Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа государственного экзамена специализации по

Программа государственного экзамена специализации по

«Социальная психология»

 

по специальности 050706 «Педагогика и психология»

 

 

Воронеж 2012

 

Составители :

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Л.Н. Гридяева

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Ю.В. Клепач

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Т.Л. Худякова

Ассистент кафедры практической психологии Л.Э.Филатова

 

Программа государственного экзамена по специализации «Социальная психология»

по специальности 050706 «Педагогика и психология».- Воронеж.:ВГПУ,2012.-

 

 

Содержание

Пояснительная записка
Программа экзамена
Вопросы для подготовки к государственному экзамену по специализации «Социальная психология»
Примерные варианты комплексных заданий
Методические рекомендации по проведению государственного экзамена
Рекомендуемая литература
Глоссарий

 

Пояснительная записка

 

Согласно требованиям ГОС ВПО по специальности 050706 «Педагогика и психология», предъявляемым к профессиональной подготовленности специалиста, а также методическим рекомендациям УМО «Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников вузов по специальности «050706 Педагогика и психология» (2003г.)».

Целью государственного экзамена в соответствии с требованиями п. 1.3. ГОС ВПО по специальности «Педагогика и психология» является оценка готовности выпускника к участию в решении комплексных задач в системе образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и способности осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную, экспертную и консультативную, учебно-воспитательную, научно-исследовательскую, культурно-просветительную. На государственном экзамене по специализации «Социальная психология» выпускник должен подтвердить знания в области специальных дисциплин, достаточные для профессионального выполнения своих обязанностей. Государственный экзамен является проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Билеты государственного экзамена включают два вопроса из дисциплины специализации. Третьим вопросом экзамена является комплексное задание. Комплексные задания разработаны в соответствии со следующими принципами:

• научности;

• комплексности;

• межпредметных связей;

• связи теории с практикой;

• опоры на опыт современной российской школы;

• высокой практической значимости предложенных ситуаций в контексте будущей профессиональной деятельности.

Процедура проведения экзамена. Экзамен проводится в форме устного собеседования. Студент имеет не менее 40 минут на подготовку к ответу с правом пользования текстом программы государственного экзамена. Во время ответа на вопросы билета члены государственной экзаменационной комиссии имеют право прервать ответ студента, задать уточняющие или дополнительные вопросы в рамках билета. Оценка объявляется по окончании прослушивания всех студентов, сдающих экзамен, на основании результатов коллективного обсуждения ответов членами ГЭК.

Критериями оценки знаний студентов и их готовности к профессиональной деятельности являются:

– уровень владения категориальным аппаратом и объяснительными принципами психологической науки;

– глубина научного анализа и полнота раскрытия вопроса;

– четкость, логичность и последовательность изложения усвоенных знаний;

– умение проиллюстрировать научно-теоретические знания практическими примерами.

В процессе ответа на вопросы билета выпускник должен продемонстрировать владение системой теоретических знаний по основным разделам психологии.

Выпускник должен уметь:

– осуществлять сравнительный анализ различных подходов к изучению психических и психологических феноменов;

– проводить анализ современной ситуации в психологии в соотношении с историческими предпосылками ее развития;

– научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов;

– осуществлять перенос полученных в процессе обучения знаний в практическую психологическую деятельность;

– разрабатывать схемы и процедуры разных типов исследования.

Результаты государственного экзамена определяются на закрытом заседании государственной экзаменационной комиссии. Итоговая оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» объявляется в тот же день после оформления протоколов заседания ГЭК.

.
Программа экзамена

Интерактивная сторона общения

Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии.

Различные способы описания структуры взаимодействия (Т.Парсонс, Я.Щепаньский). Основные понятия транзактного анализа Э.Берна. Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида ).

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Продуктивная конкуренция.

Проблема конфликта в социальной психологии (Н.В.Гришина, А.И.Донцов, Л.А.Петровская). Виды конфликтов (Л.М.Дойч). Конструктивная и деструктивная функции конфликта.

Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Субъекты конфликта и их характеристика. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта. Классификация конфликтов и причины конфликтов. Причина и конфликтная ситуация. Типы конфликтных ситуаций. Динамика конфликта. Этапы и фазы конфликта. Социально-психологические характеристики межличностных конфликтов. Структура и динамика конфликтов. Характеристика исходов конфликта. Функции конфликта. Профилактика конфликтов в психолого-педагогической деятельности.

Понятие групповых конфликтов и их структура. Классификация групповых конфликтов. Особенности образа конфликтной ситуации в групповых конфликтах. «Деиндивидуализация» восприятия и групповая атрибуция. Конфликт типа «личность-группа» и его особенности. Конфликт между лидером и группой; конфликт между рядовым членом группы и группой. Причины конфликта «личность-группа» и их проявления в различных видах профессиональной деятельности. Социально-психологические и индустриально-психологические причины. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой. Межгрупповые конфликты, их причины и функции. Классификация межгрупповых конфликтов. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения

Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Внутриличностный конфликт и борьба мотивов. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Проблема внутриличностных конфликтов во взглядах 3. Фрейда. Теория комплекса неполноценности А. Лодера. Учение об экстраверсии и интроверсии К. Юнга. Концепция «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма. Теория психоаналитического развития Э. Эриксона. Мотивационные конфликты по К. Левину. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теория потребностей А. Маслоу. Формы проявления внутриличностных конфликтов и их симптомы: неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм. Способы разрешения внутриличностных конфликтов и их содержание: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция. Особенности возникновения внутриличностных конфликтов, связанных с различными видами профессиональной деятельности: менеджера, юриста, социального работника, специалиста PR, психолога, педагога и др.

Понятие межличностного конфликта и его структура. Основные подходы в изучении межличностных конфликтов. Мотивационный подход М. Дойча. Когнитивный подход. Деятельностный подход. Организационный подход и др. Сферы проявления межличностных конфликтов, их причины и способы разрешения: коллектив, семья, система «гражданин-общество», диффузная группа. Классификация межличностных конфликтов. Межличностные конфликты и межличностные отношения. Уровни развития межличностных конфликтов. Конфронтация, ссора, скандал (кризис). Психологические признаки межличностных конфликтов. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности и пути их разрешения.

Манипуляции в общении (Е.Л. Доценко). Понятие ассертивного поведения.

Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема Р.Бейлса и возможности ее практического использования. Попытки применения математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров («дилемма узника»).

Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме: взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы объединения индивидуальных вкладов участников как основание для классификации форм совместной деятельности (Л.И.Уманский). Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками.

 

Перцептивная сторона общения

Анализ перцептивных явлений в социальной психологии. Понятие «социальной перцепции» (Дж.Брунер). Специфика использования понятия "социальная перцепция в социальной психологии. Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия.

Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны». Роль социальной установки при формировании первого впечатления о человеке (А.А.Бодалев).

Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция, стереотипизация).

Интерпретация причин поведения другого человека – феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса; модели атрибуции (Г.Келли); атрибуция ответственности; место атрибуции в межличностном восприятии. Понятие социальной атрибуции. Содержание и значение стереотипизации. Функции стереотипов.

Эмоциональная сторона межличностного восприятия – феномен атракции (Л.Я.Гозман). Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Факторы, влияющие на атракцию. Практическое значение исследований атракции. Доверительность в общении (В.С.Сафонов, Т.П.Скрипкина).

Специфика решения проблемы точности межличностного восприятия в социальной психологии (ограниченные возможности личностных тестов и экспертных оценок). Практические средства повышения точности межличностного восприятия – использование специальных программ социально-психологического тренинга. Задачи повышения перцептивной компетентности партнеров по общению в различных сферах практической деятельности.) Понятие и функции обратной связи, ее виды и формы (Л.А.Петровская, О.В.Соловьева).

Общение и познание. Роль коммуникации при познании социальных явлений. Процесс производства социальной информации. Общая характеристика. а)особенности категоризации социальных объектов; проблема эвристик (их основные виды); б) основные этапы когнитивной работы: внимание, кодирование, хранение (прототипы, схемы, скрипты, имплицитные теории личности) восстановление информации; возможные ошибки на каждом этапе; в) язык и языковые элементы в процессе переработки социальной информации. Социальное познание как конструирование образа социального мира (Г.М.Андреева).

