Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выписка из Государственного стандартаРаздел 1. Введение в психологию. Тема 1.1. Предмет психологии. Основные направления современной психологии. Требования к знаниям: студент знает содержание понятий: «психология», «психика», «отражение»; предмет, место общей психологии в системе наук; структуру психологии как науки. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал, выделять отрасли и методы психологии по различным основаниям. Содержание учебного материала: понятие о психологии как о науке. Предмет изучения психологии. Эволюция предмета изучения: 1 этап – психология как наука о душе; 2 этап – психология как наука о сознании; 3 этап – психология как наука о поведении; 4 этап - психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Общее понятие о психике. Мир психических явлений: психические процессы, состояния, свойства личности. Научная и житейская психология. Методологические и теоретические основы психологии. Принципы психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Связь психологии с другими науками, место психологии в системе наук. Психология и педагогика. Структура современной психологии (выделение различных отраслей по основаниям: 1) цель научной деятельности;2) области применения знаний или конкретные системы деятельности человека; 3) этапы и уровни развития психики в филогенезе и онтогенезе; 4) структура социально-психологических отношений человека и сообщества; 5) междисциплинарные связи, взаимодействие с другими науками. Общая психология. Виды самостоятельной работы студента: составление плана лекции. Тема 1.2. Задачи и методы психологии. Базовые категории психологии. Требования к знаниям: студент знает специфику задач психологии как науки; содержание понятий: «метод», «психические процессы», «психические состояния», «психические свойства личности»; различные подходы к классификациям методов. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал, выделять главное и выстраивать его в определённой логике. Содержание учебного материала: задачи психологии как науки.Характеристика основных подходов к классификациям методов.Основные и вспомогательные методы. Способы наблюдения по Л.А.Карпенко. Классификация методов по Б.Г.Ананьеву: организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные. Этапы психологического исследования. Категориальный аппарат современной психологии. Основные научные понятия общей психологии (по А.В.Петровскому): психические процессы, психические состояния, психические свойства или особенности личности. Виды самостоятельной работы студента: оформление «Психологического словарика». Тема 1.3. Проблема происхождения и развития психики. Требования к знаниям: студент знает содержание понятий: «психическое отражение», «сознание», «бессознательное»; стадии развития психики в животном мире; предпосылки возникновения и развития сознания. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал, применять полученные знания для решения психологических задач. Содержание учебного материала: проблема происхождения и развития психики. Теория отражения. Формы и уровни отражения в живой и неживой природе. Виды и структура психического отражения. Физиологические механизмы психики. Основные функции психики: отражение воздействий среды и регуляция поведения и деятельности. Эволюция представлений о психическом отражении (панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм). Критерии психического (гипотеза А.Н.Леонтьева). Стадии развития психики в животном мире, основные формы отражения и поведения на каждой из них. Биологические (прямохождение, анатомическое развитие, стадный образ жизни) и исторические (изготовление и сохранение орудий труда, отношения во время коллективной деятельности) предпосылки возникновения и развития сознания человека. Структура сознания и его психологическая характеристика. Понятие о бессознательном. Виды самостоятельной работы студента: составление схемы по материалам лекции. Тема 1.4.(Семинар № 1). Эволюция психики в животном мире и становление сознания человека. Требования к знаниям: студент знает содержание понятий «психика», «психическое отражение», «сознание», «бессознательное»; стадии развития психики в животном мире; основные формы отражения и поведения на каждой из них; предпосылки возникновения и развития сознания. Требования к умениям: студент умеет самостоятельно работать с учебной информацией, осознавать цель своей работы; продуктивно работать на семинаре, четко излагать информацию. Содержание учебного материала: идеалистическое и материалистическое понимание природы психики. Психики и теория отражения. Проблема критериев психического. Особенности психического отражения. Стадии развития психики в животном мире (элементарной сенсорной психики, перцептивной психики, ручного мышления), основные формы отражения и поведения на каждом из них. Высший уровень психического отражения – сознание человека. Биологические и исторические предпосылки возникновения и развития сознания человека. Структура сознания и его психологическая характеристика. Бессознательное в психике человека. Менталитет общества и сознание индивида. Раздел 2. Психические процессы и состояния. Тема 2.3. (Семинар №3) Память. Требования к знаниям: студент знает понятия «память», «запоминание», «сохранение», «воспроизведение», «забывание»; физиологические основы, виды памяти, причины забывания. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал, применять полученные знания в организации собственной учебной деятельности и на практике. Содержание учебного материала: понятие, сущность памяти. Физиологические основы. Теории памяти: физиологические, биохимические, психологические и кибернетические. Виды памяти: 1/ по содержанию запоминаемого материала – наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; 2/ по характеру целей деятельности – произвольная, непроизвольная; 3/ по длительности и объему – автобиографическая, долговременная, кратковременная, оперативная, мгновенная; 4/ по модальности – зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная; 5/ по соотношению биологического и социального – генетическая и социальная; 6/ по степени осмысленности – механическая и логическая. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Формы воспроизведения: собственно воспроизведение, узнавание, воспоминание, припоминание, реминисценция. Условия успешного хранения информации. Причины забывания. Представления памяти, их отличие от образов восприятия. Виды самостоятельной работы студента: подбор и объяснение примеров по теме; подготовка к словарному диктанту. Тема 2.4. Мышление. Требования к знаниям: студент знает понятия «мышление», «интеллект», физиологические основы, виды, операции и формы мышления; теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал, применять полученные знания на практике (на основе наблюдений за детьми разного возраста описывать особенности различных видов мышления). Содержание учебного материала: понятие, сущность мышления. Физиологические основы. Мышление как решение мыслительных задач. Мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация), формы (понятие, суждение, умозаключение, аналогия), способы (индуктивный, дедуктивный). Виды мышления: 1/ по характеру решаемых задач – теоретическое и практическое, 2/ по степени развернутости – дискурсивное и интуитивное, 3/ по степени новизны и оригинальности – продуктивное и репродуктивное, 4/ по содержанию - наглядно – действенное, наглядно - образное, словесно - логическое. Теория поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину). Виды самостоятельной работы студента: оформление рефератов по теме. Тема 2.5. Речь. Требования к знаниям: студент знает понятия «речь», «язык»; физиологические основы, виды и функции речи; основные направления развития речи. Требования к умениям: студент умеет анализировать и объяснять примеры проявления разных видов речи.
Содержание учебного материала: понятие речи. Психологическая характеристика. Физиологические основы речи. Речь и язык. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность. Функции речи: выражения, воздействия, обозначения, сообщения. Виды устной речи: 1) внутренняя; 2) внешняя (диалогическая, монологическая). Виды письменной речи: 1) пиктограммы; 2) идеограммы; 3) слоговое письмо; 4) буквенно-звуковое письмо (графемы). Основные направления развития речи индивида. Восприятие и понимание речи. Овладение языками. Единство мышления и речи. Виды самостоятельной работы студента: подбор литературных примеров проявления функций речи. Раздел 3. Личность. Тема 3.2. Структура личности. Требования к знаниям: студент знает понятия «направленность», «потребности», «мотивы», «идеалы», «установка»; механизмы развития личности. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал; применять полученную информацию в практической деятельности. Содержание учебного материала: направленность как стержневая характеристика личности. Структура направленности. Потребности как источник активности. Виды потребностей: естественные и приобретенные (духовные, социальные и материальные). Мотивы. Виды мотивов: сильные - слабые; низшие – высшие; мотивы – стимулы и смыслообразующие мотивы. Понятие мотивации. Уровень притязаний личности. Интересы, их виды. Идеалы, убеждения и мировоззрение личности как условия, обеспечивающие ее целостность и устойчивость. Понятие психологической установки. Механизмы формирования и развития личности: усвоение опыта, сдвиг мотива на цель, идентификация, освоение социальных ролей. Основные потенциалы развития: познавательный, морально – нравственный, творческий, коммуникативный, эстетический. Виды самостоятельной работы студента: составление плана лекции. Тема 4.1. Темперамент. Требования к знаниям: студент знает понятие «темперамент», его физиологические основы, свойства. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал; определять с помощью соответствующих методов тип темперамента; доказывать необходимость учета типа темперамента в воспитании детей. Содержание учебного материала: понятие темперамента в психологии и других науках. Классификации типов темперамента: гуморальные теории, морфологические теории, нейрофизиологические теории. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Свойства темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Темперамент и проблемы воспитания. Виды самостоятельной работы студента: самодиагностика типа темперамента. Тема 4.2. Характер. Требования к знаниям: студент знает понятия «характер», «акцентуация»; физиологические основы; психологическую структуру характера. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал; доказывать необходимость учета особенностей характера в воспитании детей. Содержание учебного материала: понятие о характере. Физиологическая основа характера. Особенное и типичное в характере. Структура характера. Черты характера: 1)по видам отношений – к самому себе, к вещам, к другим людям, к деятельности; 2)по группам качеств – эмоциональные, волевые, интеллектуальные; 3)по взаимодействию человека с миром – а) черты, относящиеся к сфере «Я»; б) черты, относящиеся к сфере проявлений характера в жизнедеятельности – моральные, волевые, эмоциональные, деятельностные. Теории характера: структурные, морфологические (конституциональные), психоаналитические, неофрейдистские, психиатрические (клинические) и др. Акцентуации характера по К.Леонгарду (у взрослых) и А.Е.Личко (у подростков). Характер и деятельность. Виды самостоятельной работы студента: подборка определений по теме, подготовка к словарному диктанту. Тема 4.3. Способности. Требования к знаниям: студент знает понятия «способности», «задатки»; физиологические основы, виды способностей; уровни развития способностей. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал; проектировать работу по выявлению и развитию способностей.
Содержание учебного материала: понятие способностей. Задатки как предпосылки развития способностей. Условия развития способностей. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Виды способностей: врожденные и приобретенные; общие и специальные; теоретические и практические. Уровни развития способностей – одаренность, талант, гениальность. Педагогические способности – конструктивные, организаторские, коммуникативные. Виды самостоятельной работы студента: разработка плана работы по выявлению и развитию способностей у детей. Раздел 5. Деятельность. Выписка из Государственного стандарта среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 050704 «Дошкольное образование», 050705 «Специальное дошкольное образование», 050719 «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Психология. Общие основы психологии.
Предмет, методы и задачи психологии; развитие психологии как науки; основные категории психологии; психика и её развитие; деятельность; сознание, самосознание, сознательное, бессознательное; человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность; конституционные типологии; человек как субъект; мотивация; эмоции и чувства, воля; деятельность, её психологическая структура, виды деятельности; познавательная деятельность: ощущения и восприятие, внимание и память, мышление и речь, воображение; человек как личность и индивидуальность; структура личности; направленность; самоактуализация; самосознание; самооценка; уровень притязаний; образ «Я» и его структура; индивидуально-типологические особенности человека: характер, задатки, способности; психология творчества.
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» (раздел «Общие основы психологии») разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 050704 «Дошкольное образование» (повышенный уровень СПО), утвержденным Министерством образования России 4 февраля 2002 г., регистрационный номер № 04 – 0313 - П. 050705 «Специальное дошкольное образование» (повышенный уровень СПО), утвержденным Министерством образования России 26 февраля 2003 г., регистрационный номер № 04 – 0318 – П; 050719 –«Коррекционная педагогика в начальном образовании»(повышенный уровень СПО), утвержденным Министерством образования России 26 февраля 2003 г., регистрационный номер № 04 – 0320 - П. Учебный курс дисциплины «Психология» входит в блок учебных дисциплин предметной подготовки специалистов к работе в качестве воспитателя детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях разного вида, а также к воспитанию дошкольников в домашних условиях; специалистов к работе в качестве воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и к воспитанию дошкольников в домашних условиях; специалистов к работе учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, а также к выполнению педагогических функций с детьми группы риска младшего школьного возраста (с трудностями в обучении и симптомами школьной дезадаптации) в других воспитательно–образовательных учреждениях. Психология – сложная отрасль знаний, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающая большой объем специфических общественных и естественнонаучных дисциплин. Психологическая грамотность понятий и терминов, связанная в силу своего предмета со многими областями необходима современному человеку не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Ведь психологическая грамотность – это первое, начальное звено психологической культуры, которая характеризует культуру поведения, общения, культуру чувств, идеалы и жизненные ценности. Основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, ребенок начинает приобретать в детстве. Педагогическая практика и будущая профессиональная деятельность студентов требует знаний и умения разбираться в психологических особенностях человека и его поведения. От знаний, педагогического мастерства, активной, убежденной позиции педагога в решающей степени будет зависеть успех педагогического взаимодействия. Это обязывает каждого профессионала не только хорошо знать основы наук, которым он будет обучать, но и закономерности развития общества и человеческой личности, психологическую сущность творческого потенциала человека, психологию деятельности, общения и коллектива и их роль в становлении развивающейся личности учащегося как субъекта познания, общения и труда. Этими знаниями должны овладеть студенты – будущие педагоги еще в процессе их профессиональной подготовки. Знания и умения, которые студенты получат благодаря освоению данной дисциплины, позволят эффективно и творчески работать с детским и педагогическим коллективами. Изучение учебного курса предполагает установление межпредметных связей с педагогикой, анатомией и физиологией, теорией и практикой воспитательной деятельности, историей. Цель дисциплины:усвоение студентами системы знаний о ведущих достижениях общей психологии как науки, развитие умений применять полученные знания на практике с целью повышения эффективности будущей профессиональной деятельности. Задачи:
