Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.5. Развитие психологии как науки.

Требования к знаниям: студент знает основные этапы развития психологической науки; основные мировые психологические школы, приоритетные направления их исследований, выдающихся представителей.

Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал, сравнивать и определять специфику основных психологических учений.

Содержание учебного материала:основные исторические этапы и направления развития психологии: античная психология (Демокрит, Платон, Аристотель), психология Нового времени (Р.Декарт, Г.Лейбниц, Спиноза, Д.Локк), психология 19 века (В.Вундт, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов и др.). Мировые психологические школы: бихевиоризм (Д.Уотсон), психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер), гештальтпсихология (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка,), когнитивная психология (Дж.Брунер), гуманистическая психология (А.Маслоу, В.Франкл, К.Роджерс, Г.В.Олпорт.

Российская психология: теория высших психических функций и культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского, деятельностный подход (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Московская и Санкт-Петербургская психологические школы. Особенности развития современной психологии в сибирском регионе и Омской области.

Виды самостоятельной работы студента: составление таблицы «Основные психологические школы».

Тема 1.6. (Семинар № 2). Основные направления современной отечественной и зарубежной психологии.

Требования к знаниям: студент знает тенденции развития современной психологии; ведущие мировые психологические школы, выдающихся представителей.

Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал, выделять и сравнивать приоритетные направления исследований мировых психологических школ, формулировать собственную точку зрения по изучаемым вопросам.

Содержание учебного материала:основные психологические школы 20 века: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Эволюция школ и направлений. Российская психология: теория высших психических функций и культурно-историческая теория развития психики, деятельностный подход. Московская и Санкт-Петербургская психологические школы. Особенности развития современной психологии в сибирском регионе и Омской области.

Раздел 2. Психические процессы и состояния.

Тема 2.1. Ощущения и восприятие.

Требования к знаниям: студент знает понятия «ощущение», «восприятие», физиологические основы, виды и свойства ощущений и восприятия.

Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал, применять полученные знания на практике.

Содержание учебного материала: понятие ощущений. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Классификации видов ощущений: 1/ по контакту с раздражителем – дистантные и контактные; 2/ по расположению рецептора – интерорецептивные, проприорецептивные, экстерорецептивные; 3/ по модальности – зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, кинестетические. Внешневнутренние ощущения – боли, температурные, вкусовые, мышечно-суставные. Свойства ощущений: качество, интенсивность, пространственная локализация, продолжительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, синестезия.

Понятие восприятия. Физиологические основы. Классификации видов восприятия: 1/ по содержанию – пространства, времени, движения; 2/ по цели – преднамеренное, непреднамеренное; 3/ по степени организации – организованное, неорганизованное; 4/ по модальности – зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, кинестетическое. Перцептивные действия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, избирательность, апперцепция, константность, осмысленность. Иллюзии восприятия. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов.

Виды самостоятельной работы студента: подбор и объяснение примеров по теме.

Тема 2.2. Внимание.

Требования к знаниям: студент знает понятие «внимание», физиологические основы, виды и свойства внимания; средства организации внимания.

Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал, применять полученные знания на практике.

Содержание учебного материала: внимание как избирательная направленность психической деятельности. Физиологические механизмы внимания. Виды внимания: 1) в зависимости от участия воли - непроизвольное, произвольное, послепроизвольное; 2) в зависимости от места нахождения объекта - внешнее, внутреннее; 3) в зависимости от организации - коллективное, групповое, индивидуальное; 4) от источника происхождения - природное, социальное; 5) от использования средств - непосредственное, опосредованное. Способы организации произвольного и непроизвольного внимания. Свойства внимания: концентрация, объем, распределение, переключение, устойчивость, колебания. Функции внимания: отбор, удержание деятельности, регуляция и контроль. Формирование внимания.

Виды самостоятельной работы студента: подбор и объяснение примеров по теме.

Тема 2.3. (Семинар №3) Память.

Требования к знаниям: студент знает понятия «память», «запоминание», «сохранение», «воспроизведение», «забывание»; физиологические основы, виды памяти, причины забывания.

Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал, применять полученные знания в организации собственной учебной деятельности и на практике.

Содержание учебного материала: понятие, сущность памяти. Физиологические основы. Теории памяти: физиологические, биохимические, психологические и кибернетические. Виды памяти: 1/ по содержанию запоминаемого материала – наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; 2/ по характеру целей деятельности – произвольная, непроизвольная; 3/ по длительности и объему – автобиографическая, долговременная, кратковременная, оперативная, мгновенная; 4/ по модальности – зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная; 5/ по соотношению биологического и социального – генетическая и социальная; 6/ по степени осмысленности – механическая и логическая. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Формы воспроизведения: собственно воспроизведение, узнавание, воспоминание, припоминание, реминисценция. Условия успешного хранения информации. Причины забывания. Представления памяти, их отличие от образов восприятия.

Виды самостоятельной работы студента: подбор и объяснение примеров по теме; подготовка к словарному диктанту.

Тема 2.4. Мышление.

Требования к знаниям: студент знает понятия «мышление», «интеллект», физиологические основы, виды, операции и формы мышления; теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал, применять полученные знания на практике (на основе наблюдений за детьми разного возраста описывать особенности различных видов мышления).

Содержание учебного материала: понятие, сущность мышления. Физиологические основы. Мышление как решение мыслительных задач. Мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация), формы (понятие, суждение, умозаключение, аналогия), способы (индуктивный, дедуктивный). Виды мышления: 1/ по характеру решаемых задач – теоретическое и практическое, 2/ по степени развернутости – дискурсивное и интуитивное, 3/ по степени новизны и оригинальности – продуктивное и репродуктивное, 4/ по содержанию - наглядно – действенное, наглядно - образное, словесно - логическое. Теория поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину).

Виды самостоятельной работы студента: оформление рефератов по теме.

Тема 2.5. Речь.

Требования к знаниям: студент знает понятия «речь», «язык»; физиологические основы, виды и функции речи; основные направления развития речи.

Требования к умениям: студент умеет анализировать и объяснять примеры проявления разных видов речи.

 

Содержание учебного материала: понятие речи. Психологическая характеристика. Физиологические основы речи. Речь и язык. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность. Функции речи: выражения, воздействия, обозначения, сообщения. Виды устной речи: 1) внутренняя; 2) внешняя (диалогическая, монологическая). Виды письменной речи: 1) пиктограммы; 2) идеограммы; 3) слоговое письмо; 4) буквенно-звуковое письмо (графемы). Основные направления развития речи индивида. Восприятие и понимание речи. Овладение языками. Единство мышления и речи.

Виды самостоятельной работы студента: подбор литературных примеров проявления функций речи.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...