Необходимость выхода «за пределы когниций». Эмоциональные компоненты социального познания. Дискуссия по поводу соотношения эмоций и когниций в социальном познании (два подхода). Роль настроения в процессе социального познания (влияние на работу с когнитивными схемами); в) роль социальных установок на различных этапах работы с социальной информацией («биполярная модель» К.Джуда и Дж. Кулика); г) перцептивная защита и ее специфические формы в социальном познании («вера в справедливый мир», «синдром выученной беспомощности). Учет эмоциональных факторов как попытка ликвидации когнитивной «стерильности» работы с социальной информацией.

Психологические трудности в процессе общения

Стиль самоутверждения личности в общении. Влияние самооценки на содержание и способы общения. Проблема застенчивости в психологии общения. Феноменология застенчивости. Повышенная склонность к самоанализу у застенчивых людей. Распознавание застенчивости. Причины застенчивости. Основные способы психопрофилактики застенчивости. Развитие уверенности в себе как фактор оптимизации общения.

 

Социальная психология личности

Понятие социализации. Основные тенденции в анализе социализации. Содержание социализации: инкультурация, интернализация, адаптация, конструирование социальности.

Социальная нормативность и ее структура: объективные предпосылки социализации. Социализация и развитие личности. Этапы социального развития личности. Культура как агент социального влияния на личность. Семья как институт социализации. Образовательные институты. Влияние средств массовой информации. Влияние новых информационных технологии.

Понятие аттитюда. Осознание, оценка и поведение в структуре аттитюда. Функции: оценки объекта, социального приспособления, экстернализации (воплощения), инструментальная, эго-защитная, выражения ценностей, организации знаний.

Формирование и изменение социальных установок. Связь между аттитюдом и поведением. Установки, предсказывающие поведение. Влияние на взаимосвязь аттитюдов и поведения личностных факторов, ситуационных переменных, намерения человека.

Самопрезентация и ролевое поведение. Когнитивный диссонанс. Психология самооправдания. Самовосприятие.

Формирование Я- концеции: факторы и механизмы. Структурные компоненты Я-концепции. Представления о персональной и социальной идентичностях. Динамические процессы, временные асекты Я-концепции и идентичности.

 

Вопросы к государственному экзамену по специализации

«Социальная психология».

1. Характеристика предмета социальной психологии.

2. Основные этапы развития социальной психологии.

3. Характеристика первых социально-психологических теорий.

4. Общая характеристика методов социальной психологии.

5. Методологические проблемы социально-психологического исследования

6. Общение в системе межличностных отношений.

7. Методологические проблемы в анализе общения. Структура общения.

8. Общая характеристика межличностного конфликта.

9. Конфликт как инструмент развития организации

10. Типология конфликтов.

11. Динамика конфликтного взаимодействия.

12. Характеристика стилей поведения в конфликтных ситуациях. Модель К.Томаса - Р.Киллмана.

13. Коммуникативная сторона общения. Характеристика вербальной и невербальной коммуникации.

14. Интерактивная сторона общения. Основные типы взаимодействия.

15. Перцептивная сторона общения. Основные механизмы социальной перцепции. Точность межличностного восприятия.

16. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп и основные направления их исследования.

17. Малая группа в социальной психологии. Основные параметры изучения малых групп.

18. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

19. Феномен группового давления. Основные результаты и критика классических экспериментов.

20. Понятие групповой динамики. Характеристика модели групповой динамики.

21. Групповая сплоченность. Методы диагностики групповой сплоченности.

22. Психолого-педагогические аспекты распределения статусных категорий в малой группе.

23. Проблема принятия группового решения. Методы принятия группового решения ( дискуссия, мозговой штурм и т.п.)

24. Модели развития группы.

25. Социально-психологические особенности нормообразования в группах образовательных учреждений.

26. Исследование лидерства в социальной психологии. Теории происхождения лидерства.

27. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство». Стили лидерства и руководства.

28. Большая группа в социальной психологии

29. Психологические проблемы стихийных групп и массовых движений.

30. Психологические особенности этнических групп.

31. Основные механизмы межгрупповых отношений.

32. Социализация личности. Стадии и институты социализации.

33. Социальная установка: структура и функции. Формирование и изменения социальных установок. Социальная установка и поведение.

34. Исследования Я-концепции. Личностная и социальная идентичность

35. Групповой тренинг как метод практической социальной психологии.

36. Предмет, цели и задачи психологии управления

37. Психология управления групповыми явлениями и процессами

38. Психологические особенности личности руководителя

39. Психология индивидуального стиля управления.

40. Специфика психологического влияния в управленческой деятельности.

41. Характеристика основных форм власти по Ж.Френчу и Б.Рейвену.

42. Психология делового общения.

43. Психология управления конфликтными ситуациями в организации.

44. Психологические трудности в процессе общения.

45. Мотивация трудовой деятельности в организации.

46. Системообразующие признаки организации.

47. Организация как открытая и саморазвивающаяся система.

48. Специфика мотивации трудовой деятельности педагога.

49. Психологические особенности публичного выступления.

50. Прикладные аспекты социально-психологического знания

51. Области практической социальной психологии

52. Типы организационных культур.

53. Специфика корпоративной культуры образовательного учреждения.

54. Жизненные циклы и стадии развития организации.

Примерные варианты комплексных заданий:

Ситуация 1.Девушка 14-ти лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе: выясняет отношения с родителями, грубит учительнице, поздно приходит домой. В то же время при отъезде из дома (в молодежный лагерь) скучает по родителям, говорит о своей вине перед ними, решает исправиться. Вопросы:

1. Какие психологические феномены здесь наблюдаются?

2. Какой возрастной период переживает эта девушка, в чем его особенности?

3. Каковы направления консультационной работы с этой девушкой?

Ситуация 2.Ученица 11 класса обратилась за консультацией по профориентации. Она активная, общительная, открытая, у нее много знакомых в школе и вне ее. Хорошо ладит с одноклассниками, хотя иногда бывает вспыльчивой, может погорячиться и обидеть или обидеться, но незлопамятна и быстро мирится. Учится неравномерно, «скачками», в зависимости от настроения. Легко увлекается новыми предметами и занятиями, но непостоянна в своих увлечениях. Вопросы:

1. Какой тип темперамента у этой школьницы? Что характерно для людей с таким темпераментом?

2. Какого типа работу Вы посоветуете выбрать этой школьнице?

3. Какие методы диагностики используются психологом в ходе профконсультации?

Ситуация 3.Родителям девочки 6-ти лет нужно принять решение: отправлять ли ребенка в школу в этом году или лучше это сделать через год, когда ему исполнится 7 лет. Они обратились к психологу для определения степени готовности ребенка к обучению в школе. Вопросы:

1. Что является критериями готовности ребенка к обучению в школе?

2. Какими методами можно диагностировать готовность ребенка к школе?

3. Предложите порядок проведения такой консультации.

 

Методические рекомендации по проведению государственного экзамена

 

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 050706 «Педагогика и психоло­гия» учитывает предъявляемые к выпускнику требования в соответствии с ГОС ВПО, готовность к выполнению профессиональных функций.

Длительность устного ответа по трем вопросам междисциплинарного экзамена должна составлять примерно 30 минут.

Нормативный срок подготовки выпускника к ответу на государственном экзамене – 40-60 минут.

При определении требований к оценке междисциплинарного экзамена предлагается руко­водствоваться следующим:

- Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, системати­ческое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять зада­ния, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий
дисциплины в их значении для приобретаемой профессии.

- Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам.

- Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший знание основ­ного программного материала, но допустивший погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий.

- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в вы­полнении заданий.

Выпускник соответствует квалификационным требованиям ГОС ВПО, если он в ходе ито­гового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовно­сти решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера.

Несоответствие уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО влечет не присвоение ему квалификации по специальности «Педагогика и психология».

К погрешностям принципиального характера следует отнести:

- отсутствие знаний по содержанию вопросов экзаменационного билета;

- отсутствие навыков анализа научной психолого-педагогической литературы;

- несформированность категориального аппарата;

- отсутствие владения методами психолого-педагогического исследования;

- отсутствие умения систематизировать приобретенные знания.

 

 

 

Рекомендуемая литература

а) основная

Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию/ Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1998.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Крыско В.Г. Социальная психология: Курс лекций/ В.Г. Крыско. – М.: Омега-Л, 2006.

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005.

Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология. Учебник для студентов психологических факультетов. – М., 2004.

Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Социальная психология в трудах отечественных психологов/ Сост. А.Л.Свенцицкий – СПб: Издательство «Питер», 2000.

Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие/Под ред.В.А. Лабунской. – М.: Гардарика, 1999.

Социальная психология. Практикум. /Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2006.

Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008.

Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., ИНФА –М, 2007

Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

б) дополнительная

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире. – М. 2005

Берн Э. Трансактный анализ в группе: Пер. с англ. – М.: Лабиринт, 1994.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986.

Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М.: Наука, 1994.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. – М.: Изд-во «Магистр», 1997.

Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. – М.: Педагогика, 1983.

Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия/ Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000

Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – М.: Смысл, 1998.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003.

Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита – М.: ЧеРо, 1997.

Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта; МПСИ, 2000.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.

Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – Самара: СамГПУ, 2000.

Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2004.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск: ТетраСистемс, 2000.

Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 1998

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2002.

Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Пер. с нем. – М.: Смысл, 2001.

Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (Хрестоматия). – М.: Радикс, 1995.

Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2007.

Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.

Милграм С. Эксперимент в социальной психологии / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.

Мозер К. Психология маркетинга и рекламы. – М.: Гуманитарный центр, 2004.

Московичи С. Машина, творящая богов / Пер. с франц. – М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1998.

Олпорт Г. Становление личности: Избр. труды / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2002.

Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001.

Организационная психология / Общ. ред. Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка. – СПб.: Питер, 2001.

Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Перспективы социальной психологии / Ред.- сост. М.Хьюстон, В.Штребе, Дж.Стефенсон. Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М.: Наука, 1979.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб.: Речь, 2000.

Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов./ Составитель Л.В.Винокурова. – СПб.: Питер, 2001.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.

Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с франц. – М.: Прогресс, 1988.

Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.

Социальная психология / Отв. ред. А.Л.Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

Управление персоналом /Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина.– М.: ЮНИТИ, 2001.

Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999.

Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999.

Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с польск. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Экман П. Психология лжи / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.

Энджел Дж.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб.: Питер, 1999.

Юревич А.В. Социальная психология науки. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – Самара: Самарский ун-т, 1995.

 

 

Глоссарий

 

АНКЕТИРОВАНИЕ

метод группового, письменного очного либо заочного опроса респондентов.

 

АРБИТРАЖ

вид посредничества в переговорном процессе, когда «третья сторона» обладает силой и властью, чтобы заставить обе стороны согласиться с той формой разрешения вопроса, которая принимается всеми.

 

БИПОЛЯРНАЯ УСТАНОВКА

установка, основанная на двух социальных ценностях, что чревато возникновением конфликта ценностей.

 

БРЕЙНСТОРМИНГ, ИЛИ «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

метод группового решения творческих задач, предложенный А. Осборном.

 

ВАЛИДНОСТЬ

(достоверность) свидетельствует о степени правильности, истинности представленных данных, призванных подтвердить гипотезу.

 

ВАРИАТИВНОСТЬ

(дисперсия) означает разброс или распределение ответов или данных.

 

ВКЛЮЧЕННЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ

ситуация, когда исследователь активно участвует в происходящих событиях и в то же время может регистрировать поведение тех, в чьем окружении он находится.

 

ВНУТРИГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ

позитивно пристрастное восприятие собственной группы.

 

ВНУТРИРОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ

конфликт, возникающий, когда одна роль требует от человека одновременного выполнения двух разнородных видов деятельности.

 

ГАЛОЭФФЕКТ (ЭФФЕКТ ОРЕОЛА)

эффект, суть которого в том, что одна привлекательная и яркая черта человека, словно ореол или нимб, затмевает для окружающих все другие черты.

 

ГЕНОТИП

биологические, или природно обусловленные, особенности организма.

 

ГИПОТЕЗА

описание отношений, которые, как предполагается, имеют место в реальности. Вслед за гипотезой должно проводиться исследование, призванное подтвердить гипотезу.

 

ГИПОТЕЗА МЕЖГРУППОВЫХ КОНТАКТОВ

теоретическое предположение, согласно которому достаточно простого знакомства и взаимодействия групп для того, чтобы ослабить межгрупповую напряженность.

 

ГРУППА

объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг с другом.

 

ГРУППОВАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ

это эффект, суть которого состоит в том, что после обсуждения в группе мнения всех ее членов как бы сливаются в единое мнение.

 

ГРУППОВАЯ СТРУКТУРА

система групповых ролей, норм и взаимоотношений членов группы между собой.

 

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ

правила поведения для членов группы, выражающие их коллективное мировоззрение.

 

ДЕБРИФИНГ

процедура, в ходе которой исследователь открывает участникам истинные цели проведенного исследования и в целом проводит психологическую реабилитацию.

 

ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

состояние анонимности, возникающее у членов группы в процессе совместной деятельности.

 

ДЕНОТАЦИЯ

прямое или явное значение слова.

 

ЖЕСТЫ ИЛЛЮСТРАТОРЫ

телодвижения и жесты, которые непосредственно связаны с речью, поскольку иллюстрируют ее.

 

ЖИЗНЕННЫЙ РЕАЛИЗМ

свидетельствует о схожести экспериментальной ситуации с повседневной жизнью.

 

ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ

ответное поведение испытуемых (реакция), вызванное действием независимой переменной.

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ С УДАЧЛИВЫМ НЕУДАЧНИКОМ

одна из разновидностей социального сравнения, когда люди идентифицируются с героями неудачниками, которых по сюжету фильма или книги неизбежно, фата...

 

ИМИТАТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

одна из разновидностей социально-психологического исследования, в котором участники играют предписанные им социальные роли так, как это происходило бы.

 

ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

теории, которые непроизвольно создаются в результате приобретения социальных навыков и знаний и в которых индивидуум пытается уловить определенную логику.

 

ИНТЕРВЬЮ

метод исследования, в ходе которого интервьюер задает ряд предварительно систематизированных вопросов и регистрирует ответы респондента.

 

ИНТИМНАЯ ЗОНА

— это расстояние между людьми от непосредственного соприкосновения до 0,5 метра. Такая дистанция свидетельствует об очень близких отношениях собеседников.

 

ИНТРОВЕРТ

— психологический тип, который преимущественно занят своим внутренним миром. Самоцентрированность индивидов такого типа проявляется в молчаливости, замкнутости.

 

ИНТРОВЕРТИРОВАННАЯ УСТАНОВКА

понятие, введенное К. Юнгом, для обозначения поведения, обусловленного преимущественно интересом к внутреннему миру индивида.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ

воздействие посредством информации: сведений, знаний фактов о жизненных проблемах и ситуациях.

 

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ

процесс приписывания причин событиям, действиям и поступкам своим собственным и других людей.

 

КОГНИТИВНАЯ СХЕМА

одно из основных понятий когнитивных теорий, которое обозначает особым образом организованную систему прошлого опыта, обретенного в процессе познания.

 

КОГНИТИВНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ

понятие С. Милграма, означающее воздействие множества социальных стимулов, превышающее возможности человека адекватно на них реагировать.

 

КОММУНИКАЦИЯ

это информационная сторона общения, передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков.

 

КОМПЕНСАТОРНАЯ ТЕОРИЯ ВЛАСТИ

теория А. Адлера, согласно которой стремление к власти может рассматриваться как компенсаторный механизм для преодоления комплекса неполноценности.

 

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

современная разновидность имитативного исследования. Оно позволяет проверять гипотезы относительно поведения сотен, а то и тысяч или даже десятков ты...

 

КОННОТАЦИЯ

невыраженное, неявное, но подразумеваемое значение слова.

 

КОНСТРУКТИВНАЯ КОНФОРМНОСТЬ

благотворное влияние, оказываемое группой на индивидуума, побуждающее его к гуманному поведению.

 

КОНТЕНТ- АНАЛИЗ

метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в котором в соответствии с целями исследования выделяются...

 

КОНТРОЛИРУЕМОСТЬ

означает, в какой мере человек способен влиять на причины, предопределившие полученный результат, т. е. насколько он может их контролировать.

 

КОНФОРМИЗМ

это уступка в ответ на непрямое, т. е. не выраженное в форме требования, но, вместе с тем, ощущаемое индивидом, давление группы.

 

КОНФОРМНОСТЬ

социальное качество, выражающееся в беспрекословном согласии с группой.

 

КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

это исследования, выявляющие наличие естественных связей между двумя или несколькими факторами.

 

КОРРЕЛЯЦИЯ

это параметр, являющийся отражением того, в какой мере измене<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...