В связи с поставленными задачами программа курса предполагает освоение следующих разделов: 1. “Введение в психологию”. В данном разделе студенты знакомятся с основными этапами развития психологии как науки, ее местом в системе наук; предметом, задачами и методами общей психологии; ведущими мировыми психологическими школами и направлениями, структурой современной психологии; эволюцией психики в животном мире; характеристикой сознания, бессознательным в психике человека. 2. “Психические процессы и состояния”. Этот раздел содержит информацию о познавательной (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) и эмоционально-волевой (чувства, воля) сферах человека. Рассматривается взаимосвязь и целостность психических процессов, их роль в практической деятельности человека. 3. “Личность”. Раздел раскрывает соотношение понятий: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “субъект ”, “личность”; взгляды на развитие личности отечественных и зарубежных психологов, механизмы формирования и развития, структуру личности, основные формы направленности личности, самосознание, развитие образа-«Я», самооценку, ее виды, нравственное развитие личности, мотивационно-потребностной сферы. 4. “Индивидуально-психологические особенности личности”. Раздел посвящен изучению психологической характеристики темперамента, его роли в трудовой и учебной деятельности; характера, его структуры, природы и проявлений; способностей, их структуры и уровней развития (одаренность, талант и гениальность). Рассматривается место темперамента, характера и способностей в структуре личности, их влияние на ее развитие. 5. “Деятельность”. В разделе изучается психологическая характеристика основных видов человеческой деятельности (игра, учение, труд, общение); различные подходы к анализу структуры деятельности; потребности, мотивы, цели, операции; умения, навыки, привычки; проблема единства сознания и деятельности. В основе курса – система лекционных, комбинированных и семинарских занятий. К разделам программы разработан комплекс опорных схем и таблиц, рекомендуемых для аудиторной и самостоятельной работы студентов. Материал программы рассчитан на 54 часа. Кроме того, 12 часов отведено на самостоятельную работу студентов по различным разделам и темам в течение семестра. Таким образом, максимальная учебная нагрузка студента по данной дисциплине составляет 66 часов. Форма итогового контроля по дисциплине «Психология», раздел «Общие основы психологии» - зачет. Структура программы: 1. Пояснительная записка. 2. Тематический план учебной дисциплины. 3. Содержание учебной дисциплины по разделам и темам. 4. Примерные вопросы к зачету по дисциплине. 5. Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ студентов. 6. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине. Требования к знаниям и умениям студентов. Студенты должны знать: § основные понятия психологии; место психологии в системе наук; предмет, методы и задачи общей психологии; § специфику основных психологических школ и направлений; § сущность психики и специфику психических форм отражения; § характеристику познавательной и эмоционально - волевой сфер, их сущность, физиологические основы и особенности; § различные подходы к трактовке структуры личности; основные формы направленности; характеристику мотивационно-потребностной сферы личности; механизмы формирования и развития личности; особенности становления и развития образа-«Я»; § индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности; § психологические особенности основных видов деятельности; структуру деятельности человека. Студенты должны уметь: § анализировать, обобщать и систематизировать информацию, полученную в ходе аудиторных занятий и самостоятельного изучения; § аргументировано отстаивать свою точку зрения, осуществлять психологический анализ конкретных ситуаций, возникающих в процессе обучения и воспитания; § применять полученные знания на практике. Освоение программы учебной дисциплины «Психология» в полном объеме обеспечит успешность практической работы с детьми, создаст необходимую основу к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования» в сокращенные сроки, 032000, «Специальная дошкольная педагогика и психология», другим специальностям дефектологического профиля и специальности 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования» в сокращенные сроки, 031200 «Педагогика и методика начального образования» в сокращенные сроки, 031700 «Олигофренопедагогика» в сокращенные сроки, 031800 «Логопедия», 031600 «Сурдопедагогика», обеспечит конкурентоспособность выпускника на региональном рынке образовательных услуг.
3. Содержание дисциплины «Психология», раздел «Общие основы психологии». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |