Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3.1. Понятие о личности в психологии.Требования к знаниям: студент знает понятия “человек”, “индивид”, «субъект», “индивидуальность”, “личность”; закономерности формирования личности. Требования к умениям: студент умеет анализировать и объяснять поведение и поступки человека, исходя из понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность” Содержание учебного материала: множественность свойств человека: природные и социальные, врожденные и приобретенные, генотипические и фенотипические, индивидуальные и общие, анатомо-физиологические, психологические, поведенческие. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, «субъект», “индивидуальность”, “личность”. Множественность трактовок понятия «личность». Основные характеристики личности: устойчивость, единство, активность. Проблема биологического и социального в психическом развитии личности. Объективный характер закономерностей формирования и развития человеческой личности. Виды самостоятельной работы студента: пополнение «Словарика», подбор альтернативных определений личности. Тема 3.2. Структура личности. Требования к знаниям: студент знает понятия «направленность», «потребности», «мотивы», «идеалы», «установка»; механизмы развития личности. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал; применять полученную информацию в практической деятельности. Содержание учебного материала: направленность как стержневая характеристика личности. Структура направленности. Потребности как источник активности. Виды потребностей: естественные и приобретенные (духовные, социальные и материальные). Мотивы. Виды мотивов: сильные - слабые; низшие – высшие; мотивы – стимулы и смыслообразующие мотивы. Понятие мотивации. Уровень притязаний личности. Интересы, их виды. Идеалы, убеждения и мировоззрение личности как условия, обеспечивающие ее целостность и устойчивость. Понятие психологической установки. Механизмы формирования и развития личности: усвоение опыта, сдвиг мотива на цель, идентификация, освоение социальных ролей. Основные потенциалы развития: познавательный, морально – нравственный, творческий, коммуникативный, эстетический. Виды самостоятельной работы студента: составление плана лекции. Тема 3.3. Самосознание личности. Образ «Я» и его структура. Требования к знаниям: студент знает понятия «сознание», «самосознание», «уровень притязаний», образ - «Я»; формы проявления самосознания; структуру самооценки и образа – «Я». Требования к умениям: студент умеет на основе наблюдений за людьми разных возрастов определять особенности развития у них компонентов самосознания. Содержание учебного материала: понятие самосознания. Формы проявления самосознания: самопознание, самооценка, самоприятие, самовосприятие. Образ – «Я» как регулятор поведения личности. Три компонента образа-«Я»: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий. Формы переживания образа – «Я»: «реальное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я». Становление самооценки. Структура самооценки: когнитивный и аффективный компоненты. Виды самооценки: заниженная, адекватная, завышенная. Самоактуализация. Уровень притязаний личности. Понятие психологической защиты. Виды самостоятельной работы студента: изучение классификации психологических защит (по З.Фрейду). Тема 3.4. (Семинар № 6). Психологическая структура личности. Требования к знаниям: студент знает понятия «направленность», «потребности», «мотивы», «идеалы», «установка», «уровень притязаний»; механизмы развития личности. Требования к умениям: студент умеет на основе наблюдений устанавливать психологические свойства личности и объяснять механизмы их формирования. Содержание учебного материала: подходы к трактовке структуры личности в психологии. Психологическая структура личности. Направленность как стержневая характеристика личности. Структура направленности. Мотивационно-потребностная сфера личности. Уровень притязаний личности. Основные направления и тенденции развития личности. Механизмы развития личности. Тема 3.5. (Семинар № 7). Современные теории личности. Требования к знаниям: студент знает основные подходы к изучению личности в мировой психологии, их содержательную и методологическую специфику. Требования к умениям: студент умеет анализировать и сравнивать различные точки зрения на природу личности; обосновывать и представлять собственную точку зрения; работать в коллективе. Содержание учебного материала: классификация современных теорий личности: 1/по способу объяснения происхождения психики - психологические, социологические, социопсихологические;2/ по способу получения данных – экспериментальные, неэкспериментальные; 3/ по углу зрения на личность – структурные, динамические; 4/ по возрастному диапазону – дошкольный и школьный возраст, вся жизнь; 5/ по описанию личности – черты личности, формы поведения личности. Подходы к изучению личности в зарубежной психологии: социогенетический, биогенетический, психогенетический. Концепции личности отечественных психологов – Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н., Платонова. К.К., Узнадзе Д.Н. и др. Виды самостоятельной работы студента: найти принципиальные отличия и сходство в концепциях личности зарубежных и отечественных психологов. Раздел 4. Индивидуально - психологические особенности личности. Тема 4.1. Темперамент. Требования к знаниям: студент знает понятие «темперамент», его физиологические основы, свойства. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал; определять с помощью соответствующих методов тип темперамента; доказывать необходимость учета типа темперамента в воспитании детей. Содержание учебного материала: понятие темперамента в психологии и других науках. Классификации типов темперамента: гуморальные теории, морфологические теории, нейрофизиологические теории. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Свойства темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Темперамент и проблемы воспитания. Виды самостоятельной работы студента: самодиагностика типа темперамента. Тема 4.2. Характер. Требования к знаниям: студент знает понятия «характер», «акцентуация»; физиологические основы; психологическую структуру характера. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал; доказывать необходимость учета особенностей характера в воспитании детей. Содержание учебного материала: понятие о характере. Физиологическая основа характера. Особенное и типичное в характере. Структура характера. Черты характера: 1)по видам отношений – к самому себе, к вещам, к другим людям, к деятельности; 2)по группам качеств – эмоциональные, волевые, интеллектуальные; 3)по взаимодействию человека с миром – а) черты, относящиеся к сфере «Я»; б) черты, относящиеся к сфере проявлений характера в жизнедеятельности – моральные, волевые, эмоциональные, деятельностные. Теории характера: структурные, морфологические (конституциональные), психоаналитические, неофрейдистские, психиатрические (клинические) и др. Акцентуации характера по К.Леонгарду (у взрослых) и А.Е.Личко (у подростков). Характер и деятельность. Виды самостоятельной работы студента: подборка определений по теме, подготовка к словарному диктанту. Тема 4.3. Способности. Требования к знаниям: студент знает понятия «способности», «задатки»; физиологические основы, виды способностей; уровни развития способностей. Требования к умениям: студент умеет анализировать теоретический материал; проектировать работу по выявлению и развитию способностей.
Содержание учебного материала: понятие способностей. Задатки как предпосылки развития способностей. Условия развития способностей. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Виды способностей: врожденные и приобретенные; общие и специальные; теоретические и практические. Уровни развития способностей – одаренность, талант, гениальность. Педагогические способности – конструктивные, организаторские, коммуникативные. Виды самостоятельной работы студента: разработка плана работы по выявлению и развитию способностей у детей. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |