобы студент мог разработать принципы своей педагогической деятельности, которые, даже если и не пригодятся ему в будущей профессии, всегда окажутся очень кстати в частной жизни.

Стержневой проблемой цикла является крайне острая и больная для современной педагогики проблема гуманизации воспитания и образования, как поиска возможностей обеспечения свободного, т.е. естественного, развития уникальной личности до высот человечности.

Цикл семинаров делится на две части: собственно педагогическую и дидактическую.

Логика тематического развития семинарских занятий является практико-ориентированной.

Структура семинарских занятий построена так, чтобы максимальное число студентов могло принять в них участие и высказаться, поскольку считаем важной не только подготовку к семинару, но

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...